Продувка цилиндров двигателя своими руками

Методы и средства раскоксовки

Существует несколько методик. Раскоксовка двигателя своими руками может выполняться механическим или химическим способом. Мы подробно расскажем о каждом из них, а также некоторых других методах.

«Народный» метод

Если планируется скорая замена моторного масла, то данную процедуру можно совместить с раскоксовкой мотора. Суть этого метода довольно проста. Водителям следует выполнить следующие действия:

  1. Прогрейте мотор до рабочих температур.
  2. Демонтируйте свечи зажигания.
  3. Установите поршни цилиндров в среднее положение, а затем в каждый цилиндр залейте около 150 сантиметров кубических состава 4/5 керосина + 1/5 моторного масла.
  4. За ремень генератора или шкив проверните мотор несколько раз.
  5. Оставьте автомобиль на 10-12 часов.
  6. Установите свечи на место и заведите авто. Дайте ему проработать на холостом ходу 10-15 минут.
  7. Выполните полную замену масла.

После этого, конечно же, машину можно эксплуатировать в обычном режиме.

Механический способ

Этот метод является самым трудозатратным и качественным. Предполагается частичная или полная разборка агрегата. Удаление нагара производится с помощью керосина или аналогичного растворителя, например, ацетона. Также рекомендуем подготовить мягкую щетку или ветошь. При чистке необходимо тщательно убрать налет со следующих мест:

  • юбка поршней и стенки камеры;
  • отверстия отвода жидкой смазки;
  • боковые поверхности поршней;
  • лицевые плоскости клапанов с внутренними поверхностями;
  • канавки для поршневых колец.

Методика позволяет лично очистить каждый сантиметр рабочей поверхности, но предполагает разбор мотора. Если вы не имеете опыта в подобных процедурах, есть смысл использовать химические составы.

Используем химию

Средство для раскоксовки двигателя представляет собой сильнодействующий химический реактив, который удаляет нагар без разборки мотора. Качество раскоксовки и продолжительность очистки зависят напрямую от используемого состава. Существуют средства, предназначенные для мягкой и жесткой очистки. Первый метод позволяет лишь частично удалить нагар, при этом характеризуется простотой. Водителям достаточно добавить очистителя в моторное масло и проехать на нем до 200 километров. После следует полностью заменить масло. Эта мера больше является профилактической. Избавиться от нагара полностью позволяет жесткая раскоксовка. Методика включает в себя следующие шаги:

  • Прогрейте мотор до рабочих температур.
  • Выкрутите свечи (форсунки, если дизель) и включите передачу.
  • Установите поршни в среднем положении. Можно использовать для определения проволоку, установив ее в свечной колодец.
  • В каждый из цилиндров мотора необходимо залить очищающее средство. Объем можно почитать в инструкции к химии. Наживите свечи/форсунки, но не затягивайте.
  • Оставьте машину в таком состоянии на определенное время, указанное в инструкции к средству.
  • Удалите оставшуюся жидкость из цилиндров, провернув несколько раз ведущее колесо.
  • Установите на место форсунки/свечи.
  • Запустите мотор, при этом дайте ему поработать на холостых около одного часа.

При работе из выхлопной трубы может обильно идти дым. Но его концентрация по мере вывода нагара будет уменьшаться. Окончательное удаление нагара будет выполнено после 100-200 километров пробега.

Используем гидроперит

Распространенным методом среди водителей является раскоксовка перекисью водорода (гидроперита) или просто водой. На 5 литров воды разводят 6 таблеток гидроперита, а затем проливают состав через мотор. Пар от воды достаточно хорошо удаляет нагар с клапанов, со стенок камеры сгорания и колец. На старых автомобилях рекомендуется после процедуры заменить масло.

Метод достаточно прост, но неопытные автомобилисты могут «словить» гидроудар двигателя. В этом случае вам придется раскошелиться на ремонт.

Нагнетатель из пластиковой бутылки

Многим известна ситуация, когда случается проблема заливки масла в редуктор, раздатку, АКПП, и т. д. Немного поразмыслив, собрал необходимые средства, который были под руками, и самостоятельно собрал нагнетатель. При этом вспоминал передачу об очумелых ручках.

Для этого аппарата нужны такие комплектующие как пластиковая бутылка объемом 5 литров, два клапана, несколько штуцеров, металлическая трубка.

Для работы нагнетатель нужно заправить маслом 1 л, затем подсоединить компрессор – подойдет автомобильный, и набить давление 2 кг/см кв. После этого воздушный клапан закрываем. Готово, аппаратом можно пользоваться. Для этого следует вставить шланг в заливное отверстие редуктора и открыть нагнетательный клапан масла.

Причины и последствия образования нагара в камере сгорания

К активному образованию нагара в камере сгорания приводит работа дизеля на солярке низкого качества, езда на неподходящем дизельном моторном масле или несвоевременная его замена, эксплуатация агрегата в тяжелых условиях (пробки, короткие поездки, недонагрев мотора и малые нагрузки), неисправности самого двигателя, ГРМ и системы топливоподачи.

Нагарообразование вызывает также присутствие металлосодержащих присадок в дизтопливе, которые добавляются для повышения цетанового числа солярки. Дополнительным источником отложений выступают частицы моторного масла, которые разложились и окислились после попадания в камеру сгорания. Нагарообразование и скопление углеродистых отложений возникает в результате неполного  сгорания топлива в цилиндрах.

Нагар образуется на днище поршня, покрывает стенки камеры сгорания, клапана. Теплоотведение от деталей в цилиндрах нарушается. В результате элементы, покрытые нагаром, перегреваются. По этой причине возможен прогар клапана, оплавление поршня и т.д.

Плотный слой нагара уменьшает объем рабочей камеры, что приводит к повышению давления и детонации топлива. Детонация быстро разрушает любой двигатель, но для дизеля с его высокой степенью сжатия детонационные взрывы особенно опасны.

Нагар и вызванные его присутствием детонационные процессы снижают мощность двигателя, наблюдается перерасход горючего,  увеличивается износ цилиндропоршневой группы (ЦПГ) и кривошипно-шатунного механизма (КШМ).

Закоксовка поршневых колец снижает их подвижность, падает компрессия двигателя. Также залегание колец может привести к быстрому их разрушению, что вызовет задиры на стенках цилиндра. Признаком залегания колец выступает повышенный расход масла и дымления дизеля сизым дымом. Моторное масло попросту сгорает в цилиндрах двигателя.

Лаковые отложения на кромке и сбоку поршня, в канавках поршневых колец, а также на стенках цилиндров вызывают ускоренный износ указанных стенок. Если зазор между кольцом и канавкой заполнится нагаром, тогда кольцо не может до конца прилегать к канавке. Результатом становится возросшее  давление на стенки цилиндра.

В таких условиях гильза цилиндра и сами кольца быстро изнашиваются. Появление задиров на гильзе становится вопросом времени. Когда кольца залегли, наблюдается одновременный прорыв газов из рабочей камеры в картер мотора и проникновение  масла  в камеру сгорания. Давление в картере растет, дизельный двигатель начинает сапунить, а избытки масла в камере сгорания ускоряют нагарообразование.

Нагар приводит к тому, что проходные сечения клапанов становятся меньше. Отложения под тарелкой клапана не позволяют ему нормально садиться в седло, что и вызывает прогар. Компрессия дизеля также заметно снижается по причине неполного закрытия клапанов. Результатом становится заметная потеря мощности мотора. Также нагар на внутренней стороне тарелки впускных клапанов может быть причиной неустойчивой работы дизеля и детонации, так как отложения впитывают в себя часть топлива в момент впрыска. Дизель начинает работать на бедной смеси, хотя форсунки подают достаточно солярки.

Большое количество отложений может заставить дизель продолжать работать после того, как водитель пожелал заглушить мотор.  Это вызвано тем, что в сильно закоксованных цилиндрах частицы нагара тлеют, самостоятельно воспламеняя дизтопливо.

Вполне очевидно, что нагар крайне негативно влияет на компрессию в цилиндрах, разрушает ЦПГ и ГРМ, выводит из строя выхлопную систему, влияет на общую рабочую температуру двигателя. Также страдает система вентиляции картерных газов, система смазки и т.д. Для дизельного или бензинового ДВС от компрессии напрямую зависит расход топлива и масла, мощность, экологичность. Активное нагарообразование не позволяет дизелю нормально запускаться «на холодную», а также стабильно функционировать после выхода на рабочие температуры.

Чистка нагара без замены масла

Такой способ удаления углеродистых продуктов считается более мягким. Средство для раскоксовки поршневых колец без замены масла представляет собой специальные присадки к бензину или ДТ. В основе их действия – удаление продуктов сгорания специальным химическим составом.

Внутренняя поверхность мотора подвергается постоянному влиянию специального состава, что исключает скапливание кокса.

Некоторые преимущества данного способа:

  • Простота и удобство – не нужно снимать свечи и форсунки.
  • Введение за минуту.
  • Замена масла в моторе проводится стандартно, согласно ТО.
  • Поверхность двигателя защищается образовавшейся пленкой, снижающей накопление нагара.

Но панацеей такие препараты назвать сложно. Это скорее продукт локального действия, который поможет в случае легкой закоксованности. Если объем нагара критический, присадки не смогут удалить его, так как не имеют размягчающего действия. Это промывочные составы с чистящими составляющими для удаления несильного нагара поршневых колец.

С другой стороны, раскоксовка поршневых колец без замены масла – единственный вариант, если стук двигателя и черный выхлоп застал врасплох в дальней дороге. Нормы использования для легковых автомобилей составляют 50 мл на 40-60 л бензина (или ДТ), для грузового транспорта – 100 мл на 200 л топлива.

Важно! Дизельные агрегаты заправляются топливом с депрессорными присадками на спирте, снижающими температуру вязкости ДТ. В этом случае камера сгорания загрязняется быстрее, а снимать свечи в мороз не желательно

Составы для мягкой очистки продлят службу двигателя, устранив отложения.

Жидкость для очистки поршневых колец имеет активные частицы, провоцирующие распадение нагара и сгорания при воспламенении топливной смеси. По мере опустошения топливного бака очищается камера сгорания.

Нагнетатель из пластиковой бутылки

Многим известна ситуация, когда случается проблема заливки масла в редуктор, раздатку, АКПП, и т. д. Немного поразмыслив, собрал необходимые средства, который были под руками, и самостоятельно собрал нагнетатель. При этом вспоминал передачу об очумелых ручках.

Для этого аппарата нужны такие комплектующие как пластиковая бутылка объемом 5 литров, два клапана, несколько штуцеров, металлическая трубка.

Для работы нагнетатель нужно заправить маслом 1 л, затем подсоединить компрессор – подойдет автомобильный, и набить давление 2 кг/см кв. После этого воздушный клапан закрываем. Готово, аппаратом можно пользоваться. Для этого следует вставить шланг в заливное отверстие редуктора и открыть нагнетательный клапан масла.

Способы раскоксовки двигателя

  • Частичная раскоксовка. Этот метод специалисты называют мягким. Перед заменой моторного масла, в его состав добавляют специальное средство. Затем масло заливают в мотор и ездят некоторое расстояние, не слишком загружая двигатель. Не рекомендуется двигаться на повышенных оборотах. После 200 км масло меняют. Это простой и не затратный способ. При этом чистятся только определенные части мотора, а камера сгорания не очищается. Это является скорее профилактикой, проводимой при замене масла.
  • Полная раскоксовка. Подобный метод является жестким, и позволяет наиболее качественно чистить двигатель. Однако выполнение такой работы требует много времени. Машину нужно установить на подъемник или на яму в горизонтальном положении. Двигатель разогревают до рабочих параметров.

Имеется много разных способов раскоксовки двигателя, которые используются на станциях техобслуживания. Мы рассмотрим наиболее популярный и надежный способ – полную раскоксовку.

  1. Перед раскоксовкой двигатель следует прогреть до рабочей температуры.
  2. Выкрутить свечи.
  3. С помощью домкрата поднять ведущее колесо и установить повышенную передачу. Далее нужно вращать колесо до расположения поршней в среднем положении. Чтобы определить их положение, можно использовать отвертку.
  4. В этом случае будем применять средство, которое называется «СУРМ». Оно применяется многими мастерами, и считается достаточно эффективным. Нужно набрать в шприц 25 миллиграмм этого средства и впрыснуть его в цилиндр через отверстие крепления свечи зажигания. Этот процесс делается для каждого цилиндра.
  5. После заливки средства необходимо выждать 15 минут, чтобы нагар растворился. За это время нужно немного проворачивать колесо, чтобы жидкость проникла к кольцам. Поворот колеса производится каждые три минуты. Лишние повороты в этом случае не требуются.
  6. Отсоединить средний провод трамблера и зафиксировать его контакты на расстоянии нескольких мм от корпуса двигателя. Это сохранит катушку зажигания от неисправности.
  7. Включить нейтральную скорость и крутить стартером около 10 секунд. Так необходимо вытеснить из цилиндров промывочное средство. Это очень важный момент, так как наличие жидкости в цилиндрах при запуске двигателя может привести к гидравлическому удару, что приведет в свою очередь к повреждениям деталей двигателя.
  8. Установить свечи на свои места и запустить двигатель. В первое время выхлопные газы будут издавать неприятный запах, но это быстро пройдет.

Рекомендуем: Коленчатый вал — что это такое

Двигатель должен работать на холостом ходу около 15 минут. После этого можно начинать движение. Проехав 200 километров, можно проверить потребление масла, сравнив новые показания со старыми, разница должна быть налицо.

Какие средства используются

В рейтинг препаратов для удаления нагара, составленный на основе отзывов покупателей, вошли:

  1. Mitsubishi Shumma Engine Conditioner, базирующаяся на нефтяной основе, в состав введены моющие присадки на основе этиленгликоля и летучих эфиров. Вспененный материал вводится в камеру сгорания через удлинительную трубку, не оказывает агрессивного воздействия на резиновые элементы, но при попадании на кузов или пластиковые стекла светотехники оставляет мутные пятна.
  2. GZox Injection&Carb Cleaner, изначально созданный для очистки жиклеров и заслонок в карбюраторах. В состав входит нашатырный спирт, разрушающий алюминиевые детали, поэтому заливать раствор следует на 15-30 минут.
  3. Очиститель карбюраторов ICC300 на водной основе, за счет пониженной испаряемости хорошо растворяет шлам, но для достижения результата требуется 10-12 часов. При падении температуры воздуха эффективность падает, производитель рекомендует прогревать двигатель, а затем заливать реагент в цилиндры.
  4. Препарат VeryLube от компании Хадо в аэрозольной упаковке, предназначенный для обработки двигателей с тонким слоем отложений на поршневой группе. Производитель заявляет возможность применения жидкости для промывки системы смазки.
  5. Greenol Reanimator Professional отличается применением компонентов, растворяющих краску на поверхности деталей силовой установки. Жидкость поставляется в упаковке увеличенного размера, которой достаточно доя очистки мотора объемом до 3,5 л. Присадки негативно воздействуют на резиновые элементы (например, на маслосъемные колпачки на стержнях клапанов).
  6. Lavr ML202 Anti Coks Fast, рассчитанный на растворение легких загрязнений, не позволяет восстановить подвижность колец и компрессию. Для размягчения поверхностных отложений необходимо от 12 до 24 часов.

Средняя цена реагентов и объем упаковки указаны в таблице.

НаименованиеЕмкость, млЦена, руб.
Mitsubishi Shumma220750
GZox Injection&Carb Cleaner300545
ICC300300480
VeryLube320470
Greenol Reanimator Professional450900
Lavr МL202 Anti Coks Fast515520

Промывка с частичной разборкой

Процесс промывки карбюратора с его частичной разборкой рассмотрим на примере карбюратора «Солекс» и средства «Jet 100 Ultra». Много покупать его не нужно. Достаточно будет одного баллончика объёмом 200 мл. Стоимость этого средства составляет 450–500 рублей. Кроме специальной жидкости также потребуются:

  • набор гаечных ключей;
  • крестовая и шлицевая отвёртки;
  • пассатижи;
  • ёмкость с широким «горлом» объёмом 2–3 л (для замачивания крышки карбюратора);
  • ёмкость с широким «горлом» объёмом 0,2–0,5 л (для замачивания мелких деталей);
  • керосин (очищенный бензин, ацетон);
  • шинный насос или компрессор с сужающимся наконечником;
  • зубочистки;
  • старая зубная щётка;
  • чистая сухая ткань, не оставляющая ворса (лучше грубая);
  • небольшая деревянная лопатка (по типу палочки от мороженого).

Порядок промывки:

  1. Открываем капот. Снимаем крышку воздушного фильтра, открутив гайку ключом на 10, и открыв 4 пружинные защёлки. Для снятия крышки нужно открутить гайку и отжать защелки
  2. Вынимаем фильтрующий элемент. Используя ключ на 8, откручиваем 4 гайки на шпильках крепления корпуса фильтра. Не уроните гайки внутрь карбюратора! Снимаем фильтр вместе с резиновым уплотнителем. Демонтаж корпуса воздушного фильтра
  3. Используя крестовую отвёртку, ослабляем хомуты топливных и вентиляционных шлангов. Отсоединяем шланги.
  4. Отсоединяем наконечник провода от вывода электромагнитного клапана. К электромагнитному клапану подведен провод питания
  5. При помощи крестовой отвёртки выкручиваем винты крепления крышки к корпусу карбюратора. Их всего 5 штук. Чтобы снять крышку, нужно открутить пять винтов
  6. Аккуратно отсоединяем крышку от корпуса, стараясь не повредить прокладку. Крышку нужно аккуратно отсоединить,чтобы не повредить прокладку
  7. Используя ключ на 13, выкручиваем электромагнитный клапан. Отсоединяем от него жиклёр холостого хода. Клапан выкручивается ключом на 13
  8. Этим же ключом выкручиваем пробку фильтра карбюратора и входной штуцер. Не потеряйте уплотнительные кольца, расположенные на обоих элементах! Топливный фильтр находится под пробкой
  9. При помощи шлицевой отвёртки выкручиваем воздушные жиклёры вместе с эмульсионными трубками. Жиклеры выкручиваются шлицевой отверткой. Под ними находятся эмульсионные трубки
  10. Используя тонкую шлицевую отвёртку, поддеваем верхний «хоботок» распылителя, и извлекаем распылитель. Чтобы снять распылитель, нужно поддеть его верхний «хоботок»
  11. Шлицевой отвёрткой выкручиваем оба топливных жиклёра. Топливные жиклеры выкручиваются тонкой шлицевой отверткой
  12. Пассатижами извлекаем диффузоры обеих камер. Диффузоры извлекаются при помощи пассатижей
  13. Все мелкие детали, за исключением резиновых элементов, складываем в небольшую ёмкость и заливаем керосином (бензином, растворителем). Перед чисткой детали рекомендуется замочить в керосине или ацетоне
  14. Крышку карбюратора аккуратно, чтобы не нарушить регулировку поплавкового механизма, помещаем в большую ёмкость и также заливаем её керосином.
  15. Оставляем детали отмокать на 30–60 минут.
  16. Берём баллон с чистящим средством. К его распылителю присоединяем трубку (идёт в комплекте). Наносим жидкость на внутренние поверхности корпуса карбюратора (стенки поплавковой камеры, воздушных и топливных каналов, дроссельные заслонки, элементы их привода). После этого обрабатываем карбюратор снаружи. Даём средству «поработать» с полчаса. Наносим жидкость на внутренние поверхности карбюратора
  17. Тем временем берём зубную щётку и чистим крышку карбюратора изнутри, а потом снаружи. Для удаления сложных загрязнений используем деревянную лопатку. При необходимости вытираем крышку чистой тряпкой. Крышку нужно систить сначалаизнутри, потом снаружи
  18. Достаём мелкие детали карбюратора из керосина и обрабатываем их чистящей жидкостью изнутри. После обработки продуваем все жиклёры, сетчатый фильтр пробки, распылитель ускорительного насоса, эмульсионные трубки, диффузоры струёй воздуха. Для этого используем насос или компрессор. Если имеются видимые загрязнения каналов, устраняем их при помощи зубочисток. После промывки жиклеры необходимо продуть струей воздуха
  19. Используя чистую тряпку, аккуратно вытираем корпус карбюратора. Внутренние поверхности вытирать не нужно!
  20. Производим сборку карбюратора в обратном порядке. Корпус воздушного фильтра не устанавливаем.
  21. Запускаем двигатель. Берём баллон с чистящей жидкостью и распыляем её в карбюратор, периодически «погазовывая». Продолжаем эту процедуру 2–3 минуты.
  22. Глушим двигатель и устанавливаем воздушный фильтр.

Причина загрязнений

Для того, чтобы раскоксовка дизельного двигателя прошла более эффективно, требуется выяснить причину образования нагара. По отзывам многих автовладельцев — это дизельное топливо низкого качества. В результате в камере сгорания образуются соединения углерода, которые представляют собой несгоревшие остатки горючего.

Раскоксовка поршневых колец производится с целью удаления нагара, отложений. При наличии данных загрязнений октановое число горючего становится выше. Все эти события приводят к тому, что в цилиндрах мотора падает компрессия, снижается возможная мощность.

При этом наблюдается трудный запуск двигателя, увеличивается расход масла, самого топлива. Все эти факторы приводят к тому, что оборудование быстрее выходит из строя оборудование.

Какие средства используются

В рейтинг препаратов для удаления нагара, составленный на основе отзывов покупателей, вошли:

  1. Mitsubishi Shumma Engine Conditioner, базирующаяся на нефтяной основе, в состав введены моющие присадки на основе этиленгликоля и летучих эфиров. Вспененный материал вводится в камеру сгорания через удлинительную трубку, не оказывает агрессивного воздействия на резиновые элементы, но при попадании на кузов или пластиковые стекла светотехники оставляет мутные пятна.
  2. GZox Injection&Carb Cleaner, изначально созданный для очистки жиклеров и заслонок в карбюраторах. В состав входит нашатырный спирт, разрушающий алюминиевые детали, поэтому заливать раствор следует на 15-30 минут.
  3. Очиститель карбюраторов ICC300 на водной основе, за счет пониженной испаряемости хорошо растворяет шлам, но для достижения результата требуется 10-12 часов. При падении температуры воздуха эффективность падает, производитель рекомендует прогревать двигатель, а затем заливать реагент в цилиндры.
  4. Препарат VeryLube от компании Хадо в аэрозольной упаковке, предназначенный для обработки двигателей с тонким слоем отложений на поршневой группе. Производитель заявляет возможность применения жидкости для промывки системы смазки.
  5. Greenol Reanimator Professional отличается применением компонентов, растворяющих краску на поверхности деталей силовой установки. Жидкость поставляется в упаковке увеличенного размера, которой достаточно доя очистки мотора объемом до 3,5 л. Присадки негативно воздействуют на резиновые элементы (например, на маслосъемные колпачки на стержнях клапанов).
  6. Lavr ML202 Anti Coks Fast, рассчитанный на растворение легких загрязнений, не позволяет восстановить подвижность колец и компрессию. Для размягчения поверхностных отложений необходимо от 12 до 24 часов.

Средняя цена реагентов и объем упаковки указаны в таблице.

НаименованиеЕмкость, млЦена, руб.
Mitsubishi Shumma220750
GZox Injection&Carb Cleaner300545
ICC300300480
VeryLube320470
Greenol Reanimator Professional450900
Lavr МL202 Anti Coks Fast515520

Рецепт комплексной раскоксовки поршневых колец без разборки двигателя

В чистом виде процесс декарбонизации основан на заливке агрессивного растворителя в цилиндры через свечные отверстия. Далее раствор выдерживается определенное время, после чего принудительно удаляется или уходит в картер. Идея состоит в том, чтобы размягчить смолянистые отложения, которые впоследствии уйдут в поддон или сгорят в цилиндрах.

Являясь ярым противником подобных мероприятий, не рекомендую рассматривать раскоксовку в профилактическом ключе. Считаю, что исправному двигателю мешать не нужно: не экономьте на масле, сокращайте интервалы его замены и проблем не будет долгое время. Если и лить агрессивные средства в мотор, то делать это стоит в только предкапитальном состоянии.

Фирменными средствами

Лучшим вариантом считается раскоксовка, совмещенная с мягкой промывкой двигателя. В финале неплохо бы промыть мотор промывочным маслом. Разумеется, смазку и масляный фильтр необходимо менять в обязательном порядке. Подбирать препарат лучше из опыта, который можно почерпнуть на том же DRIVE2.RU. В качестве раскоксовок часто служат:

  • Verylube от XADO
  • Mitsubishi Shumma
  • Lavr ML-202
  • Greenol Reanimator

Средства эти настолько агрессивны, что могут отслоить краску в маслоподдоне, разрушить пластики, герметики и резинки. Учитывая это, особую ценность представляет положительный опыт по декарбонизации именно конкретной модели двигателя. Что же касается промывок мягкого формата, то принцип их действия одинаков вне зависимости от бренда: состав вливается за 150-200 км до очередной замены масла, после чего автомобиль эксплуатируется в щадящем режиме. По промывкам стоит ориентироваться на продукцию известных брендов:

  • Liqui Moly Oil-Schlamm-Spulung
  • Lavr мягкая промывка двигателя
  • Hi-Gear мягкий очиститель двигателя

В качестве промывочного масла можно выбрать что-то пожиже из линейки производителя, которому вы отдаете предпочтение, или взять что-либо из профессиональной линейки чисто промывочных масел. Технология комплексной раскоксовки построена на цепочке промывка-декарбонизация-промывка:

  • Промыть двигатель в движении. Смешать мягкую промывку с маслом, желательно свежим, и залить в разогретый двигатель. Ездить в обычном режиме, не превышая 2 500 об/мин.
  • Раскоксовать поршневые кольца. Загнать машину в теплый гараж, выкрутить свечи, выставить поршни вровень – в один ряд, залить в каждый цилиндр раскоксовку и завернуть свечи обратно. Объем декарбонизатора рассчитывается исходя из типа мотора: в рядный достаточно заправить 50 мл, в V-образный – 100 мл. Через 15 минут необходимо слегка пошевелить коленвал с помощью ключа (полностью проворачивать нельзя), через 30 минут – выкрутить свечи и проверить уровень жидкости в цилиндре. При необходимости долить, исходя из рекомендаций по объему, закрутить свечи и оставить двигатель на 6-8 часов. По окончанию выкачать через свечные отверстия остатки раскоксовочной смеси шприцем с капельницей и сделать несколько прокруток стартером, прикрыв свечные отверстия ветошью. В финале слить масло, и завернуть свечи обратно.

  • Промыть маслосистему промывочным маслом. Сменить маслофильтр, залить смазку, завести двигатель и дать поработать ему порядка 30 минут.
  • Сменить масляный фильтр и залить новое масло.

Самодельными препаратами

Основа любой фирменной раскоксовки – керосин, дизельное топливо и растворители либо чистый ацетон. Компоненты действительно работают по отдельности и лучшим доказательством тому служит советская эпоха, когда ассортимент автохимии был мягко говоря скудным и в ход шли традиционные растворители.

Итак, моющими свойствами обладают:

  1. Керосин. В камере сгорания должен находится не менее 12 часов.
  2. Сольвент. Время воздействия на поршневые кольца – не менее 5 часов.
  3. 646 растворитель. Период реакции – не менее 6 часов.
  4. Димексид. Лекарственное средство с высокой степенью агрессивности, не рекомендуется к применению в современных двигателях.
  5. Очиститель карбюратора. Выдерживать не менее 12 часов.
  6. Аммиак. Агрессивное средство. Время нахождения – не более 1 часа.

Почему в моторе образовывается нагар

Не секрет, что современный двигатель — это сложное высокотехнологичное устройство, состоящее из тысяч деталей и вынужденное работать в экстремальных условиях. Неудивительно, что, несмотря на наличие качественной смазки и эффективной системы охлаждения, добиться абсолютной герметичности этих магистралей, а также полного и своевременного сгорания топливовоздушной смеси по-прежнему не удается.

Особенно сильно страдают от нагара дизельные силовые агрегаты. Раскоксовка позволяет частично решить задачу очистки поршневых колец, но в случае любых ошибок при выполнении данной процедуры результат может оказаться прямо противоположным, приведя к необходимости выполнять дорогостоящий ремонт мотора.

Поэтому так важно как можно поподробнее узнать, что повлияло на возникновение существенного загрязнения поршневых колец. В большинстве случаев причина этого явления — использование на регулярной основе некачественного горючего

В результате при его сгорании в камере остаются углеводородные компоненты, для которых условия для горения оказались неподходящими. Та же причина сказывается и на образовании нагара на клапанах, что грозит их прогоранием.

Из-за обрастания поршневых колец различными отложениями прогрессирует такое явление, как снижение компрессии двигателя. А это — заметное снижение мощности и приёмистости автомобиля.

Наконец, это явление сопровождается заметным увеличением расхода моторного масла и топлива

Износ поршневой группы происходит значительно быстрее, поэтому так важно регулярно проводить мероприятия, направленные на увеличение срока эксплуатации силового агрегата

Рассмотрим другие причины, приводящие к образованию нагара на кольцах ЦПГ:

  • несоблюдение рекомендованных автопроизводителями сроков замены моторного масла, а также использование низкокачественного или неподходящего для данного мотора масла;
  • ряд причин, связанных с перегревом двигателя (утечка охлаждающей жидкости, проблемы в работе термостата или системы охлаждения в целом);
  • использование в смазочной жидкости разнообразных присадок;
  • длительный простой автомобиля (превышающий два-три месяца).

В последнем случае настоятельно рекомендуется залить в мотор свежее масло, дополнил эту процедуру раскоксовкой двигателя.

Впрочем, образование нагара на поршневых кольцах и клапанах может носить и естественный характер. В данном случае афоризм «вода камень точит» относится и к двигателю. Пробега в 100000 километров уже достаточно для появления на деталях цилиндропоршневой группы немалого количество отложений, накапливающихся с каждым пройденным километром.

Разновидности закоксовок поршневых колец

Поршневые кольца закоксовываются в 2 положениях:

  1. В утопленном состоянии. Элементы удерживаются в канавках слоем нагара на торцевых кромках. После удаления постороннего налета реагентами кольца встают в штатную позицию, что позволяет восстановить работоспособность двигателя.
  2. В выдавленном виде. Отложения скапливаются между кольцом и поршнем, что приводит к ускоренному износу. После проведения очистки детали встанут на место, но из-за увеличенного зазора расход масла останется неизменным или вырастет. Для устранения дефекта потребуется капитальный ремонт силовой установки с заменой деталей поршневой группы или расточкой зеркал цилиндров.

Краткие выводы

Следить за состоянием двигателя – обязанность каждого автовладельца, но процедура раскоксовки полезна далеко не всегда. Наибольшего эффекта можно добиться на старых двигателях, характеризующихся повышенным расходом масла, для силовых агрегатов, у которых поверхность цилиндров покрыта алюсиловым составом, а также для форсированных (турбированных) моторов.

Если машина обладает повышенным аппетитом к моторному маслу, это свидетельствует о настолько сильном загрязнении камеры сгорания, что степень сжатия повышается почти на единицу, при этом клапаны становятся малоподвижными. Раскоксовка в таких случаях, как правило, позволяет на какое-то время отодвинуть капитальный ремонт (в большинстве случаев не более чем на 10 тысяч километров).

Что касается алюсиловых двигателей, то они весьма чувствительны к любым загрязнениям, даже частичкам сажи – слишком тонкое у них покрытие. Очистку с применением специальных растворителей на таких моторах требуется проводить в качестве профилактического мероприятия, предотвращающего появления крупных по размерам отложений. Залёгшие кольца также часто становятся причиной повреждения алюсилового покрытия, так что риск здесь вполне оправдан – слишком дорого обойдётся вам ремонт таких силовых агрегатов.

Наконец, в случае турбированных моторов следует понимать, что они функционируют на предел форсирования независимо от текущей величины оборотов коленвала и режима использования мотора. Так что даже незначительное улучшение свойств камеры сгорания после раскоксовки оказывается весьма полезным, не говоря уже об очистке по крайней мере верхней пары колец.

Как решить, стоит ли проводить такую операцию на своем автомобиле? Если возраст машины превышает 5-6 лет, или мотор работал преимущественно в сложных и тяжёлых режимах, периодически проводимая раскоксовка лишней не будет. Но если вы стали слишком часто и много доливать масло, целесообразность выполнения данной процедуры выглядит уже не столь очевидно.

А вот на двигателях старой формации, с сильно изношенной поршневой группой, результат очистки зачастую бывает положительным, поскольку из-за увеличенных зазоров проблем с проникновением жидкости по всему объёму камеры сгорания не возникает. А вот на относительно свежих двигателях эффект, скорее всего, будет нулевым.

В целом раскоксовку следует воспринимать исключительно как временную меру – в любом случае уже через несколько тысяч километров всё вернётся на круги своя, а вам следует готовиться к проведению серьёзных ремонтных работ.

Что в итоге

Вполне очевидно, что главным недостатком механического способа является сложность и внушительный объем работ. По этой причине водители редко соглашаются разбирать мотор только для очистки агрегата от нагара и коксовых отложений. Чаще данная процедура производится во время капитального ремонта двигателя.

Напоследок хотелось бы добавить, что крайне желательно проконсультироваться с мотористами перед тем, как вы решите очистить мотор от кокса и промыть камеры сгорания от нагара. Дело в том, что даже самая агрессивная химия не удаляет отложения полностью.

В результате появляется риск закупорки каналов отделившимися от общей массы частицами. Если иначе, в отдельных случаях мотор лучше не чистить совсем, что позволит эксплуатировать его дальше еще какое-то время. Если же такой двигатель попытаться отмыть от нагара специальными очистителями, тогда вероятность его незамедлительного последующего ремонта сильно возрастает.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий