Принцип работы стартера в автомобиле

Виды стартеров

Среди большого количества подобных электромагнитных двигателей различают всего 2 основных вида: стартеры с редуктором и без него.

С редуктором

Многие специалисты советуют использовать стартер с редуктором. Это обусловлено тем, что подобное устройство обладает сниженной потребностью тока для эффективной работы. Такие устройства будут обеспечивать кручение коленчатого вала даже при низком заряде аккумулятора. Также одним из самых важных плюсов такого устройства является наличие постоянных магнитов, которые сводят проблемы с обмоткой статора к минимуму. С другой стороны при длительном использовании такого устройства есть вероятность поломки вращающей шестерни. Но к этому, как правило, приводит заводской брак или попросту некачественное производство.

Без редуктора

Стартеры, которые не имеют устройство редуктора обладают непосредственно прямым действием на вращение шестерни. В данной ситуации владельцы автомобилей, которые имеют без редукторные стартеры выигрывают в то, что такие устройства имеют более простую конструкцию и легко поддаются ремонту (читайте про ремонт стартера своими руками). Также стоит отметить, что после подачи тока на электромагнитный включатель происходит моментальное сцепление шестерни с маховиком. Это позволяет обеспечить весьма быстрое зажигание. Стоит отметить тот факт, что подобные стартеры обладают высокой выносливостью, а вероятность поломки из-за воздействия электричества сведена к минимуму. Но устройства без редуктора имеют вероятность плохой работы при низких температурах.

Виды

По устройству, стартеры бывают:

Без редуктора

Редуктор – это промежуточный механизм, основная задача которого – снижения усилий при вращении. В таких моделях коленчатый вал имеет непосредственное сцепление с шестерней. Зажигание происходит быстрее, практически мгновенно, по причине прямого контакта. Среди преимуществ этой конструкции выделяется простота. Дополнительный редуктор внедряется в конструкцию и в случае поломки потребуется его разборка.

Безредукторные стартеры легко ремонтируются обычным ручным инструментом. Из-за сильной упрощенности, схемы подключения и ремонта элементарны. Но основным недостатком моделей без редуктора выступает нестабильность. Во время сильных морозов они могут выходить из строя, не запускать двигатель с первого раза.

С редуктором

Основное отличие от предыдущей версии – наличие планетарного редуктора. Многие специалисты рекомендуют именно редукторные модели, так как они обладают одним выраженным достоинством – возможность запуска автомобиля даже при сильно севшем аккумуляторе. Малое потребление электричества значительно усиливается постоянными магнитами, которые улучшают производительность.

Кроме этого такое сочетание решает возникающие проблемы с обмоткой, которые могут привести к поломке стартера. Единственный недостаток – вероятная поломка шестерни при длительной эксплуатации. Если стартер был сделан с дефектом, что не редкость, их срок работы сильно ограничивается.

Устройство

Устройство и принцип работы стартера просты. Система пуска двигателя напрямую зависит от маховика. Это — механический элемент, который проворачиваясь, заставляет мотор производить энергию. И для пуска мотора от АКБ, требуется промежуточный узел.

Принцип работы стандартного стартера автомобиля обусловлен работой следующих элементов:

  1. Якорь. Это ось, изготовленная из легированного стального сплава. Она вращается на подшипнике скольжения. На нее напрессовывается сердечник и устанавливаются коллекторные пластины. Его структура подразумевает пазы, в которые укладывается обмотка.
  2. Щетки. Это графитовые проводники, осуществляющие простую функцию – передача электричества на коллекторные пластины. Это позволяет увеличить мощность стартера в целом.
  3. Реле. Передает напряжение на обмотку и выталкивает обгонную муфту.
  4. Электромотор. Состоит из нескольких сердечников с обмоткой. Ротор может быть установлен на подшипниках скольжения или обычных втулках. Второй вариант считается худшим, так как они имеют свойство стираться при активном использовании. В итоге, такое оборудование быстрее выходит из строя.
  5. Бендикс. Элемент передачи крутящего момента и вращения на коленчатый вал.

Работа стартера, зачастую, обусловлена этим набором элементов, но могут быть и дополнения. Ряд моделей имеет специальную кнопку, которая позволяет запустить автомобиль даже без ключа.

Подробнее об устройстве стартера в видео

Бендикс стартера

Человеку, незнакомому с автомобильными терминами, сложно понять, что означают те или иные названия. Трамблер, жиклер, бендикс, кулиса, цапфа и так далее — согласитесь, не многие поймут, о чем идет речь. Кроме того, часто в литературе можно увидеть аббревиатуры: ШРУС, ПТФ, КСХХ, ЗДТ, ГБЦ. Однако, знать значение всех этих терминов необходимо хотя бы для того, чтобы купить нужную деталь в магазине автозапчастей.

Если у вас возникли проблемы со стартером, то одной из причин может быть поломка бендикса. Картина знакомая: вы пытаетесь завести двигатель, слышится, как щелкает втягивающее реле, а затем характерный скрежет — шестерня обгонной муфты не входит в зацепление с венцом маховика коленвала. Значит пора проверить состояние бендикса и его шестеренки.

В каталоге запчастей эта деталь обычно названа приводом стартера либо обгонной муфтой. В простонародье эту муфту также называют бендикс, в честь американского изобретателя, который ее запатентовал. Бендикс выполняет очень важную роль — именно через него вращение вала якоря стартера передается на коленчатый вал благодаря ведомой обойме с шестерней.

Мы уже писали на нашем сайте Vodi.su о ситуации когда стартер крутится, но машина не заводится.

Напомним еще и о принципе работы стартера:

  • ток от аккумулятора подается на обмотку электромотора стартера;
  • начинает вращаться вал якоря, на котором и находится обгонная муфта;
  • на валу есть шлицы, по ним бендикс передвигается к маховику;
  • зубья шестерни бендикса входят в зацепление с зубьями венца маховика;
  • как только маховик раскручивается до определенной скорости, происходит отсоединение шестерни привода стартера и бендикс возвращается назад.

Стоит также отметить, что шестерня привода стартера может вращаться лишь в одном направлении.

Устройство бендикса стартера

Основными элементами привода являются:

  • ведомая обойма с шестерней — обеспечивает сцепление с маховиком;
  • ведущая обойма — находится на валу якоря стартера и вращается вместе с ним;
  • буферная пружина — смягчает момент контакта шестерни с венцом маховика (иногда сцепление происходит не с первого раза и благодаря этой пружине шестерня отскакивает назад и вновь входит в зацепление);
  • ролики и прижимные пружины — позволяют шестерне вращаться лишь в одном направлении (если ролики стираются, то шестерня будет пробуксовывать при запуске двигателя).

Чаще всего поломки происходят по причине износа зубьев шестерни привода стартера. В таком случае приходится снимать стартер и проводить замену бендикса, хотя в некоторых магазинах можно найти ремкомплекты, в которых шестерня продается отдельно. Как бы там ни было, но ремонтировать стартер без должной подготовки достаточно сложно.

Реже происходит ослабление буферной пружины. Убедиться в том, что она ослабла, тоже легко — при повороте ключа в замке зажигания можно будет услышать скрежет. Двигатель заведется, но такое несовпадение зубьев приведет к быстрому износу как шестерни бендикса, так и венца маховика (а его ремонт обойдется значительно дороже, чем замена бендикса).

Со временем также могут стираться ролики, которые находятся в ведущей обойме. На вид они очень маленькие, но именно благодаря им шестерня может вращаться лишь в одном направлении. Если же шестерня свободно вращается во все стороны, то это свидетельствует либо о браке, либо о полном износе роликов и ослаблении прижимных пластин.

Стоит сказать, что стартер — это достаточно сложное устройство и поломки чаще всего случаются не из-за бендикса. Ресурс работы стартера значительно меньше, чем у двигателя, поэтому рано или поздно его все же придется заменить. Видео о том, как реставрировали бендикс, при ремонте стартера.

(9 оценок, среднее: 4,44 из 5)

Стартер ВАЗ 2107 – устройство, схема подключения + Видео » АвтоНоватор

Стартер ВАЗ 2107 часто барахлит, но это не беда – отечественный автопром характерен тем, что в случае необходимости ремонт и обслуживание делать куда проще, чем в иномарках. И если с пусковым механизмом что-то случилось, вы сможете помочь машине сами. Давайте разбираться!

Замысловато ли устройство стартера «семерки»?

Стартер отвечает за пуск мотора. Это электродвигатель с 4 полюсами и таким же количеством щеток. Он располагается в нижней части моторного отсека с правой стороны от блока цилиндров, это демонстрирует фото из-под капота. Фиксация на картере сцепления осуществляется посредством трех болтовых соединений.

Этот элемент не рассчитан на длительную работу, его единственная функция – предоставить двигателю нужный крутящий момент. Справившись с задачей, деталь возвращается в состояние покоя. Так что любая серьезная неисправность приведет к отказу транспортного средства. Устройство стартеров ВАЗ 2107 и других моделей этой линейки одинаково. Если же и встречаются некоторые отличия, то они незначительны.

Устройство стартера включает более чем 40 мелких элементов, из которых собираются основные части – электродвигатель постоянного тока, бендикс и тяговое реле. Их легко найти на фото. В функции моторчика входит передача вращательного момента на коленчатый вал посредством шестеренной передачи. Благодаря втягивающему реле обеспечивается перемещение бендикса. Кроме того, реле отвечает и за замыкание контактов электрического мотора. Бендикс – маленькая деталь, но выполняет весьма важную задачу – обеспечивает сцепление вала и венца маховика. И только после этого возможно вращение коленчатого вала.

Как стартер пускает двигатель?

Рассмотрим подробнее принцип действия стартера. После замыкания контактов ток поступает на обмотку тягового реле. В это время якорь перемещается и выдвигает бендикс. Шестеренка последнего соединяется с венцом маховика. Когда якорь достигает конечной позиции происходит замыкание контактов, что позволяет току поступить на обмотку мотора стартера. Устройство начинает вращаться и автомобиль заводится.

Бендикс возвращается в исходную позицию как только маховик начнет вращаться с большей скоростью, чем вал стартера. А подача электрической энергии на устройство прекращается с возвратом ключа на первое положение. Устанавливают на ВАЗ 2107 и редукторный стартер, в этом случае схема протекания тока чуть другая, он попадает на якорь через зубчатую передачу. Благодаря этому значительно увеличивается мощность. Это не единственное отличие, которое имеет редукторный механизм, но об этом не сейчас.

https://youtube.com/watch?v=6Y1_7_KKvE8

Схема подключения и возможные затруднения

Чтобы поломка стартера не застала врасплох, рассмотрим, как заменить ее самостоятельно. Но прежде чем говорить непосредственно о подключении стартера ВАЗ 2107, следует узнать как демонтировать старый элемент. Единственная проблема, с которой вы столкнетесь – неудобное расположение детали, грешат этим и карбюраторные модели, и инжекторные.

Устанавливаем автомобиль над смотровой ямой, так как добраться до узла можно только через низ. Обязательно отключаем зажигание. Затем снимаем крышку аккумулятора и отключаем с «массы» клемму. Чтобы освободить доступ, следует демонтировать АКБ, причем делаем это вместе с опорой. Пришло время открутить зажим жгута проводов и снять их с тягового реле. И последняя операция – раскрутить болтовые соединения, фиксирующие деталь.

Дальше нас интересует схема подключения для стартера на ВАЗ 2107. Установив новый элемент на штатное место, первым прикручиваем самый длинный болт, а потом уже фиксируем остальные крепежи. Устанавливаем назад клеммы проводов, опоры жгута и аккумулятор. Подключаем АКБ и не забываем поставить на место защитную крышку и грязезащитный щиток.

Для некарбюраторных моделей может возникнуть некоторое неудобство при монтаже, поэтому при замене стартера ВАЗ 2107 инжекторного типа владельцу нелишним будет убрать растяжку впускного патрубка.

При внимательном отношении и отсутствии спешки вся эта операция вряд ли грозит какими-либо осложнениями, поэтому процесс замены покорится даже неопытному автовладельцу. Схема уже известна, а для наглядности все шаги мы постарались дублировать фотоматериалами, стартер на ВАЗ 2107 теперь поменять сможет каждый. Главное правильно подобрать механизм для своего авто, причем принцип работы может быть и обычный, и редукторный, многие при замене не упускают случая обзавестись более сложным, но эффективным механизмом.

https://youtube.com/watch?v=ykpKvCZyIcQ

Втягивающее реле

Как говорилось выше – в большей степени это электрическая деталь. Да, в ней есть механические подвижные части, но они приводятся в движение за счет тока.

Из чего оно состоит

На тыльной стороне находятся три контакта:

  1. Два силовых болта, выполненных в виде медных шпилек с гайками. К одной подключен толстый силовой провод от аккумулятора, к противоположной прикручена «коса». Она соединяет втягивающее реле и электродвигатель стартера.
  2. Один контакт сделан в виде штекера типа «папа». К нему подключается тонкий провод – это управление от замка зажигания.

Реле стартера автомобиля состоит из двух обмоток. Каждая из них выполняет свою функцию и нужна для создания электромагнитного поля для втягивания якоря. Он соединен через тягу с бендиксом. Это выталкивает его наружу, где он входит в зацепление с маховиком и электродвигатель готов вращать коленвал.

Еще одной подвижной деталью реле, является медная площадка, расположенная под крышкой реле. Во время втягивания, происходит нажатие на эту площадку, она замыкает собой два пятака – шляпки силовых болтов. Через неё, от одного болта к другому, протекает большой электрический ток от аккумулятора к электродвигателю.

Как работает втягивающее реле

К первому силовому болту прикручен гайкой постоянный «плюс» от АКБ. При повороте ключа, напряжение поступает на штекер, к которому подключен управляющий провод. Образуется электрическая цепь от штекера с плюсом через втягивающую обмотку и второй силовой болт. Он через «косу» и щетки электродвигателя соединен с массой автомобиля, то есть, с кузовом.

Через обмотку начинает течь электрический ток, который создает электромагнитное поле. Оно втягивает внутрь якорь, соединенный через тягу с бендиксом. Он входит внутрь корпуса, а бендикс «выстреливает» наружу, входя в зацепление с маховиком коленвала.

При втягивании, он давит на подвижную медную пластину. Она прижимается к шляпкам силовых болтов (пятакам), замыкая их между собой. Через ней начинает протекать электрический ток. Так как второй конец обмотки соединен со вторым силовым болтом перемычкой, на нём образуется «плюс». Исчезает разность потенциалов на её двух концах, и она обесточивается.

В этот момент уже работает удерживающая обмотка. Она предназначена для удержания якоря реле во втянутом положении, а значит бендикса в зацеплении с коленчатым валом. В отличие от втягивающей обмотки, её второй конец подключен к корпусу реле, а он к кузову машины. Значит на нём всегда есть «минус». Ток будет протекать через неё до тех пор, пока водитель удерживает ключ зажигания в положении «Пуск двигателя», в независимости, замкнуты силовые болты подвижной пластиной или нет.

При отпускании ключа, снимается напряжение на управляющем проводе. Через обмотку перестает течь ток, исчезает электромагнитное поле и якорь, под действием возвратной пружины, выходит из корпуса. Он через тягу вытягивает из зацепления бендикс, возвращая его в исходное положение.

Обрыв в одной из обмоток приведет к тому, что бендикс не будет выскакивать или наоборот, постоянно выскакивать и возвращаться в корпус. Целостность можно определить простой . Причём для этого не нужны специальные приборы, достаточно воспользоваться аккумулятором и контрольной лампой, или мультиметром.

Как проверить стартер если слышан одинарный стук втягивающего реле.

Причины, при которых слышан только один щелчок втягивающего реле и стартер приэтом не прокручивается. Аналогичны тем при которых втягивающее реле срабатывает несколько раз.

  • Аккумулятор разрядился на столько, что его мощности хватает только на то что бы втянуть якорь втягивающего реле только один раз. Аккумулятор при этом полностью разряжается. Повторные втягивания якоря не происходят. Соответственно стартер провернутся, тоже не может.
  • Неисправно втягивающее реле. Оно имеет две обмотки втягивающую более мощную и удерживающую. Чаще всего выходит из строя втягивающая обмотка. Подробнее описано об этом в статье. Как работает втягивающее реле-неисправности.

Якорь втягивается только удерживающей обмоткой. Его усилия хватает только на того чтобы втянуть якорь на половину. Естественно пятак не доходит до клемм. Питание не подается на электродвигатель. Вращение стартера не происходит.

Проверить это можно следующим образом.

  1. При повороте ключа на старт. Проверить напряжение на клемме к которой подходит провод от обмотки статора. Оно должно отсутствовать.
  2. Второй способ. Перемкнуть между собой клемму на которую приходит плюсовой провод от аккумулятора и клемму от которой отходит провод на обмотки статора. Напряжение через перемычку передаётся на обмотки статора и стартер начинает вращаться.

То есть пятак внутри втягивающего реле не перемыкает клеммы.

Вторая неисправность, при которой не происходит передачи напряжения между клеммами заключается в том что. На пятаке и клеммах в местах контакта образуется нагар. Или выгорание контактов. В результате одна из клемм становится короче м пятак до неё не достаёт. И даже если обмотки исправны из за того что нет контакта стартер не крутит.

Проверяется это также перемыканием контактов или замером напряжения.

В случае подобных неисправностей автомобиль все таки завести можно.

Если втягивающее реле исправно то можно перемкнуть три клеммы плюсовую на обмотку стартера и клемму управления втягивающем реле. Стартер начнет вращаться и двигатель заведется

При подобном способе включения стартера очень важно предварительно убедиться в том что автомобиль стоит на ручнике в нейтральной передаче. Если передача включена двигатель заведется и автомобиль поедет

В лучшем случае нанесет травму.

Если втягивающее реле неисправно. И бендикс как якорь не доходит до венца маховика. При не однократном перемыкании клемм плюсовой и обмотки статора. Бендикс войдет в зацепление с маховиком. Потому что он соединен с валом при помощи резьбового соединения. При вращении вала стартера он начнет выкручиваться вперёд. И может соединиться с венцом маховика. С первого раза это может не получиться, но при неоднократных попытках это все таки произойдет и автомобиль заведется.

Заедание бендикса на валу стартера

Бендикс соединен с якорем втягивающего реле. Он свободно ходит по валу по винтовой направляющей. Винтовое соединение необходимо для того чтобы. Предохранить бендикс и стартер от разрушения. В момент когда двигатель заведется. Обороты маховика становятся больше оборотов валв стартера. То есть маховик начнет врать бендикс. Благодаря тому что бендикс находится на винтовом соединении он начнет смещаться внутрь стартера и выйдет из зацепления с маховиком.

В нашем случае между бендиксом и валом может возникнуть выработка. Бендикс может клинить. И не доходить до зацепления с маховиком. Соответственно якорь тоже не будет доходить до соприкосновения пятака и клемм. Поэтому будет слышан щелчок но стартер не проворачивается. Подобное редко но случается. Убедиться в том что бендикс заклинил на валу можно только сняв стартер.

Особенности устройства узла

Теперь предлагаем узнать, какие детали стартера включает в себя конструкция. Устройство стартера автомобиля полезно знать любому автомобилисту, особенно, если вы самостоятельно осуществляете ремонт своей машины.

Итак, какие элементы включает в себя конструкция:

  1. Корпус. Как правило, изготовляется из цилиндра. Корпус включает в себя сердечник с обмотками возбуждения.
  2. Якорь, выполненный в виде вала с посадочными поверхностями под подшипниковые детали. Обычно этот элементы изготовляется из стального сплава. В центре этого элемента расположен сердечкин с коллекторными пластинами.
  3. Передняя крышка стартера, закрывающая конструкцию.
  4. Вилка стартера.
  5. Втягивающее реле, предназначенное для передачи напряжения на обмотку узла и обеспечения выталкивания обгонной муфты. Реле также оснащено перемычкой и контактами.
  6. Бендикс или обгонная муфта. Эта часть необходима для передачи крутящего момента на маховик и выведение шестеренок из зацепления после запуска мотора.
  7. Щеткодержатель стартера. Щетки стартера выполняют функцию подачи напряжения на пластины якоря. Этот узел позволяет увеличить мощность электромотора в целом, особенно при выполнении основной задачи.
  8. Ротор стартера. Его ось вращается на специальных втулках, то есть подшипниках скольжения. Как известно, втулки на стартер — это не вечные детали, поэтому время от времени втулки надо менять. В результате износа втулок ток, который проходит через обмотки, не может преобразовываться в механическую энергию. Кроме того, износ втулок может спровоцировать появление посторонних, не характерных для нормальной работы механизма, звуков. Перед установкой новые втулки необходимо обработать литолом.
  9. Кнопка стартера. Если ваш автомобиль оборудован кнопкой, то завести двигатель можно без использования ключа.

https://youtube.com/watch?v=ILv7Se4RuLw

Устройство и принцип работы автомобильного стартера

Условно, стартеры разделяют на два типа:

  • старого образца — оснащен обмотками, на которые передается напряжение. Вращение на его бенедикс передается напрямую. Эти модели отличаются крупным размером и сравнительно низкой ценой. Ими оснащены старые модели УАЗ, Газелей, Камазов, МТЗ и других машин;
  • нового образца — оснащен магнитами вместо обмоток. Имеет небольшой размер и высокую скорость якоря. Это более надежная и дорогая конструкция.

По факту же каждый стартер уникален. К примеру — нет ни одного аппарата, дублирующего устройство редукторного стартера ВАЗ.

Время прочтения: 2 минуты

Отправим статью «Стартер экскаватора. Виды и принцип работы» вам на E-mail

Стартер экскаватора. Виды и принцип работы

Любой стартер, будь то стартер для экскаватора или же стартер обычного автомобиля, выполняет одну и ту же роль. Он служит для запуска двигателя. Отличие одного от другого — в размерах, мощности и напряжении. Так, например, стартер обычного легкового автомобиля способен запуститься от аккумулятора мощностью всего в 12В, тогда как для экскаватора/бульдозера или другой тяжелой техники требуется мощность в 24В.

Различают 3 вида стартеров всего: редукторный, без редукторный и с инерционным приводом.

Редукторный – наиболее популярный. Благодаря наличию магнитов уменьшает шансы на поломку и эффективно работает даже при низком заряде аккумулятора.

Стартер без редуктора хорош своей простой конструкцией и быстрым зажиганием. Единственный минус – перебои в работе при низких температурах.

В стартере с инерционным приводом основную работу по запуску двигателя осуществляют винт шестеренки и якорный вал. Соединяясь с маховиком через резьбу, шестеренка заставляет его начать движение, благодаря увеличению скорости оборотов, а сама, под воздействием этой же самой скорости увлекает за собой якорь, отсоединяясь от маховика. Основным недостатком является недолгий срок службы данного вида стартера.

УСТРОЙСТВО СТАРТЕРА (на примере редукторного стартера)

Сам по себе стартер состоит из огромного количества различных деталей:

1 – передняя втулка скольжения,

2 — передняя крышка,

3 – приводная шестерня,

4 – обгонная муфта (бендикс),

7 – статор (обмотка),

8 – блок щеток с щеткодержателем,

9 – задняя крышка,

10 – вилка включения,

11 – втягивающее реле (соленоид),

12 – маска (голова).

Однако, основную роль играют всего несколько: редуктор, якорь (ротор), втягивающее реле, бендикс (обгонная муфта) и щеткодержатель с блоком щеток.

Редуктор выполняет роль увеличителя крутящего момента ротора за счет уменьшения его частоты вращения. В производстве техники используется в основном планетарный, который имеет три сателлита.

Якорь (ротор) создает электромагнитный импульс за счет магнитной обмотки статора, приводя тем самым сам себя в движение.

Втягивающее реле подает ток на редуктор и выталкивает обгонную муфту.

Бендикс передает крутящий момент маховику мотора. Внутри этой самой обгонной муфты есть ролики с пружинками, заставляющие ее крутиться только в ОДНУ сторону.

Щеткодержатель отвечает за подачу тока на ротор стартера.

ПРИНЦИП РАБОТЫ СТАРТЕРА

Условно всю работу стартера можно разделить на три этапа:

1. Соединение приводной шестерни и маховика двигателя.

2. Запуск стартера.

3. Отсоединение приводной шестерни от маховика.

И бендикс, и реле, и ротор, и редуктор – в общем все детали любого вида стартера имеют свойство ломаться из-за того, что срок годности закончился или же неправильно эксплуатировался сам агрегат.

О причинах неисправностей и способах их устранения Вы можете посмотреть статью «Возможные неисправности стартера».

Купить запчасть для всех типов стартера (редукторного, инерционного или без редукторного) можно в разделе «запчасти двигателя» сайта ГК «Ридком».

Виды стартеров

Как было описано выше в современных стартерах применяются не башмаки с обмоткой возбуждения, а магниты. Магниты в качестве статора позволяют значительно уменьшить габариты устройства. При этом частота вращения якоря повышается. Поэтому иногда применяется редуктор.

Исходя из этого, стартеры делятся на:

  • редукторные;
  • простые (безредукторные).

С устройством и работой простого стартера мы уже познакомились. Работа редукторного основана на тех же принципах, что и простого, но имеет немного другое устройство. Крутящий момент от якоря вначале поступает в планетарный редуктор, который его преобразует, и далее на вал бендикса. Вращение от якоря на шестерню передается через водило планетарного механизма.

Этот вид стартера имеет следующие преимущества:

  • более высокий КПД;
  • меньшее потребления тока;
  • небольшие размеры;
  • запуск двигателя даже при низком заряде аккумулятора.

Но такая конструкция сказывается на сложности ремонта.

Виды

По устройству, стартеры бывают:

Без редуктора

Редуктор – это промежуточный механизм, основная задача которого – снижения усилий при вращении. В таких моделях коленчатый вал имеет непосредственное сцепление с шестерней. Зажигание происходит быстрее, практически мгновенно, по причине прямого контакта. Среди преимуществ этой конструкции выделяется простота. Дополнительный редуктор внедряется в конструкцию и в случае поломки потребуется его разборка.

Безредукторные стартеры легко ремонтируются обычным ручным инструментом. Из-за сильной упрощенности, схемы подключения и ремонта элементарны. Но основным недостатком моделей без редуктора выступает нестабильность. Во время сильных морозов они могут выходить из строя, не запускать двигатель с первого раза.

С редуктором

Основное отличие от предыдущей версии – наличие планетарного редуктора. Многие специалисты рекомендуют именно редукторные модели, так как они обладают одним выраженным достоинством – возможность запуска автомобиля даже при сильно севшем аккумуляторе. Малое потребление электричества значительно усиливается постоянными магнитами, которые улучшают производительность.

Кроме этого такое сочетание решает возникающие проблемы с обмоткой, которые могут привести к поломке стартера. Единственный недостаток – вероятная поломка шестерни при длительной эксплуатации. Если стартер был сделан с дефектом, что не редкость, их срок работы сильно ограничивается.

Принцип работы

При повороте ключа водитель замыкает цепь запитки втягивающего реле. Электрическая энергия поступает на обмотку реле, что приводит к образованию магнитного поля. Это поле воздействует на якорь, и он втягивается внутрь реле. Смещаясь, он тянет за собой вилку и перемещает бендикс по роторному валу, приводная шестеренка входит в зубья маховика.

Втягивающее реле также размыкает первую цепь – питания электродвигателя. С внешней стороны на нем имеется два вывода для подключения кабеля, идущего от АКБ, и шины, по которой поступает напряжение на электромотор. С внутренней стороны корпуса реле к этим выводам подсоединены контакты, прозванные пятаками. Эти два вывода, не контактирующие между собой, и являются разрывом цепи питания мотора.

При срабатывания реле якорь после втягивания замыкает пятаки, напряжение подается на двигатель, и он включается. При этом шестерня бендикса уже введена в зацепление.

После запуска силовой установки, когда обороты коленвала превышают скорость вращения ротора, срабатывает обгонная муфта, разъединяя бендикс с валом, они начинают вращаться по отдельности.

Видео: Принцип работы стартера

После отпускания ключа зажигания цепь питания втягивающего реле прерывается. Магнитное поле пропадает и пружина, установленная в реле, возвращает якорь на место, размыкая пятаки и выводя из зацепления бендикс – стартер отключается.

Признаки неисправности стартера

Проблемы с силовым электродвигателем проявляются в виде:

  • несрабатывания при повороте стартера;
  • посторонних шумов (треске);
  • срабатывании без ввода в зацепление;
  • невозможности запустить мотор.

Самой распространенной проблема — это несрабатывание стартера. Стоит отметить, что не всегда поломка кроется в самом узле. Нередко он не работает из-за проблем с цепями питания. Поэтому искать неисправность следует начинать с них – проверить заряд аккумулятора, крепление проводки и клемм, замок зажигания.

Следующее, что проверяется – втягивающее реле, поскольку от его работоспособности зависит срабатывание электромотора. Оценить состояние можно и без демонтажа стартера. Для этого можно отверткой замкнуть выводы на крышке реле. Если электродвигатель после замыкания срабатывает, искать причину следует в реле.

Основные виды поломок

В целом все неисправности стартера делятся на две категории. Первая из них – механическая. Сюда относятся:

  • подгорание пятаков;
  • износ подшипников;
  • повреждение зубьев ведущей шестеренки;
  • подклинивание якоря втягивающего реле;
  • разрушение обгонной муфты;
  • заклинивание бендикса на валу.

Эти неисправности устраняются обслуживанием и заменой подтвержденных элементов. К примеру, подгоревшие пятаки можно почистить, а подшипники – заменить.

Вторая категория поломок стартера – электрическая. Эти неисправности считаются серьезнее, поскольку некоторые из них трудно устраняются. К ним относятся:

  • износ щеток и контактных пластин коллектора;
  • обрыв обмоток статора и втягивающего реле;
  • замыкание обмоток.

Если щетки заменить несложно, то ремонт коллектора затруднителен, поскольку нужно перепаивать все его пластины. Что касается обрыва и замыкания, то устранить такие поломки может только опытный автоэлектрик. При этом нередко отремонтированный двигатель снова ломается, поэтому иногда лучше заменить узел, чем ремонтировать. Реле же при электрических поломках не ремонтируется, а заменяется.

Что касается редукторных стартеров, то редуктор также может выйти из строя. Его «слабым местом» является зубчатый венец, которые производители часто делают из пластика (для снижения шумности и удешевления производства). Этот венец из-за нагрузок разрушается и редуктор перестает работать. Для восстановление работоспособности стартера заменяется венец. При этом некоторые автолюбители для исключения повторной поломки подбирают и устанавливают венец из металла.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий