По какой причине скрипят тормоза при торможении на машине: что нужно знать

Почему скрипят дисковые тормоза

Причины у задних колес с дисковыми тормозами схожи с передними. Ввиду того, что задние тормоза используются в качестве стояночных, то причина может быть скрыта в отсутствии регулировки ручника.

Еще одной причиной может быть износ ступичного подшипника или деформация диска. Если при движении ощущается в салоне вибрация сопровождаемая скрипом, то причиной может стать образовавшийся люфт после стирания диска. В этом случае требуется полная его замена.

Почему скрипят новые тормоза

Когда становишься обладателем нового автомобиля, то любые посторонние звуки становятся сильными раздражителями. Не исключением становится скрип тормозов.

Чтобы его устранить, достаточно проехать пару сотен километров на щадящем режиме, чтобы избавиться от посторонних скрипов. Это происходит из-за «притирания» новых частей друг к другу. Если все нормально в сборке, то звук исчезает сам собой. Если этого не произошло, а скрежет или свист усилились, то прямая дорога в автосервис для получения объективной оценки источника и последствий скрипа.

Колодки

Причин, из‐за которых начинают скрипеть накладки много. Но прежде рекомендуется проверить, не установлены ли новые колодки на старый, изношенный диск. От этого они тоже начинают скрипеть, пока не притрутся к бороздам и царапинам рабочей поверхности.

Износ

Определить износ тормозных элементов можно по следующим признакам:

  • изменяется стандартный тормозной путь — машина либо резче тормозит, либо дольше останавливается;
  • на дисках можно заметить стружку — результат истирания диска металлическим слоем башмаков.

На колодке также предусмотрен своеобразный индикатор износа — борозды или специальная металлическая скоба. При достижении фрикционной поверхности элемента критической толщины, с диском начинает соприкасаться скоба. Продолжать движение в этом случае становится крайне неприятно из‐за скрежета, что является сигналом для владельца произвести замену. По стандарту толщина накладок должна быть более 2 миллиметров.

Качество

Чем жёстче вибрируют накладки, тем дольше служат. Но вероятность свиста в этом случае возрастает. И наоборот, «мягкие» детали создают меньше звука, но истираются быстрее.

Качество колодок определяется двумя важными параметрами:

  • коэффициентом трения, независимо от температуры окружающей среды;
  • прогрессией торможения — с прогревом начинают тормозить лучше.

Достичь высокого коэффициента трения для своих колодок желают все производители. Но это обеспечивается за счёт включения в состав фрикционной накладки драгоценных металлов. Очевидно, что немного компаний могут позволить себе такое. Поэтому изделия с низким коэффициентом трения в результате частых и сильных нагрузок выходят из строя раньше срока.

Не менее замечательное свойство — прогрессия. Можно проверить колодки своей машины в соответствии с этим пунктом. Для этого на любой скорости надо выжать педаль тормоза на 70-80% и держать на одном уровне до полной остановки машины. Если накладки обладают высокой прогрессией, то автомобиль встанет быстро. Объяснить данный эффект можно, опять же, составом колодки. Изделия с очень низким значением прогрессии будут хуже работать, чем дольше вы будете давить на педаль. Лучше такие вообще не покупать, так как они подведут в самый неожиданный момент — например, во время экстренного торможения!

Специальное покрытие

Специальным антикоррозионным веществом покрывают накладки ещё на стадии производства. Новый комплект колодок, ещё не успев поработать, может начать из-за этого слоя «свистеть». Тут достаточно будет обкатать накладки в течение нескольких дней, делая временами резкие торможения. Эта манера езды сотрёт проблемное напыление, и скрип исчезнет.

Линька

Линька или выгорание также присуще колодкам. Происходит это из‐за смол и других продуктов нефтехимии, присутствующих во фрикционном материале. При перегревании они превращаются в газ. Тормоза от этого начинают скрипеть — правильнее попискивать или посвистывать на малой скорости. Чаще это случается во время остановки машины. Избавиться от линьки поможет пробег в несколько сот километров или регулярная нагрузка на спокойных, прямолинейных участках дороги. Это даст возможность накладкам притереться.

Почти все известные производители борются со скрипом. Делает это каждый по‐своему. Например, многие солидные компании на изделиях пропиливают дополнительно борозды. Суть метода в том, что так меняется частота вибрирующего массива. А как известно, скрип — не что иное, как вибрация. Также используются антискрипы — специальные пластины, вставленные между накладкой и поршнем. Они позволяют колодкам плотнее прилегать к диску.

Теперь о самостоятельных способах, предупреждающих скрип башмаков.

  • 1.Удаление металлических заусениц с колодок. Они присутствуют почти на всех новых элементах, легко стираются наждачной бумагой. После этого надо покрыть торцы изделий огнеупорной краской. Эти манипуляции позволят уменьшить зазор между феродо и поверхностью диска.
  • 2.Закругление краёв тормозных накладок. Отличный способ снизить вибрацию, ведь подобная конфигурация блокирует резкое усилие.

Скрипят тормоза: что делать водителю

Владелец транспортного средства может самостоятельно устранить неисправность, из-за которой скрипят тормоза. Для этого достаточно минимальных технических знаний и опыта в ремонте авто. Чтобы избежать травмирования, используют индивидуальные средства защиты (очки, перчатки и т. д.).

Диагностика и ремонт проводятся в следующей последовательности:

  1. Определить, на какой оси скрипят колесные механизмы.
  2. Поставить транспортное средство на ровную площадку. Использовать смотровую яму или эстакаду не требуется.
  3. Поставить под колеса, которые не будут демонтироваться, противооткатные устройства. Это исключит самопроизвольное прокатывание транспортного средства при подъеме.
  4. Сорвать гайки крепления колеса. Это нужно сделать до установки на домкрат.
  5. Поднять транспортное средство до отрыва покрышек от поверхности.
  6. Установить специализированные упоры, препятствующие падению машины с домкрата. Так удается избежать травмирования.
  7. Демонтировать колесо. Если колодки скрипят при прижиме к внутренней поверхности барабана, то потребуется его снять. Способ демонтажа для разных моделей отличается. Следует изучить руководство по эксплуатации, приложенное производителем.
  8. Осмотреть фрикционный слой на предмет повреждений. Скрип тормозов может появиться при небольшой толщине накладки или при локальном износе. Если тормозная колодка стерлась неравномерно, это свидетельствует о нарушении в работе поршня или направляющих. Если элемент оснащен индикатором износа, следует определить правильность его расположения. В норме пластина не должна касаться вращающихся комплектующих.
  9. Проверить целостность пыльников и наличие смазки на движущихся деталях. Попадание мелких абразивных частиц на рабочий поршень и направляющие приводит к быстрому износу. Если на поверхностях деталей есть потертости, препятствующие свободному ходу, необходимо заменить их.
  10. Проверить целостность диска. Для этого измеряют его толщину. Показатель должен быть одинаковым для любого участка. При наличии отклонений потребуется восстановить работоспособность элемента или заменить его.

Сборка осуществляется в обратном порядке. При этом выдерживают моменты затяжки резьбовых соединений.

Причины свиста в тормозных колодках

Для начала, необходимо ответить на самый главный вопрос: «Стоит ли опасаться визга при торможении?». Да, стоит, но лишь в некоторых случаях.

В основном, причиной отказа тормозов являются стертые тормозные колодки, сигналом к замене которых зачастую и служит визг и свист при торможении. Несмотря на это, визг лишь сигнализирует о скором полном износе колодок, и паниковать в данном случае не стоит.

Нервничать нужно при проскальзывании и отсутствии свиста. В остальных случаях свист носит характер небольшой технической неполадки, которую можно устранить как самостоятельно, так и с помощью специалистов.

Некачественный фрикционный материал тормозных колодок

Первое, что стоит проверить при наличии скрипа при нажатии на педаль тормоза – качество тормозных колодок и не произошло ли осыпания фрикционного материала.

Произойти это может в следующих случаях:

  1. Низкое качество фрикционного материала тормозных колодок.
  2. Изношенность тормозных колодок.
  3. Тормозные диски автомобиля не коррелируются с колодками.

Все вышеперечисленные случаи – халатность либо производителя, либо работников сервисного центра. В любом случае – дорога в магазин за новыми колодками.

Притирка тормозных колодок

Самой безобидной причиной скрипа может оказаться недавняя установка тормозных колодок. Дело в том, что при производстве тормозных колодок используется специальное напыление, которое может быть причиной скрипа при контакте с некоторыми тормозными дисками.

В таком случае не стоит сразу же обращаться в сервисный центр. Стоит проехать пару-тройку тысяч километров и скрип исчезнет.

Износ планок тормозных колодок

Бывает так, что неожиданно скорый износ тормозных колодок оставляет в замешательстве владельца автомобиля до момента его приезда в сервисный центр, где может быть поставлен один из двух «диагнозов»:

  1. Полное стирание фрикционного слоя вследствие нерасторопности владельца, допустившего такое, либо некачественный фрикционный материал колодок.
  2. Неправильный зазор вследствие некачественной установки механически датчиков износа.

В первом случае необходима замена тормозных колодок на новые и более качественные.

Во втором случае – установить механические датчики согласно технического описания и инструкции по эксплуатации автомобиля. Если должной квалификацией владелец  не обладает – обратиться в проверенный сервисный центр для решения данной проблемы.

Перед обращением в сервисный центр рекомендуется установить точную причину неполадки, так как ремонтники, ссылаясь на свист, любят перебрать всю тормозную систему, чтобы устранить «серьезные» неполадки.

Дефекты частей тормозной системы

Различные неисправности тормозной системы – еще одна из причин того почему свистят тормоза.

Дефекты эти могут быть следующими:

  1. Образование каемки на внешней части тормозного диска в результате его износа.
  2. Рассыпание тормозных колодок, и как следствие – скрип тормозов.
  3. Заклинивание суппорта либо плохая работа направляющих суппорта из-за плохой смазки данных механизмов.

Опять же, для решения данных проблем рекомендуется обратиться за квалифицированной помощью в сервисные центры. Отказ тормозов – дело опасное!

Особое внимание стоит обратить на суппорты. При первых намеках на посторонние звуки, суппорты подлежат осмотру, так как во время движения может быть поздно

Заклинивание суппорта на большой скорости грозит уходом в кювет!

Эксплуатация в условиях повышенной влажности

Нередко причиной свиста тормозов при торможении являются погодные условия, а именно, влага, оседающая на тормозных колодках, либо конденсат, образующийся при резком перепаде температур.

Для устранения таких неприятностей достаточно нажать несколько раз педаль тормоза на скорости 25-30 километров в час для «просушки» тормозных колодок.

Такой же трюк при стоянке автомобиля не принесет никаких результатов. Просушивание тормозных колодок нужно проводить строго во время движения!

Попадания камушков

При езде по гравийному дорожному покрытию возможно попадание мелких камушков между защитным кожухом и тормозной системой, что и является причиной скрежета и свиста.

Опять же, в полностью технически исправном автомобиле данный свист появиться не может, поэтому следует обратиться в сервисный центр для регулировки зазоров между защитным кожухом и тормозной системой. Если зазоры нормальные, возможна дополнительная установка защиты для тормозной системы.

Причины скрипа

Все понимают, что скрипят автомобильные тормозные колодки при торможении, когда водитель воздействует ногой на педаль тормоза с определённым усилием.

При этом причин возникновения шума бывает достаточно много. Это применительно как к новым, так и старым элементам. Есть несколько основных факторов, почему скрипят или свистят на торможении тормозные колодки.

  1. Качество материалов. Довольно часто скрежет тормозных колодок при непосредственном торможении автомобиля обусловлен тем, что при производстве изделий производитель использовать низкокачественное сырьё. Это обусловлено желанием сэкономить на изготовлении, но при этом продолжать продавать продукцию по высокой цене.
  2. Наличие скрипунов. Эффективный и полезный элемент в конструкции тормозной системы. Скрипуны созданы для тех, кто редко сам следит за состоянием тормозного узла, а предпочитает ориентироваться по поведению машины. То есть это большинство автомобилистов. Ведь мало кто готов хотя бы раз в месяц снимать колёса и осматривать текущее состояние дисков и колодок. Скрипун представляет собой специальную индикаторную пластину, необходимую для фиксации предельного износа. Как только колодка доходит до определённого значения износа, скрипуны подают сигналы. Это означает, что в ближайшее время нужно выполнить замену элемента.
  3. Сильный износ. Особенность старых тормозных колодок, которые длительное время эксплуатируются на транспортном средстве. При износе колодка стирается практически до металлического основания. Потому при торможении появляется скрип или свист.
  4. Период адаптации. После установки новых элементов идёт период адаптации или притирки. То есть новый элемент интегрируется в тормозную систему автомобиля. Как только колодка притрётся по диску, шум исчезнет.
  5. Неравномерная выработка. Здесь есть проблемы с самим тормозным узлом, который требуется ремонтировать или частично восстанавливать. Поскольку выработка тормозного диска происходит неравномерно, при касании к колодке появляются нехарактерные вибрации.
  6. Грязь. Достаточно банальная, но распространённая причина. С ней можно столкнуться с новыми и старыми колодками. Если в систему попадает грязь, она мешает нормальному контакту диска и колодки, из-за чего водитель слышит крайне неприятные скрипы.
  7. Дефекты. Многие автомобилисты сталкиваются с такой проблемой как дефекты на поверхности накладок. Причём чаще всего речь идёт о заводском браке.

Не стоит исключать вариант, при котором скрип появляется в жаркую погоду, в условиях повышенной сырости, либо при частом использовании педали тормоза. Последний вариант обусловлен тем, что тормоза перегреваются, и это приводит к вою.

Если со старыми колодками всё понятно, то скрип новых элементов вызывает достаточно много вопросов.

Скрежет тормозов: 5 основных причин

Износились колодки или диски

В современных колодках установлены специальные индикаторы износа, изготовленные из металлических сплавов. Когда фрикционный слой детали истирается, колодка соприкасается с диском такой пластиной и возникает скрежет. Этот сигнал говорит о том, что необходимо срочно заменить детали в сервисном центре – иначе автомобиль будет хуже реагировать на нажатие педали тормоза, а со временем и вовсе перестанет останавливаться.

Менее заметное последствие продолжительных поездок с отслужившими колодками – ускоренный износ диска. Для его производства используется чугунный сплав, который в сравнении с фрикционным слоем колодок выглядит особенно прочным, но при этом чувствителен к резким перепадам температур и тоже со временем изнашивается, снижая эффективность нажатия на педаль тормоза. И если по разогретому диску начнет скрести индикаторы износа, этот процесс пойдет быстрее.

Изношенная (слева) и новая (справа) колодки

В систему попала грязь, вода или камень

За счет особенности конструкции в направляющих, между колодками и диском или барабаном может оказаться камень или песок. И когда во время торможения детали сближаются, эти элементы соприкасаются с фрикционным слоем и чугунной поверхностью, вызывая скребущий звук или даже скрежет. В этом случае стоит провести диагностику тормозной системы, чтобы выявить поврежденные детали и, если необходимо, разобрать и прочистить механизм.

Другая возможная причина скрежета – вода. Несмотря на то, что она не может механически помешать деталям работать, она способна вызвать деформацию разогретого тормозного диска, а если машина регулярно проходит брод или попадает в глубокие лужи, то и вызвать коррозию недостаточно защищенной системы. Профилактика таких ситуаций в том, чтобы избегать воды на дороге в жаркие дни и долгие поездки и регулярно смазывать узлы тормозной системы. А если проблема уже есть, необходим визит в сервисный центр.

Заклинило суппорт или цилиндр

Движимые части системы со временем могут начать подклинивать из-за недостаточного количества смазки или, в худшем случае, деформации. При этом в целом механизм изнашивается неравномерно, а первым сигналом о такой неисправности становятся неравномерно изношенные парные колодки.

В этом случае необходимо провести диагностику тормозной системы в автосервисе, чтобы вовремя заменить поврежденные запчасти или смазать исправный механизм.

Диагностика тормозной системы

Некачественные колодки

Иногда в составе деталей оказываются примеси, которые портят диск при истирании фрикционного слоя. Такая ситуация опасна не только скрежетом, но и повышенным износом механизма, и решается срочной заменой колодок. При их выборе стоит опираться на рекомендации автопроизводителя и официальных сервисных центров – так больше шансов установить качественную запчасть, которая сэкономит нервы, время и деньги.

Нарушена геометрия пылезащитного экрана

Так же, как и тормозной диск, металлический пылезащитный экран может перегреться и деформироваться. Он также может пострадать от удара или непрофессионального ремонта. Если при этом его края оказываются вогнуты внутрь, то будут соприкасаться с диском, во время движения создавая скрежет. Ситуацию исправит замена пылезащитного экрана или его механический ремонт.

Влага, изморозь, грязь, песок и начальный слой

Сразу о начальном слое. Бывает, ставите новые колодки, выезжаете из СТО а они через 10 километров начинают скрипеть! Если у вас все в порядке с тормозной системой (не клинит направляющие, не сточены диски и т.д.). Тут есть два варианта – первый, вам поставили очень низкого качества, второй – у почти всех колодок есть начальный слой, он должен немного стереться, после чего никаких звуков уже не будет. Обычно все проходит через 50 – 100 километров пробега, если ничего не поменялось, можно задать вопрос тем кто вам их устанавливал.

Влага, изморозь, грязь – при влажной, холодной или дождливой погоде, на короткое время тормоза также могут издавать скрипы. Это вполне нормально, просто на поверхностях образуются налеты изморози, влаги, грязи. Он достаточно быстро стирается, поэтому уже через 5 – 10 минут все прекратиться.

Почему они скрипят

В нормально работающих тормозах на новой машине, скрип практически не слышен, разве что при резком торможении. Поэтому, появление скрипов говорит о возникновении вибрации, при зажимании диска или барабана, перекосе колодок, и других неприятных моментах.

Несовместимость материалов

Состав фрикционного материала для колодок это индивидуальный секрет каждого производителя. Тут нужен компромисс между сроком службы накладки и эффективностью торможения. Более жесткий материал накладок повышает их срок работы, однако выше шанс возникновения скрипа, и повышения износа дисков или барабанов. Иногда получается так, что материал накладок совершенно не совместим с материалом барабанов или дисков, поэтому возникает неприятный звук. При этом повышается износ металла и снижается эффективность торможения – накладки проскальзывают, отсюда и неприятные звуки.

Только колодки от другого производителя решат проблему. Скрипеть так же могут совершенно новые накладки, тогда пару дней беспокоиться не стоит. Они должны немножко притереться, сотрется верхнее напыление, и дальше скрипов не будет. Если скрипы продолжаются на третий день и далее, значит приобретайте колодки от другого производителя.

Конструктивные особенности

Производителем разработаны специальные пластины, для устранения скрипа. Они сделаны из металла и устанавливаются на машине между колодками и тормозным поршнем в дисковых тормозах. Благодаря им, колодки прилегают к диску ровнее и плотнее, вибрации снижаются, звуки пропадают.

Возможно на ваших колодках таких пластин нет, их нужно приобрести и установить. Нужно подбирать новые детали той же формы и размера, что и старые, для надежного крепления, и исключения вибраций и скрипов.

Некоторые производители борются с неизбежными звуками, переводя их частоту в неслышимый для ушей человека диапазон. Именно для этого фрикционная часть распилена на несколько сегментов (обычно 2-3). Площадь тормозящих сегментов снижается, а частота вибраций повышается, и скрипа мы больше не слышим.

Разрезы выполняются в накладке, ширина около 2 миллиметров, глубина прорези 4 миллиметра. При отсутствии прорезей, вы можете сделать их сами.

Округления краев накладок, нужны чтобы тормозное усилие возникало постепенно, при соприкосновении их с металлом. Эти округления вы тоже можете нанести самостоятельно.

Неровности диска

Скрипы появляются не только по вине колодок, барабаны или диски тоже могут его вызывать. Неравномерность износа или кривизна тормозного диска тоже вызовут скрипение любой колодки. Искривление диск получает при попадании в лужу после торможения, когда он сильно нагрет. Изношенный подшипник ступицы тоже издает неприятные звуки. Барабаны поскрипывают из-за износа внутренней поверхности.  Устраняются искривления проточкой либо заменой детали.

Износ накладок

Когда накладки стираются до предела, в процессе эксплуатации, тоже появляется скрип, даже при плавном торможении, потому что начинается трение металла о металл. Бывают случаи, когда фрикционные накладки отлетают, потому что плохо приклеены или приклепаны. Именно по этому, лучше сразу проверить тормоза и понять причину скрипов, чем оказаться без тормозов в критической ситуации. Современные тормозные колодки имеют «скрипуны», специальные пластинки, которые трутся о тормозной диск и таким образом сигналят о необходимости замены. Есть даже колодки с датчиками износа, как только накладкам подходит срок замены, на панели приборов горит лампочка.

Поломка тормозных механизмов

Изношенные части тормозного суппорта – его направляющих или поршней, что вызывает прекос колодок и соответственно скрипы в движении, не только при торможении. В барабанных механизмах бывает выпадают пружины натяжения колодок или их крепления, эти детали, зажатые между барабаном и накладкой визжат неимоверно.

Попадание грязи

Когда понижается температура и повышается влажность окружающей среды, свист колодок в автомобиле возникает чаще, чем в сухую и теплую погоду. Фрикционный материал сыреет и начинает скрипеть. Скрип так же вызывают пыль, песок и грязь, попадающие в бороздки, трещинки и прорези в материале накладок. Он бывает слышен даже при движении задним ходом. Бороздки и трещинки неизбежно образуются в процессе работы колодок. Устранить неприятные звуки можно промыв и прочистив детали тормозной системы. Мокрые накладки рекомендуется просушить, для этого достаточно притормозить несколько раз, чтобы при нагреве от трения влага испарилась. Теперь, надеюсь понятно, что скрип тормозов не всегда бывает безобидным.

До свидания, дорогие читатели, у меня все, подписывайтесь на обновления, делитесь с друзьями, будет много полезного.

Другие причины скрипа

Иногда мелкая щебенка во время езды проникает между диском и кожухом. Она также может способствовать скрипу, издаваемому тормозными элементами.

Барабанные тормоза тоже иногда свистят и скрипят. На многих российских автомобилях и иномарках задние тормоза стоят барабанные. При появлении свистящего звука в такой конструкции тормозов причины такие же, как в дисковой конструкции. Но имеются и отличия из-за особенностей устройства.

Если накладки дисковой системы слишком пылят, то пыль удаляется наружу и на поверхности накладок не остается. А в случае с барабанной конструкцией пыль оседает внутри на деталях и барабане. Очистите элементы от пыли, и свист тормозов прекратится.

Если на вашем автомобиле скрипят и свистят тормоза, вспомните наши советы и устраните причины. Для этого достаточно снять колеса, барабаны и посмотреть на элементы тормозов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий