Готовим AGM аккумулятор к заряду
Для этого можно воспользоваться не совсем безопасным методом подзарядки (например, не снимая источник питания с вашего авто). В этом случае во время подзарядки с помощью сетевого зарядного устройства, может возникнуть опасность замыкания либо наличия искр вблизи двигателя. Все это происходит из-за испарения бензиновых паров или же моторного масла.
Лучше воспользоваться для подзарядки AGM-аккумулятора не таким простым, зато проверенным и безопасным методом.
Открутить крепление, убрать клеммы, вынуть АКБ из двигателя внутреннего сгорания, очистить ее, от накопившейся за все время, грязи и пыли, с помощью раствора из соды прочистить налеты с самих клемм, а затем со спокойной совестью подключить источник питания к необходимому ЗУ, тем самым, установив на зарядку.
При этом всегда следует помнить, что AGM-аккумулятор не должен быть в этот момент переохлажден, иначе перепады температур могут вывести изделие из строя.
Устройство AGM аккумуляторов
В наше время этот тип аккумуляторных батарей пользуется всё возрастающим спросом. Всё больше производителей, например, BMW и Mercedes, устанавливает их под капоты всех выпускаемых моделей. Новые технологии, которые в них применяются, сделали возможной эксплуатацию сроком до 10 лет. Это значит, что за этот же отрезок времени обычные АКБ сменятся дважды.
По своей сути это такой же аккумулятор, который применялся в автомобилях и ранее. В нём свинцово-кислотный принцип устройства, но несколько иное размещение пластин. Положительные пластины выполнены из одного сплава, а отрицательные из другого. Данный аккумулятор является полностью необслуживаемым и не нуждается в регулировке.
Основные особенности конструкции такого оборудования:
- укрепленный корпус и крышка с предохранительным клапаном;
- наличие отрицательной решётки;
- полублоки с положительными и отрицательными пластинами;
- разделяющие сепараторы из стекловолокна.
Чтобы создать рабочую жидкость — гелеобразный электролит, производитель использует силикогель и другие загустительные элементы. Для отделения пластин друг от друга применены сепараторы, сделанные из очень тонкого волокна. Именно такая конструкция легла в основу технологии, известной под аббревиатурой AGM.
Как зарядить кальциевый аккумулятор
Кальциевые АКБ, обозначаемые литерами Ca-Ca, в основном относятся к необслуживаемым.
Они быстро получили популярность благодаря ряду положительных качества, среди которых:
- высокая емкость;
- значительный ток пуска;
- практически полное отсутствие испарения электролита.
Однако эти батареи имеют и свои недостатки. Главная их неприятная особенность – это чувствительность к разрядке.
Достаточно 3-4 раза допустить глубокий разряд, чтобы емкость снизилась в несколько раз. Поэтому контроль разряда и регулярная зарядка для этого вида АКБ критически важны.
У кальциевых батарей нужно соблюдать технологию зарядки, которая имеет свои особенности. Необходимо приобрести зарядное устройство, которое способно генерировать напряжение 16,1-16,5 В.
Если ЗУ имеет меньшее выходное напряжение, то АКБ будет постоянно недозаряжаться. Так, при токе 14,8 В батарея наберет 45-50% емкости, при 15,5 В – 70-80%.
На пониженном напряжении кальциевая АКБ никогда не может набрать 100% своей емкости. Поэтому нужно покупать только современного типа зарядные устройства.
Например, подходящей моделью послужит «Орион-Вымпел-55», оснащенная программируемым циклом зарядки, что позволяет заряжать аккумулятор под минимальным присмотром.
Проблема еще в том, что генераторы на автомобилях отдают в сеть напряжение всего в 15 В. Это значит, что они не могут полностью зарядить АКБ кальциевого типа.
Из-за этой особенности, данный тип батареи нуждается в регулярной периодической подзарядке 1 раз в месяц
Особенно важно это делать зимой, когда из-за морозов емкость АКБ снижается
Кальциевый аккумулятор.
Как написано выше, требуется купить зарядное устройство, оснащенное возможностью программирования цикла работы.
Процесс зарядки выглядит так:
- На панели ЗУ устанавливается напряжение в 16,1 В. Показатель тока должен составлять стандартные 10% емкости АКБ, т.е. для батареи в 70 А·ч ток устанавливаем в 7 А).
- Аккумулятор заряжается с установленными параметрами до момента, пока сила тока не понизится до 0,5 А. Продолжительность этого периода зависит от степени разрядки, емкости и состояния батареи.
- Теперь на панели приборов устанавливаются 2 режима: верхний и нижний. Значения для первого: 16,1 В и 3 А, для второго – 13,2 В и 0 А.
- Прибор зарядки устраивает «качели», позволяющие довести емкость до 100%. На аккумулятор подается ток силой 3 А, при этом напряжение плавно нарастает до 16,1 В. Как только оно дойдет до этого значения, сила тока становится равно 0. Напряжение при этом плавно снижается до 13,2 В. Затем цикл повторяется снова.
Чем больше аккумулятор заряжается, тем меньше становятся колебания «качель» по времени, сначала оно повышается в течение десятков минут, а снижается быстро.
Постепенно характер работы меняется на противоположный: быстрое повышение меньше, чем за 1 минуту и медленное понижение в течение нескольких минут. Это свидетельствует о полной зарядке батареи.
Плюсы и минусы технологии
Аккумуляторы типа АГМ имеют собственные преимущества и недостатки, которые следует учесть до момента покупки. Начнём с их достоинств, которые выделяют такие АКБ по сравнению с традиционными изделиями:
- нет необходимости обслуживать автомобильную батарею;
- более высокий период эксплуатации;
- очень малая вероятность возникновения течей или коррозии на клеммах вследствие высокой герметичности изделия;
- высокая производительность и уровень пускового тока;
- высокая эксплуатационная безопасность из-за очень малой возможности возникновения взрыва;
- отличная работоспособность в регионах с суровыми зимами (такие АКБ хорошо выдерживают заморозки до минус 30 по Цельсию).
Однако, упоминая плюсы АГМ, справедливо вспомнить и минусы новой технологии. Кроме увеличенного веса приспособления, стоит отметить такие особенности:
- батареи этого типа нельзя долгое время хранить в разряженном состоянии, это чревато сокращением общего эксплуатационного ресурса;
- они боятся высокого напряжения;
- при низких температурах такие АКБ плохо справляются с высокими нагрузками и быстро теряют заряд;
- технология AGM сама по себе дорогостоящая, а потому такие батареи стоят ощутимо дороже аналогов;
- она небезопасна для окружающей среды из-за содержания оксида свинца.
Требования к процессу зарядки и к зарядным устройствам
Специалисты станций технического обслуживания подчеркивают, что неправильная зарядка AGM аккумуляторов может быть для них губительной. Лучше всего использовать для этих целей не ручное зарядное устройство, а автоматического образца. Оно способно само контролировать разные критерии зарядки, может понизить силу тока и напряжение и даже самостоятельно отключиться. В отличие от него обычное зарядное устройство способно сжечь тонкие волокна, не подлежащие восстановлению.
Если такую батарею снимают для длительного хранения без использования, то зарядка АГМ аккумулятора должна проводиться с определённой периодичностью на плавающих токах. Даже полностью севшее оборудование можно реанимировать, если делать это специальными методиками. К примеру, сначала несколько часов его восстанавливают на низких токах, а потом проверяют напряжение на каждой банке до начала запуска.
Для тех автолюбителей, которые интересуются, как зарядить AGM батареи, стоит напомнить, что они очень плохо переносят полный или глубокий разряд. Не менее чувствительны они и к чересчур высокому заряду.
Оставлять без контроля и надзора такие устройства во время зарядки тоже не рекомендуется. Обязательно контролируются и сила тока, и выдаваемое напряжение. Главное — не допустить перегрева электролита, это понятие ещё называют термическим разгоном. Если появляется подозрение на то, что АКБ перегревается, лучше тотчас же зарядку прекратить и дать время для остывания жидкости – электролита. А чтобы не попасть в неприятную ситуацию, не будет лишним обратиться за помощью к эксплуатационной инструкции, которая сопровождает каждую из таких батарей.
Большинство производителей АКБ AGM технологии дают следующие рекомендации по их правильному применению:
- зарядные устройства должны быть автоматического принципа действия с опцией самопроизвольного отключения;
- слишком холодные и слишком горячие батареи нельзя ставить сразу на подзарядку;
- в помещении необходимо обеспечить качественный приток свежего воздуха;
- при полном разряде оборудование лучше отдать опытным специалистам-аккумуляторщикам, которые реанимируют его без угрозы жизни и здоровью окружающим.
При грамотном обслуживании гарантийный срок на эти изделия от самого производителя составляет 7 лет. Такие батареи пользуются все возрастающим спросом со стороны потребителей. Неудивительно, ведь они прекрасно справляются с запуском мотора даже в холод, спокойно переносят вибрацию двигателя и пр. Несмотря на высокую цену, они постепенно дешевеют, приближаясь по показателю стоимости к обычным свинцово-кислотным аналогам.
Про технологию
Конструктивно классический АКБ представляет собой внешнюю оболочку, разделенную внутри на секции. В каждую из секторов заливается подготовленный электролит соответствующей плотностью.
Внутрь погружаются пластины, которые делятся на сепараторы с помощью специального пластика. При этом между «+» и «-» появляется потенциал.
В AGM-технологии между пластинами находится стекловолоконный наполнитель, который и напитан электролитам.
При этом поры материала не полностью вымачиваются. Остается также ряд пустых полостей, необходимых для рекомбинации газов.
С позиции химической составляющей батарея AGM аналогична классическим источникам питания, но с небольшими изменениями в конструкции (о них упоминалось выше).
Кроме того, АМГ устройства делаются в виде плоской или спиральной конфигурации. Последний вариант изготавливается только в Северной Америке, а второй также выпускается в ЕС.
Применение элементов в виде спирали позволяет добиться большей площади контакта, что позволяет выдавать больший ток и быстрей принимать заряд. При этом уменьшается емкость АКБ, что считается недостатком.
Оба варианта имеют преимущества и применяются при установке на авто. При этом спиральная версия Spiral Cell официально появилась в Швеции. Патент на нее получила местная фирма Optima Batteries.
Получается, что зарядный / разрядный ток отличается с учетом технологии изготовления.
АКБ с плоской формой компонентов имеют много общего с аккумуляторами стандартного типа, а вот спиральная версия в этом отношении больше отличается.
Что такое BEM код или как правильно проводить замену AGM аккумулятора
На оригинальных аккумуляторах AGM, которые есть только у дилеров той или иной марки авто (в свободной продаже их нет), можно увидеть стикер с нанесёнными QR и BEM кодами. Последний расшифровывается как Battery Energy Management.
В нем зашифрован каталожный номер, в котором содержатся сведения о заводе-изготовителе и виде батареи, ее уровне заряда и возрасте.
В новых авто после замены аккумулятора эти данные (каталожный номер в виде BEM кода) прописываются с помощью специального диагностического стенда в компьютер машины, к примеру на современных моделях AUDI, при этом не важно какая батарея устанавливается AGM или другая. Схожая система работает и у других производителей, к примеру у BMW происходит регистрация замены АКБ
Схожая система работает и у других производителей, к примеру у BMW происходит регистрация замены АКБ.
Там тоже предусмотрен оригинальный каталожный номер в виде буквенно-цифрового кода, который нужно ввести при замене.
Но такая особенность характерна только для «оригинальных» дилерских батарей, но это не значит, что при установке АКБ другого производителя ничего работать не будет.
Если аккумуляторная батарея соответствует параметрам производителя и это видит компьютер (ЭБУ) машины, то проблем не будет.
Возможна ситуация, когда замена аккумулятора производится без обновления данных в системе и такую манипуляцию реально провести без риска для бортовой сети.
Что касается автомобилей Ауди, то:
- Если после установки нового АКБ не удается ввести код, в системе не будет сведений о замене источника питания.
- При наличии упомянутых выше затруднений, информация о состоянии батареи не будет соответствовать установленным значениям, но в дальнейшем система сама определяет состояние АКБ с учетом текущей ситуации: тока стартера, напряжения батареи, тока заряда.
Самостоятельная замена без прописывания данных может привести к временному отключению некоторых потребителей, к примеру, подогрева кресел или кондиционера.
Но, как заявляют производители, на такой анализ уходит определенной время, в среднем около 4 часов. Этого достаточно, чтобы состояние АКБ было полностью изучено.
При этом на корейских авто без ввода кода ряд функций тоже временно ограничивается. Во избежание трудностей лучше все-таки ввести данные батареи в ходе ее замены.
Особенности эксплуатации
Технология AGM является одной из наиболее прогрессивных, однако она накладывает определённые обязательства к процессу зарядки аккумуляторных батарей. Для устройств подобного типа применяются специальные зарядные, оснащённые индикацией
Важно контролировать силу тока и напряжение. Во время процесса заряда устройство само в автоматическом режиме тестирует температуру электролита. Выход из строя АКБ может произойти при перегреве выше 45 градусов по Цельсию
Стабилизация и восстановление ёмкости для таких изделий осуществляется по фактору напряжения, а не силы тока. Из-за этого снижаются процессы газообразования внутри корпуса
Выход из строя АКБ может произойти при перегреве выше 45 градусов по Цельсию. Стабилизация и восстановление ёмкости для таких изделий осуществляется по фактору напряжения, а не силы тока. Из-за этого снижаются процессы газообразования внутри корпуса.
Примерная схема заряда при эксплуатации может выглядеть следующим образом:
- Напряжение должно находиться в оптимальном диапазоне значений. Для каждого авто предусмотрена собственная величина, и узнать о ней можно из сервисной книжки. Чаще всего это примерно 14,4–15,2 Вольт.
- Температура батареи в процессе возобновления ёмкости составляет 15–25 градусов по Цельсию.
- Полностью заряженным можно считать такую АКБ, у которой значение зарядного тока будет составлять менее 2,5 Ампер.
- Если зарядка производится при низких температурах окружающей среды, то процесс заканчивают сразу после того, как зарядный ток станет менее 1,5 Ампер.
Нюансы физики процесса
Факт недопустимости хранения изделия АГМ в разряженном состоянии (минимальное напряжение составляет менее 10,5 В) не должен вызывать опасения. Во-первых, тщательно проработано направление, как заряжать AGM аккумулятор обычным зарядным устройством, а во-вторых, батарея допускает около 200 циклов глубокого разряда без потери рабочих характеристик.Несмотря на наличие в конструкции пропитанных электролитической жидкостью сепараторов из стеклоткани, химические процессы зарядки/разрядки происходят так же, как в моделях с жидким электролитом. Разница лишь в том, что при расщеплении сернокислого свинца кислород стремится проникнуть через крупные микропоры стекловолоконной ткани к отрицательному электроду, чтобы вступить в химическую реакцию с водородом. В итоге образуется вода.
Замкнутая циркуляция газов позволяет упростить конструкцию – доступ к банкам теперь не нужен. В отношении требований к помещению, в котором производится восстановление заряда, также есть смягчения – серьезная вентиляция не обязательна.
Все же в непроветриваемой комнате подзарядку осуществлять не стоит. Это понятно из дублирующего названия перспективных аккумуляторов – VRLA battery (кислотная батарея с предохранительным клапаном). При высоком давлении внутри коробки, клапан сбрасывает водород и кислород в воздух.
Зарядники
Качественное обслуживание автоаккумулятора невозможно без специального зарядного устройства. Примитивный электроприбор преобразует переменный ток в постоянный, и понижает напряжение до приемлемых величин. Различают трансформаторные и импульсные ЗУ.Для безопасного заряда АГМ следует выбирать импульсные «зарядки». Они позволяют работать в автоматическом режиме и выдавать небольшие импульсы тока. При выборе модели учитывайте следующие рекомендации:
- Наличие ручной регулировки по току.
- Оснащенность встроенным регулятором выходного напряжения.
- Предустановленные индикаторы электрических характеристик.
- Возможность активирования функции автоматического отключения.
Что нужно знать о процессе зарядки?
Как правильно заряжать AGM аккумулятор? С этим вопросом сталкивается каждый обладатель автомобиля, оснащённого АКБ указанного типа. Начальный этап будет стандартным: необходимо отключить клеммы, аккуратно вытащить батарею из подкапотного пространства или багажника, а затем занести в помещение. Далее аккумулятор подключают к зарядному устройству, соблюдая полярности. Нужно выставить рабочие параметры или выбрать соответствующий режим на автоматических агрегатах, а затем дать старт процессу.
Преимуществом батарей типа AGM является повышенная устойчивость к глубоким разрядам. Они могут без последствий перенести падение уровня заряда до 20 % от максимальной ёмкости. Зарядка AGM аккумуляторов может проходить в трёх режимах:
- стандартном;
- двухступенчатом;
- трёхступенчатом.
Одноступенчатая (стандартная) зарядка
Стандартная, или одноступенчатая зарядка аккумулятора типа AGM подразумевает подачу на клеммы тока, не превышающего 1–2 % от ёмкости изделия. Напряжение при этом не должно быть больше 13,8 Вольт
Поэтому важно правильно выставить рабочие параметры устройства, чтобы оно могло справиться с поставленной задачей, не навредив при этом аккумулятору. Именно для такого режима рекомендуют использовать обычный аналоговый зарядник, так как в других случаях будет проблематично регулировать процесс, проходящий в несколько этапов
Внимание! Стандартный вариант допустим лишь для быстрой подзарядки АКБ. Уровень остаточного заряда на момент начала процесса не должен быть меньше 75 %!. Это и есть ответ на вопрос, как заряжать AGM аккумулятор обычным зарядным устройством
Это и есть ответ на вопрос, как заряжать AGM аккумулятор обычным зарядным устройством.
Двухступенчатая зарядка
Двухэтапная зарядка АКБ даёт возможность не только восстановить заряд батареи, но и поддерживать его на оптимальном уровне. Такой подход позволяет продлить срок эксплуатации устройства. Если машина не будет использоваться длительный период времени, то необходимо снять аккумулятор и забрать его домой на хранение.
Зарядное устройство для AGM аккумуляторов, способное поддерживать двухступенчатый процесс, относится к автоматическим агрегатам инверторного типа. Во время процесса зарядки происходит переключение между двумя режимами:
- Восстановление заряда батареи. Ток подаётся в пределах 0,1–0,3 % от ёмкости, а напряжение поддерживается на уровне 14,2–14,8 Вольт.
- Хранение. Ток увеличивают до 1 % от ёмкости агрегата, а напряжение снижают до диапазона 13,2–13,8 Вольт.
Автоматические зарядки способны обеспечивать плавный переход от одного режима к другому, вследствие чего период полезного использования батареи будет максимальным.
Трёхступенчатая зарядка
Зарядка AGM аккумулятора в трёхступенчатом цикле также возможна только при использовании автоматического ЗУ с микропроцессором. Он сам будет плавно менять режимы, поэтому владельцу не придётся следить за ходом проведения операции. Технологически зарядка состоит из трёх последовательных этапов:
- Основная стадия. Ток подаётся в пределах 25–35 % от ёмкости изделия, а напряжение динамически изменяется от 14,2 до 14,8 Вольт.
- Накопительный этап. Ток фиксируется на отметке 1 % от ёмкости, а напряжение также подаётся строго на уровне 14,8 Вольт.
- Стадия хранения. Ток остаётся на отметке 1 %, а напряжение снижается до 13,8 Вольт.
Сила тока и разность потенциалов изменяются зарядным устройством в автоматическом режиме. Оптимальные промежутки времени между переходами прибор выбирает самостоятельно.
Теперь зарядить AGM аккумулятор не составит трудности.
Подпитка
Принцип подпитки состоит в том, что на аккумуляторную батарею подается плавающий ток мощностью от 13,2 до 13,8 В. Производители АКБ не советуют применять подпитку для восстановления полностью севших устройств. В таких ситуациях лучше подходят многоступенчатые зарядки.
Напряжение заряженного AGM аккумулятора и прочие параметры
Превышать режимы зарядки, описанные в рекомендациях, настоятельно не рекомендуется – это вызовет превышение температуры электролита свыше допустимых 45°C. В связи с этим не рекомендуется производить процесс реанимации, если воздух нагрет более 30°C.
Разность потенциалов в 100% заряженном АКБ составляет 14,8В. Достигать больших значений запрещено – запускается активный процесс гидролиза, приводящий к выделению газов и потере воды. Чрезмерные выделения Н2О сокращают срок службы батареи и ее способность выдерживать глубокие разряды.
Как правильно зарядить AGM-батарею?
В современном автомобильном мире огромное количество автомобилей оснащается новомодной системой «Старт/Стоп», которая по заверениям автопроизводителей способна экономить топливо, повышая эффективность работы автомобиля. Но все же на практике это не совсем так.
К тому же устройство этой опции очень непростое, в состав этой функции входит специальный контроллер, который изучает состояние бортового источника питания. Но периодически все равно приходится батарею заряжать.
А вот как же это правильно сделать?
Предыстория. В Российской Федерации новомодная опция «Старт/Стоп» появилась относительно недавно. Ее суть довольно проста и понятна: система глушит двигатель при любых коротких остановках. Тем самым меньше тратится топлива.
В пробках наверно можно много сэкономить. Но в обычном цикле движения расход топлива примерно одинаковый. Но зато вместе с этой функцией появились и некоторые проблемы. Например, при глушении мотора, все элементы в салоне продолжают работать за счет «старт-стопного» источника питания (АКБ).
Системное устройство. Аккумулятор на автомобиле с системой «Старт/Стоп» должен выдерживать большие нагрузки. Соответственно он отличается от АКБ тех автомобилей, у которых этой функции нет.
АКБ должна не только выдерживать многократные разрядки-зарядки, но и сочетать в себе свойства стартерной батареи, моментально отдающей ток при запуске, и тяговой, которая не боится длительного разряда. Всем этим требованиям как раз и отвечают аккумуляторы, изготовленные по технологиям EFB, а также AGM.
Свойства батарей, произведенных по технологии EFB. На сегодняшний день самым крупным и быстроразвивающимся изготовителем старт-стопных батарей является компания из Словении TAB. У производителя уже имеется большой опыт в производстве и разработана большая линейка аккумуляторов. В нашей стране доступны батареи TAB и Topla, с обозначениями EFB Stop&Go и AGM Stop&Go.
EFB-батареи имеют больший объем электролита и более крупные пластины отрицательных электродов. У них улучшены показатели пускового тока и количество циклов заряда-разряда.
Для заряда таких АКБ можно применять те же самые устройства (ЗУ), что и для обычных свинцово-кислотных АКБ. При заряде автоматическими приборами с настройками зарядного тока и напряжения, на них обязательно надо выставить требуемые значения этих параметров.
Для EFB-батарей максимум зарядного напряжения составляет 14,8 В.
Особенности заряда AGM-батарей. Эти батареи на 30% более выносливые, чем обычные АКБ. Все это стало возможным благодаря использованию абсорбированного электролита и сокращению расстояния между блоками пластин.
Заряжается AGM-батарея также, как и обычная АКБ, но следует не превышать уровень максимального зарядного напряжения.
Итог. Функция «Старт/Стоп» не является оправданной. Она практически не экономит топливо, но зато дает сильную нагрузку на АКБ. Поэтому всегда следует следить за его состоянием и заряжать его правильно.
Смотреть все фото новости >>
Как заряжать AGM VRLA Battery
Если аккумулятор имеет пробки, надо периодически контролировать наличие электролита внутри ячеек. В данном случае говорить об уровне жидкости нельзя, но надо следить, чтобы сепараторы («маты») были смочены. Если они сухие, в банку надо долить дистиллированной воды, в противном случае заряжать такой аккумулятор нельзя.
При выборе способа зарядки надо помнить, что при достижении между пластинами уровня так называемого водородного перенапряжения, внутри ячейки начнется процесс электролиза. Процесс этот со всех сторон вредный (выделяющийся водород в смеси с кислородом или воздухом взрывоопасен, кислород приводит к повышенной коррозии, разложение воды приводит к изменению состава электролита и т.п.). Так как аккумуляторы AGM обычно производят с пластинами, легированными кальцием (технологии Ca, Ca+ или Ca/Ca), то склонность к кипению у них снижена. Но не исключена совсем.
Кроме того, производители аккумуляторов AGM заявляют о создании условий для рекомбинации газов внутри корпуса, но надо понимать, что возможности такой рекомбинации ограничены, почему конструкция и предусматривает клапан для сброса излишков газа в атмосферу. Аккумуляторы AGM в большинстве своем выпускаются в необслуживаемом герметизированном исполнении (VRLA), поэтому доливка воды в них для приведения кондиций электролита в норму конструкцией не предусмотрена.
Поэтому при выборе способа и режима зарядки надо соблюдать главное правило – избегать режима электролиза. Для этого надо не допускать перенапряжений.
При зарядке в режиме стабилизированного напряжения к электролизу может привести неправильный выбор уровня на клеммах зарядного устройства. Если оно превышает нормальный уровень (14..14,5 вольт), то «закипание» может начаться в самом начале процесса. Его можно заметить и снизить выходной уровень зарядника до нужного (если есть возможность регулировки).
Во время зарядки стабильным током (оптимально – 0,1 от ёмкости батареи) напряжение на клеммах батареи постепенно возрастает. Для поддержания заданного тока ЗУ синхронно повышает выходное напряжение, и в конце зарядки оно может достичь уровня водородного перенапряжения, что приведет к электролизу. В конце процесса подзаряда стабилизированным током, при первых признаках «кипения», желательно уменьшить ток, чтобы исключить газообразование.
Снижение зарядного тока путем снижения напряжения в конце процесса
Еще одна проблема, присущая именно батареям AGM – повышенная склонность к так называемому терморазгону. Во время зарядки температура батареи может начать неконтролируемым образом повышаться (чем выше ток, тем больше вероятность терморазгона). Поэтому для подобных батарей периодический контроль температуры при заряде очень важен
Также важно не допускать зарядки повышенными токами. По этой причине не стоит и «прикуривать» AGM от бортсети другой машины – контролировать ток при этом практически невозможно
Хорошей привычкой является внимательное изучение инструкции к батарее от производителя
Там указаны оптимальные и допустимые режимы подзаряда, а также меры предосторожности
Как зарядить гелевый аккумулятор
Гелевые аккумуляторы маркируются GEL. Они имеют ряд преимуществ перед традиционными батареями.
Чаще всего их применяют как тяговые аккумуляторы для электротранспорта, для автомобилей с мощными медиасистемами, для внедорожников, квадроциклов, мотоциклов.
Также они широко используются для обеспечения бесперебойной работы бытовой техники, компьютеров, энергозависимых систем газового отопления и т.п.
Гелевый аккумулятор.
Плюсы гелевых АКБ:
- Не боятся тряски, их можно наклонить без риска проливания электролита.
- Токоотдача остается высокой даже при заряде всего 20-30%.
- Выдерживают до 1 тысячи циклов перезарядки, а часто и значительно больше этого значения в зависимости от конкретной модели и соблюдения эксплуатационных правил.
- Ток саморазряда очень мал, благодаря этому заряженная батарея может долго сохранять напряжение. За год АКБ теряет всего 20% зарядки.
- Возможно хранить длительное время полностью разряженным в помещении без отопления даже зимой.
Минусы гелевых АКБ:
- Они намного дороже по сравнению с аналогами традиционного типа.
- Нельзя допускать перезаряда, в этом случае резко падают емкость батареи и ее ресурс.
Алгоритм зарядки гелевой батареи по сравнению с традиционным аккумулятором отличается незначительно:
- Достаточно обычного зарядника с регулируемыми показателя выходных напряжения и силы тока.
- Сила тока должно составлять стандартные 10% от номинала емкости. Допускается увеличение тока зарядки до 30% от емкости (для аккумулятора с 70 А·ч это будет 21 А). Но делать это нужно только, если АКБ нужно зарядить срочно. Постоянно так поступать не стоит из-за снижения срока эксплуатации.
- Из-за того, что геливые АКБ чувствительны к высокому напряжению, нельзя устанавливать этот показатель выше, чем рекомендуется для данной модели. Обычно это 14,5-15 В. Рекомендуемые параметры всегда указываются на маркировке, нанесенной на корпус батареи.
- На наклейке также указывается максимальный зарядный ток (также может обозначаться как max initial current). Это значение также нельзя превышать.
- Период зарядки находится в зависимости от величины зарядного тока. Она определяется делением емкости на установленный ток зарядки. Это значит, что если зарядка проводится на показателе 10% от номинала, то она займет 10 часов, если 30%, то, соответственно, чуть больше, чем 3 часа. Из-за опасения перезарядки АКБ лучше не пользоваться старыми типами ЗУ, а использовать новые устройства с электронным блоком, который автоматически следит за выдаваемыми напряжением и силой тока.
Параметры зарядки гелевого аккумулятора.
При зарядке обслуживаемого гелевого аккумулятора обязательно нужно снять пробки, чтобы внутри корпуса не повышалось давление.
Зарядное устройство подключается к соответствующим выводам, затем устанавливается на приборе нужное напряжение и сила тока.
Во время зарядки напряжение будет расти, поэтому нужно следить, чтобы оно не вышло за максимальные пределы (часто указываются, как cycle use).
Если напряжение его превысило, нужно понизить силу зарядного тока, чтобы уменьшить также подаваемое напряжения. Обычно для полной зарядки должно хватить 10-12 ч.
На АКБ часто указывается также значение Standby Use, которое указывает, какое напряжение должно быть на аккумуляторе в режиме хранения.
Если хранение долгое, то производители рекомендуют для поддержания работоспособности время от времени делать подзарядку при небольшом напряжении (как правило в пределах 13,5-13,8 В). Такой ток может на этикетке указываться как «буферный» или «буферный режим».
Лучше всего купить для гелевого аккумулятора современное электронной зарядное устройство с автоматическим контролем показателей напряжения и силы тока, которое самостоятельно не позволит перезарядить батарею.
Также такие ЗУ могут сами устанавливать режим зарядки в зависимости от степени разреженности АКБ и окружающей температуры. Есть также модели ЗУ, специально предназначенные для гелевых батарей. Желательно приобрести именно такую.
Как заряжать необслуживаемый аккумулятор
Многие модели современных АКБ являются необслуживаемыми. Доступа к банкам у них нет, поэтому проверить уровень электролита и долить дистиллят в них не получится.
Заряжаются такие батареи так же, как и обычные, 2-мя способами: с постоянным напряжением или постоянной силой тока. Лучше всего не рисковать, а купить современное ЗУ с электронным блоком и сигнализатором окончания зарядки. Обычно по завершению цикла на таком приборе загорается цветной индикатор.
Старый, механического типа зарядник придется контролировать самому. Понадобится определить степень разрядки АКБ.
Определить его можно по напряжению на выводах батареи. 12,7 В значит, что она полностью заряжена. 11,7 В – полная разрядка, 12,2 В – разрядка на 50%.
Величина зарядного тока должна составлять 10% от емкости АКБ. Например, при половинном разряде и емкости аккумулятора в 60 А·ч для восстановления емкости потребуется 30 А·ч. 10% от 60 А·ч – 6 А. 30 А·ч разделить на 6 А получится 5 часов. Следовательно, время зарядки составит 5 часов.
Перезарядка сказывается фатальным образом на любых типах АКБ. Если на цикл зарядки нужно 5 часов, то держать аккумулятор с подключенным зарядником 8 или 10 часов не только бессмысленно, но и вредно.
Такой процесс особенно опасен для необслуживаемой конструкции. Если в аккумуляторе, оснащенном пробками, можно подлить дистиллированной воды, то в необслуживаемом такая возможность отсутствует в корне.
Батарея оснащена специальным клапаном, сбрасывающим давление при превышении давления внутри корпуса выше критического.
Это предохраняет батарею от разрушения, но потерю жидкости возместить безвозвратно. Понижение ее уровня ниже требуемого приведет к повреждению пластин и снижению времени службы устройства.