Принцип работы резистора простым языком
Все электронные приборы состоят из радиодеталей, которые делятся на два больших типа: активные и пассивные.
Активные усиливают электрические сигналы. Слабый сигнал на входе управляет мощным на выходе. В этом случае коэффициент усиления больше единицы.
Резистор относится к пассивному типу деталей, у которого коэффициент усиления меньше единицы.
В советское время резисторы именовали сопротивлениями. В наши дни эти детали называют резисторами. Сделано это потому, что все детали, применяемые в электронике, обладают сопротивлением. Чтобы не путаться, активные сопротивления назвали резисторами.
Все проводники имеют сопротивление, которое считается вредным, так как это приводит к нагреву элемента по которому течет ток. К тому же теряется электрическая мощность. Сопротивление резистора является полезным. Он нагревается и выделяет тепло. На этом принципе работают нагревательные печки и лампы, применяемые в быту.
Мощность рассеивания
Помимо сопротивления у резистора есть еще один немаловажный параметр – мощность рассеивания.
Любой резистор выступает своего рода ограничителем и благодаря своему сопротивлению проводит через себя только определенное напряжение и силу тока. При этом излишки, которые он не пропустил в себе не накапливает, а преобразует их в тепловую энергию и рассеивает.
Поэтому предусмотрены обозначения резисторов по мощности рассеивания.
Несоответствие данного элемента по мощности рассеивания приведет к его перегреву и разрушению. Мощность рассеивания измеряется в Ваттах.
Определить мощность рассеивания можно как по напряжению, проходящему через него, так и по силе тока.
Что касается напряжения, то формула для расчета выглядит так:
P= U2/R
Где:
Что делать, если перестал включаться вентилятор печки автомобиля?
- Р – мощность;
- U – напряжение в цепи;
- R – сопротивление резистора.
Для расчета по силе тока формула имеет такой вид:
P= I2*R
Где:
- P – мощность;
- I – сила тока, проходящая через резистор;
- R – сопротивление.
Важным условием при выборе резистора по данному параметру является то, что мощность рассеивания у него должна быть вдвое больше, чем полученная при расчетах.
К примеру, мы имеем силу тока в 0,1 А и сопротивление резистора в 100 Ом.
Исходя из формулы, получаем мощность рассеиваний в 1 Ватт (0,12 * 100 = 1), но для нормальной работы элемента выбираем резистор с мощностью рассеивания в 2 Ватт.
Отметим, что все изготавливаемые резисторы имеют строго определенное значение мощности рассеивания, что облегчает их выбор.
К тому же можно даже визуально определить, какая у резистора мощность рассеивания. Здесь все просто, чем больше по размерам элемент, тем выше значение.
Порядок ремонта резистора печки ваз 2110 с фотографиями
Здесь мы рассмотрели резисторы – одни из самых распространенных элементов в любой электрической схеме автомобиля. Ведь они позволяют контролировать основные параметры электрической энергии благодаря воздействию всего лишь на одну из ее характеристик.
Напоследок отметим, что при расчетах необходимо следить за размерностью параметров. То есть, использовать только амперы, вольты и омы, и если указано, что сила тока составляет 20 мА, то следует перевести это значение в амперы, получив для расчетов значение в 0,02 А.
Переменный резистор.
Переменный резистор – это резистор, в котором электрическое сопротивление между подвижным контактом и выводами резистивного элемента может быть изменено механически.
Переменные резисторы, также называемые реостатами или потенциометрами, предназначены для постепенной регулировки тока и напряжения.
Разница в том, что реостат регулирует ток в электрической цепи, а потенциометр регулирует напряжение. На радиосхемах переменные резисторы обозначены прямоугольником со стрелкой, прикрепленной к их корпусу.
На схемах числа от 1 до 3 указывают расположение выходов резисторов.
отрегулировать мощность сопротивления переменных резисторов можно поворотом специальной ручки. Те из резисторов, в которых регулировка сопротивления резистора может быть выполнена только с помощью отвертки или специального шестигранного ключа, называются резисторами с переменным сдвигом. Они выглядят так:
Осветительные приборы
В последнее время резисторы стали использоваться вместе со светодиодными лампами. Данный вид ламп все больше начал применяться на авто.
Но далеко не все машины пока идут с завода, укомплектованные светодиодными осветительными приборами, а вот отдельно их купить и установить вместо штатных ламп накаливания тех же поворотников или стоп-сигналов вполне можно и многие так делают.
Но здесь возникает проблема, которая обязывает использовать резисторы.
Дело в том, что потребление электроэнергии этими лампами очень малое, из-за чего электронный блок расценивает работу светодиодов как неисправность штатной лампы.
Чтобы исправить ситуацию, используются резисторы, создающие нагрузку на линии проводки, запитывающей те осветительные приборы, в которых установлены светодиодные лампы.
В результате ЭБУ воспринимает сопротивление элемента, как работу лампы накаливания, поэтому кода ошибки не возникает.
Интересно, что при использовании таких обманок основное достоинство светодиодных ламп – малое потребление энергии, сводится к нулю, и у них остается только одно преимущество перед обычными лампами накаливания – длительный срок эксплуатации.
Типы включения и примеры использования
Основные типы подключений – это последовательные и параллельные подключения.
Последовательное сопротивление легко рассчитать. Просто положи все это.
При последовательном соединении напряжение распределяется по резисторам в соответствии с их сопротивлениями.
Это второе правило Кирхгофа. Например, напряжение 12 В и пара резисторов 1 кОм.
Следовательно, у каждого из них 6 В. Это простой пример делителя напряжения. Здесь пара частей делят напряжение, и благодаря этому можно получить необходимое напряжение.
Рассмотрим пример транзисторного усилителя.
Здесь R1 и R2 образуют делитель напряжения, действуют как делитель напряжения. Между этими двумя резисторами и базой транзистора протекает ток, который включает транзистор.
Это необходимо для того, чтобы он работал без искажений.
Параллельное включение
При параллельном подключении радиодеталей общее сопротивление цепи уменьшается. Если два резистора 1 кОм соединены параллельно, общее сопротивление будет меньше 0,5 кОм, т. Е. Сопротивление цепи (эквивалент) будет вдвое меньше меньшего.
В этой связи соблюдается первое правило Кирхгофа. Ток силой 1 А направлен в точку соединения, а в узле расходится в двух направлениях на 0,5 А.
Формулы расчета
Для двух резисторов:
Для большего:
Для течения параллельное соединение похоже на вторую дорогу или объезд. Такой тип связи еще называют сортировкой. Примером может служить амперметр. Чтобы увеличить шкалу показаний, просто подключите другой шунт параллельно резистору.
Его сопротивление рассчитывается по формуле:
Эквивалентное соединение
В схеме усилителя пара резистора R3 и конденсатора С2 подключена к эмиттеру транзистора VT1.
В этом случае VT1 и R3 соединены последовательно друг с другом. Зачем это нужно? При работе усилителя транзистор начинает нагреваться и его сопротивление уменьшается. R3, как и светодиод, предохраняет транзистор от перегрева. Сбалансируйте общее сопротивление, чтобы транзистор не искажал сигнал. Это называется режимом термостабилизации.
А конденсатор С2 подключен параллельно R3. А это необходимо для того, чтобы переменный сигнал проходил без потерь при нормальной работе усилителя. Вот как работает параллельный фильтр.
Если бы был только один R3, то мощность усилителя была бы намного меньше из-за того, что он принимает на себя переменное напряжение. И конденсатор проходит без потерь, но не пропускает постоянное напряжение.
Три основные составляющие электрического тока
Электроэнергия достаточно плотно вошла в нашу жизнь. Используется она практически везде, и в автотранспорте в том числе.
Данный вид энергии имеет три основных составляющих – напряжение, сила тока и сопротивление.
Что касается последнего параметра, то благодаря возможности создания дополнительного сопротивления в любой точке электрической цепи можно влиять на первые два параметра.
Основным элементом для создания сопротивления является резистор. Данный элемент относится к самым востребованным, и ни одна электрическая цепь без него не обходится, и заменить его чем-либо другим не получится. А в любом автомобиле электрических цепей предостаточно.
Что такое вентилятор печки
Автомобильный отопитель, который в народе называют печкой, предназначен для выполнения простой и одновременно важной функции — обогрева салона. Кроме этого, устройство помогает устранять запотевание стёкол в холодную и сырую погоду
При нормальной работе системы отопления в салоне «девятки» должна поддерживаться температура +20 ˚С при тех же показателях за бортом, но только со знаком минус. В ногах при максимальном режиме обогрева значение должно поддерживаться на уровне +25 ˚С. Одним из важных узлов печки, помимо радиатора, является вентилятор. Назначение этого устройства, его неисправности и ремонт следует рассмотреть более детально.
Назначение устройства
Назначение моторчика заключается в повышении эффективности системы отопления и циркуляции воздуха в салоне автомобиля. Его работа основывается на заборе воздуха снаружи и его последующей подаче в салон через радиатор. В результате прохождения воздушного потока через теплообменник воздух в салон попадает уже прогретым.
Схема работы отопителя: а — ВАЗ 2108; б — ВАЗ -2108–01: 1- рабочее колесо вентилятора; 2 — воздуховод обогрева ветрового стекла; 3 — заслонка обогрева ветрового стекла; 4 — заслонка обогрева ног водителя; 5 — заслонка центрального сопла; 6 — центральное сопло; 7- радиатор; 8 — заслонка управления отопителем; 9 — окно обогрева ног водителя; 10 — воздуховод внутренней вентиляции
Где расположен моторчик на ВАЗ 2108/09
Моторчик печки на ВАЗ 2108/09 установлен в нише моторного отсека перед лобовым стеклом, что кардинально отличается от конструкции отопителя классических «Жигулей», у которых вентилятор установлен в салоне. Узел представляет собой электродвигатель с насаженной на него крыльчаткой, посредством которой воздух нагнетается в салон.
Моторчик печки на ВАЗ 2108/09 установлен в нише моторного отсека перед лобовым стеклом
Схема подключения
Для облегчения поиска возможных неисправностей с вентилятором иногда может требоваться схема монтажа, основными составляющими которой являются:
- монтажный блок предохранителей;
замок зажигания;
дополнительный резистор;
электродвигатель вентилятора;
переключатель режимов работы.
Схема подключения моторчика печки состоит из монтажного блока предохранителей, замка зажигания, дополнительного резистора, электродвигателя вентилятора, переключателя режимов работы
Всегда высокие требования к свечам зажигания
Условия, при которых должны работать свечи зажигания, за последние десять лет стали более жёсткими. К тому же, повысились требования к долговечности свечи зажигания. Чтобы преодолеть эти сложности и удовлетворить повышенные требования, компания NGK активно инвестирует в исследования, технологии и разработки. Результатом стали новые материалы и методики изготовления, сделавшие свечи зажигания такими работоспособными и долговечными, как никогда прежде.
Современная свеча зажигания должна быть индивидуально адаптирована к различным конструкциям двигателя и условиям движения. Поэтому не существует свечи зажигания, которая исправно действует во всех двигателях.
Поскольку развитие температуры в камере сгорания соответствующих двигателей протекает по-разному, необходимы свечи зажигания с различными показателями теплоты сгорания. Теплота сгорания выражается так называемым калильным числом. Это калильное число представляет собой среднюю температуру, измеренную на электродах и изоляторе и соответствующую нагрузке двигателя.
Если «искра проскакивает», NGK всегда на месте. Компания является поставщиком заводской комплектации для ведущих производителей легковых автомобилей и мотоциклов; она оснащает мощные автомобили Формулы 1, мотоциклы гоночного спорта и обычные автомобили в поседневном дорожном движении. Наиболее крупные производители двухколёсных транспортных средств, двигателей малой мощности и лодочных двигателей также ставят на технику NGK и, таким образом, на высокое качество. Поэтому в ассортименте продукции NGK есть подходящее изделие почти для каждого двигателя.
NGK устанавливает критерии выполнения высоких требований качества. С помощью прогрессивных технологий мы обеспечиваем стандарт мощности, выдерживающий экстремальные условия. В отношении ассортимента и услуг компания NGK не оставляет желать ничего лучшего.
Свечи зажигания NGK показали себя на деле и успешно работают. Эти свечи настоящие профессионалы, если дело касается увеличения мощности, при одновременном снижении нагрузки на окружающую среду.
По старой свече зажигания, демонтированной из двигателя, во виду её износа можно судить о том, хорошо ли работает двигатель. Свеча зажигания, извлечённая из исправно работающего двигателя, выглядит как «высушенная» – зоны вокруг электродов сухие, сероватые и имеют оттенки от белого, жёлтого до коричневого. Электроды, так же как и выступ изолятора, обычно не имеют явных признаков повреждения.
Осветительные приборы
В последнее время резисторы стали использоваться вместе со светодиодными лампами. Данный вид ламп все больше начал применяться на авто.
Но далеко не все машины пока идут с завода, укомплектованные светодиодными осветительными приборами, а вот отдельно их купить и установить вместо штатных ламп накаливания тех же поворотников или стоп-сигналов вполне можно и многие так делают.
Но здесь возникает проблема, которая обязывает использовать резисторы.
Дело в том, что потребление электроэнергии этими лампами очень малое, из-за чего электронный блок расценивает работу светодиодов как неисправность штатной лампы.
Чтобы исправить ситуацию, используются резисторы, создающие нагрузку на линии проводки, запитывающей те осветительные приборы, в которых установлены светодиодные лампы.
В результате ЭБУ воспринимает сопротивление элемента, как работу лампы накаливания, поэтому кода ошибки не возникает.
Интересно, что при использовании таких обманок основное достоинство светодиодных ламп – малое потребление энергии, сводится к нулю, и у них остается только одно преимущество перед обычными лампами накаливания – длительный срок эксплуатации.
Определение причины неисправности
При диагностике двигателя вентилятора нагнетателя необходимо проделать следующие действия.
- Используя мультиметр, проверьте предохранитель на наличие напряжения на обоих концах. Если на одном конце напряжение есть, а на втором оно отсутствует – предохранитель необходимо заменить.
- Проверьте реле вентилятора, если таковое установлено в автомобиле. Проверить реле можно, приложив к нему сверху палец, а затем включив и выключив вентилятор. Если в реле произойдёт щелчок – значит, скорее всего, оно работает правильно.
- Проверьте наличие питания на клеммах самого вентилятора: напряжение на клеммах после включения вентилятора должно составлять +12 В. Для проверки переключите мультиметр в режим измерения напряжения и убедитесь в том, что разница напряжения между его клеммами равна 12 вольтам. Если напряжение на клеммах отсутствует – возможно, имеется повреждение проводки. Устранение данной неисправности лучше всего поручить автоэлектрику из сертифицированного центра техобслуживания автомобилей. Если же на клеммах вентилятора напряжение присутствует – возможно, неисправен сам вентилятор.
Если вентилятор работает на одних скоростях, но при этом не работает на других скоростях, это говорит о том, что резистор неисправен и требует замены:
- Найдите резистор и отключите его от электрической цепи. Узнать о том, где именно размещается резистор, можно, заглянув в руководство по ремонту автомобилей интересующей вас марки и модели. Очень часто резисторы устанавливаются рядом с двигателем вентилятора, за приборной панелью или чуть ниже её, в районе пространства для ног пассажира и т.д.
- Очень часто бывает так, что, отсоединив резистор и внимательно осмотрев его, по внешнему виду можно безошибочно установить, что он перегорел. Перегоревший резистор необходимо заменить на аналогичный новый от производителя вашего автомобиля.
- Если внешне резистор выглядит нормально, необходимо измерить сопротивление каждого отдельного резистора в блоке. Все резисторы подключены к одной общей точке. Переключите мультиметр в режим измерения сопротивления, подключите один его щуп к общей точке, а другой щуп используйте для измерения сопротивлений в других точках. Если в каком-либо месте мультиметр показывает разрыв цепи (бесконечное сопротивление), то резистор вентилятора необходимо заменить.
Предупреждение: в процессе нормальной работы резистор вентилятора сильно нагревается, поэтому необходимо соблюдать осторожность, дабы избежать ожогов и других травм
Что такое резистор?
Специальные компоненты, называемые резисторами, созданы специально для создания точного количества сопротивления, добавляемого в схему. Обычно они изготавливаются из металлической проволоки или углерода и спроектированы так, чтобы поддерживать стабильное значение сопротивления в широком диапазоне условий окружающей среды. В отличие от ламп, они не излучают свет, но выделяют тепло, поскольку в работающей схеме ими рассеивается электрическая энергия. Однако обычно резистор предназначен не для выработки полезного тепла, а просто для обеспечения точного количества электрического сопротивления.
Система зажигания
Второй элемент автомобиля, где можно встретить резистор – это свечи зажигания. Но далеко не все свечи оснащены им.
В конструкции данных элементов он начал появляться не так давно, и задача его заключается в подавлении радиопомех.
Кстати, сейчас ведется очень много споров, нужен ли он в свечах. Ведь резистор создает сопротивление, которое в конечном итоге влияет и на искру. А ведь чем сильнее последняя, тем лучше воспламеняется горючая смесь.
Но на самом деле на качестве искры наличие резистора сказывается незначительно, а вот на свечу – только положительно. Очень сильный искровой заряд приводит к разрушению электродов, а сопротивление снижает напряжение искры.
Но не в этом его главное назначение. Мощный искровой разряд создает достаточно сильные помехи в радиочастотном диапазоне, которые могут повлиять на работу аудиосистемы автомобиля, мобильного телефона и любого другого оборудования, чувствительного к помехам данного типа.
Интересно, что необязательно устанавливать на автомобиль свечи зажигания, оснащенные резисторами.
Дело в том, что во многих моделях шумоподавляющий элемент устанавливается в наконечники проводов высокого напряжения. Также некоторые виды самих проводов обладают достаточно неплохим сопротивлением, которого хватает для подавления радиопомех.
Резистор также может быть установлен и в бегунок трамблера, причем встречается он там на многих моделях. Его задача – та же, что и в свече зажигания или наконечнике.
Важно понимать, что во всех перечисленных элементах зажигания одновременно использоваться резисторы не могут. При последовательном подключении этих элементов все сопротивление, которое они создают, суммируется
При последовательном подключении этих элементов все сопротивление, которое они создают, суммируется.
То есть, если резистор будет установлен в бегунке трамблера, наконечнике, свече, то они будут создавать настолько сильное сопротивление, что значительно послабят искровой заряд, и он уже не сможет качественно воспламенять смесь. А это приведет к перебоям в работе двигателя, потере мощности, увеличению расхода топлива.
Поэтому принимать решение, стоит ли устанавливать на автомобиль свечи зажигания с резистором необходимо, тщательно ознакомившись с техдокументацией, идущей к авто.
Если изготовитель указывает, что необходимо использование таких свечей, то ими лучше пользоваться.
Типы включения и примеры использования
Основные типы включения это последовательные и параллельные соединения.
Последовательно сопротивление рассчитывается просто. Достаточно все сложить.
При последовательном соединении напряжение распределяется по резисторам согласно их сопротивлениям.
Это второе правило Кирхгофа. Например, напряжение 12 В, а пара резисторов по 1 кОм.
Соответственно, на каждом из них по 6 В. Это простой пример делителя напряжения. Здесь пара деталей делит напряжение, и благодаря этому можно получить необходимое напряжение.
Рассмотрим пример усилителя на транзисторе.
Здесь R1 и R2 образуют делитель напряжения, они выполняют роль делителя напряжения. Между этими двумя резисторами и базой транзистором протекает ток, который открывает транзистор.
Это необходимо для того, чтобы он работал без искажений.
Параллельное включение
При параллельном соединении радиодеталей, общее сопротивление цепи снижается. Если два резистора по 1 кОм соединены параллельно, то общее будет равно меньше 0,5 кОм, т.е. сопротивление цепи (эквивалентное) равно половине самого наименьшего.
В таком соединении наблюдается первое правило Кирхгофа. В точку соединения направляется ток в 1 А, а в узле он расходится на два направления по 0,5 А.
Формулы расчета
Для двух резисторов:
Для более:
Для тока параллельное соединение — это как вторая дорога или обходной путь. Еще такой тип соединения называют шунтированием. В качестве примера можно привести амперметр. Чтобы увеличить его шкалу показаний, достаточно подключить параллельно резистору еще один шунтирующий.
Его сопротивление рассчитывается по формуле:
Эквивалентное соединение
В схеме усилителя к эмиттеру транзистора VT1 подключена пара из резистора R3 и конденсатора C2.
В этом случае VT1 и R3 подключены последовательно друг к другу. Зачем это надо? Когда усилитель работает, транзистор начинает нагреваться и его сопротивление снижается. R3, как и в случае со светодиодом, не позволяет транзистору перегреваться. Он балансирует общее сопротивление, чтобы транзистор не вносил искажения в сигнал. Это называется режим термостабилизации.
А конденсатор C2 подключен к R3 параллельно. И это нужно для того, чтобы при нормальном режиме работы усилителя, переменный сигнал прошел без потерь. Так работает параллельный фильтр.
Если бы был только один R3, то мощность усилителя была намного меньше из-за того, что он забирает переменное напряжение на себя. А конденсатор пропускает без потерь, но не пропускает постоянное напряжение.
Ремонт моторчика
Не спешите выбрасывать старый мотор, возможно, его получится вернуть к жизни. Потребуется выполнить следующие действия:
- Сверху на моторе располагается гайка на 8, её требуется открутить, что позволит демонтировать крыльчатку. Она может плотно сидеть на своём месте. Если приложить большое усилие, то деталь лопнет. Можно прогреть её строительным феном или обработать специальным составом.
На верхней втулке собирается много пыли и мусора, а на внутренней стороне крыльчатки откладывается грязь. Нижняя втулка моторчика будет выглядеть ничуть не лучше. Все эти детали нужно вычистить до блеска.
Обращаем внимание на щётки, которые часто оказываются стёртыми. По необходимости выполняем замену.
Демонтируем шайбы, аккуратно отгибаем лепестки и вынимаем втулку, которая также нуждается в чистке.
Проверяем работу подшипника, в процессе которой не должно быть постороннего шума и гула. В противном случае выполняем замену на аналогичный. Для замены подшипника необходимо ещё больше отогнуть лепестки и вынуть неисправную деталь.
Остаётся лишь собрать мотор и установить на прежнее место в машину. Все действия выполняются в обратном порядке. Проверяем работу печки, как работает вентилятор, меняется ли интенсивность обдува салона от изменения температуры, насколько тихо функционирует печка.
Источник
Характеристики и параметры
Резистор, как и любой другой радиоэлемент, характеризуется различными параметрами, определяющими его свойства. Основным из них, известным даже «чайникам», является номинальное сопротивление. Но мало кто из начинающих радиолюбителей знает, что кроме него существует ещё ряд важных характеристик.
К основным параметрам резистора относят:
- Рабочее сопротивление. Основной параметр, величина которого обозначает, какое сопротивление оказывает элемент прохождению тока.
- Граничная рассеиваемая мощность. Показывает, какую максимальную энергию может поглотить радиодеталь без изменения своих остальных характеристик.
- Температурный коэффициент. Изображается в виде функции и указывается в справочниках производителей. Характеризует изменение значения сопротивления в зависимости от температуры.
- Допуск погрешности. Обозначает процентное содержание, в пределах которого может изменяться сопротивление в зависимости от заявленного.
- Рабочее напряжение. Величина, которую может выдержать элемент, сохранив правильную работоспособность.
- Избыточный шум. Этот коэффициент обозначает, какие искажения получает сигнал после прохождения через резистор.
- Влагоустойчивость и термостойкость. Показывают, как влияет воздействие влаги и тепла на изменение параметров элемента.
- Коэффициент напряжения. Учитывает зависимость сопротивления от приложенного напряжения.
- Паразитная составляющая. Характеризуется значением ёмкости и индуктивности.
При этом некоторые характеристики могут являться несущественными, а для других отводится главная роль. Зависит это от режима работы схемы, в которой он применяется. Например, от частоты сигнала. Если резистор работает на высоких частотах, то из-за наличия посторонних составляющих величина сопротивления может увеличиваться или уменьшаться.