Нужно ли заряжать необслуживаемый аккумулятор
Завлекая покупателя, производители и продавцы в один голос утверждают, что владельцам авто не нужно беспокоиться о состоянии герметичной батареи. Если генератор и электронный регулятор напряжения в машине работают без нареканий, они дадут аккумулятору необходимое количество энергии для полного заряда.
Неприглядная статистика: средний срок службы свинцово-кислотного аккумулятора при условии интенсивной эксплуатации машины составляет 2-3 года. Причины этого явления:
- Когда вы на своей машине передвигаетесь исключительно по городу, величина пробега, необходимого для восстановления заряда батареи, не соответствует количеству пусков двигателя. Для полной зарядки нужно проехать как минимум 100 километров, а остановки и запуски мотора в пределах городской черты происходят в среднем каждые 35 км. Батарея при таком раскладе не зарядится и наполовину.
- Подачу стабильного напряжения от автомобильного генератора переменного тока обеспечивают специальный регулятор и реле. Когда один из этих элементов функционирует неверно либо совсем выходит из строя, аккумулятор начинает работать на разряд. При этом он не восстанавливается.
- Зимой из-за пониженной температуры емкость батареи уменьшается. Эта и другие, приведенные ранее причины, обусловливают снижение заряда до 20 процентов.
В таком режиме работы срок жизнедеятельности аккумулятора значительно снижается. По понятным причинам эта недолговечность очень выгодна тем, кто выпускает и продает автомобильные запчасти. АКБ с открывающимися банками удавалось реанимировать путем доливки кислоты и зарядкой током 10 А. Герметичные АКБ закрытого типа остается только выбросить. В условиях высокого напряжения весь электролит выкипает, и долить его не представляется возможным.
Время от времени заряжайте аккумуляторную батарею в теплых помещениях. Только так вы сможете продлить ей жизнь.
Можно ли заряжать аккумулятор не отсоединяя от бортовой сети автомобиля
При зарядке аккумулятора напряжение на его клеммах может достигать, в зависимости от типа зарядного устройства, 16 В. Даже когда ключ зажигания вынут из замка зажигания, то все равно остаются подключенными некоторые устройства, например, система охранной сигнализации, лампочка освещения салона, багажника. В зависимости от модели автомобиля могут быть подключены и другие устройства. Таким образом, вместо предельно допустимого по паспорту напряжения питания, на устройства будет подано большее, что может привести к выходу их из строя. Таким образом, если Вы не уверены, что все приборы при вынутом ключе из замка зажигания обесточены, то лучше не рисковать и перед зарядкой аккумулятора отключить от бортовой сети его отрицательный вывод.
Почему отрицательный? Потому что отрицательный вывод аккумулятора подключен к бортовой сети автомобиля путем непосредственного подсоединения к кузову с помощью резьбового соединения. Если отключать, положительный вывод аккумулятора первым, то можно случайно прикоснуться гаечным ключом к металлическим деталям двигателя или кузова автомобиля. Получится короткое замыкание.
Как безопасно заводить автомобиль от АКБ другого автомобиля (прикурить)
Никто не застрахован от случая, когда понадобится аккумулятор-донор для запуска двигателя собственного автомобиля, или как в народе говорят «прикурить». Обычно соединяют одноименные клеммы аккумуляторов между собой проводами с крокодилами, прибавляют газ, и запускают двигатель другого автомобиля, оставляя свой работающим. Такое «прикуривание» может вывести электронику современного электрооборудования автомобиля из строя и не стоит удивляться, если сразу или через какое-то время в Вашем автомобиле возникла неисправность. А как же правильно «прикуривать»? Ответ очень простой.
В зимнее время, прежде чем дать «прикурить», необходимо завести свой автомобиль и прогреть двигатель в течение не менее пяти минут. Заглушить двигатель. В автомобиле, котором сел аккумулятор, нужно сначала отсоединить от минусового вывода аккумулятора клемму, а затем подсоединить провода для прикуривания к плюсовому выводу и к снятой клемме с отрицательного вывода аккумулятора.
Так как потребляемый стартером ток при пуске двигателя составляет около 100 А, то сечение проводов прикуривателя должно быть не менее 10 мм2, что соответствует диаметру провода без учета изоляции 3,6 мм.
Вторые концы проводов подсоединить к выводам аккумулятора-донора. Запустить двигатель, дать ему поработать пару минут, и, не останавливая отключить провода «прикуривателя».
Вырабатываемой электроэнергии автомобильного генератора вполне хватит для питания всего включенного электрооборудования автомобиля. Подключить отрицательный вывод бортовой сети к штатному аккумулятору.
Для более быстрой подзарядки аккумулятора необходимо стараться ехать на низких передачах, чтобы обеспечить не менее 3000 обор/мин вала двигателя. При таких оборотах генератор автомобиля будет вырабатывать достаточный для питания электрооборудования и зарядки аккумулятора ток.
Для гарантированного следующего пуска двигателя после его остывания необходимо незамедлительно полностью зарядить аккумулятор от зарядного устройства.
Зарядка сульфатированных батарей
Как мы уже писали, такие АКБ практически не способны принимать заряд. Но не всегда сильная сульфатация станет приговором для батареи – ее можно попытаться «реанимировать».
- Во-первых, аккумулятор нужно согреть – на холоде растворить кристаллы сульфата свинца будет гораздо труднее.
- Во-вторых, необходимо иметь зарядное устройство, которое сможет работать в подобных условиях: простые автоматические зарядное устройство при подключении к сульфатированному аккумулятору сразу отключатся, ибо мизерный зарядный ток ими распознается как сигнал окончания заряда.
Здесь есть два варианта – либо сразу купить ЗУ с предусмотренным режимом десульфатации, либо применить небольшую хитрость: если зарядному устройству нужна нагрузка, то можно имитировать ее обычной лампой из фары, подключив ее параллельно клеммам аккумулятора. Ток при этом настраивается на максимум, чтобы быстрее запустить реакцию восстановления сульфата.
Для десульфатации оптимален не постоянный заряд, а импульсный – короткие мощные импульсы тока лучше разрушают сульфат свинца. На этом основан метод «оживления» при помощи пускозарядного устройства – в них при нажатии кнопки «пуск» отключается контрольная автоматика, чтобы дать возможность отдавать максимальную мощность. Так как сопротивление сульфатированного аккумулятора на порядок выше, чем у автомобильного стартера, рассчитанное на такие нагрузки ПЗУ выдаст на аккумулятор напряжение на несколько вольт выше штатного зарядного (обычно 18-20 вольт). Кратковременными (не более 15-20 секунд) нажатиями кнопки «пуск» можно «расшевелить» АКБ настолько, что он сможет принимать ток и в обычном автоматическом режиме.
В любом случае критерием отбраковки станет ближайший час. Если за это время принимаемый им ток вырастет до номинального значения, то дальнейшую зарядку батареи можно проводить обычным образом: достаточная часть сульфата свинца была восстановлена. Если же спустя час простоявший на зарядке аккумулятор так и не начал принимать ток, его придется заменить – разрушение зашло слишком далеко.
Вопросы, связанные с методикой зарядки АКБ, и ответы на них
Далее мы разберём самые распространённые вопросы, связанные с обслуживанием автомобильных аккумуляторных батарей.
Можно ли заряжать батарею, не снимая её с автомобиля?
Правильно зарядить аккумулятор автомобиля можно и без демонтажа с ТС. Нужно лишь отсоединить обе клеммы от массы и плюсового провода автомобиля. В противном случае могут быть повреждены штатные электроприборы.
Что заряжает лучше — генератор или ЗУ (зарядное устройство)?
Если рассматривать полноту и качество зарядки, то в выигрыше будет зарядное устройство. Оно позволяет управлять параметрами процесса. С помощью ЗУ можно получить наилучшие результаты для АКБ разных типов, сроков эксплуатации и степеней разряда. Зарядным устройством можно зарядить батарею до 100 % её ёмкости, что в ряде случаев недостижимо для генератора.
Однако зарядка АКБ посредством ЗУ требует определённой трудоёмкости, особенно при её демонтаже. Далеко не все автолюбители готовы тратить своё время на такую операцию. По этим причинам наибольшая часть владельцев предпочитает зарядку источника от машинного генератора. Тем более что она осуществляется автоматически и не требует временных и трудовых затрат.
Можно ли заряжать АКБ на морозе?
Такая операция не рекомендуется. Если в электролите образовалась ледяная шуга, то АКБ заряжаться не будет. Ещё хуже, если электролит полностью замёрз. Такое изделие теряет ёмкость и даже после восстановления неспособно крутить стартер.
Зарядка на морозе возможна только в случае крайней необходимости при условии, что электролит находится в жидком (полужидком) состоянии. Зарядить АКБ удастся лишь частично, и процесс будет продолжаться достаточно долго. Сначала ток будет разогревать саму батарею, только потом начнётся её заряд.
Правильно зарядить аккумулятор зарядным устройством можно только в тёплом помещении (температура выше +20 ºС). При этом АКБ необходимо предварительно выдержать в тепле несколько часов, чтобы весь лёд растаял.
Можно ли «прикуривать» от другой машины?
Это вполне допустимо, но с соблюдением некоторых условий:
- двигатель машины-«донора» должен перед «прикуриванием» поработать пять минут на двух тысячах оборотов, чтобы подзарядить свой аккумулятор;
- один из проводов машины-«донора» нужно отсоединить от аккумулятора;
- соблюдая полярность, следует соединить специальными проводами с зажимами плюсовые и минусовые клеммы обоих аккумуляторов;
- недопустимо «прикуривание» без отсоединения аккумулятора «донора» от самой машины, тем более при работающем двигателе «донора».
Невыполнение указанных требований может привести к выходу из строя электроники «донорской» машины. При проведении операции нужно соизмерять энергетические возможности аккумулятора с характеристиками запускаемого им двигателя. В частности, не стоит пытаться заводить двигатель трёхлитрового внедорожника аккумулятором ёмкостью 45 А·ч.
Пошаговая инструкция, как быстро зарядить аккумулятор автомобиля
Зарядить аккумулятор автомобиля можно несколькими способами. Благодаря такому разнообразию, вы сможете подобрать тот способ, который будет наиболее удобен вам в той или иной ситуации. Вот наиболее распространенные способы, чтобы зарядить АКБ автомобиля:
- в домашних условиях (постоянным током или постоянным напряжением);
- обычным зарядным устройством;
- зарядить, не снимая батарею с автомобиля.
В домашних условиях
Как уже было написано выше, дома аккумуляторную батарею транспортного средства можно зарядить двумя способами: при помощи постоянного тока и при помощи постоянного напряжения. Эти два варианта сильно отличаются друг от друга.
Постоянным током
Зарядка постоянным током используется реже, чем другие способы. Так как в реализации этот вариант довольно трудный. Ведь человеку необходимо постоянно следить за показаниями приборов (раз в 2 часа) и периодически их регулировать. Это не очень удобно, тем не менее, такой способ существует:
- Определить емкость АКБ и поделить эту цифру на 10, в итоге вы получите значение тока. Например, емкость аккумулятора 60 А*ч, значит, ток выставляем на 6 А.
- Если батарея разряжена полностью, то лучше установить минимальное значение тока (1,6-2 А). Это позволяет минимизировать вероятность сильного электролиза воды.
- Теперь ждем, пока напряжение (его следует измерять на клеммах) не достигнет 14,4 В.
- Как только это произошло, понижаем силу тока еще в два раза. Например, было значение 6 А, меняем его на 3 Ампера. Это снижает нагрев и позволяет зарядить АКБ до максимума.
- Как только напряжение достигнет 15 В, снижаем силу тока еще в два раза.
- Заканчивать процесс следует только тогда, когда значения напряжения и тока останутся неизменными хотя бы течение полутора-двух часов.
Вот такой трудозатратный способ зарядки аккумулятора автомобиля постоянным током. Он занимает 8-12 часов, чаще всего 9-10. Зависит от емкости аккумулятора и того, как своевременно вы будете менять значение силы тока.
Постоянным напряжением
Этот способ не требует постоянного наблюдения за показателями приборов. Но он тоже весьма сложен, так как здесь необходимо правильно рассчитать необходимое количество напряжения для своей АКБ. Если завысить показатель, то это приведет к перезарядке и быстрому выходу из строя. А если взять значение ниже необходимого, то аккумулятор будет долго заряжаться (может достигнуть 3-ех суток). Вот подробная инструкция:
- Поставить номинальный уровень напряжения (14,4 Вольт).
- Понаблюдать за величиной тока, она должна находиться в районе 0,1 от емкости батареи.
- Ток, силой более 20% от емкости АКБ, является вредным для аккумулятора.
- Если ток повышается, то напряжение следует снизить.
- Наблюдать то тех пор, пока ток не перестанет расти.
- Если аккумулятор глубоко разряжен, то напряжение устанавливается в районе 12-13 В.
- Нельзя ставить напряжение выше 15,5 В – это опасно для АКБ.
Обычным зарядным устройством
АКБ автомобиля обладают одним очень интересным режимом – Boost. Он позволяет заряжать батарею от ЗУ (зарядного устройства). Это очень удобно, если под рукой нет ничего, кроме самого зарядника и розетки подключенной к сети электроснабжения. Подробно рассматривать этот способ не будем, так как он описан в инструкции к ЗУ.
Главное помнить, что аккумуляторную батарею обязательно следует извлечь из автомобиля и переместить на твердую горизонтальную поверхность. Зарядное устройство подключается в режиме Boost, проводится подробный расчет тока и напряжения. Весь процесс занимает 10-12 часов.
Не снимая с авто
Зарядить аккумулятор можно не снимая с авто при помощи зарядного устройства. Этот вариант является самым быстрым из всех вышеперечисленных, но далеко не самым безопасным. Время зарядки составляет всего 20 минут, чтобы его осуществить, следуйте этой инструкции:
- Выключить зажигание.
- Убрать клеммы «масса» и «+».
- Поставить клеммы зарядного устройства следующим образом: «+» к «+», а «-» к «массе».
- Установить значение тока, которое можно рассчитать по формуле: (емкость АКБ * 10%) + 30%.
- Подождать 20 минут, после чего вернуть все обратно.
Этого заряда хватит, чтобы завести машину и добраться до необходимого места. Но такой способ сильно «бьет» по аккумулятору, так как разрушает пластину. После такого трюка рекомендуется провести полноценную зарядку батареи.
Каким током можно заряжать аккумулятор?
Ток зарядки автомобильной батареи рассчитывается индивидуально в зависимости от номинальной емкости установленной батареи. Маркировка аккумулятора указывает на номинальную емкость, которая говорит о том, насколько разрядится аккумулятор в период эксплуатации: работа двигателя, работа автомобильного радио или кондиционера при выключенном «сердце» автомобиля.
Какой ток рекомендуется для зарядки аккумулятора? Оптимальным значением этой величины зарядки считается 10% от номинальной емкости для батареи с низким уровнем износа, для батареи со сроком службы менее трех лет. Для источников питания с большим сроком службы рекомендуется добавить к этому значению 0,5 Ампера. Современные легковые автомобили оснащены аккумуляторами емкостью:
- 55 Ач — отечественные легковые автомобили с объемом двигателя от 1,0 до 1,6 л.
- 60 Ач — легковые автомобили с объемом двигателя от 1,3 до 1,9 л.
- 70 Ач — импортные бензиновые автомобили с объемом двигателя до 3,0 л. Кроме того, батареи такой емкости используются в дизельных двигателях объемом до 2,5 л.
В настоящее время наиболее распространены два последних варианта.
Каким током следует заряжать аккумулятор емкостью 60 Ач? Исходя из известных данных, характерное значение номинальной емкости равно 60. Оптимальный зарядный ток составляет 10% от номинала батареи, т.е. (60/100)x10 — это зарядный ток 6 Ампер.
Какой ток необходим для зарядки аккумулятора емкостью 70 Ач? Используя вышеописанное эмпирическое правило, получаем, что электрический ток составит (70/100)x10 = 7 Ампер.
Обратите внимание, что зарядный ток в 10% от емкости батареи полезен только в тех случаях, когда в батарее еще есть остаточная энергия. Какой ток необходим для зарядки полностью разряженной батареи? Если батарея близка к нулевому разряду, ее следует «оживить» зарядным током в 1 ампер
Какой ток необходим для зарядки полностью разряженной батареи? Если батарея близка к нулевому разряду, ее следует «оживить» зарядным током в 1 ампер.
Ранее мы говорили о зарядке аккумулятора с помощью функции зарядки постоянным током. Но при скольких амперах следует заряжать батарею, если используется метод постоянного напряжения?
В этих условиях напряжение контролируется и устанавливается на значение 14,4 ± 0,2 В, в некоторых ситуациях оптимальное значение может достигать 15 В. Величина зарядного тока в этом случае будет в два раза меньше, чем при методе зарядки постоянным током. Так, например, для батареи емкостью 60 Ач зарядный ток составляет.
метод зарядки постоянным током — 10% от номинального значения = 6 Ампер;метод постоянного напряжения — 10% / 2 от мощности = 3 Ампера.
Каким максимальным током можно безопасно заряжать аккумулятор?
Иногда допустимо использовать метод быстрой зарядки с большим током, например, в чрезвычайных ситуациях. Как это сделать: установите ток зарядки на 20 Ампер или более, и вы сможете зарядить батарею за 5-6 часов.
Стоит отметить, что использовать эту опцию стоит очень редко, чтобы время автономной работы не сократилось значительно. При более высоких токах химические процессы внутри аккумулятора протекают достаточно интенсивно, что приводит к большему расходу веществ, используемых в реакции восстановления емкости.
Как заряжать аккумулятор
Эффективно заряжаться будет стандартный аккумулятор на 60ач с помощью основных правил. Производить процедуру нужно минимум 2 раза в год, чтобы увеличить срок службы этой детали автомобиля. Подзарядить до полного лучше всего перед зимой и после нее, ведь именно в холодное время года такая батарея быстрее всего изнашивается. Этот процесс входит в регулярное обслуживание, но он не обязателен. Лучше всего предварительно измерить уровень заряда и сделать выводы на основании своего исследования.
Сам процесс заряда происходит с помощью специального устройства. Оно может быть разным, от простого переходника до автоматического сложного варианта, который будет в полной мере контролировать весь процесс. Есть возможность устанавливать определенные показатели напряжения и силы тока, имеется точный индикатор, позволяющий понять, когда процедуру можно считать законченной.
Важно сразу после зарядки не использовать АКБ. Ему нужно дать некоторое время, около часа, чтобы батарея просто постояла и нормализовались все процессы внутри нее
Затем проверяется аккумулятор в покое и в под напряжением, чтобы сделать выводы о результате зарядки.
Как правильно зарядить автомобильный аккумулятор зарядным устройством
Важно соблюдать основную технику безопасность и постоянно контролировать уровень заряда. Для этого используется подходящее зарядное устройство, будь то вариант на 6,12,24А
До установки следует обязательно выкрутить пробки, может понадобиться сменить электролит. В зависимости от типа АКБ сам принцип алгоритма меняется.
Основное правило в зарядке АКБ заключается в том, чтобы не спешить. В экстренной ситуации с помощью специальных проводов можно просто прикурить от другого аккумулятора с машины, а затем немного повысить заряд в процессе езды. Однако, это не будет решением проблемы, это лишь способ добраться до дома, если водитель находится далеко от стоянки. Полноценная зарядка связана с тщательной подготовкой, на нее нужно отвести достаточно времени и постоянно контролировать процесс с помощью специальных измерений и регулярного наблюдения для безопасности и достижения желаемого эффекта.
Сколько времени заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством
Для зарядки автомобильного аккумулятора понадобиться около 10 часов. Этот процесс можно ускорить, если значительно увеличить показатели напряжения и тока, но такой экстренный процесс будет очень вреден для аккумулятора.
Зарядка авто минимум может производиться за 2-4 часа. Это происходит за счет значительного повышения напряжения и силы тока. Действительно это серьезно ускоряет процесс и помогает восстановить энергию за очень короткий промежуток времени. Применение подобной процедуры серьезно портит батарею, время действительно можно сокращать только в том случае, когда ситуация экстренная и не повторять это часто. С каждым циклом емкость будет уменьшаться, АКБ очень быстро выйдет из строя.
Сколько заряжать аккумулятор постоянным током
Ток заряда автомобильного аккумулятора должен быть чем меньше, тем лучше. Необходимо четко ограничивать для того, чтобы контролировать износ батареи и не давать ей испортиться. Эффективнее всего в автоматическом режиме устроить определенные качели с уменьшением и увеличением силы тока. Однако, если нет возможности, лучше всего сделать показатель максимально низким. Конечно, подобный подход значительно продлит само время зарядки, однако основой становится именно бережливое отношение к аккумулятору, а вовсе не то, что нужно зарядить его максимально быстро. Для скорости есть другие актуальные варианты, используемые в экстренной ситуации.
Сколько заряжается автомобильный аккумулятор постоянным напряжением
Ток зарядки аккумулятора это не единственный критерий
Обязательно нужно обращать внимание на напряжение. Если используется постоянное, то зарядка должна отталкиваться исключительно от основного порядка, который указан в инструкции
Ограничения разные для разных моделей. Фактически процесс зарядки может занимать около 4-6 часов. Это достаточно вредно для батареи, но при низком показателе постоянного напряжения не является критической проблемой.
Меры предосторожности
Аккумулятор для современного автомобиля — сложное техническое устройство. При его изготовлении применяются вредные химические вещества — свинец, мышьяк, серная кислота
При неосторожной работе можно отравиться парами и металлами, получить ожоги, вызвать возгорание и взрыв батареи
Следует выполнять следующие правила:
- Помещение должно хорошо проветриваться.
- Поверхность кожи нужно прикрыть одеждой, глаза защитить очками.
- Нужно воздержаться от курения, использования открытого огня, искрящих приборов.
- Не допускать скопления газов, которые выделяются во время процесса.
Нужно помнить, что чем мощнее лампа накаливания, используемая в схеме, тем больше будет ток зарядки. Чтобы не допустить перегрузки АКБ, его при зарядке лучше держать ниже 3-4 А.
При самостоятельном сборе схем нужно подбирать все элементы в соответствии с требованиями, не допускать перегрева. Взорваться или загореться может не только сам аккумулятор, но и любой из электронных компонентов в цепи самодельной зарядки.
Как проводится зарядка?
Батареи аккумулятора представляют собой источник постоянного тока
При их подключении важно соблюсти полярность
Положительные выводы имеют знак +, а отрицательные —. Такая же маркировка присутствует на зарядниках.
Чтобы не было искры при подсоединении проводов, нужно сначала подключить плюсовую клемму, а потом минусовую.
Пробки выкручиваются, чтобы давление внутри не нарастало. Также проверяется уровень электролита.При подзарядке нужно следовать таким рекомендациям:
- в помещении не должна быть высокая влажность;
- провода зарядного устройства подсоединяются по принципу: плюс к плюсу, а минус к минусу;
- регулятор тока необходимо поставить на минимальное значение;
- механизм для зарядки подключается к розетке.
Лучший вариант – оставить батарею на ночь. О полной зарядке устройства свидетельствует положение стрелки тока на устройстве.
При расположении на отметке 0, можно говорить, что заряд полный. Даже при покупке нового аккумулятора, необходимо проверять его заряд. Бывает, что данные устройства поступают в продажу не полностью заряженные.
Например, заряд теряется при транспортировке или при продолжительном хранении на складе. Часто запуск мотора осуществляется через прикуриватель другого автомобиля. Такой метод актуален перед дальней дорогой.
В этом случае подзарядка выполняется без зарядника. При такой зарядке от генератора, если поддерживается необходимое количество оборотов, то дозарядка производится на ходу.
Во время процедуры зарядки необходимо следить за перемещением стрелок на амперметре, так как они двигаются в направлении к нулю.
Если после подзарядки в течение двух часов плотность электролита и напряжение останутся без изменений, то устройство можно считать полностью заряженным. Зарядные устройства классифицируются в зависимости от метода зарядки. Отличаются эффективностью трансформаторные конструкции.
Импульсные модели содержат специальный преобразователь напряжения, который может работать на высоких частотах. Импульсные механизмы достаточно просты в управлении. Надеюсь, что вам пригодится сегодняшняя информация.
До новых встреч, уважаемые почитатели моего блога!
Как определить разрядилась АКБ или нет
Разряд батареи определяется прямыми и косвенными причинами. Но обычно первыми признаками являются тусклые фары и вялый стартер. Есть и другие симптомы:
- неадекватная работа сигнализации, открывание и закрывание авто с задержкой, актуаторы центрального замка работают через раз;
- при выключении двигателя магнитола также отключается;
- тускнеет свет фар, подсветка салона, при работе двигателя яркость света меняется;
- при запуске ДВС стартер изначально схватывает, потом перестает крутить, после крутится с нормальной скоростью;
- плавающие обороты при прогреве движка.
Норма заряда АКБ
Если аккумулятор быстро разряжается, нужно проверить ток утечки в автомобиле. Нормальное напряжение шестиэлементной батареи в состоянии заряда составляет от 12,6 до 12,9 вольт. Напряжение полностью заряженного элемента составляет от 2,1 до 2,15 вольт. Более низкое значение указывает на то, что батарея разряжена.
Но это не значит, что его нельзя использовать. В идеале, конечно, нужно поддерживать батарею полностью заряженной.
На практике такое можно осуществить, только если полностью зарядить механизм, а затем подавать на выводы ток, равный саморазряду. Так что АКБ редко находится в полностью заряженном состоянии.
Таблица зависимости напряжения и степени зарядки батареи.
Эксплуатация аккумулятора с низким зарядом
Не рекомендуется эксплуатировать агрегат с напряжением менее 12 вольт. Эксплуатация в таком состоянии способствует повышенной сульфатации пластин, приводит к снижению емкости аккумулятора. Критической нормой напряжения можно назвать 10,8 вольт. Напряжение не должно опускаться ниже этого значения.
Это называется глубоким разрядом, который особенно опасен для необслуживаемых кальциевых приборов. Для них 2-3 таких глубоких разряда приводят к выходу из строя. После такого перепада напряжения они безвозвратно теряют часть своей емкости.
Плотность электролита неразрывно связана со степенью заряда. Скорость заряда можно контролировать не только по напряжению на его клеммах, но и по плотности электролита. Полностью заряженный механизм должен иметь значение плотности 1,27 ÷ 1,29 г/см3. Плотность электролита измеряется специальным прибором – ареометром.
Величина, измеренная на клеммах прибора при разомкнутой цепи (не подключенной к автомобилю), называется ЭДС, измеряется в вольтах и представляет собой работу, необходимую для перемещения положительного заряда между клеммами батареи. Без электродвижущей силы на клеммах не будет напряжения. На клеммах источника питания есть напряжение и ЭДС даже при отсутствии тока в цепи.
Если заряд АКБ и ЭДС на его выводах составляет 12,6 вольта, то после установки в автомобиль и измерения напряжения значение будет 12,4-12,5 вольт. Это считается нормой.
Как зарядить аккумуляторную батарею: полная инструкция
Если у вас все готово, можно приступать к заряду аккумуляторной батареи. Не забывайте, что электролит при нагреве испаряется, поэтому заряжать АКБ в помещениях, где живут люди и домашние животные, крайне не рекомендуется.
Как зарядить аккумуляторную батарею зарядным устройством, спросите вы. Давайте разбираться. Вот несколько основных правил выбора ЗУ:
- Прибор должен обеспечивать подходящий для зарядки АКБ ток и напряжение.
- ЗУ должно сочетаться с конкретным типом батареи. Например, свинцовые аккумуляторы требуют специальных зарядников.
- Для сильно разряженных батарей зарядники-автоматы не годятся, в данном случае нужен прибор с ручным регулятором.
Здесь остановимся, чтобы узнать, каким током заряжают аккумуляторную батарею. Различают два способа зарядки:
- С помощью постоянного тока. Это самый простой способ зарядки. От вас потребуется с помощью регулятора правильно выставить силу тока. Данное значение должно быть не менее 10 % от энергоемкости АКБ. В процессе сила тока будет постепенно снижаться. В момент завершения стрелка амперметра достигнет нулевой отметки. Это займет около 13 часов.
- С помощью переменного тока. Здесь уже потребуется неоднократно самостоятельно задавать силу тока. Вначале нужно выставить то же значение — 10 % от энергоемкости АКБ. Как только напряжение достигнет отметки 14 В, необходимо в два раза понизить силу тока и продолжать заряжать до 15 В. После чего нужно повторно понизить силу тока в два раза. Зарядка считается завершенной после того, как напряжение в течение часа будет находиться на одном уровне.
Многие водители пользуются простыми автоматическими ЗУ. Для них также необходимо соблюдать правила техники безопасности и стараться придерживаться следующего порядка работы:
- Снять аккумулятор с машины, не стоит заряжать батарею, когда двигатель работает.
- Соблюдать правило полярности: красный провод ЗУ подключать к плюсовой клемме, черный — к минусовой.
- Сначала подключать зарядное устройство к батарее, а потом уже включать в розетку 220 В.
- Следить за процессом: при уменьшении тока до значений в 0,2—0,5 А нужно отключать зарядку.
- Отключение производится в обратном порядке: сначала извлекается вилка из розетки, а потом уже с батареи снимаются клеммы.
Найдите оптимальное место для зарядки аккумулятора. Работа в гараже потребует долгого (около 10 часов) нахождения там, а в домашних условиях вы заставите родственников и домашних питомцев дышать вредным газом, выделяющимся при кипении электролита. Как вариант, можно обратиться в специализированные компании, занимающиеся восстановлением аккумуляторных батарей, там же вам могут предложить услуги по ремонту поврежденного источника питания.
Если аккумулятор долго «кормит» элементы бортовой сети, а подзарядки с генератора не поступает, батарея может полностью разрядиться. Например, если вы долго пытаетесь завести автомобиль с включенными фарами. Напряжение аккумулятора может упасть до минимального значения. Для того чтобы восполнить ресурс, ему потребуется долго заряжаться ЗУ с ручной регулировкой.
К примеру, можно навскидку определить, сколько времени заряжать аккумуляторную батарею 60 Ач при ее полном разряде. Профессионалы советуют заряжать аккумулятор током в 6 А, что соответствует одной десятой доле его энергоемкости. Средний уровень тока в течение зарядки будет держаться на отметке 4 А. В этом случае батарея зарядится за 15 часов, а полностью восстановится за сутки.