Чем смазать клеммы аккумулятора, чтобы не окислились, для лучшего контакта?

Причины окисления

Факторы окисления клемм
Основные факторы окисления

Окислы на
клеммах появляются на фоне двух факторов. Первый — вытекание электролита на элементы контактной группы. Еще на токовыводы и соединительные элементы оказывают
воздействие выходящие из аккумулятора газы. Внешне они могут напоминать иней
голубоватого или рыжего цвета. Вторая причина — плохой контакт. Перегрев наряду с искрообразованием ускоряет химическое
окисление. Результатом становится образование тонкого и плотного налета на
клеммах.

Ненадежный
контакт появляется при коррозии металла, ослаблении крепежа и вибрациях.
Стандартная причина — недостаточная затяжка соединений. Когда клемма по
диаметру больше вывода или происходит регулярный перегрев, возникают паразитные
токи. На металле образуются голубоватые или зеленоватые отложения. Если окислы
уже появились, нужно проверить корпус аккумулятора на целостность. Существенную
роль играет состояние генератора. Прямые причины появления окислов на АКБ
автомобиля:

  1. Перезаряд аккумулятора. Если на батарею подается избыточное напряжение, начинают интенсивно образовываться газы
    (процесс кипения электролита). Испарения оседают на корпусе.
  2. Недозаряд. Когда АКБ не может полностью зарядиться, его токоотдача и
    емкость снижаются. В результате возрастают токи и увеличивается нагрузка
    на батарею.
  3. Утечки тока. При недостаточном контакте возникает перегрев. В цепи
    протекает незапланированный ток, из-за чего происходит перегрев и
    электрохимическая коррозия.
  4. Повреждения корпуса. Появление трещин в области контактной группы
    провоцирует утечку электролита. Жидкость попадает на свинцовые клеммы,
    из-за чего появляются окислы.
  5. Замыкание банки. Если возникает короткое замыкание в одной из банок батареи, она перестает накапливать
    заряд. Общее напряжение снижается, а входящее напряжение становится
    избыточным для аккумулятора.

Выявить причину
появления окислов можно по характеру отложений. На утечку электролита указывает
бархатистый налет. Именно такое образование появляется при контакте металла с
серной кислотой. Если присутствует плохой контакт, появляются тонкие окислы.
Искры электрической дуги оставляют следы в виде подпалин. Нередко налетом
покрываются обе клеммы, однако окислиться может только один из выводов.

Чтобы
предотвратить появление окислов, нужно использовать силовые провода подходящего
сечения, контролировать плотность и объем электролита

Важно не устанавливать
дополнительные потребители энергии в автомобиле — это может привести к
перегреву проводов и несоответствию напряжения аккумулятора нормальным
значениям

Как правильно наносить смазку на клеммы

Перед тем как приступить к смазке металлических пластин нужно сделать начальные подготовления. Соблюдать технику безопасности при работе с аккумуляторной батареей. Очистить клеммы устройства. Работу требуется производить в защитной специальной одежде и перчатках. А также в хорошо проветриваемом месте.

Для очистки клемм подойдёт войлок. С его помощью можно удалить окисление, возникшее на металлических пластинах. Также из войлока можно приготовить специальные войлочные шайбы, которые в дальнейшем защитят от частого окисления клемм.
Самым популярным, но не очень эффективным методом очистки клемм является очистка при помощи зубной щетки или любой губки. Если и использовать такие методы, то только в тех случаях, когда окислительный налёт только начал проявляться.

В других случаях этот способ будет практически неэффективным. Раствор соды также помогает устранить окисление. Такой вариант при правильной консистенции соды поможет избежать белого налёта на долгое время. Понадобится кружка дистиллированной жидкости с ёмкостью 250 миллилитров. А также одна полная столовая ложка соды.

Размешать компоненты и нанести на свинцовые пластинки аккумуляторной батареи.

Нередко используется специальный прибор для очистки пластин, он называется чистик для клемм. Его состав похож на обычную наждачную бумагу, но чистку производить щёткой удобнее чем наждачкой.

После всех работ также лучше очистить всю аккумуляторную батарею от пыли и грязи и обработать весь корпус раствором. Чтобы смазать батарею нужно выполнить несколько простых шагов:

  • отсоединить клеммы от аккумулятора;
  • удалить весь образовавшийся налёт при помощи способов, которые были перечислены выше;
  • осуществить промывку, используя дистиллированную жидкость;
  • установить клеммы обратно;
  • провести обработку выбранным смазочным материалом.

Когда смазывать

Мазать клеммы аккумулятора нужно не тогда, когда уже появился слой белого окисла, а желательно перед установкой аккумулятора или по крайней мере в самом начале процесса ипоявления продуктов окисления.

В среднем, меры по уходу за клеммами необходимы каждые два года. На современных необслуживаемых АКБ, не требующих такого большого внимания, необходимость смазывать клеммы может возникнуть спустя 4 года.

По большому счету, все зависит от условий окружающей среды, состояния электропроводки и батареи. Поскольку повреждение клемм, плохой контакт, перезарядка от генератора, нарушение герметичности корпуса и попадание технических жидкостей только способствуют образованию налета.

Где используется?

Основная область применения смазок для контактов в автомобиле — это клеммы аккумуляторов. Именно электроконтакты аккумулятора часто становятся проблемным местом в проводке авто. Учитывая, что клеммы АКБ изготавливаются из свинца, а контакты силовых проводов могут быть железными, алюминиевыми или медными, эти элементы особенно активно окисляются.

Обильное окисление приводит к двум главным негативным последствиям.

  1. Уменьшается пятно соприкосновения между клеммой на аккумуляторной батарее и контактом на силовом проводе. Из-за уменьшения сечения этот участок начинает активно разогреваться. Может образоваться локальное оплавление.
  2. Аккумулятор теряет способность отдавать электроэнергию в объёме, необходимом для нормальной работы стартера и в целом электрооборудования авто. Иногда это ошибочно интерпретируется износом самой АКБ. И автовладелец покупает новую батарею, хотя достаточно было просто почистить и обработать контакты.

Электропроводная смазка активно используется автомобилистами при обработке всех разъёмных соединений проводки автомобиля. Нередки случаи, когда из-за нарушения контакта в проводке какого-либо электроприбора автомобиль полностью отказывает, или серьёзно снижаются его эксплуатационные возможности. Например, отказавшее ночью наружное освещение из-за окисления проводки сделает движение по дорогам общего пользования практически невозможным (или крайне опасным).

Профилактика окисления клемм

Для того, чтобы окисление клемм АКБ не стало причиной внезапной неработоспособности вашего автомобиля, следует регулярно проводить следующие профилактические мероприятия:

  • Осмотр контактов и поверхности аккумуляторной батареи (не реже одного раза в месяц)
  • Протирать сухой ветошью поверхность АКБ)
  • В теплое время года ежемесячно производить контроль уровня электролита в аккумуляторе
  • При обнаружении на клеммах белого налета проверять АКБ на герметичность
  • Перед началом зимнего сезона держать на контроле степень нагрева клемм аккумулятора в процессе запуска двигателя «на холодную» (если обнаружено даже небольшое повышение температуры, следует проверить качество контактов и произвести их дополнительную обработку)

Помните, что в холодное время года каждый пятый отказ запуска двигателя связан с проблемами аккумуляторной батареи.

Окисление клемм АКБ

Выводы большинства кислотных батарей сделаны из свинца, того же металла, что и начинка. Свинец легко вступает в реакцию с серной кислотой, различными солями из поверхностного влажного слоя, а также легко окисляется кислородом воздуха. Положительный потенциал плюсовой клеммы, относительно окружения только ускоряет разрушение клеммы. Вот почему именно на плюсовой клемме чаще всего вырастают все эти разноцветные кристаллы.

Что делать? Хорошо зачистить наждачной шкуркой, металлической щёткой или напильниками зону контакта (до блеска) и весь зажим, промыть дистиллированной водой или бензином и высушить. Смазать тонким слоем защитного состава смазки (есть и рекомендации наносить защиту только после подключения). Надеть зажим вращательными движениями, чтобы убрать смазку из зоны контакта. Затянуть болты. Дополнительно промазать составом поверхность узла.

Помните, защитные составы смазки всего лишь защищают, а не зачищают. Поэтому качественную зачистку, от которой зависит результат всей операции, проводить именно вам. А задача смазок не в устранении последствий, а в их предупреждении.

Признаки деградации свинца

Зависимость причины окисления от полярности клеммы
Причины окисления зависят от полярности клеммы

Если
эффективность аккумулятора снижается, его стоит проверить на сульфатизацию.
Батарея может плохо заряжаться или быстро разряжаться. Если электроприборам
авто стало не хватать силы тока, это может служить главным признаком деградации
свинцовых клемм аккумулятора.

Для реакции
сульфатизации необходим электрический ток, металл (свинец или медь) и кислота.
Под воздействием тока на соединениях образуется сульфат, который выглядит как
белое порошкообразное вещество.

Владельцу автомобиля при появлении
налета на клеммах необходимо выяснить, на каком контакте (плюсовом или
минусовом) свинец вступает в реакцию с кислотой:

  1. Если сульфаты появились на
    «плюсе», можно говорить, что батарея перезаряжается. Вероятная причина —
    некорректная работа регулятора напряжения. С генератора может поступать
    напряжения выше нормированных 14,4 В.
  2. Если налет образуется на
    минусовой клемме, возможно, аккумулятор заряжается недостаточно. Причиной
    может быть некорректная работа генератора. Также батарея сама может плохо
    держать заряд.

В самом аккумуляторе тоже есть пластины
из свинца и серная кислота. Однако внутри АКБ налет растворяется в электролите
во время зарядки. За исключением случаев возникновения сульфатации. С контактной группы его можно
убрать только чисткой. Если длительное время не проверять состояние клемм,
сульфат может закрепиться и его не получится устранить.

Плохой аккумулятор или плохой контакт с АКБ?

Действительно, а что ж машина не заводится? Самая частая причина – действительно аккумулятор. Не хватает автомобилю напряжения-тока-заряда, стартер пощелкивает, но машину не заводит. Аккумулятор, правильно? Да, но не совсем. Есть нюансы:

1. Аккумулятор действительно севший.

Завести машину поможет добрый человек с проводом-прикуривателелем, или придётся подключить зарядку минут на 15, или поможет новомодный прибор-конденсатор, найденный у соседа по гаражам. Поехать поехали, но остался вопрос: «А почему аккумулятор сел?». Здесь есть два варианта:

  • Может быть, аккумуляторной батарее (АКБ) действительно вышел срок, она не держит напряжение, имеет большой саморазряд и т.д. Зарядка не помогает надолго.
  • АКБ что-то разрядило, и после зарядки батареи автомобиль стартует на ура. Надо искать причину. Помимо банальных (всю ночь горели габариты), есть одна причина, о которой подчас забывают даже опытные водители: саморазряд прямо по грязному корпусу батареи. К этой причине мы скоро вернёмся.

Рекомендуем к прочтению статью как продлить жизнь аккумулятору

2. Аккумулятор имеет приличный заряд, а вот тока не хватает.

Значит, плохой контакт в клеммах аккумулятора, там, где к нему крепятся провода на кузов и на стартер. И здесь два варианта:

  • Зажим на одной или обеих клеммах батареи просто не затянут, болтается, легко проворачивается рукой. Проверните его немного в одну и другую сторону, надавливая, чтобы он сел поглубже, затяните болт и – вперед!
  • Контакты окислились, а то и покрылись полностью некрасивым слоем окислов. Окислы плохо проводят электрический ток, и их слой может сильно поднять сопротивление цепи питания стартера, сделав нормальный стартовый ток недостижимым. Чтобы уехать, зачистите подручными средствами (нож, тряпка) клемму и зажим, насадите зажим, слегка прокручивая (как в предыдущем случае) и затяните. Машина должна завестись.

Но помните, это лишь временная мера, и аккумулятор настойчиво требует вашего внимания.

В самом конце статьи вас ждет видео!

Способы и средства зачистки клемм от окислов и грязи

Некоторые автолюбители считают, что клеммы окисляются только на аккумуляторах старого образца (обслуживаемого типа), необслуживаемые батареи избавлены от подобных неприятных проблем. В действительности окислы могут образовываться и на современных АКБ, только окисление происходит не так интенсивно и заметно, а вокруг расшатанных клеммных штырей налет появляется достаточно быстро. Если несколько методов очистки клеммных соединений:

  • с помощью мелкой наждачной бумаги;
  • протиранием ветошью, обильно смоченной водой;
  • с использованием раствора пищевой соды.

Применять металлическую щетку крайне нежелательно: жесткие толстые прутья стирают мягкий свинец, появляются глубокие царапины. Эффективно оттирает налет простая вода или раствор соды, только тряпку необходимо обильно смачивать, и повторить процедуру нужно несколько раз.

Если белый налет уже есть — чего не следует делать

Что делать в случае, если аккумулятор уже «окислился», и можно ли предпринять какие-либо эффективные действия своими руками?

Прежде всего, немаловажно будет понять, чего не рекомендуется делать с клеммами в случае необходимости их очистки от кислоты. Не стоит использовать вазелин в чистом виде

Он хорош тем, что не пропускает влагу и предохраняет металл от сырости. Но его свойства таковы, что проводимость тока может значительно ухудшиться. Если вы все же смазываете клеммы вазелином, допускается смешивать вазелин с графитом в определенных пропорциях. Но для облегчения задачи стоит воспользоваться более простыми и легкими в изготовлении средствами.

Также настоятельно не рекомендуется проводить обработку окислившихся клемм с помощью бензина. На многочисленных форумах автолюбителей часто встречаются восторженные отзывы о том, что стоило только слегка протереть клеммы батареи обычным бензином, они засияли, как зеркало, и им удалось вернуть первозданный вид. Как бы заманчиво это ни звучало, не обрабатывайте клеммы бензином. Помните о том, что это, прежде всего, воспламеняющаяся жидкость, которая, ко всему прочему, представляет собой сильный растворитель, способный расплавить пластмассовые части корпуса аккумулятора.

Какие средства используют для защиты, обработки?

Главное предназначение смазочных материалов заключается в защите контактов, элементов, которые изготавливают из свинца. Не помешает понять, почему окисляются клеммы аккумулятора и требуют надежной защиты.

Причины частого окисления:

  • свинец крайне подвержен подобным воздействиям;
  • агрессивное воздействие окружающей среды усугубляет ситуацию;
  • на обслуживаемых моделях регулярно происходят утечки;
  • старые авто производились с медными клеммами, но контакты из свинца, в результате окисление происходит быстрее.

Популярные составы:

  1. Liqui Moly – знаменитый производитель, выпускающий надежную смазку, на подобии технического вазелина.
  2. Molykote HSC Plus – продукт подходит для разных накопителей. Отличается высокой электропроводностью, способностью работать при существенных температурных колебаниях.
  3. VMPAuto MC1710 – вещество, способствующее поддержанию стабильного напряжения. Легко наносится.
  4. Циатим – отечественный продукт, привлекающий наиболее доступной ценой. По свойствам схож с Литолом. Поэтому проводимость недостаточная.

Традиционные методы представлены:

  • прокладками из войлока, предварительно пропитанными в масле;
  • наносят солидол, технический вазелин с графитовой смазкой;
  • шайбы, прокладки из фетра;

Тонкости ухода и обработки

Своевременный уход, подбор соответствующих материалов позволяет сохранить ресурс АКБ и его свойства. Использование чистящих средств позволит бороться с окислами, если они уже имеются. Их обязательно удаляют, иначе защитные средства окажутся бесполезными.

Процесс очистки включает несколько этапов:

Глушится силовая установка, что исключает замыкание

Важно снять и все металлические украшения с рук.
В зависимости от выводов подбирается необходимый ключ.
Работы начинают с ослабления гаек, что позволяет снять клеммы. Важно помнить, как отсоединить клеммы аккумулятора – работы начинают с минусовой клеммы, чтобы избежать замыкания.
После отсоединения плюсовой клеммы АКБ осматривается на предмет отсутствия повреждений. А если на проводах и элементах заметны следы износа, потребуется замена.
Раствор соды позволяет удалить следы паров электролита, окислов

Для этого чайную ложку соды разводят в чашке воды на 250 мл.
Используя щетку (зубную или проволочную) легко удалить нежелательные отложения.
После полной очистки клеммы и накопитель обмывают водой. Примечательно, что на чистом устройстве окислы появляются медленнее.

А если на проводах и элементах заметны следы износа, потребуется замена.
Раствор соды позволяет удалить следы паров электролита, окислов. Для этого чайную ложку соды разводят в чашке воды на 250 мл.
Используя щетку (зубную или проволочную) легко удалить нежелательные отложения.
После полной очистки клеммы и накопитель обмывают водой. Примечательно, что на чистом устройстве окислы появляются медленнее.

Экстренный уход

Если нет времени на тщательную обработку, стоит применять средства для экстренной очистки. Они отличаются по способу действия и характеристикам

Поэтому важно изучить инструкцию и не забывать о средствах защиты

Основные этапы:

  1. Клеммы ослабляются, не снимаются.
  2. От центра батареи к одному, а затем к другому краю льется кола.
  3. Через 2 минуты устройство, загрязненные места промывают водой.
  4. Клеммы затягивают.

Варианты самостоятельного восстановления клемм

Своевременное обслуживание накопителя, его элементов, соединений, удаление загрязнений и окисей позволяет сохранить хороший контакт. В противном случае нельзя исключить, что клеммы оплавятся. Чаще это происходит в летний период. Есть несколько вариантов решения проблемы. Можно заменить клеммы или же подумать, как восстановить клемму на аккумуляторе своими руками.

Способы самостоятельного восстановления:

  1. Из пальчиковой батарейки делают форму, расплавляя свинец и олово, восстанавливают элемент. Такое решение подходит лишь для частично оплавленных элементов. Перед выполнением процедуры, место наплавления очищают, надевают формочку.
  2. Наплавление свинцом используется, если клемма полностью разрушена. Берут стержень и оболочку батарейки. Метод подходит для восстановления в дороге.
  3. Если откололся элемент, можно провести восстановление, используя саморезы. Берут одинаковые по размеру куски, в которых просверливают отверстия, не более 5 мм в диаметре. Далее, используют токопроводящую смазку, необходимую для обработки плоскостей, соединяют их шурупом, саморезом.

Как известно, элементы и детали АКБ функционируют в условиях агрессивной химической среды. Поэтому для автолюбителя вопрос, чем смазать клеммы аккумулятора, чтобы они не окислялись, всегда остаётся актуальным.

Когда смазывать

Мазать клеммы аккумулятора нужно не тогда, когда уже появился слой белого окисла, а желательно перед установкой аккумулятора или по крайней мере в самом начале процесса ипоявления продуктов окисления.

В среднем, меры по уходу за клеммами необходимы каждые два года. На современных необслуживаемых АКБ, не требующих такого большого внимания, необходимость смазывать клеммы может возникнуть спустя 4 года.

По большому счету, все зависит от условий окружающей среды, состояния электропроводки и батареи. Поскольку повреждение клемм, плохой контакт, перезарядка от генератора, нарушение герметичности корпуса и попадание технических жидкостей только способствуют образованию налета.

«Дедовские» способы защиты

Солидол для защиты клемм АКБ
Жировой
солидол

Основная идея
старых методов защиты контактной группы аккумулятора — сделать так, чтобы на
поверхности металла образовалась пленка, препятствующая оседанию пыли и
попаданию влаги. В батареях прошлого века герметичность корпуса была крайне
низкой. Особенно в местах выхода контактов. Пары при закипании электролита
оседали на клеммах. Раньше использовали такие средства:

  1. Солидол. Еще 10 лет назад
    им мазали зажимы АКБ повсеместно. Это однородная смазка с высокой
    пластичностью. Солидол делают путем загущения индустриальных масел
    кальциевым мылом. Переходное сопротивление — 8,6 мкОм.
  2. Технический вазелин. Мазь
    на основе минеральных масел, церезина и парафинов. Технический вазелин
    сильно отличается от аптечного. Средство эффективно предотвращает коррозию
    металла и защищает соединения от попадания грязи.
  3. Машинное масло. Средство
    не обладает высокой эффективностью при защите клемм АКБ. Кроме того,
    легковоспламеняемые составы наносить на батарею не рекомендуется.

«Дедовские» средства можно использовать
для аккумулятора. Особенно хорошие результаты показывает солидол. Его смело
можно поставить на пятую строчку топа. Тем более, сейчас производители
выпускают жировой и синтетический состав. Последний лучше справляется со своими
задачами, не «дубеет» на сильном морозе.

Современная автохимия оставляет прочную
пленку на поверхности металла. Такие средства не высыхают и не загустевают на
контактах. В отличие от них, старые защитные жидкости превращаются в источник
загрязнения. Основной недостаток технического вазелина и машинного масла — они
способны проникнуть внутрь контакта и ослабить электрическую проводимость. В
результате снижается пусковой ток.

В чем опасность окисления?

Если ничего не предпринимать, возможны следующие проблемы:

  • Сложности с пуском мотора. Такая неисправность характерна для автомобилей отечественных марок. Чаще всего страдает «плюсовая» клемма, которая оказывается загрязненной.
  • Снижение (просадка) напряжения бортовой сети в процессе пуска мотора. При повороте ключа зажигания стартер потребляет более 100 Ампер тока, поэтому даже несущественное сопротивление создает проблемы и «тянет» напряжение на себя.
  • Возникает эффект саморазряда аккумуляторной батареи. Причина — появление на поверхности изделия окисной пленки, способной проводить электрический ток.

Обработку и смазку клемм лучше проводить заранее, даже на новом аккумуляторе, не дожидаясь, пока проявится окисление.

Если клеммы после очистки покрываются “белой солью”, либо вокруг клеммы образовались трещины, либо что идет перезаряд. Смазка в таком случае не поможет.

Всегда ли нужно защищать клеммы от окисления

В технически исправном автомобиле с хорошим аккумулятором, у которого нет трещин на корпусе, в том числе вызванных чрезмерными усилиями при закручивании клемм, их окисление происходит очень медленно. Если машина ставиться на стоянку в сухом и проветриваемом месте, то риск ухудшения контакта еще более уменьшается.

Тем не менее в каких бы идеальных условиях не эксплуатировался автомобиль, в нем неизбежно происходит окисление и подгорание контактов, которое сильнее всего проявляется на клеммах АКБ, где в момент запуска стартера проходят огромные токи в сотни ампер. Кроме того, в воздухе всегда присутствуют водяные пары и кислород, которые медленно, но уверенно приводят к коррозии металлов.

При наличии белесого налета, который чаще всего возникает на плюсовой клемме АКБ, использование защитной смазки дает возможность продолжить эксплуатацию автомобиля, если нет возможности заменить батарею. Для этого необходимо прочистить контакты, положить пропитанные смазкой фетровые прокладки между корпусом АКБ и клеммами, соединить их с проводниками, затянуть и сверху смазать контактное соединение. Минусовая клемма также нуждается в защите от прогаров и окисления, в связи с постоянным нахождением в горячем подкапотном пространстве с дорожной пылью и влагой.

Применение смазки для клемм поможет продлить срок эксплуатации АКБ и улучшит общую надежность работы авто. Использование специальных составов для того, чтобы защитить клеммы батареи представляется разумной профилактической мерой, способной уменьшить количество неприятных неожиданностей, которые могут появиться в самый неподходящий момент.

Саморазряд через поверхность АКБ

Получается, даже тонкий слой налёта, грязи на аккумуляторе, если он не абсолютно сухой, может проводить электрический ток. И вот вам линия разряда аккумулятора во влажную погоду – от одного вывода АКБ до другого прямо по поверхности батареи. Ток разряда слабый, но длится днями и ночами, обессиливая батарею.

Вы обращали внимание, что такие казусы с не заводящимися машинами чаще случаются на перемену погоды, когда автомобиль постоит пару дней под дождем, наберёт влагу. Что делать? Регулярно очищать и мыть с автошампунем поверхность АКБ сверху и около клемм

Покрывать поверхность выводов и зажимов на них защитным составом смазки, не проводящим электрический ток. Об этих составах смазки поговорим ниже

Что делать? Регулярно очищать и мыть с автошампунем поверхность АКБ сверху и около клемм. Покрывать поверхность выводов и зажимов на них защитным составом смазки, не проводящим электрический ток. Об этих составах смазки поговорим ниже.

Почему окисляются клеммы аккумулятора?

От того, что нет герметичности либо сильно парит из газоотвода, или кипит аккумулятор о чём подробно описано в статье «Почему закипает аккумулятор».

Пары электролита попадают на токоотвод и конденсируются в виде белого налёта. Неприятное и некрасивое явление, которое легко отчищается, но это ухудшает контакт, нагревается клемма и происходит много всяких недоразумений.

Разгерметизация между токоотводом и корпусом аккумулятора чаще всего встречается на дешевых аккумуляторах.

Если появились вокруг токоотвода микротрещины, то их нужно своевременно запаять клеевым пистолетом, предварительно очистив и обезжирив поверхность вокруг токоотвода.

Ответственные производители сделали газоотвод в сторону от токоотвода, чтобы как можно меньше паров в случае кипения электролита попадало на токоотвод и клемму.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий