Автомобильные фары, правила использования, история

Лампа газовая

Решение предложил Луи Блерио в 1896 году, запатентовав ацетиленовую лампу и генератор. Прелесть этого решения была в том, что горючий газ ацетилен вырабатывался прямо на машине при соединении карбида кальция и воды. Без воды карбид был почти безопасен, а объем производимого газа легко регулировался поступлением воды в генератор.

Пламя ацетиленовой горелки оказалось очень мощным, ярким и довольно «чистым» — копоти почти не было, что позволяло использовать различные оптические элементы в компактной фаре. А объем готового ацетилена, весьма опасного газа, склонного к детонации и самовозгоранию, оказывался невелик. К тому же, ацетиленовый генератор можно было расположить подальше от фар, которые часто повреждались.

Карбид в фарах позволял несколько часов работать без перерыва, а зеркало можно было чистить раз в сутки. Это было очень удобно в то время, ведь регламентные работы по фарам можно было привязывать по времени к обслуживанию двигателя. Самые лучшие карбидные лампы тех времён можно было не обслуживать годами, а свет от ламп был очень мил человеческому глазу, но пришло электричество, и вытеснило газ из автомобилей. Со временем электрические лампы стали жить дольше, а в автомобилях появились генераторы. Это стало окончанием эры карбида в фарах.

ДОСТОИНСТВА ЛАЗЕРНЫХ ФАР

Плюсов у лазерных автомобильных фар очень много. Из числа наиболее важных и полезных стоит отметить следующие:

  • Лазерные фары на максимальных режимах способны освещать дорожную обстановку на расстояние около 600 метров. Для сравнения самые продвинутая светодиодная оптика «теряется» на 300 метрах. Среди автолюбителей уже кочует фраза, что лазерные фары способны светить дальше, чем водитель может видеть.
  • Оптика в совокупности с управляющей электроникой потребляет в разы меньше энергии, чем самые экономичные светодиодные лампы.
  • Излучаемый лазерными фарами пучок света имеет максимально комфортные параметры для зрения водителя. Это освещение не утомляет и не напрягает глаза.
  • Производители лазерной оптики утверждают, что эта технология также порадует своих владельцев надежностью, несравнимой с существовавшими до этого источниками света.
  • Световым потоком лазерных фар легко можно управлять при помощи электроники, благодаря чему становятся доступными описанные выше адаптивные режимы работы головного освещения.

Лазерные фары

Нынешнего потребителя, кажется, уже нельзя ничем удивить! Если раньше к автомобилю относились как к роскоши, то сегодня это действительно средство передвижения и ничего больше. В условиях, когда машина есть практически у всех, а у некоторых и не одна, выделиться очень сложно. И тогда на передний план выходят различные автомобильные «примочки», например, лазерные фары.

Впервые подобные световые элементы начали разрабатывать в лабораториях известного немецкого автоконцерна BMW. Их серийный выпуск пока еще не налажен, но отдельные модели, например, BMW i8, уже оснащены лазерными фарами.

Их конструкция довольно проста. Создается рамочная основа, на ней закрепляются три лазерных элемента. Также в конструкции имеются зеркальные отражатели и специальная «фосфорная» линза. Попадая на отражатели, лучи лазера перенаправляются на линзу, и желтый фосфор под их воздействием излучает свет. Отражательная пластина фокусирует его перед автомобилем.

По утверждению разработчиков, лазерные фары намного эффективнее предшествующих им светодиодных элементов по нескольким параметрам: яркости свечения (в 1000 раз), энергопотреблению (значительно ниже), сроку службы (10000 часов работы). Кроме этого, лазерная технология позволяет создавать элементы света любой конфигурации, что является очевидным преимуществом данной новинки.

Тех, кто переживает о вредном воздействии лазера на организм, разработчики стремятся успокоить: в данном случае использование лазерного луча абсолютно безопасно, поскольку световой поток генерируется желтым фосфором, который является совершенно безобидным элементом.

Виды ламп

Фары по способу работы лампы можно разделить на четыре типа:

  • Лампы накаливания
  • Галоген
  • Ксенон
  • светодиоды


Самые простые, такие же, как у обычных лампочек. Его работа обеспечивается вольфрамовой нитью, помещенной в безвоздушную стеклянную колбу. При подаче напряжения вольфрамовая нить накаливания нагревается, образуя свет. Такие лампы не очень надежны, они морально устарели — с нити накала постоянно улетучивается вольфрам. Он истончается, что в итоге приводит к разрыву отношений. Кроме того, такие устройства легко темнеют и очень подвержены скачкам напряжения. Они по-прежнему широко используются в повседневной жизни, но постепенно выходят из употребления из-за множества недостатков. Они больше не используются на транспортных средствах.

Галогенные лампы


Часто также используется в быту. Механизм его действия примерно такой же: накал вольфрамовой нити, правда, из-за того, что в колбу закачиваются пары галогена (йода или брома), которые взаимодействуют с атомами вольфрама и препятствуют последнему чтобы осесть, они перемещаются по спиральной нити, периодически снова прикрепляясь к ней.

Срок службы таких ламп в несколько раз больше, чем у традиционных ламп накаливания. Такие лампы имеют долгий срок службы, от качества и, соответственно, стоимости зависит очень многое. Хорошие галогенные лампы могут прослужить несколько лет непрерывного использования. Техническая документация обычно предписывает короткий срок службы, около тысячи часов непрерывной работы, и на самом деле высококачественная галогенная лампа может прослужить в два-три раза дольше, чем предполагает ее полезный срок службы. Здесь тоже важна полная функциональность проводки в автомобиле. Проблемы с электроникой или аккумулятором повлияют на время работы фар.

Ксеноновые лампы (газоразрядные)

Также распространен в автомобильной промышленности. Первыми здесь, как всегда, были немцы: они поставили ксеноновые фары на BMW 7 серии в 1994 году. Это устройство работает, нагревая ксеноновый газ, благородный газ, который при нагревании излучает много света. Такие лампы намного мощнее газоразрядных ламп. Например, при мощности 35 Вт ксеноновая лампа дает световой поток 3000-3200 люмен, что на треть больше, чем может дать галогенная лампа при удвоенной мощности.

Ксеноновые лампы экономят электроэнергию, излучают много света и служат долго (срок службы ксеноновой фары составит около двух тысяч часов, что примерно в два-три раза дольше, чем у ее галогенного аналога). Но они дорогие. В таком устройстве помимо трех простых блоков, о которых мы уже говорили, есть еще специальные ксеноновые обогреватели, состоящие из блока розжига и электронной системы контроля температуры и мощности. Эти механизмы увеличивают стоимость фары в несколько раз.

Светодиоды

Сердце светодиодного фонарика — полупроводниковый кристалл, преобразующий электрический ток в свет. Сначала такие устройства появились в промышленной сфере, но сейчас они широко интегрированы в повседневную жизнь. В автомобильной промышленности светодиоды стали использовать для вторичного освещения: стоп-сигналов, подсветки приборной панели, внутреннего освещения и так далее.

Считалось, что светодиодные лампы недостаточно ярки для установки в фары. Теперь они светятся очень ярко за счет того, что устанавливаются целыми сотовыми сегментами внутри фары. Один светодиод излучает меньше света, чем ксеноновая лампа, но при установке вместе они покрывают количество света, необходимое для безопасности. Сам светодиод является самодостаточным источником света. На некоторых моделях автомобилей светодиодная фара состоит из двух-трех десятков отдельных диодов. Каждый из них имеет линзу, кристалл, анод и катод, которые обеспечивают постоянное напряжение. Перегорание или неисправность одного диода обычно не приводит к выходу из строя остальных.

Приборы освещения автомобиля — задние фонари

По сути, главной функциональной обязанностью задних фонарей является информирование всех, едущих сзади участников движения о том, что мы планируем сделать, находясь за рулём – остановиться, повернуть, сдать назад и так далее.

Для этого существует набор специальных источников света, которые, как правило, объединены в один корпус.

В литературе такой блок именуют по-разному — задние комбинированные фонари, модуль задних фонарей или блок задних фонарей. Обычно в состав данного узла входят следующие приборы освещения:

  • габаритные огни;
  • стоп-сигналы;
  • сигнал заднего хода;
  • поворотники;
  • отражатели (световозвращатели).

Отдельно от блока устанавливают задний противотуманный фонарь и подсветку номерных знаков.

Конечно же, перечисленный нами набор, находящийся в одном корпусе, вовсе не является незыблемым правилом, потому как производители очень любят экспериментировать с дизайном и формой фонарей.

Из-за этого вышеупомянутые приборы освещения автомобиля могут и не быть в едином блоке, но находиться в задней части машины они должны в любом случае, так как это регламентировано на законодательном уровне во многих странах мира.

Давайте пройдёмся по каждому из перечисленных нами светотехнических приборов, чтобы разобраться, насколько они в действительности нужны.

Габаритные огни

В простонародии — габариты. Служат они, как можно догадаться, для обозначения транспортного средства на дороге, чтобы другие водители могли заранее увидеть наше авто, стоящее, к примеру, у обочины.

В задней части авто они расположены по обе стороны кузова, должны иметь красное свечение и, как правило, конструктивно объединены со стоп-сигналами.

Стоп-сигналы

В свою очередь стоп-сигналы также имеют красное свечение, но гораздо более интенсивное. Включаются они автоматически с нажатием на педаль тормоза.

Кстати, во многих странах обязательным условием является наличие дополнительного стоп-сигнала, который должен устанавливаться посередине кузова и выше линии основных фонарей.

Сигнал заднего хода

Следующий наш герой — сигнал заднего хода. Это огонь белого цвета, сигнализирующий о том, что у машины включилась задняя передача, и она начинает движение назад.

Поворотники

Функции поворотников, думаем, и так всем понятны. Единственное, что хотелось бы отметить – они должны быть жёлтого цвета, находиться по обе стороны кузова и сигнализировать о манёвре миганием с частотой от 60 до 120 раз в минуту.

Сейчас, практически на всех автомобилях, ставят дублеры поворотников (желтого цвета), сбоку на переднем крыле

Световозвращатели (катафоты)

Светоотражатели – важный элемент в тёмное время суток. Особенно, если транспортное средство припарковано и все огни, естественно, выключены. Отражатели при попадании на них светового потока эффективны на большой дистанции и заранее дают другим водителям знать, что впереди находится машина и нужно быть осторожными.

Дополнительный элемент — задние противотуманные фонари также является желательным элементом. Он имеет интенсивное красное свечение, нужное, для того чтобы обозначать себя в условиях тумана или плохой видимости. Дабы предотвратить путаницу со стоп-сигналом, противотуманку производители монтируют отдельно от блока фар, хотя единым правилом это не является.

Приборы освещения автомобиля в обязательном порядке включают в себя подсветку задних номерных знаков. Она должна быть белого цвета и качественно покрывать площадь всего номерного знака. Включается данный элемент светотехнического оборудования автоматически вместе с габаритными огнями.

Как технология освещения с люксовых автомобилей переходит в разряд массовых

Яркий, четкий световой пучок – и никакого ослепления встречных водителей…

Линзованные фары, линзы, фары с линзами – это высокоэффективный класс осветительных приборов, который изначально был доступен только в дорогих автомобилях люкс-класса. Они способны использовать чрезвычайно яркие ксеноновые разрядные лампы высокой интенсивности (HID) и светодиоды (LED), которые было бы небезопасно использовать с традиционными фарами с отражателями.

Благодаря особенностям конструкции линзы способны освещать большую поверхность дороги на больших расстояниях, чем обычные фары с отражателями. Их световой пучок лучше сфокусирован, по сравнению с обычными фарами, больше света направляется туда, где это действительно необходимо, и меньше рассеивается по сторонам.

Какую лампу выбрать?

На рынке сейчас представлено огромное количество лампочек с якобы улучшенными характеристиками и броскими названиями типа «+100% Lighting», «Super Mega High Blue Power» и т.д.

Ниже представлен сравнительный тест некоторых видов лампочек от специалистов «Главной дороги».

Итак:

  • По своим осветительным характеристикам лампы можно разделить только на два типа: «Ксенон» и «Не ксенон». Если у вас есть финансовая возможность, и фары имеют соответствующую маркировку – ставьте ксенон. Если нет – обычные галогеновые лампочки. Все остальные «+100% Lighting» и пр. – всего лишь маркетинговый ход. Они не дают такую прибавку к показателям, о которых заявлено на коробке, а стоить могут значительно дороже стандартных ламп.
  • Не устанавливайте лампочки повышенной мощности. Это приведет только к выходу фары из строя.
  • Будьте внимательны с диодными лампочками. Такие лампочки, скорее всего, не подойдут в качестве основного источника света. Хотя вполне могут быть использованы в качестве ходовых огней, в противотуманках и задних фонарях.

Ксенон

Ксеноновые фары появились в самом начале 1990-х годов, но в Россию и СНГ ксенон пришёл в виде специальных тюнинг-комплектов для обычной галогенной светотехники. Только «новые русские», бандиты, банкиры и прочие представители «элиты» могли позволить себе новые премиальные автомобили с установленным штатным ксеноном в специально предназначенных для этого фарах.

Ксенон был ярок и крут, вот только не предназначены штатные фары для него, мало того, что светил он хоть куда и слепил встречных водителей, так ещё и фары портил. Появление недорогого китайского ксенона усугубило ситуацию ещё больше, в итоге ксенон-комплекты устанавливать в штатные галогенные фары запретили.

Что касается заводских ксеноновых фар, то с ними проблем для окружающих не было, наоборот, они светили ярко, никого не слепили. Вот только для владельцев автомобилей ксенон был слишком дорог – выход из строя лампы или блока розжига серьёзно ударял по карману.

Современные технологии и фонари авто

Наш рассказ о задних фонарях был бы неполным без описания технологий, к которым прибегают автопроизводители для их изготовления.

Долгое время единственным возможным источником света в этих приборах освещения автомобиля были обычные лампочки накаливания. Это накладывало значительные ограничения на дизайн фонарей, да и в целом с ними связаны многие проблемы – низкая надёжность, инерционность (время включения лампы составляет около 200 мс) и так далее.

С бурным развитием полупроводниковых технологий у автопроизводителей появились более широкие возможности для изготовления светотехнического оборудования. Речь, конечно же, идёт о светодиодах.

Во-первых, они имеют гораздо более длительный срок эксплуатации, во-вторых – малое энергопотребление, в-третьих – время их включения составляет всего 1 мс.

Эти факторы, а также возможности, которые открылись перед дизайнерами – ведь можно создать из светодиодов любой рисунок, форму или узор, практически полностью на данный момент вытеснили лампы накаливания из конструкции задних фонарей.

Помимо этого, разработчики автомобильных фар всё чаще используют оптоволокно для создания оригинальных эффектов – полосы, кольца, различные геометрические формы. Световоды из поликарбоната (РС) или полиметилметакрилата (РММА) создают равномерное свечение по всей длине волокна, при этом источник света может находиться с одной из сторон, где-то в глубине узла.

Друзья, приятно, что вы выбрали именно наш блог для того, чтобы углубить свои знания в автомобильной технике.

Оставайтесь с нами, и мы порадуем вас огромным количеством интересных и полезных статей о машинах и о всём, что с ними связано.

Какая следует ответственность за установку ксеноновых ламп в фары с отражателями?

[media= https://www.youtube.com/watch?v=R9cFSHOQ6ok ]

Как мы уже выше сказали, установка ксеноновых источников света в автомобильные фары оборудованные отражателями под галогеновые лампы, по-просту — запрещена!

Так что, в соответствии с частью 3 статьи 12.5 КоАП РФ управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, влечет лишение водительских прав сроком от 6 месяцев до 1 года с конфискацией ксенонового оборудования и самих ламп.

То есть, другими словами можно сказать, если вы незаконно установите на свою машину в фары ксеноновые лампы, которые не предназначены для данного вида источников света, то вас за это не оштрафуют, а сразу же лишат водительского удостоверения на предусмотренный законом срок, а после окончания такого срока лишения вам предстоит уже пересдать теоретический экзамен. Так что думайте и решайте сами.

Особенности выбора противотуманных фар

Принцип выбора противотуманок для автомобиля во многом схожа с таковым при выборе обыкновенной головной оптики, основное отличие кроется в принципе их конструкции, а также мощности установленного источника света. 

  1. Выбирая противотуманные фары для авто, предпочтение следует отдать   галогенным лампам. Соотношение «функциональность – стоимость» у таких моделей максимально эффективна. Ксеноновые лампы, ввиду наличия блока розжига, установить в маленькие противотуманки сложно, светодиодные же лампы неоправданно дороги;
  2. Мощность установленных ламп должна находиться на уровне 30-50 Ватт;
  3. Наружная поверхность стекла должна быть обработана специальным составом, препятствующим механическому воздействию и пескострую;
  4. Яркость светового потока выбирается исходя из собственных предпочтений автолюбителя;
  5. Крепление должно обеспечивать жесткую фиксацию противотуманной фаре на бампере и не допускать ее смещение во время движения авто;

Плюсы ясны, а где же минусы?

Казалось бы, столько пользы и положительных моментов, но, как говорится, и на солнце есть пятна.

Среди недостатков следует выделить:

  • Посредственную очистку. Порой струя практически ничего не решает и не справляется с поставленной задачей;
  • На скорости струя летит во все стороны, особенно в случае с веерными вариантами;
  • Расход омывающей жидкости. При наличии данной опции расход «омывайки» увеличивается в разы;
  • Зимние проблемы. Нередко зимой возникают проблемы с форсунками, они могут замерзать, причем не только они, но стекло фар. Да, есть зимние жидкости, но в большие морозы бывает всякое. Кроме того, телескопы могут заедать при слишком низких температурах, поэтому некоторые автовладельцы отключают данную опцию на зиму.

«Керосинки»

Варианты тюнинга передних и задних фар на ваз 2110 (2112) своими руками

Первые автомобильные фары представляли собой просто-напросто керосиновые лампы. Их главными преимуществами на тот момент была простая, как правда, конструкция, а также возможность максимальной унификации со светильниками, массово распространенными в быту.

Фото: Oldmotor.com

На этом, однако, все плюсы «керосинок» для автомобилиста заканчивались, поскольку со своей основной задачей такие фары справлялись отвратительно. Они не столько освещали путь перед машиной, сколько обозначали ее присутствие на дороге. На автомобилях тех лет применялись также масляные светильники, и по эффективности они соответствовали «керосинкам». Замена им была разработана весьма быстро.

Светодиодная оптика

Светодиодные лампы (технология LED) получают все большее распространение. Они вибро и удароустойчивы, очень долговечны (10-30 тыс. часов), потребляют мало энергии (12-18 Вт) и хорошо освещают дорогу. Основной недостаток – высокая цена. Однако она из года в год снижается. Не стоит ставить дешевые азиатские светодиодные лампы вместо галогеновых: качество освещения только ухудшится. Недорогие светодиодные лампы используют в противотуманных фарах, однако из-за того, что температура накаливания невысока, фара может запотевать или обмерзать. Уже сейчас выпускают ряд моделей автомобилей со штатной светодиодной оптикой, и их число постепенно растет.

Коды ошибок на приборной панели Приора

При входе в режим самодиагностики на дисплее могут появиться комбинации чисел и букв, указывающие на часть цепи, где обнаружена неисправность.

Обычно после входа в сервисный режим на приборке появляется одна или несколько цифр:

  • 2 – в бортовой сети обнаружено критическое превышение напряжения, вызванное коротким замыканием или поломкой узла;
  • 3 – обнаружена ошибка датчика уровня топлива, возможен обрыв цепи;
  • 4 – присутствует перегрев системы охлаждения, либо сломан соответствующий датчик;
  • 5 – термометр, определяющий показатели температуры за бортом сломан или наблюдается обрыв цепи в версиях до 2012 года монтируется опционально;
  • 6 – закипел двигатель, необходимо дождаться охлаждения или проверить исправность датчиков;
  • 7 – слишком низкое давление масла в картере силовой установки, возможна протечка поддона или сильно упал уровень лубриканта;
  • 8 – поломка тормозной магистрали или блоков соответствующей системы;
  • 9 – разрядился аккумулятор, либо элемент неисправен, также может появляться после длительного простоя автомобиля в мороз;
  • Е – слетела прошивка или присутствует критическая ошибка в пакете данных EEPROM.

Сегодня светодиоды с успехом «добивают» оставшиеся кое-где в недрах автомобилей лампы накаливания.

Теперь их можно видеть и на месте стоп-сигналов, и в качестве сигнала поворота и в виде подсветки салона. Но в качестве головного света до недавнего времени светодиодам было трудно конкурировать со своими предшественниками.

В таком свете далеко не все воспринимается четко, к тому же свет у таких ламп выглядит мертвенным и неприятным, и очень быстро утомляет глаза. Нужное глазу разнообразие в свете дает люминофорное покрытие, через которое проходит свет. И, вот сейчас, наконец, инженерная наука дошла до того, чтобы сделать свет таких ламп приемлемым для человеческого глаза.

Цветовая температура современных светодиодов в среднем равна 5500 К, а излучаемый ими свет уже вполне приблизился к естественному освещению. Неоспоримое достоинство светодиодов – экономичность и ресурс. Штатные светодиоды не требуют техобслуживания и рассчитаны на весь срок службы автомобиля, а при включенном ближнем свете их потребление составляет 40 Ватт, что на 5% меньше по сравнению с бифункциональными ксеноновыми модулями, которые, в свою очередь экономичнее галогеновых ламп.

Автопроизводители всерьез оценили преимущества новичка – сейчас передовые компании работают над созданием головного света на основе этой технологии. На данный момент вырисовываются два пути использования светодиодов в фарах.

Один подход развивает Valeo. Французские инженеры разрабатывают комбинацию группы светодиодов с ксеноновой (биксеноновой) лампой.

В такой фаре за ближний и дальний свет отвечает ксенон, а все остальные режимы (габаритное освещение, боковая подсветка, указатели поворотов) – светодиоды.

Второй подход – это применение в фарах группы светодиодов или светодиодной матрицы.

В этом случае светодиоды размещаются в одном блоке и в зависимости от количества и мощности включенных элементов обеспечивают габаритные огни, указатели поворотов, дневной, ближний и дальний свет. В этом направлении двигаются инженеры Hella – революционера шестидесятых в вопросе головного света, и концерн Audi.

Светодиодное будущее называется Audi Matrix LED и состоит в том, что дальний свет, излучаемый светодиодами, разделен на несколько отдельных сегментов. Часть светодиодов, работающих одновременно с линзами или отражателями, обеспечивают освещение неизменно высокого качества, при этом нет необходимости в поворотном механизме – вместо этого светодиоды по отдельности включаются, отключаются или «приглушаются». Эта новая технология дает инженерам и дизайнерам Audi огромные возможности при выборе количества светодиодов, схемы их расположения, а также размера и внешнего вида фар.

Немецкие инженеры с размахом подошли к решению вопроса: их технология Audi Matrix LED не заканчивается на простом переборе возможностей компоновки работы наборов светодиодов. Это действительно разработка из будущего: светодиодные фары Audi Matrix LED получают информацию для анализа от камеры, навигационной системы и датчиков других систем автомобиля. Когда камера распознает транспортные средства, дальний свет, разделенный на несколько зон, в определенных подзонах блокируется. Даже в сложных ситуациях фары могут освещать зоны между несколькими автомобилями.
Светодиодные фары Audi Matrix LED на Audi A8 приходят на смену ксенону.

Более того, фары Audi Matrix LED будут угадывать, что надо осветить на основе навигационных данных, меняя направление дальнего света в поворот еще до того, как водитель начнет вращение рулем. Такой дальний свет фактически ведет водителя по дороге. Еще одной функцией, полезной для таких стран, как Великобритания, является автоматическое переключение фар в режим левостороннего движения.

Светодиодные фары Matrix LED планируется выпустить в этом году.

Более скромные полностью светодиодные фары уже сейчас доступны в качестве опции не только на премиальных моделях типа Audi A6, Audi A7 Sportback и Audi A8 в качестве опции (такая опция на Audi A6 стоит 152 334 руб.) и автомобилях конкурентах, но и на более массовых машинах. Примечательно, что другой автомобиль немецкого концерна – новый SEAT Leon тоже имеет светодиодные фары в списке опций.

Пока стоимость головного света будущего еще высока, но уже очевидно: хотя ксенон еще актуален, следующая ступень развития светотехники – светодиоды.
Текст: Роман Харитонов, Наталья Парамонова.

Рассеиватели

Первой технологией, получившей массовое распространение для получения пучка света заданной формы, стали параболический рефлектор и рассеиватель с призматическими линзами. Эта технология знакома многим, ее использовали на машинах вплоть до конца 90-х годов, например, на знакомым всем «Жигулях» и «Волгах».

Световой поток в этом случае отражается от рефлектора, задачей которого является как можно более полное отражение светового потока, и попадает на стекло фары, которое состоит из множества вертикальных собирающих линз и призматических элементов, отвечающих за распределение света по дальности и направляющих свет на дорожное полотно. Конструкция позволяла использовать стекла сложной формы и с большим наклоном, но КПД такой конструкции оказался невысоким. Не более 40% светового потока использовалось по назначению, а по методике компании Hella — и вовсе 27%.

Следующим шагом на пути к улучшению освещения стало использование фар головного света с рефлектором свободной формы. Технологию часто называют FF — от английского Free Form. В этом случае отражатель имеет намного более сложную форму, а стекло можно использовать плоское, без оптических элементов. В настоящее время эта технология — одна из наиболее часто используемых в фарах для обычных ламп накаливания. Фары такого типа имеют КПД намного выше — около 67% (45% по методике Hella). Но и это не предел.

Линза

Наиболее эффективной оптической схемой для фары является так называемая прожекторная. Ее техническое обозначение — трехосный эллипсоид, или просто DE (сокращение от немецкого Dreiachs Ellipsoid), а в просторечии такую схему чаще всего именуют «линзой». Такой блок имеет эффективность свыше 70% (52% — по методике Hella). Но не это является его основным достоинством.

В отличие от других технологий, он может работать с объемными источниками света и формировать очень точный световой пучок, который можно направить буквально параллельно дороге, а значит, и снизить степень ослепления водителей даже лучом дальнего света. Интереснее всего то, что такая схема является одной из старейших, ее использовали еще на маяках и кораблях в конце ХIХ века.

Также любопытно, что в России линзованная оптика прочно ассоциируется именно с газоразрядными лампами (о них речь ниже), хотя были автомобили и с галогенными фарами, свет которых рассеивался линзами. Но к середине 90-х стало понятно, что лампы накаливания уже не отвечают современным требованиям по яркости света и экономичности.

Но на эти проблемы уже сейчас готовы отвечать новыми способами освещения дороги. Современные производители «обкатывают» лазерные фары, светодиодную оптику и активно увеличивают как ресурсы, так и способы сделать ночные поездки безопасными. Но об этом пока рано рассказывать, ведь готового массового решения на данный момент нет, и подобные фары остаются уделом достаточно дорогих автомобилей, а мы всё ещё меняем ксеноновую или газоразрядную лампу на новую, и продолжаем движение в темноте наших дорог, некоторые из которых до сих пор не знакомы с освещением.

Всем хороших лампочек и чистых отражателей.

19.09.2019

06.02.2018

12.01.2021

14.03.2018

13.05.2019

19.05.2020

28.03.2022

08.04.2020

23.08.2018

27.10.2022

27.03.2020

14.12.2018

Путешествия

Установка светодиодной балки и закон 2021 г.

Основная нормативная база: 12.5 КоАП РФ часть 1,2,3, 12.20 КоАП РФ, ТР ТС 018/2011 п.77, ПДД, п. 19.6, 3.7 и 3.8 КоАП РФ.

Под данный пункт попадает также: кенгуру, багажник, изменения бампера в виде спойлера, изменение пружин в подвеске, рессор, лифтинг автомобиля.

За все эти изменения полагается штраф в 500 руб. Но для получения данного штрафа необходимо доказать инспектору ГИБДД, что изменения подходят под 12.5 часть 1 КоАП РФ.

Инспектору же интереснее подвести вас под 12.5 часть 3 КоАП:

Балки попадают под конструктив светового световозвращающего приспособления не соответствующего требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации. Информации о свете там мало:

Как видим, все сводится к фиксации установки балки как изменение конструкции транспортного средства. Отсюда и желание инспектора подвести вас именно под 12.5 часть 3 КоАП РФ с лишением прав управления на 6-12 месяцев с конфискацией незаконно установленной балки. На практике для изъятия необходим протокол изъятия и 2 понятых и видеокамеры, по этой причине изъятие происходит редко.

Что же делать, как узаконить установку светодиодной балки?

В первом случае (пункт 1) необходимо получить бумагу от производителя о том что данное светодиодка может эксплуатироваться на данной марке и модели авто. Для это при покупке света требуйте сертификат соответствия РСТ, в большинстве случаев это добровольный сертификат от производителя.

Во втором случае придется заморочиться и согласовать изменения в конструкторскую документацию.

Дополнительно

Часть автомобилистов вешает на балку чехол. Необходим ли он? Да, во-первых он защищает балку от летящего во время движения мусора, во-вторых, гарантия, что балка не будет применяться по ходу движения в направлении встречного транспорта, в-третьих, защита от инспектора как весомый аргумент, что не используете ее. При наличии сертификации максимум выдадут штраф в 500 руб., либо отпустят.

Что же касается включения через пониженную передачу, то нигде нет информации о необходимости данного подключения. Главное, чтоб не использовали в направлении встречно идущего транспорта. Согласно ПДД РФ п.19.6.:

В противном случае ожидает штраф по 12.20 КоАП РФ:

Какой цвет свечения фар запрещен

При использовании светодиодной балки на дороге с движущимся в встречном или попутном направлении транспортом эксплуатация балки запрещена, независимо от размера, мощности и цвета свечения.

В случае фар, согласно ПДД РФ «Приложение. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств»:

Вывод: цвет проходит белый и желтый. При использовании белого встречал информацию о штрафе в 500 руб. по 12.5 ч.1 КоАП РФ. При записи сотрудником ГИБДД в протокол необходимо обязательно проверять указание цвета свечения, иначе последствия могут быть непредсказуемыми.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий