Аквапланирование на автомобилях с различными типами привода
У автомашины с задним приводом настоящий эффект аквапланирования сначала наблюдаемся на передней оси.
Видавший виды водитель сможет сразу почувствовать начало данного явления и своевременно отреагировать на него.
Руль станет «мягким», и перестает ощущаться реакция дороги. В данном случае, даже не повышая скорость, можно совершить ДТП, достаточно лишь встретить глубокую лужу.
У автомобиля с передним приводом аквапланирование, как правило, «завязывается» на задних колесах, поскольку передние колеса являются ведущими и «тянут» автомашину.
Водитель может даже ничего не обнаружить подозрительного, причем, при увеличении скорости тоже. При этом самое небольшое торможение или сброс газа смогут развернуть автомобиль.
ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Тонируем стекло автомобиля – пошаговая инструкция
Условия возникновения
Возьмем за пример обычную ситуацию, автомашина движется по дороге, которая покрыта слоем воды или водно-грязевой «кашей».
В этом случае любая шина постоянно выдавливает пред собой водянистую субстанцию из места контакта, и перед собой прогоняет водяной вал, который мы всегда можем видеть, когда находимся на дороге в качестве пешеходов.
По результатам испытаний учеными было установлено, что давление в этом самом вале достигает 2 bar, а его высота может быть от одного до трех сантиметров. Называют это явленние водяным клином.
Если средняя ширина протектора у легковой шины равна примерно 15 сантиметрам, то можно говорить, что усилие, с которым вжимается водяной клин между дорогой и шиной, достигает 30-40 килограмм.
До определенного момента шина будет успешно выдавливать этот клин воды, и создавать пятно контакта с поверхностью дорожного полотна.
Действенность данного процесса зависит от таких факторов:
- Рельеф протектора;
- Толщина водяной пленки дороги;
- Скорость движения автомашины.
Эти факторы весьма тесно взаимосвязаны.
Маленькая глубина канавок не может быстро и полностью удалить воду их зону контакта.
Изношенная шина при водяной пленке в один миллиметр и при скорости примерно в 100 километров в час не сможет из-под колеса вытеснять эффективно влагу.
Вал воды будет постепенно превращаться в приумножающий клин, отрывающий шину от поверхности дороги, и машина поплывет.
К сожалению, экстренное торможение не приведет к прекращению аквапланирования мгновенно. Да и будет уже не до торможения, потому как машина будет «крутиться» как попало по дороге.
Читайте по теме: Что делать если отказали тормоза.
Условия возникновения водяного клина
Водяной клин, отрывающий колеса автомобиля от покрытия, может наступить при наличии нескольких (необязательно всех перечисленных) ключевых факторов:
- Критическая скорость
- Дорожное покрытие
- Погодные условия
- Рельеф протектора
- Давление воздуха в покрышках
- Изношенность амортизаторов
Разберём подробнее каждый:
Скорость движения
Критическая скорость возникновения аквапланирования варьируется от 70 до 100 км/ч. Но при усилении или ослаблении влияния других факторов, перечисленных выше, скорость может существенно отличаться, как в большую, так и в меньшую сторону. Не исключено, что ваш автомобиль начнёт глиссировать даже на 40 км/ч.
Дорожное покрытие
Следующей немаловажной причиной являются качество и вид дорожного покрытия. Например, дорога, покрытая крупнозернистым асфальтом более устойчива к образованию водной плёнки, чем гладкое покрытие современных автобанов. Большую роль играет не только зернистость, но и равномерное распределение материала
Неправильная укладка асфальтобетона на начальном этапе и отсутствие ремонтных работ в будущем приводят к быстрому образованию колейности и ям, где скапливается вода
Большую роль играет не только зернистость, но и равномерное распределение материала. Неправильная укладка асфальтобетона на начальном этапе и отсутствие ремонтных работ в будущем приводят к быстрому образованию колейности и ям, где скапливается вода.
Помимо покрытия дорога должна иметь правильную дренажную систему, включающую принцип поперечного уклона. Он составляет >4%, то есть 4 сантиметра на один метр полотна. Такой уклон способствует эффективному отводу воды.
Погода, толщина водяной плёнки
Угроза возникновения аквапланирования автомобиля зависит от слоя воды на поверхности, по которой движется авто. Однако не существует определённой величины такого слоя, так как степень влияния этого параметра сильно зависит от двух других: скорости вхождения в лужу и глубины протектора шин.
Однозначно можно лишь утверждать, что двигаясь свыше 100 км/ч в сильный ливень, вероятность «поймать водяной клин» максимально высока, так как толщина водяной плёнки в такую погоду составляет не менее 2 миллиметров.
Глубина протектора
Вот мы добрались до ещё одного важного фактора – износа шины. Остаточная глубина протектора установленных шин по правилам дорожного движения должна быть для транспортных средств категорий:
Следовательно, для легковых автомобилей резину с высотой протектора меньше 1,6 мм можно смело называть «лысой». Шина, изношенная до глубины протектора 1 мм, сохраняет лишь 11% площади, задействованной при нормальных условиях.
Попасть в аквапланирование на таких колёсах можно даже на незначительной скорости, так как канавки протектора не будут успевать отводить воду из пятна контакта шины с дорогой. Из-за этого перед шиной образуется водяной вал, который сразу же преобразуется в «клин» и слегка приподнимает авто над землёй (начинается аквапланирование автомобиля).
Стоит учесть, что смена грязевого участка дороги на участок, покрытый водой, тоже не сулит ничего хорошего, так как канавки протектора кратковременно забиты грязью. Это равносильно езде на изношенной резине. В таблице показана площадь контакта шины с сухой дорогой в зависимости от остаточной глубины протектора:
Давление воздуха в покрышках
Теперь рассмотрим второстепенные условия, при которых возникает эффект аквапланирования. Одно из них – это давление в шинах. Низкое давление существенно снижает площадь пятна контакта. Это происходит вследствие того, что потоку воды гораздо проще пробиться через середину покрышки, промяв её, чем быть выдавленной в стороны по водоотводящим канавкам.
Изношенность амортизаторов
В результате множества исследований доказано, что амортизаторы, износ которых составляет 40% — 60%, оказывают гораздо большее влияние на попадание в гидропланирование, чем новые амортизаторы, при прочих равных условиях.
Другие факторы
Чуть менее значимый «вклад» в появление аквапланирования вносят:
- Состояние механизма руля
- Параметры развала – схождения
- Состояние подвески автомашины
- Общий вес транспортного средства
- Распределение нагрузки по осям
- Наличие/отсутствие спойлера
Что такое аквапланирование, его опасности
Эффект аквапланирования возникает на высоких скоростях из-за появления гидродинамического клина между залитой водой поверхностью дороги, пятном контакта шины. Несжимаемость воды выносит автомобиль на водяной валик, в неуправляемое скольжение. Лучшим примером аквапланирования становится применение эффекта в прототипе современных водных лыж – акваплане. Доска с гладкой нижней поверхностью, привязанная за катером, при увеличении скорости легко поднимает тяжелого спортсмена на поверхность воды. В водных видах спорта подъемная сила аквапланирования используется в серфинге, виндсерфинге.
При движении автомобиля присутствие водяного слоя, вызывающего аквапланирование, означает потерю сцепления с дорогой, потерю контроля управления.
Эффект возникает при скоростях, на которых шина не удаляет воду из пятна контакта. Критические значения скорости зависят от толщины водной пленки, глубины протектора, его рисунка, площади пятна контакта. На полигонных испытаниях тесты показали, что эффект аквапланирования появляется на скоростях около 70 км/час.
Уменьшение критической скорости «всплывания» колес может происходить при износе протектора, сниженном давлении в покрышке. Изношенные шины (с уменьшенной глубиной водоотводящих канавок) хуже выталкивают воду из-под покрышки. Протектор, изношенный до остаточной глубины в 1 мм, сохраняет 11% нормальной рабочей площади. Такое же уменьшение критической скорости происходит при недостаточной накачке шин.
Особенно опасно появление аквапланирования после проезда грязевых участков, забивающих канавки протектора. В этом случае аквапланирование может возникнуть при меньшей скорости, при выходе из лужи машина может попасть (при неровности дороги, близком повороте) в неуправляемое боковое скольжение, усиленное скользкой грязью.
В зимних условиях аквапланирование не менее опасно. В принципе, специальные зимние покрышки лучше защищены от его возникновения более крупным рисунком протектора. Но при слое воды на тающем льду ситуация усложняется. Мягкая зимняя резина работает как недокачанное колесо, мелкие кусочки льда, снежная каша забивают протектор.
Эффект скольжения на льду проявляется при каждом выходе из режима аквапланирования. Поэтому рекомендуется устанавливать узкие шины с глубоким протектором, широкими канавками. Дополнением к глубине протектора становится высота шипов (у шипованной резины), хотя на непосредственное возникновение аквапланирования шипы не влияют.
Аквапланирование, что это
Для того, чтобы разбираться, что же такое аквапланирование, необходимо провести простой пример.
Принимаем силу сцепления автомобильной шины с дорожным сухим покрытием за единицу.
Сцепление на мокром асфальте тогда будет не более 0,5, а на льду он уменьшается еще на порядок.
А в процессе аквапланирования контакт протектора и дороги отсутствует совершенно, и сила сцепления равна нулю.
Так как колесо на водяной пленке находится в легком свободном скольжении, то возможность водителя управлять автомашиной почти равна нулю. В этом и заключается опасность этого явления.
По — другому аквапланирование еще называют «водяным скольжением».
Аквапланинг зимних шин
Зимние шины гораздо лучше защищены от аквапланирования, поскольку их протектор более крупный.
Но это при попадании автомобиля в обычную лужу, а на зимней дороге кроме воды есть еще снег и лед, которые гораздо больше усложняют ситуацию.
По сути? в зимних шинах происходят очень похожие процессы, что и в летних шинах, и отличаются они в том, что кроме воды из-под колеса нужно «выводить» более густую снежную кашу и кусочки льда. Именно поэтому протекторы зимних шин более крупные и имеют более широкие и глубокие водоотводящие канавки.
При этом зимние автошины рекомендуется устанавливать более узкие, чем летние (из тех типоразмеров , которые рекомендует производитель автомобиля). Узким покрышкам «легче» продавливать снежную кашу и вероятность аквапланирования на снежной каше, у них меньше.
Что делать при возникновение аквапланирования
Научиться правильной технике вождения при появлении аквапланирования достаточно трудно. Специальных полигонов для автолюбителей, методик обучения не существует. Навыки поведения могут вырабатываться только опытом вождения (иногда печальным). В реальной езде аквапланирование проявляется в том, что при проезде лужи автомобиль не реагирует на тормозную педаль, перестает слушаться руля (руль становится «ватным», легко поворачивается, нет обратной связи).
Самым опасным с такой ситуации становятся лихорадочные движения рулем с большой амплитудой. Изменение угла направления колес при падении скорости, выходе из лужи, возникновении сцепления вызовет резкий бросок автомобиля в сторону. Нужно попытаться сохранить прямое движение до появления сцепления с покрытием, после этого выравнивая автомобиль.
Видео: Что такое аквапланирование, и насколько важен износ протектора
Предупредительные меры:
- соблюдение правил вождения;
- приобретение надежной резины;
- профилактический контроль износа шин (уменьшает вероятность появления аквапланирования до 50%);
- визуальный контроль качества, состояния дороги;
- постоянное движение на безопасной скорости, при входе в лужу – сброс скорости.
В автотранспортных средствах
Скорость
Можно приблизительно оценить скорость, при которой происходит полное аквапланирование, с помощью следующего уравнения.
Vп=10.35п{ displaystyle V_ {p} = 10,35 { sqrt {p}}}
Где п{ textstyle p} давление в шинах в фунтах на квадратный дюйм и результат Vп{ textstyle V_ {p}}скорость в милях в час, когда транспортное средство начнет полностью гидроплан. Рассматривая пример транспортного средства с давлением в шинах 35 фунтов на квадратный дюйм, мы можем приблизительно рассчитать, что 61 миль в час – это скорость, при которой шины теряют контакт с поверхностью дороги.
Однако приведенное выше уравнение дает лишь очень грубое приближение. Устойчивость к аквапланированию определяется несколькими различными факторами, в основном массой автомобиля, шириной шины и рисунком протектора, поскольку все они влияют на поверхностное давление, оказываемое шиной на дорогу на заданной площади пятна контакта – узкая шина с большим весом на ней, и агрессивный рисунок протектора будет противостоять аквапланированию на гораздо более высоких скоростях, чем широкая шина на легком автомобиле с минимальным протектором. Кроме того, вероятность аквапланирования резко возрастает с увеличением глубины воды.
Ответ
Что испытывает водитель при движении в акваплане, зависит от того, какие колеса потеряли сцепление с дорогой, и от направления движения.
Если автомобиль едет прямо, он может немного болтаться. Если ощущения от дороги в нормальных условиях были высокими, они могут внезапно уменьшиться. Небольшие корректирующие управляющие воздействия не действуют.
Если ведущие колеса на акваплане, когда они начинают вращаться, может наблюдаться резкое слышимое повышение оборотов двигателя и индикации скорости. В широком повороте на шоссе, если передние колеса теряют сцепление с дорогой, автомобиль внезапно уносится к внешней стороне поворота. Если задние колеса теряют сцепление с дорогой, задняя часть автомобиля разворачивается в занос. Если все четыре колеса акваплана будут двигаться одновременно, автомобиль будет скользить по прямой линии, опять же по направлению к внешней стороне поворота, если в повороте. Когда какое-либо или все колеса восстанавливают сцепление с дорогой, может произойти внезапный рывок в любом направлении, в котором это колесо направлено.
Восстановление
Управляющие воздействия при аквапланировании, как правило, контрпродуктивны. Если автомобиль не входит в поворот, ослабление педали акселератора может достаточно замедлить его, чтобы восстановить сцепление с дорогой. Рулевое управление может привести автомобиль в занос, из которого восстановление будет затруднено или невозможно. Если торможение неизбежно, водитель должен действовать плавно и быть готовым к нестабильности.
Если задние колеса акваплан и вызывают чрезмерная поворачиваемость, водитель должен повернуть в направлении заноса, пока задние колеса не восстановят сцепление с дорогой, а затем быстро повернуть в другом направлении, чтобы выпрямить автомобиль.
Предупреждение водителем
Лучшая стратегия – избегать аквапланирования. Правильное давление в шинах, узкие и неизношенные шины, а также снижение скорости по сравнению с умеренными на сухой дороге снизят риск аквапланирования, равно как и избежание стоячей воды.
Электронный контроль устойчивости системы не могут заменить технику безопасного вождения и правильный выбор шин. Эти системы основаны на избирательном торможении колес, которое, в свою очередь, зависит от контакта с дорогой. Хотя контроль устойчивости может помочь восстановиться после заноса, когда автомобиль замедляется достаточно, чтобы восстановить сцепление с дорогой, он не может предотвратить аквапланирование.
Поскольку скопившаяся вода и изменения дорожных условий могут потребовать плавного и своевременного снижения скорости, круиз-контроль не следует использовать на мокрой или обледенелой дороге.
Что делать, если аквапланирование началось?
Не крутите руль в разные стороны на большие углы, это опасно! При внезапном восстановлении сцепления с дорогой вывернутые под большим углом колеса могут спровоцировать резкий увод автомобиля в сторону. Старайтесь сохранять прямолинейное движение до тех пор, пока не почувствуете, что колеса обрели сцепление с дорогой, и только после этого маневрируйте.
Не пытайтесь резко затормозить, чтобы не спровоцировать занос или разворот машины.
Индикаторы износа на летней резине.
Индикаторы износа на зимней покрышке. По мере стирания сначала исчезает цифра 8, за ней — 6. Когда сотрется цифра 4, нужно прекратить зимнюю эксплуатацию шин.
Как избежать потери управления автомобилем из-за аквапланирования?
Сегодня мы рассмотрим такое частое явление, которое может произойти абсолютно с любым автомобилем на дороге, как аквапланирование. Давайте узнаем, что означает этот термин, а также как это явление может влиять на ваш автомобиль. В том числе мы узнаем, что делать если ваша машина начала аквапланировать.
К сожалению, в большинстве регионов нашей страны каждый год выпадает огромное количество осадков. Больше всего конечно эти осадки выпадают в виде дождей, ливня и града. Наибольшую опасность для всех автомобилистов представляет конечно дожди, которые приводят к образованию луж на дорогах.
Лужи представляют угрозу не только двигателю автомобиля (например, из-за воды может произойти гидроудар двигателя), но могут стать причиной аквапланирования машины.
Возможно вы имеете огромный стаж вождения и ниразу не сталкивались с аквапланированием автомобиля на дороге. Но это не означает что аквапланирование редкое явление и что с вашим автомобилем подобное никогда не произойдет.
Помните, что на дороге может произойти все что угодно. Даже маловероятные события. Так что вы должны быть готовы ко всему. В том числе и аквапланированию. Также вы должны знать, что делать в этом случае.
Что делать? Не хочу «аквапланировать»
Ну а если вы не хотите попасть в ситуацию аквапланирования, давайте думать, на что обратить внимание в вашем автомобиле, и что нужно проверить. Тем более сезон дождей уже стучится по нашим крышам! Из превентивных мер, которые не стоит указывать списками, можно сказать только о том, что скорость ваша должна быть разумной
Не стоит влетать со скоростью поезда HyperLoop в лужу, даже одним колесом.
- Заботимся о шинах. Если износ вашего протектора составляет более 50% – лучше воздержаться от поездки. Чем тоньше шина, тем выше возможность поймать скольжение. Хотя, если ваши шины новые, а протектор не глубокий – лучше тоже быть бдительными.
- Следите за состоянием дороги, если едете в дождь. Скорость потока лучше соблюдать, а дистанцию до впереди идущего автомобиля лучше увеличить. Если входа в лужу не избежать – максимально безопасно сбрасывайте скорость. Помните о том, что при движении со скоростью 80 км/ч вам нужен всего 1 мм толщины воды для потери контроля над автомобилем.
- Помните о траектории. Максимально эффективно шины будут отводить воду только при равномерном прямолинейном движении, и даже в слабом повороте их эффективность падает. Соответственно, перед затяжными поворотами при виде лужи лучше сбросить скорость и максимально постараться «распрямиться» перед водой.
Направленный узор протектора
Наиболее действенным считается направленный узор протектора, когда водоотводы создают «елочку». При вступлении вершины данной «елочки» в основу контакта покрышки и дороги, вода по ее ответвлениям вытесняется назад и по сторонам от шины.
Еще одно важное замечание о применении протектора с направленным узором. Если во время установки покрышки на диск поставить по ошибке рисунок в перевернутом виде, то вода вытесняться не будет, а закачиваться от боковых частей к месту контакта, при этом, со всеми неприятными результатами
В данном случае повышенная вероятность аквапланирования Вам гарантирована.
Читайте по теме: Как выбрать летнюю резину.
Как с этим борются производители шинной продукции
Первыми начали борьбу с аквапланированием производители спортивных шин. В автогонках огромные скорости вызывают проявление эффекта даже при водяной пленке в один миллиметр. Потеря управления вызывает фатальные последствия, поэтому автогонщики меняют резину при малейших намеках на изменение погоды. При сильном дожде, с постоянной водной пленкой на треке, спортивные гонки зачастую прекращаются.
Для спортивных шин были изобретены специальные дождевые протекторы, постепенно перекочевавшие на массовую шинную продукцию. В конструкции дождевых протекторов применяются направленные, асимметричные рисунки, глубокие водоэвакуационные каналы, разветвленные водоотводящие канавки. Специализация шин отражается в их названии, пиктограммах в маркировке, словах «rain», «water», «aqua».
Пионерами в конструировании специальных водоотводящих протекторов были фирмы Michelin, Dunlop, Pirelli & C, Goodyear. Финский производитель Nokian Tyres лидирует в конструировании протекторов зимних шин с эффектом предупреждения аквапланирования.
Конкуренция производителей выражается в изобретении новых рисунков протекторов, особых составов резины. Дождевые протекторы отличаются расположением водоотводящих канавок (формы «елочки», «бабочки»), глубокими ножевидными диагональными прорезями, пересекающими боковые канавки, количеством глубоких продольных водоэвакуационных каналов. Так, протектор дождевой шины Yokohama Geolandar снабжен двумя ребрами, диагональными изогнутыми канавками, четырьмя продольными каналами. Кроме предупреждения аквапланирования, протектор оборудован широкими плечевыми зонами, повышающими противодействие скольжению.
При этом конструкция протектора не ухудшает других параметров покрышки (уровня шумности, бокового увода, тормозного пути, сопротивления качению). По всем этим параметрам проводятся тестовые рейтинговые испытания шинной продукции, в которые составной частью входят тесты на продольный, поперечный аквапленинг. В комплексных тестах новые модели шин Goodyear, Pirelli теряют очки в аквапленинге, имея отличные показатели по сцеплению на снегу, хорошие тормозные качества, динамические характеристики.
В прошлогоднем тесте лучшую универсальность зимней резины (при хорошей сопротивляемости аквапланированию) показали покрышки Dunlop SP Winter Sport, Pirelli Winter 210SP, Continental Winter Contakt, Michelin Pilot Alpin, GoodYear Eagle Ultra Grip. Рядовые автолюбители редко выбирают для покупки специальную дождевую резину из-за высокой стоимости. При постоянном скоростном движении (вне зависимости от погоды) ее установка значительно повышает безопасность.
Какие шины нужно выбрать, чтобы избежать гидропланирования
При выборе «правильных» шин нужно руководствоваться не красотой или ценой, а их функциональностью. Как правило, на таких колесах можно найти символы в виде капли или надписи Aqua, Water или Rain. Они отличаются углубленными канавками для отвода воды и специальным рисунком протектора. Такие покрышки не защищают на все 100% от аквапланирования, но все же дают возможность проезжать лужи на более высокой скорости. Шины такого типа можно найти у всех известных производителей:
- Michelin (шины Pilot Exalto);
- Pirelli (модель P7);
- Continental (шины ContiPremiumContact 2);
- Good Year (колеса Hydra Grip).
Сцепление шины на твердой поверхности асфальта или бетона происходит за счет взаимного соприкосновения поверхности шины с очень маленькими неровностями дорожного покрытия. После появления влажности на дороге, образуется пленка из жидкости и мелких частиц, которая становится разделительной полосой между дорожным покрытием и шиной. Ослабляются сцепные качества колеса.
Если рассмотреть приведенный ниже рисунок, то можно увидеть некоторые моменты движения шины. На сухой дороге величина «С» показывает площадь соприкосновения шины с дорожным покрытием. Это видно на рисунке «А». Когда поверхность дороги влажная, то эта величина уменьшается на коэффициент d, так как образуется так называемый водяной клин, как видно на рисунке Б. Он возникает из воды, которая выдавливается из-под колеса во время движения. Если увеличивается скорость движения, то увеличивается объем вытесненной воды. Соответственно увеличивается водяной клин, увеличивается давление на шину и она приподнимается над покрытием дороги. В момент увеличения скорости до максимального значения, между шиной и плоскостью дороги появится непрерывный слой воды, как видно на рисунке «В». В этом колеса потеряют контакт с дорогой, и автомобиль станет неуправляемым. Этот процесс называется аквапланированием.
Когда автомобиль попадает в аквапланирование, он движется в определенном направлении, не реагируя на повороты руля и попытки маневрирования, до тех пор, пока не уменьшится скорость движения и не снизится водяной клин под колесом. Если произошла такая ситуация, то не надо пытаться справиться с ситуацией, тормозить или крутить руль. Когда скорость движения автомобиля снизится и уменьшится водяной клин, снова появится контакт колес с дорогой. Иначе автомобиль может занести или резко кинуть его в сторону.
Но не стоит забывать, что аквапланирование отличается от скольжения. Скольжение – процесс частичной потери сцепления с дорожным покрытием, возникающий на любой скорости из-за образования водяной пленки на дорожном покрытии. Это явление чаще всего возникает при резком торможении и повороте, когда автомобиль начинает заносить. Очень опасна водяная пленка, смешанная с пылью, маслами, снегом, остатками топлива, возникающая во время туманов или только начавшегося дождя. При усилении дождя, потоки воды смывают разные загрязнения, и сцепление шин с дорожным покрытием улучшается.
Аквапланирование может появиться в любой момент. Часто оно возникает в момент въезда с сухой поверхности дороги в большую протяженную лужу на высокой скорости. Стоит избегать во время сильного дождя участков дороги с колеями. Также часто аквапланирование возникает в сильный дождь на очень гладком асфальте.
В случае потери сцепления колес с дорогой из-за образования «водяного клина» водителю следует:
- Увеличить скорость
- Снизить скорость резким нажатием на педаль тормоза
- Снизить скорость, применяя торможение двигателем
Водяное скольжение — или так называемое аквапланирование — возникает при езде на легковом автомобиле при проливном дожде или при проезде скопления воды на дороге в низинах: осенью, весной или в оттепель. Зная об этом явлении, водитель не должен быть захвачен врасплох. Совет может быть только один — сразу же снизить скорость движения, применяя торможение двигателем. «Техника управления автомобилем».
Типичные ошибки
Что происходит при появлении водной преграды? При торможении сокращается расстояние между днищем машины и дорогой. Если перед входом в воду, резко отпустить педаль тормоза, то «нос» автомобиля поднимается, и масса воды подплывает под днище. Машина садиться на воду, и начинает глиссировать как лодка, потеряв контакт с дорогой. Автомобиль теряет управляемость из-за возникшего аквапланирования.
Аквапланирование возникает на скорости от 90 км/ч, даже на неглубокой воде во время дождя. При высокой скорости движения аэродинамика поднимает кузов над дорогой (именно для борьбы с этим эффектом устанавливаются различные спойлеры и антикрылья), прижимная сила колёс с дорогой снижается, и за счет этого уменьшается сцепление их с поверхностью дорожного покрытия. Слой воды, который находится между протектором и дорогой, не вытесняется и возникает аквапланирование.
Снижение последствий эффекта аквапланирования и управление автомобилем в заносе – удел подготовленных водителей. В первую очередь человек должен понимать, что может произойти в ситуации теоретически, и быть к ней готовым практически. Если водную преграду будет проходить неподготовленный водитель, он может не справиться с заносом (первым или вторым) и спровоцировать негативную ситуацию с выездом на встречную полосу или уходом на обочину. Из каждой нештатной ситуации водить будет выходить на основе полученных навыков: чем их больше, тем оперативнее и правильнее будет его реакция.
https://youtube.com/watch?v=yStCOR6WXGE