Что такое вязкость моторного масла: на что влияет

Классификация моторных масел по вязкости SAE

В настоящее время общепризнанной международной системой классификации моторных масел по вязкости является SAE J300, разработанная Обществом Автомобильных Инженеров США (Society of Automotive Engineers). Вязкость масла по этой системе выражается в условных единицах – степенях вязкости. Чем больше число, входящее в обозначение класса SAE, тем выше вязкость масла.

Спецификация описывает три ряда вязкости масел: зимние, летние и всесезонные. Но, прежде, чем их рассмотреть, немного теории. Температурный диапазон моторного масла в основном определяется двумя его характеристиками: кинематической и динамической вязкостью. Кинематическая вязкость измеряется в капиллярном вискозиметре и показывает, насколько легко масло течет при данной температуре под действием силы тяжести в тонкой капиллярной трубке. Динамическая вязкость измеряется в более сложных установках – ротационных вискозиметрах.

Она показывает насколько меняется вязкость масла при изменении скорости перемещения смазываемых деталей относительно друг друга. С увеличением скорости относительного перемещения смазываемых деталей вязкость снижается, а с уменьшением – возрастает.

Маркировка масла по температуре использования

Ряд зимних масел: SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W – обозначаются цифрой и буквой “W” (Winter-Зима). Для зимних классов установлены два максимальных значения низкотемпературной динамической вязкости и нижний предел кинематической вязкости при 100°С.

К низкотемпературным параметрам относятся:

  • Проворачиваемость– показывает динамическую вязкость моторного масла и температуру, при которой масло остается достаточно жидким, чтобы было возможно запустить двигатель.
  • Прокачиваемость – это динамическая вязкость масла, при которой масло сможет прокачаться по системе смазки и двигатель не будет работать в режиме сухого трения. Температура прокачиваемости ниже температуры проворачиваемости на 5 градусов.

Высокотемпературные свойства зимних масел характеризует минимальная кинематическая вязкость при 100°С – показатель, определяющий минимальную вязкость моторного масла при прогретом двигателе.

Ряд летних масел: SAE 20, 30, 40, 50, 60 – обозначаются цифрой без буквенного обозначения. Основные свойства летнего ряда масел определяется по:

  • минимальной и максимальной кинематическим вязкостям при 100°С – показатель, определяющий минимальную и максимальную вязкость моторного масла при прогретом двигателе.
  • минимальной вязкости при 150°С и скорости сдвига 106 с-1. Градиент скорости сдвига – это отношение скорости движения одной поверхности трения относительно другой к величине зазора между ними, заполненного маслом. С увеличением градиента скорости сдвига снижается вязкость масла, но она снова возрастает, когда скорость сдвига уменьшается.

Ряд всесезонных масел: SAE 0W-20, 0W-30, 0W-40, 0W-50, 0W-60, 5W-20, 5W-30, 5W-40, 5W-50, 5W-60, 10W-20, 10W-30, 10W-40, 10W-50, 10W-60, 15W-30, 15W-40, 15W-50, 15W-60, 20W-30, 20W-40, 20W-50, 20W-60. Обозначение состоит из комбинации зимнего и летнего ряда, разделенных тире. т

Всесезонные масла должны удовлетворять одновременно критериям и зимнего, и летнего масла. Чем меньше цифра, стоящая перед буквой W, тем меньше вязкость масла при низкой температуре, легче холодный пуск двигателя стартером и лучше прокачиваемость масла по смазочной системе. Чем больше цифра, стоящая после буквы W, тем больше вязкость масла при высокой температуре и надежнее смазывание двигателя при жаркой погоде.

Таким образом, класс SAE сообщает потребителю диапазон температуры окружающей среды, в котором масло обеспечит:

  • проворачивание двигателя стартером (для зимних и всесезонных масел)
  • прокачивание масла масляным насосом по смазочной системе двигателя под давлением при холодном пуске в режиме, не допускающем сухого трения в узлах трения (для зимних и всесезонных масел)
  • надежное смазывание летом при длительной работе в максимальном скоростном и нагрузочном режиме (для летних и всесезонных масел)

Сертификация и допуски

В стандартах API и ASEA  выставлены  самые базовые требования, которые согласованы между собой всеми изготовителями моторных масел и присадок, а также заводами – изготовитетелями автомобилей. В виду того, что устройство моторов различных автомобилей различных брендов различаются между собой соответственно и требования к маслам выставляются разные. Поэтому некоторые изготовители разработали и утвердили свои собственные стандарты  допусков , которые как бы дополняют ASEA Это такие производители как VW, Mercedes-Benz, Ford, Renault, BMW, GM, Porsche и Fiat . Такие производители обычно рекомендуют определенные, чаще всего разработанные этой же компанией, моторные масла, о чем обязательно указывают  в инструкции об эксплуатации автомобиля.

Рассмотрим основные виды:

Допуски концерна VAG для легковых машин

VW 500.00 —  указывает на  энергосберегающее моторное масло (SAE 5W-30, 10W-30, 5W-40, 10W-40 и др.), VW 501.01 — всесезонное масло для бензиновых двигателей,  произведенных до 2000 года, а VW 502.00 — для турбированных.

Допуск VW 503.00 говорит о том,  что масло предназначено для  с вязкостью SAE 0W-30 и с увлеченным интервалом замены (до 30 тыс. км), а если выхлопная система с трехкомпонентным нейтрализатором, то в мотор такого автомобиля  заливают масло с допуском VW 504.00.

Для марок Фольксваген, Ауди и Шкода с дизельными моторами, существует категория  масел с допусками VW 505.00 для моторов TDI, выпускавшихся до 2000 года; VW 505.01 предназначенное  для двигателей PDE с насос-форсункой.

Моторное масло с допуском VW 506,0 является энергосберегающим с классом вязкости  0W-30. У него удлиненный интервал замены и рекомендован для использования в дизельных моторах с годом выпуска 2002 и позднее. Для турбированных двигателей используется масло VW506.01 с таким же увеличенным промежутком между заменами.

Допуски для легковых автомобилей Mersedes

Бренд Mersedes – Benz также пользуется своими допусками. Моторное масло МВ 229.1 изготовляется специально для бензиновых и дизельных моторов, собранных позднее 1997 года. Допуск МВ 229.31  обозначает то, что к этому классу масла выдвинут ряд дополнительных требований, таких как ограничение содержания в составе серы и фосфора. Существует масло с увеличенным сроком службы и имеет номерной допуск МВ 229.5, оно является энергосберегающим.

Допуски моторного масла  BMW

Маркировкой BMW Longlife-98 обозначаются моторные  масла, производимые  для заливки в двигатель автомобилей  выпускаемых  на рынок позднее 1998 года. Для него предполагается  увеличенный сервисный интервал замены. Полностью идентичен с маслами, соответствующими стандартам  ACEA A3/B3. Для автомобилей, собранных в 2001 году рекомендуется использование  масла с допуском BMW Longlife-01. Допуск  BMW Longlife-01 FE говорит о том, что это моторное масло можно использовать в тяжелых условиях работы, . BMW Longlife-04 допущен к применению в современных моторах концерна BMW.

Допуски моторных масел Renaut

Первые допуски этого французского концерна были введены в 2007году. Renault RN0700  введен в 2007 г. и полностью выполняет требования : ACEA A3/B4 или ACEA A5/B5. Renault RN0710 выполняет требования по ACEA A3/B4. Допуск RN0720 разработан для эксплуатации в дизельных моторах самого  последнего поколения с сажевыми фильтрами.

Допуски моторных масел Ford

Допуск Ford WSS-M2C913-A, полностью соответствующий стандартам SAE SW – 30 предназначен  для первичной и сервисной замены. Это масло отвечает всем требованиям по ILSAC GF-2, ACEA A1-98 и B1-98 и специальным запросам концерна  Ford.

Масло с допуском Ford M2C913-B, также полностью соответствующее всем требованиям,  предназначается для первичной заливки или сервисной замены в бензиновых и дизельных двигателях.

Допуск Ford WSS-M2C913-D был установлен  в 2012 годуэти масла  рекомендуютмя  для всех дизельных моторов Ford, за исключением моделей Ford Ka TDCi, выпущенных до 2009 года и двигателей, выпущенных между 2000 и 2006 годами. Такое масло считается энергосберегающим и допускает возможность удлиненного  интервал замены и заправку био-дизельным или высокосернистым топливом.

Масло с маркировкой  Ford WSS-M2C934-A говорит о том, что допустим увеличенный интервал замены  и  оно предусмотрено  для заливки в автомобили с дизельным двигателем и сажевым фильтром (DPF).Масло, соответствующее спецификации Ford WSS-M2C948-B, основано на классе ACEA C2 (для бензиновых и дизельных двигателей с катализатором). Данный допуск требует масла с вязкостью 5W-20 и сниженным сажеобразованием.

Что такое вязкость масла

Вязкость — это способность вещества сопротивляться перемещению его слоев. Этим свойством обладают все жидкости (и масла для автомобилей). С точки зрения физики при сопротивлении состав выполняет работу, что нагревает смазку.

Вязкость делят на кинетическую и динамическую. Этот показатель не является стабильным, а меняться он может под действием факторов:

  • Температура окружающей среды. Это означает, что на сильном холоде смазка может полностью замерзнуть, а при жаре – частично испариться. Поэтому при выборе жидкости учитывайте температуру региона эксплуатации авто.
  • Количество присадок. Означает, что в масляные составы часто вносятся дополнительные добавки. Они не только улучшают физические характеристики смазки, но и влияют на ее вязкость в различных условиях.
  • Пробег движка на одной заправке. Означает, что при длительной эксплуатации примеси могут растворяться. Это негативно влияет на вязкость. Состав становится более жидким, растет трение.

Что означает вязкость? Исторически каждая автомобильная компания выпускала свои разновидности моторных масел. В начале XX века было организовано Автомобильное общество инженеров (SAE), которое стало заниматься классификацией горюче-смазочных материалов.

Стандарты организации неоднократно пересматривались, хотя характер изменений был незначительным. По состоянию на 2021 год действует классификация SAE J300. В соответствии с современным стандартом все смазки делятся на три категории – зимние, летние, всесезонные (они означают температурный режим).

Вливать нужно смазку соответствующей категории, чтобы автомобиль смог ездить по дороге без сбоев. Каждой жидкости присваивается определенный код маркировки смазки.

Она может состоять из одного или двух блоков – например, 30, 40, 0W, 5W, 5W-30, 0W-40 и другие. Код означает температурный режим, при котором рекомендуется использовать жидкость (также это означает, что качество присадок и технические параметры состава он характеризует плохо).

В соответствии со стандартом SAE J300 вне зависимости от присвоенной категории должны соответствовать таким техническим требованиям:

  • Прокачиваемость. Означает, что смазка при работе может менять свою вязкость под действием различных факторов. Но она должна без проблем прокачиваться в системе через моторный насос.
  • Гибкий режим работы. Означает, что смазка не должна испаряться, угорать, становится пенистой. Прочная защитная пленка сохраняется при любой температуре.
  • Очистка моторной системы от продуктов сгорания топлива. Означает, что при работе бензина или дизеля в активной зоне образуется небольшое количество вредных примесей. Их удаляет из цилиндров моторное масло.
  • Защита движка от перегрева. Означает, что масло создает на поверхности металла тонкую прочную пленку. Она снижает трение, равномерно распределяет тепло при работе мотора. Это положительно влияет на его срок годности.
  • Уплотнение зазоров. Означает, что между отдельными деталями могут образовываться небольшие зазоры или трещины. Защитная пленка покрывает их, что делает мотор автомобиля более надежным.
  • Отведение тепла из активной зоны. Означает, что при сгорании бензина/дизеля происходит локальный нагрев поршней, цилиндров. Моторное масло перераспределяет тепло, что снижает температурное воздействие на металл.
  • Защита от коррозии. Означает, что при контакте металлических запчастей с бензином или атмосферным воздухом может возникать коррозия. Масляная пленка минимизирует вероятность подобного сценария.

Общее щелочное число (TBN)

Во время работы двигателя в нем проходят химические и физические процессы, в результате которых молекулы топлива окисляются, образуется окись, и она крайне негативно сказывается на металлических частях двигателя, образует шлам, оседает на деталях, некоторые химические компоненты окиси участвую в процессах коррозии, разрушают резиновые уплотнители. Чтобы нейтрализовать образовывающуюся кислоту в масло добавляют химически активные присадки. Само по себе минеральное очищенное масло химически нейтрально.

Для повышения щелочности масла в него добавляют специальные присадки – детергенты, они частично нейтрализуют образующуюся кислоту и расщепляют на мелкие фракции, не дают сформироваться шламу. Щелочность падает с пробегом, чем больше пробег, тем ниже щелочное число и тем выше кислотное. Когда до их «встречи» остается небольшой зазор, масло теряет свою способность мыть и нейтрализовать и становится непригодным. Поэтому масла с большим щелочным числом считаются самыми лучшими и рабочими.

В современных маслах встречается показатель щелочи от 5 до 14 мгКОН/г. Хорошим показателем для бензиновых моторов считается 7-8 мгКОН/г, для дизельных от 9 – в дизельном двигателе сложней условия для масла, выше температура, больше серы в топливе. Безопасным использование масла считается до показателя TBN до 50% от показателя свежего масла. С появлением бензина с низким содержанием серы этот показатель немного снизился, сера – один из главных врагов масла, способствующих его окислению. Критический показатель для смены масла, когда щелочное число сравнивается с кислотным.

Для определения щелочного числа в свежем масле и в отработке используются разные методы. Для свежего масла ГОСТ 30050 или ASTM D 2896, для отработки ГОСТ 11362 или ASTM D 4739. Каждый метод «видит» щелочи разного типа, но иногда компании используют для анализа и отработки, и свежего ГОСТ 30050 или ASTM D 2896, это связано с внутренней политикой производителя.

Определение качества масла по щелочному числу двояко. С одной стороны, масло с низким числом быстрей сработается, потеряет свои свойства отмывать шлам. С другой стороны, обогащение состава присадок снижает щелочное число, то есть масла с богатым пакетом присадок могут иметь низкий показатель щелочи. Поэтому некоторые дешевые масла с высоким щелочным числом могут просто иметь бедный пакет присадок.

Как выбирать моторное масло?

Основными критериями при выборе технические показатели:

  • тип – синтетические, полусинтетические и минеральные;
  • сертификация моторных масел по степени вязкости (SAE);
  • классификация по эксплуатационным качествам (API и ACEA);
  • классификация по стандартам качества ILSAC.

В нашей статье вы подробно узнаете об особенностях и преимуществах жидкостей различных категорий и научитесь читать этикетку смазочного материала правильно.

Синтетические моторные масла считаются одними из лучших, а минеральные – более доступными. Полусинтетические сочетают в себе сильные стороны масел двух предыдущих категорий

Но при выборе важно учитывать не известность бренда и стоимость, а другие, более важные технические параметры

Сравнительная таблица классификации смазочных материалов поможет разобраться, какой вариант подходит именно вашему автомобилю:

МинеральныеПолусинтетическиеСинтетические
Получены из базовых масел, обогащены химическими присадками для повышения производительности двигателя. Смесь минеральных и синтетических материалов с повышенной стойкостью к окислению. Работают в сложных температурных условиях.Получены в результате переработки или в условиях лабораторий с добавлением присадок высокого качества. 
Подходят для автомобилей, которые используются ежедневно для регулярных поездок за пределы города на умеренной скорости. Подходят автомобилям и всем типам транспортных средств, работающих в городской среде и в условиях скоростной езды.Разработаны для улучшения защиты и продления срока службы двигателя. Снижают трение и понижают расход топлива. 

У синтетических масел однородные молекулы, а у минеральных – неоднородные. В случае с первыми трение умеренное, а в случае со вторыми – повышенное. Вот как работает синтетическое моторное масло в двигателе и какие преимущества обеспечивает механизму:

Особенности Свойства Преимущества 
Повышенный индекс вязкостиОптимальная толщина масляной пленки при высоких и при низких температурах.Снижение преждевременного износа деталей ДВС даже при экстремальных температурах. 

Низкотемпературные

эксплуатационные

характеристики

Сохранение текучести при пуске ДВС в условиях максимально низких температур.Быстрое поступление смазочного материала к важным частям ДВС. Снижение износа при пуске. 
Низкая испаряемость Минимальный расход масла.Экономия на доливках смазочного материала.
Низкий коэффициент тренияРавномерная молекулярная структура. Снижение внутреннего коэффициента трения.Повышение эффективности ДВС и снижение температуры смазочного материала.
Усиленное термоокислениеЗамедление процесса старения масла при контакте с молекулами кислорода.Стабильные параметры вязкости и температуры. Минимальное образование нагара и отложений.

Также, для примера приведены сравнительные графики, с учетом течения времени в моточасах, некоторых параметров для синтетических и минеральных масел (кинематическая вязкость, щелочное и кислотное число):

Перечисленные особенности, свойства и преимущества синтетических смазочных материалов делают их наиболее востребованными как для новых, так и для б/у двигателей автомобилей разных производителей. Выбирать полусинтетические либо минеральные масла следует в том случае, если они рекомендованы производителем. 

Зависимость вязкости моторного масла от температуры

С ростом температуры вязкость моторного масла падает, т.е. масло становится более жидким. Вязкость масла может уменьшаться в интервале температур от 0 °С до +100 °С в сотни и тысячи раз. На практике этот эффект используется при замене масла – масло всегда меняют после прогрева двигателя, т.е. когда масло разжижается, иначе слить его максимально полно с двигателя нельзя.

«Обычное минеральное» моторное масло при 0 °С гуще воды более чем в сотни и тысячи раз, а при +100 °С всего лишь в десятки. Кинематическая вязкость моторного масла показывает именно «степень густоты» моторного масла. Она измеряется в сСт (сантиСтоксы или мм /с, 1 сСт = 1 мм /с).

Скорость падения кинематической вязкости с ростом температуры характеризуется ИНДЕКСОМ ВЯЗКОСТИ масла. Проще говоря, индекс вязкости показывает «степень разжижения» масла. Это безразмерная величина, т.е. не измеряется в каких-либо единицах (метрах, километрах, килограммах и т.д.) – это просто цифра!

Чем ниже индекс вязкости моторного масла, тем сильнее масло разжижается, т.е. толщина масляной пленки становится очень маленькой (а за этим следует повышенный износ). Чем выше индекс вязкости моторного масла, тем меньше масло разжижается, т.е. обеспечивается необходимая для защиты трущихся поверхностей толщина масляной пленки.

На практике, в случае реальных моторных масел, низкий индекс вязкости означает плохой запуск двигателя при низких температурах или плохая его защита от износа при высоких температурах.

Пример: отечественное масло M10ДМ (или М10Г2к) – минеральное масло (индекс вязкости ИВ ~100…110), запуск двигателя (при исправном состоянии) при -15 °С затруднен; Shell Rimula D 10W-30 (ИВ~130) – запуск двигателя при его исправном состоянии гарантирован при -25 °С – почувствуйте разницу!

Теоретически, все производители моторных масел хотели бы получить продукт с максимально высоким индексом вязкости (> 300), но к сожалению, это невозможно по причине ряда физических законов. Высококачественные минеральные моторные масла обычно имеют индекс вязкости (ИВ) 120-140, полусинтетические 130-150, синтетические 140-170. На канистрах, этикетках, этот параметр, как правило, не указывается, из-за «излишней сложности восприятия» для потребителя. Вы всегда можете потребовать от представителя производителя масла. Она не является секретной или конфиденциальной!

  • Вязкость – (внутреннее трение) – свойство жидких и газообразных тел оказывать сопротивление их течению – перемещению одного слоя тела относительно другого – под действием внутренних сил. Может быть выражена в единицах вязкости кинематической, динамической, условной и удельной. Физическая модель вязкости жидкого или газообразного тела – это сила, которую необходимо приложить для равномерного перемещения одной пластины относительно покоящейся, при условии, что их разделяет жидкость или газ, отнесенная к площади пластины. В этом случае приложенная сила оказывается равной абсолютной (динамической) вязкости.
  • Кинематическая вязкость – основной эксплуатационный параметр для всех видов моторных и трансмиссионных масел (а также и масел индустриальной номенклатуры). По определению — отношение динамической вязкости ( h ) к плотности ( d ) жидкости или газа при той же температуре: n = h / d

В системе СИ за единицу кинематической вязкости принят квадратный метр за секунду (м2/с), равный кинематической вязкости, при которой динамическая вязкость среды с плотностью 1 кг/м3 равна 1 Па Ч с. В системе СГС принят стокс.

Влияние на работу двигателя: от вязкости масла зависят следующие факторы

  • Толщина образуемой масляной пленки в парах трения (надежность разделения трущихся поверхностей при высоких температурах, стойкость к разрушению до добавления противоизносных присадок)
  • Легкость пуска двигателя в холодную погоду
  • Мощность двигателя (потери на трение, компрессия в ЦПГ)
  • Коэффициент полезного действия двигателя
  • Количество осадков образующихся в картерном масле
  • Расход топлива
  • Расход масла

Классификация масел по химическому составу основы

В зависимости от химического состава и способа получения основы смазочные материалы делятся на две большие группы: минеральные(нефтяные) и синтетические.Минеральные масла производятся непосредственно из нефти посредством перегонки с последующей кислотной или селективной очисткой масляных фракций. Синтетические масла получаются путём органического синтеза также на основе нефтепродуктов, но с намного более глубокой переработкой исходного сырья. Так как органическим синтезом можно получать самые разные соединения, синтетические масла могут очень сильно отличаться по своему составу. Так, различают синтетические масла, в основе которых используются:

  • полиальфаолефины (ПАО),
  • гликоли,
  • полиорганосилоксаны (силиконы),
  • сложные эфиры.

а также их смеси в различных пропорциях.Наряду с этим существуют так называемые полусинтетические моторные масла (англ. Semi-synthetic, Part-synthetic), основа которых образована с помощью добавления в минеральное масло отдельных компонентов, полученных путём органического синтеза. На самом деле, данные масла не являются «полусинтетическими» в буквальном смысле – более корректным было бы название «минеральные масла с добавлением синтетических компонентов».Базовое моторное масло – это моторное масло без присадок. Все базовые моторные масла делятся на следующие группы:I — базовые масла, которые получены методом селективной очистки и депарафинизации растворителями нефти (обычные минеральные);II — высокоочищенные базовые масла с низким содержанием ароматических соединений и парафинов и повышенной окислительной стабильностью (масла, прошедшие гидрообработку: улучшенные минеральные);III — базовые масла с высоким индексом вязкости, полученные методом каталитического гидрокрекинга или полученные из газа по технологии GTL (Gas-to-liquids);IV — синтетические базовые масла на основе полиальфаолефинов (ПАО);V — другие базовые масла, не вошедшие в предыдущие группы (сложные эфиры – эстеры, гликоли и др.).Большинство современных масел основано на смеси нескольких групп базовых масел и пакетов присадок, что позволяет сгладить недостатки отдельных групп базовых масел.

Классификация моторных масел по SAE

Как мы уже знаем, обозначение в шифре SAE (САЕ) — это международный стандарт, который устанавливает, какая должна быть вязкость при разных температурах.

Зимние масла

Именно параметр вязкости определяет сезонность масел. Для зимних масел характерной особенностью является то, что даже в сильные морозы зимнее масло не должно загустевать, тем самым создавая неприятности для двигателя. Качественное зимнее масло должно обеспечивать щадящий беспроблемный запуск мотора.

По регламенту SAE в шифре зимнего масла будет буква W. Перед буквой W указывают цифры: 0W, 5W, 10 W, 15 W, 20 W, 25 W и т.д.

Что происходит с зимним моторным маслом, если эксплуатировать его летом?

Из-за того, что летом масло подвергается повышенным температурным нагрузкам, оно становится жидким и не создает смазывающую пленку. А если жидкость становится жиже, то давление в масляной системе уже ниже нормальной.

Летние масла

По назначению уже понятно, что такой вид масла не предназначен для эксплуатации при температуре ниже 0 градусов. В отличие от зимних масел, летние имеют повышенную вязкость, чтобы при нагревании они не становились жидкими. По причине относительно высокой вязкости такое масло при минусовом температурном режиме будет затруднять пуск двигателя и, если будет заводиться, детали ДВС будут подвержены повышенному износу пока двигатель не согреется.

В шифре летних масел нет буквы W. Обозначаются только цифрами, к примеру: 10,20, 30, 40. Чем выше цифровое значение, тем выше вязкость летнего масла. Густота масел определяется значением кинематической вязкости (стокс). Значение густоты, например, для обозначения 20, говорит о том, что при температуре +100 градусов пограничная густота 8-9 сантистокс.

Всесезонные масла

Такие масла считаются универсальными, потому что могут эксплуатироваться и в холодное, и в жаркое времена года. По нормам САЕ маркируются всесезонные масла шифром, например, SAE 5W-40.

Чтобы глаза не разбегались при выборе моторных масел, нужно использовать простое правило: чем больше пробег, тем больше должна быть вязкость моторного масла.

Параметр вязкости хоть и очень важен для правильного выбора моторного масла, но не должен быть единственным. Есть еще много параметров (моющие, антиокислительные, антикоррозионные, антфрикционные и т.д.), определяющих назначение и применение конкретного масла.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий