Что делать если в аккумуляторе замерз электролит

Как не допустить того чтобы в аккумуляторе замер электролит?

Основное задание, которое стоит перед водителем, по уходу за АКБ – это не допускать его разряда или перезаряда.

Это же касается и вопроса замерзания батареи. В большинстве случаев замерзает разряженный аккумулятор

Так же важно постоянно следить за плотностью электролита, проверку плотности производим в каждой отдельной банке. Нужно учитывать, что зимой на аккумулятор идет дополнительная нагрузка (постоянно работающая печка, утрудненный запуск двигателя в морозы, световой день меньше – включены фары и т.д.), потому чаще проверяйте уровень зарядки, выдаваемый генератором, и при необходимости вовремя заряжайте батарею

При низких температурах саморазряд аккумулятора повышается, потому не ленитесь заносить снятую АКБ в теплое помещение на ночь или как минимум отключайте массу.

Краткий вывод: замерзание батареи – это еще не ее конец. С аккумулятором нужно быть особо внимательным в зимнюю пору. Заряженная батарея с нормальной плотностью электролита – не замерзает.

Кстати, для наглядности прилагается видео, где можно ознакомиться с тем как же все таки выглядит замерзший АКБ

Нюансы зарядки батареи если замерз электролит

Что делать водителю, если замёрз электролит, и насколько пагубными могут быть последствия? Первое, с чего следует начать, — это осмотреть визуально корпус изделия: есть ли видимые трещины, вызванные разрывом изнутри вследствие замерзания жидкости. Затем АКБ необходимо извлечь наружу и занести её в тёплое помещение.

Важно: ни в коем случае нельзя ставить на зарядку батарею до того момента, пока не растает лёд внутри корпуса. Приступать к дальнейшим работам можно лишь после того, как устройство полностью разморозится. В этой ситуации температура электролита будет примерно равняться комнатной

Внешне об этом может свидетельствовать ровный корпус, без выпуклостей и течей. Главное, чтобы не начинала вытекать кислота, которая входит в состав каждого кислотного аккумулятора

В этой ситуации температура электролита будет примерно равняться комнатной. Внешне об этом может свидетельствовать ровный корпус, без выпуклостей и течей. Главное, чтобы не начинала вытекать кислота, которая входит в состав каждого кислотного аккумулятора

Приступать к дальнейшим работам можно лишь после того, как устройство полностью разморозится. В этой ситуации температура электролита будет примерно равняться комнатной. Внешне об этом может свидетельствовать ровный корпус, без выпуклостей и течей. Главное, чтобы не начинала вытекать кислота, которая входит в состав каждого кислотного аккумулятора.

Вообще замёрзший АКБ может быть покрыт мелкими трещинами, которые сложно заметить человеческим глазом. Зато после зарядки устройство будет медленно течь в процессе эксплуатации. Есть вариант запайки корпуса, однако для этого придётся слить электролит, да и гарантии положительного исхода никто дать не может. Если не осмотреть тщательно корпус изделия, то существует риск протекания рабочей жидкости в дальнейшем. Чтобы избежать этого негативного явления, под корпус предварительно подстилают кусок полиэтилена. Иначе можно запросто получить ожог либо испортить покрытие пола.

Для восстановления ёмкости замёрзшей АКБ лучше прибегнуть к автоматическому зарядному устройству, в котором предусмотрена опция автоматической регулировки силы тока. Сначала полностью её размораживают, а затем можно приступать к заряду, однако сила тока должна быть не более 10% от ёмкости. Если электролит ещё не полностью растаял, а процедуру нужно начать как можно раньше, то силу тока уменьшают до 5% ёмкости. Время для полного заряда будет составлять примерно 15-20 часов.

Как правильно ставить на зарядку батарею с мороза? Сперва нужно убедиться, что на корпусе нет следов утечки или заметных трещин. Если они всё-таки присутствуют, то для проверки будем использовать специальный индикатор. Для этого его прикладывают к местам корпуса, на которых есть подозрение на утечку. При контакте с кислотой, содержащейся внутри, бумага должна покраснеть. При небольших утечках можно подумать о ремонте, но для этого потребуется слить электролит, а потом разливать его повторно обратно. Однако это касается только проблемных мест на боку корпуса.

Как только устройство полностью восстановило свою ёмкость, необходимо оценить качество электролита. Имеется в виду визуальная оценка прозрачности жидкости и измерение её плотности. Для измерения понадобится прибор, именуемый ареометром

При осмотре нужно обращать внимание, насколько мутная или прозрачная рабочая жидкость. Помутнение — это свидетельство осыпания свинцовых пластин. В этой ситуации нормальной работоспособности от устройства уже ожидать не приходится, поэтому лучше его заменить новым

В этой ситуации нормальной работоспособности от устройства уже ожидать не приходится, поэтому лучше его заменить новым.

Особенности зарядки

Некоторые советуют производить зарядку автоматическим зарядным устройством, который сам отрегулирует силу тока, подаваемую на аккумулятор.

Однако это не так. Размороженную батарею следует заряжать токами малой силы. Если при обычной зарядке рекомендуется давать силу тока, равную 10% от ее емкости, то аккумулятор, в котором побывал лед, рекомендуется заряжать еще меньшим током, примерно 5% от емкости.

То есть, АКБ, емкость которой составляет 60 Ач, нужно заряжать током силой 3 А. При этом длительность зарядки будет составлять 12-14 часов.

Так что, проводя процесс восстановления заряда лучше пользоваться устройством, которое позволяет регулировать ток.

После завершения подзарядки нужно будет оценить состояние электролита.

Если после всех работ электролит остался чистым и прозрачным, значит АКБ при образовании в ней льда «не пострадала» и можно дальше проводить проверку.

Но если электролит помутнел и в нем видны сторонние частицы – кристаллизация воды привела к разрушению свинцовых пластин, они попросту осыпались.

Такую батарею дальше эксплуатировать уже не получиться, осыпавшийся материал приводит к короткому замыканию и полному выходу ее из строя.

Убедившись, что электролит чистый, следует проверить его плотность. Если данный параметр не соответствует необходимому, придется довести его до нормы, после чего снова произвести процесс подзарядки.

Последним этапом проверки является тестирование батареи нагрузочной вилкой.

Если при замере вилка показала напряжение на клеммах ниже 10 В, это сигнал к тому, что произошло осыпание пластин.

Важно почитать: Почему не заряжается аккумулятор, причины, способы их устранения

Как правильно заряжать батарею?

Бытовое зарядное устройство действует по принципу автомобильного электрогенератора и может вызвать выкипание кислоты в аккумуляторе вследствие неправильного обращения либо неисправности. Зарядка производится силой тока, не превышающей 10% от емкости батареи. Например, стандартный источник электропитания легкового автомобиля с запасом 60 ампер-часов заряжается током не более 6 А. Превышение данного показателя ведет к закипанию электролита.

Если «зарядник» выдаст напряжение более 15 вольт или ток в цепи превысит 10% емкости батареи, между банками начнется бурная химическая реакция с выделением водорода – электролит в аккумуляторе закипит. Длительное воздействие повышенного напряжения или тока приведет к описанным ранее последствиям – выходу батареи из строя. Так что эти показатели стоит периодически проверять мультиметром.

Полностью разряженный источник питания, чьи пластины покрыты сульфатом свинца, заряжать бессмысленно. Банки не смогут нормально взаимодействовать с кислотой и батарея начнет кипеть при любой силе тока или, наоборот, останется «мертвой».

Во время зарядки АКБ и повседневной эксплуатации автовладельцы регулярно сталкиваются с так называемым кипением аккумулятора. Если процесс не слишком интенсивен — паниковать не стоит. Это признак неисправности устройства. Полностью от него избавлены только новые гелевые и AGM-батареи. Начинающим водителям будет полезно узнать о причинах и последствиях этого явления.

Что делать если замерз аккумулятор в машине

Если аккумулятор замёрз в машине, то его следует отсоединить от контактных проводов и тщательно осмотреть корпус. Если в результате проверки будут обнаружены сквозные трещины, то оживить батарею не получится.

Если замерзание электролита не привело к разгерметизации АКБ, то ее необходимо занести в отапливаемое помещение. Сразу заряжать аккумулятор категорически запрещается, иначе пластины гарантированно будут повреждены. Чтобы исключить вероятность вытекания электролита, если в процессе осмотра батареи микротрещины не были замечены, рекомендуется установить аккумулятор для разморозки в любую пластиковую ёмкость подходящего объёма.

Когда лед внутри аккумулятора растает, батарея устанавливается на зарядку с током 10% от её ёмкости. Заряжать аккумулятор необходимо в течение 10 часов.

Неработоспособность аккумулятора может проявиться даже в том случае, если замерзла одна банка, поэтому при первоначальном осмотре, а также перед восстановлением уровня заряда после разморозки, рекомендуется убедиться в том, что лёд внутри корпуса батареи полностью растаял.

Рекомендуем почитать по теме: Как отогреть аккумулятор.

Может ли замерзнуть электролит в аккумуляторе

Чистая вода замерзает при 0 0 С. В растворах солей и кислот температура замерзания зависит от концентрации и вида вещества. В аккумуляторах в качестве электролита используется раствор серной кислоты. От его концентрации зависит накопление энергии в элементах, и при какой температуре происходит замерзание жидкости.

Для того чтобы вода в аккумуляторе замерзла до состояния монолитного куска льда необходимо его полностью разрядить, охладить до температуры окружающей среды. Расширяющийся лед порвет корпус, банки вздуются, пластины изогнутся. Можно ли ставить на зарядку глубоко замерзший аккумулятор? Нет. Деформированный прибор годится только на утилизацию.

Как предотвратить условия, когда аккумулятор замерзает

Подготовка автомобиля к работе в зимних условиях связана с утеплением тем или иным способом АКБ

Это важно для автомобилей с малым пробегом и частыми длительными стоянками. Для зимы нужно использовать электролит большей плотности, который замерзает при более низкой температуре

В северной местности актуально купить зимний аккумулятор с емкостью на 20% больше стандартной.

Более частые замеры утечек в бортовой системе, проверка работоспособности генератора, заботливое отношение к АКБ позволят даже в сильный мороз заводить авто с легкостью.

Что делать, если замерз аккумулятор автомобиля

Разморозка

Первое что нужно сделать – это ее разморозить. Делать это нужно при комнатной температуре. Использовать обогревательные приспособления для ускорения процесса категорически запрещено.

Повышенная температура может привести к деформации корпуса. Для успешной разморозки желательно, чтобы перепад температуры был по возможности минимальным.

Хорошо, если это будет делаться в отапливаемом гараже, где температура не сильно высокая. Процесс разморозки из-за этого может несколько затянуться, но он будет самым правильным и безопасным.

При этом, ставя аккумуляторную батарею на отогрев, желательно ее поместить в какую-то емкость.

Вполне возможно, что в корпусе образовались небольшие трещинки, и после разморозки через них будет вытекать электролит.

Также не следует сильно спешить – лучше затратить больше времени на данный процесс, чем «убить» аккумулятор коротким замыканием пластин, которое обеспечат остатки льда внутри.

Разморозив батарею следует еще раз тщательно ее осмотреть.

Восстановить работоспособность АКБ с треснувшим корпусом значительно сложнее.

Если имеются небольшие трещины, можно попытаться их запаять, предварительно слив жидкость и просушив корпус. При правильном подходе удается устранить течь, но далеко не всегда.

Также нужно осмотреть внутренности аккумулятора. Лед вполне может разрушить внутренние перегородки банок. Если такие повреждения замечены, АКБ восстановить не получится.

Если тщательный осмотр показал полную целостность аккумулятора, то можно приступать к следующему этапу – зарядке.

Процедура зарядки после замерзания

Теперь к вопросу о том, что делать, если аккумулятор замёрз. Про первостепенные меры вы знаете. Нужно снять батарею, переместить её в более тёплое помещение и дать растаять льду внутри естественным путём.

Желательно избегать принудительной разморозки с помощью тепловых пушек или горячих ванн. Также не рекомендуется оставлять АКБ оттаивать около радиатора отопления. Наберитесь терпения.

Если вы сомневаетесь, можно ли заряжать ещё замёрзший аккумулятор, то отбросьте все сомнения. Этого нельзя делать ни коем случае. Даже если кто-то убеждает вас в обратном. Спросите у любого специалиста или опытного водителя, можно ли заряжать батарею, если это замёрзший аккумулятор. Ответ будет однозначно отрицательным.

Но тогда что делать и как в такой ситуации завести двигатель автомобиля, если аккумулятор замёрз. Есть разные пусковые устройства, бустеры. Кто-то заводится с толкача. Но оставлять под капотом замороженную батарею, подключённую к проводке машины, и пытаться завестись, опасно.

Ведь в такой ситуации также начнётся зарядка. Только не от ЗУ, а через генератор автомобиля. Результат тот же. Это разрыв корпуса, вытекание электролита, воспламенения и пр.

Если случилось так, что электролит внутри замёрз, то действовать нужно последовательно. После оттаивания убедитесь, что никаких повреждений и деформаций нет. Электролит ни от куда не вытекает. Это указывает на то, что АКБ можно реанимировать.

Для таких целей используйте только автоматические устройства для зарядки аккумуляторов. Они дают возможность полностью восстановить заряд.

На первом этапе используется ток импульсного типа. На некоторых ЗУ есть режим циклической зарядки. Он оказывает эффект десульфатации

Ведь для начала важно избавиться от сульфатного осадка, который накопился на поверхности свинцовых пластин. Основной процесс зарядки выполняется аккуратно

Если в обычном режиме используется ток 10% от номинальной ёмкости, то после заморозки он снижается до 5%

Если условная батарея имеет ёмкость 60 Ач, тогда на неё следует подавать ток 3 А и заряжать 8-10 часов.

С течением времени зарядный ток автоматически начинает снижаться

Потому и важно использовать автоматические ЗУ. Процесс прекращается тогда, когда напряжение на клеммах достигает необходимых нормальных значений

Это 12,6 В.

Поскольку не все батареи обслуживаемые, проверить электролит на прозрачность не получится.

Но если крышки снимаются, тогда стоит их открутить, взять небольшое количество электролита в шприц, и изучить его состояние. Если жидкость стала мутной, то пластины посыпались. Не исключено, что внутри произошло короткое замыкание. Такой аккумулятор эксплуатировать нельзя.

Даже после оттаивания заряжать АКБ стандартным током в 10% от ёмкости нельзя.

Увы, но при восстановлении батареи часто выдают новые капризы. Дотянуть до конца сезона можно, но на лето будет правильно и рационально купить новый источник питания для своего автомобиля.

Каждая банка в аккумуляторе выдаёт по 2,1 В. В сумме получается 12,6 В. Если после восстановления замеры показывают 10,5 В, то одна из банок вышла из строя. Реанимировать её вряд ли получится. А потому придётся утилизировать устройство.

Увы, но даже при серьёзном замерзании одной из секций АКБ порой вернуть к жизни батарею не получается. Но попробовать стоит.

Почему замерзает батарея

Неопытные водители начинают расстраиваться. Что делать, почему замерз аккумулятор? Это явление имеет конкретное объяснение, связанное сильными морозами. Если прибор находился в недостаточно заряженном состоянии, он может легко замерзнуть.

Причиной замерзания, является электролит, залитый в аккумулятор. Иначе говоря, в систему была залита серная кислота, растворенная в воде. Когда АКБ начинает разряжаться, на пластинах образуется сульфат свинца. Реакция увеличивает расход кислоты. Как результат, падает заряд, уменьшается плотность электролита. Этот процесс заканчивается после превращения электролита в обыкновенную воду. Обычно плотность электролита достигает 1,11 гр./см3. Этого достаточно чтобы замерз электролит, когда температура становится минусовой.

Современные АКБ заливают электролитом, который после зарядки достигает плотности 1,20─1,22 гр./см3. Этого недостаточно, а езда в городском режиме, сильнее сажает устройство. Во время езды постоянно работает печка, включаются добавочные приспособления и приборы. Поэтому, ток вырабатываемый генератором, не полностью доходит до аппарата. Он начинает разряжаться. Как следствие, зимой аккумулятор в автомобиле быстро замерзает.

Как правильно разморозить аккумулятор

Процесс разморозки довольно простой

Важно помнить, что перед зарядкой аккумулятора, нужно хоть немного отогреть электролит, чтобы он вступал в реакцию

Если при осмотре устройства не обнаружились разломы и трещины, то батарею можно снять и отнести в теплое помещение.

Отогревать аккумулятор можно только естественным путем. Что же нужно делать:

Проверка на потеки. При появление существенных потеков, их необходимо устранить при помощи пайки. Процедуру необходимо выполнять в перчатках!

Отогрев. Этот процесс должен происходить сам по себе, без вмешательства посторонних предметов. В среднем на это уходит примерно 3 часа. Во время разморозки аккумулятор нужно очищать от конденсата, который накапливается на стенках.

Осмотр электролита. Необходимо замерить его плотность, уровень заряда и чистоту. Цвет должен быть аналогичным изначальному, на дне не должно быть осадков. В ином случае аккумулятор лучше всего заменить.

Зарядка аккумулятора. После разморозки электролита уровень заряда аккумулятора будет минимальным. Заряжать его необходимо при помощи специального зарядного устройства. Зарядка занимает довольно много времени, но без должного уровня, электролит снова может замерзнуть.

Осмотр батареи. После проведения вышеописанных процедур, следует проверить напряжение и жидкость в банках. Жидкость не должна быть мутной и напряжение должно достигать определенного уровня. Только в этом случае аккумулятор можно возвращать обратно в машину.

Снижение плотности электролита

Проблеме замерзания электролита подвержены свинцово-кислотные аккумуляторные батареи, которые устанавливают на большинство современных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.  В них используется жидкий электролит, вода в котором и превращается в лед при низких температурах.

В новом аккумуляторе плотность электролита находится в пределах 1,27-1,30 г/см³, чего вполне достаточно для наших климатических условий.  Зависимость температуры замерзания от плотности электролита можно увидеть в таблице:

Из таблицы видно, что с увеличением плотности снижается температура, при которой электролит замерзает. Но данная зависимость не является пропорциональной, поскольку при избыточной плотности 1,40 г/см³, температура замерзания скачкообразно повышается. При этом среда в аккумуляторе становится более агрессивной, а это приводит к его ускоренному износу.

Откуда же берется низкая плотность электролита в АКБ? Большинство автолюбителей винят в этом производителя, поэтому пытаются сдать аккумулятор назад, требуя гарантийной замены. Но такие случаи встречаются редко и чаще всего проблема неправильном обслуживании аккумулятора.

Дело в том, что продавец предлагает полностью заряженный аккумулятор, а это значит, что плотность его электролита находится в допустимых пределах, и он не может замерзнуть на обычных морозах. Но при его разрядке часть кислотного компонента оседает на пластинах в виде сульфатов, соответственно, плотность электролита уменьшается, а это приводит к повышению температуры, при которой он может замерзнуть.

При этом прослеживается простая закономерность, если у электролита снижена плотность, значит, АКБ разряжена и его нужно зарядить. Большой ошибкой при этом будет доливка электролита, поскольку, повысив морозостойкость, мы никак не улучшаем электротехнические свойства батареи.

Отсюда делаем вывод: если в аккумуляторной батарее появился лед, значит, она была разряжена и ее нужно немедленно зарядить.

Важно знать, что, если АКБ слегка разряжается в теплое время года и плотность электролита при этом снижается, обнаружить это  без замера плотности невозможно, поскольку она спокойно запускает двигатель, справляясь со своей непосредственной задачей. При наступлении же морозов батарея может замерзнуть в лед. 

Причины замерзания электролита в аккумуляторе

Электролит представляет собой смесь из дистиллированной воды и серной кислоты. В нормальном состоянии плотность вещества колеблется в пределах 1,27-1,28 г/см³. В таком случае смесь может замерзнуть, если температурные показатели окружающей среды опустятся до -70°C. При этой температуре можно использовать только полностью заряженную батарею. Если значение плотности ниже, то и температура замерзания электролита в аккумуляторе будет меньше.

Лед в аккумуляторе появляется из-за изменения плотности его рабочей смеси. Основные причины снижения плотности:

  • существенный разряд аккумуляторной батареи;
  • слишком частое добавление воды.

При дозаправке водой электролитный состав может терять плотность с разной интенсивностью. Если его концентрация снижается вследствие испарения, то долив жидкости позволяет нормализовать плотность. Если же подобная манипуляция повторяется слишком часто из-за нарушения герметичности АКБ, доливка дистиллированной жидкости может стать причиной существенного снижения плотности электролитного состава, вследствие чего и заряд аккумулятора будет держаться недолго.

Сильный разряд батареи происходит не только при наличии большого количества потребителей энергии, но и в процессе простоя машины. Даже исправные аккумуляторные батареи за сутки могут сами разряжаться на 0,1-0,2%. Процесс проходит более интенсивно при низких температурах, поэтому зимой необходимо регулярно проверять уровень заряда.

Замерзая, электролит увеличивается в объеме, что часто способствует разрушению корпуса АКБ. Давление частиц льда на электроды тоже оказывает отрицательное влияние, проявляющееся осыпанием активного состава и короблением металла.

Кроме того, если замерзший аккумулятор стоял в машине и в результате этого процесса его корпус повредился, то после разморозки едкое вещество из него повредит элементы из металла, которые находятся рядом.

Как не допустить замерзания?

Есть несколько способов борьбы с замерзанием АКБ. В принципе, самый эффективный и простой – заносить батарею на ночь в теплое помещение. Более того, если вы пользуетесь транспортным средством нерегулярно, а машина стоит на улице или в неотапливаемом гараже, то это делать обязательно. Зимой нужно чаще проводить и зарядку АКБ. К примеру, если батарея имеет 70% заряда от своего номинала, то ее можно и подзарядить. Соответственно, риск замерзания снизится к минимуму. Кроме того, в зимний период нагрузка на АКБ значительно возрастает из-за использования печки, затрудненного запуска мотора, включенных фары и т. п. Тут многое зависит от генератора, поэтому периодически проверяйте, какой уровень заряда он выдает. Перед каждым водителем стоит одна простая задача – держать плотность электролита в нормальной диапазоне, то есть 1,27-1,29 кг/м3. В принципе, аккумулятор автомобиля зимой должен осматриваться в несколько раз чаще, нежели в другую пору года.

Что делать если замерз аккумулятор в машине

Если аккумулятор замёрз в машине, то его следует отсоединить от контактных проводов и тщательно осмотреть корпус. Если в результате проверки будут обнаружены сквозные трещины, то оживить батарею не получится.

Если замерзание электролита не привело к разгерметизации АКБ, то ее необходимо занести в отапливаемое помещение. Сразу заряжать аккумулятор категорически запрещается, иначе пластины гарантированно будут повреждены. Чтобы исключить вероятность вытекания электролита, если в процессе осмотра батареи микротрещины не были замечены, рекомендуется установить аккумулятор для разморозки в любую пластиковую ёмкость подходящего объёма.

Когда лед внутри аккумулятора растает, батарея устанавливается на зарядку с током 10% от её ёмкости. Заряжать аккумулятор необходимо в течение 10 часов.

Неработоспособность аккумулятора может проявиться даже в том случае, если замерзла одна банка, поэтому при первоначальном осмотре, а также перед восстановлением уровня заряда после разморозки, рекомендуется убедиться в том, что лёд внутри корпуса батареи полностью растаял.

Рекомендуем почитать по теме: Как отогреть аккумулятор.

Советы и рекомендации

Самая распространенная причина, по которой может замерзнуть электролит в АКБ, – недостаточный уровень заряда. Кроме того, необходимо избегать и перезаряда аккумуляторной батареи.

Дополнительно автомобилистам нужно регулярно проверять состояние электролитной смеси в каждой емкости отдельно. Параллельно необходимо следить за эффективностью и работоспособностью генератора. Для этого нужно измерить напряжение, подаваемое генератором на аккумулятор, систематически проверять реле-регулятор и т.д. При выявлении поломок их следует сразу же устранять.

Некоторые автомобилисты пользуются специальными приспособлениям в виде кейсов, которые предназначены для обогрева аккумуляторов. Такие термокейсы продаются в магазинах автомобильных товаров.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий