Конструкция и принцип работы топливного бака
Подача топлива в бак осуществляется через горловину, расположенную над задним крылом (слева или справа). Левое расположение горловины наиболее удобно, но почему-то большинство машин оборудованы горловиной с правой стороны.
Удобство в том, что на заправках очередь для машин с левой горловиной в разы меньше, водителю меньше ходить, а главное – меньше шансов забыть вынуть заправочный пистолет и уехать вместе со шлангом.
Заливная горловина соединяется с баком при помощи трубы, которая называется топливопроводом. Для закрытия горловины чаще всего применяется крышка винтового типа.
На некоторых моделях автомобилей компании Ford горловина для залива топлива не имеет защитной крышки (система Easyfuel), но при этом оснащается специальным люком с замком, который открывается при помощи электродвигателя и привода при вставке в горловину заправочного пистолета.
В топливную систему подача топлива осуществляется по выходному топливопроводу, при этом избыток топлива возвращается в бак через сливной топливопровод.
Бензиновые ДВС оснащены топливными баками с электрическим насосом для подачи топлива.
За контроль над уровнем топлива в баке отвечает специальный датчик, который так и называется: датчик уровня топлива. В бензиновых ДВС он соединен с топливным насосом, в дизелях – монтируется как самостоятельный элемент.
В баках, имеющих простую конструкцию предусмотрена установка только одного датчика контроля, в баках, имеющих сложную, многокамерную конфигурации таких датчиков может быть два.
Обеспечить постоянное давление воздуха внутри топливного бака позволяет вентиляционная система топливного бака.
Низкое давление способно привести к деформации бака и прекращению подачи топлива. Высокое давление грозит разрывом топливного бака
Поэтому так важно соблюдать оптимальное давление внутри бака для предотвращения серьезных поломок
В современных баках применяется закрытая вентиляционная система, при которой бак не взаимодействует с входящим воздухом.
Для того чтобы избежать разряжения воздуха внутри бака устанавливается предохранительный клапан, который располагается на крышке горловины для подачи топлива. Основным назначением этого клапана является разрешение подачи воздуха в одном направлении и предотвращение его движения в обратном направлении.
Избыточное количество паров, возникающих при подаче топлива в бак, выводится по трубопроводу вентиляционной системы, который располагается параллельно с трубопроводом по которому топливо заливается в бак.
Трубопровод для вывода топливных паров оснащен специальной компенсационной емкостью. Здесь же находится и клапан гравитационного типа, который предназначен для предотвращения разлива топлива из топливного бака в случае опрокидывания автомобиля.
Вывод паров при нагреве топлива из бака осуществляется при помощи системы вывода паров бензина. Подобная система является составляющей частью вентиляционной системы топливного бака, которая на основании датчиков температуры и давления улавливает пары бензина и выводит их из бака.
Ремонт бензобака в дорожных условиях
Неприятности с бензобаком могут произойти и в дорожных условиях, когда до гаража или автосервиса добраться невозможно.
Если в баке обнаружилась довольно большая пробоина, её можно закрыть болтом и гайкой. Между ними следует поместить кусок плотной резины.
Мелкие отверстия (например, при попадании небольших камней в сварной шов) можно временно заделать куском ткани, пропитанной обычным «Моментом» или другим похожим клеем. Для более быстрого высыхания на ткань брызгают нитрокраской (она обычно входит в ремонтный комплект современного автомобиля).
Продолжать движение с пробитым бензобаком чрезвычайно опасно
Требования к пластику при изготовлении бензобака
Многие водители знают, что на любой автозаправочной станции им откажут в просьбе залить бензин в обычную пластиковую бутылку из-под воды. Но как в таком случае бензин заливают в пластиковые баки? На самом деле, пластик, который используется в пищевой промышленности и для изготовления автомобильных баков отличается кардинально.
Обратите внимание: Залить бензин на заправке можно в специальные пластиковые емкости, которые продаются в автомобильных магазинах. В обычные бутылки из-под воды нельзя заливать автомобильное топливо, поскольку:
В обычные бутылки из-под воды нельзя заливать автомобильное топливо, поскольку:
- Они могут быть наэлектризованы по причине скапливания в них статического электричества, в том числе и в процессе наливания бензина. Соответственно, бутылку может разорвать при образовании в ней искры, а топливо вспыхнет. Этого и боятся сотрудники автозаправочных станций, когда отказываются наливать в бутылки бензин;
- Они не способны сохранять бензин. Как известно, бензин является достаточно летучим топливом, которое испаряется в процессе хранения. При нагреве бутылки процесс испарения ускоряется, из-за чего может возникнуть ее разрыв;
- Они недолговечны. Есть миф, что пластиковые бутылки не разлагаются в земле сотни лет. Но с современными бутылками, которые используются для питьевых напитков, дела обстоят иначе. Они делаются из пластика, который разлагается не более чем за 5 лет. При этом данный пластик начнет растворяться еще быстрее, если в него налить бензин.
Учитывая все перечисленные выше причины, производители бензобаков выбирают пластик качеством лучше, чем производители обычных пластиковых бутылок. Применяются специальные виды пластика, которые препятствуют накоплению электричества и не подвержены растворению.
Неисправности и дефекты
Несмотря на то, что топливный бак сам по себе прочный, да еще и имеет защиту в виде кузова авто, проблемы с ним иногда возникают. Здесь стоит понимать, что вследствие испарения топлива давление внутри бака может быть серьезно повышено, что пагубно сказывается на его эксплуатационном ресурсе. Кроме того, металлические баки сильнее подвержены воздействию химически агрессивного топлива. К наиболее распространенным неисправностям и дефектам относят следующие:
- Появление пробоин;
- Дефект резьбы;
- Появление вмятин на стенках и наливной трубе;
- Сильная (сквозная) коррозия;
- Разрушение швов в местах соединения с наливной трубой;
- Нарушение герметичности в местах, где производилась варка и пайка металла.
Несмотря на то, что дефектный бак логично было бы сразу заменить новым, во многих случаях его можно восстановить. Как показала практика, если общая площадь участков со сквозной коррозией и пробоинами составляет 600 см2, бак уже не получится восстановить. Кроме того, бак по-хорошему нужно периодически чистить – со временем в нем накапливается грязь, вода, а в случае дизеля еще и парафин. Пользование автомобилем с комплектующей, находящейся в плачевном состоянии, чревато снижением безопасности, протечкой топлива, а иногда и невозможностью запустить двигатель, что особенно актуально для дизельных авто. Вот основные причины, по которым топливный бак может быстро выйти из строя:
- Использование топлива невысокого качества длительное время;
- Неправильный монтаж детали или дорожное происшествие;
- Попадание абразивных частиц, воды и грязи в бак;
- Разгерметизация топливной системы, которая может привести к утечке топлива;
- Серьезный износ уплотнительных элементов;
- Эксплуатация автомобиля в климатической зоне, для которой характерны частые и сильные дневные перепады температур.
Запчасти на man sm
Вкладыши коленвала коренные, комплект, 3-й ремонт (+0,75) SM 152 D 0826 OH02 Последнее, конечно, контролировать практически невозможно, однако грамотному автолюбителю просто стоит избегать перегревов или резких охлаждений автомобиля – не парковать его на солнце летом или, напротив, на ветреной улице в морозную зиму. Чревато также использование топлива низкого качества. Не стоит руководствоваться одной лишь ценой литра горючего. Если его качество невысоко, оно может навредить не столько баку, сколько следующим за ним элементам топливной системы, а также двигателю. К несчастью, инжекторные системы очень чувствительны к качеству топлива.
Необычный функционал крышки бензобака
Существуют крышки с замком, служащим защитой от для рассеянных людей, которые все всегда теряют. Личинка замка такой крышки устроена так, что открыть ее можно только при помощи ключа зажигания. Такая концепция характерна для многих машин французского и американского производства, особенно, марки Citroen. Замок устроен так, что вынуть из него ключ, пока он открыт, невозможно. Поэтому, чтобы не давать шанса вероятному угонщику, крышку бензобака вместе с ключами приходится нести с собой к кассе. Многие владельцы Citroen понимают, как глупо выглядит человек, расхаживающий по заправке с крышкой бензобака в руке, и пытаются найти средство борьбы с замком. Однако наиболее распространенный совет, который можно получить на форуме, задав вопрос «как снять крышку с ключа» – смириться с неудобством. Альтернативные предложения – оставлять второй ключ в замке крышки «навечно» или пойти радикальным путем, сломав запорный механизм в замочной скважине.
Как самому определить реальный объем
Знать примерный (с точностью около литра) объём бака для топлива нужно, чтобы не столкнуться с недоливом на автозаправке. Или с тем, что при заправке на счётчике окажется большее число, чем на самом деле помещается в резервуар такого размера. Способов определения ёмкости много – от применения народных методик до расчётов.
Народные хитрости
Приборов для измерения такого показателя не существует. Но на автомобильных форумах можно встретить советы по определению объёмов. Среди них – раскачивание автомобиля для оценки звука от всплеска и даже взвешивания автомобиля и его сравнению с паспортными данными.
Один из достаточно простых и точных, но не слишком быстрых вариантов – слив топлива, измерение его объёма и заливка обратно. Но есть методы, позволяющие определить объём быстрее и точнее. Например, с помощью приборной панели.
По приборам
При исправном состоянии топливного индикатора можно обойтись без расчета и ориентироваться только по приборам. Например, если аналоговая шкала разделена на 10 делений, а приблизительный объём резервуара составляет 50 литров (по паспортным данным), значит, каждая отметка обозначает 5 литров ёмкости. Это можно проверить, заправив машину на 5 литров и сверить изменение показаний прибора. Если после заправки стрелка сместилась не на 1 деление, а больше или меньше, объём пересчитывают.
Метод будет сравнительно точным, если машина стоит на полностью горизонтальной площадке. Кроме того, максимальный полезный объём с его помощью узнать получится не всегда – последнее деление шкалы обычно совпадает с цифрами паспорта.
С помощью диагностического режима
Ещё один способ подойдёт только для авто с приборной панелью Renault. Её устанавливают на всех машинах этой марки и некоторых моделях Ниссан. Для запуска диагностики выполняют такие действия:
- Перед запуском мотора зажать на 5 секунд кнопку сброса пробега за последние сутки.
- Включить зажигание и отпустить кнопку, когда стрелки прибора продолжили движение.
- С помощью той же кнопки переключить диагностический режим, выбрав иконку с изображением заправочной колонки.
Способ позволяет определить не объём бака, а количество оставшегося бензина или дизтоплива. Ёмкость резервуара станет известна, когда он будет полон. К литражу залитого топлива прибавляется начальная цифра.
С помощью датчика
При отсутствии специальных режимов приборной панели определить количество бензина или дизтоплива получится с помощью датчика. Он устанавливается прямо в бак и соединяется с управляющим устройством по беспроводной связи.
Прибор такого типа работает от батарейки и служит не меньше 5 лет. С его помощью в процессе эксплуатации автомобиля можно достаточно точно узнать, сколько осталось топлива. А, когда бак полон – объём резервуара с погрешностью меньше 1 литра.
С помощью расчетов
Последний способ вычисления требует полностью заправить бак. Затем следить за показаниями одометра и контролировать уровень топлива. Кроме ёмкости метод позволит определить реальное потребление горючего и контролировать его остаток при дальнейшей эксплуатации.
Устройство топливных баков грузовых автомобилей
Современный топливный бак далеко ушел от простой емкости для хранения топлива — сегодня это довольно сложный узел, имеющий несколько основных и вспомогательных компонентов.
Основу бака составляет металлическая емкость (собственно, бак), которая, обычно, изготавливается из двух половин и двух торцевых стенок. Внутренняя поверхность бака покрыта тонким слоем полимерной порошковой краской (либо двухслойным покрытием грунт + эмаль), обеспечивающей защиту металла от коррозии. Также внутри бака расположены так называемые успокоители — ряд поперечных перегородок с отверстиями, которые снижают волнение и плескание топлива, а также гидравлические удары топлива о стенки бака во время движения автомобиля.
В верхней части бака предусмотрена наливная труба (заливная горловина, топливозаборник) с герметичной пробкой. На конце наливной трубы предусмотрена фильтрующая сетка, которая служит первым фильтром грубой очистки топлива. Также в верхней части бака монтируются датчики указателя уровня топлива, воздушный клапан (который поддерживает постоянное давление внутри бака) и штуцеры магистралей возврата топлива. В нижней части бака находится заборная трубка (оснащенная фильтрующей сеткой) и сливной штуцер с краном (он необходим для периодического слива отстоя топлива).
Баки, установленные на автомобилях с системой контроля транспорта или системой контроля топлива, имеют дополнительные датчики уровня топлива, датчики и счетчики расхода топлива, и другие компоненты.
Установка топливных баков производится на раму автомобиля, в отечественных машинах — обычной с левой стороны, но сегодня чаще можно встретить автомобили с баками с обеих сторон. Монтаж бака осуществляется с помощью стальных кронштейнов и хомутов, количество хомутов зависит от объема бака, но обычно их бывает два или четыре.
На сегодняшний день баки топливные для хранения дизельного топлива изготавливаются из алюминия — этот металл при достаточной прочности имеет малую массу, химически нейтрален по отношению к топливу и удобен в работе. Крышки баков могут быть изготовлены из пластика, нержавеющей стали или из оцинкованной стали, они оснащаются небольшими замками для предотвращения хищения топлива.
Баки для хранения природного газа (автомобили с газовыми двигателями сегодня предлагают КАМАЗ, МАЗ и очень многие зарубежные производители) изготавливаются из нержавеющей стали — только сталь может обеспечить необходимую прочность при работе под высоким давлением.
Ремонт крышки топливного бака
Крышку бака проще заменить, чем отремонтировать. Цена простой крышки — 100–200 руб., крышки с замком — около 350 руб. Более сложные конструкции стоят дороже, но зато сразу же можно решить все неполадки в работе крышки.
Если нет возможности купить новую крышку, можно попробовать отремонтировать старую. Это можно сделать даже в дорожных условиях.
Замена лючка бензобака
Заменить лючок топливного бака в случае обнаружения его неисправности довольно просто. Работа выполняется в следующем порядке.
- Открыть багажник.
- Со стороны горловины отгибается обшивка.
- Обнаруженный под обшивкой моторчик выкручивается отвёрткой и вытаскивается вместе с толкателем.
- Откручиваются два больших самореза крепления лючка.
- Лючок вытаскивается вместе с крышкой. Крышка снимается.
Снять лючок топливного бака довольно просто На место старого лючка устанавливается новый. Сборка производится в обратном порядке.
Лючок бензобака можно снять только с внутренней стороны, так как он зафиксирован со стороны крышки
Видео: замена лючка бензобака
Замена пластикового тросика лючка
Если из строя вышел пластиковый трос, его можно заменить на обычные пластиковые хомуты подходящей длины. Потребуется три таких хомута:
- Первый хомут продевается в проушину крышки топливного бака и максимально затягивается, чтобы петля была достаточно плотной.
- К этой петле подсоединяется второй хомут.
- В лючке бензобака просверливается маленькое отверстие, через которое пропускается собранный из хомутов узел.
- К собранному узлу прикрепляется третий хомут.
Обычные хомуты из пластика отлично могут заменить тросик в запирающем устройстве бака Вся эта нехитрая конструкция способна заменить вышедший из строя тросик. К тому же в случае необходимости всегда можно быстро снова заменить перетёршийся хомут на новый.
Заменить тросик лючка бензобака можно с помощью обыкновенных пластиковых хомутов
Ремонт клапанного механизма
Основное назначение клапанного механизма крышки — регулировка давления паров топлива в бензобаке. При длительной эксплуатации и износе клапаны перестают справляться со своими задачами. Если нет возможности поменять крышку целиком, можно отремонтировать механизм следующим образом:
- Выкручивается крышка бензобака.
Перед ремонтом клапанного механизма крышку необходимо почистить и просушить
- Между петлёй страховочного ремня и уплотнительным кольцом просовывается лезвие отвёртки, и кольцо снимается.
Снимать уплотнительное кольцо следует крайне аккуратно
- Отвёрткой нажимаются отверстия в сеточке, и вытаскиваются пружинки.
Растянутые пружинки подрезаются на два-три витка
- Растянутые пружинки подрезаются на два-три витка и устанавливаются обратно в клапан.
- Крышка собирается в обратном порядке.
Устройство топливного бака автомобиля
- герметичный корпус – емкость, в которой находится горючее во время работы двигателя;
- вентиляционная трубка – обеспечивает удаление излишков воздуха, образовавшихся во время заправки, а также нормализует давление, которое меняется из-за расширения или сужения топлива по причине изменения температуры окружающей среды;
- заливная горловина – труба, которая имеет выход на внешнюю часть кузова авто и предназначена для заполнения бака горючим;
- патрубок забора – небольшая трубка, через которую топливо поступает к цилиндрам;
- слив – отверстие, которое предназначено для экстренной замены топлива в случае загрязнения (в своем обычном состоянии перекрыто пробкой);
- датчик – сенсор с полым поплавком, который определяет уровень топлива и посылает соответствующий сигнал на электронный блок управления транспортного средства;
- фильтры – проводят очистку топлива перед подачей в цилиндры, удаляя оттуда крупнодисперсные частицы грязи и пыли, которые могут оказаться в горючем.
Условно к одной из составных частей автобака можно отнести топливный насос, который перекачивает топливо из бензобака в цилиндровую группу. Он не является частью этого узла, однако функции насоса тесно связаны с функциями бака. Во многих моделях машин устройство встроено непосредственно в бак.
Бак изготавливают из различных металлических сплавов. Чаще всего для его создания применяют:
- сталь – обычно используется в грузовых машинах и внедорожниках;
- алюминий – автобаки из этого металла устанавливают на легковые автомобили.
Также на некоторых моделях транспортных средств стоят бензобаки из ударопрочного полимерного состава. Их главное достоинство – легкость. Ведь масса даже самой прочной пластмассы в несколько раз меньше веса металла.
Что касается размера автобака, то обычно его делают таким, чтобы одной полной заправки хватило для преодоления 500 – 600 км. На большинстве легковых автомобилей емкость автобака составляет 50 – 60 литров. На грузовиках и внедорожниках она значительно больше.
- во время заправки по горловине в корпус поступает горючее;
- затем оно под действием внутреннего давления узла поступает в патрубок забора;
- из патрубка топливо при помощи насоса направляется в цилиндровую группу.
При этом избыток топлива возвращается в бензобак через слив.
Что касается датчика, то он показывает, сколько горючего осталось. Работает прибор по принципу потенциометра: при уменьшении количества бензина его поплавок опускается, в результате сопротивление датчика изменяется. Блок управления регистрирует эти изменения и выводит соответствующую информацию на приборную панель транспортного средства.
Типы и конструктивные особенности бензобаков УАЗ
Используемые в автомобилях Ульяновского автозавода бензобаки можно разделить на несколько типов:
- Правые и левые баки автомобилей с карбюраторным двигателем без системы перекачки топлива;
- Основные (правые) баки автомобилей с карбюраторным двигателем и с системой перекачки топлива;
- Дополнительные (левые) баки автомобилей с карбюраторным двигателем и с системой перекачки топлива;
- Основные (правые) баки инжекторных моделей с системой перекачки топлива;
- Дополнительные (левые) баки инжекторных моделей с системой перекачки топлива.
Конструктивно все эти баки отличаются, что обусловлено возложенными на них функциями.
Наиболее просто устроены баки карбюраторных УАЗов без системы перекачки топлива. Каждый бак представляет собой емкость, сваренную из стальных штампованных половин и торцевых стенок, на верхней и нижней стенках которой располагаются вспомогательные компоненты. Для защиты от коррозии баки изнутри имеют специальное полимерное покрытие, снаружи обычно выкрашены в черный цвет. Внутри емкости обычно располагаются один или несколько успокоителей. На каждом баке предусмотрена заливная горловина с выдвижным коленом (для удобства заливки топлива не пистолетом, а из канистры или иной емкости) и резьбовой пробкой, штуцеры для подключения топливных магистралей, отверстия для установки датчиков уровня топлива и сливные пробки. Также на баке могут быть кронштейны, проушины для монтажа и другие компоненты.
Баки с системой перекачки топлива устроены несколько сложнее. В основном баке устанавливается так называемый топливный модуль, который объединяет в себе основной топливный насос (погружного типа), струйный насос перекачки и регулятор давления. С помощью основного насоса топливо через фильтр подается на карбюратор или рампу, а с помощью струйного насоса осуществляется перекачка топлива из дополнительного бака в основной. Струйный насос работает по принципу пульверизатора: он состоит из двух трубок — внешней и внутренней, через внешнюю трубку в бак поступает топливо из обратной магистрали, а внутренняя трубка связана с шлангом подачи топлива из дополнительного бака. При истечении топлива из внешней трубки во внутренней трубке возникает разрежение, за счет этого “засасывается” топливо из дополнительного бака — так бензин постепенно перетекает из одного бака в другой.
На дополнительном баке установлены штуцеры подачи топлива, а также сепаратор, который обеспечивает улавливание паров топлива, предотвращая их поступление в атмосферу. На обоих баках также имеются заливные горловины, несколько штуцеров для подключения пароотводящих трубок, кронштейны для монтажа и т.д.
Конструктивно топливные баки дизельных модификаций автомобилей УАЗ одинаковы с бензиновыми баками.
На автомобили УАЗ устанавливаются баки различного объема в нескольких комбинациях:
- Два бака по 36 литров (общий объем 72 литра);
- Два бака по 39 литров (общий объем 78 литров);
- По одному баку объемом 56 (основной) и 30 (дополнительный) литров (общий объем 86 литров);
- Два бака по 56 литров (общий объём 112 литров).
Наибольшее распространение имеют первые три схемы, баки по 56 литров устанавливаются ограниченно на некоторые модели УАЗов. Здесь следует заметить, что указанные объемы являются паспортными и они несколько меньше реальных — в бак за счет горловины и неточностей в производстве может вмещаться на 1-3 литра больше бензина. Также некоторые автовладельцы устанавливают нестандартные баки увеличенного объема, однако здесь мы их рассматривать не будем.
Топливные баки монтируются на продольные балки рамы автомобиля с помощью хомутов и кронштейнов. На легковых (УАЗ-469/3151, “Хантер”, “Патриот” и других) модификациях, микроавтобусах и цельнометаллических фургонах горловины баков закрыты откидными крышками на боковинах кузова. Причем в актуальных моделях “Патриот” горловины сдвинуты в заднюю часть корпуса, поэтому они соединены с баками увеличенными по длине трубами. В грузовых модификациях (УАЗ-452Д/3303 и других) баки открыты и к ним имеется свободный доступ.
Замена бензобака на ВАЗ 2110
Для успешной замены бака на ВАЗ 2110 нам потребуются следующие инструменты и материалы:
- новый бензобак для ВАЗ 2110;
- рожковые ключи — набор;
- отвёртка плоская.
Последовательность операций при замене бака
Успех мероприятия — в скрупулёзном выполнении следующих действий:
- ВАЗ 2110 устанавливается на эстакаду или на смотровую яму. Включается ручной тормоз.
В салоне отодвигается напольное покрытие, под которым находится люк бензонасоса. От этого насоса отключаются провода питания и отворачивается пара топливных трубок. Делается это с помощью рожкового ключа на 17.
Теперь с помощью отвёртки ослабляется хомут на наливной трубке, и она отсоединяется от топливного шланга. Эти манипуляции производятся из смотровой ямы.
На заливной горловине бака имеется ещё один шланг, который поддерживается хомутом. Этот хомут ослабляется торцовой головкой на 8, после чего шланг отодвигается в сторону.
Открывается доступ к болтам бензобака. На этих болтах держатся крепёжные планки, на которых подвешен бак. Болтов два, и они откручиваются торцовой головкой на 10.
После откручивания болтов крепёжные планки аккуратно отгибаются вниз.
Освобождённый от крепежа бензобак слегка наклоняется вниз.
После этого открывается доступ к последнему, самому тонкому шлангу, который снимается с бака вручную.
Так как все шланги и крепёжные болты отсоединены, бак можно аккуратно извлечь из-под машины.
- На его место устанавливается новый бак, после чего производится обратная сборка крепежа, а все снятые шланги устанавливаются на штатные места.