Срок службы масла в двигателе: по моточасам или по пробегу

Что влияет на частоту замены

Каждый автопроизводитель в мануале к машине указывает подробную информацию о том, когда менять масло в двигателе. Однако дело в том, что эти сведения не всегда корректны. Как правило, в документации стоит значение 10…15 тысяч километров пробега (в каждом отдельном случае количество может отличаться). Но на самом деле на пробег между заменами влияют несколько факторов.

10 показателей влияющих на сроки замены моторного масла

  1. Вид топлива (газ, бензин, дизель) и его качество
  2. Объем двигателя
  3. Марка ранее залитого масла (synthetic, Semy-Synt, mineral oil)
  4. Классификация и тип применяемых масел (API и система longlife)
  5. Состояние моторного масла
  6. Способ замены
  7. Общий пробег двигателя
  8. Техническое состояние авто
  9. Эксплуатационные условия и режимы
  10. Качество расходных материалов

Предписания производителя в этот список не включен, поскольку для него сервисный интервал – понятие маркетинговое.

Режимы эксплуатации

В первую очередь на сроки замены масла в двигателе влияет эксплуатация автомобиля

. Не вникая в суть различных переходных процессов, стоит упомянуть два основных режима – по трассе и в городе. Дело в том, что когда автомобиль едет по трассе, во-первых, километраж набегает гораздо быстрее, а во-вторых, происходит нормальное охлаждение двигателя. Соответственно, нагрузка на мотор и на используемое в нем масло не так высока. Напротив, если машина используется в городе, то пробег у нее будет значительно ниже, а нагрузка на двигатель будет выше в силу того, что она часто стоит на светофорах и пробках с включенным мотором. Охлаждение при этом будет недостаточное.

Рекомендуем: Система смазки: устройство,принцип действия,неисправности

В связи с этим более грамотно было бы рассчитывать, через сколько нужно менять масло в двигателе, опираясь на моточасы

, как это делается в грузовой, сельскохозяйственной и водной технике. Приведем пример. 10 тысяч километров в городских условиях (со средней скоростью 20…25 км/ч) машина проедет за 400…500 моточасов. А те же 10 тысяч по трассе со скоростью 100 км/ч – лишь за 100 моточасов. Тем более, что условия эксплуатации двигателя и масла на трассе гораздо мягче.

Езда в условиях мегаполиса справедливо приравнивается к езде по жесткому бездорожью в вопросе того, как она губит масло. Особенно это актуально в случае, когда его уровень в картере ниже среднего, а еще хуже, когда он меньше минимального уровня. Также помните, что летом в жаркую погоду на масло воздействует гораздо большая нагрузка вследствие высокой температуры, в том числе от раскаленной поверхности дорог в мегаполисах.

Объем и тип двигателя

Что влияет на частоту замены масла

Чем мощнее двигатель, тем легче для него пережить изменение нагрузки, а также трудные условия эксплуатации. Соответственно, и на масло не будет оказываться такое сильное воздействие. Для мощного мотора движение по трассе со скоростью 100…130 км/ч не оказывает существенной нагрузки, она будет ниже средней. При увеличении скорости нагрузка на двигатель, а значит, и на масло, будет изменяться плавно.

Другое дело малолитражки. Как правило, на них установлена “короткая” трансмиссия, то есть, передачи рассчитаны на небольшой скоростной диапазон, и диапазон рабочих оборотов. Соответственно, малолитражные двигатели испытывают большие нагрузки в критических режимах, чем мощные. Когда нагрузка на мотор увеличивается, то растет и температура его поршней, а также увеличивается количество картерных газов. Это приводит к общему повышению температуры, в том числе и температуры масла.

Особенно несладко приходится малолитражным форсированным двигателям (например, 1,2 TSI и другим). В этом случае нагрузка дополняется еще и турбиной.

Дополнительные факторы

Сюда стоит отнести высокую температуру термостатирования (рабочую температуру), плохую вентиляцию картера двигателя (особенно при езде в городских условиях), использование некачественного или неподходящего для данного двигателя масла, наличие грязи в масляных каналах, засоренный масляный фильтр, рабочий температурный диапазон масла.

Считается, что оптимальный интервал замены масла в двигателе составляет от 200 до 400 моточасов при различных режимах эксплуатации за исключением максимальной нагрузки, в том числе, езды на максимальной скорости и максимальных оборотах.

Также большое значение играет тип используемого масла – , или полностью . О каждом из упомянутых видов вы можете почитать отдельно по приведенным ссылкам.

Необходимость методики расчета интервала замены моторного масла.

Прежде чем говорить об альтернативных методах расчета времени между заменами смазочных материалов ДВС, следует убедиться в важности этого действия. Нужно также понимать, почему действующие решения длительную безаварийную эксплуатацию авто не обеспечат

Что происходит с моторным маслом в процессе эксплуатации?

При работе силового агрегата наблюдается изменение свойств смазочных материалов, обусловленное:

  • Воздействием высоких температур;
  • Контактом с кислородом воздуха;
  • Смешиванием с продуктами сгорания топлива (например, за счет проникновения в картер отработанных газов), в том числе, неполного.
  • Взаимодействием с металлами конструкции ДВС.
  • Проникновением воды.

При этом наблюдаются процессы:

  • Выработки входящих в пакеты присадок веществ;
  • Окисления;
  • Разрушения составляющих смазку веществ на молекулярном уровне;
  • Загрязнения примесями (накопления шламов);
  • Образования эмульсий;
  • Испарения легких фракций.

Совокупность изменений получила обобщенное название «старение масла». Среди наиболее опасных проявлений процесса старения – потеря смазочными материалами вязкости.

Чем опасны изменения свойств моторного масла?

Потеря эксплуатационных свойств смазочных материалов приводит к тяжелым последствиям для силового агрегата :

  • При уменьшении вязкости снижается толщина образующейся на поверхностях трения масляной пленки, нарушается ее целостность. В результате детали механизмов интенсивно изнашиваются, развиваются коррозионные процессы, происходит локальный перегрев, приводящий к потере прочности.
  • Обратный процесс – повышение вязкости также опасен. Вязкий материал тяжелее продавливается по каналам системы смазки, откладывается на стенках (проявляется «масляное голодание»). Увеличивается сопротивление и нагрузка на детали механизмов, затрудняется запуск. Увеличивается вероятность проворота шатунных вкладышей. Растет расход топлива, теряется мощность.
  • Окисление, уменьшение концентрации присадок способствуют потере защитных свойств смазок.
  • Загрязнение провоцирует появление отложений в каналах системы и снижение их сечения, на поверхностях трения. Показательный пример негативных последствий такого воздействия – выход из строя турбокомпрессора. Кроме того, активность соединений, в состав которых входит сера, ускоряет коррозию металлов.

Задача владельца автомобиля – не допустить критического старения, приводящего к серьезной аварии двигателя. Именно поэтому вопрос периодичности замены чрезвычайно актуален.

Через сколько часов менять масло в лодочном моторе

 У тех у кого есть лодочный мотор есть большое преимущество на воде, ведь на веслах за ними не поспеть. Однако по окончанию водной прогулки проблемы появляются у держателей таких моторов.

Ведь если у того у кого только весла могут болеть только руки, то у владельцев лодочного мотора может «заболеть» голова. Ведь их мотор требует обслуживания: регулировки, проверки, замена масла… Как раз о замене масла мы и расскажем в нашей статье.

Мы поговорим о периодичности замены и о том как это делается. Начнем.

 Как часто надо менять масло в лодочном моторе (двигателе) 4-тактном

  Лодочные моторы в большинстве своем небольшие и максимально легкие. Зачем это надо, мы думаем здесь пояснения излишне. В большинстве случаев маленькие моторы примерно до 10 лошадиных сил в своем составе не имеют даже масляного фильтра.

Это значит, что ресурс моточасов от замены до замены масла здесь ограничен. Ведь по сути в картере оказываются и продукты горения и частицы износа, а все это не собирается на фильтре. В итоге, в большинстве случаев производитель рекомендует замену раз в 100 моточасов или раз в сезон.

Посмотрите таблицу для рекомендаций по обслуживанию одного из моторов.

Смотрим графу — Engine oil. Там и написано, что замена каждые 100 часов, если есть фильтр в моторе, то он меняется каждые 200 часов, со второй заменой масла. Говорить о применяемых для каждого вида моторов масла мы не будем.

В основном это такие же масла как и для 4 тактной мототехники. Их основной особенностью является возможность работать на высоких оборотах 4000-5000 об/мин.

Здесь даже главное не вязкость, а спецификация масла по API: SG, SJ — вроде того.

Собственно рекомендация замены масла раз в 100 часов вполне пригодна для 99% процентов лодочных моторов. Само собой для 4 тактных лодочных моторов. У 2 тактных масло мешается в бензин. Если у мотора нет такой наработке за сезон, то по инструкции масло все равно должно быть заменено раз в сезон.

Считается, что масло окисляется и теряет свои свойства. Нам же кажется, что это более перестраховка. Если масло чистое, то его вполне можно оставить и на второй сезон, проверив перед этим на уровень и долив при необходимости того же масла. Теперь о примере замены масла в моторном двигателе.

Замена масла в лодочном моторе (инструкция)

Обратимся вновь к типовой инструкции.

Если кто-то знает английский, тому наши объяснения излишне. Если нет, то давайте еще раз «пробежимся» по документу.

Первым делом выкручиваем заливную пробку. Затем откручиваем сливную пробку и снимаем ее, спуская масло в подготовленную емкость. Закручиваем сливную пробку обратно. Наливаем масло по уровню. Закручиваем плотно заливную пробку. В 4-6 сильный (л.с.

) входит примерно 0,5 литра масла. То есть если у вас не большие пробеги, то вам хватит покупать литровую канистру на сезон. Это и на доливку хватит и может еще на следующий год останется, если вас не останавливают предрассудки по поводу окисления масла.

 Вот собственно и все. Приятного плавания по рекам и озерам!

Вот почему так важно часто менять моторное масло

Смазывает, охлаждает, герметизирует, очищает, предохраняет от коррозии и т.д. Вот как можно кратко объяснить, что делает моторное масло в двигателе внутреннего сгорания.

Как видите, задачи моторных масел разнообразны и очень важны для нормальной работы мотора и для его долгой службы.

Но основная задача моторного масла, это, конечно, предотвращение износа движущихся частей двигателей, которые трутся друг о друга. Благодаря маслу между такими деталями двигателя образуется защитная масляная пленка, которая уменьшает трение.

Без защитной пленки поверхность поршня и цилиндра будет повреждена за короткое время и мотор выйдет из строя.

Также не менее важна функция моторного масла, связанная с охлаждением. Дело в том, что моторное масло поглощает тепло на сильно нагретых деталях двигателя. Кроме того, масло вымывает с внутренних компонентов мотора частицы грязи, которые образуются в процессе горения. В том числе моторное масло поглощает тончайшие частицы металла, которые образуются из-за естественного износа внутренних компонентов силового агрегата.

Сколько масла нужно для замены в двигателе?

Слишком высокий или низкий уровень моторного масла является причиной многих неисправностей

Именно поэтому важно точно знать, сколько конкретно литров заливать в двигатель. Определить нужный объем смазочных материалов можно одним из нескольких способов:

  • Наиболее простой способ — это изучить инструкцию по эксплуатации, которая прилагается к вашему автомобилю. Если у вас нет данного документа, найти его можно на официальном портале производителя. Искомые цифры будут указаны в разделе «Система смазки». При этом для заливки нового смазочного материала с заменой фильтра и без него значения будут разные. Также в этом разделе будет указан тип рекомендуемого масла и его вязкость.
  • Если найти документ для вашего авто не удалось, нужную характеристику можно узнать на специализированных сайтах по подбору масла. Здесь в специальных графах нужно указать марку и модель авто, год выпуска и тип двигателя. Онлайн-сервис предложит вам не только разнообразие смазок от разных производителей, но и наиболее удобную фасовку (при которой у вас останется небольшой запас материала).

Важно учитывать, что объем смазки, указанный в технической литературе — полный. То есть, он является максимальным для абсолютно пустого ДВС. Без разборки ДВС в нем может оставаться до 500 мл «отработки», поэтому заливать нужно немного меньше масла, чем указано в документации

Без разборки ДВС в нем может оставаться до 500 мл «отработки», поэтому заливать нужно немного меньше масла, чем указано в документации.

Контролировать уровень смазки при заливке можно при помощи щупа или по показаниям электронных датчиков, установленных в агрегате.

Расположение контрольного щупа и отверстия для залива масла в двигателе Honda CR-V 2013

Как часто рекомендуется менять масло?

На большинстве автомобилей менять смазку нужно каждые 7 – 15 тыс. км пробега (в зависимости от марки авто). Но этот период может варьироваться в зависимости от нескольких факторов:

  • манеры вождения;
  • условий эксплуатации;
  • качества и типа топлива.

Не стоит забывать, что наиболее пагубно на характеристики смазочных материалов влияют сверхвысокие температуры, поэтому старайтесь избегать любых перегревов.

Проверять уровень масла желательно каждые 2-3 тыс. км и доливать его по мере необходимости.

Регламентированный интервал замены от автопроизводителей

Марка автомобиля Интервал замены масла, км
Дизельный двигатель Бензиновый двигатель
BMW 10 000 12 000
Volvo 7 500-10 000 15 000
Mazda 5 000 10 000
Mercedes 15 000 15 000
Nissan 10 000 15 000
Opel 7 500 15 000
Peugeot, Citroen 10 000 15 000
Renault 7 500 10 000
Land Rover 10 000-20 000 10 000-20 000
Toyota 10 000 10 000
Fiat 7 500-15 000 15 000
Volkswagen, Audi, Seat, Skoda 15 000 15 000
Kia 15 000 15 000
LADA 14 500-15 500 14 500-15 500
Ford 10 000-15 000 10 000-15 000

Отдельно хочется сказать про автомобилистов, которые вынуждены ежедневно «толкаться» в пробках. Пробег у таких машин часто маленький, а вот суммарное рабочее время может быть достаточно большим. В этом случае период замены смазки следует считать несколько иначе.

К примеру, 15 000 км пробега при скорости 50 км/ч эквиваленты 300 ч. Примем эти 300 часов за интервал, через который следует менять масло. Если вы ежедневно тратите 4 часа на дорогу с работы и на работу на авто, при этом проезжаете от силы 70-100 км, для надежной работы мотора менять смазку предстоит каждые 2,5 месяца.

Почему масло нужно менять?

В двигателе внутреннего сгорания смазка выполняет сразу несколько функций:

  • снижает трение между подвижными и неподвижными элементами агрегата, а также создает тонкую пленку между ними, что препятствует их преждевременному износу;
  • отводит тепло, которое вырабатывается в процессе работы мотора (в некоторых моделях авто предусмотрены специальные маслоохладители);
  • за счет специальных присадок защищает детали силового агрегата от негативного воздействия температурных перепадов, а также предотвращает коррозию;
  • при замене масла позволяет удалить из двигателя (не разбирая его) металлическую пыль и другие продукты износа, трущихся друг о друга элементов.

Когда масло «стареет» (в нем накапливаются продукты сгорания, вырабатываются присадки и т.п.), оно начинает хуже справляться со своими «обязанностями». Это приводит к увеличению трения между элементами узла и ухудшению теплоотводящих качеств. Кроме того, накопившиеся загрязнения могут забить маслоканалы.

Менять масло нужно вместе с масляным фильтром, иначе грязь из фильтрующего элемента попадет в новую моторную жидкость.

Масляный нагар при несвоевременной замене смазки в моторе

Объем и тип двигателя

Чем мощнее двигатель, тем легче для него пережить изменение нагрузки, а также трудные условия эксплуатации. Соответственно, и на масло не будет оказываться такое сильное воздействие. Для мощного мотора движение по трассе со скоростью 100…130 км/ч не оказывает существенной нагрузки, она будет ниже средней. При увеличении скорости нагрузка на двигатель, а значит, и на масло, будет изменяться плавно.

Другое дело малолитражки. Как правило, на них установлена “короткая” трансмиссия, то есть, передачи рассчитаны на небольшой скоростной диапазон, и диапазон рабочих оборотов. Соответственно, малолитражные двигатели испытывают большие нагрузки в критических режимах, чем мощные. Когда нагрузка на мотор увеличивается, то растет и температура его поршней, а также увеличивается количество картерных газов. Это приводит к общему повышению температуры, в том числе и температуры масла.

Особенно несладко приходится малолитражным форсированным двигателям (например, 1,2 TSI и другим). В этом случае нагрузка дополняется еще и турбиной.

Факторы, формирующие период между заменами смазки

Условия эксплуатации создают сразу несколько важнейших факторов:

    • Вид топлива – бензин, солярка или сжиженный газ. Моторные масла в дизельном двигателе стареют быстрее, чем в бензиновом. Это связано с более высокими нагрузками – большей степенью сжатия в камерах сгорания, а также с температурными показателями. При этом выделяется также большее количество побочных продуктов горения – нагара, сажи и других. Попадая в картер, отходы перемешиваются со смазкой. Наиболее благоприятен для масел сжиженный природный газ. Он почти не оставляет отходов после горения. Таким образом, если ваше авто потребляет газ, интервал между заменами смазки можно увеличивать от 1,5 до 2 раз.
    • Масляный фильтр – от его типа и качества фильтрации тоже зависит срок службы масляной жидкости. Он должен задерживать взвешенные частицы отложений, которые попадают в масло как результат работы диспергирующих присадок. Те автомобилисты, которые заботятся о своих моторах, меняют фильтры 2 раза между сменами смазки. Такой подход положительно сказывается на чистоте двигателя и моторной жидкости.

  • Тип используемого моторного масла – синтетика предпочтительней для любого мотора. Эта масляная смесь дольше всего сохраняет свои рабочие качества. При этом синтетические составы дороже полусинтетических. Смазки, входящие в категорию LongLife, имеют сроки замены масла в двигателе до 2 раз дольше, чем стандартные синтетические продукты. Правда, такие смазочные составы стоят дороже.
  • Перерывы между поездками должны быть как можно короче. Если авто долго простаивает, масляная смесь быстрее стареет из-за окислительных процессов. Вот почему сервисные книжки содержат информацию не только о пробеге, но также о временном интервале между заменами. Это актуально для многих россиян, использующих свои машины нерегулярно.
  • Городские условия движения – езда в пробках приводит к тому, что моторы испытывают экстремальные температурные режимы, что плохо отражается на скорости старения масла. Постоянные запуски двигателя, ускорения только усугубляют ситуацию.
  • Запылённость воздуха – приводит к тому, что воздушные фильтры вместе с маслом требуют более частой замены, чем предусмотрено сервисной документацией.
  • Качество топлива – болезненный вопрос для всего российского автопарка. Некачественный бензин или солярка образуют больше побочных продуктов горения, засоряющих не только движок, но также моторное масло.

Основополагающие факторы

На предприятиях замена масла часто привязывается к определенному временному интервалу – производитель может установить срок, по истечении которого масло нужно будет поменять вне зависимости от текущего пробега. Такое решение вполне объяснимо: эксплуатационные характеристики масла снижаются не только во время работы, но и во время стоянки автомобиля. Как правило, временной фактор играет меньшую роль, поскольку перевозчики стараются максимально задействовать действующий автопарк, исключив простои. Если мы говорим о стационарной и строительной технике, то здесь время работы двигателя исчисляется моточасами и является основополагающим фактором при определении интервала замены масла.

Однако на частоту смены масла могут влиять и технические особенности автомобиля. Это немаловажные факторы, в том числе конструкция самого двигателя. Один и тот же производитель может предписывать различные интервалы замены для разных модификаций двигателей, отличающихся, например, объёмом картера. Он может быть стандартным или увеличенным. Если установлен последний, то замена масла производится реже. Объём картера зависит от выбранной комплектации. Интервал замены в этом случае может различаться на ¼ для одной и той же модели двигателя.

Замена масла в двигателе

С вопросом о том, как часто надо менять моторное масло разобрались. Теперь давайте посмотрим, как делать эту процедуру. Есть два способа замены смазки. Полная и экспресс замена. Каждая имеет свои собственные недостатки и преимущества. Хотя опытные механик советуют всегда использовать только полную смену смазки.

Полная

Полная смена смазки включает в себя разбор двигателя, промывку и смену всех трущихся деталей, которые хоть как-то повреждены. Также происходит и замена сальников.

Теперь инструкция по смене смазки.

  1. Установить автомобиль на эстакаду.
  2. Отсоединить все детали от двигателя и снять его.
  3. Разобрать силовой агрегат и промыть каждую часть.
  4. Собрать и установить обратно под капот авто.
  5. Установить новые фильтрующие устройства. Это и бензиновый фильтр, и воздушный, и масляный.
  6. Залить смазывающее средство.
  7. Прогреть автомобиль. И прокатиться на нем.

Теперь вам останется только проверить уровень смазки в движке. Затем потребуется долить, если будет не хватать.

Чтобы проверить уровень смазки в движке, нужно:

  1. Остановить машину на ровной поверхности.
  2. Открыть капот и вытащить щуп.
  3. Протереть его тряпкой и обратно воткнуть до упора в маслозаливочную горловину.
  4. Снова вытащить и посмотреть на каком уровне находится смазка.

Большое количество смазки также вредно для мотора, как и его недостаток. Оно будет протекать в вентиляционную систему и цилиндры. Каталитический нейтрализатора выйдет из строя, если такие сбои будут происходить часто.

Теперь вы знаете, как поменять смазку, через сколько времени надо менять масло. Если же у вас нет опыта проведения полной смены смазки, то тогда можете сделать экспресс замену масла.

Экспресс

Экспресс замена масла проводится легко и просто. Для этого не нужно обладать знаниями механик и разбираться в двигателе. Процедура будет такова:

  1. Прогреть двигатель транспортного средства, если до автомобиль стоял на стоянке.
  2. Установить на эстакаду или яму.
  3. Слить старую смазку. Установить новый масляный и бензиновый фильтры.
  4. Залить новое масло.
  5. Завести двигатель и прокатится на нем.

Так обычно меняют масло в сервис-центрах, если не требуется его полная замена. Теперь давайте посмотрим на то, что бывает, если не меняют смазку в двигателе и не соблюдают сроки, через которые это делается.

Также рекомендуется проверить резиновую прокладку поддона, который будете снимать при замене фильтра. Она может со временем деформироваться. Из нее будет вытекать свежее масло. Поэтому рекомендуется после каждой смены смазки менять на новую.

Выводы

Таким образом, каждый автовладелец должен сам для себя решить, через сколько менять масло в двигателе. Это необходимо делать с учетом индивидуальных обстоятельств. Рекомендуем вам пользоваться методиками расчета по моточасам и расходу бензина, приведенным выше (в том числе, калькуляторами). Кроме этого, всегда визуально оценивайте состояние масла в картере двигателя. Так вы значительно снизите износ мотора вашей машины, что избавит вас от необходимости проводить дорогостоящие ремонты. Также при замене покупайте качественные масла, рекомендованные производителем.

Не нашли интересующую Вас информацию? Задайте вопрос на нашем форуме.

Рекомендуем прочитать:

Защита от слива бензина, несколько полезных советов

Эмульсия моторного масла, по каким причинам может появиться

Лампа моторного масла, причины по которым загорается

Mobil масла моторные и трансмиссионные

Этилированный бензин, отличия от не этилированного

Моторное масло Манол, как отличить подделку

Датчик бензина неправильно показывает уровень топлива, возможные причины неисправности

Присадки в моторное масло для увеличения компрессии

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий