Очистка сажевого фильтра
Выполнять очистку сажевого фильтра от нагара можно двумя способами. Для каждого из которых характерны определенные особенности, преимущества и недостатки.
Со снятием
Первый способ является более сложным и требует больших затрат времени ― в среднем, около восьми часов. На период проведения работ требуется демонтировать фильтрующий элемент.
Очистка проводится в несколько этапов:
- Весь корпус фильтра заполняется промывочной жидкостью. Входящие в ее состав нефтяные компоненты и специальные присадки способствуют растворению сажевого нагара.
- Оставить приблизительно на 8 часов (или другой период времени, указанный в инструкции к средству).
- Для полного удаления остатков очищающей жидкости и загрязнений промыть фильтр интенсивной струей воды.
- Просушить фильтр и установить на прежнее место.
Без снятия
Второй способ позволит сэкономить время, так как очистка выполняется на транспортном средстве. В данном случае применяются средства, имеющие водно-щелочную основу. В комплекте они содержат специальную смывающую жидкость, которая нейтрализует остатки щелочи.
Подача очистителя в фильтр осуществляется через отверстие для датчика температуры или давления. Поэтому эти приборы необходимо предварительно снять. Для работы необходим пистолет-распылитель. Однако, можно сразу приобрести жидкость в аэрозольном баллоне.
Для качественной очистки фильтра необходимо выполнить следующие действия:
- Прогреть дизельный двигатель.
- Дождаться, пока температура на фильтре не достигнет отметки в 40 градусов ― при таких условиях щелочной состав действует наиболее эффективно.
- Под давлением около 8 бар распылить очищающий состав на сажевый фильтр.
- Впрыскивать в течение 10 секунд, затем сделать 10-ти секундную паузу перед следующим впрыском.
- Повторять действия до тех пор, пока не будет израсходован литр очистителя. Чтобы очистка проводилась очень тщательно, распылительный зон следует перемещать и вращать.
- Распылить чистую воду аналогичным образом.
- Выполнить дожиг остатков сажи, в течение получаса эксплуатируя авто на повышенных оборотах.
Можно ли промывать?
В последнее время все больше компаний осваивает технику промывки дизельных сажевых фильтров. Таким образом, у владельца авто отпадает необходимость покупки нового элемента. К слову, эта затея обойдется недешево для водителя: в зависимости от производителя авто DPF может стоить от 60 до 150 тысяч рублей (17-35 тысяч гривен).
Внимание! Промывку DPF ни в коем случае нельзя производить водой, иначе поломка двигателя вам гарантирована! Для этого используются специальные средства
Жидкость STEP 1 и STEP 2 и зонд для промывки элемента
Что представляет собой процесс промывки? Чтобы почистить элемент, должны использоваться специальные очищающие средства, впрыскивающиеся через отверстия на сам DPF и растворяющие скопившиеся там продукты сгорания. Таким образом, вся сажа сжигается непосредственно внутри системы. Рассмотрим этот процесс по шагам:
- В первую очередь с выхлопной системы необходимо демонтировать датчик измерения давления и температуры.
- Затем через имеющееся отверстие вводится специальный зонд, через который на сам DPF распыляется очищающий раствор. Если фильтр не снимается с места крепления, то нужно использовать щелочной раствор на водной основе. Это обязательно для соблюдения правил пожарной безопасности.
- Данную процедуру необходимо повторить несколько раз с интервалом примерно в 5 секунд и с такой же паузой. Это делается для того, чтобы раствор начал свое действие. Чтобы повысить эффективность очистки, зонд необходимо вращать вокруг своей оси, а также периодически двигать его вперед-назад.
- Далее, берется промывочная жидкость, другой зонд и процесс повторяется со всеми временными интервалами. Так, все продукты сгорания в DPF растворяются и распределяются по очистительному элементу таким образом, что могут быть ликвидированы во время процесса регенерации.
- Когда процесс завершен, а датчик установлен на место, необходимо произвести контрольную обкатку транспортного средства минимум 20 минут с последующим запуском процесса регенерации. Либо же эта процедура начнется в автоматическом режиме двигательной системой.
Забитый сажевый фильтр
Преимуществом промывки DPF является экологическая безопасность этого процесса. Сожженные продукты сгорания не попадут в окружающую среду, а будут ликвидированы во время процесса.
Важно! Не пытайтесь заняться самостоятельной промывкой фильтрующего элемента не имея достаточных знаний и оборудования! Промывку необходимо производить на специализированных СТО, где мастера досконально знают все нюансы процесса
Методы чистки
Существует несколько способов удаления сажи из DPF. Это пассивная и активная регенерация или применение специальных средств.
Как очистить сажевый фильтр? Пассивная регенерация происходит, когда автомобиль едет на большой скорости по автомагистрали. Это позволяет повысить температуру выхлопа до более высокого уровня и сжечь избыток сажи в фильтре.
Однако, не все водители делают это регулярно — именно поэтому производители разработали альтернативную форму регенерации.
Это метод означает, что дополнительное топливо впрыскивается автоматически, как часть ECU автомобиля, когда фильтр достигает заданного предела (обычно около 45%), чтобы поднять температуру выхлопа и сжечь скопившуюся сажу.
Проблемы могут возникнуть, если путешествие слишком короткое, так как процесс регенерации может не завершиться полностью.
Если это так, то предупредительный световой сигнал будет продолжать показывать, что устройство все еще частично загрязнено.
Вы будете знать, происходит ли активная регенерация, ведь это будет проявляться такими признаками:
- едкий запах выхлопных газов;
- увеличенная скорость холостого хода;
- охлаждающие вентиляторы не работают;
- незначительное увеличение расхода топлива.
Очищенный фильтр не вызывает указанный проблем. Двигатель мотора работает без перебоев, и другим проблем тоже не возникнет.
Жидкости
Что делать, если не работает ни активная, ни пассивная регенерация?
Если предупредительный световой сигнал продолжает мигать, значит очистка безуспешная. Требуется заменить деталь или снять ее для мытья профессиональными средствами.
Не заливайте солярку, пока не будет использована промывочная очищающая жидкость.
Чем промыть сажевые фильтры дизельного двигателя?
Сначала его нужно демонтировать, а затем использовать специальные жидкости. А вот благодаря этим средства можно обойтись без снятия, ведь это самое тяжелое: PRO-TEC, Luffe, Liqui Moly.
Топливная система автомобиля весьма чувствительна к загрязнению. Это загрязнение может увеличить шум двигателя, расход топлива и уменьшить смазку, и силу двигателя.
Использование топливных промывочных средств на регулярной основе поможет сохранить топливную систему чистой и двигатель будет работать более эффективно, уменьшая расход топлива и сокращая вредные выбросы.
Сажевые фильтры лучше чистить, нежели запускать и затем менять на новую деталь. Они дорогостоящие. Проводите регенерацию в соответствии с требования и эта проблема вас не коснется.
Дизельные двигатели оснащены электронными системами управления, которые ведут очистку фильтра автоматически. Но может наступить момент, когда владельцу придется промывать и чистить фильтр при помощи специальных химических составов. Процедура очистки жидкостями может выполняться самостоятельно.
Предлагаем ознакомиться Как уложить салфетки в салфетницу веером
По мере оседания частиц сажи потоку выхлопных газов становится все труднее проходить в атмосферу. Помимо этого, снижается эффективность работы устройства. Для предотвращения подобного явления применяется периодическая регенерация устройства. Во время процедуры происходит выжигание частиц сажи. Процесс выполняется в автоматическом режиме без вмешательства водителя. Поведение автомобиля при этом не меняется.
Пассивная очистка происходит в постоянном режиме и не требует корректировок в программе блока управления двигателем. Прочистка производится за счет высокой температуры выхлопных газов в фильтре, которая находится в пределах 400-500 ºС. Нагрев становится катализатором химической реакции, при которой углерод соединяется с диоксидом азота, получая на выходе диоксид углерода. Дополнительным ускорителем реакции является слой платины, нанесенный на сотах фильтра.
Процедура прожига сажевого фильтра на двигателе Ford Focus 1,6 TDCI показана в видеоуроке от канала «MCAR BMW Михаил М».
Промывка фильтра жидкостью выполняется на устройствах любого типа. Процедура применяется в тех случаях, когда температурный метод регенерации не позволяет удалить слой сажи.
Существуют две методики промывки:
- со снятием фильтра с автомобиля;
- без снятия.
Как очистить сажевый фильтр DPF
Есть два основных способа очистки сажевого фильтра DPF от образовавшегося нагара. Первый подразумевает необходимость снятия фильтрующего элемента с автомобиля, а второй предполагает выполнение действий прямо на автомобиле. Оба способа имеют свои преимущества и недостатки, поэтому рассмотрим их отдельно.
Очистка сажевого фильтра со снятием
Сложность данного способа заключается в необходимости демонтажа сажевого фильтра дизельного двигателя, а также в продолжительности процедуры. В среднем, на очистку фильтра потребуется около 8 часов.
Для очистки используются специальные жидкости промывки сажевого фильтра, которые можно приобрести в автомобильных магазинов. Лучше выбирать составы проверенных брендов, таких как Luffe, Pro-tec, Liqui Moly и подобные. Данные жидкости представляют собой составы нефтяных компонентов и различных присадок, которые способны растворить сажевый нагар. Поставляются жидкости в 5-литровых канистрах, в среднем, на одну промывку потребуется вся канистра. Канистры сверху могут иметь место для крепления шланга, некоторые из них имеют шланг в комплекте. Шланг позволяет удобнее наполнить сажевый фильтр жидкостью для промывки.
Корпус снятого сажевого фильтра нужно заполнить жидкостью для промывки полностью и оставить на время, указанное в инструкции по применению состава (около 8 часов). После этого достаточно промыть фильтр струей воды, чтобы смыть остатки грязи, а также остатки средства для очистки.
Обратите внимание: К вопросу промывки водой нужно подойти серьезно, поскольку средство для очистки горючее и может воспламениться при поступлении выхлопных газов. После промывки сажевого фильтра водой остается его подсушить и установить на место. После промывки сажевого фильтра водой остается его подсушить и установить на место
После промывки сажевого фильтра водой остается его подсушить и установить на место.
Очистка сажевого фильтра без снятия
Способ промывки сажевого фильтра без снятия более быстрый, поскольку работы ведутся непосредственно на автомобиле. Конструктивные особенности фильтра позволяют подать жидкость для очистки через отверстие для установки датчика давления или температуры, предварительно их сняв.
Важно отметить, что для очистки сажевого фильтра без снятия используется другой состав. Связано это с тем, что работы ведутся прямо на автомобиле, и нет возможности убедиться, что полностью нефтепродукты будут удалены из сажевого фильтра. Поэтому для очистки используется состав на водно-щелочной основе
со смывающей жидкостью. Жидкость позволит после очистки нейтрализовать оставшуюся щелочь
Поэтому для очистки используется состав на водно-щелочной основе. со смывающей жидкостью. Жидкость позволит после очистки нейтрализовать оставшуюся щелочь.
Для промывки сажевого фильтра без снятия потребуется обзавестись пистолетом-распылителем.
Обратите внимание: Также можно найти изначально жидкости для промывки в аэрозольных баллончиках. Для эффективного использования жидкости в баллончике обязательно ознакомьтесь с инструкцией к ней. Перед промывкой сажевого фильтра двигатель автомобиля нужно обязательно прогреть, после чего необходимо дождаться пока в фильтрующем элементе установится температура около 40 градусов по Цельсию
Это необходимо сделать для повышения эффективности работы щелочного состава
Перед промывкой сажевого фильтра двигатель автомобиля нужно обязательно прогреть, после чего необходимо дождаться пока в фильтрующем элементе установится температура около 40 градусов по Цельсию. Это необходимо сделать для повышения эффективности работы щелочного состава.
Распыление состава на сажевый фильтр происходит под давлением около 8 бар. При этом процесс распыления должен быть интервальным: 10 секунд жидкость впрыскивается, потом 10 секунд нужно подождать перед впрыском новой дозы. Таким образом потребуется ввести около 1 литра жидкости для чистки
При этом важно также вращать и перемещать распылительный зонд, чтобы очистить сажевый фильтр целиком. После того как промывка щелочным составом проведена, аналогичным образом распыляется чистая вода. После выполнения работ по очистке сажевого фильтра жидкостными средствами рекомендуется провести процедуру дожига остатков сажи, путем эксплуатации автомобиля при повышенных оборотах на протяжении 20-30 минут
После выполнения работ по очистке сажевого фильтра жидкостными средствами рекомендуется провести процедуру дожига остатков сажи, путем эксплуатации автомобиля при повышенных оборотах на протяжении 20-30 минут.
Очистка сажевого фильтра
Промывка позволяет избежать преждевременной замены фильтра. Необходимо тщательно подбирать чистящие жидкости. Не предназначенные для этой процедуры вещества могут окончательно повредить фильтрующий элемент. Существует два способа промывки:
- Без снятия с автомобиля.
- Промывка снятого СФ (более качественный метод, но трудоемкий).
Жидкости необходимые для процедуры
Для промывки используют специальные жидкости. Их изготавливают из нефтяных компонентов и разливают в пятилитровые канистры. Для полноценной промывки потребуется не менее четырех литров.
Растворенные отложения смываются специальной нейтрализующей жидкостью или обильным количеством воды. Для максимальной очистки следует ознакомиться с инструкцией производителя.
Промывка снятого фильтра
Прежде всего, устройство необходимо демонтировать. Порядок выполнения работ зависит от модели автомобиля. После снятия устройства устанавливают заглушки в технологических отверстиях, заливают промывочную жидкость и выдерживают около восьми часов для полного растворения смолянистых отложений.
Следующий этап – отмывка от грязи обильным количеством воды под давлением. Устанавливают все в обратном порядке. Двигатель заводят и прогревают до рабочей температуры. После этого целесообразно включить принудительную регенерацию.
На месте
Чистку фильтра без снятия выполняют на машине. Понадобятся минимум один литр моющей жидкости, а также пульверизатор для подачи раствора под давлением во внутреннюю полость фильтра.
Порядок действий:
- Двигатель прогревают до рабочей температуры, затем дают остыть фильтру до 40 °С.
- Откручивают датчик давления на входе.
- Кругообразными движениями распыляют моющую жидкость.
- Делают промежутки около 15 минут для растворения смолы.
- Для удаления горючих веществ промывают фильтрующий элемент раствором нейтрализатора (около 500 мл.).
- После отмывки датчик закручивают на место.
- Заводят двигатель, прогревают его до рабочей температуры.
К сведению!
После чистки моющими растворами целесообразно запустить процесс регенерации под нагрузкой или при помощи сервисной программы.
Возможные риски
Производителями механическая чистка не предусмотрена. В случае критического засорения СФ он подлежит замене. Автовладелец на свой страх и риск принимает решение о чистке. Запрещено применять другие средства, которые могут повредить хрупкий платиновый слой внутри матрицы. Промывка — лишь временная мера, которая может отложить на некоторое время покупку нового оборудования.
На износ фильтра непосредственно влияет качество топлива. И об этом водителю забывать не следует. Заправка качественной соляркой позволит предупредить преждевременное засорение.
Как прожечь
О том, что представляет собой регенерация сажевого фильтра и какие цели она преследует, разговор уже был. Напомним, что основная задача этого мероприятия – выжечь скопившуюся в каналах «сажевика» сажу. Опустошенная матрица позволяет двигателю «вздохнуть», а значит, отбирает минимум мощности.
Чтобы выжечь эту самую сажу, необходимо повысить температуру отработанных газов. Сделать это можно двумя путями:
- Пассивным. С ростом оборотов повышается температура выхлопа, но увеличивается перерасход топлива. Оптимум – постоянные средние обороты: газы горячие, доля недожжённой солярки минимальна. Пример из эксплуатации – движение по трассе с постоянной скоростью.
- Активным. Увеличение температуры в фильтре за счет дожигания дизельного топлива перед ним. Перед выпуском отработанных газов из цилиндра осуществляется послевпрыск ДТ. За счет низкой температуры его самовоспламенения имеем факел пламени и горячий поток выхлопа прямо перед «сажевиком», отчего последний нагревается до 600…650°С.
Вернемся к пассивному способу, чтобы разделить две конкурирующие технологии – FAP и DPF. Машины с FAP отличает наличие бачка со спецприсадкой, содержащей церий. Добавив ее в топливо, можем провести пассивную регенерацию при более низкой температуре. В быту это означает, что прожиг на трассе проходит более продуктивно. То есть сроки опустошения фильтра уменьшаются, отчего одни плюсы.
На стенках матрицы DPF нанесен платиновый катализатор. Его задача – способствовать ряду химических реакций, которые в конечном итоге избавляют емкость от сажи. В отличие от FAP, газы должны быть изрядно горячими (400…500°С против 300…350°С), иначе прожигу не быть. А значит «топить» на шоссе все-таки придется.
Активный прожиг
О пассивном методе сказано много. Остается лишь конкретизировать, как прожечь сажевый фильтр в движении без помощи электроники, а именно примерную скорость передвижения и обороты двигателя. Итак, темп в 70-90 км/ч и более 2 500 об/мин на тахометре вполне достаточно для того, чтобы немного опустошить фильтр от сажи.
Момент, когда необходим активный прожиг, выбирает электроника. Не спонтанно, а руководствуясь данными датчиков:
- Сенсор температуры выхлопных газов. (их два – один смонтирован на входе в фильтрующий элемент, второй – на выходе).
- Датчик дифференциального давления. Измеряет разницу давлений между входом и выходом.
Запускается активный прожиг по-разному. На одних автомобилях (например, на VW) это происходит незаметно для водителя и вне зависимости от того, находитесь ли вы в городе и на трассе, на других (например, у Toyota) – засветится лампа, что необходимо остановиться и нажать специальную кнопку.
О чем еще стоит поговорить, так это о признаках активной регенерации:
- Увеличивается температура двигателя.
- Растет расход топлива.
- Возрастает температура масла.
- Раскаленная банка начинает громко цокать, что хорошо слышно снаружи.
- Цвет выхлопа приобретает густой белый оттенок.
- На холостых оборотах двигатель начинает «басить».
На некоторых машинах производитель предусматривает аварийную регенерацию. Обычно чтобы ее запустить, счетчик сажи должен насчитать некоторое пороговое значение (у VAG это не менее 58 гр.), а компьютер – войти в режим «чека».
Запуск такой программы очистки возможен только на СТО. Часто эту процедуру называют сбросом ошибки Diesel Particulate Filter Restricted/Clogged MIL ON или принудительным прожигом сажевого фильтра, который мало чем отличается от тойотовской модели запуска активной регенерации через кнопку.
Часто задаваемые вопросы о FAP
Это нормально, что к этому моменту у вас много вопросов о сажевом фильтре. Ниже мы постараемся ответить на самые часто задаваемые вопросы о FAP:
Как восстанавливается сажевый фильтр?
Регенерация сажевого фильтра происходит, когда двигатель идет со скоростью более 2000 об / мин (от 2500 до 3000 об / мин), то есть вождение на четвертой или пятой передаче со скоростью более 60 км/ч. В течение по крайней мере 20 минут. Это позволит начать процесс регенерации, достичь идеальной температуры и очистить FAP. Этот способ “заставит” принудительно запустить регенерацию сажевого фильтра. И делать это лучше на шоссе, а не в городе. Снижение скорости или выключение двигателя в процессе регенерации усилит накопление больше углерода в фильтре.
Какая лучшая добавка для очистки сажевого фильтра?
Есть много добавок, которые могут помочь очистить сажевый фильтр. Но компания Водородинг удаление нагара водородом с использованием технологии #очистки двигателя водородом – этот процесс эффективен для уменьшения сажи, накопленной в сажевом фильтре, не вызывая побочных эффектов и нагрузки на двигатель.
Как узнать, что мой автомобиль оборудован сажевым фильтром?
Существуют различные способы узнать, есть ли в вашем автомобиле сажевый фильтр. Одним из них является то, что дизельные автомобили являются практически единственными автомобилями, которые имеют эту систему фильтрации. Поэтому, если у вас есть дизельный автомобиль, у вас, скорее всего, есть FAP. Более того, если год выпуска вашего автомобиля позже 2006 года, значить в нём 100% установлен сажевый фильтр.
Еще один способ узнать это-проверить наклейки, которые производитель разместил на внутренней стороне дверей, бампера, под капотом или над двигателем. Как правило, производители указывают на этих наклейках, что автомобиль имеет сажевый фильтр. Еще один способ избавить вас от сомнений-напрямую связаться с представителем производителя вашего автомобиля.
Что бы не доводить сажевый фильтр до поломки и избежать дорогостоящего ремонта мы рекомендуем регулярно проводить Водородинг.
Технология Водородинга двигателя позволяет проводить одновременно раскоксовку двигателя и очистку выпускного коллектора от нагара.
Признаки загрязнения фильтрующего элемента
В исправном автомобиле водителя о загрязнении сажевого фильтра предупреждает специальная индикация на приборной панели. Увидев, ее водитель должен выехать на большую дорогу и создать условия для запуска системы встроенной регенерации.
Иногда индикация не загорается. В этом случае владелец машины может определить загрязнение фильтрующего элемента по следующим косвенным признакам:
- При работе дизельного мотора слышен громкий шипящий звук.
- Уровень масла в двигателе повышается сам по себе.
- Обороты двигателя начинают «плавать». Это хорошо видно по одометру на холостом ходу.
- Повышается расход дизельного топлива.
- Падает мощность двигателя.
Как очистить сажевый фильтр
Чтобы его работоспособность восстановилась, необходимо очистить поры от посторонних частиц. Производителем автомобиля предусмотрена для сажевого фильтра такая процедура, как регенерация. Она может быть:
- пассивная;
- активная.
Пассивная чистка
Подобным образом очистить внутреннюю поверхность достаточно просто, это предусматривается самой конструкцией фильтрующего элемента. Используются такие способы:
- Дожигание несгоревших частиц топлива. Для этого внутри фильтра обеспечивается высокая температура (не менее шестисот градусов), особенно в тех случаях, когда нагрузка двигателя максимальная.
- Регенерация с помощью специальных добавок к топливу, таких как мочевина и EOLYS, обеспечивающих сгорание сажи при более низких температурах (не более пятисот градусов).
- Регенерация благодаря каталитическому покрытию на внутренней поверхности керамических трубок. Использование катализаторов и высокой температуры приводит к окислению частиц сажи (сгоранию).
Активная или принудительная регенерация
В тех случаях, когда трубки забиваются, падает мощность, крутящий момент мотора, и машина, грубо говоря, перестает ехать. Состояние системы контролируется датчиками:
- температуры;
- давления в системе очистки;
- расхода воздуха.
Сажевый фильтр забивается быстрее всего в условиях городского движения, а также при нахождении в пробках, так что именно такой режим является наиболее вредным для машин с дизелем. Связано это с тем, что при подобном движении температура выхлопных газов недостаточно высока для полного сжигания сажи, поэтому она забивает в трубках поры. Для восстановления характеристик автомобиля, когда это произошло, необходим прожиг сажевого фильтра.
Зачем нужен сажевый фильтр, и какие признаки его засорения
Образование сажи является неизбежным эффектом, возникающим в процессе работы двигателя внутреннего сгорания. Особенно подвержены этому дизельные двигатели, топливо которых содержит больше тяжелых фракций нефти. Выброс образовавшейся сажи происходит с выхлопом двигателя.
Сажевые частицы очень токсичны. Они обладают выраженными канцерогенными свойствами, способны вызывать тяжелые аллергические реакции и другие болезни. Поэтому во многих странах приняты нормативные акты, которые обязывают автопроизводителей принимать меры по снижению токсичности автомобильных выхлопов. Особенно требовательно к этому относятся в Евросоюзе. Согласно экологическому стандарту ЕВРО-4, все автомобили с дизельными двигателями должны быть оснащены сажевыми фильтрами, которые предназначены для уменьшения выброса сажи в атмосферу.
Исходя из описанного выше принципа действия сажевого фильтра понятно, что он представляет собой устройство, которое подлежит замене спустя определенное время. Стандартный срок его службы составляет от 120 до 150 тыс. километров пробега. Но в случае неправильной эксплуатации этот срок может значительно сократиться.
Сигнализировать о засорении сажевого фильтра могут следующие признаки:
- увеличивается расход топлива;
- понижается тяга мотора;
- увеличивается количество дыма в выхлопе;
- двигатель неритмично работает на холостых оборотах;
- уровень масла выше нормы;
- в работающем двигателе появляются шипящие звуки.
Замена фильтрующего элемента стоит очень дорого, поэтому при появлении вышеназванных признаков следует принять меры по его очистке.
Как прожечь
Итог разговора на данный момент вполне понятен – сажевый фильтр дизельного двигателя можно почистить. Способ №1: сделать это, как принято говорить, пассивным путем. Способ №2: провести чистку активным методом, который заложен в штатной электронике.
Что такое регенерация
О том, что представляет собой регенерация сажевого фильтра и какие цели она преследует, разговор уже был. Напомним, что основная задача этого мероприятия – выжечь скопившуюся в каналах «сажевика» сажу. Опустошенная матрица позволяет двигателю «вздохнуть», а значит, отбирает минимум мощности.
Чтобы выжечь эту самую сажу, необходимо повысить температуру отработанных газов. Сделать это можно двумя путями:
- Пассивным. С ростом оборотов повышается температура выхлопа, но увеличивается перерасход топлива. Оптимум – постоянные средние обороты: газы горячие, доля недожжённой солярки минимальна. Пример из эксплуатации – движение по трассе с постоянной скоростью.
- Активным. Увеличение температуры в фильтре за счет дожигания дизельного топлива перед ним. Перед выпуском отработанных газов из цилиндра осуществляется послевпрыск ДТ. За счет низкой температуры его самовоспламенения имеем факел пламени и горячий поток выхлопа прямо перед «сажевиком», отчего последний нагревается до 600…650°С.
Вернемся к пассивному способу, чтобы разделить две конкурирующие технологии – FAP и DPF. Машины с FAP отличает наличие бачка со спецприсадкой, содержащей церий. Добавив ее в топливо, можем провести пассивную регенерацию при более низкой температуре. В быту это означает, что прожиг на трассе проходит более продуктивно. То есть сроки опустошения фильтра уменьшаются, отчего одни плюсы.
На стенках матрицы DPF нанесен платиновый катализатор. Его задача – способствовать ряду химических реакций, которые в конечном итоге избавляют емкость от сажи. В отличие от FAP, газы должны быть изрядно горячими (400…500°С против 300…350°С), иначе прожигу не быть. А значит «топить» на шоссе все-таки придется.
Активный прожиг
О пассивном методе сказано много. Остается лишь конкретизировать, как прожечь сажевый фильтр в движении без помощи электроники, а именно примерную скорость передвижения и обороты двигателя. Итак, темп в 70-90 км/ч и более 2 500 об/мин на тахометре вполне достаточно для того, чтобы немного опустошить фильтр от сажи. Как часто и сколько времени уделять процессу – зависит от частоты использования машины. Отталкивайтесь от стандартного цикла: на 5 дней городской толкучки 2-3 поездки выходного дня длительностью не менее 40 минут.
Повторимся, что цель активной регенерации – раскалить матрицу сажевого фильтра до 600…650°С. Для этого необходимо изменить работу турбокомпрессора, заглушить систему рециркуляции отработавших газов (EGR), и впрыскивать топливо перед тактом выпуска отработавших газов. Сразу предупредим, ситуация пожароопасная.
Момент, когда необходим активный прожиг, выбирает электроника. Не спонтанно, а руководствуясь данными датчиков:
- Сенсор температуры выхлопных газов. (их два – один смонтирован на входе в фильтрующий элемент, второй – на выходе).
- Датчик дифференциального давления. Измеряет разницу давлений между входом и выходом.
Запускается активный прожиг по-разному. На одних автомобилях (например, на VW) это происходит незаметно для водителя и вне зависимости от того, находитесь ли вы в городе и на трассе, на других (например, у Toyota) – засветится лампа, что необходимо остановиться и нажать специальную кнопку.
Все же сравнивать автомобили по алгоритму срабатывания электроники не стоит. Так у того же VW есть предаварийный режим, который мы описывали (иконка DPF). Разница только в том, что владельцу VAG-овской продукции необходимо выехать на трассу и ехать, пока лампа не потухнет, а Toyota все сделает сама на месте.
О чем еще стоит поговорить, так это о признаках активной регенерации:
- Увеличивается температура двигателя.
- Растет расход топлива.
- Возрастает температура масла.
- Раскаленная банка начинает громко цокать, что хорошо слышно снаружи.
- Цвет выхлопа приобретает густой белый оттенок.
- На холостых оборотах двигатель начинает «басить».
Режим «Check Engine» +…
На некоторых машинах производитель предусматривает аварийную регенерацию. Обычно чтобы ее запустить, счетчик сажи должен насчитать некоторое пороговое значение (у VAG это не менее 58 гр.), а компьютер – войти в режим «чека».
Запуск такой программы очистки возможен только на СТО. Часто эту процедуру называют сбросом ошибки Diesel Particulate Filter Restricted/Clogged MIL ON или принудительным прожигом сажевого фильтра, который мало чем отличается от тойотовской модели запуска активной регенерации через кнопку.