Классы антифриза
Охлаждающие жидкости делятся на:
- Солевые;
- Гликолевые;
- Спиртовые;
- Глицериновые;
- Для систем отопления.
В основе солевого антифриза используется соляная кислота или обычная кухонная соль – хлорид кальция или натрия. Доля этих веществ составляет 25%, что обеспечивает для антифриза на основе солей выдерживать низкие температуры до – 20 °С. Повышение содержании до 30% гарантирует сохранность двигателя в условиях с морозом до – 55 °С. Более слабые 20% жидкости на основе соляной кислоты используются в среде с наиболее низким показателем до -35°С.
Опасность соляных антифризов в том, что для сплава латуни, меди или алюминия при вскипании усиливается коррозия от накапливаемых на решетках солей, катализирующих процесс разрушения металла. Также способствует коррозии высокая температура.
В основе гликолевых антифризов используется три-, ди- и моноэтиленгликоль. Данные охлаждающие жидкости производятся в подавляющем большинстве продукции отечественных марок. В зависимости от процентного содержания активного вещества в воде температурные режимы для двигателей с таким раствором могут вирироваться в диапазоне от 0 °С до -65 °С.
Их преимущество в том, что замерзая, не изменяют свой объем, превращаясь в кашицеобразный состав. При добавлении свыше десятка иных присадочных компонентов антифриз станет высококачественной охлаждающей жидкость. Отсутствие хоть одной из этих присадок спровоцирует гибель движка или помпы.
Особенность спиртового раствора заключается в низкой точке замерзания, однако по сравнению с этиленгликолевыми составами не способны вызывать снижение температуры водного охлаждающего средства. Наиболее частая сфера применения – в качестве стеклоочистительной жидкости или для пневмотормоза. Исключается применение в системе двигателя из-за свойства спиртов воспламеняться при повышенных температурах.
На основе глицерина получают раствор, характеризующийся низкой температурой замерзания. Максимальная граница ля таких составов – -40 °С. При отрицательных показателях термометра данные жидкости превращаются в гелеобразную массу. Из-за высокого расхода в качестве охладителя для мотора менее популярны, чем этиленгликолевые аналоги.
Антифризы для отопительных систем производятся на основе глицерина и пропиленгликоля. Особенность этих веществ в низшем показателе токсичности, чем у этиленгликолевых растворов. Стоимость таких охлаждающих жидкостей несколько дороже последних.
В чем разница цветов антифриза
В РФ широко распространены составы синего, красного и зеленого цветов. Окрас ничего не говорит о температуре замерзания или кипения. Однако многие компании при помощи красителей указывают на используемый набор улучшающих добавок. Один из примеров — российский ТОСОЛ, он бывает синего и красного цвета.
ТОСОЛ красного цвета рассчитан на минимальную температуру -65 градусов. Однако это максимальный порог, а нормальные условия эксплуатации для данной модификации — до -50°С. Для жидкости синего цвета максимальные показатели составляют -40 градусов. В составе подобных средств только химические присадки.
Антифризы зеленого цвета с маркировкой G11 считаются более эффективными и современными, чем синие. Помимо химии в них присутствует органическая добавка — карбоновая кислота. Такое сочетание заметно снижает проявления коррозии, но и повышает стоимость автохимии. Если в продаже встречается продукция G11+ или G11++, в ней еще больше органических присадок. Она является более современной модификацией G11.
Красным цветом обладают органические антифризы G12 с минимальным содержанием химии. В них добавляются присадки нового поколения, не осыпающиеся со временем. В продаже есть гибрид жидкостей G11 и G12, выпускаемый с маркировкой G12++. Он примерно на 15 процентов состоит из химических силикатов, остальная часть — карбоновая кислота.
Фиолетовый хладагент относится к классу лобридных и изготавливается из пропиленгликоля. Эта основа считается более экологичной и дорогостоящей, чем этиленгликоль. Но присадки не отличаются от прошлых поколений, снова используется сочетание химии и органики. На упаковке с фиолетовой или желтой жидкостью указывают маркировку G13.
Цвет антифриза – как влияет эта характеристика на свойства и работу охлаждающей жидкости?
В большей степени, цвет хладогена – это различительная характеристика. Сегодня, производители не используют цветовую классификацию, хотя некоторые компании остаются верны этому принципу.
К примеру, компания Volkswagen выпускает антифризы, различающиеся по цвету, а также, имеющие разные условия использования. Если соотносить цвет и класс жидкости, то можно выделить такие параметры:
- G11 – в большинстве случаев, антифриз имеет зеленый оттенок, может быть синим;
- G12 – желтый или красный (иногда бывает ярко-оранжевым)
- G13 – фиолетовый, иногда желтый.
Другие компании тоже используют цветовой принцип, но не всегда придерживаются указанной схемы. Фактически, разные цвета используются для того, чтобы водители могли различать антифризы. Есть и такие компании, которые просто используют разные оттенки для привлечения внимания покупателей, хотя качество и характеристика продукта одинаковые. Здесь можно отметить бренд «Сибирия» или антифризы «Felix».
Можно ли смешивать антифриз разных цветов
Главное правило при смешивании антифризов – проследить за соответствием стандарта. При этом не обязательно, чтобы жидкости выпускались одним производителем. Достаточно убедиться в качестве используемого продукта и доливаемого раствора. Если применяется жидкость класса G13, то непременно смешивать ее необходимо с любым продуктом класса G13.
Смешивание антифризов разного цвета допускается при соответствии одному классу. Для примера: жидкость класса G11 производится в синем и зеленом цвете, Тосол – красного или синего цвета. Допускается смешивание одного класса красного и синего Тосола, или жидкости типа G11 синей с зеленой. Антифризы класса G13 производятся в оранжевом и фиолетовом цвете, поэтому их также можно соединять без последствий для мотора.
У охлаждающих жидкостей G11 и G12 в составе этиленгликоль, а для производства антифриза по стандарту G13 применяется пропиленгликоль. Это одноатомные разные по своей сути спирты, смешивать которые не допускается. Так как первые две группы бывают зелеными и красными, а вторые оранжевыми или фиолетовыми, то смесь желтого с зеленым или красным, а красного с фиолетовым или оранжевым антифризом для автомобиля будет опасным.
Советы по доливке ОЖ
В заключение этой статьи приведем несколько рекомендаций по добавлению антифриза в систему охлаждения.
Основные моменты:
- При доливе / смешивании охлаждающей жидкости используйте продукт из той же емкости. Например, вы покупаете большую канистру и заливаете определенное количество в систему охлаждения двигателя. После этого емкость следует хранить в багажнике или дома и пополнять по мере необходимости. Когда закончится подпиточная жидкость, рекомендуется промыть контур и добавить новый антифриз.
- Для автомобилей с радиатором из меди / латуни и двигателей с чугунными блоками дополните систему G11 (зеленым или синим). Это вообще рекомендуется для отечественных автомобилей ВАЗ.
- Любой антифриз можно смешивать для кратковременного использования. Единственное исключение — TOSOL, который нужно использовать отдельно. Также отказ от использования G11 и G It вместе связан с особенностями состава и опасными химическими реакциями, которые могут происходить внутри. При смешивании образующаяся охлаждающая жидкость теряет свою эффективность и / или разрушает резиновые элементы в системе.
- Если необходимо было смешать разные виды антифриза, долго ездить на машине не стоит. Если возможно, немедленно промойте систему и замените охлаждающую жидкость, рекомендованную производителем автомобиля.
- В экстремальных ситуациях, когда вы не знаете тип охлаждающей жидкости и ее уровень ниже допустимого, следует долить дистиллированную воду (до 0,2 литра) или антифриз G12 +. Эти жидкости можно смешивать с любыми марками.
- G12 или G12 + в оттенках оранжевого / розового следует использовать для алюминиевых или «легкосплавных» двигателей, устанавливаемых на многие современные автомобили. Для более новых автомобилей рекомендуется более совершенный антифриз G13 или G12 ++. Более подробную информацию об этом можно найти в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля.
Следование этим рекомендациям позволяет продлить срок эксплуатации двигателя и избежать преждевременного ремонта.
Можно ли смешать антифризы разных марок
ОЖ разных марок можно смешивать при условии, что у них схожий состав, также входят в одну группу. Если нет уверенности в схожих параметрах доливаемого и используемого антифриза, тогда не стоит подвергать риску систему охлаждения.
Смешивая жидкости разных составов, можно получить негативную реакцию. А именно:
- В системе охлаждения возможно появление отложений, ведущих к образованию смеси с еще более низкими рабочими свойствами. Присадки различных марок антифризов могут вступать в реакцию. Консистенция ОЖ может измениться, например, загустеть, что приведет к ухудшению циркуляции ее по системе. Это ведет к засору патрубков и перегреву моторной смазки и самого двигателя. Для устранения такой проблемы потребуется полностью слить жидкость, заменить патрубки, промыть систему и заполнить ее свежим антифризом.
- Вещества из разных марок антифризов, при смешивании могут нейтрализовать работу друг друга. В случае возникновения ситуации, когда все же пришлось смешать их, обязательно потребуется слить смесь, промыть патрубки и радиатор. После чего залить свежий антифриз.
- При смешивании различных по составу ОЖ увеличивается вероятность вспенивания антифриза. Пена накапливается в расширительном баке и патрубках системы. Исправить ситуацию добавляя антипенные присадки не получится. Потребуется вмешательство специалистов автосервиса для промывки системы, после чего нужно залить свежую охлаждающую жидкость.
Чрезмерный засор патрубков системы охлаждения ведет к таким последствиям:
- быстро изнашиваются подшипники;
- перегревается и выходит из строя помпа;
- перегрев ГБЦ и других агрегатов мотора, что ведет к ее деформации и разрушению.
То есть последствия смешивания могут быть крайне серьезными, следовательно, не стоит подвергать такому риску автомобиль. А при возникновении такой необходимости, следует учитывать состав ОЖ.
Что такое антифриз и для чего он нужен
Жидкость выполняет две основные функции, в первую очередь она охлаждает двигатель, способный нагреваться до температуры выше 100 градусов. Также антифриз не замерзает при низких температурах. Даже средство со средними показателями выдерживают до -40 градусов Цельсия.
Современная продукция чаще всего производится на основе двухатомного спирта — этиленгликоля. Также применяется пропиленгликоль, стоимость которого выше, однако он выделяет меньше токсических веществ. Чистый этиленгликоль замерзает уже при -12,5 градусах. В результате температура замерзания снижается до -75°С. Обычно содержание воды составляет не менее 35%, производители могут менять пропорции смешиваемых компонентов, чтобы добиться нужных параметров.
Водный раствор этиленгликоля способен вызывать появление коррозии на металлических деталях. Поэтому обязательно добавляют присадки, препятствующие образованию ржавчины, вспениванию и кавитации. Эти добавки также называют ингибиторами коррозии.
Большинство производителей для изготовления используют готовые концентраты от одного бренда. Многие закупают сырье у компании BASF, поэтому основная часть представленной в продаже продукции имеет схожий состав. Охлаждающие жидкости из разных ценовых категорий всегда отличаются по качеству.
Существует мнение, что для определения совместимости антифризы окрашивают в разные цвета. На самом деле цвет на состав не указывает, например, в США охлаждающие жидкости часто имеют зеленый цвет. Общей классификации нет, а при пробое бака можно сразу заметить утечку цветного вещества, обладающего флюоресцентными свойствами.
Можно ли смешивать антифризы разных марок и производителей
Изначально любая охлаждающая жидкость — прозрачного цвета, красители производитель добавляет, чтобы сделать свой продукт узнаваемым. Поэтому хладагенты разного цвета могут иметь одинаковые свойства. Точно также вещества одного цвета возможно будут различаться по характеристикам. После смешивания ценные присадки могут опасть в осадок и утратить свои свойства. Не стоит смешивать разные цвета наугад, не убедившись, что их характеристики совпадают.
У каждого автоконцерна есть свои предпочтения относительно антифриза. Система охлаждения может выполняться из различных материалов, которые подбираются под конкретную марку и модель автомобиля. Также подбор подходящего средства зависит от климатических особенностей местности.
Внимание!
Не рекомендуется смешивать антифризы разных марок и производителей, если вы не уверены, что их составы и присадки идентичны и подходят друг другу.
Важно помнить, что любой антифриз имеет срок использования. Если он прошел, требуется замена, и доливать к старому новый бесполезно
От постоянного воздействия высоких температур антикоррозионные добавки теряют эффективность и выпадают в виде шлама. Поэтому в составе жидкости появляются мелкие частицы, смешанные со ржавчиной. Эти частицы засоряют систему, что вызывает перегрев мотора. При этом система отопления напротив, не может работать на полную мощность.
Поэтому заменять охлаждающую жидкость нужно не реже, чем указывается в инструкции к автомобилю. Если планируется ремонт, например, замена ремня ГРМ, придется заново заливать и хладагент. Лучше не экономить и утилизировать старую жидкость. Перед заливкой нового средства необходимо произвести промывку системы, используя специальный очиститель. Он удалит осадок и следы ржавчины, поэтому после смены антифриза присадки не прореагируют.
Нельзя забывать о том, что используемую для промывки воду нельзя выкачать до конца. Поэтому вначале всегда наливают концентрированный антифриз, а затем уже воду. Количество концентрата рассчитывают, исходя из объема бака. Например, если его емкость 10 литров, половину объема должна занимать концентрированная жидкость.
Нет смысла применять чистый концентрат, так как без воды он замерзает уже при -15 градусах. Если смешать концентрированную жидкость с водой, она будет выдерживать до -65 °С. Но в российских условиях достаточно и защиты от -40 °С.
Что делать, если в системе осталось мало антифриза
Если уровень охлаждающей жидкости снизился не более, чем на 200 мл, а под рукой нет сочетаемого средства, есть выход. Можно в качестве временной меры долить дистиллированной, либо простой воды, пропущенной через фильтр. Получается, что вода заменяет испарившуюся при возникновении чрезмерного давления. При этом соотношение числа присадок не меняется, и свойства антифриза сохраняются. Но после поездки придется сменить весь антифриз.
Когда нужно долить большое количество жидкости, лучше не экспериментировать и поменять ее полностью. Можно добавить средство с другой маркировкой, например, G12. Она считается более-менее универсальной, как и ее подвид — G12++. Если жидкости сочетаются, после смешивания состав не должен мутнеть или приобретать странный цвет. Нужно также убедиться, что не появился осадок. В ином случае придется подобрать более подходящий антифриз.
Удобно использовать универсальные средства, которые подходят для любых автомобилей. К их числу относится Liqui Moly Kuhlerfrostschutz KFS-2001. Но данный вариант также не рассчитан на смешивание с другими продуктами. Его заливают после слива предыдущего хладагента.
Совместимость антифризов между собой
Разобравшись со существующими спецификациями и их особенностями можно перейти к вопросу о том, какие антифризы можно смешивать, и почему некоторые из перечисленных типов вообще нельзя мешать. Самое основное правило, о котором нужно помнить — допускается доливание (смешивание) антифризов, принадлежащих не только к одному классу, но и выпущенных одним производителем (торговой маркой). Оно обусловлено тем, что несмотря на схожесть химических элементов, все же различные предприятия используют в своей работе разные технологии, процессы и присадки. Поэтому при их смешивании могут произойти химические реакции, результатом которых станет нейтрализация защитных свойств полученной охлаждающей жидкости.
Антифриз для доливания | Антифриз в системе охлаждения | |||
G11 | G12 | G12+ | G12++ | G13 |
G11 | ||||
G12 | ||||
G12+ | ||||
G12++ | ||||
G13 |
Обратите внимание, что некоторые классы антифризов в принципе несовместимы друг с другом! Так, например, нельзя смешивать ОЖ классов G11 и G12. В то же время допускается смешивание классов G11 и G12+, а также G12++ и G13. Здесь стоит добавить, что доливание антифризов различных классов допускается лишь для эксплуатации смеси непродолжительное время
То есть, в тех случаях, когда нет подходящей для замены жидкости. Универсальным советом является возможность долить антифриз типа G12+ или дистиллированную воду. Но при первой возможности следует выполнить промывку охлаждающей системы и заливание ОЖ, рекомендуемой производителем
Здесь стоит добавить, что доливание антифризов различных классов допускается лишь для эксплуатации смеси непродолжительное время. То есть, в тех случаях, когда нет подходящей для замены жидкости. Универсальным советом является возможность долить антифриз типа G12+ или дистиллированную воду. Но при первой возможности следует выполнить промывку охлаждающей системы и заливание ОЖ, рекомендуемой производителем.
Также многих интересует совместимость «Тосола» и антифриза. Сразу ответим на этот вопрос — смешивать эту отечественную ОЖ с современными новыми охлаждающими жидкостями НЕЛЬЗЯ. Это обусловлено химическим составом «Тосола». Не вдаваясь в подробности, следует сказать, что эта жидкость в свое время разрабатывалась для радиаторов, сделанных из меди и латуни. Именно так поступали автопроизводители в СССР. Однако в современных иномарках радиаторы изготавливают из алюминия. Соответственно, для них разрабатываются специальные антифризы. А состав «Тосола» вреден для них.
Не забывайте, что на любой смеси, даже той, которая не причинит вреда охлаждающей системе двигателя автомобиля, долго ездить не рекомендуется. Это обусловлено тем фактом, что смесь не выполняет защитных функций, которые возложены на антифриз. Поэтому со временем система и ее отдельные элементы могут покрыться ржавчиной, или постепенно вырабатывать свой ресурс. Поэтому при ближайшей возможности нужно выполнить замену охлаждающей жидкости, предварительно промыв систему охлаждения соответствующими средствами.
Чем промыть систему охлаждения двигателя?
Список средств для очистки системы охлаждения двигателя. Чем лучше промыть, а чем не стоит чистить радиатор и всю СО Подробнее
В продолжении темы промывки системы охлаждения стоит вкратце остановиться на использовании концентрата. Так, некоторые производители автомобильной техники рекомендуют выполнять многоэтапную очистку с помощью концетрированного антифриза. Например, компания MAN после выполнения промывки системы чистящими веществами рекомендует на первом этапе выполнить очистку 60% раствором концентрата, а на втором — 10%-м. После этого залить в охлаждающую систему уже рабочую 50% охлаждающую жидкость.
Однако технически более грамотно будет использовать и смешивать те антифризы, которые соответствуют допускам производителя вашего авто (а не те, которые были приняты Volkswagen, и ставшими у нас практически стандартом). Сложность здесь заключается, во-первых, в поиске непосредственно этих требований. А во-вторых, не на всех упаковках антифриза указывается, что он поддерживает определенную спецификацию, хотя это и может иметь место. Но по возможности руководствуйтесь именно правилами и требованиями, установленными производителем вашего автомобиля.
Как разбавить антифриз дистиллированной водой
Снижение уровня антифриза в охладительной системе двигателя то частое явление. Вариант покупки нового средства будет чреват существенными денежными вложениями, а применение небольших портативных порций не сулит мотору долгой жизни. Единственный экономный вариант – это разведение антифриза дистиллированной водой. Со временем такая добавка испаряется.
Оптимальной пропорцией дистиллята и этиленгликоля является соотношение 1:1 или в меньшей доле воды. При этом не стоит заливать большое количество дистиллированной жидкости в преддверии зимы, поскольку полученная смесь не сможет защитить от низких температур. Необходимо позаботиться о полной смене жидкости. В небольших количествах дистиллированная вода «погоды» в системе не сделает, заменять ее не обязательно. При добавлении дистиллята химический состав начального антифриза не изменяется, сохраняя охлаждающие свойства.
Как отличить тосол от антифриза?
Несмотря на единую сферу применения, тосол и антифриз имеют отличия в своём составе и характеристиках. Эти показатели существенно влияют на их эксплуатационные возможности и силовой агрегат автомобиля.
Таблица 1 – Сравнение хладагентов
Параметры | Тосол | Антифриз |
Производитель | Охладитель был разработан отечественными специалистами. Применяется в странах СНГ. | Западная разработка, получившая признание многих автомобилистов в нашей стране. |
Химический состав | Жидкость создана на основе двух компонентов: дистиллированная вода и этиленгликоль. | Главные компоненты: пропиленгликоль, спирт, этиленгликоль и дистиллированная вода. |
Разновидности | Создана единственная формула, которая может отличаться процентным соотношением основных химических веществ. Для повышения качества могут использоваться присадки на неорганических кислотах. | Типы: G 11 (зелёный) – на основе силикатных и органических веществ. G 12 (красный) – на основе органики и карбоновых кислот. G 12+ – комбинирование органики и синтетических веществ. G 12++ – синтетическая основа. G 13 – новое поколение экологических антифризов отлично защищающие систему охлаждения. |
Ресурс | Замена жидкости требуется через 30-40 тысяч километров (1-3 года) с полной промывкой системы охлаждения. | Замену проводят через 100-200 тысяч километров (5-10 лет). В зависимости от типа. |
Особенности | Образует на внутренних деталях двигателя тонкий до 0,5 мм защитный слой. Это может снизить теплоотдачу и повысить расход топлива. Жидкость довольно агрессивна, может создавать осадок, что негативно сказывается на работе и ресурсе двигателя. | Органические присадки предотвращаются пенообразование, выпадение осадка хладагента и защищают от коррозии деталей системы охлаждения. Продуманный химический состав обеспечивает хорошую теплоотдачу и положительно сказывается на ресурсе силового агрегата. |
Приведённые параметры в таблице позволяют получить главные представления о составе, характеристиках и особенностях охлаждающих жидкостей.
Заключение
В статье мы рассмотрели вопрос, который волнует многих автомобилистов: какой антифриз можно смешивать между собой, а какой не стоит
Важно помнить два ключевых правила:
- При смешивании антифриза главное не цвет жидкости, а ее химический состав.
- Антифриз или тосол класса G12 и G11 смешивать категорически не рекомендуется во избежание поломки двигателя.
https://www.youtube.com/watch?v=du953ZBORQsVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Антифриз красный — зеленый — синий. В чем разница? (https://www.youtube.com/watch?v=du953ZBORQs)
А вы пробовали смешивать между собой различные антифризы?
Как вам статья?
Мне нравится2Не нравится2