Устройство, принцип работы климат контроля в автомобиле

Преимущества и недостатки

Перед окончательной покупкой опции для автомобиля необходимо ознакомиться со всеми плюсами и минусами. Среди преимуществ выделяют:

  • автоматическая стабилизация климата внутри салона автомобиля, что возможно благодаря сложной конструкции и большому количеству датчиков;
  • возможность гибкой настройки многих параметров и обеспечения максимально комфортного климата, особенно актуально для многозонных систем;
  • экономия топлива, поскольку система работает только в периоды отклонения температуры от нормы, а человеку не нужно следить за работой оборудования;
  • быстрая стабилизация климата внутри автомобиля после открытия окон или дверей благодаря чувствительным датчикам.

Несмотря на большое количество преимуществ, у климат-контроля есть существенные недостатки. К ним относят высокую стоимость оборудования для установки системы, а также дороговизну обслуживания техники. Самостоятельный ремонт или восстановление работы практически невозможно осуществить из-за сложности конструкции.

Цена на климат-контроль постепенно снижается. Изначально опцию использовали исключительно в дорогих автомобилях, после чего производители начали разрабатывать массовые решения. Чем больше растет спрос, тем ниже стоимость оборудования и лучше функциональность. С помощью климатической системы водители могут забыть о потребности регулировать температуру вручную, поскольку все действия выполняются автоматически.

Климат-контроль не работает

Встроенная самодиагностика системы позволяет провести тестирование автомобиля, и выявить причину неисправностей. Самодиагностику и небольшой ремонт, владелец может провести самостоятельно, если у него есть нужные навыки. Но, если самодиагностика не предусмотрена комплектацией, лучше обратиться в автосервис.

Алгоритм проведения самодиагностики индивидуален для каждого автомобиля. В инструкции по эксплуатации можно посмотреть, как проводится процедура. Рассмотрим, какие виды ремонта автовладелец может произвести самостоятельно:

  1. При неработающем компрессоре, проверяется предохранитель. Он расположен в монтажном блоке под капотом авто. Часто перегорает вставка плавкая, которую нужно заменить. При ее повторном сгорании, нужно искать причину в электрической цепи.

  2. В вентиляторе могут окислиться контакты проводки. Их достаточно зачистить и промазать токопроводящей пастой.

  3. Могут износиться щетки двигателя, которые заменяются новыми.

  4. При обнаружении трещин на радиаторе кондиционера, его необходимо заменить, или отремонтировать на СТО.

  5. Часто причиной неисправности блока климат-контроля, становится отслаивание дорожек пайки. Припайка всех разъемов, контактов экрана, ножек микросхемы устраняет эту проблему.

  6. Ремонт двигателя, привода заслонок – дело очень трудоемкое. В автомобиле установлено не меньше четырех заслонок, и существует более сотни их положений. Поэтому, лучше провести полную компьютерную диагностику системы, чтобы найти неисправный узел.

Следует помнить, что неквалифицированный ремонт может повлечь зо собой еще большие повреждения и денежные затраты.

Типы КК

В первую очередь системы климат-контроля отличаются по зональности. Различают КК с количеством зон от 1 до 4.

Подача воздуха в многозонной системе климат-контроля.

Самый простой тип КК – однозонный. Он контролирует температуру воздуха в передней части салона – на местах водителя и переднего пассажира. Заднее сидение остается вне контроля.

Двухзонный – это улучшенный вариант однозонного. Он также контролирует только переднюю части салона, но делит пространство на 2 части – водительское и переднего пассажира, которые могут установить для себя разные показатели температуры.

КК с тремя и четырьмя зонами более комфортны для пассажиров, так как включают в систему заднее сидение. В первом случае в отдельную зону выделяют все заднее сидение, в последнем – делят его также на 2 части.

Климат-контроль совершеннее простого автокондиционера и имеет от него ряд отличий. Функции кондиционера – охлаждение и осушение воздуха.

Обратной связи он не имеет, поэтому водитель сам регулирует подаваемый воздух, устанавливая его холоднее или теплее. У КК обратная связь есть.

При этом подача воздуха разделяется на разные потоки, позволяя по-разному строить схему обогрева.

У многозонный систем климат-контроля значительно больше режимов работы, чем у однозонных.

Что такое климат-контроль в автомобиле

Используя ряд датчиков, система климат-контроля постоянно измеряет температуру воздуха в салоне. Отсюда можно определить, насколько холодным или горячим должен быть воздух, закачиваемый в кабину, чтобы поддерживать желаемую температуру, установленную водителем.

Другими параметрами, которые система может регулировать, являются скорость вентилятора и настройки рециркуляции (поступает ли свежий воздух снаружи или рециркулируемый воздух в кабину).

Многие автомобили теперь имеют двух- или трёхзонный (иногда называемый многозонным) климат-контроль, в котором автомобиль может поддерживать две или три отдельные температурные зоны. Например, у водителя может быть установлена ​​зона климат-контроля на 23 градуса, для пассажира – на 18 градусов, а для задней части автомобиля – на 25 градусов.

Двухзонный климат-контроль – это процесс разделения салона автомобиля на секции или зоны, и каждая секция может иметь отдельную настройку кондиционирования воздуха.

Климат-контроль является частью системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, которая также контролирует размораживание ветровых стёкол, обогрев руля и сидений. Большинство автомобильных систем климат-контроля могут быть описаны как использующие датчики и ECU для добавления дополнительных функций к базовой системе кондиционирования автомобиля. Датчики измеряют температуру внутри и снаружи автомобиля, поэтому система может автоматически настраиваться для поддержания постоянной температуры внутри автомобиля независимо от температуры снаружи.

Датчики также проверяют воздух на наличие нежелательных частиц, чтобы очистить воздух, удалить запахи и отрегулировать влажность, прежде чем она попадёт в пассажирский салон. Ниже описаны несколько типов систем, каждая из которых использует преимущества, перечисленные выше. Усовершенствованная система климат-контроля может иметь более одного компрессора в отсеке двигателя.

Панель управления КК

Двухзонный климат-контроль

Для водителя и переднего пассажира предусмотрены отдельные элементы управления, позволяющие им иметь разную температуру и скорость вращения вентилятора, если это необходимо. Это в конечном итоге приведёт к тому, что вся левая и правая стороны автомобиля будут иметь разные кондиционеры. Элементы управления для обеих зон находятся на приборной панели, где вы обычно находите элементы управления кондиционером.

Трёхзонный климат-контроль

Для водителя, переднего пассажира и заднего сиденья предусмотрены отдельные органы управления. Это позволяет пассажирам на задних сиденьях автомобиля иметь свои собственные настройки независимо от двойных настроек спереди. Органы управления климат-контролем на задних сиденьях обычно расположены в задней части центральной консоли. Для транспортных средств, таких как минивэны, большие кроссоверы или внедорожники с третьим рядом сидений, настройки третьего сиденья обычно используются для третьего ряда.

Четырёхзонный климат-контроль

Для водителя, переднего пассажира предусмотрены отдельные элементы управления, а заднее сиденье разделено на две части с отдельными элементами управления для каждой половины, что позволяет четырём пассажирам пользоваться своими собственными настройками климат-контроля. Если в автомобиле пять пассажиров, человек, сидящий посередине заднего сиденья, будет наслаждаться сочетанием левого и правого заднего положения.

Из-за различных зон вентиляционные отверстия расположены в нескольких местах вокруг салона автомобиля. В дополнение к обычному расположению вентиляционных отверстий на приборной панели, эти дополнительные вентиляционные отверстия могут быть расположены в задней части центральной консоли (над элементами управления задним сиденьем), в стойках b и на крыше автомобиля.

Четырёхзонная система

Что делать, когда не работает климат-контроль?

При проявлении признаков неисправности рекомендуется провести тестирование устройства при помощи алгоритмов встроенной самодиагностики. Если владелец не знает, как провести процедуру или она не предусмотрена конструкцией, то эксплуатация климата запрещается. Требуется обратиться в сервис для проведения обслуживания и ремонта.

Самостоятельная диагностика системы

Ряд автомобилей оснащается встроенной самодиагностикой системы. Примером может служить климат автомобиля Kia Soul, который тестируется удержанием кнопки Off и частыми нажатиями на клавишу Mode. На экране включится двузначное число, указывающее на исправность системы или наличие ошибок.

Результат диагностики — ошибки не найдены

На других автомобилях используется свой алгоритм запуска самодиагностики климатической системы. Информацию об особенностях проведения процедуры можно найти в инструкциях по эксплуатации.

Возможна проверка климата сканером ошибок. Подобную процедуру проводят в специализированном сервисе, поскольку в личном владении сканирующие приборы почти не встречаются.

Ремонт климат-контроля своими руками

Владелец может самостоятельно ремонтировать климат-контроль, основываясь на результатах самодиагностики или проверки тестовым компьютером. Для замены узлов необходимо разбираться в конструкции автомобиля и иметь необходимые навыки и инструмент. Неквалифицированное вмешательство приведет к еще большим повреждениям и дорогостоящему ремонту.

Выполнение ремонта:

  1. При внезапной остановке компрессора рекомендуется проверить предохранитель, расположенный в подкапотном монтажном блоке. Плавкая вставка заменяется на деталь аналогичного номинала. Если происходит повторное сгорание, то следует искать неисправность в электрических цепях. Запрещается установка более мощных предохранителей или «жучков», поскольку это может привести к возгоранию.
  2. Окисление контактов проводки вентилятора или износ щеток двигателя. Вентилятор климатических установок снимается без особых сложностей. Контакты очищаются и промазываются специальной токопроводящей пастой. Щетки заменяются на новые, подходящие по размеру.
  3. Неисправности блока управления можно попробовать исправить пропаиванием дорожек на печатных платах, которые часто отслаиваются от перепадов температуры. Встречаются растрескивания мест припаивания регуляторов. Повреждения можно обнаружить при внимательном осмотре через увеличительное стекло.
  4. Немного сложнее ремонт двигателей приводов заслонок, которые расположены в глубине приборной панели. Для доступа к ним потребуется снятие ряда элементов — бардачка, боковых крышек и т. д. Снятый моторедуктор разбирается, поврежденные детали заменяются аналогичными. Если таких узлов найти не удалось — то редуктор меняется на новый.

Ремонт компрессора или вентилятора рекомендуется проводить в специализированных сервисах, которые заправят систему климат-контроля и полноценно протестируют работу всех узлов.

Профилактика неисправностей системы

Регулярное профилактическое обслуживание резко снижает риск поломки климатической установки:

  1. Нужно контролировать давление хладагента и при необходимости заправлять его до нормы. Рекомендуется проводить проверку в начале летнего сезона.
  2. При повреждении уплотнительных колец или радиатора используется специальная добавка в хладагент. Средство просачивается через неплотности и обнаруживается при освещении деталей ультрафиолетовой лампой.
  3. Заменять салонный фильтр минимум один раз в год. Желательно производить смену каждые полгода.
  4. Периодически промывать систему специальным дезинфицирующим веществом на основе хлоргексидина. Процедура избавит от неприятного запаха, возникающего при работе климат-контроля.

Как работает кондиционер

Поскольку в последнее время наблюдается рост цен на топливо и экономический кризис, многие автолюбители выступают за отмену использования автомобильных кондиционеров. По общей экономии энергии существует множество рекомендаций, и использование встроенного заводского охлаждения – один из основных факторов низкой экономии топлива.

Противники кондиционеров рекомендуют использовать традиционную вентиляцию, представляющую собой входящий в окно воздух. Конечно, эта версия очень непрактична, особенно зимой, когда открытое окно может вызвать грипп и воспаление. Тем не менее чтобы выбрать наиболее подходящее для вас решение, сначала стоит рассмотреть самые распространённые преимущества и недостатки использования кондиционера в автомобиле.

Рекомендуем: Коленвал – что это такое и как он работает?

Активное охлаждение салона с помощью кондиционера может увеличить общее потребление бензина на 10%! Исследования показали, что открытые на проветривание окна при движении со средней скоростью 70 км/ч (или ниже) обеспечат вашему авто максимальную эффективность с точки зрения расхода и комфорта.

В большинстве стандартных ситуаций (проезд по городу, выезд в торговый центр, встреча с друзьями или родственниками) проще всего всегда проветривать автомобиль естественным воздухом, если окружающая среда и температура не будут вызывать у вас дискомфорта или не повлияют на правильное функционирование транспортного средства. Таким образом, с весны до осени вы можете держать окна автомобиля открытыми, когда позволяет тепло, при этом сохраняя расход топлива на максимально низком уровне.

Начнём с хладагента (r134a) внутри системы. Этот хладагент был специально создан для автомобильной промышленности в конце 1980-х годов, и он несколько отличается от бытовых или промышленных хладагентов. Некоторые называют его «Фреон».

Часть газа удерживается под давлением внутри системы. Когда система не работает, хладагент остаётся газом под низким давлением. Оптимальным свойством газа является его способность выходить из горячего состояния, когда он сжимается, а при охлаждении в конденсаторе, расположенном перед радиатором, он превращается в жидкость под давлением, которая затем выпускается через расширительный клапан или диафрагму (небольшое отверстие). Жидкость под высоким давлением мгновенно превращается в пар низкого давления, который создаёт холод внутри испарителя, и в этом случае электродвигатель вентилятора пропускает воздух через него в систему вентиляции и во внутреннюю часть машины.

Сердечник испарителя выглядит как маленький радиатор, который расположен внутри автомобиля. Как только хладагент израсходовал холодный заряд, он собирается в шланг низкого давления и на компрессор, где снова обрабатывается. Хладагент передаётся от одного компонента к другому с помощью шлангов или труб. Шланг со стороны высокого давления соединяет компрессор с конденсатором, от конденсатора до расширительного клапана или трубки с отверстиями, которые расположены перед испарителем. Низкая сторона соединяет испаритель с компрессором. Расширительный клапан или диафрагма выполняют в основном ту же самую работу, система может иметь тот или иной вариант. Расширительный клапан может иметь различный размер в зависимости от температуры, тогда как диафрагма имеет фиксированный размер.

Автокондиционер

Когда пользоваться кондиционером полезно

Если вы превышаете скорость 70-80 километров в час, как это обычно бывает при длительных поездках в другой город, лучше держать окна закрытыми и использовать систему кондиционирования. Открытые окна увеличат расход топлива на целых 20%! Сильный поток воздуха замедляет автомобиль и делает его ещё более нестабильным, не говоря уже о неуклюжем управлении. Но быстро ездить с закрытыми окнами некомфортно, поэтому при движении на более высокой скорости рекомендуется использовать кондиционер.

Помимо кондиционирования воздуха, есть и другие решения, которые позволяют вентилировать автомобиль и поддерживать комфорт внутри него. Во-первых, главный вентилятор автомобиля, если он выведен в салон, может достаточно хорошо проветривать автомобиль и снизить его температуру. Также он может изменить запах в авто, а именно избавить от топливного или уличного «аромата». Лучше всего использовать этот параметр по максимуму, но при желании вы можете выбрать менее интенсивные настройки.

Ещё один очень простой способ – припарковать машину на стоянке или в прохладном месте в тени. В жаркий день вы выиграете с точки зрения комфорта, а расход топлива будет снижен.

Отличие климатической системы от кондиционера

Устройство климат-контроля представляет собой систему, состоящую из нескольких блоков. Посредством датчиков климатическое оборудование контролирует не только температуру, но и влажность воздуха в машине. В более продвинутых современных моделях климатического оборудования заложено определение и других параметров, таких как радиация от солнечных лучей, аэродинамическое давление при высоком скоростном режиме и температура за бортом. Но, как правило, такие функции редко используются автовладельцами. Если установлен климат-контроль, то у водителя полностью пропадает необходимость отвлекаться от управления транспортным средством на постоянную регулировку температуры.

Климат-оборудование практически полностью исключает возможность простудиться пассажирам автомобиля и создает максимально комфортные условия во время поездки. Поэтому для семей с маленькими детьми, которые особенно восприимчивы к изменениям температурного режима и не имеют крепкого иммунитета – однозначно лучше выбирать климат-контроль.

Чтобы не заболеть, рекомендуется выставлять температуру в машине на 5 градусов ниже уличной, не более.

Климатическое оборудование оснащено блоком управления, который, считывая информацию с внутренних датчиков и датчиков, находящихся за бортом автомобиля, анализирует ее и принимает взвешенное решение, какая температура и влажность воздуха оптимально подойдет пассажирам при данных условиях. При этом водитель еще и экономит на топливе, так как полноценный анализ климат-контроля позволяет избежать ненужного переохлаждения или чрезмерного нагрева температуры воздуха в салоне.

Управление климатической системой более сложное по сравнению с кондиционером, который регулируется вручную буквально двумя кнопочными панелями с изображением снежинки или надписью «А/С». С климат-контролем так просто разобраться не получится. Однако, единожды настроив свое климатическое оборудование, водитель надолго забывает о контроле влажности и температуры воздуха в автосалоне.

Следует сказать, что в большинстве моделей климат-систем есть кнопка Auto, которая необходима для запуска блока управления и начала анализа информации от датчиков. После считывания реальных показателей за бортом автомобиля и в салоне, происходит активация режима подогрева воздуха или его охлаждения. Но все-таки сказать, что все климатические системы идентичны будет неправильным, так как каждый производитель пытается создать свое уникальное оборудование, дополненное специальным неповторимым функционалом.

В холодное время года, климат-контроль грамотно прогревает салон автомобиля, начиная с окон, спускаясь к ногам и в процессе управления машиной – в направлении «на водителя/пассажира».

Важное отличие климатической системы от кондиционера – это способность создавать несколько зон микроклимата в салоне одного транспортного средства. Устройство климат-контроля может быть двух, трех или четырехзонной. То есть, наличие двухзонного климата позволяет создавать различные температурные режимы водителю и пассажиру

То есть, наличие двухзонного климата позволяет создавать различные температурные режимы водителю и пассажиру.

Очевидно, что более удобна в эксплуатации климат-система. Однако она имеет ряд существенных минусов по сравнению с автокондиционером:

  • Высокая цена (как известно, за комфорт нужно платить)
  • Низкая надежность климат-контроля ввиду сложной сборки из различных электронных элементов.
  • Дорогостоящий ремонт в случае поломки ввиду труднодоступности некоторых элементов системы, сложности конструкции и непростой диагностики.

На фоне этих недостатков кондиционер выглядит более надежным и позволяет к тому же сэкономить ваши денежные средства.

Установка кондиционера в автомобиль было настоящим техническим прорывом. Сегодня водитель с трудом может представить себе машину, в которой нет климат-контроля или кондиционера. Это уже неотъемлемая и важная составляющая любого современного транспортного средства.

Выбирая между двумя устройствами, правильно соотносите свои финансовые возможности и потребности. Для поездок с детьми прекрасно подходит климатическая система, способная создать идеальный температурный режим для самых маленьких пассажиров. Если же вы не гонитесь за техническими характеристиками устройства и ваша цель – надежность и простота, тогда сделайте выбор в пользу кондиционера.

Что лучше: климат контроль или кондиционер

Вопрос «Что выбрать: климат-контроль или кондиционер?» может загнать в тупик, ведь и у первого, и у второго есть свои недостатки

Вопрос о том, что лучше взять: автомобиль со старым добрым кондиционером или же более «навороченный» и совершенный вариант, оснащенный климат-контролем, вполне закономерен. Особенно актуальна подобная дилемма для новичков, которые никогда не ездили даже с обычным кондиционером и не могут объективно сравнивать такое оборудование. Но одно очевидно сразу — климат-контроль более удобен в использовании. Стоит лишь однажды выставить комфортные настройки, и максимум комфортабельности на протяжении многих месяцев будет обеспечен. Но так ли все однозначно в данном случае?

На самом деле, есть у автоматики и свои недостатки, способные в итоге повлиять на выбор и перевесить чашу весов с обычным кондиционером. Во-первых, это цена. Она будет значительно выше, если мы говорим о комплектации с климат-контролем. Но это и не удивительно, ведь люди хотят иметь больше комфорта в своем распоряжении, а поэтому почему бы автопроизводителю не заработать на этом сотню-другую? Также не стоит преуменьшать и себестоимость такого оборудования, ведь конструкция климат-контроля более сложная, чем «анатомия» кондиционера.

Вот мы и подобрались к следующему пункту перечня минусов. Имеется в виду надежность и ремонтопригодность сложных систем и электронных помощников в современном автомобиле. Понятно, что огромная часть работы климат-контроля выполняется исключительно за счет взаимодействия электроники. Взять тот же электронный блок управления, которого нет у кондиционера. От его адекватности зависит эффективность всей системы. И, понятное дело, отремонтировать, обслужить более мудреную систему будет порядком сложнее.

Водители часто жалуются на некорректность работы климат-контроля, в частности это относится к регулированию температурного режима в салоне

А вот что касается точности регулирования температурного режима в салоне, то водители часто жалуются на некорректность работы климат-контроля, причем это относится к автомобилям различных марок. Так проблемой оказывается явное несоответствие между задекларированной в ЭБУ температурой и реальной картиной, которую предоставляет вполне исправная система. Например, в жару, при выставлении режима до 24 градусов, телом ощущаются все 26-27. Приходится буквально угадывать и действовать методом тыка, чтобы выяснить необходимую для комфортной езды отметку регулятора.

Часто подобная ситуация возникает из-за дефектного или неудачно расположенного датчика температуры в салоне, в результате чего информация, поступающая в блок управления, идет искаженной. Аналогично может досаждать механический температурный регулятор климат-контроля, который имеет фиксированный шаг. При таком раскладе оптимальный режим, бывает, оказывается в «слепой зоне» -между одним и другим соседними делениями.

Управление климат-контролем зимой

При низких температурах климатическое оборудование машины по большей части работает на подогрев наружного воздуха. В таких условиях влажность воздуха невысока, поэтому печки будет вполне достаточно. Да и отключение кондиционера никак не скажется на эффективности работы климат-контроля.

Всё намного сложнее, когда температура находится на нулевой отметке при дожде со снегом или высокой влажности. В этом случае могут запотеть окна и лобовое стекло. Но блок управления климат-контролем с лёгкостью решит эту проблему, переведя систему в автоматический режим. А чтобы устранить излишки влаги из наружного воздуха, система задействует кондиционер.

Подведем итоги

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что  климат-система в машине имеет целый ряд преимуществ по сравнению с кондиционером. Однако не стоит забывать о более высокой стоимости таких систем. Также автоматическая климатическая система включает в себя большое количество деталей, датчики температуры воздуха и антифриза, активаторы и сервомеханизмы для управления потоками, электронный блок управления и т.д.

Рекомендуем также прочитать, что такое навесное оборудование двигателя

Из этой статьи вы узнаете, какое оборудование является навесным, а также на что обращать внимание при появлении различных шумов и звуков при работе ДВС.. Вполне очевидно, что более сложная конструкция означает меньшую надежность и ресурс

Получается, хотя климат удобнее обычного кондиционера, однозначно ответить на вопрос, “климат” или кондиционер, сложно

Вполне очевидно, что более сложная конструкция означает меньшую надежность и ресурс. Получается, хотя климат удобнее обычного кондиционера, однозначно ответить на вопрос, “климат” или кондиционер, сложно.

Если машина новая и потенциальный владелец готов доплатить, лучше брать версию с климат-контролем. Если же автомобиль старше 5-7 лет, тогда нужно быть готовым к тому, что система может давать сбои и потребует затратного ремонта. В таком случае простой автокондиционер выглядит более привлекательным.

Напоследок отметим, что любая система в автомобиле нуждается в обслуживании. При этом кондиционер или климат не являются исключением. Следует регулярно менять фильтр салона, проверять давление фреона в системе,  при возникновении сбоев осуществлять диагностику и заправку кондиционера в авто и т.д.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий