Как выбрать хороший аккумулятор для автомобиля: какие аккумуляторы лучше и почему

Основные критерии выбора

Итак, вы уже поняли, что старая батарея должна отправиться в утиль

Как правильно выбрать новый аккумулятор для вашего легкового автомобиля, на что обращать первоочередное внимание? Вопрос интересный, поскольку только основных критериев выбора насобирается с десяток, и мы попробуем рассказать о каждом из них

Обслуживаемость

О том, что АКБ подразделяются на два больших класса, более современные необслуживаемые и классические обслуживаемые, знают все. Несмотря на то, что практически все характеристики необслуживаемых батарей гораздо лучше, включая главный – средний срок эксплуатации, немало автомобилистов предпочитают приобретать обслуживаемые батареи – зачастую из-за низкой стоимости, но нередко и из-за возможности выполнения реанимационных процедур, позволяющих исправить допущенные ошибки и продлить срок эксплуатации.

Очевидным минусом необслуживаемых АКБ, кроме более высокой стоимости, является отсутствие толерантности к глубоким разрядам – достаточно нескольких таких ситуаций, и батарею можно выбрасывать. А ведь случаются ситуации, когда проконтролировать это невозможно. Скажем, вы поставили машину в гараж, но забыли выключить лампу освещения салона. Вот вам и экстраординарный случай, грозящий полным выходом из строя вроде бы не старого аккумулятора.

Стоит также обратить внимание на AGM и гелевые аккумуляторы, в которых вместо жидкого электролита используется абсорбированный или гелеобразный. Относясь к категории необслуживаемых батарей, они лишены многих недостатков кальциевых аналогов

Ёмкость

Большинство водителей при выборе нового автоаккумулятора в первую очередь обращают внимание на его ёмкость. Под этим термином понимается способность батареи выдавать определённое количество ампер за единицу времени (60 минут), то есть её способность накапливать электроэнергию, которая впоследствии используется для питания стартера и других целей

В руководстве пользователя всегда приводится минимальная ёмкость АКБ, необходимая для конкретной модели, так что выбирать батарею с меньшим значением однозначно не стоит. С большим – допустимо, поскольку, чем выше ёмкость, тем лучше. Но здесь всё упирается в габариты устройства. Слишком мощные аккумуляторы просто не поместятся на площадке, так что максимум, на что можно рассчитывать – это номинал, увеличенный на 5, в редких случаях 10 А*час.

Стоит учесть и тот фактор, что генератор тоже рассчитан на зарядку аккумулятора, ёмкость которого соответствует модели автомобиля, и при значительном превышении этого показателя батарея будет недозаряжаться.

Пусковой ток

Величина пускового тока относится к параметрам, которые обязательно указываются на этикетке автоаккумулятора, но при выборе АКБ для автомобиля отнюдь не все автовладельцы обращают внимание на эту характеристику. И совершенно зря, особенно если ваше место проживания характеризуется холодным климатом

Пусковой ток – это предельная величина заряда, которую может обеспечить батарея на протяжении 15–30 секунд при температуре воздуха -18° С. Так что чем выше это значение, тем легче будет осуществляться пуск силового агрегата при отрицательных температурах

И совершенно зря, особенно если ваше место проживания характеризуется холодным климатом. Пусковой ток – это предельная величина заряда, которую может обеспечить батарея на протяжении 15–30 секунд при температуре воздуха -18° С. Так что чем выше это значение, тем легче будет осуществляться пуск силового агрегата при отрицательных температурах.

По этому параметру верхних ограничений нет – чем выше показатель, тем лучше, лишь бы хватило денег.

Лучшие свинцово-кислотные АКБ

Mutlu Calcium Silver

Открывает наш рейтинг-2020 лучших аккумуляторов 60-амперная модель Calcium Silver, стоящая в пределах 5000 рублей.

Турецкий бренд Mutlu несколько последних лет предлагает модели, пользующиеся большой популярностью среди отечественных автовладельцев. Линейка Calcium Silver пришла на смену не менее востребованной серии Silver Evolution.

Обладая приличным током зарядки (540 А), эта АКБ, как следует из названия, имеет электроды, легированные серебром. Именно это обстоятельство и принесло успех линейке, существенно увеличив ресурс батареи, который в предыдущих поколениях был слабым звеном бренда. Отметим также метод изготовления решёток – непрерывное литьё, позволившее обеспечить лучшую пространственную структуру пластин и их оптимальную однородность. Наконец, стоит отметить съёмную крышку батареи, позволяющую получить доступ к банкам. На сегодня такая возможность для кальциевых батарей является большой редкостью, обеспечивая возможность пролить срок жизни АКБ.

Достоинства Mutlu Calcium Silver:

  • неплохой показатель токоотдачи;
  • возможность доступа к внутренности батареи, несмотря на принадлежность к необслуживаемому типу.

Среди недостатков отметим не лучший показатель резервной ёмкости.

Varta Blue Dynamic D59

Как показывает практика, технология PowerFram, используемая при изготовлении пластин, действительно увеличила живучесть батареи. Настолько, что Blue Dynamic оказались не страшны длительные простои в полуразряженном состоянии. Указанная 60-амперная модель, входящая в число лучших аккумуляторов для легковых авто, обладает током зарядки 540 А, и это серьёзный показатель.

При этом Blue Dynamic D59 характеризуется приличной резервной ёмкостью и стоит не намного дороже турецкого аналога – 5200–5400 рублей.

Достоинства модели:

  • хорошие показатели резервной ёмкости и тока зарядки;
  • длительный срок службы, даже в режиме жёсткой эксплуатации.

Среди минусов – всё-таки недостаточно доступная стоимость для большей части автомобилистов, ну, и отсутствие глазка встроенного ареометра.

Тюмень Premium 6СТ-55/60

Продукция тюменского аккумуляторного завода вполне может конкурировать с иностранной, при этом разница в стоимости может оказаться очень существенной. Так, 60-амперная модель Premium 6СТ стоит примерно 3500 рублей. Да, здесь вы не увидите рекордных показателей, но и 510 А вполне достаточно для зимнего пуска большинства двигателей. Да и 100 минут резерва – вполне приличные цифры для относительно новой батареи. У изношенной этот показатель заметно хуже. То, что батарея слишком тяжёлая, не для всех минус. Как говорится, много свинца – много аккумулятора. Доступ к банкам тоже имеется – в случае чего, это позволяет вносить необходимые коррективы в параметры электролита. А по морозоустойчивости зарубежные АКБ вряд ли смогут соперничать с тюменской (считай – сибирской) продукцией.

Основные плюсы Premium 6СТ-60:

  • хорошие показатели тока заряда/резервной ёмкости;
  • отменная морозоустойчивость;
  • бюджетная стоимость.

К сожалению, если за аккумулятором не ухаживать, прослужит он недолго, так что доступ к банкам здесь совсем не будет лишним.

Важные характеристики: на что обратить внимание

У каждой батареи есть ряд основных параметров, которые нужно учитывать при выборе:

  • емкость
  • типоразмер и расположение клемм
  • стартовый ток
  • ценовой класс

Емкость аккумулятора

Самый существенный из всех параметров — емкость аккумулятора. Она указывает на количество энергии, которое может накопить батарея. Измеряется емкость в ампер-часах.

На корпусе батареи емкость указывается маркировкой типа 6СТ-55, 6СТ-60, и т. п. Цифры означают максимальный заряд, который может сохранять полностью заряженный аккумулятор. Для большинства легковых машин используются батареи емкостью 55-65 А/ч.

Идеальной температурой для работы батарей считается +27 градусов Цельсия. Хороший новый аккумулятор с емкостью 55-60 А/ч может отдавать заряд в 25 А при данной температуре в течении примерно полутора — двух часов.

Типоразмеры и расположение клемм на корпусе

Для всех отечественных, европейских и американских машин, а также для корейских и китайских, применяется единый стандарт внешних габаритов батареи, поэтому купить не тот аккум достаточно сложно, если, конечно, вы выбираете его в соответствии с классом машины. Но в японском автомобилестроении принят другой стандарт: их аккумуляторы уже и выше.

С клеммами несколько сложнее. Их размер тоже стандартизирован, но расположение плюса и минуса у батарей разных производителей может отличаться.

При установке в отсек аккума с другим расположением клемм для подключения может не хватить провода. Кроме того, если перепутать плюс с минусом и подключить провода неправильно, можно вывести из строя бортовую электрику и сам аккум заодно.

Стартовый ток

Стартовый ток — это количество энергии, которое может поступить от полностью заряженной батареи к стартеру для запуска двигателя. Это показатель разовой, импульсной отдачи при старте.

Обычно стартовый ток коррелирует с емкостью, но если машина эксплуатируется в очень холодном климате и/или двигатель сильно изношен, следует выбирать аккумулятор с большим стартовым током.

Есть правило: чем холоднее окружающий воздух, тем быстрее разряжается аккум. При температуре -18 градусов Цельсия стандартная батарея теряет 60% мощности. Оставшихся 40% едва ли хватит, чтобы завести двигатель и куда-то доехать, поэтому для таких условий нужно выбирать батарею с повышенным стартовым током.

Ценовая политика 

Цена напрямую зависит от качества устройства, которое, в свою очередь, базируется на примененных в нем технологиях. Оптимальным соотношением «Цена-качество» отличаются батареи класса «Стандарт», но более дорогие устройства могут иметь увеличенный срок службы, увеличенные показатели стартового тока (от 30 до 120 А), а кроме того, на них иногда дается больший срок гарантии.

Что нужно учитывать при покупке автомобильного аккумулятора

Скорее всего, автомобильный аккумулятор Вам придётся менять хотя бы пару раз в течение срока службы вашего автомобиля. Но если вы сделаете правильный выбор при покупке, то сможете быть уверенными в том, что аккумулятор прослужит дольше и работать будет лучше в течение всего срока службы.

Но как этого добиться? И как выбрать наилучший автомобильный аккумулятор? Есть несколько моментов, на которые вы должны обратить внимание, прежде чем принять решение о покупке. Ниже представлены наиболее важные характеристики, которые нужно учесть, выбирая аккумуляторную батарею для вашего автомобиля

Ниже представлены наиболее важные характеристики, которые нужно учесть, выбирая аккумуляторную батарею для вашего автомобиля.

Правильный размер

Аккумулятор должен, прежде всего, иметь правильный размер, соответствующий величине лотка, в который он устанавливается. То есть он должен иметь подходящую длину, высоту и ширину.

Поэтому, прежде чем совершать покупку определенного аккумулятора, убедитесь, что его размеры вам подходят и что клеммы расположены так, как надо (проверьте требования к аккумулятору в руководстве по эксплуатации автомобиля или проконсультируйтесь с вашим механиком).

Это очень важно, так как аккумуляторная батарея должна идеально помещаться в лоток и быть хорошо закрепленной для защиты её от вибраций

Энергоёмкость

Одной из наиболее важных характеристик автомобильного аккумулятора является его энергоемкость, или ток холодной прокрутки CCA (аббревиатура от англ. cold cranking amps) и пусковой ток CA (аббревиатура от англ. cranking amps).

CCA – это способность аккумуляторной батареи запускать автомобиль при температуре -18°С, в то время как CA – при температуре 0°С. Проще говоря – чем больше CCA, тем лучше.

Дата изготовления

Очень важно купить свежий автомобильный аккумулятор, так как со временем он теряет ёмкость, например, когда долго хранится на складе. Как же проверить свежесть аккумуляторной батареи?. На аккумуляторе указывается специальный код, состоящий из одной буквы и цифры, которые обозначают возраст батареи (то есть дату, когда она была изготовлена)

На аккумуляторе указывается специальный код, состоящий из одной буквы и цифры, которые обозначают возраст батареи (то есть дату, когда она была изготовлена).

Например, A/5 означает, что аккумулятор был изготовлен в январе 2015 года, а B/4 означает, что он был изготовлен в феврале 2014 года (буквы обозначают месяцы)

Но не все производители используют один и тот же код, поэтому важно проверить код самостоятельно

Если аккумулятор не имеет «типового» кода, у него наверняка есть код поставки. Никогда не приобретайте автомобильные аккумуляторы, с момента изготовления которых прошло больше шести месяцев.

Обслуживание

С точки зрения необходимости технического обслуживания, автомобильные аккумуляторы бывают двух типов: необслуживаемые и обслуживаемые.

Аккумуляторные батареи, не требующие технического обслуживания, герметичны, и жидкий электролит, которым они заполнены, не требует замены. Обслуживаемые аккумуляторные батареи имеют отворачивающиеся заливные пробки, что позволяет водителю время от времени добавлять в них дистиллированную воду.

Тем не менее, даже необслуживаемые батареи следует время от времени проверять.

Гарантия

Все автомобильные аккумуляторы имеют определенную гарантию, и вы, естественно, захотите, чтобы у вашей батареи был самый продолжительный период бесплатной замены, который только возможен. Кроме периода бесплатной замены, автомобильный аккумулятор также может иметь еще один гарантийный период, который позволяет частично компенсировать затраты.

Например, код 24/84 означает, что период бесплатной замены составляет 24 месяца, а период частичной компенсации – 84 месяца. Как вы понимаете, будет разумнее искать аккумуляторные батареи, которые имеют самый продолжительный период бесплатной замены по гарантии.

Какие аккумуляторы считаются лучшими на сегодняшний день

После проведения многочисленных тестов, которым занимались независимые эксперты, был составлен рейтинг самых качественных современных аккумуляторов, из числа которых каждый может подобрать себе аккумулятор, который лучше именно для его автомобиля. Мы приведём сведения о первых трёх:

  1. Bosch Silver. Главной его особенностью является использование сплава серебра в процессе изготовления решёток для него. Благодаря этому удаётся добиться не только существенного замедления скорости их окисления но и времени разрушения под воздействием агрессивной среды. Кроме этого, производителем выбрана кальциевая компоновка, благодаря чему она лидирует не только в качестве самой надёжной, но и той, с которой никогда не возникает никаких проблем. Помимо этого, у аккумулятора увеличенная ёмкость, сниженная скорость самозаряда, а также незначительный показатель уровня испарения электролита.
  2. Несущественно отставание от лидера у ещё одного представителя Германии – Varta Blue Dynamic. И при её изготовлении используется серебро, однако компоновка у неё не литая, а составная. Результаты тестирования говорят, что из-за этого несколько снижается показатель долговечности, но зато удаётся повысить показатель пусковых токов, причём это действует даже при очень низких температурах. Кроме того, Varta отличается достаточно низким показателем уровня устойчивости к часто возникающим перезарядкам. Также батарея славится очень высоким уровнем безопасности, что обеспечивается установкой губчатого фильтра, Компоновка из стекловолокна, предназначенного играть роль отсекателя пламени.
  3. На третьем месте представитель США под названием Optima, который отличается чрезвычайно большими токами пуска даже при самых низких температурах. Это сочетается с очень незначительным износом в случае частого повтора циклов перезарядки. Американцы включили эти аккумуляторы в число лучших среди используемых на автомобилях, имеющих повышенную нагрузку на электрическую сеть.

В заключение хочется сказать, что автомобиль – хорошо отлаженная система, в которой для штатной работы подобраны все компоненты. А потому чтобы определиться, какой аккумулятор лучше для конкретного автомобиля, следует учитывать многие составляющие, а также стараться не отступать от рекомендаций, содержащихся в ТО машины.

Какой тип батареи выбрать для автомобиля

При изготовлении АКБ используются различные материалы, особенные технологии, что оказывает серьёзное влияние на качество изделий и гарантийный срок. Какой аккумулятор выбрать? Условно АКБ делятся на несколько видов.

Сурьмянистые

Этот химический элемент Sb использовали в старых технологиях. Вещество (добавка 5–7 %) делало мягкий свинец, из которого изготавливают пластины, более прочным, жёстким. Когда такой аккумулятор ставят на зарядку, при достижении напряжения 12,7 В начинается кипение – вода испаряется. Достоинство сурьмянистых АКБ – высокая прочность пластин, хорошо противостоящих глубокому разряду (осыпания не происходит). Минус заключается в необходимости постоянного контроля за уровнем электролита. Есть и иные отрицательные стороны:

  • саморазряд до 2 % за день;
  • невозможность герметизации батареи из-за риска взрыва, что обусловлено бурным выделением газов при зарядке.

Здесь же стоит упомянуть малосурьмянистые батареи, где Sb всего 2–4 %. Какой тогда выбрать аккумулятор для автомобиля? Малосурьмянистые изделия не так сильно кипят, но пластины у них менее прочные. Тем не менее, уровень электролита в таких аккумуляторах тоже нужно проверять, хотя и реже.

Кальциевые

Технология с применением Ca считается более современной. Здесь вместо сурьмы при изготовлении свинцовых пластин стали добавлять кальций. На этикетке такой батареи есть обозначение Ca/Ca. Это значит, что и минусовые, и плюсовые пластины содержат данный элемент. Кальций препятствует испарению воды из банок (по крайней мере, уменьшает). Плюс к этому иногда при изготовлении пластин используют серебро. Такая добавка снижает внутреннее сопротивление аккумулятора, повышает значение пускового тока и увеличивает ёмкость. Плюсы:

  • батарея необслуживаемая;
  • малый саморазряд (не более 1–1,4 % в сутки);
  • большая ёмкость в небольшом корпусе, так как пластин используется больше, а воды меньше.

Перед тем как выбрать аккумулятор на авто, нужно знать и отрицательные моменты. Здесь стоит отметить нетерпимость АКБ к сильным разрядам. Достаточно сделать это 3–4 раза, и батарею можно сдавать в утиль. Также не порадует и стоимость, которая выше, чем у, например, малосурьмянистых АКБ в 2–3 раза.

Гибридные

Это соединение сурьмянистой и кальциевой технологий. Наклейка на подобных АКБ имеет маркировку Hybrid battery, Sb/Ca либо Ca+. Особенность аккумуляторов: одна пластина имеет добавки в виде сурьмы, другая разбавляется кальцием. В итоге получается батарея с усреднёнными параметрами. Например, утечка воды есть, но она незначительная, сильным разрядам сопротивляемость хорошая. Стоимость гибридных аккумуляторов посередине между сурьмянистыми и кальциевыми изделиями.

AGM и EFB

Это наиболее современные типы батарей. Как выбрать из них хороший аккумулятор? В первом случае имеется в виду технология Absorbent Glass Mat. В соответствии с ней батарея тоже является свинцово-кислотной, но с гораздо лучшими характеристиками. Особенность в волокнистом сепараторе, имеющем микропоры, и абсорбированном электролите. В батарее AGM происходит рекомбинация кислорода и водорода. Они уходят от минусовой и плюсовой пластины, а затем вновь объединяются в связанной среде, не покидая пределов АКБ. Пакет пластин очень плотно сжат, благодаря чему свинец не осыпается, а сама батарея функционирует даже вверх ногами. При этом она равнодушна к глубоким разрядам: их число может быть любым. AGM пока не получили широкого распространения из-за высокой стоимости. Но очевидно, что с развитием технологии, увеличением конкуренции цена будет снижаться и постепенно такие АКБ вытеснят с рынка обычные свинцово-кислотные батареи.

EFB переводится с английского как «улучшенная батарея с жидким электролитом»

Если брать во внимание технические параметры, то батареи AGM и EFB похожи. Как подобрать аккумулятор на автомобиль и в чём же разница между этими АКБ? Главное отличие: в «улучшенной батарее» имеется текучая субстанция – электролит

В AGM он тоже есть, но упрятан в пористое стекловолокно. Все достоинства FEB такие же, что и у AGM, дополнительно можно отметить наличие специальных воронок внутри конструкции, которые способствуют перемешиванию электролита. Есть и минус – нетерпимость к сильному перезаряду. Если ваш реле-регулятор накроется, сохранность аккумулятора останется под вопросом. И ещё один неприятный момент – высокая цена.

Когда приходит время замены

Существует три основных признака, указывающих на то, что «энергетическое сердце» машины нуждается в замене:

  1. Аккумулятор имеет повреждения корпуса — трещины или пробои, либо очевидные следы протечки электролита.
  2. Аккумулятор не держит заряд, быстро разряжается.
  3. Аккумулятор невозможно зарядить вообще.

Остановимся подробнее на второй и третьей причинах. Аккумуляторная батарея должна держать постоянный заряд длительное время, исчисляющееся месяцами. Допустимо лишь незначительное снижение мощности, не более 5-10% за пару месяцев без использования.

Поэтому если вы, покидая вечером машину с полностью заряженным аккумулятором, утром обнаруживаете на приборной панели тревожный сигнал «Низкий заряд батареи», ее необходимо срочно менять.

Потеря способности накапливать заряд происходит с любым аккумулятором, если автомобиль используется преимущественно для коротких поездок, особенно в холодное время года.

При этом он успевает отдавать заряд на запуск двигателя и на освещение (зимние дни коротки), но не успевает зарядиться. Такой режим эксплуатации приводит к тому, что батарея, находящаяся в состоянии перманентного недозаряда, теряет способность заряжаться вообще.

При наличии любой из этих причин аккумулятор необходимо заменить.

Виды и технология изготовления

Не так давно аккумуляторы выпускали по единой технологии. Свинцовые пластины электродов легировали сурьмой для придания им механической прочности (свинец сам по себе довольно мягок, а обойтись без него, как без главного реагента, невозможно).

В настоящее время свинцовые электроды легируются кальцием – положительные пластины или и положительные, и отрицательные. В зависимости от этого технология называется Ca или Ca/Ca (Ca+). Такое техническое решение позволило увеличить прочность пластин, а это дало возможность сделать их более тонкими. При сохранении электрических параметров это дает выигрыш в массогабаритных показателях. Другая положительная черта кальциевой технологии – сниженная склонность кальциевых аккумуляторов к газообразованию («кипению») при зарядке. Это позволяет выпускать кальциевые батареи в необслуживаемом исполнении.


Устройство батареи АГМ

В ассортименте многих производителей имеются аккумуляторы AGM (Absorbent Glass Mat, один из вариантов перевода — абсорбирующие маты из стекловолокна). Пластины разделены пористыми сепараторами (матами) и стянуты в пакеты. Маты пропитаны электролитом, поэтому свободной жидкости в таких аккумуляторах нет. Наличие сепаратора позволяет расположить пластины ближе друг к другу, не боясь короткого замыкания. Это позволяет уменьшить габариты или, наоборот, в тех же размерах увеличить емкость батареи. Плотно собранный пакет уменьшает вероятность осыпания активной массы и повышает вибростойкость батареи и стойкость к динамическим воздействиям (ударам).

Другое распространенное исполнение свинцово-кислотных аккумуляторов – EFB (Enhanced Flooded Battery, что с достаточной степенью достоверности можно перевести, как улучшенная батарея с жидким электролитом). Каждая пластина такой батареи помещена в индивидуальный защитный пакет. Эта мера также предохраняет пластины от КЗ, снижает вероятность осыпания активной массы и несколько повышает прочность. Аккумуляторы AGM в целом лучше, чем EFB, но вторые дешевле. Поэтому если бюджет ограничен, есть смысл выбрать EFB – эти батареи в любом случае надежнее обычных.

Еще один вид аккумуляторов, появившийся относительно недавно – гелевые (их часто путают с AGM). У них электролит загущен до гелеобразного состояния путем добавления различных присадок.

FakeHeader

Comments 11

…у меня стоковый 36-ой проработал 7 лет…когда пришло время менять то искал такой же…не нашел…поставил 55…пять лет полет нормальный…

А 80ка 320 длиной влезет? Подогнали на халяву, до гаража лень идти мерять.

электролит не вытекает? там сверху через канал?

А гену планируется менять?

Всё правильно сделал, у меня стоял 77а/ч при родном 55 генератора, сила сильная, то же б/у был с бэхи, я когда окушку купил стоял 36а/ч и причём старый, зарядку даже сутки не держал, а я как раз бэху старую продавал, а не ней акб всего три года откатался, правда бэха плохо заводилась и его постоянно насиловали…, вот я их и махнул… итог: 77акб умер на шестом году жизни, при эксплуатации на оке вообще никаких проблем не было…

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий