Инструкция по обслуживанию автомобильного аккумулятора, рекомендации по выбору

Что влияет на срок службы аккумулятора автомобиля

Большинство современных АКБ — кислотного типа и не являются обслуживаемыми, то есть, разбирать их не придётся. Производители закладывают минимальный период службы, равный 3 годам. На практике многие батареи спокойно выхаживают и 5–6 лет. Однако есть факторы, которые этот срок уменьшают:

Температура эксплуатации. Например, в зимнее время года АКБ сложнее запустить двигатель, поскольку она сама сильно охлаждена. В зимние месяцы лучше воздержаться от частых и коротких поездок, за время которых ёмкость не успевает восстановиться. Однако летняя жара тоже негативно воздействует, из-за чего происходит сульфатация пластин. Сниженная ёмкость будет ощущаться с наступлением холодов.
Состояние бортовой сети автомобиля. Любая утечка питания приводит к тому, что батарея недополучает необходимый ей заряд. Неправильная работа генератора также вызывает недозаряд АКБ и процесс сульфатации. Некоторые водители дополнительно ставят реле регулятора, чтобы сохранить эксплуатационные качества своей батареи как можно дольше.
Процессы коррозии и крепление. Следует поддерживать АКБ в чистом состоянии, не допуская пятен и очагов повышенной влажности. Коррозия может преждевременно разрушить корпус изделия

Особое внимание стоит уделить креплению, ведь на ухабах батарея может запросто вылететь из своего посадочного гнезда. Плохо закреплённое изделие может спровоцировать замыкание, если какая-то из клемм окажется плохо зажатой.

Правила дальнейшей эксплуатации

С зарядкой разобрались

Но не менее важно понять, как нужно правильно начать эксплуатацию нового аккумулятора и что при этом следует делать

Если игнорировать эти рекомендации, новая батарея продержится в лучшем случае год.

Перед покупкой и установкой АКБ убедитесь в том, что выбранная батарея полностью соответствует требованиям производителя и характеристикам вашего автомобиля.

Если уже на этом этапе допустить ошибки, все дальнейшие советы теряют смысл.

Чтобы грамотно эксплуатировать свой новый аккумулятор, не меняя батареи автомобиля каждый год, начните с выполнения таких инструкций:

  • при покупке снимите упаковочный материал, тщательно протрите устройство сухой чистой тряпкой;
  • если это обслуживаемая АКБ, следует снять пробки и сделать замеры плотности находящегося внутри электролита;
  • согласно инструкциям, выполните процедуру подзарядки;
  • с помощью мелкозернистой наждачки обработайте контакты;
  • протрите контакты сухой чистой ветошью;
  • избегая образования искр, подключите устройство к клеммам в подкапотном пространстве.

Для профилактики можно предварительно проверить, нет ли нигде в бортовой сети утечки тока. Здесь поможет мультиметр.

Что же касается плотности электролита, то в номер этот показатель должен составлять в пределах от 1,27 до 1,28 кг/см3.

В дальнейшем за новым аккумулятором потребуется соответствующий уход, чтобы питание автомобиля проходило без проблем, стартер нормально включался в работу и позволял беспрепятственно запускать двигатель.

Некоторые автомобилисты уверены, что тренировать АКБ просто необходимо. Суть процедуры заключается в том, чтобы использовать генератор для подзарядки, который и будет заряжать устройство. Если ездить на небольшие расстояния и на малой скорости, постепенно это будет разряжать АКБ.

Правила эксплуатации предусматривают выполнение таких рекомендаций.

  1. Совершив первую поездку на новой батарее, проведите проверку параметров напряжения в режиме холостого хода и при отключении всех имеющихся потребителей. В норме прибор должен показывать минимум 13,5 В.
  2. Возьмите себе за правило периодически заглядывать под капот. Проверяя тот же уровень масла, параллельно осмотрите корпус батареи на предмет наличия повреждений, сколов, трещин. Они могут появляться, если эксплуатация осуществляется неправильно, у АКБ есть заводской брак либо это продукция низкого качества.
  3. Примерно раз в месяц поднимайте капот, берите в руки сухую чистую ветошь, и удаляйте все накопившиеся загрязнения с аккумулятора. Особенно тщательно следите за состоянием клемм и контактов. При необходимости клеммы снимают, зачищают и ставят на место.
  4. Старайтесь не прикуривать другие машины без острой необходимости. А если и делаете это, то строго соблюдайте установленные правила. Не забывайте о соответствии и несоответствии разных АКБ при прикуривании.
  5. Периодически делайте ревизию состояния электропроводки. Даже если генератор начал слегка барахлить, это может негативно сказаться на состоянии АКБ.
  6. Следите за тем, чтобы уровень заряда не опускался ниже 30%.
  7. Когда двигатель не работает, старайтесь на долгое время не включать фары или аудиосистему.
  8. Проверяйте, насколько плотно сидит батарея на своём посадочном месте.
  9. По возможности выезжайте периодически на трассу, разгоняйтесь до 90-110 км/час, проезжайте 30-50 км. без остановки. Это позволит генератору как следует поработать и в полной мере восполнить заряд АКБ. Такой совет актуален для тех, кто 95% времени проводит в городе, совершая короткие, но частые поездки. Из-за этого АКБ не успевает зарядиться от генератора, что ведёт к постепенному падению заряда.

Даже когда батарея новая, лишь при условии соблюдения основных правил эксплуатации она сможет прослужить долго и не создавать дополнительных проблем для автомобилиста.

Не стоит экономить на покупке качественных АКБ. Отдавайте предпочтение продукции проверенных компаний, всегда проверяйте дату производства, не забывайте о гарантийном талоне.

Проверка уровня заряда

Это, пожалуй, самая распространенная и обязательная проверка аккумулятора. Это быстрая проверка для определения текущего состояния батареи и правильности ее использования.

Существует три способа оценки состояния заряда батареи:

  • измерение напряжения холостого хода;
  • измерение плотности электролита;
  • измерение напряжения под нагрузкой.

Рассмотрим алгоритм выполнения этих трех операций более подробно.

Измерение без нагрузки

Для этой операции нам понадобится вольтметр или мультиметр постоянного тока, способный измерять напряжение до 20 В. Перед началом измерений необходимо отсоединить аккумулятор от нагрузки. Самый простой способ — отсоединить любой из разъемов от клеммы аккумулятора. Отключите и подождите не менее 4 часов. Подключите вольтметр к клеммам аккумулятора и по таблице ниже определите уровень заряда аккумулятора

Обратите внимание на тип батареи

Зависимость напряжения на клеммах от уровня заряда батареи

Напряжение на клеммах холостого хода, ВУровень заряда, %.
Кальциевые (Ca/Ca) и AGM/гель (Ca/Ca)Низкоантимониальные (Sb/Sb) и гибридные (Sb/Ca)
12.66-12.8112.51-12.66100
12.46-12.6112.31-12.4675
12.26-12.4112.10-12.2550
11.86-12.0111.92-12.0725
11.66-11.8111.75-11.90

Измерение плотности

Этот метод является более точным, но подходит только для батарей с жидким электролитом. Если батарея необслуживаемая, потребуется модификация путем сверления отверстий в крышке для доступа к секции. Для измерения этого параметра необходим специальный прибор — ареометр. Его можно приобрести в любом подходящем магазине, и стоит он недорого.

При покупке прибора выбирайте ареометр с одной жидкостью и фиксированным весом, как показано на рисунке выше. Многопустотные приборы — это скорее злая шутка изобретателя, чем измерительный инструмент. Практически невозможно измерить плотность электролита с достаточной точностью.

Ареометр с несколькими гнездами имеет очень низкую точность и не подходит для нас

Сначала открутите крышки (всего их 6) и измерьте плотность в каждой секции. По приведенной ниже таблице определите уровень заряда аккумулятора.

Зависимость плотности электролита от уровня заряда батареи

Плотность при 15 °C, г/см3Уровень заряда, %.Температура замерзания электролита, °C
1.27100-60
1.2694-55
1.2587-50
1.2481-46
1.2375-42
1.2269-37
1.2162-32
1.2056-27
1.1950-24
1.1844-18
1.1737-16
1.1631-14
1.1525-13
1.1419-11
1.1312.5-9
1.126-8
1.11-7

Измерение под нагрузкой

Это наиболее точный метод, который дополнительно позволяет выяснить, способен ли аккумулятор выдержать пусковой ток. Для этого нам нужна зарядная вилка с напряжением, соответствующим напряжению нашей батареи (12В или 24В для грузовиков) и обеспечивающая ток нагрузки 100-150А (для батареи емкостью до 65 Ач).

Отсоедините нагрузочные резисторы на штекере и измерьте напряжение на клеммах аккумулятора. Показания должны быть записаны. Затем подключите нагрузочные резисторы и снова подсоедините вилку к батарее. Подождите 5 секунд, запишите показания вольтметра, а затем немедленно прекратите измерение, чтобы избежать перегрузки батареи, а также зарядного устройства.

Возьмите два полученных показания, одно без нагрузки, другое под нагрузкой, и сравните их с данными, приведенными в таблице ниже. Так определяется состояние заряда батареи.

Таблица для определения состояния заряда зарядной вилки

Напряжение без нагрузки, ВНапряжение при нагрузке 100 А, ВУровень заряда, %.Напряжение холостого хода, ВНапряжение нагрузки 100 A, ВУровень заряда, %.
12.710.810012.129.4644
12.610.669412.069.337.5
12.5410.587.5129.1431
12.4810.348111.94925
12.4210.27511.888.8419
12.3610.066911.828.6812.5
12.39.962.511.768.546
12.249.745611.78.4
12.189.650

Подробнее о конструкции зарядной вилки и о том, как ею пользоваться, читайте в статье «Как проверить аккумулятор с помощью зарядной вилки».

Отчего зависит срок службы аккумулятора автомобиля?

В заключение рассмотрим несколько факторов, которые оказывают непосредственное влияние на срок службы автомобильного аккумулятора.
 

Электрическая сеть автомобиля

Не менее важным для «здоровья» аккумулятора является состояние его бортовой сети. В первую очередь речь идёт об исправном генераторе, а также реле, регулирующим напряжение

Кроме того, важно состояние проводки авто и исправность других потребителей тока в сети. Напряжение, подаваемое на аккумулятор в автомобильной сети, должно составлять 13─14,4 вольта

Если в бортовой сети напряжение ниже, чем указанный интервал, то она постоянно будет в разряженном состоянии. Это приводит к интенсивной сульфатации и преждевременному выходу батареи из строя.

Если величина напряжения будет выше 14,4 вольта, то электролит будет постоянно кипеть. Из-за этого возрастает расход воды и быстро снижается уровень электролита. Подробнее о последствиях читайте в статье под названием «Кипит аккумулятор на машине: причины и устранение».
 

Сульфатация

Сульфатация представляет собой процесс оседания сульфата свинца на аккумуляторных пластинах. Из-за этого уменьшается их рабочая поверхность и снижается ёмкость автомобильного аккумулятора. Сульфатация является естественным процессом, но его можно уменьшить. Для этого нужно регулярно заряжать АКБ и проводить десульфатацию аккумулятора. По указанной ссылке вы можете подробно узнать о мерах, которые можно предпринять, чтобы снизить сульфатацию.
 

Почему может потребоваться обслуживание необслуживаемого аккумулятора

В необслуживаемых аккумуляторах практически полностью отсутствует испарение воды благодаря тому, что во время зарядки закипевший электролит внутри банок конденсирует обратно в жидкость через лабиринтную крышку.

При этом если по какай-то причине нарушить правила по эксплуатации (заряжать высокими токами, использовать не исправный генератор, итд), то в баках будет скапливаться очень много пара, который будет сброшен через клапаны сброса давления, чтобы избежать взрыва корпуса.

Устройство лабиринтной крышки

Современные аккумуляторы могут эксплуатироваться более 5 лет практически без снижения эксплуатационных характеристик, но дешёвые необслуживаемые модели не всегда способны прослужить даже половину этого срока. Чтобы продлить период эффективного использования таких батарей многие владельцы машин предпринимают попытки сделать изделие обслуживаемым.

Опытные автомобилисты, зная заранее о том, что дешёвые обслуживаемые аккумуляторы не прослужат долго, сразу после покупки делают отверстия в корпусе, чтобы следить за уровнем электролита и его плотностью. Для многих владельцев машин это просто дело привычки.

Обслуживание и уход за аккумулятором

Уход за автомобильным аккумулятором заключается не только в том, чтобы его правильно заряжать. Для продолжительной и полноценной работы аккумулятор автомобиля необходимо еще и регулярно обслуживать.

В первую очередь следует учесть, что в летний период процесс испарения воды из банок батареи идет особенно активно. На полупрозрачном белом корпусе аккумулятора падение уровня электролита ниже нормы сразу заметно (при условии, что вы хоть иногда открываете капот).

Большинство современных автомобильных аккумуляторов имеют метки «MIN» и «MAX». Они указывают соответственно минимальный и максимальный уровень электролита. Если на вашей батарее их нет или по каким-то другим причинам вы не можете проверить уровень визуально, можно прибегнуть к простому способу:

  1. Отверните пробки всех банок и погрузите поочередно в каждую из них стеклянную трубку длиной не менее 100 мм.
  2. Когда трубка упрется в предохранительную сетку, закрывающую пластины аккумулятора, зажмите ее конец пальцем и выньте из отверстия.
  3. Уровень электролита в трубке должен составлять приблизительно 10-15 мм, в противном случае необходимо будет долить дистиллированной воды.

Кроме того, не помешает проверить и плотность электролита. Ее измеряют ареометром, представляющим собой большую стеклянную пипетку с делениями и свободно движущимся внутри поплавком. К одному концу трубки присоединена резиновая груша. Плотность замеряют в такой последовательности:1. Сожмите грушу для удаления из нее воздуха и погрузите свободный конец ареометра в электролит.2. Медленно отпуская грушу, набирайте его до всплытия поплавка – деление на котором всплытие остановится, и укажет вам соответствующее значение плотности.

Существуют также ареометры и другой конструкции. В их колбе имеется целый ряд горизонтально расположенных и независимых друг от друга поплавков, каждый из которых всплывает при определенной плотности (это значение нанесено на каждом поплавке).

Летом, в центральных регионах, плотность электролита в аккумуляторе должна составлять 1,27 ÷ 1,19 г/см3, в северных и южных – 1,29 ÷ 1,21 и 1,25 ÷ 1,17 г/см3 соответственно. При меньших значениях плотности аккумулятор необходимо зарядить, при больших – долить дистиллированной воды.

Помимо контроля плотности и уровня электролита, не забывайте также периодически проверять надежность крепления аккумулятора и состояние его выводных контактов. Если они загрязнены или окислены, протрите их сухой тряпкой и при необходимости зашкурьте мелкой наждачной бумагой. Помните, что попытки использовать для этого влажную ткань, а также зачищать оба контакта одновременно ни к чему хорошему, кроме короткого замыкания или “удара” током, не приведут. Смажьте выводы графитовой смазкой и аккуратно затяните на них клеммы.

Как выполняется обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками

Техническое обслуживание автомобильной батареи следует начинать с проверки её напряжения. Для этого нам понадобится либо мультиметр, либо вольтметр. Необязательно снимать АКБ, а можно только отбросить её клеммы. Прибор переводят в режим, необходимый для замеров напряжения. Теперь нужно правильно соединить щупы: красного цвета идёт на плюс, а чёрный – на отрицательную клемму.

В случае если показатель напряжения будет составлять менее 12 вольт, аккумулятор стоит ставить на подзарядку. Излишние или частые разряды для большинства АКБ губителен. Кроме того, они сократят срок его службы и увеличат процессы сульфатации. В таком случае прежнюю ёмкость восстановить более не удастся.

Ещё одним этапом обслуживания аккумуляторов своими руками является проверка напряжения в бортовой сети. Этот замер выполняется тем же прибором, но в данном случае тестируют напряжение на заведённом двигателе. Желательно включить несколько потребителей тока во время замеров. Показатель напряжения должен составлять от 13 до 14,4 Вольт. Если значение будет другим, то необходимо искать утечку тока на одном из электроприборов.

Не снимая батарею, можно выполнить контроль уровня электролита. Для этого понадобится выкрутить банки, в которых находится рабочая жидкость. Чтобы замерить уровень, нужно взять стеклянную трубку или корпус прозрачной шариковой ручки. Теперь опускаем её в каждую банку и вытягиваем обратно. Остаток жидкости должен быть примерно от 1 до 1,5 сантиметра. Можно провести проверку и на глаз, убедившись, что рабочая жидкость как минимум покрывает пластины сверху.

Периодически обязательно выполнять визуальный контроль внешнего состояния аккумулятора. Корпус следует содержать в чистоте и удалять любые наружные загрязнения, это могут быть обычная грязь, смазка, остатки электролита. Чтобы нейтрализовать загрязнения, достаточно корпус протирать раствором пищевой соды. Грязный корпус приводит к усилению процессов саморазряда. Поэтому обслуживание авто включает в себя поддержание его в чистом состоянии.

Теперь можно переходить к зарядке при помощи сетевого ЗУ. Если машину эксплуатируют регулярно, то генератор восстановит затраченную ёмкость. В любом случае рекомендуется раз в 3 месяца выполнять зарядку, используя для этого зарядное устройство. Делается это для того, чтобы восстановить ёмкость до максимума. Заряжать можно в разных режимах, в зависимости от того, сколько есть свободного времени до поездки

Особенно важно это после глубоких разрядов и коротких поездок

На следующем этапе нужно проверить плотность электролита, а при необходимости откорректировать её. Лучше делать это именно после глубокой зарядки. Считается, что нормальное значение составляет от 1,27 до 1,3 г/см³. Для этого понадобится прибор, называемый ареометром, а также некоторое количество готового электролита. Плотность связана с напряжением под нагрузкой и без неё, а также с условиями эксплуатации. Если показатель ниже положенного, то старый электролит нужно заменять новым.

Теперь можно провести тест нагрузочной вилкой. Этот прибор поможет оценить характеристики автомобильной батареи. Он имитирует нагрузку, которая возникает в момент запуска мотора. При помощи такой вилки удаётся оценить не только напряжение, но и внутренне сопротивление, а также в каком состоянии находятся клеммы.

Не менее важно проверить ток на утечку, иначе аккумулятор будет изнашиваться быстрее отпущенного ему срока. Даже если он полностью исправен, утечка будет постоянно разряжать его и мешать нормальному восстановлению

Чтобы выполнить эту процедуру, нам потребуется мультиметр. Основными причинами утечки обычно выступают грязные или окисленные контакты, неправильное подключение приборов, нарушения изоляции и пр. Мультиметр переводится в режим для измерения тока, после чего снимаются полученные показатели. Утечка до 70 мА в современных авто считается допустимой. Если значение выше, то нужно разбираться, откуда она идёт, и устранять её.

Ещё одним шагом в обслуживании АКБ являются профилактические работы по десульфатации. Если процессы сульфатации пластин слишком запущены, то профилактика может и не помочь. Для этого необходимо заниматься такими процедурами своевременно. Например, в подобной профилактике могут проводиться несколько полных зарядов и разрядов подряд. Однако такие меры считаются вредными для батарей кальциевого типа.

Своевременное обслуживание автомобильных АКБ способно продлить её эксплуатационный ресурс. Также эти процедуры улучшают технические характеристики, и водитель может рассчитывать, что изделие прослужит ему верой и правдой минимум 5 лет.

Техническое обслуживание аккумуляторов разных моделей

В зависимости от вида установленных на авто аккумуляторов, техническое обслуживание состоит из набора обязательных операций. Их можно выполнить своими руками или обратиться на СТО.

Кислотные свинцовые батареи подразделяются по устройству:

  • обслуживаемые;
  • малообслуживаемые;
  • необслуживаемые;
  • гибридные.

Обслуживаемые аккумуляторы встречаются на современных автомобилях редко. Они неудобны в эксплуатации, требуют повышенного внимания к заряду и уровню электролита в банках, плохо переносят резкие колебания воздуха. Это чисто свинцовые или многосурьмяные аккумуляторы.

Малообслуживаемые аккумуляторы изготовлены из свинца с малой присадкой сурьмы. Зарядка и обслуживание автомобильного сурьмянистого АКБ заключается в контроле уровня электролита через 30 000 км пробега. Корпус их прочен. После полной разрядки батарея самовосстанавливается. На большинстве автомобилей установлены малообслуживаемые аккумуляторы.

Если пластины АКБ изготовлены из сплава свинца с кальцием, отпадает необходимость в техническом обслуживании. На банках нет крышек, количество электролита не проверяется. Обслуживание кальциевых автомобильных аккумуляторов заключается в своевременной зарядке. Предельной считается остаточный заряд 25 %. Разряженный полностью аккумулятор не восстанавливается. Поэтому владелец автомобиля должен внимательно следить за возможными утечками, не оставлять на ночь работающими системы энергоснабжения от АКБ.

Если пластины, несущие положительный и отрицательный заряд, выполнены из разных сплавов, сурьмянистого и кальцинированного, аккумулятор называется гибридным. Он обладает всеми достоинствами названных типов, но изредка требуется проверять уровень электролита. Аккумулятору не страшна полная разрядка, от обеспечивает быстрый запуск высоким уровнем пускового тока. Недостаток – высокая стоимость АКБ.

Сколько времени необходимо заряжать аккумулятор

Иногда у автовладельцев (особенно, начинающих), возникает вопрос – сколько времени нужно батарее, чтобы полностью пополнить запас энергии.

Расчет времени

На первый взгляд, рассчитать время зарядки для конкретного аккумулятора несложно. Оно равно:

t=(С-C*k/100)/I, где:

  • t – время, необходимое на процедуру, ч;
  • С – фактическая емкость аккумулятора;
  • k – степень заряженности аккумулятора, %;
  • I – ток зарядки, А.

На практике это крайне затруднительно (к тому же еще и не нужно). Время зарядки будет зависеть не только от реальной емкости, остаточного уровня и зарядного тока, но и от температуры, состояния электролита и других факторов. Мало того, что эти параметры не всегда точно известны (например, фактическая емкость постоянно снижается во время эксплуатации), они могут еще и зависеть друг от друга. Так, емкость АКБ является функцией от температуры. Во многих случаях эта зависимость нелинейна (описывается сложными формулами), поэтому точно вычислить время заряда почти нереально, а приблизительный результат с практической точки зрения ничего не дает.

К тому же при зарядке постоянным напряжением ток изменяется в течение всего процесса. Не зря в автоматических зарядниках (даже самых продвинутых моделях на микроконтроллерах) разработчики никогда не делают критерием окончания процесса время зарядки.

Таблица

Один из вариантов таблицы времени зарядки
Степень заряженности, %Напряжение аккумуляторной батареи, ВПримерное время заряда при 10% от емкости, часы
10012,73Нет необходимости
9012,622
8012,504
7012,376
6012,248
5012,1010
4011,9613
3011,8116
2011,6620
1011,5124

Несмотря на это, на некоторых ресурсах размещаются таблицы, пользуясь которыми «можно» определить время зарядки АКБ. При первом же взгляде на такие «справочные пособия» видна их несостоятельность. Так, на таблице, приведенной в качестве примера, отсутствует такой важный параметр, как емкость батареи. По мнению составителей, аккумуляторы 10 А*ч и 55 А*ч при равной степени заряженности (и при прочих равных условиях) будут заряжаться одинаковое время. Абсурд очевиден.

Для наглядности рекомендуем ознакомиться с видео.

Порядок подготовки АКБ к зиме

На дворе похолодало, скоро зима, а это значит, что батарея нуждается в подготовке к эксплуатации в экстремальных условиях. Для тех водителей, кто избегает поездок зимой и предпочитает в это время пользоваться общественным транспортом, вопрос решается просто. Достаточно лишь провести отключение аккумулятора на зиму и обеспечить ему хранение в тёплом помещении.

В других случаях необходимо вытащить батарею и провести ряд мероприятий по обслуживанию АКБ. Эти мероприятия являются обязательными для предупреждения неприятных сюрпризов, ведь при отрицательных температурах ёмкость АКБ снижается, нагрузочная способность падает, и холодный пуск при повышенной вязкости масла в двигателе сильно осложняется.

Проверка уровня электролита.Прежде всего, надо очистить контакты и корпус аккумулятора, а затем проверить уровень электролита. Для этого необходимо выкрутить пробки из заливных отверстий и убедиться, что уровень электролита в каждой их них находится между отметками «минимум» и «максимум». Если такие отметки отсутствуют, можно осуществить визуальный контроль.

Уровень электролита в каждой банке должен находиться выше пластин на 10-15 мм. Если окажется ниже, следует долить дистиллированной воды.

Зарядка. Для зарядки используется специальный прибор

Если стоит вопрос о приобретении такого устройства, то лучше обращать внимание на наличие автоматического режима

В противном случае приходится контролировать сам процесс заряда. При этом сила тока заряда должна составлять 0.1 от ёмкости. К примеру, если ёмкость составляет 60 А/ч, то ток будет 6А. Когда напряжение поднимется до 14.5В, силу тока надо снизить в два раза и продолжить зарядку ещё десять часов.

Плотность электролита.Данная проверка проводится после полной зарядки и отстаивания не менее одно часа. Для этого применяется специальный прибор, который называется ариометр.

Проверка проводится при температуре 20°С. Если она другая, но надо руководствоваться таблицей, прилагаемой к ариометру. Плотность заряженной АКБ должна быть не менее 1.27 г/см 3 . В случае если этот параметр окажется ниже, необходимо долить электролит, плотность которого повышена. Он продаётся в автомагазинах.

Напряжение.Окончательным мероприятием при подготовке аккумулятора является проверка напряжения, которое для нормального пуска двигателя должно составлять не менее 12.6В.

Специалисты рекомендуют проверку заряда АКБ в зимний период проводить ежемесячно, а уровень и плотность электролита – еженедельно. В регионах с сильными морозами в качестве дополнительной меры при подготовке к зиме нужно утеплить аккумулятор.

Правила обращения с АКБ простые и их соблюдение исключит возможные неприятности, как с батареей, так и с самим автомобилем.

Для чего нужно обслуживание аккумулятора

АКБ – важный элемент системы зажигания любого двигателя, работающего от бензина. Со временем он приходит в негодность – внутри корпуса протекают химические процессы, вырабатывается электрический ток, разрушающий его. Обслуживание аккумулятора – комплекс мер, позволяющий продлить срок его эксплуатации.

От чего зависит срок службы АКБ:

  • недозаряд. Если автомобиль эксплуатируют для езды по городу, часто запускают двигатель, и при этом в салоне немало потребителей электроэнергии, генератор попросту не успевает зарядить батарею. Как итог, та функционирует в аварийном режиме, и это отражается на ее состоянии;
  • окружающая температура. Диапазон нормальной работы автомобильной батареи – от +15 до +20°. Снижение на 1 градус приводит к уменьшению емкости на 1%. Электролит, находящийся в корпусе, при сильном морозе может замерзнуть, а при жаре – испариться, что также приведет к окислению клемм;
  • неисправности бортовой сети. Если от генератора к АКБ поступают большие токи, «банки» начнут кипеть, а из электролита полностью испарится вода. Если генератор недостаточно мощный, чтобы запитать всех потребителей, батарея не будет успевать пополнить заряд;
  • коррозия. Этот процесс, проходящий внутри аккумулятора, естественен, и от него никуда не деться. Но появление ржавчины можно замедлить – необходимо доливать в батарею качественный дистиллят, купленный в аптеке, а не обычную воду из центрального водопровода;
  • сульфатация. Тоже естественный процесс, характерный появлением на контактах батареи белого налета. Если с зарядкой проблем нет, налет растворяется сам, но если наблюдается недозаряд, он накапливается, образуя толстый слой, и это способно полностью вывести батарею из строя.

Очистка окисленных клемм

Очень немаловажный момент, особенно если батарея с жидким электролитом. Во время пуска двигателя батарея отдает ток в сотни ампер. В таком режиме электролит «вскипает» – вода, входящая в его состав, разлагается на водород и кислород. В обслуживаемых аккумуляторах газы выходят через отверстия в пробках. В необслуживаемых – частично восстанавливается в специальных лабиринтах, предусмотренных в крышке АКБ, частично выходят через специально предусмотренные клапаны.

Сами по себе кислород и водород безвредны, но они насыщены парами серной кислоты, которая оседает на клеммах батареи. В результате наконечники и клеммы АКБ со временем окисляются, и контакт между ними ухудшается. Если регулярно не принимать специальных мер, то выглядеть это может весьма плачевно. Плохой контакт – это затрудненный пуск, постоянный недозаряд и, как следствие, выход батареи из строя.

Мнение эксперта

Алексей Бартош

Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.

Задать вопрос

Важно! Очень часто можно услышать мнение, что окисление клемм – признак неправильной эксплуатации АКБ. Это неверно. Окисление происходит в любом случае

Другой вопрос – как быстро и интенсивно это происходит. Если клеммы приходится чистить каждый месяц, то да, тут стоит проверить режим зарядки и состояние батареи

Окисление происходит в любом случае. Другой вопрос – как быстро и интенсивно это происходит. Если клеммы приходится чистить каждый месяц, то да, тут стоит проверить режим зарядки и состояние батареи.

Что делать, если наконечники и клеммы нашей АКБ окислились и покрылись «инеем»? Очевидный ответ – привести их в порядок. Причем сделать это можно своими руками, не прибегая к помощи специалиста. В общих чертах это будет выглядеть так:

  1. Снимаем наконечники с клемм.
  2. И то и другое тщательно промываем крепким раствором пищевой соды в воде. Это поможет нейтрализовать кислоту.
  3. При помощи металлической щетки или наждачной бумаги зачищаем наконечники и клеммы до блеска.
  4. Густо промазываем клеммы любой густой смазкой (салидол, циатим, технический вазелин и пр.).
  5. Устанавливаем наконечники на место и еще раз все, включая наконечники, промазываем густой смазкой.

Если вы хотите получить более подробную информацию об очистке клемм аккумуляторной батареи, то прочтите статью «Как и чем очистить клеммы аккумулятора от окисления».

Восстановление аккумулятора

Бытует мнение, что после глубокого разряда невозможно вернуть устройству номинал мощности, размер которого указан на маркировке. Но многочисленные исследования показали, что это абсолютно не так. Существуют методы, позволяющие вернуть источник энергии на первоначальный уровень мощности.

Как можно восстановить свинцово-кислотный аккумулятор, вернув ему полноценную функциональность? Алгоритм действий достаточно прост, но требует строгого соблюдения их последовательности:

  1. Подключить зарядное устройство к клеммам источника, соблюдая полярность.
  2. Установить следующие параметры зарядки:
    • ток – 5 % от номинала ёмкости;
    • напряжение – 2,45 В.
  3. Запустить восстановительный процесс, который будет протекать медленно и долго.
  4. Для достижения наилучшего результата рекомендуется осуществить 2–3 цикла «заряд – разряд»: сначала постепенно доводить мощность до максимально возможного предела, потом такая же неспешная глубокая разрядка, а затем всё по новому кругу.

Что же касается восстановления свинцово-кислотных AGM аккумуляторов, то их предварительно нужно «смочить». Случаются такие ситуации при нарушении правил эксплуатации, когда «брикеты» с электролитом высыхают, и батарея утрачивает способность принимать заряд. Нужно, набрав в шприц дистиллированной воды, впрыснуть её в сепараторы в небольшом количестве. А спустя несколько часов, можно приступать к реанимации устройства.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий