Мировые производители коробок передач: автоматические трансмиссии

KIA Sportage


С начала 2020 года KIA Sportage избавилась от одной из самых спорных своих особенностей – дизельного двигателя. Изначально дизельные версии делали под европейского потребителя, озабоченного проблемами экологии. Но оказалось, что и природоориентированных потребителей не так много (продажи таких машин составляли не более 1% от общего объема), да и солярки дизельный двигатель расходует столько, что экологией тут и не пахнет. Плюс стоит немало. При желании еще можно успеть отхватить старую модель с дизелем. А пока что KIA Sportage вернулась к истокам и старым добрым бензиновым моторам емкостью 2,0 и 2,4 литра. Причем с 2,4-литровой моделью по умолчанию идет автоматическая трансмиссия и полный привод.

Обычный автомат

При выборе транспортного средства с одним из видов автоматической трансмиссии необходимо знать, что такое автомат и робот и из чего состоит каждая из них.

Внимание!

АКПП

впервые была выпущена в свет в 30 года двадцатого столетия. Но массово ее стали производить только в шестидесятые годы того же столетия.

Транспортные средства с автоматом считаются более надежными нежели с CVT или роботом.

Конструкция АКПП

Коробка автомат состоит из гидротрансформатора, планетарной коробки передач, гидроблока.

Элемент автоматаЗа что отвечает
Гидротрансформатор состоит из турбинного и реакторного колеса, центробежного насоса, обгонной и блокировочной муфтыОтвечает за плавное переключение передач, выполняет функцию сцепления
Планетарная коробка состоит из редукторов и фрикционных дисков, тормозной лентыПередает усилие посредством системы различных вариантов зацепления шестерней, переключает скорости

Строение АКПП, как видно из таблицы, более простое, чем у робота. Еще одно отличие от роботизированной заключается в большом количестве ступеней передаточного числа. Благодаря им, снижается потребление топлива транспортным средством.

Принцип следующий:

  1. Гидротрансформатором меняется крутящий момент.
  2. Смазывающее средство попадает из насоса к турбинному колесу.
  3. Колесо передает его на реактор.
  4. Поток масла становится все больше и увеличиваются обороты насосного колеса.
  5. Задействуется обгонная муфта, благодаря которой происходит вращение реактора.
  6. Муфта переключает передачи между планетарными редукторами.

А гидроцилиндры, которые обеспечивают работу вышеописанных процессов, управляются электронным блоком.

Как уже было описано, коробку автомат можно отличить от робота по следующим положениям ручки на селекторе:

  • P – «Парковка»;
  • R – «Задний ход»;
  • N – «Нейтральная»;
  • D – «Движение вперед»;
  • L – «Принудительно понижающая передача».

Как и все устройства, автомат имеет свои положительные стороны и отрицательные черты. К плюсам автоматической коробки передач относятся:

  • надежность;
  • простое управление;
  • отсутствие периодической замены сцепления;
  • экономное расходование горючего;
  • не скатывается назад, если поставить на склоне.

Автомат имеет и отрицательные черты, которые складываются из следующих парметров:

  • высокая стоимость при замене автомата;
  • высокая цена капитального ремонта;
  • транспортное средство с автоматом нельзя заводить с толкача;
  • малый КПД из-за гидротрансформатора. На последний уходит почти половина мощности аппарата;
  • срок жизни устройства маленький.

Коробка АМТ: плюсы и минусы

Теперь вернемся к АМТ (автоматизированная механическая трансмиссия). Прежде всего, АМТ коробка также способна переключать передачи в автоматическом режиме. Однако по устройству и принципам работы решение сильно отличается от AT.

Как уже было сказано выше, АМТ намного ближе к механической коробке передач. Фактически, такой робот — механика, которая управляется посредством электронного блока и сервомеханизмов. Данное решение позволяет значительно снизить стоимость производства самой коробки (до двух раз по сравнению с АT), а также повысить надежность и ремонтопригодность агрегата.

Также в АМТ используется обычное механическое сцепление, благодаря чему с данной трансмиссией автомобиль получает приемлемую разгонную динамику одновременно с повышенной топливной экономичностью.

Параллельно стоит отметить, что наличие режима Типтроник позволяет водителю переключать передачи в ручном полуавтоматическом режиме при такой необходимости, задействовать весь потенциал двигателя, преодолевать сложные участки на дороге и т.д.

Если просто, АМТ включает в себя:

  • механическую коробку;
  • приводы сцепления и передач;
  • фрикционное сцепление;
  • датчики и ЭБУ коробкой;

В зависимости от конструкции, могут быть использованы два типа приводов сцепления (электрический привод сцепления от электродвигателей и гидравлический с набором гидроцилиндров и электромагнитных клапанов).

Гидропривод на практике работает быстрее и эффективнее, однако его стоимость намного выше. По этой причине такой привод обычно используется на спорткарах и коробках-роботах с двойным сцеплением (преселективная коробка передач).

Казалось бы, производителям удалось получить комфорт автомата и одновременно простоту и надежность механической коробки МКПП. Однако на деле это не совсем так. Прежде всего, пострадал комфорт по сравнению с классическим автоматом. АМТ может дергаться при переключениях, появляются задержки при переключениях и провалы, что заметно снижает комфорт при эксплуатации.

Еще низкая скорость переключения передач на трансмиссиях с электрическим приводом приводит к разрыву потока мощности, динамика автомобиля ухудшается. Также возникают нарекания на ресурс и надежность однодисковых роботов АМТ. Хотя в основе лежит проверенная временем механическая коробка, которая управляется электроникой, проблемы обычно возникают не с самой КПП, а с исполнительными механизмами, электронными компонентами и сцеплением.

Примечательно то, что ресурс сервомеханизмов небольшой (около 100 тыс. км.), при этом они плохо поддаются ремонту и требуют замены. Для многих владельцев высокая стоимость подобных устройств является крайне неприятным сюрпризом.

Также на таких роботах быстро изнашивается сцепление. Часто менять его нужно уже к 60-70 тыс. км. По мере износа точка схватывания сцепления смещается, коробка может начать дергаться или переходит в аварийный режим. По этой причине нужно регулярно выполнять адаптацию сцепления коробки робот.

Получается, хотя робот похож на МКПП, однако все равно подходит только для спокойной и плавной езды. Также по надежности такая КПП уступает механике и часто требует ремонта раньше, чем АКПП. Машина с коробкой АМТ также боится пробуксовок, высоких нагрузок, попыток запуска с «толкача» и т.п.

Преобразователь крутящего момента – гидротрансформатор.

Первой гидравлической трансмиссией с гидротрансформатором был Dynaflow, представленный Buick в 1948 году. У Dynaflow было только две передние передачи и задняя. Благодаря тому, что гидротрансформатор умножает крутящий момент и мощность, он делает 2-скоростную очень мощную и эффективную для своего времени. Packard разработал двухскоростную полностью автоматическую коробку передач Ultramatic в 1949 году.

Борг Уорнер (Ford) представил первую автоматическую коробку передач с 3 скоростями и использование блокирующего гидротрансформатора. К середине 1950-х годов почти все крупные автомобильные компании, включая Bentley, Lincoln, Ford и Studebaker, приобрели трехступенчатые автоматические гидравлические трансмиссии.

Трансмиссия от FORD (Изображение взято https://www.dailykos.com)

Трансмиссия от FORD (Изображение взято https://www.dailykos.com)

В 1969 году немецкая компания ZF начала создавать свою собственную AT и со временем стала доминировать в этой области. Трансмиссия Overdrive была представлена в конце 1970-х годов (4-скоростной AT с блокировочным преобразователем). Он был более экономичным по сравнению с предыдущими моделями из-за более высоких передаточных чисел на скоростной дороге.

Как проверить исправность АКПП при первичном осмотре

Не всегда маленький пробег АКПП является залогом здоровья авто при покупке. Находятся хитрецы, которые умело сбрасывают его.

Читать

Устройство и принцип работы гидротрансформатора АКПП

Поэтому необходимо обращать внимание на следующие признаки:

  • уровень ATF и качество ее;
  • поведение транспортного средства при поездке.

Внимание! При покупке авто необходимо прокатиться на нем километров 15, чтобы прочувствовать поведение АКПП. Многие ошибки выходят наружу только при прогретой коробке

Проверка уровня и состояния масла в коробке автомат

Перед покупкой автомобиля необходимо проверить уровень масла в АКПП.

Это делается следующим образом:

  1. Завести мотор транспортного средства.
  2. Прогреть его, дав поработать в течении минут 10 или проехав на авто километров 10.
  3. Остановиться на ровной поверхности.
  4. Открутить щуп и посмотреть на отметку HOT.
  5. Уровень жидкости должен достигать этой отметки. Если меньше, то возможно, что гидротрансформатор не дополучал смазывающего средства в течение длительного времени.

Вместе с уровнем рекомендуется обратить внимание на цвет. Если ATF жидкость черная или темного цвета с примесью маленьких частичек износа, то однозначно за транспортным средством не следили

А это значит, что АКПП может сломаться в любой момент после покупки.

Теперь уже автовладелец должен решить стоит ли брать автомобиль или нет. Ведь придется менять не только ATF жидкость в автомате и фильтр, но и возможно некоторые внутренние части.

Читать

Отзыв владельцев об автомате, установленном на Renault Kaptur

Чтобы убедиться в целостности АКПП, ее нужно проверить при езде.

Оценка качества работы АКПП при езде

Чтобы проверить качество работы автоматической коробки необходимо проехать на транспортном средстве около 15 километров. Так как обычно все ошибки АКПП проявляются только на разогретом устройстве.

Если автомобиль дергается при переключении скоростей, автовладелец слышит стуки или чувствует толчки во время работы АКПП, то такой аппарат требует капитального ремонта.

ZF 5HP

Устанавливалась на автомобили: BMW 5-Series (E34, E39), BMW 7-Series (E32, E38), BMW 8-Series (E31), Range Rover (L322), Jaguar XK8, Jaguar XJ8, Aston Martin DB7, Bentley Arnage, Rolls-Royce Silver Seraph, Audi A8 (D2), Audi S8 (D2), Audi A8L (D2), Audi A6 (C5), Audi S6 (C5), Audi RS6 (C5), Volkswagen Phaeton.

Примерный ресурс: 500 000 км.

ZF 5HP это семейство 5-ступенчатых АКПП разработанных специально для мощных автомобилей с продольным расположением двигателя. АКПП семейства ZF 5HP производились с 1991 по 2008 года. В принципе все АКПП семейства ZF 5HP достаточно надёжны, однако самыми надёжными среди них считаются ZF 5HP30, ZF 5HP24 и ZF 5HP24A. Последняя устанавливалась только на полноприводные автомобили Audi и Volkswagen.

Виды АКПП

Перманентная гонка технического оснащения автомобилей, заставляет разработчиков придумывать все более изощренные технологии и конструкции, для того, чтобы обогнать конкурентов. Стоит отметить, что это положительно сказывается на развитии ходовой части ТС. Одним из наиболее важных открытий, стало изобретение автоматической коробки передач. Она сразу же начала пользоваться невероятно большим спросом, так как заметно упрощает процесс управления. К тому же она весьма простая в эксплуатации и надежная. Аналитики утверждают, что в скором будущем она полностью вытеснит из рынка МКПП.

На сегодняшний день коробка-автомат используется, как в легковых автомобилях, так и грузовиках, в независимости от типа привода.

Известно, что при управлении автомобилем с МКПП, приходится постоянно держать руку на переключателе передач, что значительно снижает концентрацию на дороге. Коробка-автомат практически лишена подобных недостатков.

Основные преимущества коробки-автомат:

  • Повышается эффективность управления;
  • Более плавный переход между передачами даже на высокой скорости;
  • Двигатель не перегружается;
  • Передачи можно переключать как вручную, так и в автоматическом режиме;

Современные АКПП, с точки зрение системы контроля и управления, можно разделить на два типа:

  • Трансмиссия с гидравлическим устройством;
  • Трансмиссия с электронным устройством, или так называемая роботизированная коробка;

Более понятным это должно стать после ознакомления с приведенным ниже примером:

«Представьте себе ситуацию, что автомобиль двигается по ровной дороге и постепенно приближается к крутому подъему. Если какое-то время просто со стороны наблюдать за этой ситуацией, то можно заметить, что после увеличения нагрузки, машина начинает терять скорость, и, следовательно, интенсивность вращения турбины также снижается. Это приводит к тому, что рабочая жидкость начинает противодействовать движению. В таком случае резко возрастает скорость циркуляции, что способствует увеличению КМ до того показателя, при котором возникнет равновесие в системе».

Такой же принцип работы и в момент начала движения автомобиля. Единственное отличие в том, что в данном случае еще задействуется и акселератор. Благодаря ему увеличивается интенсивность оборотов коленвала и насосного колеса, при том, что турбина остается неподвижной, что позволяет двигателю работать в холостом режиме. Стоит отметить, что КМ резко возрастает, и при достижении определенной отметки, гидротрансформатор начинает выполнять функции звена, которое соединяет воедино ведомый и ведущий элементы. Именно все эти моменты, позволяют во время движения значительно уменьшать уровень потребления горючего, и более эффективно проводить торможение двигателем в случае надобности.

Вот почему: коэффициент изменения крутящего момента с помощью гидротрансформатора обычно не превышает 2-3.5. Этого мало для полноценной работы автоматической коробки.

В отличие от механической, автоматическая коробка переключает скорости с помощью фрикционных муфт и ленточных тормозов. Система автоматически определяет нужную скорость с учетом скорости движения и усилия на педаль акселератора.

Помимо планетарного механизма и гидротрансформатора, АКПП включает в себя также насос, который смазывает коробку. Охлаждением масла занимается радиатор охлаждения.

Основные недостатки АКПП

  • «Классической»
    1. Дороговизна производства, что сказывается на цене автомобиля в целом.
    2. По сравнению с механикой, риск поломки выше.
    3. Динамические свойства автомобиля и его КПД напрямую зависят от удачности конкретной модификации коробки и года её создания. Коробки ранних выпусков увеличивали расход топлива и снижали динамику.
    4. Совершенно невозможно завести машину «с толкача», поскольку необходимо давление масса в системе и работающий масляный насос.
  • Коробки-робота
    1. При агрессивной манере езды возникает дискомфорт в управлении.
    2. Преселективные коробки стоят дороже любой другой.
    3. Неустойчива к пробуксовкам.
    4. В начале движения необходимо быть готовым к откату.
    5. Часто возникают задержки переключения передач.
    6. Некорректно работает при ошибках во время вождения.
    7. Более низкий ресурс, чем у «классического» типа.
    8. При пересадки с другого типа КПП может потребоваться период адаптации и процесс подстройки стиля вождения.
  • Вариатора
    1. Дороговизна производства.
    2. Затратные ремонт и обслуживание.
    3. По сравнению с гидравликой, обслуживание необходимо проводить в два раза чаще.
    4. Низкий ресурс основного механизма вариатора, 120 тысяч километров.
    5. Плохо сочетается с мощными и большими двигателями, мощнее 200 лошадиных сил. Увеличивается износ ремня (цепи).
    6. Может некорректно работать в случаях пробуксовок или перегрева.
    7. Могут возникать проблемы в работе компьютерной системы, управляющей трансмиссией.

В целом можно сказать, что выбор автоматических коробок предоставляет автолюбителям возможность выбрать коробку под свой автомобиль и стиль вождения. Обладателям автомобилей с прицелом на большой пробег подойдет гидравлический вариант. Водителям бюджетных малолитражек и седанов — вариатор. А уж для машин спортивного класса идеальным вариантом будет коробка-робот с двойным сцеплением.

Механическая коробка передач.

История.

МКПП – самая древняя из всех коробок, появилась первой благодаря женщине. Шел 1888 год. Берта Бенц после того, как проехалась, используя автомобиль Motorwagen, по Германии, рассказала своему мужу Карлу Бенцу все, что о нем, о его изобретении думает. Супруг исправился быстро, уже через пять лет (1893 год) появилась модель Benz Velo с двухступенчатой планетарной механической коробкой передач.

Далее эволюция пошла своим путем. 1910 год – появилась механика с тремя ступенями, такая схема использовалась до 60-х годов. Четырехступенчатые КПП пришли чуть позже, но без синхронизаторов использовать их было трудно. 60-х годы – появились первые синхронизаторы. Тогда же изобрели пятиступенчатый вариант, с повышающим «овердрайвом», но массово они стали устанавливаться лишь к 80-м годам. 90-е годы – представлены шестиступенчатые узлы, имеющие два повышающих овердрайва. 2000-е годы – разработаны семиступенчатые МКПП, оборудованные пятью основными, двумя повышающими передачами.

Принцип работы.

Схема работы достаточно простая. Есть три основных элемента – силовой агрегат, МКПП, сцепление (промежуточное звено между двумя первыми). Если нажать педаль сцепления, то связь между двигателем и трансмиссией прервется. Тогда включается нужная передача, педаль сцепления отпускается, связь между ними восстанавливается. Сцепление выжимается также при движении с места, а также «торможении двигателем». Используется механический зубчатый (через шестерни) способ взаимодействия (планетарные МКПП на легковых автомобилях сейчас редкость) крутящего момента, двух-, трехвальная схема, реже многовальная.

Первая передача это когда со стороны двигателя вращается самая маленькая шестерня, а со стороны колес самая большая. При таких условиях крутящий момент наибольший, а скорость наименьшая. Если наоборот, то это будет наивысшая передача, когда крутящий момент наименьший, а скорость наибольшая.

Переключение производится механически при помощи рычага МКПП. Он может располагаться:

  • на крышке КП (сверху или сбоку), сейчас эта схема используется редко, свойственна внедорожникам;
  • дистанционно (на рулевой колонке, центральной консоли или центральном тоннеле), рычаг с коробкой связан системой тяг (они называются кулисы), валиков или тросов Боудена.

Дистанционное переключение может реализоваться по другим схемам, без муфт, через гидравлический или электромеханический привод.

Достоинства и недостатки.

Преимущества следующие. Это самое простое по конструкции решение, а значит самое дешевое, надежное. Остальное все зависит от квалификации водителя. Если водительский стаж маленький, то выбрать нужную передачу сложно. Поэтому появляются минусы – низкая динамика, большой расход топлива. Если стаж большой, то эти минусы исчезают, появляются плюсы, правильно, вовремя выполненное переключение снижает расход топлива, значительно повышает динамику движения. Недостатков два. МКПП необходимо уметь использовать правильно. У новичков постоянные проблемы со сцеплением, им нужно пользоваться плавно, не каждому дано, особенно при движении с места, в горку. О расходе топлива, динамике уже упомянули. Еще один недостаток. При интенсивном транспортном потоке, городских пробках «ручка» доставляет наибольшее количество проблем, потому что постоянно приходится работать рычагом, педалями сцепления и акселератора.

Секвентальная коробка.

Отдельно выделим секвентальные коробки, устанавливаются, как правило, на спортивные автомобили. У них переключение последовательное (+ высшая, – низшая), в ручном режиме. Принцип работы как у механики, но педали сцепления нет, а переключение выполняется как у робота при помощи гидравлических сервоприводов. Она имеет свой электронный блок управления как у автомата. Причем схема переключения кулачковая. Отнести ее к какой-то из четырех обозначенных выше категорий нельзя, своего рода комбинированный гибрид.

Volkswagen Tiguan


Причина популярности этой марки – отличный дизайн, солидный и в то же время оригинальный, хорошие ходовые качества, просторный салон, объемный багажник и электронные системы внутри. Многие эксперты считают, что Tiguan – это своего рода вершина эволюции кроссоверов класса В. Двигателей предлагается на выбор две штуки – 1,4 л и 2,0 л объемом в 150 и 180 «лошадей» соответственно. Есть комплектации с полным приводом и даже специальная опция под российскую зиму – т. н. Winter Edition с подогревом сидений, системой контроля дистанции под снег и лед, трехзонным климат-контролем и даже датчиком дождя. Видимо, составители комплектации не понаслышке знакомы с московскими зимами.

Битва трансмиссий,- Или войны на автомобильном рынке.

Интернет-издание 1gai.ru начинает серию публикаций посвящённых автоматическим коробкам передач и их разновидностям. В качестве “пилотной” статьи мы постараемся подробно исследовать трансграничные войны мировых автопроизводителей, которые борются не только за лояльность покупателей в выборе предпочтительной марки и модели автомобиля, но и ведут ожесточенную борьбу друг с другом в сфере так называемых автомобильных трансмиссий.

Каждый год любая из автомобильных компаний прогнозирует мировой уровень продаж своих новых автомобилей. Какие-то прогнозы у них оправдываются, а какие-то наоборот, не оправдывают ожиданий маркетологов. Какие бы автомобили не выпускал автомобильный авто-бренд главной задачей компании является прибыль от продаж новых автомобилей. 

Дизайн, технологии и производительность являются главными атрибутами нового автомобиля. Но главной заботой любого автопроизводителя являются сами технологии, которые позволяют повысить экономичность автомашины. Для этого производители машин применяют множество разных разработок и технологий. Улучшают аэродинамику, эффективность двигателя (мощность/экономичность), а главной задачей у них стала гибридизация, это сегодня основные направления в совершенстве автомобилей. И это с той целью, чтобы сократить расход топлива в новых автомобилях.

И надо признать, что в настоящий момент на авторынке между автокомпаниями в этом направлении наблюдается жесточайшая конкуренция. Но есть господа еще одна серьезная битва между компаниями, которая происходит на мировом рынке в сфере авто-технологий. Что мы под этим подозреваем и имеем ввиду? А вот что. Это война технологий по коробкам передач, в которых производители коробок применяют все свои последние и всевозможные инновационные разработки.

Это своеобразная холодная война между автопроизводителями похожа на увлекательный детективный шпионский роман. Вокруг них одни противоречия и интриги. Ранее дружественные компании учавствовавшие в совместных разработках, сегодня разрывают это долгое сотрудничество и создают партнёрство с Китайскими автопроизводителями. Это тенденция последних лет. По сути, это борьба за выживание на современном мировом авторынке. Единственным отличием от реальной войны, что происходит между производителями трансмиссий и автомобилей, это отсутствие у компаний реального оружия, патронов, снарядов и тяжелой авиатехники. В место этого битва происходит именно за счет шестерней, комплектов сцеплений, элементов цепей и гидротрансформаторов.

Автоматическая коробка передач

Так выглядит автоматическая коробка передач в салоне автомобиля

Автоматическачя коробка функционирует благодаря передаче крутящегося момента с помощью гидротрансформатора и планетарных шестерен. В автомобилях с АККП отсутствует за ненадобностью педаль сцепления, что в значительной степени облегчает вождение автомобиля. Более низкая эффективность такой системы обуславливается отсутствием постоянной связи ведущих колес и двигателя автомобиля.

Легкость в управлении дает некоторые отрицательные черты, с которыми приходится мириться водителю транспортного средства: более высокая стоимость автомобиля, больший расход топлива при движении, низкая максимальная скорость автомобиля, по сравнению с аналогичным транспортом, снабженным МКПП. Низкий КПД такого автомобиля достигается из- за использования в системе гидротрансформатора, который представляет собой два лопастных колеса, заключенных в масляную ванну.

В отличие от автомобилей с механикой, коробка передач с АКПП представляет собой достаточно простую систему. Существует три основных положения ручки АКПП: движение вперед, движение назад и стоянка.

Некоторые отрицательные параметры АКПП заставили разработчиков создать несколько иные варианты такой коробки передач. На данный момент существует три основных типа, которые используют в современных автомобилях: — классическая АКПП, в которой отсутствует прямая связь между колесами и двигателем, используется многодисковое сцепление, крутящийся момент передается рабочей жидкостью, а автомобиль расходует достаточно большой объем горючего материала; — вариатор позволяет плавно изменять крутящий момент и постоянно снимать с мотора максимальную мощность. Автомобиль, снабженный вариатором, имеет меньшую массу и затрачивает значительно меньше топлива, чем его аналог с обыкновенной АКПП; — роботизированная коробка. Гибрид АКПП и МКПП. Данный вариант имеет строение как в механической коробке передач, хотя при этом управляется как классическая АКПП. Обладает хорошей экономичностью и небольшим весом, но высокая стоимость производства такой коробки передач серьезно влияет на ее окончательную цену.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Правила буксировки автомобиля с АКПП
  • Принцип работы корзины сцепления
  • Замена переднего подшипника ступицы

Тысяча ньютонов

Проработка первых вариантов конструкции этой трансмиссии началась конце 2013 года. Примерно в то же время была принята кинематическая схема и началась отработка математических моделей на компьютерах. Требовалось подобрать оптимальные алгоритмы переключения в различных режимах движения автомобиля. Первые прототипы, проходившие испытания на стендах, появились в конце 2015 года. Можно предположить, что сейчас трансмиссии и двигатели уже испытывают на прототипах автомобиля.

Трансмиссия рассчитана на работу с самыми мощными двигателями в рамках проекта Единой модульной платформы (ЕМП), то есть V12 мощностью свыше 850 л.с. и V8. Показанный НАМИ на автосалоне V12 рабочим объемом 6,6 л может развивать максимальный крутящий момент до 1470 Нм, коробка же рассчитана только на 1000. Тут разработчикам пришлось пойти на компромисс – увеличение расчетного крутящего момента привело бы к росту размеров и массы трансмиссии, а также вышло бы за пределы ограничений по сцеплению с поверхностью дороги. Поэтому крутящий момент двигателя будет ограничен 1000 Нм, чтобы машина могла тронуться без срыва грунта и трансмиссия работала без перегрузок.

Но и 1000 Нм – действительно впечатляющий показатель – такой момент выдают считанные единицы среди серийно выпускаемых легковых моделей.

Гидротрансформаторная АКПП

Это самый «древний» вид автоматической коробки передач. Она первая появилась на автомобилях в далеком прошлом. На тот момент оснащалась тремя или четырьмя передачами. Поэтому считается классическим «автоматом». Это название можно услышать в разговорной речи автолюбителей, теперь вы знаете, что это означает.

Название происходит от гидротрансформатора, который является механизмом сцепления маховика двигателя и механической части АКПП. Он отвечает за передачу крутящего момента от мотора к планетарному механизму включения передач. Великолепно гасит колебания силового агрегата и КПП, продлевая срок службы обоих.

Сцепление маховика с коробкой происходит за счет трансмиссионного масла. То есть, жесткой связи нет, её обеспечивает давление масла в «бублике» гидротрансформатора. Чем оно выше, тем больше крутящего момента передается от ДВС к коробке. Чем меньше – тем свободнее вращаются маховик и вал КПП. Это своего рода на механике.

Поэтому важно следить за качеством масла. Чем оно хуже, тем быстрее забиваются соленоиды гидротрансформатора, чувствуются рывки при переключении

Теряется плавность движения и включение скоростей.

За включение и выключение передач отвечает гидроблок. Он управляется электроникой. В механической части гидротрансформаторной автоматической коробке находится определенное количество планетарных передач – комбинации шестерен с разным передаточным числом. Чем их больше, тем больше скоростей у АКПП.

Подробности о работе и устройстве классическго «автомата» читайте в материале Как работает АКПП – устройство и принцип работы классического «автомата»

Достоинства и недостатки классического автомата

Будем сравнивать с другими типами автоматических трансмиссий, так как преимущества перед МКПП все уже давно знают, особенно те, кто часто ездит в городе.

Плюсы:

  1. Самая надежная автоматическая коробка переключения передач среди всех «автоматов»;
  2. Не требует пристального ухода, достаточно вовремя менять масло и соблюдать определенные правила эксплуатации;
  3. Отличается хорошей плавностью хода. До появления «робота» с двумя сцеплениями, была самая «мягкая» трансмиссия – плавно трогалась и переключала скорости во время движения.

Минусы:

Если сравнивать с другими автоматическими КПП, то классическая коробка-автомат не имеет видимых недостатков. Именно поэтому, многие покупатели ищут автомобили с обычной гидротрансформаторной АКПП. Их всех прельщает надежность, неприхотливость, долговечность агрегата. Тем более это касается рынка подержанных автомобилей.

Что нельзя делать с АКПП

Чтобы автоматическая коробка прослужила долго и не ломалась, нельзя делать некоторые вещи.

  • Заводить автомобиль с АКПП с «толкача». Такой запуск вдвое сократит жизнь автоматической коробки передач.
  • Нельзя ездить в положении ручки «P» (паркинг).
  • Использовать положение «N» (нейтралка) для спуска с горки. Особенно если включить этот режим прямо на ходу из положения «D». В таком случае машина может заглохнуть, отключается гидроусилитель руля и тормозов, машина становится практически неуправляемой.
  • Использовать положение «N» во время обычного движения.
  • Включать положение «R» (задний ход) до окончательной остановки машины.
  • Включать положение «D» (драйв) во время движения задним ходом до полной остановки машины.
  • Буксировать машину большего веса чем ваша.
  • Буксировать машину с АКПП на расстояние больше 40-50 км при скорости больше 50 км/ч. В буксируемой машине с заглушенным двигателем в автоматической коробке не создается нужного давления масла, поэтому все детали в ней вращаются без нужного количества смазки, что приводит к быстрому износу.

На первый взгляд автоматическая коробка передач представляется неким очень сложным механизмом, управлять которым и поддерживать в рабочем состоянии, очень трудно. На самом деле это не так. Для тех водителей, которые долгое время ездили на механике, период привыкания к автомату может быть немного тяжеловат. Но те, кто всегда ездил только на автомате, считают, что автомобиль с АКПП намного проще в управлении.

Вариатор

Вариатором называют бесступенчатые КПП или CVT (Continuously Variable Transmission). В отличие от гидромеханики, такие коробки переключаются между скоростями плавно, без толчков. Обычно за это отвечают 2 шкива с ременной или цепной связью. Когда меняется скорость и нагрузка, шкивы меняют диаметр, также другим становится крутящий момент на колесах. Поэтому КПП называют бесступенчатой.

Также есть тороидные вариаторы, где передаточное число меняют тороидные ролики, зажатые на одной оси между валами.

У вариаторов хорошая разгонная динамика, но набор оборотов не сопровождается характерным «ревом».

Бесступенчатые коробки подходят для автомагистралей и ровных городских дорог, но слабо приспособлены к грунтовым дорогам.

Плюсы:

  • плавное переключение;
  • простая конструкция;
  • экономичная КПП по сравнению с гидроавтоматом.

Минусы:

  • низкий ресурс ремня на шкивах;
  • необходимо дважды в год проводить ТО;
  • подходит только для спокойной городской езды.

Основные преимущества АКПП

  • «Классической»
    1. Гидравлическая коробка-автомат имеет высокий эксплуатационный ресурс (от 120 тысяч до 1 миллиона километров), что позволяет ей проработать весь срок службы автомобиля.
    2. Намного превосходит механическую коробку в экономичности и скорости переключения.
    3. Считается самой комфортной из трансмиссий, благодаря плавности и незаметности переключений. При этом двигатель работает в широком спектре оборотов без создания акустической усталости.
    4. Без проблем переживает пробуксовки в процессе вождения.
    5. Нет отката в момент старта движения с места.
    6. Одинаково хорошо работает при любой скорости.
    7. Благодаря отсутствию связи с двигателем на него не передаются удары и вибрации, что увеличивает его общий ресурс.
    8. Возможно эффективно задействовать торможение двигателем.
    9. Дополнительные режимы значительно расширяют возможности по управлению автомобилем в различных ситуациях и климатических условиях.
  • Коробки-робота
    1. Дешевизна производства.
    2. Переключения скоростей самые быстрые.
    3. Экономичность.
  • Вариатора
    1. Всегда оптимальный режим работы двигателя.
    2. Обеспечивает максимальный комфорт при вождении — нет толчков, задержек, рывков. Автомобиль хорошо ускоряется.
    3. Экономичнее, чем гидравлическая коробка-автомат.
    4. Достаточно простая конструкция.

Самые удачные роботизированные коробки

Новые технологии постоянно развиваются. Коробки «робот» имеют на рынке большой спрос. Почему так происходит? Дело в том, что некоторым водителям совершенно не нравится автомат. Они чувствуют запоздание скоростей, что не дает насладиться мощью авто в полной мере.

Именно поэтому многие производители стараются совершенствовать АКПП и МКПП. В результате их работы появилась роботизированная коробка. Приведем список самых удачных КП, выпущенных разными концернами.

DSG

Разработки компании Volkswagen всегда считались инновационными. Сегодня под брендом производятся две коробки, имеющие 6 и 7 ступени переключателя. Первая модель считается более технологичной, чем вторая. Ее устанавливают на премиальные машины.

К преимуществам коробки относят экономичность. Во время переключения передач не возникает посторонних шумов. Дизельный и бензиновый агрегат работают одинаково хорошо. Единственным недостатком DSG считается технологическая сложность. Для обслуживания коробки водителю придется посещать специальные станции. Других недостатков у коробки нет.

Multimode

Коробка Multimode была создана компанией Тойота. Она обладает двумя сцеплениями, поэтому функционирует лучше, чем механика и автомат. Основными преимуществами является экономичность, комфорт и простота.

Данная модель коробки считается универсальной. Она применяется с разными типами двигателя. Однако у РКПП есть ограничения – она несовместима с внедорожниками. Под каждый двигатель настраиваются индивидуальные настройки.

Японский производитель грамотно «настроил» свою продукцию. При любых настройках двигатель работает слаженно и без частых поломок.

Easytronic

Роботизированные технологии впервые начал использовать Опель. Компания выпустила коробки Easytronic. Разработчики считали, что новинка заменит собой автоматические коробки, которыми оснащены автомобили, продаваемые в Европейских странах. Но этого не произошло. Разработанные агрегаты сегодня устанавливаются лишь на Corsa.

Существует ряд нюансов, которые не позволяют ставить РКПП на остальные машины. Во-первых, их технология очень похожа на МКПП. Во-вторых, переключение скоростей возникает резко. В-третьих, отсутствует интеллектуальная система. Таким образом, «робот» не дает водителю ехать так, как хочется.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий