ГБО третьего поколения, особенности конструкции, установка и подключение

Гбо 3 поколения, комплектация, принцип работы, плюсы и минусы

Стремительное внедрение и развитие бензиновых инжекторных систем в двигателях внутреннего сгорания, новые требования и технологии не оставили производителей и инженеров проектировщиков газобаллонного оборудования в стороне.

Было решено в хорошо отлаженную систему ГБО 2 внести часть изменений для обеспечения возможности «обратной» связи с двигателем, доверив часть управления электронному мозгу. Так появилось на свет ГБО 3 поколения. Хотя по европейской классификации это газобаллонное оборудование осталось вторым поколением.

Описание и комплектация

ГБО 3 рассчитано для перевод на газовое топливо как автомобилей оснащенных карбюратором так и инжекторных бензиновых двигателей. Новинкой комплектующих ГБО 3 стали:

  • электронный дозатор с шаговым электродвигателем (в отличие от обычного дозатора с регулировочным болтом/болтами),
  • и сам электронный блок управления этим дозатором.

Карбюраторный двигатель

Комплект ГБО 3 поколения для двигателя оснащенного карбюратором установить можно, но есть некоторые трудности. Например, нужно врезать лямбда зонд от инжекторной машины, для того чтобы контролировать качество приготовленной смеси по выхлопным газам двигателя внутреннего сгорания.

Еще одна сложность — отследить полный «выпал» бензинового топлива из поплавковой камеры карбюратора, а потом перейти на электронное управление количественной подачей газового топлива. В целом состав комплекта ГБО 3 принимает следующий вид:

  • газовый баллон;
  • заправочный клапан;
  • мультиклапан;
  • датчик положения дроссельной заслонки;
  • заправочная и расходная магистраль;
  • фильтр грубой очистки (зачастую встроен в редуктор-испаритель);
  • редуктор-испаритель (электронный);
  • кнопка переключения с индикацией работы «ГАЗ» или «Бензин»с проводкой;
  • дозатор оснащенный электронным шаговым двигателем.
  • смеситель (для смешивания пропан-бутановой смеси с воздухом);
  • бензинового электро клапана (который перекрывает подачу бензина в карбюратор при работе двигателя на газе).

Инжектор

Комплект ГБО 3 поколения на инжектор схож с ГБО 2, за исключением нескольких изменений. Теперь электронный блок управления дозатором газа берет значение по качественному составу смеси из лямбда зонда.

Частые поломки ГБО 3 поколения

Довольно часто автомобилисты жалуются на неправильную работу переключателей. Причина поломки переключателя ГБО 3 поколения может заключаться в простом контакте, который отошел. Это происходит из-за того, что в редукторе накапливается конденсат. Также на ГБО довольно часто забиваются форсунки.

К основным минусам установки газового оборудования также относят увеличение массы, следовательно, происходит потеря мощности. Кроме того, оно занимает довольно много места в автомобиле. Следует учитывать также тот факт, что расход газовой смеси намного выше, поэтому экономия средств весьма относительная.

Читайте в этой статье о плюсах и минусах установки ГБО на авто.

Установка ГБО, в том числе и третьего поколения, актуальна в том случае, если автомобиль часто используется, к примеру, для грузоперевозок или работает в службе такси. В противном случае следует рассмотреть альтернативные способы экономии топлива.

Важно учитывать тот факт, что газовое оборудование стоит довольно много. В среднем, расходы на его установку компенсируются примерно за 5 лет использования, с учетом нынешних цен на топливо, при этом через этот же срок система потребует ремонта, так как она изнашивается с достаточно большой скоростью

Поэтому установка всегда остается сугубо индивидуальным решением.

Основные недостатки и преимущества использования ГБО

Многие автолюбители, узнав о ГБО, начинают размышлять: а не установить ли такую систему к себе в автомобиль? Прежде чем это осуществить, опытный владелец авто изучит все достоинства и недостатки этой системы. К ряду преимуществ можно отнести следующее:

  1. Основное преимущество использования этой системы является стоимость газа в качестве топлива. Ведь газ по сравнению с бензином вдвое дешевле. Особенно это хорошо для тех, кто постоянно использует транспортное средство.
  2. Детонационные повреждения двигателя снижаются в случае использования газового топлива.
  3. При использовании газа значительно повышается ресурс двигателя. Это позволяет исключить явление нагара на поршневой и клапанной системе.
  4. Образование меньшей степени нагара позволяет снизить количество выхлопных газов.
  5. Использование системы ГБО позволяет меньше использовать масло, и его замена осуществляется реже.
  6. Газ чище бензина, и это позволяет исключить всевозможные загрязнения.
  7. Обслуживание незаметно влияет на общий сервисный осмотр.
  8. В случае отсутствия одного топлива появляется возможность переключиться на другое и осуществлять поездку далее.

К недостаткам ГБО относятся: появление конденсата в редукторе, расход газа больше чем у бензина, габаритная проблема, утяжеление веса авто, частая замена фильтра. Также стоит отметить, что использовать инжектор значительно выше по показателям окупаемости, чем в карбюраторном авто.

Использование ГБО для каждого автолюбителя индивидуально, так как у каждого разные потребности. Установка системы ГБО своими руками не рекомендуется в случае отсутствия опыта, так как после осуществления операции всё равно придётся обратиться к специалисту, но вот затраты могут быть увеличены.

https://youtube.com/watch?v=xBlK1YZhKNw

Как установить смеситель и бензиновый клапан

Смеситель крепят между карбюратором и коллектором. Места соединения герметизируют резиновыми прокладками или силиконовым герметиком. Тщательная заделка стыков предохраняет баллонное оборудование от попадания воздуха в систему.

Бензиновый клапан ГБО

Бензиновый электроклапан врезают со стороны места соединения топливного трубопровода к бензонасосу.

Внимание! Бензиновый электроклапан устанавливают после бензонасоса. В противном случае бензонасос не сможет подавать топливо в карбюратор

Для установки клапана разрезается необходимая часть трубы на участке между бензонасосом и карбюратором. В полученный разрез вставляют клапан. Места соединения герметизируют и обжимают хомутами.

Затем приступают к монтажу газового клапана. Его устанавливают с противоположной стороны от бензинового электроклапана. К газовому клапану присоединяют выход топливопровода.

ГБО 2 поколения

Появилось ГБО 2 поколения — это карбюраторная газовая система, адаптированная к инжекторному автомобилю. 2-е поколение ГБО состояло также из редуктора и смесителя, то есть идея была в том, чтобы превратить инжекторный бензиновый автомобиль в газовый карбюраторный при работе на газе.

Со временем в карбюраторное ГБО 2 поколения был внедрен электронный дозатор топлива. В состав газового оборудования был помещен шаговый электромотор, который в зависимости от показаний штатного датчика кислорода автомобиля мог немного корректировать газовую смесь — обогащать или обеднять ее. В линейке продуктов Lovato такая система называлась LovEco (ЛовЭко).

ГБО 2 поколения, как и первое, установленное на инжекторном автомобиле имело преимущества и недостатки. Главным преимуществом являлась цена. ГБО 2 поколения, как и 1-го, было наиболее дешево и доступно.

Основным их недостатком является не очень точная дозация топлива, а также эффект под названием «Хлопок». Газ в 1 и 2 поколений смешивался с воздухом до дроссельной заслонки, и впускной коллектор автомобиля наполнялся газовоздушной смесью, готовой к воспламенению. При малейшем сбое в системе зажигания эта смесь легко воспламенялась, происходил хлопок, и газ, получившийся в результате сгорания, распространялся в обратную сторону от двигателя, снося датчики на своем пути. И зачастую это заканчивалось разрывом коробки воздушного фильтра.

Производители газобаллонного оборудования осознавали, что назрела модификация оборудования для лучшей адаптации в современных инжекторных автомобилях. Так появились впрысковые газовые системы.

ГБО 3 поколения

Первое газовое впрысковое оборудование представляло собой достаточно сложные конструкции, мозгом у которых был полноценный компьютер для подачи топлива в автомобиль. Оборудование ГБО 3 поколения собирало данные с, достаточно, большого количества датчиков автомобиля, и на основе полученных данных формировали газовую смесь т.е. открывали и закрывали в нужный момент и на нужное время газовые форсунки.

Плюсом ГБО 3 поколения было то, что оно подходило на те модели авто, для которых в последствии нельзя было установить систему ГБО 4 поколения, например, Audi 80 и 100 с четырехцилиндровыми и пятицилиндровыми двигателями с системой механического впрыска бензина или на моновпрысковые бензиновые автомобили.

Минусом систем ГБО 3 поколения было то, что они требовали подключения большого количества датчиков автомобиля, а на разных типах автомобилей многие датчики имели разные сигналы, и, зачастую, газовый компьютер не умел их обрабатывать.

Это ограничение, а также достаточно высокая цена на ГБО 3 поколения, привели к тому, что это оборудование не получило большого распространения. Но, тем не менее, наша компания установила более 100 подобных газовых инжекторных систем ГБО 3 поколения, контроллеры которых были разработаны компанией A.E.B.. Мы, в свою очередь, получили богатый опыт и знания принципов работы инжекторного автомобиля.

Анализируя неудобства газового оборудования на автомобиль третьего поколения производители газового оборудования задумались о создании более универсальной газовой системы. Решение было найдено и появилось ГБО четвертого поколения.

Устройство ДМРВ

Внутреннее устройство датчика представляет собой мелкую сеточку, в середине которой натянута платиновая нить. Последняя прогревается до температуры около 700 градусов за короткое время. Когда через нее проходит воздух, происходит незначительное охлаждение нити. По тому, на сколько градусов упала температура нити в сравнении с эталонным значением, измеряется количество воздуха, прошедшего возле неё. На выходе значение изменяется в интервале от 0 до 5 Вольт. Если нет расхода воздуха, двигатель заглушен, то на выходе ДМРВ будет напряжение ровно 1 Вольт. Если завести двигатель, через ДМРВ начнет идти воздух. Чем выше его расход, тем большее напряжение будет на выходе датчика.

Установка на карбюратор

На карбюраторное авто также можно установить ГБО, но функционал третьего и последних поколений не будет функционировать полноценно. Это связано с тем, что карбюратор нельзя подключить к электрооборудованию, так как на нем нет необходимых датчиков. Следовательно, ГБО 3 будет работать как ГБО 1 или 2.

Помимо этого, при монтаже газобаллонного оборудования на карбюратор не нужен эмулятор форсунок. Вместо него потребуется установить бензиновый клапан. ГБО 3 поколения не будет функционировать на карбюраторном двигателе без таких элементов системы, как лямбда-зонд и датчик дроссельной заслонки.

Виды ГБО на автомобиль

В зависимости от системы питания, на автомобиль могут устанавливаться разные поколения газобаллонного оборудования. Между 2-м и 6-м поколением ГБО конструктивно лежит такая же пропасть, как между карбюратором и инжектором мотором с непосредственным впрыском топлива.

2-го поколения

Самый простой вариант. Используется в автомобилях с карбюраторной и моноинжекторной системой питания. Хотя встречается и на инжекторных автомобилях, но это не самый лучший вариант.

Принцип работы газового оборудования второго поколения максимально прост. Газ, прошедший через редуктор-испаритель, подаётся в специальный смеситель, установленный до дроссельной заслонки. Двигатель всасывает газ вместе с воздухом: чем больше открывается дроссельная заслонка, тем больше смеси попадает в цилиндры.

Преимущества и недостатки

дешевизна; простота настройки и обслуживания.

неточность регулировок; хлопки и небольшие взрывы газа, скопившегося во впускном коллекторе (в основном на инжекторных автомобилях); долгий процесс переключения с бензина на газ.

Регулировки постоянно нужно корректировать, а мощность двигателя заметно ниже.

3-го поколения

Переходной вариант, редко встречается на автомобилях. Основное отличие — наличие форсунок для впрыска газа непосредственно во впускной коллектор и шагового электромотора, который регулирует количество подаваемого газа.

Управление системой происходит на основании показаний кислородного датчика и датчика положения дроссельной заслонки. Поэтому на карбюраторных автомобилях 3 поколение ГБО не используется.

Схема устройства ГБО 3-го поколения

Недостатки этого типа оборудования:

  • сложность регулировки;
  • медленная реакция на изменение режимов работы двигателя.

Машина становится более вялой, мощность и приёмистость падают.

4-го поколения

Самое распространённый тип газового оборудования, который идеально подходит для автомобилей с инжектором. Газ под давлением впрыскивается непосредственно во впускной коллектор с помощью отдельных форсунок.

Управляет процессом отдельный блок. Он подсоединяется к штатной проводке ЭБУ. При переходе с бензина на газ бензиновые форсунки отключаются, вместо них начинают работать газовые. Переход с одного топлива на другое происходит мгновенно, практически не заметно для водителя.

Блок управления газовым оборудованием полностью опирается на показания тех же датчиков, что и штатный, бензиновый ЭБУ. Поэтому коррекция подачи газа происходит максимально точно и быстро, значит, расход газа и потери динамики минимальны.

Конструкция ГБО 4-го поколения

Из-за сложной конструкции 4 поколение ГБО дороже в покупке и установке. Но для инжекторных автомобилей с распределённым впрыском — это самый подходящий вариант.

5-го поколения

Используется только на автомобилях с современными системами непосредственного впрыска топлива в камеру сгорания. Технология относительно новая, поэтому таких автомобилей с ГБО довольно мало. Форсунки устанавливаются, как и бензиновые, не во впускной коллектор, а в головку блока цилиндров.

Газовый редуктор применяется. Для впрыска газа нужно большее давление, порядка 15-16 атмосфер. Чтобы обеспечивать постоянную величину давления, внутри баллона устанавливается электрический насос, подобный бензиновому. Газ не испаряется, а впрыскивается в жидкой фазе.

Устройство ГБО 5-го поколения

На автомобили с непосредственным впрыском топлива невозможно установить ГБО предыдущих поколений. Пятое поколение — дорогостоящее и требовательное к качеству топлива. Особенной чувствительностью отличается бензонасос, устанавливаемый в газовом баллоне.

6-го поколения

Шестое поколение — это эволюция пятого. Здесь из системы исключены отдельные газовые форсунки. Вместо них подача газа происходит сразу через бензиновые. Для этого под капотом устанавливается специальный согласующий модуль. Его задача — перекрывать подачу бензина, открывая газ, и наоборот. Он словно сводит две топливные магистрали в одну, попеременно их переключая.

Схема ГБО 6-го поколения

Установка и настройка ГБО

Установкой ГБО занимаются специализированные мастерские. Они, аттестованы, имеют подготовленных специалистов и необходимое для монтажа оснащение и инструменты. Эти же мастерские продают оборудование разной комплектации, ремонтируют и обслуживают.

Установить комплект 1 поколения на карбюраторную или инжекторную машину и подключить его, можно и самому, но лучше обратиться к специалистам, монтаж и регулировка обойдутся не дорого. Но зато будут все документы необходимые для постановки на учет, поскольку это внесение изменений в конструкцию автомобиля. Отсутствие отметки в документах, грозит штрафом в размере 500 рублей за первое нарушение. Кроме того гарантийные обязательства установщиков пригодятся.

Настройки владелец может сделать сам. Регулировать подачу газа надо на каждом ТО, и при изменениях в работе мотора, увеличении расхода топлива и др. Регулировки требуются еще и потому, что со временем пружинки ослабевают, мембрана «дубеет», воздушный фильтр засоряется.

Все двигатели, работающие на газе очень чувствительны к загрязнению воздушного фильтра. При его засорении недостающий объем воздуха двигатель пополняет за счет газа, значительно увеличивая расход. Поэтому рекомендуется чаще менять его.

Самостоятельно настроить подачу газа и устойчивую работу двигателя с ГБО 1 поколения, просто. Перед тем как начать регулировки подачи газа, надо проверить и если необходимо отрегулировать зажигание. На редукторе располагаются два винта для регулировки. Винт холостого хода и винт чувствительности, а винт количества на дозаторе. У некоторых производителей дозатор с двумя винтами.

Начинать настройку лучше в следующем порядке:

  1. Завести, и прогреть двигатель авто.
  2. Винт на дозаторе отвернуть до конца, чтобы не создавать помех проходящему газу.
  3. Винт холостого хода полностью закрутить, чтобы исключить подсос газа через канал холостого хода.
  4. Винт чувствительности расположенный по центру редуктора с торца, отпустить на 4-5 оборотов.
  1. Завести двигатель, и по четверти оборота заворачивать винт чувствительности. Не спешить!
  2. Необходимо учесть, что реакция двигателя будет немного запаздывать, потому что в шлаге остаётся газ и его надо выработать. Так, по четверти оборота, с паузами 5-10 секунд, продолжать закручивать винт до того момента, пока не почувствуете, что еще чуть-чуть и мотор заглохнет.
  3. Теперь – винт холостого хода. Выкручиваем его по не много, плавно, не спеша, помня о запоздалой реакции, пока обороты двигателя не повысятся до рекомендованных, производителем. Обычно это 700-750 об/мин. Мотор должен работать ровно, устойчиво без провалов при перегазовке.
  4. Теперь винт на дозаторе, водители прозвали его «кран жадности». От него во многом зависит тяга и расход. Прибавьте оборотов мотору до 2000-2500 об/мин. Можно и больше. Удерживая на этих оборотах надо закручивать винт. В определенный момент двигатель начнет терять обороты как бы задыхаться. Дальше закручивать не надо, наоборот нужно на четверть оборота вывернуть винт.
  5. Теперь надо проверить настройки. Вывести двигатель на холостые обороты. Если работает ровно, устойчиво, при перегазовке нет провалов, то настройка удалась. Если на холостых оборотах, неустойчиво работает – выровнять с помощью винта холостого хода. Если провалы остались, нужно настраивать заново. Где-то вышла ошибка.

У оборудования Солекс регулировки несколько отличаются. Разница в том, что на дозаторе установлено два винта.

Как устанавливать ГБО 3 поколения

Монтаж ГБО – процедура, требующая специальных знаний и опыта. Поэтому доверьте ее специалистам. Система третьего поколения, несмотря на то что давно не нова, имеет сложную конструкцию.

Установка на инжектор

Успешный монтаж ГБО 3 поколения на инжектор предусматривает ряд действий:

  1. Поместите емкость с пропаном (метаном) в багажник, закрепите его к раме, в случае с пропановым тороидальным баллоном – закрепите его в пазе для запаски.
  2. Установите заправочное устройство.
  3. Проложите газовый трубопровод, зафиксируйте клапан под капотом.
  4. При монтаже редуктора-смесителя расположите его близко к трубкам системы охлаждения (слева от ДВС).
  5. Зафиксируйте распределитель подачи газа возле впускного коллектора.
  6. Чтобы вмонтировать эмулятор, просверлите отверстия в коллекторе.
  7. Газовый блок управления монтируйте под капотом в месте, где проводку не повредят жидкости двигателя.
  8. Выведите провода в салон, на панели под рулем установите кнопку для перехода с бензина на газ.
  9. Оставшиеся проводники подсоедините к датчикам.

Когда специалисты установят газовое оборудование 3 поколения на инжектор вашего автомобиля, проверьте, чтобы форсунки располагались не далее 10 см от места врезки впускного коллектора: от этого зависит мощность. Также убедитесь, что для коммутации применяются прочные шланги, способные выдерживать давление газов.

Инжекторные автомобили с ГБО третьего поколения

Инжектор — механическое приспособление, которое предоставляет возможность разбрызгивать топливную смесь в двигателя.

Газовый баллон чаще всего устанавливается с задней стороны транспортного средства, точнее в багажнике вместо запасного колеса. Заправочное приспособление монтируется в районе заднего крыла машины, бампера. На участке прохождения бензопровода прокладывают газовый трубопровод. Клапан газовый размещают под капотом транспортного средства слева. Смеситель располагают слева от мотора, что предоставляет возможность впоследствии его соединять с системой охлаждения без каких-либо препятствий. Блок управления, как правило, обустраивают в автомобильном салоне. Газовый распределитель устанавливают возле коллектора.

Чтобы закрепить форсунки, в коллекторе предварительно делают несколько отверстий. Затем уже подсоединяют эмулятор на форсунки инжектора. Лямбда-зонд, дроссельный датчик соединяют с блоком управления. Далее, после проделанных мероприятий по монтажу ГБО осуществляется настройка, регулировка, проверка работы системы, что необходимо для выявления возможных газовых утечек, мгновенной их ликвидации.

Особенности 3 поколения газового оборудования

Это поколение появилось путем усовершенствования более ранней технологии 2 поколения. Таким образом, 3 поколение практически ничем не отличается, кроме небольших, но достаточно существенных деталей.

  1. Дозировка топлива. Именно здесь находится ключевое отличие. В системах второго поколения топливо подавалось посредством разрежения, система подачи производится при помощи электроники.
  2. Система подачи топлива в систему. Во 2 поколении газовая система подсоединяется напрямую к штатной, в третьем же газ направляется во впускной коллектор при помощи шагового устройства и механических форсунок для дозировки. Газ идет в систему при создании высокого давления.
  3. Требования норм Евро. Третье поколение отвечает нормам токсичности Евро-3, изменение которых привело к сокращению использования ГБО этого типа.

Кроме того, одной из особенностей 3 поколения является тот факт, что газовая система монтируется параллельно с бензиновой.

Количество топлива определяется при помощи показаний лямбда-зонда и дроссельной заслонки, которые считываются специальным электронным блоком управления.

Следовательно, принцип работы можно описать в несколько этапов:

  • газ подается в распределитель;
  • блок управления считывает необходимый объем топлива и подает сигнал;
  • распределитель дозирует топливо;
  • газ подается на форсунки впускного коллектора.

Главным и существенным минусом этой системы питания является медленная скорость изменения рабочего режима, так как блок управления достаточно медленный.

Регулировка карбюратора


Настройка карбюратора под ГБО Регулировка ГБО не является чем-то очень сложным, поэтому произвести её сможет любой, кто хоть немного знаком с устройством автомобиля и знает принцип работы газового редуктора и двигателя. Проводить регулировку газового оборудования стоит только после настройки карбюратора.

можно следующим образом. Для начала очистите его от внешних засорений (песка, пыли, масла), а также промойте его изнутри. Привести в порядок или даже заменить стоит фильтры, воздушные и топливные жиклёры, промыть поплавковую камеру и сам карбюратор. Проводить эту процедуру, конечно, необязательно, если вы спешите или не можете этого выполнить по каким-либо причинам, но все же ухоженный карбюратор работает намного стабильнее и производительнее. Вообще, проводить ТО этой запчасти стоит несколько раз в год, желательно с наступлением нового сезона. После этого можно перейти непосредственно к регулировке холостого хода.

Запустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры (несколько минут работы на холостом ходу). Здесь есть 2 винта: качества (обычно медный) и количества (пластиковый). Первый отвечает за качество смеси. Откручивая — содержание кислорода в смеси падает, закручивая — смесь стает более богата топливом. Второй винт отвечает за качество выхлопных газов. Винтом качества начинайте регулировку холостых оборотов. Попытайтесь выставить их практически на максимум. Как только вы почувствуете слаженный ритм в работе двигателя — остановитесь. Чем сильнее вы продолжите откручивать винт, тем быстрее обороты начнут падать. Когда холостой ход двигателя на карбюраторе отрегулирован, можно приступать к регулировке редуктора ГБО.

Основные недостатки и преимущества использования ГБО 3 поколения

Установка ГБО – это серьезное работа, из-за которой можно лишиться гарантии. Однако, многих автовладельцев это не останавливает, так как газовое топливо очень экономичное и стоит значительно дешевле бензина. Перед тем, как решиться на подобное вмешательство, стоит оценить плюсы и минусы ГБО 3. Так, установка газобаллонного оборудования дает следующие преимущества:

  • снижение степени детонационного повреждения двигателя и износа цилиндро-поршневой группы;
  • повышение ресурса двигателя;
  • из-за того, что нагар почти не образуется, снижается количество выхлопных газов;
  • возможность переключаться с одного вида топлива на другой вид;
  • упрощенное крепление многих комплектующих системы;
  • газ практически не растворяет масло на стенках поршневой;
  • в отличии от первых поколений метанового ГБО, в третьей версии форсунки находятся очень близко с впускным клапаном, что позволяет избежать лишний впрыск газа;
  • усовершенствованный ЭБУ осуществляет необходимую подачу смеси в двигатель.

Помимо достоинств, у ГБО есть и свои недостатки:

  • возникновение конденсата в редукторном испарителе;
  • частое ТО по причине износа фильтра;
  • ГБО 3 полноценно работает только на инжекторе;
  • баллон занимает много места в багажнике;
  • при низких температурах воздуха машина заводится только на бензине;
  • меньшее количество заправок с метаном;
  • медленное взаимодействие с ЭБУ, чем ГБО 3 поколения существенно отличается от ГБО 4, полностью оснащенного электроникой и соответствующего евро-стандартам.

Из чего состоит и как работает оборудование

ГБО 2 поколения (пропановое или метановое) применяется в автомобилях с моторами инжекторного и карбюраторного типа. Такое оборудование лучше всего подходит на машины до 3-го экологического класса (Евро 0,1,2). Начиная с евро 3 рациональнее устанавливать 4-ое поколение ГБО.

Устройство на карбюраторе

Комплектация ГБО 2 для карбюратора Комплект второго поколения включает:

  • клапан заправочный;
  • газовый баллон с мультиклапаном и датчиком уровня;
  • заправочная, расходная магистрали;
  • редуктор с фильтром грубой очистки (бывает выносной фильтр с электромагнитным клапан подачи газа);
  • кнопка выбора типа топлива;
  • дозатор газовой смеси (регистр мощности);
  • устройство смешивания газа с воздухом (смеситель);
  • электромагнитный клапан, перекрывающий доступ бензина в силовой агрегат при переводе его на газ.

Принцип работы оборудования 2-го поколения на карбюраторном двигателе следующий:

Запуск и прогрев двигателя происходит на бензине. Далее клавиша переводится в нейтральное положение для выработки топлива из поплавковой камеры карбюратора. Тем самым, в работу включается электромагнитный клапан, который перекрывает подачу бензина.

После чего переключатель ставится в положение подачи газа, активировав газовый клапан. Так газ, находящийся в баллоне в жидком состоянии, через мультиклапан и магистральный трубопровод поступает к редуктору. На этой стадии смесь проходит предварительную грубую очистку.

При прогреве редуктора от охлаждающей жидкости ДВС, сжиженный газ преобразуется в пар. В парообразной фазе топливо, проходя через регистр мощности, смешивается с воздухом в карбюраторе.

Затем готовая газовая смесь, попадая через впускной коллектор и клапаны ГБЦ, воспламеняется посредством искры в камере сгорания цилиндра двигателя.

Для обратного перехода к базовому топливу кнопка ГБО переводится в положение работы на бензине, минуя нейтральную позицию.

Схема на двигателях с инжектором

Комплект ГБО второго поколения для инжекторного ДВС

Здесь комплектация отличается несколькими составными элементами:

  1. кнопка именно для инжекторной системы, но бывают и универсальные;
  2. перед дроссельной заслонкой ставится смеситель с механизмом против хлопков;
  3. эмулятор бензиновых форсунок;
  4. эмулятор лямбда-зонда (требуется установка не на всех машинах).

Радикальных отличий в принципах работы обеих схем газового оборудования нет. Основные изменения внесены в конструкцию ГБО, по причине наличия в автомобиле с инжектором форсунок для подачи топлива (или моно инжектор – одна форсунка на все цилиндры). Которые контролируются штатным блоком управления двигателя (ЭБУ).

Переход двигателя на газ может осуществляться в полуавтоматическом режиме (среднее положение тумблера). Пока двигатель не наберет заданного количества об/мин (1500-2000), в камеру сгорания подается бензин. Затем автоматически происходит переключение на газ.

Эмулятор форсунок нужен для отключения бензиновых инжекторов, также он подаёт сигнал контроллеру (ЭБУ) имитируя их работу. За счёт этого блок управления, не выводит ошибку («check engine») о неработающих форсунках, путём сигнализации на панели приборов.

Эмулятор лямбда-зонда (датчик кислорода) блокирует вывод блоком управления ДВС ложной ошибки о бедной смеси топлива. Преимущества датчика:

  • облегчает настройку ГБО за счёт вывода индикации качества смеси (бедная зелёный цвет, богатая красный);
  • уменьшает расход газа в среднем на 7-10%;
  • позволяет обнаружить реальные ошибки в работе двигателя.

Из-за возможных неисправностей в системе зажигания (пропуски искры) или газораспределительном механизме, в двигателе происходят хлопки. Причиной тому является воспламенение топлива во впускном коллекторе, это может привести к его разрыву.

ГБО второго поколения оснащается «антихлопковым» клапаном, который установлен в смесителе газа или может быть ещё дополнительный в корпусе воздушного фильтра.

Что в итоге

Как видно, регулировка газового оборудования на карбюраторном двигателе не является сложной процедурой (за исключением настройки давления в двухсекционном дозаторе ГБО 2 поколения). Отметим, что грамотно проведенная процедура позволяет добиться устойчивой работы мотора на всех режимах, двигатель хорошо реагирует на педаль акселератора, не происходит потери мощности и т.д. Расход газа также остается в пределах нормы для того или иного карбюраторного ДВС.

Добавим, что для проверки качества всех регулировок и финальной подстройки следует резко нажать на педаль газа, после чего винт чувствительности постепенно закручивается на ¼ от полного оборота за один шаг. Делать это нужно до того момента, пока не появится «провал» при наборе оборотов.

После того, как положение винта, при котором появляется провал, было найдено, нужно отпустить указанный винт на половину оборота. Уловить изменения оборотов можно по слуху, анализируя изменения в работе мотора. Также настройки дозатора при необходимости нужно провести повторно.

Дело в том, что при минимальной подаче газа силовой агрегат будет работать на обедненной смеси. При этом значительно сэкономить на горючем не получится, однако для двигателя ущерб может быть очень большим. Работа на переобедненной смеси приводит к перегревам, детонации, прогару клапанов, появлению трещин в блоке и ГБЦ и другим серьезным последствиям.

Как установка ГБО и переход на газ влияет на двигатель и моторесурс. Особенности настройки газового оборудования, подбор масла и обслуживание ДВС на газу.

Преимущества и недостатки использования газобалонного оборудования. Обслуживание и эксплуатация ГБО, польза и вред газа для двигателя и штатных систем.

Перевод дизельного двигателя на газ: принци работы газодизеля, особенности установки ГБО на дизельный мотор. Преимущества и недостатки ГБО на дизеле.

Газобалонное оборудование. Классификация, принципы работы и конструкция. Различные поколения газовых систем, ГБО для моторов с непосредственным впрыском.

Принцип работы и отличительные особенности газовых форсунок. Основные парметры при выборе форсунок для ГБО 4. Какие газовые форсунки лучше купить.

Особенности установки ГБО на мотор с турбонаддувом. Какое газобалонное оборудование лучше ставить на двигатели с турбиной. Советы и рекомендации.

Как настроить ГБО Ловато 4-го поколения?

Решился я на установку газового оборудования на свой авто, обратился в специализированную конторку. Мне поставили оборудование Ловато, но правильно настроить так и не смогли. Город у меня не большой и другие фирмы, которые я смог найти, не занимались установкой и обслуживанием Lovato.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий