Мифы и легенды об АКПП: развенчиваем популярные заблуждения
В статье мы будем развенчивать мифы, а если Вам, дорогой читатель, статья понравится, напишем про легенды. Про то, что когда-то было актуальным или актуально до сих пор
Обращаем внимание, что под аббревиатурой «АКПП» мы имеем ввиду автоматическую коробку с гидротрансформатором и планетарными передачами, она же — гидромеханическая, то есть «классическая» АКПП
Мы, пожалуй, не будем останавливаться подробно на устройстве типичной АКПП, благо совсем недавно писал исчерпывающую статью о гидротрансформаторе и чуть ранее – о проблемах электрики.
Миф 1. Масляное голодание
Почему-то распространено мнение, что масляный насос АКПП приводится в действие от турбины (выхода) гидротрансформатора. На самом деле, привод насоса соединен с корпусом гидространсформатора, то есть, фактически, с маховиком двигателя, поэтому насос будет нагнетать давление в систему сразу после того, как мотор начинает вращаться, и масло будет прокачиваться в системе при любом режиме работы коробки. Поэтому масляного голодания в исправной коробке не бывает ни в каких режимах.
Как проверить уровень масла в АКПП
Несвоевременная замена трансмиссионной жидкости (ATF), равно как и ее недостаточный уровень в системе, могут привести к довольно печальным последствиям, вплоть до выхода из строя трансмиссии. Именно поэтому уровень масла периодически необходимо проверять не только в двигателе, но и в коробке вашего автомобиля.
Процедура проверки масла в коробке при соблюдении наших рекомендаций не составит труда даже для новичка-автолюбителя. И вы сейчас в этом сами убедитесь, уважаемые посетители портала ad-auto.ru.
Главное правило проверки масла в АКПП – температура трансмиссионной жидкости должна быть рабочей.
Вот почему, прежде чем изучать щуп, проедьтесь на машине десяток-другой километров, после чего припаркуйтесь на ровном участке, переведите рычаг переключения передач в режим «Р» (а если ваше авто оснащено двигателями (заметьте: речь именно о типе мотора, а не о марке вашего авто) Mitsubishi, Proton или Hyundai, то необходимо поставить на «нейтралку»). Как правило, уровень масла в коробке следует проверять при работающем двигателе, однако, если вы являетесь владельцем автомобиля Honda или Acura, то производители советуют во время проверки мотор все же глушить.
Открываем капот и находим щуп трансмиссии, обычно он располагается примерно в том же районе, что и щуп двигателя. Посему не перепутайте! Выньте щуп АКПП, протрите его чистой тряпочкой, после чего вставьте щуп обратно до упора и вновь извлеките.
А теперь внимательно посмотрите на него.
Возможно, вы увидите на нем несколько меток: верхняя (нередко написано Hot) указывает рекомендованный уровень масла, прогретого до рабочей температуры, нижняя засечка (порой имеет буквенное обозначение Cold) соответствует нормальному уровню трансмиссионной жидкости в непрогретом состоянии.
Естественно, идеально будет если уровень трансмиссионной жидкости будет доходить до верхней отметки. Тем не менее нередко масла в коробке оказывается немного меньше нормы, а иногда, напротив, ATF оказывается несколько больше, чем того необходимо. Чем же грозит отхождение от нормы?
Последствия езды на автомобиле с уровнем масла в АКПП ниже нормы
Если в трансмиссии окажется дефицит масла, то будет нарушен температурный режим ATF, как следствие – снижение ресурса.
Но самое опасное, при недостаточном количестве масла в АКПП насос рискует захватить вместе с маслом воздух, трансмиссионная жидкость превратится в воздушно-масляную эмульсию, станет сжимаемой, вследствие чего в системе будет снижено давление, а значит пропадет передача, нарушится теплоотвод из трансмиссии, ухудшится смазка ее элементов.
Последствия езды на автомобиле с уровнем масла в АКПП выше нормы
Опасным является не только дефицит, но и переизбыток масла в коробке. При уровне трансмиссионной жидкости выше нормы она начинает доставать до вращающихся деталей АКПП, в результате чего масло может вспениться, его объем увеличится в разы и попадет через сапун в трансмиссионную систему.
Думаем, о последствиях этого вы уже догадались – вся коробка будет залита маслом. Однако «потоп» в коробке – это не самое страшное, чем грозит переизбыток ATF, эксплуатация коробки в таких условиях приводит к ускоренному изнашиванию ее агрегатов, а ремонт АКПП – процедура довольно дорогостоящая.
Если вы решили проверить масло в коробке, то пристальное внимание необходимо уделить не только его уровню, но и оценке состояния. Запомните: трансмиссионная жидкость должна быть прозрачной, не иметь посторонних включений и не пахнуть горелым. Если авто работает в условиях жаркого/холодного климата, в мегаполисе, подвергается довольно часто усиленным нагрузкам, то интервал замены масла в АКПП следует сократить до 25 000 километров пробега
Если авто работает в условиях жаркого/холодного климата, в мегаполисе, подвергается довольно часто усиленным нагрузкам, то интервал замены масла в АКПП следует сократить до 25 000 километров пробега.
Неизбежна замена масла, если накануне коробка подвергалась нагрузкам, например, эксплуатировалась «на сухую» или же ее буксировали.
Трансмиссия – это один из основных агрегатов автомобиля. От ее исправности зависит не только комфорт во время передвижения, но и нередко ваша безопасность и безопасность пассажиров вашего авто, а значит ваших родных и близких.
Если внезапно у масла появился запах горечи или же стал заметен черный осадок на щупе, немедленно отправляйтесь на СТО для замены трансмиссионной жидкости, даже если срок замены еще не пришел.
Любите свой автомобиль. Заботьтесь о нем. В знак благодарности он будет служить вам верой и правдой долгое время, и даже в самые трудные моменты он вас не подведет.
Что делать, если одна риска COLD
На некоторых машинах стоит АКПП с щупом, на котором нарисована только одна метка COLD.
В таких автомобилях принцип изменения уровня отличается. Необходимо нагреть рабочую жидкость до рабочей температуры, заглушить мотор, а потом проводить измерения по этой отметке.
В некоторых авто требуется установка АКПП из позиции «Р» в положение «N».
Разница в объеме смазки между отметками MIN и MAX в среднем около 200 мл.
Для достижения придела холодного диапазона COLD (+40 градусов Цельсия) необходимо завести мотор и дать ему поработать в течение четверти часа.
Уровень ATF при этом должен быть в пределах отметки COLD.
По мере прогрева жидкости этот диапазон будет смещаться выше.
К примеру, для достижения уровня в пределах отметок HOT (нижней и верхней) температура масла должна достигнуть +80 градусов Цельсия. Для этого машина должна проехать в течение получаса по трассе, а на улице была температура не меньше +15 градусов Цельсия.
Полная замена масла в АКПП: инструкция
Заменить трансмиссионную жидкость можно и полностью, но это более дорогостоящий процесс. Зато он дает значительное улучшение в работе коробки. Рассмотрим, как меняется АТФ аппаратным и ручным методом, чтобы выбрать подходящий вариант.
Способ №1
Этот способ подходит для самостоятельной замены в условиях гаража с ямой. Все делается, как и в вышеописанной ситуации: сливается старая смазка, чистится поддон, устанавливается новый фильтр и прокладка, заливается свежая АТФ по уровню. Проехав в обычной эксплуатации около 200 км, процедура повторяется (фильтр и прокладку уже можно не менять, а только промыть и почистить).
К плюсам способа относится:
- возможность выполнить все в гаражных условиях самому;
- не требуется дорогостоящее оборудование;
- платить нужно только за АТФ (фильтр и уплотнитель поддона покупаются один раз при первой замене).
Но такой способ затратен по времени — каждые 200 км придется снимать защиту днища, сливать отработанную смазку, заливать новую. Не у всех есть время каждую неделю проводить такое обслуживание. Не возможно 100% замещение. Поэтому рассмотрим другие способы.
Способ №2
Полная замена масла в АКПП своими руками возможна, если использовать давление в коробке для выкачивания отработки. Для этого выполняются все действия, как в случае частичной замены (сливание, замена фильтра и чистка поддона). Затем в коробку заливается свежая ATF до самого верха (пока не польется из заливного отверстия). От радиатора охлаждения трансмиссии отсоединяются подача и обратка и концы шланг опускаются в емкость (таз на 12 л, ведро и пр.).
Схема подключения АКПП к радиатору охлаждения
Заводится мотор и начинается накачивание давления в коробке и циркуляция трансмиссионной жидкости. При таком способе отработка вытесняется из гидротрансформатора и гидроблока естественным путем. Когда сольется около 4 л, двигатель глушат и доливают еще свежей АТФ. Мотор снова запускается и продолжается прокачивание системы. Заметив светлый цвет смазки на выходе, процесс останавливается. Остается присоединить шланги к патрубкам радиатора, выставить уровень и проехать на автомобиле в разных режимах для теста.
При таком способе естественная циркуляция в агрегате используется для прокачивания системы без помощи дополнительного оборудования. Платить придется только за расходники и объем технической жидкости — 7–9 л. Вся процедура проводится за один раз — нет необходимости становится на ремонт каждую неделю. Но есть и минусы: операция довольно сложная и пугающая для новичка — можно что‐то сделать неправильно и повредить узел.
Так можно повредить пакет фрикционов, планетарную передачу или гидротрансформатор. Ремонт обойдется дорого.
Способ №3
Самым эффективным способом является аппаратная замена. Это вытеснение старой смазки путем прокачивания по системе новой под давлением от специальной станции. Схема замены масла в АКПП при помощи современного оборудования выглядит так:
- Автомобиль заезжает на подъемник, где демонтируется защита и сливается отработка.
- Снимается поддон, выполняется чистка и установка новой прокладки с фильтром. Все возвращается на место.
- Откручиваются патрубки подачи и обратки радиатора коробки.
- К ним присоединяются шланги от станции, в которой уже залито 10–12 л новой АТФ.
- Запускается двигатель и аппарат начинает подавать свежую трансмиссионную жидкость в коробку. Гидроблок перекачивает ее и она выходит через патрубок, но вместо радиатора оказывается снаружи и сливается в приемную тару.
- Через прозрачную трубку видно, какой цвет у жидкости. Когда он становится идентичен новой смазке, процесс останавливают и выставляют уровень.
Аппаратная замена масла в АКПП
Способ хорош тем, что обеспечивает 100% замену путем вымещения. Промывается гидротрансформатор и гидроблок. Качество обслуживания видно сразу по цвету выливающейся смазки. Работа трансмиссии улучшается: становится тише, резвее переключение, повышается плавность хода. Водители отмечают сокращение расхода топлива. Но есть и минусы: понадобится большой объем 11–12 литров трансмиссионной жидкости, половина из которой тратится просто на промывку. Аппарат для замены дорогой и имеется не в каждом СТО, не говоря уже о гаражных мастерских. В некоторых недобросовестных автосервисах могут взять 12 л техжидкости, но залить только 6 л, присвоив остальное себе. Иногда забывают поставить фильтр или заменить прокладку.
Признаки перелива смазки в АКПП
Незначительный перелив масла может не иметь серьезных последствий. Под небольшим превышением подразумевается + 1-1,5 см над нормой. Впрочем, заметить такое превышение тоже не просто. Обычно, водители остаются в неведении, что масло залито слегка выше нормы. Совсем иначе обстоит вопрос, когда смазка значительно превышает допустимый уровень.
Последствия от перелива могут быть достаточно серьезными, поэтому крайне важно быстро предпринять нужные меры. В качестве основных «симптомов» перелива смазки, стоит отметить:
- давление в системе начинает повышаться, в результате чего образуются течи и жидкость начинает сочиться из сальников и из под пробки щупа;
- смазка начинает пениться, появляются пузырьки, не позволяющие уменьшить качественные характеристики смазки. Плотность состава тоже становится значительно меньше;
- коробка-автомат работает нестабильно. Водитель фиксирует рывки и толчки во время поездки. Может сопровождаться шумом;
- нарушается теплопередачи и коробка начинает греться.
Любые нарушения в работе АКПП могут указывать на неполадки, Связанные с уровнем смазки в системе. Это может привести к серьезным повреждениям функционального узла, а значит, водитель должен сразу же реагировать на подобные нарушения.
Необходимость проверки уровня масла
Какая бы коробка передач не использовалась на вашем автомобиле — она содержит определенное количество трансмиссионного масла. В механической или роботизированной коробке это масло выполняет роль смазочного материала, защищающего трущиеся детали.
Если же брать АКПП — то здесь дело обстоит несколько иначе. В такой коробке трансмиссионная жидкость используется не только для смазки деталей, но и для передачи крутящего момента.Циркуляция масла осуществляется через каналы гидроблока под очень большим давлением и воздействует на пакеты фрикционов. Так происходит включение нужных передач. Наиболее требовательной к уровню масла является гидромеханическая коробка, поэтому для ее нормальной функциональности необходимо постоянно контролировать как уровень ATF, так и состояние самой жидкости.
Давайте разберемся, как правильно проверять уровень масла в АКПП, чтобы не допускать досадных ошибок.
Есть мнение, что масло в коробке передач необходимо лишь для того, чтобы уменьшить процесс трения деталей. Благодаря ему снизится выработка фрикционов и коробка сможет прослужить без ремонта более длительное время. Все это так, однако, масло необходимо не только для того, чтобы снизить трение деталей, но и убрать от них лишнюю температуру, которая также способствует быстрейшему износу.
Устройство
Современная автоматика использует совсем другие принципы работы, чем механическая коробка – она гораздо сложнее и, соответственно, дороже. Рассмотрим основные детали, которые присутствуют во всех автоматических агрегатах.
- Гидравлический трансформатор – основной узел, без которого работа просто невозможна. Это аналог сцепления, которое используется с механической коробкой, но устроен он сложнее. Его назначение – передача крутящего момента от мотора к ведущим колёсам с помощью рабочей жидкости – масла.
- Планетарный ряд, или передача, – распределяет входящее усилие от двигателя на другие конструктивные элементы коробки передач, меняя при этом передаточное отношение. В МКПП это – набор шестерен, меняющих сцепление друг с другом при переключении скоростей.
- Фрикционный диск, или муфта, – с помощью этого элемента переключаются передачи. Он управляется электронным блоком.
- Обгонная муфта – является одним из узлов, входящих в состав гидротрансформатора. Предохраняет фрикционную муфту, а также другие детали коробки-автомата от резких толчков и вибрации, когда происходит изменение передаточного числа (переключаются передачи).
Не будем разбираться в тонкостях работы АКПП. Главное – то, что она устроена сложнее, чем МКПП. Это накладывает свой отпечаток на её преимущества и недостатки.
Мало масла в коробке автомат: признаки и возможные последствия
Итак, начнем с того, что подавляющее большинство тех или иных проблем АКПП связно с тем, что уровень ATF отклонился от нормы. Простыми словами, низкий уровень масла в АКПП способен быстро вывести коробку из строя или значительно ухудшить качество ее работы. Также отметим, что превышение уровня тоже крайне нежелательно, о чем было рассказано в нашей отдельной статье.
Вернемся к проблеме нехватки масла в автомате. Причин, по которым падает уровень, может быть несколько, начиная с неисправностей и потери герметичности (текут уплотнители, сальники или прокладки, имеются трещины или дефекты поддона АКПП, корпуса коробки) и заканчивая ошибками при замене/доливе масла в АКПП.
В норме уровень масла в АКПП должен быть не ниже и не выше расчетного, то есть какие-либо отклонения не допускаются как в большую, так и в меньшую строну. Если же происходит его снижение, это сказывается как на ресурсе коробки, так и на ее работе, что заметно при движении.
При этом во время спокойной езды по ровным дорогам или накатом в момент спуска нагрузки на трансмиссию меньше. Это значит, что даже в случае недостаточно уровня ATF в коробке риски серьезно повредить агрегат меньше. Однако ситуация меняется в том случае, если водитель нагружает двигатель и коробку.
В этом случае нехватка масла приводит к снижению давления и пробуксовкам фрикционов АКПП. Коробка автомат может начать переключаться рывками, передачи включаются с задержкой, происходит сброс с повышенных передач на пониженные, АКПП буксует и работает жестко.
Как правило, такая ситуация часто происходит в случае, если машина не имеет дополнительной защиты поддона АКПП. Обычно поддон рассоложен низко, то есть после наезда на препятствие есть риск пробить поддон АКПП или сместить его, нарушив герметичность. Помните, своевременное обнаружение проблемы позволяет значительно снизить расходы на последующий ремонт АКПП и минимизировать последствия.
Если же продолжить движение и проигнорировать признаки утечки масла, коробка будет работать до тех пор, пока все пакеты фрикционов не «сгорят» из-за нехватки масла в АКПП
Обратите внимание, именно пробуксовка автомата приводит к выходу из строя пактов фрикционных дисков. Получается, при первой пробуксовке лучше сразу останавливаться. В подобной ситуации, когда возникают подозрения на снижение уровня АТФ в автомате, следует сразу же прекратить движение, осмотреть агрегат на предмет подтеков, проверить уровень масла в коробке автомат
Если заметно сильное снижение уровня или имеет место явная утечка масла, оптимально отказаться от попыток движения своим ходом или буксировки авто с АКПП без вывешивания ведущих колес. В этом случае следует воспользоваться эвакуатором
В подобной ситуации, когда возникают подозрения на снижение уровня АТФ в автомате, следует сразу же прекратить движение, осмотреть агрегат на предмет подтеков, проверить уровень масла в коробке автомат. Если заметно сильное снижение уровня или имеет место явная утечка масла, оптимально отказаться от попыток движения своим ходом или буксировки авто с АКПП без вывешивания ведущих колес. В этом случае следует воспользоваться эвакуатором.
Если же такой возможности нет, тогда нужно заранее убедиться, что производитель авто или АКПП не запрещает буксировку на небольшие расстояния на буксировочном тросе своим ходом (для некоторых моделей в мануале имеется прямой запрет).
- В общих четах, перед началом буксировки нужно перевести селектор АКПП в положение «N».
- Далее следует придерживаться правила буксировки «50 на 50» (расстояние не более 50 км со скоростью не выше 50 км/ч).
Игнорирование данных правил приводит к тому, что возможен выход из строя подшипников АКПП по причине перегрева (особенно с учетом снижения уровня АТФ и недостаточного количества смазки), а также дифференциала коробки автомат.
Еще добавим, что для заднеприводных автомобилей с АКПП риск получить серьезные повреждения АКПП по причине нехватки масла выше. Дело в том, что такие авто имеют большие по размеру автоматы, которые оснащены плоскими длинными поддонами.
Это значит, что на подъемах и во время ускорения масло смещается, оставляя отверстие фильтра для забора масла в насос открытым. В результате насос захватывает воздух, что и приводит к снижению давления масла в системе со всеми вытекающими последствиями для АКПП.
Проверка масла в АКПП: мнения автолюбителей
- Смотрите на горячую «Жидкость из АКПП наружу выходит через сальники и прокладки, других вариантов нет. Конечно, она может угореть, но незначительно. Я никогда не проверяю уровень, пока не разогрею автомобиль. Раньше измерял в холодном состоянии, и все время результат был разный. А если масло горячее, то в любое время года показывается один и тот же уровень».
- Замерять на холодную неправильно «Нельзя определять по обозначению COLD. Эта метка нужна только при замене масла. Если двигатель не разогрет, то тогда можно ориентироваться на COLD, так как, если налить масло ниже этого уровня, вращающиеся элементы АКПП вспенивают эмульсию, и её количество увеличивается. Если после этого измерить жидкость, то результаты будут недостоверными. Пузырьки на щупе указывают на то, что уровень слишком низкий».
- Нужно постоянно проверять уровень масла «Проверять эмульсию, даже если АКПП в порядке, нужно регулярно, минимум раз в месяц, а лучше каждую неделю. Уровень масла должен быть в пределах значения HOT или чуть выше. Если жидкость стоит на нижнем уровне, долейте ее. Если доливать приходится второй раз, лучше посетите станцию техобслуживания, чтобы там проверили течь. Это единственная причина, по которой уровень масла может снижаться, так как автомат – это не мотор, и в коробке масло угореть не может».
- Температура важна «Как проверить масло в АКПП? Советую прогреть его до температуры 25–50 градусов. Замеры делать, когда машина заведена и поставлена на “паркинг”. Лучше всего утром завести автомобиль, покататься на всех режимах, затем определить градусником или пальцем температуру и после этого можно посмотреть, каков уровень эмульсии».
- Много раз мерил на холодную и нормально «Коробку передач можно и не прогревать. Но вот что обязательно нужно сделать – погонять автомат по всем скоростям по полминуты на каждой и поставить в режим парковки. После этого делайте замер, ориентируясь на отметку Сold на щупе».
- Проверка на холодную дает лучший результат «Как обычно, сегодня с пульта запустил авто, через несколько минут подошел к машине, попробовал все передачи. Вынул щуп, чтобы проверить масло, уровень был между первым и вторым отверстиями. Пришлось немного долить. Сейчас все в норме. Для себя решил, что буду делать замеры, когда АКПП холодная. В прогретом состоянии уровень всегда определяется выше допустимого значения».
Зачем менять?
Почему возникает необходимость в замене данного компонента? Хоть в масло АКПП и не попадает так много отходов, как в моторное, все же его длительная эксплуатация имеет свои негативные последствия. Различные виды металлической пыли и другие нежелательные продукты трения рано или поздно превысят свою допустимую концентрацию. Все автоматические трансмиссии оборудованы специальным масляным фильтром, который предназначен для защиты масла. Со временем, количество мусора в фильтре достигает критической массы, в результате чего его пропускная способность становится значительно меньше. Это очень сильно нагружает работой масляной насос акпп. Само масло сильно прогревается, а его смазочные свойства (из-за чрезмерного перегрева) становятся менее стабильными. Иногда, из-за накопившегося мусора фильтр акпп настолько забивается, что в результате он начинает рваться (когда фильтр бумажный) или автомобиль просто останавливается (когда фильтр выполнен из металлической сетки).
Так выглядит загрязненный и изношенный фильтр АКПП |
Еще, сильное загрязнение влечет за собой быстрый износ деталей. Могут пострадать, например, электромагнитные клапаны, клапаны, находящиеся в гидравлическом блоке, регуляторы давления. Когда масло загрязняется металлическим абразивом (или другими стальными продуктами, появившимися из-за длительного трения), могут начать неправильно работать электронные элементы АКПП (к примеру, датчик замеряющий скорость). Многие спрашивают: стоит ли производить замену выполненного из металла масляного фильтра (тот который сетчатый), или хватит его промывки? Читайте подробную статью о необходимости замены фильтра в коробке автомат. Поскольку в масле находятся разнообразные смолянистые вещества, периодически покрывающие сетку фильтра (из-за чего ухудшается его пропускная способность), лучшим выходом в такой ситуации будет полная замена данной детали.
Еще один важный момент: производить замену масла в АКПП перед появлением в работе коробки передач тех или иных перебоев. Дело в том, что если проблемы уже начались, то замена масла в подавляющем большинстве случаев положительных результатов не даст. Тут поможет лишь полноценный ремонт.
Чем грозит перелив масла в системе коробки передач
Прежде всего, по причине вращения внутренних частей в коробке передач на большой скорости происходит такое явление, как вспенивание масла. А это означает, что из-за присутствия в составе масла воздуха оно перестает выполнять свою главную функцию и детали не получают необходимой смазки, сгорают, а коробку передач приходится менять. Кроме того, вспененное масло имеет тенденцию вытекать через сапун.
Если коробка оснащена заливочной пробкой, то следует открутить ее и долить необходимое количество масла.
Определить примерное состояние автоматической коробки передач можно и по внешнему виду трансмиссионной жидкости.
О хорошем состоянии коробки свидетельствует нормальный красный цвет масла, но если оно приобрело черный или темно-коричневый цвет, да еще с отчетливым запахом гари – это говорит о наличии неисправностей в работе данного узла.
В случае, если в составе масла обнаруживаются небольшие темные частички, можно догадаться о разрушенном фрикционном слое тормозных лент или других рабочих частей коробки.
Подобные частички будут заметны даже при осмотре измерительного щупа.
А когда в акпп попадает вода или антифриз, жидкость меняет оттенок на бледно-розовый. В случае появления таких признаков потребуется более тщательная диагностика коробки передач со снятием поддона.
Симптомы низкого уровня ATF жидкости
Их достаточно много, особенно заметно тогда когда вы приехали на исправной машине, а после замены уезжаете и автомат ведет себя не так как раньше. Прокатитесь 50 – 100 км и если ситуация усугубляется, значит нужно ехать обратно в сервис и смотреть уровень масла
Какие признаки проявляются:
- Проявляются пробуксовки. Давите педаль газа, а машина не едет (не хватает давления масла, чтобы сжать пакет фрикционов)
- Толчки – пинки при работе. Опять же не хватает давления рабочей жидкости
- Перегрев АКПП. Чем меньше объем, тем она быстрее прогревается, не хватает объема циркулировать через радиатор.
- Сброс передач на пониженную. Ибо при высоких передачах давление нужно больше
- Гудение АКПП. Она сильно вибрирует и гудит
- Не тянет в горку. При большой горке машину как будто кто-то сзади держит
- Не трогается с места. Переводим в D – drive отпускаем педаль, машина должна немного катиться. Если этого не происходит, значит уровень масла может быть низким
Симптомы низкого уровня ATF жидкости
Определить снижение количество трансмиссионной жидкости в автомате можно следующим образом:
- Вспенивание масла – на щупе видна пузыристая воздушно-масляная смесь, которая показывает, что помимо АТФ-жидкости насос забирает воздух из-за низкого уровня.
- Появление пробуксовки при нажатии на педаль акселератора при подъёме – не хватает давления для сжатия фрикционов.
- Автомобиль дёргается, происходят толчки при переключении передач.
- Вибрация, гул коробки во время движения.
- Самопроизвольный переход с высокой на пониженную передачу – нехватка давления.
- Движения у машины нет при переходе в режим D.
- Повышенный температурный режим в АКПП – объёма охлаждающей жидкости не хватает.
В последнем случае наличие перегрева можно проверить, подключив автосканер ELM327 к диагностическому разъёму OBD-II.
Последствия низкого уровня масла
При обнаружении перечисленных симптомов владелец машины должен обратиться в автосервис.
Помимо дискомфортных условий при движении его может ожидать следующий негатив от низкого уровня масла АТФ:
- Сгорят фрикционные диски, сальники.
- Выйдет из строя насос.
- Перегрев трансмиссионного узла.
- Повреждение подшипников.
Поэтому, чтобы избежать серьёзных расходов на ремонт автоматической КПП, следует регулярно проверять в ней уровень масла.
Возможные последствия
Отдельно стоит рассказать о том, чем потенциально грозит перелив масла в АКПП и с какими последствиями может столкнуться автомобилист.
Они практически наверняка будут. Вопрос лишь в том, какие именно.
Во многом то, какие последствия ожидают автомобилиста, который перелил трансмиссионное масло в АКПП, зависят от количества избыточной смазки. Превышение может быть незначительным, или же весьма существенным.
- Небольшое превышение уровня. Про незначительный перелив говорит факт заливки примерно на 15-20 мм. больше, нежели максимальная отметка на щупе. Для проверки следует прогреть мотор и коробку, затем вытащить масляный щуп из коробки автомат, протереть его, вставить обратно, прокрутить и вытащить. Смотрите на метку MAX и смотрите, насколько выше её оказался уровень. Касательно того, что будет, если перелить незначительно масло в свою коробку. В таком случае никаких серьёзных последствий ждать не стоит. Но лучше прислушиваться к поведению машины, реагировать на изменения поведения АКПП. Для перестраховки лучше всё же убрать излишки.
- Большое превышение. Именно существенный перелив грозит серьёзными последствиями. Здесь рассматривается ситуация, когда масло оказалось на уровне крышки. Если просто её закрутить и поехать, уже спустя несколько километров излишки будут выходить из системы через все слабые участки. Это сама крышка, сапун и сальники. Это обусловлено ростом внутреннего давления в смазочной системе коробки автомат.
Ожидать, что высокий уровень масла в АКПП не повлечёт за собой никакие последствия, как минимум самонадеянно. Надеяться на выработку смазки, поскольку при эксплуатации определённый объём трансмиссионной жидкости уходит, также не стоит.
Следует уточнить, чем именно опасен перелив масла внутри АКПП, если речь идёт о существенном превышении уровня. Внутри коробки начнут происходить такие процессы:
- подвижные компоненты коробки автомат будут активно взбивать смазку;
- это приведёт к образованию пены;
- начнётся постепенное завоздушивание системы;
- объём смазочного масла увеличится ещё больше за счёт нагрева и взбивания;
- смазка будет пытаться пробиться через слабые участки;
- сначала произойдёт просто загрязнение элементов;
- далее пострадают фрикционы;
- поочерёдно начнут выходить из строя все подвижные компоненты коробки.
Всё это заканчивается очень просто. Капитальный ремонт, либо необходимость в полной замене коробки автомат. Да, до такого можно довести, только если вообще не обращать внимания на изменения в работе АКПП и игнорировать все признаки неполадок. Но поскольку подобных случаев в практике автосервисов более чем достаточно, это указывает на внушительную распространённость проблемы перелива смазки в коробке автомат.
Переливание масло в АКПП опасно ли
Превышение объема масла в коробке передач может привести к неприятным последствиям. Избыточное давление ослабляет соединения между узлами. Автолюбители замечают подтеки, которые требуют проведения ремонтных работ.
Предотвратить перелив масла в АКПП можно, если периодически проверять его уровень щупом. Процедуры по замене масла рекомендуется проводить через каждые 50 тысяч км пробега. После слива старого масла в коробке передач остаётся незначительная часть отработанного вещества.
Какие последствия возникают из-за избыточного количества смазки
Не все автовладельцы воспринимают перелив масла, как серьезную угрозу. Превышение уровня жидкости на 1 см вряд ли приведет к значительным нарушениям работы механизмов. Однако автовладельцу необходимо постоянно прислушиваться к работе трансмиссии. При переключении передач не должно быть посторонних звуков.
Подтекание смазочной жидкости из АКПП должно сразу же насторожить автовладельца. Превышение уровня масла сопровождается падением динамики разгона и постоянным перегревом агрегатов. Водители, которые заливают в слишком большое количество масла, сталкиваются со следующими неисправностями:
- начинается пробуксовка фрикционов;
- в момент переключения на другую передачу появляется толчок;
- в системе падает давление.
При появлении признаков неисправности автомеханики рекомендуют остановить транспортное средство и подождать пока остынет АКПП. Такие мероприятия помогут предотвратить перегорание коробки передач.
Ситуация осложняется тем, что многие водители не замечают превышение уровня масла. Часть смазочной жидкости в процессе работы двигателя начинает попадать на сальники, которые могут выйти из строя. Излишки масла могут попасть на свечи зажигания и привести к поломке цилиндров.
Как самостоятельно проверить уровень масла
Чтобы убедиться в работоспособности АКПП необходимо регулярно проверять количество масла в коробке. Для проведения процедуры используется специальный инструмент – щуп. На его поверхности находятся специальные метки, которые служит для определения уровня масла. На щупе можно увидеть следующие надписи:
- «GOLD» служит для определения уровня масла при холодном двигателе.
- Чтобы измерить объём смазочных материалов при работающем моторе необходимо замерять уровень по отметке с надписью «HOT».
Рекомендации профессионалов
Для предотвращения перелива масла в АКПП необходимо придерживаться следующих правил:
- Лучше всего измерять уровень смазочного топлива на холостом ходу, когда автомобиль работает не больше 10 минут.
- АКПП должно находиться в положении «Р» или «N».
На некоторых машинах проверка уровня масла не производится. Это связано с тем, что срок эксплуатации автомобиля практически совпадает с продолжительностью службы АКПП. В автоматическую коробку передач необходимо заливать специальные марки масел, которые выполняют несколько функций.
В процессе работы детали соприкасаются друг с другом. Чтобы уменьшить износ узлов необходимо использовать смазочные материалы. Благодаря наличию масла происходит удаление мелких частиц, которые образуются в процессе трения.
При замене масла необходимо использовать специальную жидкость, которого служит для удаления остатков старой смазки. Смешивание 2 марок масел может привести к химической реакции.
Обязательной процедурой является проверка состояния масляного фильтра, который может выйти из строя раньше положенного срока.
Вспенивание масла чаще всего происходит в случае, если автолюбитель активно эксплуатирует машину. При высокой скорости масло может перегреться и стать причиной повышенного износа коробки передач
Особое внимание при заливке масла необходимо уделять селектору, который должен находиться в определенном положении
Нехватка смазочной жидкости может привести к сложностям во время переключения передач. Эксплуатация такого автомобиля приводит к быстрому износу механизмов и перегреву коробки. Для удаления лишнего масла можно воспользоваться следующими способами:
- Произвести демонтаж масляного фильтра.
- Слить излишнюю смазочную жидкость с помощью отсасывания. Для этого используется медицинский шприц, на который надевается трубка от капельницы. Свободный конец необходимо ввести в отверстие щупа.
После этого автовладелец может приступать к процедуре удаления избытка масла из АКПП.