Чем отличается вариатор от автомата, робота и механики
Если про механическую коробку передач и автомат автолюбителям давно известно, то вариатор появился относительно недавно. CVT — одна из разновидностей автоматической трансмиссии, у которой разгон быстрее и отсутствуют передаточные ступени.
Механизм вариатора разработан с целью сделать переход с одной скорости на другую максимально плавно и без разрывов мощностей.
Разберемся, что лучше — робот, механика, вариатор или автомат? У гидромеханического автомата конструкция более сложная. Но такая коробка передач испытана временем — она надежнее и долговечнее. В основе автомата лежит конвертер крутящего момента (гидротрансформатор) и планетарные механизмы. Хотя переключения скоростей производятся ступенчато, водитель практически этого не ощущает.
Современные автоматы оборудованы 5-ю и более скоростными режимами, что позволяет экономить горючее. Электроника АКПП способна подстраиваться под стиль вождения, у водителя есть возможность ручного переключения передач (Типтроник). У автомата есть свои плюсы и минусы.
Плюсы автомата:
удобство в использовании;
невозможность перегреть двигатель.
Минусы автомата:
высокий расход топлива;
недопустимость длительной буксировки;
высокая цена автомобиля с АКПП;
дорогой ремонт и обслуживание.
Принцип работы роботизированной коробки передач схож с механической, но есть одно отличие — выбирают скорости и руководят смыканием/размыканием сцепления следящие приводы (шаговые электродвигатели с редуктором и исполнительным устройством).
При переключении скорости, один сервопривод выжимает сцепление, другой перемещает синхронизаторы, включая нужную передачу. Затем первый плавно отпускает сцепление. Смена скоростного режима напрямую зависит от бортового компьютера. Он учитывает данные оборотов двигателя и систем в оборудовании машины. В ручном режиме команду на переключение отдает водитель (с помощью селектора или подрулевых лепестков).
Как определить какая коробка передач установлена в автомобиле
Большинство производителей указывают информацию о модификации КПП на табличках, которые устанавливаются на корпусе коробки передач или кузове транспортного средства. Обозначение выглядят как набор цифр и букв. По этому коду можно заказывать запчасти или трансмиссионную жидкость для ТО. Если табличка не обнаружена, стоит попытаться найти КПП по:
- VIN;
- номеру двигателя, кузова;
- году выпуска автомобиля.
Перед приобретением нового ТС, информация уточняется на сайте производителя, у менеджеров автосалона или при подаче запроса в представительство по продажам.
На что нужно смотреть в первую очередь, чтобы определить, стоит на авто вариатор, механика или автомат? Общие рекомендации для визуального и практического определения типа коробки передач: 1. Осмотреть ручку КПП (у вариаторов почти всегда есть обозначение CVT)
Обратить внимание на режимы селектора. У классического автомата, кроме стандартных режимов P-R-N-D, могут быть 2, 3, L (у вариаторов только L)
Роботизированная коробка передач отличается положениями А, R, N. 2. Изучить документацию на ТС, информацию на табличках производителя. Литеры А и АТ указывают, что автомобиль оснащен автоматом, МКПП — механикой. 3. В ходе тест-драйва разогнать автомобиль в режиме D. Если при динамичном движении нет ощутимого момента переключения скорости, силовой агрегат стандартно работает на одних и тех же оборотах — на авто установлен вариатор. В случае с автоматом, при запуске двигатель раскручивается, затем переходит на более высокую передачу, после чего обороты снижаются.
Если самостоятельно определить, стоит на авто механика, автомат или вариатор, не получилось, лучше пригласить на оценку авто эксперта или специалиста автосервиса.
Гидротрансформатор – второй по популярности вид КПП
Традиционная автоматическая коробка передач работает по технологии гидротрансформатора. Это узел, который переключает передачи планетарного типа, а сам гидротрансформатор выполняет задачи сцепления. Сложная система позволяет не только автоматически переключать передачи, но и делать это максимально безопасно. Масла в таких трансмиссиях менять нужно чаще, и это определенный минус, но в целом они демонстрируют отличную службу и легко затмят даже ресурс многих механических коробок.
Среди преимуществ стоит отметить такие особенности:
- Ресурс. Машина с классической АКПП прекрасно работает и не требует ремонта. Ресурс многих узлов превышает 500 000 км, но это возможно только при регулярном и качественном обслуживании узла, использовании качественного масла.
- Комфорт. Передачи переключаются практически незаметно, КПП работает максимально тихо и не мешает наслаждаться поездкой. Такие узлы имеют классическую конструкцию, но это не мешает им конкурировать по многим параметрам с новыми изобретениями.
- Простота системы. Устройство имеет простые технологии, которые не ломаются и не подводят в сложных условиях. Даже экстремальные обороты техника выдерживает без лишних проблем. Обычно количество передач 4 или 6, бывают и 8-, 9-ступенчатые коробки.
- Ремонтопригодность. Это самый главный аспект для покупателя б/у автомобиля или для владельца, который планирует длительный срок использовать один автомобиль. Ремонт гидротрансформатора будет стоить дешевле, чем многих других видов коробок передач автоматического типа.
Традиционные автоматы – важный этап развития автомобилестроения, но сегодня они уходят в забвение. Понемногу производители отказывают от установки таких узлов по двум причинам. Первая – повышение расхода, что ведет за собой ухудшение экологических норм автомобиля. Вторая – дороговизна конструкции. Произвести автомобиль с роботом или вариатором стоит гораздо дешевле, поэтому современные модели нацелены именно на эти формы автоматических коробок, а никак не на старые надежные технологии.
Достоинства и недостатки МКПП и АКПП
Механическая трансмиссия позволяет экономить топливо, если правильно переключать передачи. Машины с АКПП зачастую потребляют больше бензина или дизеля. Но современные автоматы бывают достаточно экономичными.
Удобство
На механике водитель сам вправе выбирать удобную ему передачу, а автомат не даёт ему такого выбора. Но даже на МКПП следует придерживаться рекомендованного производителем режима. Правда, для кратковременного снижения скорости здесь вовсе необязательно переключаться на пониженную передачу. АКПП же, скорее всего, это сделает сама.
Механическая коробка передач позволяет свободно ездить по бездорожью и снегу, выбираться из грязи, легко разгоняться и обгонять. Автоматическая трансмиссия зачастую не даёт автомобилисту выполнять подобные манёвры без вреда для её деталей. Но современные автоматы на дорогих авто не препятствуют этому.
В зимний период
МКПП не нуждается в длительном прогреве в сильный мороз в отличие от АКПП. Правда, специалисты советуют некоторое время прогревать машину с любым типом трансмиссии.
В езде
Механика неудобна в пробках и при езде по городу, так как нужно постоянно выжимать сцепление и самостоятельно переключать передачи. Она не всегда позволяет легко тронуться без отката на пригорке. С автоматом водитель не испытывает подобных проблем. Но на некоторых современных авто с механической коробкой передач можно без особых навыков тронуться не откатываясь даже на крутом склоне.
Механическая трансмиссия требует от водителя определённых навыков управления и иногда заставляет новичков глохнуть на светофоре. С автоматической коробкой передач ничего подобного не происходит. Она позволяет концентрироваться лишь на дорожной ситуации.
Схема механической коробки передач
Буксировка
Автомобили с МКПП можно буксировать на любое расстояние и с любой скоростью. Машины с АКПП допускается перевозить на буксире лишь с соблюдением определённых условий. В некоторых случаях буксировка такого транспорта вовсе запрещена. Кроме того, в отличие от авто с механикой, их не всегда можно заводить с толкача.
Масло
Масло для механической коробки дешевле, чем для автоматической. При этом не существует трансмиссий, в которых оно залито на весь срок эксплуатации транспортного средства. А то, что говорят порой менеджеры в автосалонах, ничего общего не имеет с действительностью. Менять трансмиссионную жидкость в обоих случаях можно, как в автосервисе, так и самостоятельно. А хорошая химия всегда стоит денег.
Как проверить уровень масла в АКПП читайте в нашей статье.
Влияние на срок эксплуатации двигателя
АКПП продлевает ресурс двигателя, так как автоматически выбирает оптимальный режим работы. Но и МКПП ничуть не вредит мотору, если использовать её правильно. Правда, это требует от водителя определённых навыков и внимания.
Схема автоматической коробки передач
Ремонт КПП
Ремонт механической трансмиссии намного дешевле, чем автомата. И запчасти для первого типа коробок не такие дорогие, как для второго. Это утверждение в целом верно. Но коробки и автомобили бывают разные. Поэтому и оно относительно. Зато отремонтировать МКПП можно и в гараже при наличии такого опыта. А восстановление АКПП требует обращения в техцентр.
Цена
Машины с механической коробкой передач стоят обычно дешевле, чем с автоматической. Но в иногда разница бывает незначительной.
Как выбирать коробку передач
Если вы находитесь в поисках универсальной трансмиссии, то должны знать, что каждая коробка передач имеет свои преимущества и недостатки
Важно определиться с задачами, которые вы ставите перед своим транспортным средством
Например, вариатор обгоняет АККП в плане:
- расхода топлива;
- динамики разгона;
- отсутствия передач;
- плавности хода.
Если вы хотите заменить автомат на механику, желательно знать характеристики каждого вида коробки.
Несколько советов автомеханика:
- По сравнению с МКПП для АКПП расход топлива выше, так как КПД автомата намного ниже.
- Классическая гидромеханика однозначно надёжнее, но вариатор экономичнее и динамичнее.
- CVT капризна в электронике, дорогой ремонт и обслуживание.
- Роботизированная КПП подойдет владельцам, которые хотят экономить горючее и спокойно ездить по городу.
Какая коробка передач лучше: механика или автомат
Если при рассмотрении вопроса учитывать удобство управления, многим проще использовать АКПП. Водитель нажимает всего на две педали — тормоз и газ.
Педали на автомобиле с АКПП
Для передачи крутящего момента с мотора применяется гидротрансформатор. Он представляет собой гидравлическую муфту, допускающую скольжение. Это устройство позволяет коробке справляться с торможением без сцепления.
Устройство АКПП
Гидротрансформаторы имеют и минусы. Они являются источниками тепла, что снижает КПД авто. Поэтому расход бензина у машин с автоматикой обычно выше. Но такой проблемы нет в новых моделях гидротрансформаторов, устанавливаемых в современных машинах.
В случае с механикой водитель использует три педали — газ, сцепление и тормоз. Перед торможением нужно полностью выжать сцепление и только потом нажать на тормоз. В результате полностью прекращается связь между двигателем и ведущими колесами. Поэтому гидротрансформатор для нормальной работы МКПП не требуется.
Педали на автомобиле с МКПП
Далеко не все автолюбители соблюдают правила эксплуатации МКПП, что приводит к преждевременному износу
При вождении важно помнить о следующих ограничениях:
- Нельзя после переключения передачи держать ногу на выжатой педали сцепления. Иначе на диск сцепления и выжимной подшипник будет приходиться слишком высокая нагрузка.
- На светофорах лучше включать нейтральный режим.
- Не рекомендуется включать высокую передачу при низких оборотах мотора.
- Когда машина находится под уклоном, не стоит нажимать на сцепление.
- Руку лучше не держать руку на ручке переключения передач.
Считается, что освоившему механику водителю не составит труда перейти на автомат. Но к этому механизму тоже придется привыкать. Владелец автомобиля с АКПП должен соблюдать ряд рекомендаций, чтобы не повредить коробку передач:
Запускать двигатель лучше в режиме паркинга.
Переходить в режим «Drive» только после того, как заведется мотор.
Во время движения нельзя переключать ручку.
Не стоит переключаться на «нейтральный» режим во время спуска с горы или при остановке на светофоре
Этот режим используют только для буксировки, при этом проявляя крайнюю осторожность.
Нежелательно включать паркинг до полной остановки транспортного средства.
Нельзя производить буксировку, как на механике. Единственный разрешенный способ — буксировка с приподнятыми ведущими колесами.
При перегреве коробки необходимо остановиться и подождать, пока она охладится.
Механическая коробка передач плюсы
- Простота конструкции в сравнении с автоматами.
- Относительная дешевизна ремонта.
- Довольно большой ресурс: работает себе и работает
- Простота пуска мотора при севшей АКБ. Возможен пуск «с толкача».
- Как правило, меньший расход топлива по сравнению с автоматом: отсутствуют потери в гидротрансформаторе.
- Меньшая стоимость автомобиля.
- Возможность для водителя почувствовать себя эдаким повелителем автомобиля.
- Отсутствие проблем с буксировкой на любые расстояния.
- Больше возможностей выбраться из грязи враскачку: ручная коробка позволяет гораздо быстрее переключаться. Автомат же в таком режиме скоро перегреется.
Актуальные Автоновости
[su_custom_gallery source=»taxonomy: post_tag/999,1000,1065″ limit=»3″ link=»post» target=»blank» width=»190″ height=»190″ title=»always»]
Автоматическая коробка переключения передач
В настоящее время есть несколько разных типов АКПП. Это
- автомат,
- вариатор,
- робот.
Количество передач с годами также растет, достигая 6-7 режимов. К тому же в новейших моделях есть улучшения в плане экономичности и плавности переключения при разгоне.
Достоинства автомата
В последнее время автоматические КПП “наступают на пятки” механике. Это объясняется теми достоинствами, которые дает автоматическая трансмиссия автовладельцу.
- Современные автоматические коробки позволяют автомобилю наравне соревноваться в скорости с конкурентами, оснащенными механикой. Это некоторые модели вариаторов и 6-7-ступенчатые автоматы с двумя дисками сцепления.
- Классические автоматические КПП не могут похвастать экономичностью расхода топлива, а вот новейшие 6-7-ступенчатые автоматы и вариаторы практически не уступают механике.
- Автомобили с АКПП пользуются спросом у начинающих водителей и представительниц слабого пола. Благодаря автомату машина не заглохнет при трогании с места, а двигаться в интенсивном городском потоке будет намного проще и безопасней.
- Автоматическая коробка повышает долговечность двигателя. Даже неумелые действия водителя не способны повлиять на работу силового агрегата.
- Наличие ручного режима позволяет опытным водителям наслаждаться некоторыми преимуществами механики.
Недостатки АКПП
Несмотря на очевидные преимущества автоматических коробок, есть у них и слабые места. Многие из них уже упоминались:
- высокая стоимость обслуживания и ремонта,
- проблемы с запуском двигателя в сильные морозы,
- повышенный расход топлива,
- проигрыш в динамике разгона.
Кроме того, стоимость автомобиля, оснащенного автоматом будет больше аналогичной машины с механикой на 30-40 тыс. руб.
Даже самая “умная” автоматическая коробка не может предусмотреть складывающиеся на дороге непредвиденные ситуации. Она не сможет заблаговременно перейти на пониженную передачу, а часто это может привести к опасной остановке авто.
Проблема выбора автомобиля с механической коробкой или с автоматом была и остается актуальной. Для комфорта и быстрого обучения следует отдать предпочтение АКПП. Автоматы пользуются заслуженной популярностью у женщин и шоферов-новичков. А тем водителям, кто любит острые ощущения от езды, умеет экономно использовать топливо лучше подойдет механическая трансмиссия. Поэтому каждая из коробок переключения передач имеет право на существование и дальнейшее развитие.
Классика в лице МКПП
Есть категория автолюбителей, которые даже не хотят спорить относительно того, что лучше, когда им на выбор предлагаются автомат, вариатор, механика и роботизированная коробка передач. В их понимании существует лишь одна трансмиссия, и это только механика.
МКПП в разрезе
В основном такого мнения придерживаются автолюбители старой школы, у которых в своё время просто не было иных вариантов, кроме МКПП. Они учились ездить на механике, первую машину покупали с механической коробкой и до сих пор используют только такой тип КПП. По их утверждению, механика не имеет никаких проблем, она не ломается, является наиболее практичной, универсальной и долговечной.
Но согласиться с таким утверждением сложно. Всё обстоит не совсем так, как рассказывают бывалые автомобилисты. Существует ряд МКПП, где количество проблем и изъянов значительно превышает численность неисправностей в не самых надёжных автоматах. Если и выбирать механику, то строго от проверенного производителя, которая успешно себя зарекомендовала, давно выпускается и имеет множество положительных отзывов. Только так вы сможете гарантированно получить действительно такую МКПП, какой её считают и описывают.
Чтобы определить, какая коробка передач будет лучше, сравнивая такие трансмиссии как механика, автомат, робот и вариатор, стоит взглянуть на их сильные и слабые стороны, что мы и сделаем. Если говорить объективно и учитывать классическую, проверенную временем и длительной эксплуатацией МКПП, то преимущества здесь будут следующие:
- Ремонт механики считается самым дешёвым в сравнении со всеми конкурентами.
- Ресурс МКПП также выше. Поэтому при выборе машины на вторичном рынке, которой исполнилось более 5-7 лет, чтобы не рисковать, предпочтительнее брать авто именно на механике.
- При возникновении неисправностей авто на МКПП всё равно сможет двигаться дальше. Это будет сопровождаться шумом и скрежетом, зато у водителя появится возможность своим ходом добраться до гаража или автосервиса. Такой возможности у автомата нет.
- Если соблюдать правила эксплуатации, расход топлива на механике окажется минимальным. Хотя постепенно некоторые АКПП, и особенно вариаторы, активно приближаются и опережают механику по экономичности. Поэтому это преимущество постепенно перестаёт быть столь очевидным.
- МКПП предусматривает элементарное обслуживание. Никаких сложных манипуляций здесь проделывать не приходится. Основным условием качественной работы является своевременная замена трансмиссионного масла. Проводится она обычно раз в 50-60 тысяч километров.
- Механика обладает максимальным ресурсом. Есть множество примеров автомобилей, которые ездят более 20 лет без замены и серьёзного ремонта МКПП.
Помимо очевидных преимуществ, есть у механики и некоторые недостатки. Основным из них считается сомнительный уровень комфорта. Правая рука водителя всегда сконцентрирована на ручке МКПП, и времени для отдыха практически нет. Особенно сложно и утомительно ездить на механике в условиях плотного трафика, постоянных пробок и многочисленных светофоров.
Это становится настоящей проблемой для новичков. Слишком многом внимания приходится уделять переключению передач и одновременной работе коробки с педалью сцепления и газа. Со временем человек привыкает, но всё же, по сравнению с автоматом, механика очевидно уступает.
Если неправильно работать ручкой МКПП, есть риск сжечь сцепление, сломать трансмиссию и перегрузить двигатель. Автомат в этом компоненте лучше, поскольку он дозирует нагрузку и правильно выбирает передачи. Тем самым мотор чувствует себя намного лучше. Обучившись правильной работе с МКПП, такой минус вы сможете убрать из списка.
Подводя итоги, стоит отметить, что в плане комфорта и удобства вождения МКПП объективно уступает любому виду автомата. Но механика точно доставит меньше проблем, нежели хороший автомат.
Сводная таблица и краткие итоги
Наиболее наглядным ответом на вопрос — что же лучше — автомат или механика, будет сводная таблица, представленная ниже. В ней есть три колонки. В первой указаны рассмотренные выше критерии сравнения. Во второй — мифы, субъективные, предвзятые, преувеличенные и надуманные мнения. В третьей же — объективные факты.
Простота конструкции | АКПП конструктивно сложнее МКПП | Для рядового автовладельца не имеет никакого значения |
Стоимость ремонта | Автомат дороже в ремонте и обслуживании | Зависит не только от типа трансмиссии |
Сложность освоения | На механике сложнее научиться ездить правильно | Умения приходят с опытом, да и автомат не так прост |
Запуск ДВС с толкача | С автоматом нельзя, а с механикой можно | Далеко не всякий автомобиль с МКПП можно оживить с буксира |
Расход топлива | У машин с АКПП расход выше, чем с МКПП | При прочих равных разница не превышает 10% |
Стоимость автомобиля | Автомобили с автоматом дороже, чем с механикой | Для двух одинаковых авто разница составит 5—10% |
Ощущения от езды | На механике водитель управляет машиной, на автомате наоборот | Субъективный критерий, а также есть АКПП с ручным режимом |
Буксирование авто | На буксирование авто с АКПП есть ряд ограничений | Буксировать, всё равно, можно и то, и другое |
Проходимость | Машины на механике лучше по проходимости | Зависит от типа КПП на 10%, а на 90% от опыта и пр. факторов |
Вес и габариты | Автоматическая трансмиссия тяжелее и больше | Это ни на что по большому счёту не влияет |
Динамика | С механикой авто резвее, на автомате — ватные | Зависит далеко не только от типа КПП |
Трогание в горку | Один и сложнейших приёмов вождения на МКПП | Всему можно научиться, и даже этому |
Езда в пробках | Считается, что на автомате в пробках менее утомительно | За исключением педали сцепления действий не меньше |
Ресурс мотора | Автомат якобы бережёт двигатель от перегрузок | На самом деле ресурс ДВС от типа КПП почти не зависит |