Топливные карты и чип-тюнинг

Как пользоваться топливной картой

При использовании карты держателю необходимо только помнить Пин-код к ней. Сотрудник станции вставит карту в считывающее устройство, укажет объем литров горючего и распечатает чек. Автовладельцу необходимо внимательно сверить данные на чеке и подписать его.

Случаи, при которых использование топливной карты станет невозможным:

  1. Если топливной картой не пользовались в течение полугода, то она может быть заблокирована;
  2. Если карта была ранее потеряна, и об этом инциденте сообщалось сотруднику компании, то вероятней всего она негодна;
  3. Если же держатель карты допустил нарушения договора, то такая карта может быть внесена в черный список и ее использование станет невозможным;
  4. Неверно введенный Пин-код более 3-х раз.

Что же такое топливная карта

Топливная карта стала атрибутом современной жизни

  Топливные пластиковые карты – это аналог банковской карточки, с единственным отличием, они имеют четкую функциональность – оплату топлива и смазочных материалов на автозаправочных станциях. От стандартных банковских карточек топливные отличаются лишь обязательным наличием чипа, на котором записана вся информация. Выпуск карточек проводиться двух видов:

  • лимитированные. Такие карточки имеют четкие ограничения по количеству использованного топлива и времени. Могут быть суточными или на месяц. Минусом такого варианта является необходимость переоформления карты после использования лимита;
  • без установленного лимита, ограничений по времени для них нет, но есть ограничение по количеству топлива.

Учитывая то, что услугами АЗС пользуются не только физические, но и юридические лица (организации), топливные карточки также отличаються и по этому показателю. Правда сегодня мы конкретнее остановимся именно на карточках для физических лиц.

“РН-КАРТ” (Роснефть)

Компания Роснефть предлагает корпоративным клиентам несколько вариантов сотрудничества. Отдельные предложения по топливным картам предусматриваются в зависимости от объема автопарка. Условия дифференцируются с учетом дальности перевозок (в пределах одного региона или на значительные расстояния).

Более 6000 точек обслуживания. Доступные АЗС сети ПАО «НК «Роснефть» (Роснефть, ПТК, ВР и Башнефть). Сервис DIRECT BANK предусматривает возможность получения финансов на лицевой счет в течение 10 минут с момента поступления на расчетный счет «Роснефть — Топливные карты».

При заключении договора на использование карт, владельцу открывается доступ к мобильному приложению со следующими опциями:

  • покупка топлива онлайн по штрих-коду;
  • карта точек АЗС;
  • установка лимитов и ограничений;
  • детализация операций.

При сотрудничестве с Роснефть, юридическое лицо получает доступ к электронному документообороту и имеет возможность оформить до 20 виртуальных топливных карт с привязкой к единому счету.

Ежемесячное обслуживание карты обходится владельцу в 20 рублей. Сотрудничество приносит компании экономию в 1 рубль с каждого литра топлива и возврат НДС в размере до 20%.

Как сделать чип-тюнинг авто своими руками

Чип-тюнинг двигателя автомобиля своими руками сделать можно – после проверки мотора на предмет исправности. После нужно будет подготовить приборы для чип-тюнинга автомобилей, обустроить рабочую площадку. Запускайте ноутбук, инсталлируйте программное обеспечение, запускайте драйвера, подключайте программатор.

Делать доработки ЭБУ или нет, решает владелец авто. Во втором варианте во время прошивки запускают Flasher, и софт определяет ошибки, требующие устранения. После их удаления можно будет запустить новый файл с прошивкой, дождаться завершения настроек.

Чип-тюнинг автомобиля Audi

Доработки ЭБУ делать сложнее, на старых моделях авто они часто невозможны. Сначала нужно будет заменить микросхему, после переходить к программированию, настройкам. ЭБУ демонтируют – снимают панели над консолями, в левой части находят рабочий блок. Главный этап проведения работ – замена микросхемы.

Обучение специалиста

Кроме оборудования и специального программного обеспечения, любого желающего научиться чип-тюнингу интересует вопрос обучения. Правда, даже несмотря на то, что некоторые компании набирают группы автовладельцев для обучения чип-тюнингу, на деле мало кто из них получает полезные познания, помогающие в дальнейшем осуществлять качественно услуги другим автолюбителям. Чаще всего человек, который делает чип-тюнинг, обучение проходит непосредственно на практике, методом проб и ошибок учится «понимать» силовой агрегат, менять его свойства и увеличивать производительность.

Краткий обзор некоторых карт

Как выглядитКак называетсяЧто предлагает
BP Plus
  • удобный менеджмент, исключающий выделение наличных денежных средств персоналу;
  • полный набор допуслуг и сервиса на заправках;
  • онлайн-управление с прямым доступом к счету, лимитам, разрешениям и документам.
Shell
  • можно настраивать отчетность, контролировать потребление топлива и отслеживать транзакции в реальном времени;
  • обмен документами по электронной почте на регулярной основе;
  • возможность настройки уведомлений о подозрительных транзакциях;
  • беспроцентный кредит от 14 дней;
  • возврат НДС;
  • оплата топлива и услуг.
Neste
  • возможность приобретения топлива, товаров и услуг на АЗС сети;
  • скидки на все виды топлива, товары и услуги;
  • обслуживание счета в режиме онлайн, текущий остаток средств указывается в каждом чеке;
  • детальная отчетность обо всех покупках по картам.
Лукойл

Возможность выбора предоплатной или кредитной схемы работы.

Газпром

Практически аналогично Лукойлу с возможностью приобретения топлива со скидкой в зависимости от объемов.

Роснефть
  • возможность оплаты заправки без подключения к сети Интернет (для виртуальных карт);
  • онлайн-управление;
  • могут работать с компаниями, где есть даже один автомобиль.

МАР-сенсор

ЭБУ вычисляет степень нагрузки на мотор по показаниям специального MAP-сенсора. Указанный сенсор измеряет и передает на электронный блок управления значение абсолютного давления во впускном коллекторе, что и является  главным показателем степени загрузки силовой установки в том или ином режиме работы.

Мы уже рассказывали о принципе работы данного сенсора в общей статье об устройстве топливной системы, так что напомним только самое основное. Вся работа MAP-сенсора основана на взаимосвязи нагрузки на двигатель и давления. Базовой единицей считается атмосферное давление, а его значение зависит от показателя высоты над уровнем моря. На уровне моря  такой показатель  равен 1 атмосфере (1 атм.), при этом величина практически равна отметке в 1 бар (1 Bar). Давление, которое находится на ометке ниже атмосферного, принято называть разрежением или вакуумом. Если давление оказывается выше атмосферного, то такой показатель называют избыточным давлением.

То давление, которое создается во впускном коллекторе привычного атмосферного двигателя, всегда будет находиться на отметке ниже атмосферного давления. Другими словами, в коллекторе зачастую имеет место разрежение (вакуум). Данный вакуум создается в момент открытия впускных клапанов и движения поршня в цилиндре вниз, к нижней мертвой точке.

Двигаясь в НМТ, поршень втягивает рабочую топливо-воздушную смесь из впускного коллектора. Так и создается указанный вакуум.  Открытие дроссельной заслонки на максимум означает, что силы противодействия при всасывании воздуха минимальны. Это означает, что и разрежение во впуске крайне мало, а давление в коллекторе приближено к атмосферному. Самое высокое разрежение в коллекторе отмечается в режиме холостого хода при полностью перекрытой дроссельной заслонке.

Что касается турбо моторов, то воздух в таких агрегатах нагнетается принудительно под давлением.  Это означает наличие давления во впускном коллекторе выше атмосферного в режиме серьезных нагрузок. Такое давление называется избыточным. На английском языке избытки наддува передает слово boost.

Получается, что AFR напрямую зависит от оборотов и нагрузки на двигатель. Если нагрузка увеличивается, тогда смесь нужно обогащать. При низких нагрузках смесь обедняется. Если обороты двигателя высокие, тогда смесь должна дополнительно обогащаться.

Это и есть зависимость AFR от указанных выше факторов. А теперь давайте перейдем к главному вопросу о топливных картах.

Преимущества покупки топливных карт компаниями

Покупка топливных карт выгодна и для фирм, поскольку начальнику открывается полный доступ о купленном нефтепродукте. У юридических лиц (то есть у компаний и организаций), которые нередко пользуются служебным транспортом, появляется шанс не просто серьезно сэкономить свои деньги, но и сделать более комфортной работу контролеров учета ГСМ. Начальник фирмы имеет постоянный доступ к тому, что делает водитель с топливной картой. То есть, он получает сведения о том, кто и когда (и в каком количестве) заправился топливом – все детали, вплоть до самых мелочей.

Благодаря топливным карточным продуктам для юридических лиц возможны контроль расходов учреждения, установка лимитов на вид и объем бензина. Другими словами, возможна регулировка расходов и оптимизация работы по учету рассматриваемых нами карт.

Кроме того, возможен выбор программы, комфортной непосредственно для вашей компании. Одна из них при покупке топлива списывает конкретный объем за среднюю цену (которая установлена в городе среди АЗС данной сети). Другими словами, вы покупаете бензин по лояльной фиксированной цене. Вторая ситуация подразумевает высчитывание денежных средств. Этим вариантом могут пользоваться те, кто регулярно ездит за пределы своего региона (то есть, в места с другими расценками).

Нужно учитывать не только расходы на ГСМ, но и провести грамотную организацию учета самих топливных карт. Покупаемые за определенную сумму устройства принимаются к бухучету как часть МПЗ по себестоимости. Эти затраты (фактической направленности) стоит приписать в расходы на покупку сырья, материала либо товара.

Есть вариант с учетом расходов по покупке рассматриваемых нами карт на счете «Прочие материалы» 10.6. Основанием в такой ситуации будет служить товарная накладная. Каждые 30 дней их цену вносят в цену купленных нефтепродуктов.

Снижает ли чип-тюнинг ресурс двигателя?

Если применять только хорошо обкатанные и проверенные прошивки ресурс двигателя не уменьшается. Собственно, цель, обкатки и проверки прошивок и заключается, в том числе, в разработке таких программ, чтобы их применение не наносило вреда двигателю и не снижало его ресурс. Отчасти, этим объясняются относительно невысокие цифры прироста мощности и крутящего момента при чип-тюнинге атмосферных бензиновых двигателей. Обычно это 5-10%.

Что касается катализатора, то оптимизация сгорания топливно-воздушной смеси – обязательный критерий при разработке тюнинговой прошивки – только положительно влияет на срок его службы. При чип-тюнинге двигателей с турбонаддувом, как бензиновых, так и дизельных, наряду с изменением остальных параметров, повышают давление наддува, что, естественно, приводит к увеличению нагрузки на двигатель. Однако, это увеличение даже на предельных оборотах не выходит за рамки запасов прочности двигателя, а в обычных режимах эксплуатации (на низких и средних оборотах) нагрузка практически не увеличивается и ресурс двигателя не снижается. Отметим, что за все время работы ни мы, ни наши коллеги не зафиксировали ни одного случая снижения ресурса по причине чип-тюнинга. Гораздо больше на ресурс двигателя влияют: манера езды, холодные зимние запуски, продолжительное движение на низких передачах, низкое качество топлива, эксплуатация автомобиля с горящей пиктограммой “Check Engine”, несвоевременное ТО и, особенно, качество моторного масла.

При спортивном чип-тюнинге, когда применяются более «злые» прошивки, мотор максимально форсируется и часто применяются механические доработки с установкой нестандартного «железа», ресурс двигателя безусловно снижается и очень значительно – обычно мотора хватает всего на несколько гонок, но на это идут сознательно, ради достижения максимально возможных результатов. Т.к. спортивные прошивки обычно разрабатываются индивидуально, по спецзаказу, стоят очень дорого и сильно сокращают срок службы двигателя, при обычном чип-тюнинге они не применяются.

И в заключение. Необходимо учитывать, что после чип-тюнинга мотор становится более требовательным к качеству топлива, масла и исправности всех компонентов системы управления. Особенно это относится к турбированным бензиновым и турбодизельным двигателям. Поэтому перед проведением чип-тюнинга обязательно проводится компьютерная диагностика двигателя и всех его систем (стоимость стандартной диагностики входит в цену чип-тюнинга и дополнительно не оплачивается). Подчеркнем, что чип-тюнинг не устраняет неисправности и не является альтернативой ремонту; автомобиль должен быть полностью исправен, а все работы по техническому обслуживанию должны быть своевременно проведены согласно рекомендациям завода-изготовителя.

«Е100» (Е100)

Безналичные платежи принимаются на 8000 АЗС на территории РФ. Заявленная экономия для компании рассчитывается индивидуально и зависит от нескольких параметров: типа транспорта (международный или локальный), типа автомобилей (грузовые или легковые), количества литров в месяц, количества транспортных средств. Также предусмотрен возврат НДС.

Пользователи имеют доступ к круглосуточной поддержке и личному кабинету для контроля за всеми операциями по карте с единым счетом-фактурой и полным пакетом документов для текущей отчетности.

С помощью карты можно оплатить услуги автомойки и автосервиса, экстренной помощи на дорогах, а также дорожные сборы в 14 странах мира

Выгода топливных карт

Для компаний с собственным транспортом топливные карты выгоднее, чем наличный расчет. 

Вычет НДС при покупке топлива

Для перевозчика все деньги, потраченные на транспорт, считаются расходами. Если юрлицо платит НДС, размер налога можно уменьшить на сумму НДС, которую предъявил поставщик топлива. Это актуально для компаний, которые работают на ОСНО. Топливные карты упрощают процесс вычета: все расходы будут указаны в одном счете.

Для вычета нужно:

  1. Запросить у оператора топливной карты счет-фактуру, акт приема-передачи ГСМ, накладную и сводку операций по картам.
  2. Подать в ФНС декларацию с суммой НДС к возврату. К ней приложить заявление на уменьшение налога на сумму входящего НДС.
  3. Дождаться решения от налоговой. Вычет возможен, если у компании нет задолженностей по налогам, пеням и штрафам.

К вычету принимаются только траты на деятельность компании. Если водитель ездит по личным делам, его расходы на топливо не учитываются для вычета НДС. Для обоснования вычета нужно обязательно сохранять путевые листы и акты на списание ГСМ.

Путевые листы и акты списания налоговая требует, чтобы оценить целесообразность трат на топливо. Путевые листы должны регистрироваться в специальном журнале и храниться не менее 5 лет. Так, суд отменил налоговый вычет индивидуальному предпринимателю, который признался, что у него нет ни путевых листов, ни журнала учета топлива (постановление АС Поволжского округа от 02.08.2022 № А57-17010/2021).

При этом если путевых листов или актов нет по уважительным причинам, вычет получить можно. Например, организация подала заявление на вычет и не смогла предоставить документы — накануне ее офис затопило, все бумаги пострадали. Налоговая служба отказала в уменьшении НДС, но суд встал на сторону организации и признал ее право на вычет. Так как точную сумму расходов установить не удалось, при вычете использовался расчетный метод: налоговая посчитала сумму на основании нормативов затрат на топливо (постановление АС Поволжского округа от 09.11.2022 № А57-17452/2021).

Экономия на заправках

При оплате по топливным картам АЗС предлагают более выгодные цены. Некоторые операторы топливных карт заключают партнерские договоры с банками. По картам банков-партнеров можно получать кэшбек.

Контроль за заправками и установка лимита

Топливные карты помогают рассчитать, сколько денег было потрачено на заправку. Большие затраты при маленьком пробеге могут говорить о том, что водитель сливает топливо. Некоторые операторы отслеживают, прерывалась ли подача топлива на пистолете — это тоже может говорить о сливе топлива в канистру. Кроме того, с топливной картой невозможно сфальсифицировать чек — юрлицо видит сумму каждой заправки.

Упрощенный бухучет по ГСМ

С топливной картой все расходы на топливо указаны в одном счёте — для учета не нужно хранить чеки с каждой заправки. В приложениях или на сайтах операторов топливных карт ведется аналитика — расходы в разрезе транспорта и водителя. Данные можно экспортировать в свою систему учета, например, 1С.

Отсрочка оплаты

Для надежных клиентов операторы топливных карт предоставляют овердрафт — обычно до 30 дней, лимит зависит от оператора. По некоторым топливным картам за плату можно запросить кредит — на больший срок. Это помогает не останавливать деятельность даже при возникновении кассового разрыва.

Дополнительные сервисы

По некоторым топливным картам можно не только покупать ГСМ, но и оплачивать автомойки, платные дороги, ремонт авто и гостиницы для командировок. Если на эти услуги начисляется НДС, его тоже можно указать к вычету.

Некоторые операторы предоставляют держателям своих карт услуги, не связанные с топливом. Например, компания ППР (карта Вездеход) помогает клиентам проверять штрафы.

Ведь нужно закупить хотя бы самое необходимое:

  • Компьютерный стенд Мотор-Тестер = от 40.000руб
  • Газоанализатор = от 30.000 руб
  • Стенд для промывки форсунок = от 20.000руб
  • ну и еще кабеля, манометры и всякая мелочь =15.000руб
  • итого на сумму примерно = более 100.000руб.

Да это так, и с этим нельзя не согласиться. Закупка оборудования на такие суммы обычно делается централизованными автосервисами , с профессионально обученным персоналом, а у нас с вами нет ни того ни другого, но зато есть хорошая идея.

А идея эта в том и заключается, что сегодня можно открыть оказание услуг по диагностике и чиптюнингу без больших вложений,с бюджетом всего лишь 10 — 15 тысяч рублей. На первом этапе без дорогостоящего оборудования можно легко обойтись.

  • Абсолютно любой ноутбук, с CD — приводом и USB — портом.
  • Универсальный кабель с USB-K-Line адаптером, для подключения к контроллеру автомобиля.
  • Осцилограф — он тоже не нужен, в его режиме работает тот-же ноутбук.
  • Высоковольтный разрядник, для проверки катушек и модулей зажигания.
  • Манометр с переходником и шлангом. Рабочее давление до — 5Ат
  • Мультитестер .

Через какое то время, этот список может еще немного увеличится. Это будет эмулятор датчиков и возможно разветвитель, но это понадобится только в том случае, если вы захотите полесть в дебри, согласитесь делать отказные машины, те которые побывали на всех СТО и от них отказались и вы замыкающий, тоесть «последняя надежда»…

Этого небольшого комплекта хватает на то, чтобы найти и устранить неисправность в 90 случаях из 100 и , что немаловажно, он позволяет вам всегда быть мобильным. Это значит, что всегда можно сложить это хозяйство в какой нибудь удобный саквояжик и выехать к заказчику. А выезд к клиенту, это дополнительная услуга, и конечно — же дополнительный доход

А выезд к клиенту, это дополнительная услуга, и конечно — же дополнительный доход.

Давайте посчитаем сколько обойдется нам это хозяйство:

  • Ноутбук я купил за 5 000, ну максимум 7 000.
  • Универсальный кабель с адаптером обошелся в 3600 рублей.
  • Манометр максимум 350 рублей, шланг и переходник можно доделать самому.
  • Высоковольтный разрядник можно в течение получаса собрать своими руками из подручных материалов.
  • Мультитестер примерно 960 рублей.
  • Итого немного меньше 12 000 рублей.

Сумма прямо скажем мизерная, какой бизнес можно открыть с таким бюджетом, сразу даже не приходит в голову.

Чип-тюнинг: реализация процесса

Для начала еще раз повторим, что силовая установка автомобиля должна быть полностью исправной. Это касается и всего остального оборудования (система зажигания, охлаждения и т.д.) Далее нужно установить широкополосный зонд. Это позволит контролировать состав смеси во всех режимах. Датчик EGT поможет справиться с задачей определения температуры выхлопных газов и своевременности зажигания.

Датчик детонации необходим для своевременного и немедленного обнаружения такой детонации, которая проявляет себя при работе мотора на обедненной рабочей топливо-воздушной смеси. Следующим шагом становится подключение ноутбука к ЭБУ с чипом или эмулятором памяти. Задействуем даталог и записываем основную карту до 1 атмосферы.

Поле этого необходимо начать тесты и эксплуатировать авто в различных режимах, записав тем самым в лог показания датчиков. Если в процессе тестирования проявляется детонация, тогда всю работу нужно немедленно прекратить и отбалансировать смесь. Балансировки потребует и угол зажигания от большего к меньшему или наоборот, что будет зависеть от ситуации. Повторное тестирование проводится до тех пор, пока Вы не добьетесь нужного эффекта.

Не забываем о настройке и коррекции холостого хода, а также ECT при различных температурах окружающей среды. Только после этого можно перейти на следующую топливную карту. Помните, что чем выше оказываются обороты, тем богаче должна становиться рабочая смесь, а угол зажигания должен быть ранним.

Сравнение существующих топливных карт

Наиболее популярными являются: “Роснефть” и “Газпромнефть”.

  1. “Роснефть”. Нефтяная компания предоставляет карты разных видов: региональные и транзитные. Отличаются они тем, что региональная привязана к отдельному региону, то есть может использоваться только на одной территории, а транзитная предназначена для межрегиональных перевозок. У “Роснефти” существует бонусная программа, которая называется “Семейная команда”, в которой 1 накопленный балл приравнивается к 1 рублю. Существует возможность более быстрого накопления баллов, благодаря покупкам с карты. При оформлении пользователю доступны 3 карты: одна топливная и 2 бонусных, которые привязаны к одному счету. Эти бонусы можно накапливать в разных магазинах, и в них же тратить накопленные баллы. Также на АЗС данной компании могут приниматься карты других компаний. Возникает вопрос, какие топливные карты принимает “Роснефть”? Одна из популярных сетей заправок ТНК. С помощью карточки этой компании с легкостью можно расплатиться на заправках “Роснефти”. Помимо этой компании, и другие станции принимают подобную оплату.

  2. “Газпромнефть”. Что касается данной компании, она предлагает отличные условия для своих пользователей. Среди них индивидуальные выгодные тарифные условия, улучшенная система безопасности, которая позволяет обезопасить пользователя от фальшивых чеков. Также предусмотрена бонусная трехуровневая программа. Существуют три статуса: серебряный, золотой и платиновый. Каждый из них отличается количеством бонусов, которые поступают на бонусный счет. Для серебряного это 3 %, золотого 4 %, а владельцы платиновых карт довольствуются возвращением 5 % бонусов. 1 бонус = 1 рубль, которыми можно с легкостью расплатиться при последующей оплате картой. Статус может измениться в зависимости от той суммы, которую пользователь тратит в месяц на топливо. Возникает вопрос, существуют ли АЗС, принимающие топливные карты “Газпромнефти”? Такие существуют, но о них мало известно.

Как выбирать топливную карту

Чтобы не ошибиться и выбрать хорошую топливную карту, нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • Для кого предназначена. Топливные карты для юридических лиц, попавшие в рейтинг Москвы и других городов России обладают максимальным размером скидок, но не доступны физлицам. Обычным водителям приходится выбирать между картами лояльности, кредитками и партнерскими дебетовыми картами.
  • Сеть АЗС. Важный фактор, влияющий на то, сможете ли вы расплачиваться топливными картами в поездках на дальние расстояния. Чем шире сеть поддерживаемых АЗС, тем лучше.
  • Кредитный лимит. ТК для юрлиц предлагают беспроцентный кредит на покупку топлива, однако стоит учитывать размер лимита, а также срок кредитования.
  • Скидки и бонусы. Пожалуй, главное, что заставляет включить ту или иную карту в рейтинг. Внимательно изучите условия использования, не забывая о том, какие бонусы предлагает ТК.
  • Личный кабинет. К сожалению, не все карты можно использовать в онлайне при помощи ЛК. Отдельные предложения не располагают приложениям, где клиент мог бы отследить расходы и найти ближайшую заправку.

Вне зависимости от того, являетесь вы юридическим лицом или обычным водителем, выгодные предложения из рейтинга позволят сделать правильный выбор. Но в то же время соотносите все плюсы и минусы для себя, поскольку для одних клиентов топливная карта станет идеальным инструментом для оплаты ГСМ, а для других – лишней статьей расходов.

Можно ли вернуть НДС

В стоимость топлива, приобретаемого на АЗС, заложен НДС. У организаций, использующих топливные карты, есть возможность вернуть взносы. Но для этого необходимо соблюдение некоторый условий:

  1. Организация должна быть плательщиком НДС.
  2. Договор на выпуск и использование топливных карт заключен между организацией и топливной компанией.
  3. Поставщик бензина передал организации счет-фактуру, в которой отражено количество, стоимость приобретенного топлива и сумма НДС. Счет-фактура оформляется в соответствии с требованиями постановления 1137.

В этом случае организация вправе заявить возврат НДС со стоимости приобретенного бензина к вычету, отразив операцию в книге покупок и декларации по НДС.

Теоретическая база

В основе работы блока управления двигателем лежат табличные преобразования. Алгоритм, обрабатывающий данные при чип-тюнинге не меняется (написать новый – это очень серьезная работа), а вот с помощью редактора таблиц калибровок можно добиться очень многого.

На иллюстрации выше – базовая карта угла опережения зажигания, открытая в программе-редакторе. Как происходит расчет? На входе мы имеем два параметра: текущие обороты двигателя и фактор нагрузки. Алгоритм же для любого сочетания этих двух параметров находит точное значение угла, применяя интерполяцию по соседним ячейкам.

В редакторе можно произвольно изменить любую ячейку или их область: сделать зажигание пораньше, чтобы в разумных пределах поднять КПД, или, напротив, сделать его позже, чтобы уменьшить риск детонации на низкокачественном топливе.

Аналогично считается и количество топлива, которое подается в цилиндры двигателя. Редактирование топливных карт и является основой чип-тюнинга: дело в том, что даже на устаревших эконормах моторы вынуждены «питаться» отнюдь не оптимальной смесью. Максимальную мощность и КПД бензиновый двигатель дает на обогащенной топливовоздушной смеси, максимальную экономичность – на слегка обедненной. Система управления двигателем же отслеживает состав смеси по узкополосному лямбда-зонду, который является пороговым элементом. Он отслеживает момент, когда смесь из богатой превращается в бедную или наоборот, но не более того. В итоге автомобиль и не едет так, как мог бы, и топлива при этом расходует больше, чем стоило бы.

С ужесточением эконорм и вовсе стремятся загнать моторы в область обедненных смесей на максимальном числе режимов, одновременно уводя углы зажигания в поздние, чтобы избежать детонации. В результате один и тот же автомобиль под «Евро-5» внезапно становился гораздо «тупее», чем тот же, но под «Евро-4», да еще и расход у него вырастал из-за крайне неоптимального сгорания смеси.

Поэтому неудивительно, что чип-тюнинг становится все популярнее. Если Вас уже не заботит экологичность автомобиля, то возможность заметно улучшить динамику и снизить при этом расходы на бензин придется по душе. Тюнинговая прошивка, выверенная грамотным специалистом, начнет «кормить» мотор обогащенной смесью на разгоне, меньше будет «насиловать» его переобедненными смесями, обеспечит «правильные» углы зажигания. Автомобиль действительно станет гораздо интереснее на ходу.

В современных моторах чип-тюнингу есть где развернуться. Здесь ЭБУ управляет не только впрыском и зажиганием, но и электронным дросселем (чип-тюнинг устранит замедленные реакции на педаль газа, вызванные требованиями экологов и прописанные в калибровках дросселя), системами изменения фаз газораспределения и так далее. В совокупности грамотное изменение прошивки может серьезно поменять характер автомобиля.

Понятие чип-тюнинг автомобиля

Современные машины можно модифицировать без внесения механических корректировок в конструкцию двигателя. Для этого используются системы контроля ЭБУ. Они имеют вид бортовых компьютеров, отвечают за регулировку объемов подачи топливной смеси внутрь камер сгорания.

Чип-тюнинг автомобиля – это настройка микросхем. Она предполагает модификации, корректировки рабочих данных для программы управления двигателя. Эта информация имеет вид комбинации 2-3-мерных таблиц (карт). Карты располагаются в заданной последовательности, хранятся внутри чипа – то есть интегральной микросхеме. Число карт в блоке варьируется с учетом модели автомобиля, двигателя. Для доступа используется специальное оборудование, профессиональный софт.

Добиться увеличения крутящего момента, мощности мотора можно своими силами. Но авточип-тюнинг относится к сложным работам, требует от мастера определенной квалификации.

Как увеличивается расход топлива

В большинстве случаев при выполнении чип-тюнинга потребление мотором горючего возрастает и остается на новом уровне в течение недели. После этого данный показатель возвращается к прежним значениям и порой даже становится несколько меньше. Такие феноменальные перемены вполне объяснимы.

На первых порах, как только выполнено чипование, хозяин транспортного средства стремится проверить машину и предпочитает перемещаться в агрессивных режимах. Со временем он вновь начинает водить автомобиль в первоначальном стиле. Так как КПД возрастает, а условия вождения остаются на прежнем уровне, мотору легче вращаться, расходуя при этом меньшее количество топливной смеси.

Топливная карта

На основе показателя AFR компьютер  осуществляет регулирование количества топлива для подачи  на единицу воздуха. Если возникает потребность в богатой смеси, тогда ЭБУ подаст больше горючего. При обеднении топлива будет подаваться меньше топлива. За дозирование горючего отвечают топливные форсунки. Наличие электрического импульса от ЭБУ на форсунку определяет момент её открытия, а давление  в топливной системе повлияет на количество горючего, которое пройдет через открытую форсунку и станет частью топливо-воздушной смеси для каждого режима работы ДВС.

То время, когда форсунка открыта, ограничено моментом открытия впускных клапанов. Длительность же открытия впускных клапанов зависит от оборотов коленчатого вала. Чем больше оборотов, тем меньше открыты клапаны. Для примера можно взять отметку  8500 оборотов, при которой  длительность открытия впускных клапанов  будет составлять всего 14 мс.

Выходит, что время открытого состояния форсунки определяет качество рабочей смеси  или показатель AFR. ЭБУ черпает информацию о нужном времени открытия форсунки для каждого режима из топливных карт. Топливная карта является своеобразной таблицей, которая зашита в память микропроцессора ЭБУ.

Когда блок управления получает данные от датчиков о нагрузке на двигатель и оборотах, тогда он обращается к топливной карте.  Это можно представить в виде простого графика, который имеет две оси. Вертикаль обозначена Y, а горизонталь X. Ось Y отводится для значений оборотов мотора, значения по оси X отображают нагрузку на двигатель. Как уже было сказано выше, нагрузка выражена абсолютным давлением во впуске.

После того, как ЭБУ определил степень нагрузки на двигатель и его обороты, тогда он считывает из топливной карты значение, которое определяет длительность электрического импульса на форсунку. Это значение полностью соответствует конкретной степени нагрузки на двигатель, а также и оборотам. Вполне логично, что комбинаций нагрузки и оборотов может быть великое множество. В топливной карте все это учтено.

Получается, что для любой комбинации нагрузки и оборотов есть свое подготовленное заранее значение длительности электрического импульса от ЭБУ на форсунку. Задействует топливные карты ЭБУ тогда, когда конкретный режим работы двигателя требует исключить лямбда-зонд.

Это позволяет говорить о том, что в спокойных режимах работы мотора за AFR отвечает лямбда-зонд и готовит оптимальную смесь. В тех  особых режимах,  которые выпадают из рамок обычных нагрузок на мотор, показания лямбда-зонда не учитываются. ЭБУ в таких случаях приходится обращаться к топливным картам.

Коррекция топливных карт

Топливные карты можно корректировать путем внесения изменений в указанные значения. Существует специальный софт, в котором для удобства корректировки карт зачастую нужные значения отображаются не в виде длительности электрического импульса, а в количестве подаваемого топлива. Указанные данные в таких таблицах отображены в миллилитрах.

Программа показывает пользователю таблицы, которые представляют собой различные комбинации и соответствуют многочисленным потенциальным режимам работы двигателя. В первых графах отображаются режимы работы на холостом ходу. Далее следуют режимы спокойной и размеренной езды с дросселем, открывающимся не более чем на 50%. Завершают список режимы, которые необходимы для резкого ускорения и езды с пиковыми нагрузками.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий