Чем смазать клеммы аккумулятора автомобиля: смазка для клемм АКБ 

Лучшие смазки для клемм аккумулятора

Разобраться, чем смазать клеммы аккумулятора, непросто. Ассортимент различных средств, используемых для защиты от окисления, очень большой.

Хорошее средство для защиты от коррозии должно обладать такими свойствами:

  • кислотоустойчивость – способность защитить соединение от окисления;
  • герметичность – должно обеспечивать защиту от влаги, конденсата, паров серной кислоты и кислорода;
  • для исключения возможности появления блуждающих токов не должно проводить электричество;
  • должно быть достаточно вязким при высоких и низких температурах;
  • обеспечивать защиту в широком температурном диапазоне.

В зависимости от химического состава можно выделить следующие категории средств:

  • медные;
  • консистентные;
  • восковые;
  • силиконовые;
  • графитовые;
  • тефлоновые.

Медная смазка для клемм используется для работы в условиях больших механических и температурных нагрузок. Средства на основе меди отличаются высокой вязкостью и долго сохраняют свои свойства. Такая смазка способна качественно и надолго защитить контакты аккумулятора от коррозии. Такие смазки сделаны на масляной основе, а для улучшения характеристик используется медный пигмент.

Медный спрей LIQUI MOLY KUPFER–SPRAY имеет большой диапазон рабочих температур от -30 до +1100 градусов. Применяется для долгой и надежной защиты от коррозии. Данная смазка способна работать в условиях больших механических нагрузок.

Купить

Консистентные смазки изготавливают на основе синтетического или минерального масла, также может использоваться их смесь. К основе добавляют загустители.

В качестве примера консистентной смазки можно назвать пасту Molykote HSC Plus. Данная паста, в отличие от других, понижает электрическое сопротивление на контактах. Она способна работать в большом температурном диапазоне от -30 до +1100 градусов.

Купить

Смазки для клемм аккумулятора на основе воска способны обеспечить герметичность обрабатываемой поверхности и надежно защитить от коррозии. Они являются неплохими диэлектриками, поэтому предотвращают появление блуждающих токов. Кроме того, они способны долго удерживаться на контактах.

Смазка на восковой основе Presto Batterie-Pol-Schutz продается в аэрозольном баллончике. Она способна работать при температуре от -30 до +130 градусов. Наносится тонким слоем и надежно защищает контактную пару от окисления.

Купить

Силиконовая смазка – это хорошее средство для защиты клемм от коррозии, которое способно выдерживать температуры от -60 до +180 градусов. Она не только изолирует контакты от агрессивных сред, но и отталкивает их. Единственный ее недостаток – текучесть, она постепенно стекает с клемм. Поэтому ее нужно регулярно добавлять и не допускать попадания смазки на основе силикона на контакты.

Смазка Autoprofi Professional выпускается в аэрозольном баллончике. Она образует на поверхности тонкую пленку, которая хорошо защищает контактную пару от окисления, а также улучшает изоляцию соединения.

Купить

Мнение эксперта

Алексей Бартош

Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.

Задать вопрос

Иногда автолюбители применяют для защиты клемм от коррозии графитовую смазку. Но он обладает большим удельным сопротивлением, поэтому плохо проводит электричество и греется. Иногда перегрев приводит к самовозгоранию. Кроме того, у нее небольшой диапазон рабочих температур от -20 до +70 градусов. Поэтому применять ее для смазки контактов АКБ не рекомендуется.

Тефлоновые смазки отличаются большой проникающей способностью и поэтому их относят к «жидким ключам». Однако для смазки аккумулятора нужны вещества с другими характеристиками, поэтому использовать такие средства не рекомендуется.

Можно ли использовать литол, солидол или нигрол

Некоторые автолюбители интересуются, можно ли смазывать клеммы аккумулятора нигролом, литолом или солидолом, ведь раньше именно так и обрабатывали контакты.

Несмотря на это использовать литол, солидол или нигрол можно, если нет других вариантов. Но при этом нужно два раза в год очищать контактную пару от старой смазки и наносить новую.

Топ смазок для клемм

Выбирая смазку
для клемм, важно узнать свойства и состав разных видов средств. От используемых
добавок и присадок зависит интенсивность окисления токовыводов и даже КПД батареи
(при недостаточной токопроводимости)

Главная задача эффективного геля —
обеспечить низкое переходное сопротивление. Высокий показатель вызывает нагрев
контактных соединений. Для выявления достойных кандидатов на роль защитных
составов будет проведен эксперимент.

Методика
тестирования

Схема тестирования смазок
Схема импровизированного теста

На картинке
изображена схема тестирования смазок. Две медных пластинки были поочередно
смазаны одним из составов и плотно соединены друг с другом с помощью струбцины.
К краям пластин присоединялись «крокодилы» от щупов микроометра «Мико-1».
Прибор показывал точное переходное сопротивление. Обычный тестер не подходил
для решения задачи из-за большой погрешности измерений.

Результаты

Топ смазок
составлен по принципу увеличения сопротивления. Чем ниже показатель, тем лучше
для работы аккумулятора и проводов. Базовое сопротивление без нанесения смазки
составило 13,1 мкОм. Стоит напомнить, что 10 мкОм = 0,00001 Ом. Результаты
измерений в виде таблицы:

Наименование

Сопротивление,
мкОм

1

Токопроводящая
консервирующая смазка ТПКС-1

4,9

2

Литол-24
«Люкс»

6,8

3

MOLYKOTE
HSC Plus Paste

8

4

LIQUI
MOLY. Медный аэрозоль

8,4

5

TRW/Lucas
PFG-110

9

6

LIQUI
MOLY. KERAMIK PASTE

9,1

7

KLUBER
ISOFLEX TOPAS NB 52

9,4

8

Циатим 221

10,9

9

Statoil
UniWay Li62

11,3

10

Niglube RM

11,9

Абсолютным победителем стала смазка
ТПКС-1. Недалеко ушел Литол-24. На третьем месте оказался состав от бренда
Molykote. Чтобы обеспечить надежную защиту для клемм АКБ не нужно
переплачивать. Задачу прекрасно решают средства, производители которых устанавливают
минимальный ценник.

Принцип действия и полезный эффект

Несмотря на то, что смазки для электроконтактов от различных производителей имеют разные химические составы, принцип их действия примерно одинаков. Ниже приведены основные функции смазок:

  • вытеснение влаги;
  • изоляция от воды и кислорода, что существенно снижает окислительные процессы;
  • защита от такого явления, как утечка тока;
  • снижение контактного сопротивления в пятне соприкосновения клемм;
  • проникновение в оксидные и сульфидные отложения, что останавливает коррозионные процессы и разжижает отложения на поверхности контактов.

То есть после обработки такой смазкой окислительные процессы в контактах сильно замедляются или останавливаются вовсе. Это существенно увеличивает надёжность проводки авто и продлевает срок службы клемм и контактов.

Почему окисляются клеммы аккумулятора

Не совсем верно называть процесс образования постороннего налета и иных проявлений разрушения поверхности и контактов клемм аккумулятора чисто окислением. В общем случае, это совокупность нескольких химических процессов. Определим главные.

Естественное окисление

Все вещества, находящиеся в воздушной среде, где много кислорода, вступают в процесс оксидирования, или окисления. Свинец, а именно из него выполнены клеммы аккумулятора, с этой точки зрения не очень сильно поддается окислению, есть более «слабые» металлы, взять ту же медь.

Однако неокисленный свинец (блестящий) мы можем наблюдать только во время зачистки аккумуляторных контактов. Уже через несколько минут она начинает темнеть, то есть окисляться.

В естественном окислении свинца нет ничего страшного, пленка оксида свинца очень тонкая, ее легко разрушить, слегка пошевелив клемму. К тому же, допустить 100%-ю защиту от кислорода практически невозможно, разве что поместив аккумулятор в барокамеру. Даже такие густые смазки, как тосол и солидол, пропускают частицы кислорода.

Кислотное разрушение

Этот вид химической реакции приводит к образованию «снежного» белого налета на клеммах аккумулятора. Помимо не вполне эстетичного  вида, налет вносит дополнительное переходное сопротивление в месте контакта, ведет к разрушению клемм, может быть причиной утечек.

Откуда берется кислота? В большинстве случаев из аккумулятора. Обслуживаемые аккумуляторы имеют технологические отверстия для заливки электролита и контроля его уровня.

Видео — что делать если окисляются клеммы аккумулятора:

Практически все автомобильные аккумуляторные батареи снабжены системой газоотвода. Если данные зоны негерметичны (газоотвод негерметичен всегда, если к нему не подсоединена газоотводящая трубка), в процессе эксплуатации через них происходит выброс паров электролита.

Особенно это проявляется в теплое время года, хотя под капотом автомобиля оно наступает даже зимой после двадцати минут движения.

Еще более страшен с точки зрения выброса кислоты процесс перегрева аккумуляторной батареи, особенно кипение. Это возможно в следующих случаях:

  • разрушение пластин элементов аккумуляторной батареи;
  • короткое замыкание банок АКБ;
  • неправильный режим заряда аккумулятора (перезаряд);
  • отсутствие естественного охлаждения АКБ в теплое время года.

Солевое разрушение

Российские автодороги до сих пор зимой посыпают солями натрия и калия. Состав современных средств защиты от обледенения это промышленная тайна, по крайней мере, для автолюбителей.

Но все смеси в составе с водяными парами и примесями других веществ, находящихся на дороге, в конечном счете, обволакивают все части автомобиля, в том числе и контакты аккумулятора.

Соль плюс вода – отличный электролит, а где есть электролит, металлы и электрическое напряжение, присутствует процесс электролиза. Он потихоньку разрушает металлические детали.

Разрушить массивную клемму аккумулятора электролизу не по силам, а вот внести изменение в контактную зону удается.

Зачем смазывать клеммы

Цветные металлы подвержены образованию пленок, состоящих из оксидов. Например, если зачистить свинцовую пластинку до металлического блеска, а затем оставить деталь на открытом воздухе, то на поверхности образуется темная пленка. Сформировавшийся слой окислов препятствует дальнейшему распаду материала, но ухудшает электропроводность.

Введение в состав сплава легирующих присадок снижает скорость оксидирования, но полностью устранить проблему невозможно.

Вторым источником налета на контактных пластинах аккумуляторов является серная кислота, входящая в состав электролита. В конструкции батарей предусмотрены вентиляционные каналы, через которые пары кислоты выбрасываются на внешнюю сторону корпуса.

В части источников питания применяются пробки и крышки с лабиринтными каналами, обеспечивающими конденсацию паров и сток жидкого электролита обратно в банки. Попавший на свинцовые контакты электролит образует рыхлый налет белого цвета, который разрушает материал и ухудшает электропроводность.

Кислота попадала на клемму и на ней электролит образовал рыхлый белый налет

При эксплуатации автомобиля в зимнее время на свинцовые элементы оказывают негативное воздействие соли натрия и калия, входящие в состав противогололедных реагентов. Вещества смешиваются с грязью, маслом и электролитом, а затем формируют плотную корку на поверхности контактов аккумулятора.

При попадании воды масса начинает разъедать металлические элементы за счет электролиза. Процесс не отличается высокой скоростью и не наносит вреда свинцовым контактным штырям, но ухудшает условия протекания тока (например, в момент пуска двигателя).

Нанесение смазок или специальных веществ на заранее очищенные клеммы позволяет:

  • снизить риск образования налета;
  • обеспечить защиту элементов конструкции от коррозии и дальнейшего разрушения;
  • сохранить проводимость электрического тока через контактный узел.

Правила смазки

Смазка на клемме
Нанесение
состава на клемму

Смазка — это
диэлектрик. Она призвана не допустить кислород и пары электролита к контакту
между токовыводом и клеммой. Также она позволяет предотвратить «потери тока на
корпус». Если аккумулятор загрязнился или из-под токовыводов вытекло небольшое
количество электролита, при работе аккумулятора будет происходить утечка
электричества. Поэтому смазкой нужно обработать само основание токовывода.
Инструкция по нанесению защитной смазки:

  • перед нанесением
    смазки следует обязательно очистить клеммы;
  • обезжирить и высушить
    поверхность токовыводов и зажимов;
  • покрыть контакты
    защитным составом.

Что касается
составов с высоким переходным сопротивлением, смазку
можно наносить только на уже надетый и закрученный соединительный зажим. Если
смазать полюсные выводы, жидкий состав будет выполнять роль диэлектрика и
увеличивать сопротивление. Если нанести смазку на токовыводы, а затем закрутить
на них клеммы, может произойти перегрев. Это касается составов наподобие
ЭСП-98 с сопротивлением 54,3 мкОм.

Если защитный состав
представлен в виде аэрозоля, перед нанесением следует оклеить зону вокруг клемм
скотчем.

Как определить признаки окисления клемм

Основным признаком, указывающим на избыток оксидной пленки в местах контактов, является потеря пускового тока в стартере. Если заряд аккумулятора достаточный, но вал проворачивается медленно, пора почистить клеммы. Косвенными показателями окисления являются также повышенный саморазряд батареи, слабый свет фар или габаритных огней.

При визуальном осмотре клемм и обнаружении окисла белого цвета необходимо убедиться в отсутствии микротрещин в корпусе. Самыми проблемными частями батареи считаются места токовых выводов.

Даже небольшой разрыв способен наделать немало бед. При вибрации он будет быстро увеличиваться в размерах, что приведет к попаданию электролита (кислоты) в двигатель и выходу его из строя. Поэтому при появлении даже микроскопической трещины в корпусе аккумулятора ее следует тут же запаять или залить эпоксидкой.

В том, что окислы являются кислотными, можно убедиться с помощью промывки клемм и корпуса 10-процентным раствором соды. Выделение небольшого количества тепла и характерное шипение – явный признак утечки электролита. Во избежание попадания кислоты на кожу работы следует проводить на улице или проветриваемом помещении в резиновых перчатках.

Проверить необходимо и чистоту вентиляционных отверстий батареи. Если они забиты, давление электролита в корпусе будет повышенным, пары кислоты будут выделяться интенсивней, а контакты окисляться гораздо быстрей.

Почему необходимо использовать смазку для клемм АКБ

Перед тем как приступать к смазке аккумулятора, необходимо понять, для какой цели она нужна. Смазок для аккумуляторных батарей существует немалое количество и для каждой присутствует своя задача. Основное количество смазочных материалов предназначаются для удаления окисления и дальнейшего разрушения клемм аккумуляторной батареи.
Обработку лучше проводить в профилактических целях, а не тогда, когда уже появились изменения в виде окислившихся клемм. Благодаря смазочным свойствам образуется защита, а также отпадает необходимость в долгой очистке клемм аккумулятора

Зачастую такая мера профилактики является очень важной и полезной.

Существует некоторые виды процессов окисления:

  • кислотность;
  • солёность;
  • естественный вид.

Любая из этих разновидностей вызывает окислительный налёт на металлических пластинах аккумулятора. Он вызывает плохой контакт, низкую проводимость электрического тока. АКБ не сможет выдавать нужное количество напряжения.

Автовладельцы обычно очищают клеммы, используя подручные материалы, но чистить металлические пластины таким образом слишком часто не рекомендуется.

Это доводит металл до непригодного состояния при слишком частых таких работах. Использование специализированных элементов гораздо разумнее. Но иногда автовладельцы могут купить некачественную или даже совсем не ту смазку для аккумулятора, которая нужна.

Важный элемент любого автомобиля.

Плохой аккумулятор или плохой контакт с АКБ?

Действительно, а что ж машина не заводится? Самая частая причина – это батарея. Не хватает автомобилю напряжения-тока-заряда, стартер пощелкивает, но машину не заводит. Аккумулятор, правильно? Да, но не совсем. Есть нюансы:

1. Аккумулятор действительно севший. Завести машину поможет добрый человек с проводом-прикуривателелем, или придётся подключить зарядку минут на 15, или поможет новомодный прибор-конденсатор, найденный у соседа по гаражам. Поехать поехали, но остался вопрос: «А почему батарея села?». Здесь есть два варианта:

  • Может быть, аккумуляторной батарее (АКБ) действительно вышел срок, она не держит напряжение, имеет большой саморазряд и т.д. Зарядка не помогает надолго.
  • АКБ что-то разрядило, и после ее зарядки автомобиль стартует на ура. Надо искать причину. Помимо банальных (всю ночь горели габариты), есть одна причина, о которой подчас забывают даже опытные водители: саморазряд прямо по грязному корпусу. К этой причине мы скоро вернёмся.

Рекомендуем к прочтению статью как продлить жизнь АКБ.

2. Аккумулятор имеет приличный заряд, а вот тока не хватает. Значит, плохой контакт в клеммах аккумулятора, там, где к нему крепятся провода на кузов и на стартер. И здесь два варианта:

  • Зажим на одной или обеих клеммах батареи просто не затянут, болтается, легко проворачивается рукой. Проверните его немного в одну и другую сторону, надавливая, чтобы он сел поглубже, затяните болт и – вперед!
  • Контакты окислились, а то и покрылись полностью некрасивым слоем окислов. Окислы плохо проводят электрический ток, и их слой может сильно поднять сопротивление цепи питания стартера, сделав нормальный стартовый ток недостижимым. Чтобы уехать, зачистите подручными средствами (нож, тряпка) клемму и зажим, насадите зажим, слегка прокручивая (как в предыдущем случае) и затяните. Машина должна завестись.

Но помните, это лишь временная мера, и аккумулятор настойчиво требует вашего внимания.

В самом конце статьи вас ждет видео!

Смазки, проверенные временем

Наиболее популярен солидол (как вариант – Литол или Нигрол), пользованный еще нашими дедами. После тугого затягивания клемм, они смазываются тонким слоем – и на полгода вы гарантированы от проблем (если не нарушена герметичность, нет пробоя и т.д.).

Второе место среди традиционалистов занимает вазелин – как технический, так и обычный аптечный. Но, если солидол в принципе принимается даже сторонниками новшеств, то вазелин у них под большим сомнением. Он неплохо защищает клеммы от влажности, в какой-то мере препятствует их «припаиванию» к аккумулятору, но у него трудности с проводимостью. Для их преодоления к вазелину многие прибавляют графитовую смазку.

Первым делом требуется зачистить следы окисления с клемм и контактов;
Далее нужно надеть клемму на контакт и закрутить ключом для достижения плотного соединения;
Следом выбранное средство наносится на верхнюю и боковые грани клеммы – это позволяет избежать попадания воды внутрь соединения.

Важно: Не следует наносить отдельно средство на клеммы и контакты. Если смазка на клеммы аккумулятора наносится аэрозолем, рекомендуем закрыть зону вокруг клемм и контактов малярным скотчем

Если смазка на клеммы аккумулятора наносится аэрозолем, рекомендуем закрыть зону вокруг клемм и контактов малярным скотчем.

Народный рейтинг лучших средств

Среди огромного количества представленных на рынке средств выделим самые популярные, проверенные временем защитные смазки для клемм.

HSC Plus от фирмы Molykote

Электропроводящая смазка на основе минерального масла с загустителем, содержит металлический порошок. Работает в широком температурном интервале. Выпускается в виде пасты и аэрозоля.

Универсальная приборная литиевая смазка, морозостойкая и тугоплавкая, недорогая.

Batterie-Pol-Fett от LIQUI MOLY

Специальная смазка для клемм АКБ. Синтетический кислотоупорный вазелин красного цвета. Полностью блокирует доступ влаги в зону контактов. Снижает контактное сопротивление.

Специализированный аэрозоль для аккумуляторных клемм. Улучшает контакт. Хорошо защищает от коррозии.

MC 1710 от компании ВМПАВТО

Паста-смазка для клемм. Наносится только на одетую клемму. Защищает от коррозии (содержит присадки), создаёт защитную плёнку.

Защитный аэрозоль. Не допускает скользящих разрядов, защищает от коррозии. Голубого цвета.

Причины окисления

Чтобы эффективно бороться с этим явлением необходимо знать при каких условиях данный процесс развивается особенно стремительно.

Наиболее часто к быстрому окислению приводят:

  1. Недостаточный контакт между выводными штырями и клеммами.
  2. Выход электролита через микротрещины.

Чтобы уменьшить негативное воздействие процесса окисления, клеммы необходимо хорошо затягивать гаечным ключом. Если этого не сделать, то очень скоро автомобиль перестанет заводиться из-за образовавшейся «накипи», которая будет препятствовать нормальному протеканию электрического тока.

Электролит при выходе на поверхность ускоряет процесс окисления. Можно на выводные штыри вырезать кольца из тонкого войлока.

Как бороться с этим явлением?

Если соблюдены все профилактические меры, то дополнительно защитить батарею от окисления можно с помощью специальных составов.

Смазка для клемм аккумулятора представляет собой пластичную массу, которая способна эффективно защитить от окисления важнейшие элементы электрооборудования автомобиля или другого устройства. Несмотря на то, что применение данного состава не обеспечивает стопроцентной защиты, удаётся значительно замедлить образование налёта на электрических контактах.

Токопроводящая смазка обеспечивает надёжный контакт, что будет способствовать не только увеличению эксплуатационного ресурса АКБ, но и положительно скажется на всей электропроводке и оборудование автомобиля.

В настоящее время прилавки специализированных магазинов, заполнены различными средствами, которые способствуют продлению жизни аккумуляторной батареи. Такое многообразие названий, не позволяет легко выбрать подходящее средство для защиты клемм, поэтому прежде чем отправляться в магазин за покупкой, необходимо сравнить информацию о различных производителях.

Видео:

Лучшие смазки для клемм АКБ

Среди многообразия средств для защиты можно выделить несколько производителей, продукция которых пользуется спросом у автомобилистов, а соотношение цена/качество максимально сбалансировано.

1. LIQUI MOLY (liqui moly) — позволяет автомобилисту надолго забыть о проявлении процесса окисления.

Если данный состав используется с первых дней эксплуатации АКБ, то налёт на поверхности металла не образуется. Препарат поставляется в форме аэрозольного баллончика объёмом 0,3 л (цена 510 руб) и стик-пакета 10 г (цена 70 руб, выпуск прекращен). Этого количества достаточно, чтобы обеспечить бесперебойную работу электрических контактов в течение всего срока эксплуатации.

2. МС 1710 — качественная смазка по доступной цене. Стоимость стик-пакета 10 г 57 руб, а аэрозоля 100 мл 135 руб.

Отлично защищает клеммы аккумулятора от воздействия окисления и других негативных факторов. Образует на поверхности защитную плёнку, которая препятствует проникновению кислоты и влаги.

Отзывы о МС 1710 исключительно положительного характера, и это неудивительно ведь кроме высокой степени защиты, данное средство имеет рекордно низкую стоимость среди аналогичных средств защиты.

Видео:

3. ABRO BP-675 — аэрозольный состав. Баллончик объёмом 142 мл рассчитан на многократное использование, цена 370 руб. Защитный слой сохраняется после нанесения в течение длительного времени и отлично защищает клеммы от кислотной коррозии.

Перед нанесением смазки на поверхность, необходимо очистить её от образовавшегося слоя «накипи», только в этом случае применение марки ABRO поможет надёжно защитить контакты батареи.

Заключение

Защитная смазка позволяет существенно увеличить эксплуатационный ресурс не только клемм, но и аккумуляторной батареи. Правильный уход за этим элементом электрооборудования, позволит избежать ситуации, когда запуск автомобиля, вызванный образованием «накипи» становится невозможным.

Если нет возможности приобрести качественную смесь, можно воспользоваться «дедовским» способом. Многие автомобилисты интересуются можно ли смазывать клеммы аккумулятора графитной смазкой?

Делать это можно только в случае крайней необходимости, также возможно применение Литола, но данные составы не способны полноценно защитить клеммы аккумуляторной батареи.

Специализированные средства не стоят больших денег, чтобы можно было значительно сэкономить. А пренебрежение правилами ухода за АКБ приведёт к скорому выходу его из строя или к невозможности запустить двигатель автомобиля.

Как правильно смазывать клеммы

Защитные свойства смазки оказывают только при исправных и хороших электрических контактах в защищаемых соединениях. Если его нет, то нанесение смазки его не восстановит.

При нанесении смазки на клеммы нужно понимать, что между контактными поверхностями ее наносить не нужно, чтобы не ухудшить проводимость. Перед соединением клемм с проводниками нужно добиться идеальной чистоты металла на контактах, вплоть до обработки грубой тканью или мелкой наждачной бумагой, протереть их спиртом, и лишь потом закручивать. После этого нужно нанести защитный состав на собранное и затянутое с нужным усилием соединение. Если смазочный материал густой, то его можно помазать на контакты резиновой перчаткой, а при использовании спрея обработать защищаемые поверхности из баллончика.

Нанесение токопроводящей медной смазки внутрь контактных площадок может быть оправданно в случае их плохого качества, наличия больших неровностей, уменьшающих общую площадь контакта.

Внимание! Если в пространство между контактами батареи с проводкой авто попадет диэлектрическая смазка, это ухудшит проводимость контакта и при большом токе приведет к появлению прогорания, еще большему ухудшению проводимости, а также риску оплавления изоляции проводов и даже пожару из-за высокой температуры

Чем лучше смазать клеммы АКБ

В советское время специальная автохимия практически не производилась, для предохранения клемм от окисления водители пользовались консистентной смазкой, чаще всего литолом. Сейчас выпускаются различные специальные средства для защиты аккумуляторных соединений, составы выполняют одновременно несколько функций:

  • предотвращают появление окислов;
  • защищают контакты от попадания влаги и грязи;
  • предохраняют металл от коррозии.

Чтобы клеммы не окислялись, из «народных» смазок также раньше применялся солидол или технический вазелин, все эти составы плохо проводят электроток, поэтому их попадание на места электрических соединений недопустимо.

Так смазывать литолом, как показано на рисунке выше, нельзя, здесь поступаем следующим образом:

  • основательно зачищаем клеммы и наконечники проводов на местах соединения снаружи и внутри;
  • надежно крепим провода на аккумуляторе с помощью болтов и гаек;
  • только после этого наносим смазку сверху.

Современные средства защиты клемм – это различные лаки, аэрозоли, спреи, специальные вазелины, также в качестве защитного средства нередко пользуются силиконовой смазкой. Автохимию производят многие фирмы, наиболее популярны в России такие бренды как:

  • Liqui Moly;
  • Axiom;
  • Abro;
  • Gunk

Часто защитное средство окрашивает место контакта в яркий красный или синий цвет, такая расцветка позволяет четко определить, где нанесен химический состав, и нужно ли еще обрабатывать аккумуляторные клеммы. Следует отметить, что фабричные средства тоже являются диэлектриками, не улучшают электрический контакт. Их также следует наносить только поверх соединений во избежание плохого запуска двигателя и быстрого разряда аккумуляторной батареи.

Специальная автохимия надежнее и эффективнее таких смазок, как литол или солидол, эти химические средства:

  • имеют плотную структуру;
  • плохо смываются автошампунями и водой при проведении автомойки;
  • не меняют свои свойства на протяжении долгого времени.

Но Литолом-24 привыкли пользоваться многие водители, и даже в инструкциях к аккумуляторным батареям смазочный материал рекомендован к применению (для АКБ отечественного производства). Наносить густую смазку удобно мягкой кисточкой, необходимо добавлять литол в несколько приемов по всей наружной поверхности.

К чему приводит появление окислов на клеммах

Постепенно в местах, где проявилось окисление возрастает поверхностное сопротивление на контактных группах. В результате этого накопленный заряд аккумулятора теряет большую свою часть, чтобы его преодолеть. Запуск двигателя автомобиля при этом становится практически невозможным, так силы тока не хватит для того, чтобы провернуть стартер.

Материал на контактах батареи покрывается щерблением, при этом площадь коммутации снижается, что приводит к значительному понижению проводимости металла. В результате такого явления клеммы в дальнейшем периодически будут покрываться налетом даже после чистки.

При появлении белого налета от испарений электролита в результате проявления микротрещин в корпусе, сам источник питания в таком случае необходимо заменить. Разрушение корпуса происходит в процессе неправильной эксплуатации аккумулятора, при тряске и толчках. Попадание электролита на детали и механизмы при его утечке приведет повреждениям некоторых узлов автомобиля.

Если при визуальном осмотре наблюдается налет зеленоватого оттенка, значит аккумуляторная батарея применяется в условиях среды с повышенной влажностью. Высокий уровень влажности может привести к проявлению коррозии металлических частей и поверхностей.

Смазка как средство?

Собственно если клеммы и контакты уже окислились, то смазка здесь бесполезна, она не удалит их. Вам нужно для начала очистить все элементы загрязнения, причем «дочиста», многие говорят «до блеска», а это и клемма и сам контакт и только после этого нужно смазывать! И вот только тогда защита будет работать, она реально не даст покрываться налетом. Назначение одно – вытеснить воду и создать защитные свойства на поверхности.

Еще один важный вопрос – какую брать, в тюбике (то есть в виде густой смазки) или в виде спрея. Вопрос здесь не однозначный, автоэлектрики рекомендуют именно смазку, то есть нужно выдавить «как пасту» и физически намазать контакты, работы можно сделать в перчатках. Аэрозоли также имеют место быть, однако при распылении она может попасть на поверхность аккумулятора, что также не очень хорошо, поэтому после распыления на нужную поверхность, очищаем все остальные места.

Признаки деградации свинца

Зависимость причины окисления от полярности клеммы
Причины окисления зависят от полярности клеммы

Если
эффективность аккумулятора снижается, его стоит проверить на сульфатизацию.
Батарея может плохо заряжаться или быстро разряжаться. Если электроприборам
авто стало не хватать силы тока, это может служить главным признаком деградации
свинцовых клемм аккумулятора.

Для реакции
сульфатизации необходим электрический ток, металл (свинец или медь) и кислота.
Под воздействием тока на соединениях образуется сульфат, который выглядит как
белое порошкообразное вещество.

Владельцу автомобиля при появлении
налета на клеммах необходимо выяснить, на каком контакте (плюсовом или
минусовом) свинец вступает в реакцию с кислотой:

  1. Если сульфаты появились на
    «плюсе», можно говорить, что батарея перезаряжается. Вероятная причина —
    некорректная работа регулятора напряжения. С генератора может поступать
    напряжения выше нормированных 14,4 В.
  2. Если налет образуется на
    минусовой клемме, возможно, аккумулятор заряжается недостаточно. Причиной
    может быть некорректная работа генератора. Также батарея сама может плохо
    держать заряд.

В самом аккумуляторе тоже есть пластины
из свинца и серная кислота. Однако внутри АКБ налет растворяется в электролите
во время зарядки. За исключением случаев возникновения сульфатации. С контактной группы его можно
убрать только чисткой. Если длительное время не проверять состояние клемм,
сульфат может закрепиться и его не получится устранить.

Предварительная обработка

Прежде, чем смазывать клеммы, надо обработать аккумулятор от уже образовавшихся окислов и накопленной пыли. Можно воспользоваться обычной водой (хотя рекомендована дистиллированная), однако она не удаляет оксиды. Поэтому большинство автовладельцев используют для этих целей раствор соды, и только после него – воду. Брать что-то более химически сильное не стоит, можно повредить машину. Некоторые автолюбители для промывки используют обычную кока-колу и уверяют, что эффект от нее даже лучше, чем от соды.

Есть поклонники физических методов

, т.е использования наждачки. Однако у него есть значительные минусы: во-первых, на клеммах остаются царапины, которые спровоцируют их дальнейшее, и более быстрое окисление. Во-вторых, трением полностью окислы удалить не получится – незаметные глазу мелочи все равно останутся, что не есть хорошо. После удаления напластований все детали протирают насухо и приступают собственно к смазке.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий