Замена тормозных дисков своими руками

Дисковые тормоза

Дисковые тормоза являются более современными и эффективными, но требуют более частой замены тормозных колодок.

Признаки износа тормозных колодок

О важности хорошей работы тормозной системы можно говорить очень и очень много. В самой системе есть множество деталей, которые могут выйти из строя: вакуумный усилитель, трубопроводы и шланги, главный тормозной цилиндр и многое другое

Все это требует внимания и своевременного обслуживания, мы же пока поговорим исключительно об износе главных расходных комплектующих.

Биение при резком торможении. На изношенных тормозных колодках видно, что процесс износа происходит неравномерно. Изношенная тормозная колодка шумит, а при резком торможении по всему кузову расходятся ощутимые вибрации

Конечно, подобное поведение тормозной системы может проявляться и при износе тормозного диска, поэтому важно провести диагностику всех элементов. Износ тормозных дисков более подробно описан ниже

Неадекватная реакция автомобиля на торможении. Только что установленные тормозные колодки требуют небольшой притирки, чтобы они полностью прилегали к тормозным дискам и обеспечивали максимально эффективное торможение. С новыми колодками процесс торможения предсказуемый, а вот с изношенными торможение может происходить слабо или излишне резко. В первом случае не хватает тормозного усилия из-за слишком тонких колодок, во втором колодки стерлись полностью, поэтому происходит соприкосновение тормозного диска и суппорта — это приводит к трению металла о металл.

Металлическая стружка в тормозной пыли на колесных дисках. Образование пыли от колодок на колпаке колеса — это нормально, если в пыли нет никаких металлических примесей. А вот небольшие вкрапления металлической стружки — это явный признак того, что пора менять колодки, так как она царапает диск. Отметим, что данный метод контроля износа тормозов не подходит для вентилируемых тормозов и при использовании легкосплавных колесных дисков.

Определяем уровень износа:

Чтобы точно определить износ лучше всего использовать визуальный осмотр. Это долго, требует снятия всех колес, но дает четкий ответ на вопрос: пора менять тормозные колодки или нет. Осмотр можно произвести через специальное отверстие в суппорте. Современные автомобили имеют специальные датчики, которые вовремя оповестят водителя о грядущей смене колодок. Обычно сигнальная лампочка срабатывает немного заранее. Также могут использоваться простые и эффективные механические индикаторы износа. Оптимально задумываться о смене тормозных колодок тогда, когда их толщина сократиться в два раза или дойдет до рекомендуемого производителем уровня.

Признаки износа тормозного диска

Тормозная колодка является главным «расходником» в дисковой систем тормозов, но это не значит, что тормозной диск прослужит вечно. Он точно также стирается со временем, хотя этот процесс и может происходить многие годы.

Определить износ тормозного диска можно по поведению автомобиля во время торможения:

  • Вибрации на руле и кузове автомобиля;
  • Скрежет спереди, в зоне передних колес;
  • Рывки;
  • Посторонние шумы.

А также при визуальном осмотре:

  • Искривление тормозного диска;
  • Наличие заметных выемок;
  • Наличие трещин.

Причины износа тормозных дисков могут быть самые разные. Самое банальное — это долгий срок службы, когда диск равномерно изнашивается и постепенно начинает крошиться и разрушаться по краям из-за очень маленькой остаточной толщины. Диск может стачиваться неравномерно, если вовремя не заменить тормозные колодки. Тогда металлические элементы колодки и суппорта начинают касаться во время торможений и оставлять глубокие борозды на диске.

Диск может искривится из-за неправильной эксплуатации автомобиля. Самая распространенная причина — это перегрев тормозного диска в следствии долгих и интенсивных торможений. Яркий пример — затяжные спуски, которые начинающие водители проезжают «на тормозах» и допускают перегрев дисков.

Определяем уровень износа:

  • Снимаем колесо;
  • Замеряем толщину диска.

Допускается износ тормозного диска не более, чем на 2-3 мм по сравнению с новым. Для тормозных систем разных автомобилей оптимальная толщина нового диска разная. Конкретные значения допустимого износа указываются на самом диске в цифрах и могут дублироваться специальными канавками, которые наглядно показывают предельный износ.

Замена тормозных дисков своими руками.

Важную роль для безопасности в автомобиле играет тормозная система, именно неисправные тормоза в большинстве случаев приводит к возникновению аварийных ситуаций, поэтому своевременный ремонт, обслуживание или замена основных деталей тормозной системы  — обязанности каждого водителя, например замена тормозных колодок. Тормозные диски представляют собой сердцевину тормозной системы автомобиля. Следует помнить, что диски меняются только парами, иначе авто станет тормозить неравномерно, что может привести к плохим последствиям. 

Когда и почему нужна замена тормозных дисков? 

При диагностике транспортного средства особое внимание необходимо уделять тормозным колодкам и тормозным дискам, читаем — почему скрипят тормозные колодки. Тормозные диски из строя могут выходить по двум причинам:

  1. возникшие по разным причинам неисправности;
  2. естественный износ дисков.

При первой неисправности необходим ремонт всей тормозной системы, а при второй – лишь замена тормозных дисков. Причем для этой замены нужно знать размеры этих дисков, которые каждый производитель размещается на самом диске в виде двух цифр: минимально допустимой и номинальной толщиной тормозного диска.

Так, в случае, когда биение диска больше 0,1 мм, его следует менять, а то он может привести к вибрации. При неисправности тормозных дисков, например, когда появляются механические повреждения (трещины, нарушение плоскости диска, задиры), может еще производиться проточка дисков, но только если того позволяет толщина дисков. В основном, самой частой причиной разбитых дисков является коррозия, грязь и иные повреждения между посадочной поверхностью тормозного диска и ступицей. 

Что необходимо для замены? 

Для замены тормозных дисков вам потребуются: конечно же, сами диски и тормозные колодки. Причем при покупке последних желательно не экономить на приобретении сертифицированного и качественного товара. Лучше всего приобретать тормозные диски и колодки одного производителя и одновременно для одной оси.

Кроме того для замены и демонтажа тормозных дисков вам пригодятся: стандартный набор инструментов, гаечные ключи, домкрат и опоры для безопасности.

Если же нужно просто провести диагностику, то вам нужен будет только обычный штангенциркуль, с помощью которого вы сможете промерить толщину тормозных дисков по периметру. 

Рекомендации по замене. 

Каждый автомобиль иметь свою конструкцию, поэтому при замене следует руководствоваться мануалом по ремонту именно для вашего авто. Во время замены диски должны быть чистыми, не забудьте очистить и ступицу от повреждений и грязи, иначе установка может вызвать некоторые сложности. Кстати, передние и задние тормозные диски меняются одновременно.

Итак, с помощью спиртового растворителя удалите антикоррозийную защиту и проверьте биение диска, которое следует обследовать не только после сборки, но и перед установкой. Если все в порядке, снимите колесо, после чего вы увидите суппорт и тормозной диск. У суппорта вам нужно открутить нижний болт, тогда вы сможете отвести его и достать тормозные колодки. Чтобы сменить тормозные диски, потребуется еще открутить болты, которые удерживают скобу суппорта. Эта несложная манипуляция предполагает демонтаж последнего. Теперь можно произвести непосредственно съем тормозного диска. Для данной процедуры в диске имеется ряд отверстий, из которых выкручиваются болты.

После того, как будет произведена замена старых тормозных дисков на новые, ставите суппорт и фиксируете его скобами. Потом устанавливаете тормозные колодки и закручиваете суппорт.

Напомню, что после замены тормозных дисков, не рекомендуется резко тормозить приблизительно первые 320 км пути, иначе вы можете покоробить диски или спровоцировать их местный перегрев.   

Особенности замены дисков.

  • покупку тормозных дисков нужно производить в магазине, при этом требовать сертификат и перевод инструкции, в которой можно найти рекомендации по их замене;
  • замена тормозных дисков производится парой на одной оси;
  • посадочное место перед установкой нового диска необходимо очистить от ржавчины и грязи;
  • разборка и сборка тормозной системы производится только в соответствии с манулом для конкретной модели автомобиля, кроме того при разборке системы нужно помнить о закреплении суппорта и отжиме поршня рабочего тормозного цилиндра: отжимать поршень следует до того времени, пока тормозная жидкость не начнет поступать в отведенный для нее бачок.

Если использовать все рекомендации производителя по монтажу тормозного узла, то проблем с установкой дисков своими руками у вас не возникнет.

Удачи!

Видео о замене тормозных дисков

Как снять тормозной диск

Для того чтобы поменять вышедший из строя ТД, надо последовательно выполнить ряд действий.

  1. Отжать поршень рабочего цилиндра тормозов.
  2. Отсоединить суппорт. Для этого, с внутренней стороны ступицы откручивается два крепежных болта.
  1. Не отсоединяя тормозных шлангов отодвинуть суппорт, тем самым освободить диск. Тормозные колодки разжать и зафиксировать с помощью струбцины.
  1. Зафиксировать суппорт с помощью приготовленной проволоки.
  1. На некоторых моделях автомобилей рамка суппорта мешает снятию диска. В этих случаях, требуется открутить крепление рамки и убрать ее.
  2. Перед тем как снять ТД со ступицы, надо открутить прикипевший крепежный болт, предварительно смазав место крепления жидкостью WD или тормозной жидкостью, при ее отсутствии. Таких болтов, закрепляющих диск на ступице, может быть один или два. Это зависит от модели машины.
  1. После того как крепежные болты удалены, можно приступить к снятию ТД. Часто, он бывает прикипевший к поверхности ступицы. Чтобы облегчить его демонтаж, требуется легким постукиванием молотком добиться его отсоединения от стенки соседней детали.
  1. После снятия старого тормозного диска надо обязательно удалить с поверхности ступицы ржавчину, окалину и грязь. Если этого не сделать, то после установки новой запчасти возникнет биение ступицы больше допустимого значения.
  1. На освободившееся место установить новый диск. Во время его крепления, для закрутки крепежных болтов используется динамометрический ключ. Усилия при закручивании — 100-120 Нм. Если перетянуть крепеж, то это может привести к радиальному биению ступицы.
  1. Сборка тормозного механизма на новом диске производится в обратном порядке.
  1. После того как тормозной механизм с новым диском собран, проверяется биение ступицы с диском. Для этого специальный измеритель устанавливается иглой на расстоянии 5 мм от поверхности нового диска, который надо вращать. Биение не должно превышать значения, разрешенного для конкретной модели автотранспорта.
  2. Таким же образом меняется ТД на противоположном колесе, а также производится замена задних тормозных дисков.

Опыт показывает, что замена тормозных дисков процесс хоть и трудоемкий, но относительно несложный. Однако, если навыков в обращении с инструментом у водителя недостаточно, лучше обратиться за помощью к профессионалам.

Статья впервые появилась на AutoRemont2.ru

Что потребуется?

Не торопитесь разбирать автомобиль. Для начала нам потребуются комплектующие и инструменты.

Во-первых, нам потребуются новые тормозные диски и колодки

Новые! Это очень важное обстоятельство. Не устанавливайте слегка поношенные или еще нормальные, ставьте именно новые

Запомните навсегда, что, имея дело с тормозами, стоит ориентироваться только на безопасность, и не стоит пытаться сэкономить или как-то проявлять свою смекалку.

Например, некоторые автовладельцы в попытках минимизировать денежные потери от замены дисков, ставят на них свои старые колодки. Это только видимая экономия, так как от этого диски быстрее портятся и приходят в негодность. В итоге денег придется потратить гораздо больше.

Во-вторых, как вы понимаете, голыми руками нам не добраться до тормозной системы, поэтому для замены нам понадобятся инструменты. Как ими пользоваться тоже можете увидеть на видео. Набор достаточно стандартный, и не включает в себя каких-то специализированных приспособлений:

  • набор из гаечных ключей;
  • домкрат;
  • упоры (чтобы обездвижить авто).

Предпочтительно, чтобы вам кто-то помогал при снятии старой и установке новой тормозной системы. Одному справиться тоже можно, но так будет гораздо проще.

Варианты самостоятельной проточки

Поскольку цена на услуги по профессиональной проточке многих пугает, некоторые автомобилисты задумываются относительно самостоятельного проведения подобной процедуры.

Настоятельно не советую браться за такую работу, если у вас нет навыков, опыта и специального оборудования. Подобная шлифовка точно не избавит от биения диска, и послужит временной мерой. Часто в видео инструкциях, а также в описаниях самостоятельной проточки, публикуемых на том же сайте Драйв, в ход идет болгарка, шлифовальные круги, наждачка и прочие подручные абразивы.

Эффект достигается незначительный, и только на некоторое время восстанавливает поверхность тормозного диска. Потому предпочтительнее отдать узел в руки профессионалов. В автосервисах есть специальный стенд, позволяющий без снятия провести обработку изделия.

При этом можно выделить 2 способа, которые все же можно использовать в гаражных условиях, пытаясь своими руками вернуть работоспособность тормозного узла на прежний уровень.

Напильник или болгарка

Сразу скажу, что представленный способ подходит только под автомобили ВАЗ, отечественные машины и старенькие иномарки. Интересно, что АвтоВАЗ даже в инструкциях по эксплуатации описывает, как автовладелец может сам с помощью напильника убрать буртики.

Есть усовершенствованный способ избавления от буртиков. Выглядит процедура так:

  • Сначала поднимается автомобиль и снимается необходимое колесо, за которым находится проблемный элемент;
  • Затем запускается двигатель машины;
  • Включается 5 передача;
  • Для удаления буртика можно взять напильник, либо же крупнозернистый диск для болгарки;
  • Прикладывая небольшое усилие инструментом к диску, за счет вращения колеса делается проточка;
  • После обработки диск обезжиривается.

Как вы поняли, здесь нужен помощник, чтобы один человек точил диск, а второй нажимал на педаль газа для обеспечения вращения ступицы колеса.

Важно быть предельно внимательным. Ни в коем случае не применяйте такой метод на иномарках, даже если это подержанный автомобиль , и на и новых авто

Шлифовка без снятия станком

Если и делать проточку самостоятельно, то только этим методом. Поскольку никто в свой гараж не станет покупать дорогостоящее специализированное оборудование, большинство обходятся обычным токарным станком.

Но современные технологии позволяют получить специальный станок для проточки за сравнительно небольшие деньги. Это агрегат высокого уровня, способный частично заменить профессиональные установки для проточки.

Проточка с помощью специального станка выполняется без снятия самого диска. Устройство, оснащенное электродвигателем, крепится на диске, и с обеих сторон агрегата имеются резцы. Тем самым удается избавиться даже от биения в гаражных условиях. Подробнее об использовании станка нужно читать в руководстве к конкретной модели.

Сначала проводится настройка стенда и его адаптация под параметры диска. Затем буквально за 5 минут девайс сам восстанавливает элемент тормозной системы, снимая необходимый слой.

А поскольку мы заговорили о тормозной системе, не лишним будет разобраться в работе соседа тормоза в виде сцепления .

Что вы думаете насчет самостоятельной проточки? Стоит ли этим заниматься своими руками, или лучше отдать диски в автосервис, где есть программируемое, автоматизированное профессиональное оборудование?

Спасибо, что вы с нами! Подписывайтесь, задавайте актуальные вопросы и рассказывайте о нас своим друзьям!

(2 оценок, среднее: 3,00 из 5)

Подпишитесь на обновления и получайте статьи на почту!

Гарантируем: никакого спама, только новые статьи один раз в неделю!

Как писал ранее о приобретении ништяков и какой геморрой получился, я был бы ни я если бы позволил себе гонять на вибраторе (а точнее с дискомфортом)и так ездил и думал как же быть как быть, сдавать диски ни вариант, далеко, бенза больше сожжешь чем стоят диски, на проточку отдавать не хотелось так как уже имел горький опыт, после проточки становилось хуже ( а цена за такое удовольствие 1000-1500 русских), а если же на спец станке (а таких у нас нет и цена от 4000-5000) не вижу смысла для таза тратить бабло такое, легче купить еще 3 к-т передних дисков., и как то ночью ни спалось, и посетила мысля такая, а почему бы ни сделать проточку дисков на месте, но как, и тут меня осенило (кстати большинство реализации моих переделок приходят ночью когда ложусь спать, прям перед сном), а почему бы ни сделать абразивные накладки)))и понеслось…купил шлифовальный диск (ШД), характеристики на фото видно…

хорошо что не выкидываю сразу отработанные накладки…

так же валялся алмазный диск, который работал последний раз пару лет назад, и вот опять пригодился…

Несколько способов проточки без снятия

Как осуществляется расточка тормозных барабанов Какой бы способ проточки тормозных дисков вы ни выбрали, прежде чем начать работу, убедитесь в том, что их толщина больше предельно допустимой и в них нет трещин. Если же они слишком тонкие или имеют трещины, не рискуйте, ремонтируя их. Лучше купите новые. Проточкой называется выравнивание рабочих поверхностей с использованием резца, а предлагаемые ниже способы — это шлифовка тормозных дисков без снятия.

  1. Существуют специальные агрегаты для шлифования тормозных дисков без снятия. Но я думаю, вы согласитесь со мной в том, что не стоит покупать агрегат ради шлифовки пары дисков. Дешевле будет полностью обновить тормозную систему.
  2. Если диски стоят на ведущей оси. Понадобится ровный деревянный брусок размером 30×15×5 см и несколько листов наждачки с крупным абразивным зерном (например, №40) на тканевой основе. Использовать наждачку и брусок предпочтительней, чем абразивный круг для наждака. Потому что рабочая поверхность абразивного круга в скором времени после начала шлифовки перестанет быть плоскостью. А плоскость сторон бруска не изменится во время работы. Не забывайте менять наждачку — это ускорит процесс шлифовки и улучшит ее результат. Поднимете автомобиль домкратом и подставьте под него какую-нибудь страховку. Снимите колесо, тормозной суппорт и пыльник тормозного диска. Суппорт подвесьте повыше, чтоб не мешал. Запустите двигатель, включите передачу скорость, вращения отрегулируйте по своему усмотрению. Лист наждачки постелите абразивом вниз, на него широкой стороной положите брусок, а выступающие из-под бруска края листа загните вверх. Получившуюся конструкцию прижимайте поочередно широкой гранью к рабочим поверхностям тормозного диска. Не старайтесь нажимать на нее сильнее, лучше все время двигайте точку соприкосновения.
  3. Стоящие на не ведущей оси тормозные механизмы шлифуются без снятия тем же приспособлением из бруска и листа крупной наждачки. Только двигаться будет не диск, а брусок с наждачкой. Двигать его будет сила ваших рук. Но сказать по правде, делать это без снятия диска уж очень неудобно дело пойдет гораздо быстрее, если вы снимите их и положите на верстак.
  4. Шлифовка тормозных дисков на ходу. Этот способ подойдет для восстановления дисков, стоящих как на ведущей оси, так и на ведомой. Но он подойдет для устранения только незначительных дефектов. Результата сильной температурной деформации он устранить не сможет. Сначала из старых тормозных колодок следует изготовить специальные приспособления. Для этого нужна болгарка с алмазным отрезным диском. А также абразивный зачистной диск для нее. Из зачистного круга необходимо вырезать два клинообразных сегмента. В старых тормозных колодках сделайте две выемки в соответствии с формой клиновых фрагментов. Их глубина должна быть на несколько десятых миллиметра меньше толщины абразивных вставок, чтобы последние после установки возвышались над поверхностью колодок. Вставьте сектора в выемки, предварительно смазав их каким-нибудь клеем, чтобы не выпадали. Получившиеся «абразивные колодки» установите в суппорт вместо штатных. Для проточки рабочих поверхностей нужно проехать от 5 до 10 км, периодически притормаживая. Спланируйте маршрут так чтобы избегать резких торможений либо замедлений по ухабистым участкам. Во время поездки контролируйте результат шлифовки. Образовавшийся по периметру диска буртик можно убрать после окончания поездки обычным напильником с крупной насечкой.

После выравнивания рабочих поверхностей не помешает обработать их более мелкозернистой наждачкой для того, чтобы уменьшить глубину рисок. Использовать наждачку с мелким зерном сразу не следует, потому что она хуже выводит плоскость и поверхность будет гладкая, но волнистая.

Где искать неисправность

  • Биение передних дисков часто отдается не только в педаль, но и в руль.
  • Биение задних лучше ощущаются через вибрации на кузове.
  • Передние механизмы чаще страдают от температурной деформации, так как на них приходится основная нагрузка при торможении, следовательно, они сильнее греются. Деформация возникает следующим образом. При торможении диск нагревается и равномерно расширяется. Попавшая на какой-то участок вода, быстро остужает его, а он, остывая, сжимается и коробит всю деталь.
  • Задние более подвержены коррозии. Так как из-за их небольшой нагруженности, попавшая на них вода долго не высыхает.

Как самостоятельно произвести замену тормозных дисков и сэкономить.

Для проведения локального ремонта, нужно будет выделить порядка двух часов свободного времени и крайне желательно, чтобы вам не пришлось куда-то спешить, лучше замену тормозных дисков производить вечером, когда вам уже никуда не нужно будет ехать т.к. процедура не терпит спешки.

Ослабляем гайки на колесных дисках, домкратом поднимаем автомобиль и устанавливаем его на страховочные подставки, такой инструмент можно купить в любом магазине инструментов или заказать через интернет, сэкономите приличные деньги, а подставки пригодятся не один раз.

Работы по замене тормозных дисков производим поочередно с каждой стороны.

До откручиваем колесные гайки, снимаем колесо. Если вы уже меняли самостоятельно тормозные колодки то вам нужно убрать колодки из суппорта по схеме, описанной в статье, замена тормозных колодок своими руками.

После снятия колодок, нужно демонтировать тормозной суппорт, находим два болта и аккуратно откручиваем их. Откручивая последний болт, придерживайте суппорт и приготовьте кусочек проволоки или бечевки, ей нужно будет подвязать тормозной суппорт, например к пружине амортизатора. Не оставляйте суппорт висящим на тормозном шланге.

Стоит отметить, что тормозные диски, как передний, так и задний абсолютно никак не зафиксированы на ступице, прижимаются тормозные диски, колесным диском (литьем) и когда литье фиксируется гайками диск прижимается к ступице.

Если в сняли тормозной суппорт и диск все еще не освободился, осмотрите более детально возможно по конструкции вашего автомобиля есть еще какие-либо элементы, требующие демонтажа для снятия тормозного диска.

Как снять старые изношенные тормозные диски, если они прикипели к ступице?

Если диск «прикипел» к ступице, вам нужно подходящим по диаметру болтом отжать тормозной диск от ступицы. Для этого находим два подходящих по диаметру и длине болта и вкручиваем их в технологические отверстия см. изображение ниже, красной стрелкой помечены эти отверстия, вкручивать нужно болты поочередно подтягивая то один то другой, избегая перекоса!

красной стрелкой помечены технологические отверстия для вкручивания болтов, которые призваны помочь в демонтаже прикипевших тормозных дисков.

После того, как тормозной диск будет освобожден, аккуратно его демонтируем. По необходимости щеткой вычищаем грязь с места прилегания диска к ступице.

Дальше устанавливаем новый тормозной диск, в порядке обратном снятию. Установив новый тормозной диск на шпильки ступицы убедитесь, что полностью посадили на его место. Дальше устанавливаем тормозной суппорт на место.

После установки новых тормозных дисков, обязательно используйте новые тормозные колодки

Это очень важно. Если вы установите старые тормозные колодки, ваши новые тормозные диски будут не равномерно «обкатаны» и в будущем это приведет к преждевременной замене тормозных дисков снова!

Дальше устанавливаем колесо на место, притягиваем по схеме «звезда» колесные гайки, обтяжку произведем уже, когда автомобиль будет снят со страховочных поставок. Опускаем автомобиль и обтягиваем колесные гайки. Так же производим замену второго тормозного диска с другой стороны.

После того, как новые тормозные диски установлены на автомобиле.

Установив новые тормозные колодки и диски, первые 500-1000 километров постарайтесь избегать резких торможений, это очень важный момент! Конечно если возникнет опасная дорожная ситуация и нужно будет резко тормозить в этом ограничений нет, от нескольких раз ничего не случится, но такие правила обкатки новых тормозных дисков и лучше их соблюдать.

Эффективность и максимальный КПД от новых тормозных дисков вы почувствуете к тысяче пройденных километров.

На этом наш локальный ремонт по замене изношенных тормозных дисков на новые диски, можно считать завершенным. Поздравляем, вы сэкономили порядка 4000-5000 рублей на работе по замене тормозных дисков.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий