Стучит гидрокомпенсатор, что делать?

Неисправности

Теперь рассмотрим, почему стучат гидрокомпенсаторы. Чем бы это ни было вызвано, стучит гидрокомпенсатор из-за того, что не выполняет свою основную задачу – своевременно не регулирует клапанный зазор.

Причины, по которым может возникать стук гидрокомпенсаторов, можно классифицировать по конструктивным признакам (неисправность механической конструкции узла – проблема с «механикой» или нарушения в системах, обеспечивающих подачу масла – проблема с «гидравликой») или по условиям возникновения (стучат гидрокомпенсаторы на холодном двигателе или «на горячую»).

Поломки в самом гидрокомпенсаторе

Здесь можно выделить следующие причины:

  1. Выработка контактной поверхности. Образуется вследствие повреждения кулачками распределительного вала днища поршня, на котором образуются вмятины.
  2. Брак деталей.
  3. Износ плунжера и/или его посадочного места, что приводит к подтеканию масла из подплунжерного пространства;
  4. Засорение редукционного клапана, в результате чего он может «зависать».
  5. Загрязнение других деталей гидрокомпенсатора из-за нагара или различных примесей, содержащихся в моторном масле.

В общем случае эти проблемы «лечатся» заменой неисправных деталей на новые.

Нарушение в системе подачи масла

К таким неисправностям относятся:

  1. Воздух в системе смазки. Обычно это происходит при отклонении уровня масла в системе от нормативного.
  2. Скопление нагара и грязи в масляных каналах, по которым снабжаются гидрокомпенсаторы.
  3. Засорение масляного фильтра. В этом случае из-за низкой его пропускной способности в головку блока цилиндров подается недостаточное количество моторного масла.
  4. Недостаточные характеристики применяемого масла. Такая ситуация может возникать в двух случаях: применение моторного масла, не соответствующего требованиям (низкое качество, не соответствующий нормативному показатель вязкости и т. д.) или вследствие ухудшения характеристик смазочного материала в процессе эксплуатации (а также в случае перегрева двигателя).
  5. Неисправность масляного насоса (износ его деталей).

Как видно из приведенных примеров, качество моторного масла и состояние масляной системы играет ключевую роль в исправности системы гидрокомпенсаторов

Именно поэтому очень важно своевременно проводить техническое обслуживание автомобиля

Основы устройства и функционирования гидравлического компенсатора

Отрицательной стороной конструкторского подхода является капризность системы. Очень часто стучат гидрокомпенсаторы на Приора 16 клапанов и причины этого явления неопытному владельцу неизвестны. Ситуация проясняется после изучения особенностей работы компенсаторного механизма.

Конфигурация

Идея автоматического регулирования тепловых зазоров может быть реализована в двух вариантах: обычный гидротолкатель и гидроопора. Последняя применяется в модулях газораспределения с коромыслами. На Lada Priora в шестнадцатиклапанной версии впуск и выпуск оснащены индивидуальными распредвалами. Оптимальным решением для такой компоновки является применение гидравлического толкателя.

Приоровский гидрокомпенсатор на 126 двигателе состоит из таких частей:

  • Плунжерная пара, включающая цилиндрическую обойму и поршень с шариковым клапаном.
  • Наружный корпус – толкатель.
  • Система пазов и отверстий для маслоснабжения.

Принцип работы

Маслосостав поступает во внутреннюю полость поршня и, преодолевая сопротивление пружины, отталкивает шарик для заполнения замкнутого цилиндра. Заполняя гильзу, масло выдавливает поршенек наружу и гидротолкатель упирается в кулачок. Далее происходит запирание шарикового клапана и сборочная единица работает как обычный толкатель на моторах с регулируемым клапанным механизмом.

Как установить причину стука

Самостоятельно установить причину стука достаточно сложно.

  • Во-первых, необходимо определить, какой из гидрокомпенсаторов стучит;
  • Во-вторых, проверить его работу на специальном стенде.

Если стенд покажет, что проблема не в нем, то необходимо будет искать причину в двигателе. К тому же, для многих современных машин стук гидрокомпенсаторов на холодную является нормальным. Ведь холодное масло обладает огромной вязкостью и не успевает заполнять камеру гидрокомпенсатора, но через 30–50 секунд, когда масло хоть немного согреется, стук исчезает. Если же стук не исчезает через минуту, то необходимо искать его причину. Для большинства машин в порядке вещей стук на холодную в течение 5–15 секунд. Ведь масло из камер гидрокомпенсаторов вытекло, а новое холодное масло с трудом проходит через каналы и жиклеры.

Если же обратиться в мастерскую нет возможности, а установить причину стука гидрокомпенсаторов необходимо, то в первую очередь проверьте цвет и запах масла. Если оно очень темное или черное, с пузырями, белой пеной или пахнет гарью, необходимо не только сменить его, но и 2–3 раза промыть двигатель с помощью специального промывочного масла. Если в масле белая пена, то необходимо проверить двигатель на утечку охлаждающей жидкости. Ведь белую пену (эмульсию) образуют вода, тосол и антифриз, попавшие в масло. Помните, что во время промывки нельзя не только давать нагрузку двигателю, но даже увеличивать обороты. После промывки и установки нового масляного фильтра залейте масло, которое указано в инструкции к автомобилю и заведите двигатель. Даже если масло нормального цвета и не пахнет гарью, найдите канистру от него и сравните данные, указанные на наклейке с описанными в руководстве по обслуживанию машины.

Если стук исчез, значит, проблема была в масле или грязной масляной системе. Если же стук не исчез, снимите все гидрокомпенсаторы и уложите их по порядку, чтобы не перепутать в процессе установки. Разбирайте и промывайте каждый компенсатор, проверяйте работу жиклеров и клапанов, затем устанавливайте на двигатель. Если и это не помогло, то измерьте давление масла на холодном и горячем двигателе и сравните с рекомендованными значениями для вашего мотора. Если у вас нет данных о правильном давлении масла, вы не знаете где их взять, или как измерить давление масла, то не усугубляйте ситуацию неумелым вмешательством и направляйтесь в автосервис.

Что делать, если стучат гидрокомпенсаторы

Если начинают стучать гидрокомпенсаторы, что делать в таком случае? Есть два пути решения проблемы – полная замена комплекта или ремонт дефектных экземпляров. Рассмотрим отдельно каждый из них.

Замена

Преимущество замены – гарантия хорошего результата. Недостатков два. Комплект оригинальных каталожных деталей обойдется дорого. Самому вряд ли получится правильно установить его, поэтому машину придется передавать в сервисный центр. Тут также придется подождать два-три дня.

Нужно принимать во внимание, что на некоторые машины зарубежного производства распространяется дефицит деталей. Приходится ждать, когда приедет полный комплект, тратить деньги на оплату почтовых услуг, записываться на ремонт в сервисный центр

Для правильного монтажа придется еще выделить некоторую сумму на одноразовые детали – герметик и прокладки.

Если случай запущенный и водитель не пытается предпринять действия по восстановлению нормальной работы мотора, последствия могут оказаться печальными. Сначала при запуске со временем усиливается стук. Далее пропадает ровный холостой ход. Так как регулировка теплового зазора не происходит должным образом, с каждым разом становится сложнее набирать обороты. В конечном итоге изнашивается весь клапанный механизм, ремонт двигателя становится неизбежным.

Ремонт

Чтобы быстро устранить неисправность, надо сначала узнать, какой именно компенсатор начинает стучать. Ремонт возможен в том случае, если неисправность начинает проявлять себя на холодную. При регулярном использовании качественной смазки, со своевременной ее заменой, стоит лишь купить оригинальное масло, поменять фильтр и проверить результат еще раз. Скорее всего, владелец, сам того не понимая, купил поддельную канистру.

На начальном этапе стоит купить и промывочное масло. Вместе с ним придется обзавестись двумя фильтрами. Один используется при заливке промывочного материала, другой надо прикрутить тогда, когда техническая жидкость успела прогнаться по системе за 15-20 минут работы в холостом режиме. Для особых случаев понадобится агрессивный состав. Например, аптечный димексид. В его химической структуре присутствуют жесткие элементы, способны снять сажу и другие отложения вне зависимости от их толщины.

Обратите внимание!Ремонт методом промывки аптечным димексидом помогает не всегда. Многое зависит от начального состояния двигателя

Внутри не должны присутствовать хрупкие пластиковые детали и покрашенные элементы.

Легкая неполадка

Быстро ликвидировать стук гидрокомпенсаторов или его устранение без разбора головки блока цилиндров возможно лишь на начальном этапе, когда неисправность только начала проявляться на холодную. Если использовалось качественное масло, и регулярно производилась его смена, а после крайней замены внезапно застучали ГК, необходимо срочно залить новую смазку и сменить фильтр. Вполне вероятно, что попалась поддельная канистра.

Не уверены в качестве предшествующих маслосотавов, а гидравлические компенсаторы только начинают постукивать – покупайте промывочное масло, к примеру, от Лукойл, и промывайте 15-20 минут на «холостых». Работы осуществлять на новом фильтре.

Запущенный случай

Устранить стук гидрокомпенсаторов на высоких оборотах без разборки двигателя тяжелее. Технология очистки мотора от нагара без демонтажа деталей здесь актуальна, но не всегда помогает. Все зависит от степени загрязнения гидрокомпенсаторов.

В особых случаях на помощь приходят агрессивные составы в виде аптечного димексида. Он отмывает детали любой степени закоксованности. Однако методика непроста и требовательна к начальному состоянию силовой установки. В частности, внутри не должно быть покрашенных деталей и хрупких пластиковых конструктивных элементов.

Нарушение функционала

При нормальной работе устройства водитель не ощущает никаких посторонних звуков. Если они возникают, это может быть причиной поломки детали или ухудшения работы двигателя. При незнании, что такое гидрокомпенсаторы в двигателе, стоит сразу обратиться за консультацией к специалисту.

Существуют основные причины поломки, которые определяются следующими факторами:

  • Нужно проверить уровень масла. Если его уровень в картере слишком высокий или низкий, это значит, что оно будет сжиматься внутри гидрокомпенсатора, вызывая проблемы в работе двигателя.
  • Естественный износ. Элементы устройства могут затираться.
  • В процессе работы детали могут загрязняться, отчего нужно поменять гидрокомпенсаторы.

Легче всего определить проблемы с деталями, прислушавшись к работе мотора. Иногда водители путают этот характерный звук со сломанными клапанами. Чтобы не допустить ошибки, лучше использовать фонендоскоп, который при сравнении звуков даст верный результат.

Процесс демонтажа и установки

Неисправный элемент нужно убрать. Если снять гидрокомпенсаторы с места установки, можно определить степень изнашивания. Если элемент легко сжимается под усилием пальцев, стоит заменить деталь. Когда же не удаётся разобрать устройство, стоит обратиться в автомобильный сервисный центр.

Если необходима установка гидрокомпенсаторов, потребуется собрать набор инструментов и набор комплектующих деталей. В первую очередь потребуется снять часть фильтра на корпусе. После этого снимается надклапанный кожух и тяга акселератора. Нужно будет разобрать контрирующую шайбу с распредвала

Важно соблюдать обозначенные отметки, чтобы они совпадали. Дальше нужно открутить крепление со «звёздочки»

После этого демонтируется крепление распределительного вала, снимаются рокера, кулачки и втулки регулятора.

Дальше используется пила, которой ровняется прилив у второго клапана, чтобы выровнять его с остальными гнёздами

Важно провести обезжиривание поверхности керосином и заточить элементы мелким точилом

Запоминаем позиции втулок

В последующей работе требуется прижать шайбы опорного цилиндра, применив для этого специальную оправку. После этого прессуют кольца-уплотнители в распределительную пластину. Иногда не удаётся заменить гидрокомпенсаторы с первого раза, если уплотнители и посадочные места не совпадают, поэтому стоит заранее позаботиться об этом перед покупкой наборов. Дальше проводится проверка плунжеров, имеют ли они свободный ход, после чего ставятся элементы пружин.

https://youtube.com/watch?v=eJtA7pEqQY8

После этого обратно вставляются плунжеры и корректируется их ход. Аналогично монтируется и распредвал, который устанавливается согласно инструкции. Не всегда просто даётся настройка хода плунжеров. Для этого можно сделать подложку из разной толщины шайб, чтобы выровнять их оправкой.

Дальше потребуется высверлить магистраль для потока масла. Преждевременно стоит снять распределительный вал и сделать резьбу. Чтобы трубка всегда была в вертикальном положении, потребуется нарезать резьбу только в определённую длину, создавая небольшой изгиб под требуемую величину до тех пор, пока оба отверстия крестовины не совпадут. Дальше можно проводить обратную сборку в том порядке, который потребовался, чтобы разобрать гидрокомпенсатор.

Финальные работы

Устанавливается смазочная система и её трубопроводы. После этого проводится заливка масла и закрытие его втулкой. Нужно установить клапан в виде шарика и плунжера, не забыв сделать проверку герметичности. Это легко проверить, если установить шарик в плунжер и продуть его. Если воздух «держится» — результат удовлетворительный, но если нет, шарик потребуется заменить

Также важно, чтобы плунжер создавал ощутимое давление на втулку при нажатии

В конце сборки требуется сделать фиксацию для рычагов посадки. Такие же действия проводятся с распредвалом и динамометрическим ключом. Проводится установка распределительного вала и фиксация шайбы-стопора. В конце концов, обратно крепится надклапанный кожух и фильтр очистки воздуха.

Таким образом, важно правильно устанавливать гидрокомпенсаторы, ведь от них зависит работоспособность автомобиля. Если во время монтажа наблюдаются ошибки, они должны быть устранены, а не упускаться из виду

Благодаря надёжной работе этой детали можно продлить срок службы двигателя и обеспечить нормальную функциональность всей системы.

Не всегда удаётся правильно определить поломку гидрокомпенсатора. Если рядом нет специального прибора или сделать это не позволяют собственные навыки, стоит обратиться в автосервис. Это важная часть системы машины, поэтому необходимо придерживаться её нормальной работы.

Устройство и принцип работы гидрокомпенсаторов

В отечественных автомобилях устройство гидрокомпенсатора в механизме клапанного привода является относительно несложным. Внешне он напоминает поршень. Верхняя его часть оказывается под давлением эксцентрика или толкателя распределительного вала. На боковой стенке присутствует канавка и отверстие, через которое поступает масло.

Во внутренней части располагается поршень и плунжер, которые являются основными рабочими элементами. При оказании давления масла на рабочую поверхность поршня происходит его перемещение вниз, что создает усилие на торцевую часть клапана.

Принцип работы большинства гидрокомпенсаторов для клапанов подразумевает использование запорного клапана. Он выполнен в виде шарика, поджимаемого шайбочкой с пружинкой, которая располагается в промежутке между плунжером и поршнем. Таким образом внутри поршня удается удержать достаточное количество масла.

Разобранный гидрокомпенсатор автомобиля

В том случае, если клапан перешел в закрытую позицию, то происходит взаимный переток масла между каналами смазочной системы, что приводит к уравновешиванию масляного давления. После оказания давления от эксцентрика происходит смещение корпуса в нижнюю часть вместе с клапаном, что приводит к перекрытию сообщающихся каналов.

Последствия появившегося стука

Интересно, что к каким-либо повреждениям других механизмов силовой установки поломка гидрокомпенсаторов не приводит.

У стучащих гидрокомпенсаторов всего лишь нарушается тепловой зазор, что приводит только к снижению мощности и приемистости силовой установки и повышению расхода топлива.

Но появившийся стук может сигнализировать о нарушении в работе системы смазки, поэтому важно узнать, почему они застучали и устранить проблему. Что касается применения на авто систем газораспределения SOHC и DOHC, то разница лишь в количестве установленных гидрокомпенсаторов

Что касается применения на авто систем газораспределения SOHC и DOHC, то разница лишь в количестве установленных гидрокомпенсаторов.

Так, на современных авто, в том числе и отечественных, к примеру, ВАЗ 2112 и Лада Приора уже используется система газораспределения DOHC, с 4 клапанами на цилиндр, а значит и с 4 гидриками, общее же количество их – 16.

Причины появившегося стука для всех авто, в том числе и упомянутых, одинаковы.

Наличие такого количества гидриков влияет лишь на более затрудненное выявление застучавшего гидрокомпенсатора, если стучит только один или несколько из общего количества.

Почему стучат гидрокомпенсаторы?

Теперь давайте вплотную перейдем к рассмотрению вопроса, откуда возникает тот самый неприятный стук из-под капота вашего авто.

Распространенных причин, как правило, бывает две:

1. Стук возникает из-за повреждения, либо разрушения механических частей самого гидрокомпенсатора.
2. Стук возникает вследствие нарушения работы систем, подающих в двигатель масло.

Профессионалы знают даже, как определить стучащий гидрокомпенсатор на слух, и в чем именно таится проблема.

К причинам разрушения механизмов самого гидрокомпенсатора следует отнести истощение ресурса плунжерной пары, установленной внутри гидрокомпенсатора. Это происходит с течением времени, к сожалению, процесс это неизбежный, поэтому к замене гидрокомпенсаторов следует относиться как к замене любого автомобильного «расходника». В зависимости от того, какого качества были использованы компоненты при производстве гидрокомпенсатора, напрямую зависит его срок службы. Чем ниже качество металла – тем быстрее он выйдет из строя. Естественно может иметь место и заводской брак. Также гидрокомпенсатор повреждается, если в него попадает воздух, или слишком мало масла, или из-за загрязнения деталей гидрокомпенсатора. Причин много, но результат от этого не меняется – механизм выходит из строя и требует либо чистки, если вы диагностировали проблему на раннем этапе, либо полной замены, если на поздней.

Касаемо нарушения подачи масла в двигатель. Стук возникнет, если уровень масла в двигателе отличается от нормы, причем, как в меньшую, так и в большую сторону. Окончание срока службы и отказ масляного фильтра. Загрязнение или попадание внутрь масляных каналов нагара, образующегося в процессе работы двигателя.

Выбор неподходящей марки масла. Естественно, если вы перегрели двигатель, то и физические свойства масла изменятся, что также приведет к нарушению работы маслоподающих систем.

Мы уже говорили выше о том, что стук может проявляться, как при холодном, так и при прогретом двигателе.

На горячем двигателе наличие стука, скорее всего, обусловлено наличием в двигателе масла, которое уже давно пора менять, либо если вы недавно это делали, то значит, вам попалось масло ненадлежащего качества – вот, кстати, еще одна причина покупать смазочные жидкости только у официальных представительств или дилеров. Залив некачественного масла может вызвать повреждения двигателя куда более серьезные, чем стук гидрокомпенсаторов.

Часто бывает так, что замена масла на новое решает проблему со стуком гидрокомпенсаторов.

Если вы давно не меняли масляный фильтр, то обязательно замените, или хотя бы почистите, для чего следует использовать специальный очиститель гидрокомпенсаторов.

Хотя по регламенту проведения технического обслуживания автомобиля масляный фильтр положено менять одновременно с заменой масла.

Если выполнение всех вышеперечисленных операций не дало никакого результата, следует рассмотреть иные варианты возникновения стука в подкапотном пространстве, поскольку замена фильтра и использование качественной смазки двигателя в 90% случаев помогает решить возникшую проблему. Помните о том, что стук под капотом при прогретом двигателе – критичный показатель и требует срочного вмешательства и устранения причины его возникновения.

И наоборот, если у вас застучали гидрокомпенсаторы на еще непрогретом автомобиле – не имеет принципиального значения. Холодное масло имеет отличные от горячего физические характеристики и не попадает внутрь гидрокомпенсатора, поэтому следует просто дождаться прогрева двигателя. Если стук сохраняется – тогда следует приступать к решению проблемы.

Почему стучат гидрокомпенсаторы

Гидрокомпенсаторы могут постукивать по самым разным причинам. Как правило, это связано с проблемами с маслом или масляной системой, гидравликой двигателя и так далее. Причем, причины значительно отличаются в зависимости от того, в каком состоянии находится двигатель — горячем или холодном.

Стучат гидрокомпенсаторы на горячую

Перечислим кратко наиболее распространенные причины стука гидрокомпенсаторов на горячем двигателе и что с этим делать:

  • Давно не проводилась замена масла или оно некачественное. Что делать — чтобы избежать подобных проблем, необходимо провести замену масла.
  • Забились клапаны. При этом уникальность ситуации заключается в том, что данную проблему можно выявить только при горячем двигателе. То есть, при холодном движке стук может быть, а может и не быть. Что делать — промыть систему, а также заменить смазку, желательно на более вязкую.
  • Засорение масляного фильтра. Вследствие этого масло не доходит до гидрокомпенсаторов под нужным давлением. Поэтому образуется воздушная пробка, которая и является причиной проблемы. Что делать — заменить масляный фильтр.
  • Несоответствие уровня масла. Это может быть как его пониженный, так и повышенный уровень. В результате происходит чрезмерное насыщение масла воздухом. А когда масло перенасыщено воздушной смесью происходит соответствующий стук.

    Как проверить гидрокомпенсатор

    Что делать — решением данной проблемы является нормализация уровня масла.

  • Неправильная работа масляного насоса. Если он работает не на полную мощность, то это может являться естественной причиной обозначенной проблемы. Что делать — проверить и настроить масляный насос.
  • Увеличенное место посадки гидрокомпенсатора. В процессе нагрева двигателя его объем еще больше увеличивается, что и является причиной стука. Что делать — за помощью обратитесь к механику.
  • Проблемы с механикой и гидравликой. Что делать — здесь причин может быть много, поэтому рекомендуем обратиться к специалисту.

Стучат гидрокомпенсаторы на холодную

Теперь перечислим список возможных причин, которые вызывают стук гидрокомпенсаторов на холодном двигателе и что с этим делать:

  • Выход из строя непосредственно гидрокомпенсатора. Однако подобный стук характерен и при горячем двигателе. Причиной поломки гидрокомпенсатора может быть механическое повреждение элементов плунжерной пары, его клин из-за попадания грязи внутри механизма, нарушение работы клапана, подающего масло, механическая выработка наружных сопрягательных поверхностей. Что делать — для выполнения диагностики и принятия решения лучше обратиться к специалисту.
  • Повышенная вязкость масла, исчерпавшего свой ресурс. Что делать — решением проблемы будет замена масла.
  • Не держит клапан гидрокомпенсатора. Вследствие этого происходит отток масла, когда двигатель заглушен. Параллельно с этим происходит процесс завоздушивания ГК. Однако этот эффект исчезает, когда выполняется замена воздуха маслом. Что делать — прокачать гидрокомпенсатор, поменять клапан.
  • Забилось впускное отверстие. Речь идет об отверстии подачи масла. В процессе нагрева двигателя происходит естественный процесс разжижения смазки, которое поступает через соответствующее отверстие. Что делать — прочистить отверстие.
  • Несоответствие температурному режиму. Некоторые марки масла не приспособлены для работы при низких температурах. То есть, его консистенция не соответствует условиям эксплуатации.

    Как разобрать, почистить или отремонтировать гидрокомпенсатор

    Что делать — залить соответствующее масло, которое способно сохранять свои характеристики даже при значительной морозной температуре.

  • Не держит клапан гидрокомпенсатора, при этом масло вытекает обратно через клапан, а ГК завоздушивается. В процессе остановки двигатель остывает, после чего смазка также меняет свои физические свойства. Соответственно, пока двигатель не разогреется, масло не начнет поступать в систему. Что делать — заменить клапан или гидрокомпенсатор.
  • Забился масляный фильтр. Тут все просто и очевидно. Что делать — заменить фильтр.

Выводы

Ничто не мешает ликвидировать шум гидрокомпенсаторов самостоятельно. У вас богатый опыт и золотые руки? Тогда все проблемы решаемы. Но если вы не владеете навыками по разборке и промывке газораспределительного механизма, могут возникнуть сложности.

Приведем пример. Допустим, вы заменили масло и поставили новый фильтр. Но раздражающий стук никуда не делся. Поэтому вы решили пойти на крайние меры — установили новые гидрики. Завели мотор и услышали знакомый высокочастотный шум. Остается плюнуть на все безуспешные попытки и ехать в техцентр.

В итоге причина оказалась в том, что на кулачках коленчатого вала появились задиры. Металл просто не доставал до компенсаторов. Образовался большой зазор. Пришлось менять коленвал. Но деньги за масло и новые гидрокомпенсаторы оказались потрачены зря. Да и время ушло впустую.

Опытные сотрудники автосервиса быстро найдут истинную причину стука, и в максимально короткие сроки сделают ремонт. Это уменьшит финансовые расходы и сэкономит время.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий