Топливная система, устройство и принцип действия
Основное предназначение топливной системы автомобиля — подача горючего из бака, его фильтрация, образование топливной смеси и ее подача в цилиндры мотора.
Для автомобильных двигателей существует несколько видов топливных систем. В ХХ веке наиболее распространенной являлась карбюраторная система подачи топлива. Последующий этап — развитие впрыска горючего с помощью одной форсунки (моновпрыск).
Использование данной системы дало возможность уменьшить расход горючего. На сегодняшний день применяется третья система подачи горючего — инжекторная. Данная система предполагает подачу топлива под давлением непосредственно во впускной коллектор. Число форсунок аналогично числу цилиндров. Все системы питания мотора похожи, а отличаются лишь методами смесеобразования. Топливная система состоит из следующих элементов:
- Топливный бак служит для хранения горючего и являет собой компактную емкость с насосом для забора горючего, а, в некоторых случаях, и с компонентами грубой фильтрации.
- Топливопроводы являют собой комплекс топливных шлангов, трубок и отвечают за транспортировку горючего к устройству смесеобразования.
- Все устройства смесеобразования (инжектор, моновпрыск, карбюратор) являются механизмами, где происходит соединение воздуха и топлива (эмульсии) для последующей подачи в цилиндры.
- Блок управления работой системы смесеобразования (инжектор) — сложный электронный прибор, который предназначен для управления работой датчиков контроля, клапанов отсечки, топливных форсунок.
- Топливный насос отвечает за закачивание горючего в топливопровод. Являет собой электромотор в герметичном корпусе, который соединен с жидкостным насосом. Смазывается непосредственно горючим. Стоит отметить, что длительная эксплуатация автомобиля с незначительным количеством горючего способна привести к выходу мотора из строя. В некоторых моторах топливный насос крепится непосредственно к мотору и приводится в действие вращением распредвала или промежуточного вала.
- Дополнительные фильтры тонкой и грубой очистки — фильтрирующие компоненты, установленные в цепь подачи горючего.
Принцип работы топливной системы заключается в следующем:
Насос всасывает горючее из бака, после чего оно подается через фильтры очистки по топливопроводу в систему смесеобразования. В карбюраторных системах горючее поступает в поплавковую камеру, в которой потом посредством калиброванных жиклеров поступает в камеру смесеобразования. Топливо смешивается с воздухом и через дроссельную заслонку попадает во впускной коллектор, а после открытия впускного клапана поступает в цилиндр. Горючее в системе моновпрыска подается на форсунку, управляемую с помощью электронного блока. В необходимое время форсунка открывается, а горючее поступает в камеру смесеобразования, в которой, как и в карбюраторном устройстве, смешивается с воздухом. Далее процедура такая же, как и в карбюраторной системе. В инжекторной системе горючее подается к форсункам, что открываются с помощью управляющих сигналов от блока управления. Между собой форсунки соединены посредством топливопровода, где всегда есть горючее. Все топливные системы имеют обратный топливопровод, по которому сливается в бак излишек топлива.
Система питания дизельного мотора очень похожа на бензиновую. Впрыск горючего происходит под большим давлением напрямую в камеру сгорания. Происходит смесеобразование в цилиндре.
Чтобы подавать горючее под большим давлением используется насос высокого давления (ТНВД).
Рейтинг присадок в бак
Теперь, когда с сущностью промывки топливной системы бензинового двигателя и дизеля разобрались, рассмотрим наилучшие присадки для поддержания полученного результата
В первую очередь, обратим внимание на природу очистительных средств. Большинство присадок – это качественный продукт, который очищает топливную систему от загрязнений и влаги, а также удаляет нагар со свечей и стенок мотора. Однако в некоторых экземплярах очистительных средств не раз находились вредные для автомобильных деталей вещества (бензол, металлы)
Естественно, использование подобных присадок способно серьёзно навредить автомобилю
Однако в некоторых экземплярах очистительных средств не раз находились вредные для автомобильных деталей вещества (бензол, металлы). Естественно, использование подобных присадок способно серьёзно навредить автомобилю.
Дабы не допустить такого исхода событий, крайне важно правильно выбрать средство для очистки топливной системы. Проведя длительный анализ отзывов автовладельцев и автоэкспретов об автомобильных присадках в бак, наш ресурс выделил 5 продуктов, которым можно гарантировано доверять здоровье машины. В число лучших вошли следующие присадки для очищения:
В число лучших вошли следующие присадки для очищения:
- 1 место – Супротек и Ликви-Моли. Очистительные средства от данных производителей проявили себя лучше всех, если судить по отзывам в сети. Данные присадки отлично действуют как в плане промывки топливной системы, так и для очистки нагара со свечей и в камере сгорания. За многочисленные опыты использования средств от Супротек и Ликви-Моли не один человек не выявил отрицательного воздействия присадок на свой автомобиль. Более того, очистительные жидкости настолько хороши, что на появление первого эффекта от прочистки уходит всего 40-60 километров пробега. Для иных средств очистки на это требуется от 70 до 150 километров. Отметим, что представленные присадки выпускаются для всех видов топлива (от бензина до газа) и стоят в пределах 400-500 рублей;
- 2 место – Хай-Гир. Очистители от этой компании также проявляют себя неплохо, но в плане прочистки топливной системы, камеры сгорания и впускных клапанов заметно хуже представителей первого места. В среднем, результат от присадок Хай-Гир наблюдается на 70-90 километре пробега их использования. Стоимость средств зачастую не превышает 300 рублей, а возможность выбора также не ограничена типом используемого горючего;
- 3 место – Автопрофи-Лайн и Лукойл-Экто. У представителей 3 места общий эффект очистки еще меньше, однако он, как показывает практика, тоже имеется. Большую эффективность показывают присадки от Автопрофи-Лайн, но и продукция Лукойл вполне неплоха. Стоимость и вариативность выбора этих очистительных средств полностью схожи с отмеченными у лидеров рейтинга. Естественно, при прочих равных лучше выбирать последние присадки, но если подобной возможности нет – отказываться от Автопрофи-Лайн и Лукойл-Экто не требуется, результат от применения данных очистителей точно будет.
Варианты промывки форсунок двигателя транспортного средства
- Необходимо налить состав для промывания форсунок в автомобильный бак. Этот метод нельзя считать высокоэффективным, он скорее превентивный и используется для предотвращения появления вредных отложений. Но нет гарантии, что вредные отложения не появятся совсем. Помимо этого, необходимо понимать, что при особенно сильном загрязнении форсунок, заливание промывочного состава в бак может закончиться плачевно. Солвент обширно воздействует на все виды налета топливного комплекса и растворившаяся грязь со значительными частицами попадает в камеры сгорания, а чем это может закончиться для поршневой предсказать невозможно.
- Потребуется полный демонтаж форсунок и промывка их на специализированном ультразвуковом стенде. Этот вариант гораздо эффективнее первого, но здесь происходит только промывка самих форсунок, остальные части топливной системы очищены не будут. Такой метод не подходит для транспортных средств, работающих на дизельном топливе. Как правило, дизельные двигатели нуждаются в тщательном обследовании топливного комплекса полностью, и будет оптимальнее заменить вышедшие из строя форсунки, а оставшиеся запчасти подвергнуть качественной обработке. Плюс такого варианта в том, что очищенная и растворенные налет и грязь не попадают в камеру сгорания и не смогут оказать влияния на безупречное функционирование автомобильного двигателя. Своевременное испытание форсунок и ультразвуковая диагностика могут выявить потребность в очистке форсунок и необходимость замены уже вышедших из строя деталей.
- Подключение дизельного двигателя к специализированному агрегату. Здесь мотор подсоединяется к профессиональной аппаратуре, способной произвести промывку форсунок дизеля обходя топливный комплекс, без предварительного демонтажа деталей. Таким образом, качественно удаляются все отложения и грязевой нагар с поверхности самих форсунок и клапанов. Данный вариант не может дать гарантии, что процедура промывки форсунок будет выполнена безукоризненно, но работать они станут четко и без перебоев. Этот вариант не дает возможности, выявить какая конкретно форсунка вышла из строя, нормально ли работает факел распыления и необходимо ли вообще проводить процедуру промывки, или вернее полностью заменить детали.
- Самостоятельная промывка форсунок дизельного двигателя. Если форсунка двигателя автомобиля имеет разборную конструкцию, промыть ее можно стандартным растворителем. Конечно, результат не будет почти идеальным как после проведения ультразвукового промывания. Выбирая данный метод промывки нужно проводить разбор дизельной форсунки только в очищенном и вымытом помещении, а стол для разборки должен быть практически стерильным. Так, если в процессе сборки детали не увидеть даже на самую крохотную частичку, то это способно привести к необратимым последствиям и такая кропотливая работа будет проделана напрасно и форсунку, все равно придется поменять. По окончании процедуры самостоятельного промывания форсунок потребуется незамедлительное смазывание рабочих поверхностей дизельным топливом либо маслом, что предотвратит образование ржавления на деталях форсунки.
Liqui Moly Super Diesel Additiv
Это комплексная присадка в дизтопливо объёмом 250 мл. Преимуществами средства являются:
- Качественное очищение форсунок и других элементов двигателя в топливной системе от коксования.
- Профилактически предохраняет их от загрязнения и обеспечивает практически полное сгорание топлива за один впрыск, что уменьшает его расход даже при максимальных оборотах.
- Защищает двигатель от образования высокого давления и его преждевременного износа.
- Улучшает цитановое число дизеля.
- Защищает мотор от ржавчины.
Кроме того, средство совместимо со всеми катализаторами и новыми фильтрами.
Это средство является лучшим выбором для автомобилей с моторами, оснащёнными системами Common-Rail и Pumpe-Duse. Специалисты также используют его для консервации двигателей, которые используются в экстремальных климатических условиях.
Для профилактического поддержания чистоты форсунок достаточно заливать 250 мл такого очистителя в топливный бак после каждых 2000 км.
Основные признаки загрязнения
Рекомендуется периодически проводить чистку внутренней поверхности. Это связано с тем, что избежать образования сажи на поверхности практически невозможно, при длительной эксплуатации автомобиля коллектор покрывается слоем сажи толщиной в несколько миллиметров. Некоторые признаки также могут указывать на необходимость в проведении чистки:
- Весь образующийся нагар остается внутри конструкции и со временем накапливается, снижая пропускную способность.
- Существенно увеличивается показатель расхода топлива. Для того чтобы расход находился в пределе нормы, горючая смесь должна состоять из определенного количества топлива и воздуха. Кроме этого, неправильно обогащенная смесь снижает основные показатели работы ДВС.
- Снижается мощность, и теряется динамика разгона. Определить падение мощности двигателя довольно сложно, так как это происходит постепенно. Лишь при диагностике транспортного средства можно определить показатель мощности.
- На низких оборотах может появиться вибрация и тряска. Из-за снижения пропускной способности повышается давление, которое и приводит к вибрации.
- Автомобиль плохо держит холостой ход, обороты падают. Часто встречается ситуация, когда на холостом ходу двигатель практически полностью глохнет. Это происходит также при плохом обогащении топливной смеси.
- В некоторых случаях загрязняющие вещества кристаллизуются, откалываются и попадают на клапан. Загрязнение клапанов усложняет их ход, появляются сильный стук и шум. Накапливающаяся масса на клапанах усложняет их ход.
Сильное загрязнение впускной системы происходит по причине высокого потребления масла при повреждении цилиндропоршневой группы. Это еще в большей степени усугубляет сложившуюся ситуацию, двигатель окончательно теряет свои качества.
Промывка топливной системы — признаки загрязнения
Факторы, свидетельствующие о проблеме, косвенные (они могут говорить и о других трудностях с авто). Тем не менее проверить наличие нежелательной пленки стоит в следующих случаях:
- увеличился расход топлива;
- появились сбои в работе двигателя;
- включился сигнал Check Engine;
- машина не заводится (при этом стартер может крутиться);
- упала мощность авто (например, выжимаете педаль акселератора, но обороты не растут).
Если вы наблюдаете одну из этих проблем, обратитесь в техцентр. Именно профессионалы обладают необходимыми навыками и оборудованием для проведения качественной диагностики.
Проведение диагностики
Поскольку описанные выше симптомы характерны и для других неполадок, необходимо точно установить их причину. Существует несколько способов диагностики. Наиболее предпочтительно снять их с двигателя и проверить на специальном стенде герметичность, производительность и качество распыления.
Также можно провести тест баланса при помощи специального датчика. Для этого датчик подключается к топливной рампе и регистрирует уровень давления. В момент открытия форсунки давление в рампе падает, после чего постепенно нарастает. Оценив уровень падения давления в моменты открытия разных форсунок, можно сделать вывод об их загрязненности.
Есть и другие способы диагностики, однако два приведенных являются наиболее достоверными.
Методы промывки
В зависимости от степени засорения промывка топливной системы бензинового двигателя может быть:
- профилактическая;
- полная с промывкой форсунок и ТНВД у дизельных моторов.
Первый вариант предусматривает применение специальных добавок, топлива с присадками. Этот способ избавляет от мелких загрязнений, удаляет влагу из топливного бака.
Заливка специальной присадки для очистки топливной системы
Нужно быть аккуратным при использовании автохимии, действовать строго по инструкции. Одну упаковку следует залить в топливный бак перед заправкой до максимума.
Использование же топлива с присадками не ограничено. Однако обычно оно чуть дороже обычного, хотя разница в стоимости несущественна по сравнению с расходами, которых потребует ремонт.
Если возникла более серьезная проблема с топливной системой, требуется профессиональная чистка. Её лучше делать на СТО, потому что массив работ велик и нужно профессиональное оборудование. При комплексной чистке выполняются:
- промывка бака от загрязнений, удаление воды из него;
- очистка топливопроводов, рампы;
- чистка ультразвуком или специальными средствами для форсунок.
Промывка форсунок дизельного двигателя специальным средством
Если нужно выполнить чистку топливной системы дизельного двигателя, обязательно в перечень работ включается промывка ТНВД, в полостях которого накапливаются отложения. У бензиновых двигателей по выполнении работ обязательно оценивают состояние свечей зажигания. При необходимости их меняют.
Бензиновый ДВС
При наличии времени, желания и навыков в сфере ремонта автомобиля выполнить работы по промывке топливной системы можно своими руками. Если у вас бензиновый мотор, действуйте так:
- снимите топливную рампу и форсунки, продуйте сжатым воздухом и промойте бензином;
- очистите форсунки;
- очистите дроссельную заслонку (так можно снизить расход топлива на 5-10%);
Очистка дроссельной заслонки аэрозольным средством
- поменяйте топливные фильтры;
- снимите бак и продуйте его воздухом;
- остатки топлива слейте в емкость и дождитесь, когда отстоятся загрязнения.
Лучше, конечно, залить новое топливо.
Если вы хотите сами почистить форсунки, действуйте так:
- После демонтажа определите расположение подающего канала и распылителя (последний обычно покрыт налетом бурого цвета).
- При наличии сеточного фильтра извлеките его с уплотнителями.
- Вставьте распылительную трубку аэрозольного очистителя карбюратора в подающий канал.
- Соберите электрическую цепь, присоединив к плюсу на аккумуляторе лампочку и соответствующую клемму форсунки, а к «минусу» — кнопку дверного звонка и клемму форсунки.
Чистка форсунки аэрозольным очистителем карбюратора
- Подайте давление на форсунку и одновременно нажмите кнопку дверного звонка, выступающего в качестве замыкателя цепи. Если все хорошо, загорится контрольная лампа, а из распылителя вырвется огненный факел.
- Повторите последнюю процедуру несколько раз до образования равномерного факела.
- Замените уплотнители на форсунках и установите последние обратно на рампу.
Дизельный мотор
Здесь процедура сложнее, чем в случае с бензиновым двигателем. Промывку делают так:
- Налейте в пластиковую бутылку жидкость для промывки из расчета литр на 2 литра объема двигателя. Она ядовита и очень агрессивна, поэтому работайте в перчатках, старайтесь не допускать ее попадания на кузов.
- Отсоедините обратку и подачу от ТНВД, подсоединив к местам крепления шланги, концы которых опускаются в тару с промывкой. Закрепите их хомутами для обеспечения герметичности.
- Запустите движок на 15 минут, подгазуйте немного в конце, подождите еще пару минут и заглушите мотор.
- Подождите 20 минут, когда жидкость остынет, а отложения откиснут.
- Повторите процедуру с запуском двигателя несколько раз до момента, когда будет полностью израсходована жидкость для промывки. За несколько секунд до ее окончания заглушите мотор.
- Подключите обратно топливные шланги и заведите мотор — пусть тарахтит, пока не начнёт работать ровно.
На работы по самостоятельной промывке топливной системы бензинового или дизельного двигателя уходит несколько часов. Если вы не можете выделить целый день на то, чтобы заняться своим автомобилем, привезите машину в автосервис DDCAR. Выполним промывку с гарантией качества и вернём вам «чистую» машину уже на следующий день!
Для системы охлаждения
Владельцы ТС редко ставят в разряд первостепенных нужд промывку охладительной системы. А ведь её засорение чревато длинным перечнем проблем:
- поломка помпы;
- выход из строя радиатора;
- периодические перегревы мотора;
- неправильная работа печки.
И это только примерный список! В каждом конкретном случае стоит обращаться к мастерам. Они определят уровень загрязнённости системы и подскажут лучший способ очистки.
Kuhler-Reiniger
Очиститель форсунок Kuhler-Reiniger от Liqui Moly
Простое и эффективное средство, которое может позволить себе каждый водитель. Оно относится к универсальным, поэтому легко справляется практически со всеми загрязнениями:
- известь;
- коррозия;
- масло;
- жировые следы.
Применяется состав по стандартной схеме:
- слив антифриза;
- наполнение системы чистящим составом;
- прогон по всем узлам;
- слив.
Плюсы и минусы
ценовая доступность
нейтрализация всех отложений
удаление до 98% загрязнений уже после первой промывки
его сложно найти в торговых точках
CRC Radiator Clean
Очиститель Radiator Clean от CRC
Качественное, эффективное и доступное средство, широко распространённое на рынке. Его основное назначение – выведение накипи. Действует состав после заливки в систему и непродолжительной работы. После очистки и слива жидкости можно заново вливать антифриз.
Особенности:
- богатый состав (ПАВы, вещества, препятствующие появлению ржавчины, компоненты, нейтрализующие кислоты);
- способность выводить маслянистые отложения.
Плюсы и минусы
высокая результативность
бюджетность
он быстро разбирается в магазинах
Hi-Gear HG9014/9017
Продукт Hi-Gear HG9014/9017
Мне нравитсяНе нравится
Продукт относится к группе быстродействующих – для промывки системы достаточно всего семи минут. Он справляется с любой грязью, включая масляные и жировые отложения.
Основные особенности:
- является профилактикой температурных сбоев в системе;
- снижение износа всех узлов и элементов;
- улучшение показателей функционирования на ½.
Плюсы и минусы
концентрированность
восстановление нормальной работы системы
защита сальников
предотвращение появления ржавчины
высокая цена
Liqui Moli Kuhler Reiniger
Liqui Moli Kuhler Reiniger доступное средство
Мне нравится1Не нравится
Не самое простое и доступное средство. Производитель позиционирует его как универсальное и подходящее для профилактики.
Состав действует на все виды отложений и применяется по стандартной схеме. К особенностям продукта относят уникальный состав – при всей эффективности в формуле нет ни щелочей, ни кислот с повышенной агрессивностью.
Плюсы и минусы
нейтрализация любых типов загрязнений
хороший состав
безопасность
высокая стоимость
доступность преимущественно в онлайн-точках
Самостоятельная очистка
Когда автовладелец замечает, что дизельный двигатель начинает проявлять характерные признаки загрязнения распылителей, сразу же возникает закономерный вопрос касательно правильных дальнейших действий.
Не все и не всегда хотят обращаться к специалистам и платить большие деньги за услуги автосервиса. Они пытаются найти альтернативный и более доступный вариант.
Если говорить о самостоятельном решении вопроса, то здесь есть только один способ. Он подразумевает использование специальных химических веществ или просто присадок. Они заливаются в топливный бак, а машину можно продолжать эксплуатировать в обычном режиме.
Промывочные жидкости смешиваются с топливом, а потому за счёт работы насоса поступают к форсункам, где распыляются внутрь камеры сгорания. Сами химические вещества с чистящими свойствами сгорают и выходят вместе с выхлопом, но предварительно успевают пробить закупоренные отверстия форсунок.
Hi-Gear Jet Cleaner
Автомобилистов закономерно интересует, чем будет лучше промыть форсунки своего дизеля и каким средствам отдать предпочтение. Тут очевидными фаворитами будут проверенные и хорошо себя зарекомендовавшие жидкости, выпускаемые ведущими производителями.
Но автовладельцы должны учитывать одну крайне важную и даже ключевую особенность
Выбирая себе жидкость, предназначенную для промывки форсунок в составе дизельного двигателя, принимайте во внимание их текущую степень загрязнения. Нельзя воспринимать присадки как панацею от всех болезней форсунок
Они могут справиться с загрязнениями, но только с незначительными. Когда двигатель наглядно демонстрирует, что распылители забились очень сильно, жидкость вряд ли поможет. Даже самая качественная.
Рекомендуем: Как проверить уровень масла в двигателе правильно
Сами сотрудники автосервисов отмечают, что качественные присадки действительно помогают. Но их эффективность проявляется на начальных стадиях загрязнений. Промывочные средства рекомендуется использовать в большей степени в качестве профилактических мероприятий, направленных на недопущение сильного закупоривания форсунок. Они могут поддерживать распылители в хорошем рабочем состоянии, максимально оттягивая момент, когда потребуется обратиться за профессиональной чисткой.
Практика наглядно показывает, что заливка хорошего дизельного топлива в сочетании с периодическим применением присадок даёт превосходный результат. Вам может никогда и не потребуется проводить ультразвуковую или стендовую промывку устройств подачи топлива.
Ещё важно строго следовать инструкциям конкретного производителя и не злоупотреблять присадками. Чем больше средства выше нормы вы зальёте, тем выше вероятность столкнуться с обратным эффектом
Повышенная концентрация автохимии в топливном баке приводит порой к непредсказуемым последствиям.
Если же дозировано заливать качественные средства, то вы получите от этого лишь преимущества, и ваш дизельный мотор точно не пострадает.