Что проверять, если стартер не крутит
При отказе стартера вам в первую очередь следует проверить:
- АКБ – на предмет зарядки.
- Предохранитель – на сгоревшее/несгоревшее состояние.
- Втягивающее реле – на работоспособность, оно должно щёлкать.
- Провода – на предмет обрыва контакта.
- Иммобилайзер – на глюк.
Более детальный анализ сможет сделать профессионал СТО. Скорее всего ему предстоит демонтировать стартер для диагностики и дефектовки деталей. Вместе с этим, придётся оценить качество силовым контактов и, возможно, некоторые из них заменить. Чаще всего это касается клеммы массы на двигатель, и плюсового провода на втягивающее реле. В редких случаях приходится менять стартер целиком или ставить новый замок зажигания (если повезёт, то можно отделаться заменой контактной группы).
Снятие стартера для проверки на факт неисправности
Большая часть проверок проводится на демонтированном механизме, ведь он находится в неудобном месте и не позволяет автовладельцу проводить измерения. Для разных моделей принцип снятия устройства различается, но общий алгоритм имеет такой вид:
- убедитесь в отключенном зажигании;
- отбросьте «минус» с АКБ;
- снимите «плюс» с источника питания;
- отсоедините провода с аккумулятора;
- выкрутите крепежные винты (число может меняться);
- демонтируйте некоторые узлы, если они мешают достать устройство.
При возникновении трудностей лучше использовать инструкцию, которую приводит производитель. Для удобства демонтаж проводится с нижней стороны, а после снятия можно приступать к работе.
Срабатывает только втягивающее реле
Бывает, что после поворота ключа двигатель не заводится, при этом водитель слышит лишь слабые щелчки, которые издает втягивающее реле, пытающееся вытолкнуть бендикс в исходное положение и замкнуть монеты электродвигателя. У большинства шоферов сразу возникает мысль, что оно вышло из строя, а значит, его нужно срочно заменить.
Втягивающее реле
После установки нового, стартер начинает нормально работать, корректно запуская двигатель. Но оказывается, что зачастую проблему можно решить быстрее и дешевле.
Во многих случаях достаточно просто затянуть контактную гайку между электромагнитным реле и пускателем. Со временем из-за окисления, попадания жидкости и грязи контакт ухудшается и его недостаточно для запуска электродвигателя, через который протекают большие токи.
Для такого ремонта понадобится всего несколько минут и подходящий ключ. При замене втягивающего приспособления этот контакт просто зачищается и крепко держится, в результате чего достигается нужный эффект.
Стартер плохо крутит на холодную
Если стартер плохо крутит на холодном двигателе это явный признак пробоя диэлектрического слоя изоляции в якоре или корпусе щеток. Горячий двигатель, остыл стартер тоже остыл. Внутри стартера образовался конденсат. Который попадает в слабые места изоляции и проводит через себя электрический ток. Тем самым создаётся короткое замыкание.
Причиной так же является и то . что холодное масло в двигателе густое и препятствует прокручиванию. Создается большое сопротивление для стартера. В результате чего увеличивается сила тока в обмотках стартера. Она и приводит к пробою диэлектрическая слоя проводов и последующему пробою воздуха в местах повреждения изоляции.
Обмотки якоря расходуют потенциал не на создание электромагнитного поля а на короткое замыкание, которое возникает в результате пробоя.
На горячую двигатель прокручивается легче. Меньшая вероятность возникновения пробоя. Стартер легче заводит двигатель.
Механические неисправности
О наличии, каких либо механических неисправностей можно говорить если стартер работает, но двигатель не запускается, так как не вращается коленвал.
Детали, подлежащие проверке:
- рычаг обгонной муфты,
- кольцо муфты,
- буферная пружина,
- венец маховика.
Одна из причин, почему стартер не вращает коленвал
При крутящемся стартере запуск двигателя может не происходить если:
- пробуксовывает муфта;
- вышел из строя рычаг отключения или он соскочил из оси;
- износилось поводковое кольцо муфты или буферная пружина не справляется со своей задачей.
Когда же при запуске издается скрежет, то такие симптомы могут указывать на износ зубьев венца маховика. В таком случае стоит проверить регулировку хода шестерни и состояние буферной пружины.
Если же вы услышали нетипичный шум при работе стартера, то стоит его осмотреть с ямы и подкапотного пространства, так как возможно возникла одна из таких механических неисправностей стартера:
- износились втулки подшипников, а также шейки на валу якоря;
- ослабли крепящие болты стартера;
- повредились зубья;
- внутри стартера крепления полюса ослабло, вследствие чего якорь начал его задевать.
Подгоревшие пятаки — характерная причина по которой машину не удается завести по утрам. Так как довольно часто если пятаки подгорели, то на холодном двигателе стартер не крутит. Если его снять и проверить по отдельности втягивающее реле, то все может работать, а после установки на место продолжает щелкать и не работает. Способ устранения выглядит следующим путем:
Подгоревшие пятаки
- распаять контакты втягивающего;
- при помощи отвертки развальцевать и вскрыть корпус;
- почистить пятаки;
- на штоке широкую пластину повернуть и установить обратной стороной.
Но кроме того что проблемы со стартером могут возникнуть на этапе запуска, они также случаются и после его пуска. Такая типичная ситуация когда стартер не отключился, а продолжает крутить. И виной такой проблеме стартера может быть:
- Заевший рычаг привода или привод на валу якоря.
- Заело тяговое реле.
- Слиплись контакты на тяговом реле.
- Износилась обратная пружина выключателя зажигания или пружина муфты свободного хода.
В таком случае необходимо быстро отключить клемму стартера или клемму реле стартера и приняться к поиску причины неисправности стартера.
А если вы пока не столкнулись с вышерассмотренными поломками, но при запуске двигателя все же стартер стал вести себя необычно, то стоит присмотреться к симптомам, по которым можно определить скорый выход из строя:
Неисправность стартера крылась в щеточном узле
- Стартер начинает крутить лишь после нескольких попыток включения ключа. Такой симптом говорит о подгорании контактов на втягивающем.
- После пуска начал с опозданием выходит из зацепления. Появился износ на зубцах в шестерне бендикса либо венца маховика.
- Стартер начал вращение с большим трудом, хотя аккумулятор заряжен. Такое срабатывание скорее всего указывает что износились щетки или же появилась выработка подшипника.
Признаки неисправности стартера
Отказ двигателя от запуска может быть связан с различными факторами. Но, если поломка не связана со стартером, то в большинстве случаев мотор бодро проворачивается, просто не заводится. Другое дело если, при хорошем заряде аккумулятора случается следующее:
- нет реакции на поворот ключа или нажатие кнопки «Старт»;
- раздаются щелчки реле, но мотор не крутится;
- двигатель запускается с 3 – 10 попытки.
Всё перечисленное свидетельствует о неисправности стартера или системы электропитания.
Внимание! Стартер – это электрический агрегат. Его ремонтом и обслуживанием должен заниматься специалист с приказом о допуске
Некомпетентный ремонт способен вызвать короткое замыкание, из-за которого машины нередко уничтожаются огнём.
Как проверить своими руками
Не снимая стартер с автомобиля, можно достоверно проверить лишь плохой контакт и факт неисправности цепи управления втягивающего реле. Если стартер не реагирует на поворот ключа в положение Start, перемкните напрямую отверткой силовые выводы втягивающего реле. Срабатывание стартера будет свидетельствовать о неисправности в цепи управления или самом тяговом реле.
Если вы знаете, как пользоваться мультиметром, в режиме измерения постоянного тока проверьте, приходит ли напряжение на управляющий вывод после поворота ключа зажигания в положение Start. Если напряжение поступает, но втягивающее не срабатывает (нет характерного щелчка), тяговое реле нуждается в ремонте либо замене.
Для точной диагностики необходимы специальные приборы, которые приобретают у производителя автосервисного оборудования. Они-то и покажут точную картину поломки, после чего уже можно приступать к ремонту автомобиля.
Характерные поломки
- Истирание щеток, которые изнашиваются вследствие плотного прижатия к вращающемуся якорю. Оценить степень износа можно визуально либо с помощью штангенциркуля. Достаточно сравнить толщину новых щеток с изношенными элементами.
- Износ коллекторных пластин. Щетки стираются намного быстрее, нежели контактные пластины якоря, но и они спустя несколько сотен тысяч километров пробега могут прийти в негодность. Степень износа определяется глубиной проточки, которая образуется от трения со щетками. При неплотном прилегании щеток в момент вращения якоря возможно появление искрового разряда, провоцирующего выгорание и дальнейшее отслоение частей ламелей. Среди прочих дефектов, которые возникают вследствие биения и осевого люфта вала якоря, – овальность, смещение зоны трения щеток.
- Нарушение изоляции контактов коллектора, приводящее к пробою на массу корпуса якоря; межвитковое замыкание.
- Износ втулок, фиксирующих вал якоря. Критическая выработка бронзовых либо меднографитовых втулок приводит к биению вала якоря, вследствие чего меднографитовые щетки гораздо быстрее выходят из строя, наблюдается неравномерное истирание коллектора. Также износ втулок может послужить причиной смещения пластин якоря, что приводит к межвитковому замыканию.
- Износ либо неправильный подбор дистанционных шайб, предотвращающих осевой люфт вала якоря.
- Обгорание контактной пластины втягивающего реле. Перегорание обмотки, межвитковое замыкание катушки соленоида.
- Износ шестерни вала якоря.
- Отклеивание магнитов от корпуса стартера.
- Переламывание клеммы плюсового провода, идущего от силовой клеммы втягивающего на щетку. Иногда клеммы из-за расположения в месте с агрессивной средой сильно корродируют.
Ремонтировать или заменить
Операции, которыми в большинстве случаев ограничивается собственноручный ремонт стартера:
- замена щеточного узла. Мы уже рассматривали, как заменить щетки стартера своими руками, поэтому останавливаться на этом не будем;
- очистка мелкозернистой наждачной бумагой рабочей зоны коллектора;
- смазка планетарного редуктора, вала якоря в месте перемещения вилки втягивающего реле;
- полная очистка всех деталей от продуктов износа графитовых щеток и коллектора, грязи.
Многие производители не предусматривают ремонт и обслуживания втягивающего реле, поэтому для разборки его развальцевать. Сделать это можно лишь с целью зачистки наждачной бумагой либо надфилем контактных областей болтов клемм, пластины. При обнаружении межвиткового замыкания либо пробоя на корпус ремонту своими руками рекомендуем предпочесть замену. Также нам кажется весьма сомнительной идея ремонта ламелей коллектора и перемотки якоря стартера. Для широко распространенных моделей стартеров такой ремонт попросту невыгоден, так как чаще проще отыскать исправную б/у деталь на разборке либо вовсе купить новый пускач.
Диагностика бендикса
Для этого мультиметром (тестером) последовательно сначала замеряют напряжение на клеммах аккумулятора, отключенного от бортовой сети автомобиля. Оно составляет примерно 12,7 В. При показаниях прибора менее 12 В считается, что аккумулятор сильно разряжен и не пригоден к дальнейшим проверкам.
Далее восстанавливают штатное соединение проводов и замеряют напряжение на клеммах батареи и контактах реле. По сравнению с предыдущим случаем оно меняется не более чем на 0,1 В и будет равным в обеих контрольных точках. Переводят ключ в положение запуска. Напряжение на контактах реле не должно опускаться менее 12 В. В противном случае скорее всего неисправны соединительные провода, возможно, что подгорел один или несколько контактов в цепи протекания тока.
Чтобы проверить, целы ли щётки, возьмите 12-вольтовую лампочку. Её провода подсоедините к держателю и к массе щёток. Если лампочка загорится – это признак поломки, и щётки придётся заменить.
Работа под большой нагрузкой, может привести к короткому замыканию обмоток якоря. Как определить место замыкания, кроме визуального осмотра, можно проверить якорь стартера мультиметром. Проверка заключается в измерении сопротивления между корпусом и обмотками.
Еще одним способом определения работоспособности пускового устройства силового агрегата является проверка его элементов: бендикса, щеток и обмотки. Для тестирования двух последних потребуется 12-вольтовая лампочка, контакты которой необходимо подключить к массе и держателю щеток при этом на стартер должно подаваться напряжение от источника питания автомобиля.
Бывает ситуация, когда при исправной детали мотор по-прежнему не начинает крутиться. Это можно увидеть после его снятия с автомобиля, при этом отключать деталь от сети не нужно. После замыкания соответствующих клемм движение бендикса будет отсутствовать. Эту неисправность вызывают изношенные ролики, послабление хода пружины либо отсутствие смазки. Ремонтировать бендикс нет смысла, единственное, следует взять с собой в автомагазин выработанную деталь, чтобы не ошибиться.
Также, при демонтаже щеточного узла, обязательно проводим визуальный осмотр щеток, коллектора, втулок, обмотки и якоря. Ведь при выработке втулок может осуществляться просадка тока при запуске и нестабильное срабатывание моторчика, а поврежденный или подгоревший коллектор будет попросту «съедать» щетки.
Читать далее: Почему прикуриватель не работает в машине и не фиксируется: как его снять и подключить, ремонт
Если стартер включается, а мотор не крутит, пришло время узнать, как проверить бендикс стартера. Бендикс обычно не ремонтируется, а заменяется, но причины его поломки знать необходимо. Их не много:
- засохла или загустела смазка;
- износились пружины;
- на роликах появились дефекты и стёртости или произошёл диаметральный износ.
Проверка бендикса производится без сложностей. Придумайте мягкую прокладку, чтобы обернуть механизм и тем самым избавить от повреждений.
Затем поместите его в тиски, при этом муфта прибора должна иметь односторонний поворот. Если есть вращение в две стороны, причина поломки – дефект муфты. Эту деталь придётся заменить. Соблюдая точный порядок действий и инструкций, проверку стартера и замену дефектных деталей вы проведёте без труда.
ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИ
Способов проверки неисправностей стартера всего 2: по характерным симптомам и по итогам дефектовки после разборки. Основные причины поломок и их признаки.
- Стартер крутит, но мотор не заводится. Исключив проблемы с системами питания, зажигания, ГРМ и иммобилайзером, можно сделать вывод об изношенных щетках стартера. Чаще всего при износе щеточного узла можно на слух ощутить, что коленчатый вал двигателя вращается медленней обычного. Но прежде чем снимать стартер для ремонта, проверьте надежность крепления клемм, отсутствие на них окислов и уровень зарядки аккумуляторной батареи.
- Стартер щелкает, но не крутит. Причиной поломки может быть как износ щеток, так и низкий заряд АКБ, окислы на клеммах питающего провода, гибкой массы.
- Стартер срабатывает, но коленчатый вал не вращается. Визуально слышно вращение якоря пускача, но маховик при этом стоит на месте. Поломка может проявлять себя лишь время от времени. Ремонт стартера своими руками заключается в замене бендикса. В очень редких случаях к подобным симптомам приводит слизывание зубьев на венце маховика или на шестерне бендикса.
- Не срабатывает втягивающее реле. Соленоид внутри тягового реле при подаче на него напряжения передвигает вилку, вводя в зацепление с венцом маховика шестерню бендикса, и замыкает контактной пластиной клеммы питания электродвигателя. Если после поворота ключа в положение Start не приходит напряжение на управляющий вывод втягивающего, или неисправно само втягивающее реле, контакты попросту не замкнутся для включения электродвигателя.
- Стартер не перестает вращаться после запуска двигателя. Причина в залипании контактной пластины втягивающего реле.
Выход из строя бендикса
Стартер щелкает, электромотор вращается, но коленвал не крутит
Это признаки неисправности бендикса. Помните, его шестерня должна свободно вращаться в одну сторону, и заклинивать при попытке провернуть в противоположную сторону?
Так вот, цилиндрики, которые находятся в обгонной муфте, не прижимаются к наружной обойме и шестерня свободно вращается в обе стороны. Это значит, что при вхождении в зацепление с маховиком, бендикс не может крутить коленвал, так как прокручивается.
Это сопровождается звуками работающего электромотора. Он будет работать с большими оборотами, так как ему ничего не мешает раскручиваться до максимальных значений. Если бендикс еще не до конца «погиб», то этот признак неисправности будет периодически проявляться. То есть, сегодня стартер запустил двигатель, а через час может не крутить коленвал, а просто пищать на максимальных оборотах электродвигателя.
Запуск двигателя автомобиля сопровождается жутким скрежетом
Это может быть по двум причинам:
- Бендикс полностью не вошел в зацепление с маховиком.
- Изношены зубцы на шестерне или маховике.
В первом случае бендикс подклинивает на валу стартера. Его достаточно разобрать, почистить шлицы, по которым он двигается, и смазать их.
Во втором случае только замена шестерни или маховика. Кстати сказать, эта неисправность появляется не сразу, а вследствие долгой эксплуатации стартера с плохим зацеплением бендикса и маховика. То есть, из-за первой причины.
Предпосылки к неисправностям стартера
Симптомы плохого стартера могут проявляться самыми разными способами. Поэтому когда вы ощущаете, что автомобиль не работает на прежнем уровне, в первую очередь проверьте техническое состояние стартера. Ниже указаны основные симптомы неисправности стартера.
- Во время поворота ключа зажигание в положение «пуск» стартер не работает.
- Стартер не прекращает крутить даже после того, как произошел запуск двигателя.
- При повороте ключа стартер нормально работает, но двигатель не крутиться. Коленчатый вал не вращается.
- Появились специфические шумы во время работы стартера.
Изначально после того, как вы обнаружили неисправность стартера, нужно проверить элементы питания. Чаще всего проблема кроется в разрядившемся аккумуляторе или грязных контактов, не пропускающих ток. Проверить уровень заряда АКБ очень просто: достаточно включить поворотник или посигналить. Если при этом свет яркий, то с аккумулятором все в порядке и причину нужно искать в другом месте. Если же свет от указателя поворота тусклый, а звук сигнала очень слабый нужна подзарядка. Ну а если это случилось не дома, и у вас нет возможности поставить АКБ на зарядку, попросите кого-нибудь из водителей «подкурить». Имеется ввиду подключение его аккумулятора к вашему. Так вы сможете завестись. С другими проблемами так легко вам не справиться – нужна помощь специалистов.
Неисправности стартера в большинстве случаев наблюдаются при износе его деталей. Речь идет о подшипниках, щетках или шестернях. Даже самые незначительные технические повреждения способны привести к электрическим неисправностям. Например, при образовании даже небольшого люфта подшипника может появиться замыкание обмотки.
Это было касательно механических повреждений. Но что касается электрических, то к ним можно отнести обрыв электрической цепи и сгорание контактов. В таких случаях помочь может лишь замена обгоревших элементов.
Правильный уход за стартером
Для избегания неприятных ситуаций на дороге, связанных с поломками стартера, лучше всего проводить периодическую проверку. К тому же, существуют некоторые правила по уходу за стартером, которые помогут продлить его службу. К ним относятся:
- включайте стартер не более чем на 10 секунд;
- при очень низких температурах желательно сначала проворачивать коленчатый вал вручную, при помощи рукоятки. Затем можно запускать стартер;
- проводите периодическую чистку деталей стартера, коллектора и проводки;
- не забывайте также время от времени чистить приводное устройство.
Казалось бы, несложные правила, однако они могут продлить жизнь вашего стартера и АКБ на много лет.
Опубликовано:
12 августа 2015
Как проверить втягивающее реле стартера Ваз 2110
Методов проверки втягивающего реле существует несколько. Разберем их по порядку:
Срабатывание реле можно определить достаточно просто — в момент запуска раздается щелчок, производимый двигающимся сердечником. Этот факт говорит об исправности устройства. Если же щелчка нет — значит, втягивающее реле стартера не срабатывает. Если втягивающее щелкает, но не крутит стартер, то вероятная причина этого заключается в подгорании контактов реле.
Если втягивающее реле срабатывает, но при этом слышно своеобразное дребезжание, то это говорит о неисправностях в одной или обеих обмотках реле. В данном случае проверку втягивающего реле стартера можно провести с помощью омметра путем измерения сопротивления его обмоток. Необходимо вытащить сердечник и возвратную пружину из корпуса, после чего попарно проверить сопротивление между обмотками и “массой”. Это значение должно находиться в пределах 1…3 Ом. После этого вставить сердечник без пружины, замкнуть силовые контакты и измерить сопротивления между ними. Это значение должно быть 3…5 Ом (значение зависит от конкретного реле). Если измеренное значение ниже, чем указанные числа, то можно говорить о коротком замыкании в цепи и выходе обмоток из строя.
Демонтаж стартера и диагностика неисправностей
Демонтаж стартера производят в следующей последовательности:
- Отсоединяют отрицательную клемму аккумуляторной батареи. Перед отключением АКБ необходимо проверить выключение зажигания. В некоторых автомобилях, если отключить аккумулятор при включенном зажигании, может «отвязаться» иммобилайзер, это серьезная проблема.
- Отсоединяют положительную клемму АКБ. Отключают толстый и тонкий провод от клемм аккумуляторной батареи.
- Выкручивают болты крепления АКБ (обычно их три). В некоторых автомобилях перед этим необходимо снять некоторые узлы в подкапотном пространстве. Лучше воспользоваться руководством по ремонту автомобиля для определения последовательности демонтажа. Во многих автотранспортных средствах снятие стартера производится со стороны днища.
После снятия стартера можно проверить его работоспособность отдельно от автомобиля. Для этого соединяют минусовую клемму с корпусом стартера проводником сечением не менее 6 кв.мм, плюсовую клемму – с болтом на втягивающем реле ближе к корпусу электродвигателя стартера. Двигатель должен вращаться.
Отсутствие вращения электродвигателя – признак износа щеток либо неисправности коллектора.
Далее проверяют работоспособность втягивающего реле, пятаков и вилки. Для этого переключают положительный толстый провод на клемму болта втягивающего реле, удаленного от корпуса электродвигателя. Подключают проводник к управляющему выводу втягивающего реле, подключают его к положительной клемме АКБ.
Должно быть уверенное срабатывание (щелчок) втягивающего реле. Вилка должна приводить в движение бендикс (муфту с шестерней) до упора. Электродвигатель стартера должен стабильно вращаться.
Желательно произвести включение-выключение стартера несколько раз, при этом следить, чтобы бендикс передвигался на полную длину и без заеданий.
Если вилка стартера иногда залипает, ее необходимо менять.
Далее следует проверить биение вала электродвигателя при отключенных проводниках. Для этого нужно перемещать вал двигателя в поперечном направлении. Даже небольшие зазоры в области вал-втулка могут привести к смещению вала и механическому контакту якоря со статором.
Электродвигатель будет вращаться медленнее, притормаживаться, в конечном счете, перегреваться. В процессе проведения регламентных работ стартера втулки подлежат обязательной замене.
Для контроля износа щеток в большинстве случаев необходима полная разборка стартера. Для многих моделей это не представляет труда. С тыльной стороны стартера снимается ограничительное кольцо якоря, далее откручиваются сквозные болты стартера, производится его разборка.
С фронтальной стороны есть винты для снятия кожуха вилки и втягивающего реле. Как правило, щетки стартера исполнены в отдельном узле и меняются одновременно.
Представляет некоторую трудность помещение коллектора в область щеток. Можно при помощи тонкой нитки искусственно утопить щетки, потом вставить якорь и удалить нитки.
На разобранном стартере легко проверить износ вилки, бендикса, работоспособность обмотки втягивающего реле. Если имеется видимый износ коллектора, в процессе регламентного ремонта его растачивают.
После проведения ремонтных работ стартер собирают, контролируя центрирование вращающихся частей, далее проверяют работоспособность, не устанавливая на двигатель.
После этого производят установку на двигатель, подсоединяют проводники, после чего подключают аккумуляторную батарею.
Обычно после проведения комплекса регламентных работ стартера в полном объеме (замена щеток, расточка стартера, замена втулок, вилки, бендикса в случае необходимости, чистка внутренних поверхностей) стартер будет исправно работать в течение трех-четырех лет.
Для того, чтобы стартер прослужил дольше, следует выполнять следующие правила:
- не производить непрерывный старт двигателя длительностью более 15 секунд;
- при периодических отказах запуска стартера или нештатных шумах следует немедленно разобраться в причинах неисправности и ее устранить;
- следить за состоянием контактов на втягивающем реле, искрение и нагревание контактных зон может привести к разрушению втягивающего реле.
Исправный стартер, особенно в автомобилях с автоматической коробкой переключения передач, — основа комфортной и безопасной езды.
Видео — ремонт втягивающего реле стартера когда подгорают пятаки:
Может заинтересовать:
Выбрать видеорегистратор: незаменимый гаджет для водителя
Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля
Подобрать любую автохимию для вашего авто
Некоторые водители предпочитают видеорегистратор в виде зеркала
Стартер продолжает работать после запуска двигателя
Когда мотор запустился, и вы отпускаете ключ зажигания, подача питания на тяговое реле прекращается и бендикс под действием пружины возвращается в исходное положение.
Если же питание продолжает поступать это с высокой вероятностью свидетельствует о спаивании главных контактов в соленоиде.
Первое, что нужно сделать, – исключить аккумуляторную батарею и генератор из перечня возможных причин.
Не забывайте, что стартер нормально работает только при условии, что батарея полностью (или достаточно) заряжена.
Следовательно, если двигатель не запускается, попробуйте запустить его от внешнего источника питания при помощи специальных соединительных проводов или воспользуйтесь пусковым устройством.
При удачном запуске становится понятно, что проблема заключается в электрической системе.
Ремонт бендикса стартера своими руками (фото и видео).
Что такое бендикс (обгонная муфта)?
В современных автомобилях двигатель запускается при помощи электрического стартера. Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока, который через специальную муфту передает вращение на маховик двигателя.
вот так выглядит стартер:
вот так выглядит маховик:
Обычно, шестерня на стартера имеет 10-12 зубьев, а фланец на маховике, зацепляясь с которым стартер запускает двигатель, имеет больше сотни зубьев.
Если исключить обгонную муфту, то после того как двигатель запустится, даже на холостом ходу, стартер раскрутится до запредельных 100000-200000 оборотов! Естественно при этом он разрушится.
Для того, чтобы это не происходило, применяется специальная обгонная муфта, в простонародье называемая бендикс.
Работает она по принципу задней ступицы велосипеда, т.е. крутящий момент передается только в одну сторону — от стартера к двигателю.
Устройство бендикса:
Причины неисправностей бендикса.
Все неисправности проявляются одинаково — бендикс срабатывает через раз или вообще не срабатывает, стартер при этом крутится.
Визуально неисправность бендикса проявляется вот так:
Для ремонта бендикса потребуется отвертка способная выдерживать удары молотком, молоток, тисы, ветошь.
Запчасти для бендикса купить проблемно, так как бендикс продаётся обычно в сборе. Но есть один лайфхак — покупаем бендикс от ваз-2101 (самый дешевый) и разбираем его на запчасти. Диаметр роликов почти всегда одинаков, если не найдете нужного диаметра или если у вас большая выработка можно распилить сверло, пружины почти всегда подходят. Автор этой статьи ремонтировал бендикс на стартере Chery Amulet заменив ролики и пружины на аналогичные от ВАЗа.
Причины поломок приведены в порядке вероятности, от наиболее распространенных к наименее распространенным.
Потеря упругости пружин.
На картинке выше, видно, что ролики прижимаются пружинами. Когда пружины теряют упругость, бендикс начинает проскальзывать, а сам стартер срабатывает через раз.
Ремонт — развальцовываем бендикс стартера, аккуратно вынимаем внутреннюю часть, заменяем или растягиваем старые пружины, собираем без смазки, если бендикс смазать он будет проскальзывать, завальцовываем.
Износ роликов.
Это вторая по распространенности причина, ролики в процессе своей работы не крутится и поэтому изнашивается только с одной стороны, иногда их плющит — они становятся овальными.
Ремонт — развальцовываем бендикс, аккуратно вынимаем внутреннюю часть, переворачиваем ролики другим боком или заменяем, собираем без смазки, завальцовываем.
Замасливание.
Эта проблема актуальна только для редукторных стартеров. Иногда смазка для редуктора попадает в бендикс, в этом случае он начинает проскальзывать постоянно.
Ремонт — развальцовываем бендикс, аккуратно вынимаем внутреннюю часть, протираем все ролики бензином или ацетоном, собираем без смазки, завальцовываем. Целесообразно заменить смазку в редукторе стартера на более тугоплавкую, или уменьшить её количество.
Если вам больше нравится смотреть видео, ниже подробное видео про то, как отремонтировать бендикс стартера своими руками:
Важно понимать, что бендикс, это не такая дорогая деталь и стоит он 200-300 рублей, поэтому, ремонтировать его целесообразно, только если запчастей нет, или если машина очень дорогая
Как проверить стартер с помощью аккумулятора, диагностика реле
До того, как проверять стартер, не снимая с машины, убедитесь в том, что батарея аккумулятора в порядке. Можно это сделать с помощью мультиметра. Если с аккумулятором всё в порядке, можно приступать к проверке. Операция будет проводиться, с помощью вольтметра.
Перед тем, как проверить втягивающее реле стартера, найдите его плюсовую клемму. Это толстый провод, идущий от аккумулятора к болту на стартере. На эту клемму и оденьте щуп красного (плюсового) провода прибора, а провод чёрного цвета подсоедините к массе автомобиля.
Для успешной проверки пригласите помощника, который на этом этапе повернёт ключ зажигания. Если с механизмом нет проблем – стрелка вольтметра покажет напряжение 12 В, а стартер выдаст щелчки. Если значение прибора будет меньшим, то проблема в замке зажигания так, как аккумулятор уже проверен. Можно проверить стартер другим прибором. Если вы не знаете, как прозвонить стартер мультиметром, ниже приведена небольшая инструкция. Для проверки поставьте прибор в горизонтальное положение и установите стрелку мультиметра на ноль. Определите градуировку источника напряжения и переведите переключатели значений прибора в нужные вам режимы. Обязательно осмотрите все провода на предмет их целостности.
Если всё хорошо, замкните концы прибора на проверяемом участке и пронаблюдайте реакцию стрелок. Если прибор цифровой значения видны на дисплее.
Принцип работы стартера и его устройство
Стартер – это электромеханическое устройство, которое обеспечивает запуск двигателя, создавая первичный крутящий момент коленчатого вала с необходимыми оборотами, чтобы образовалась степень сжатия, для воспламенения горючей смеси.
Если по электрической части все в порядке и цепь без повреждений, то стоит демонтировать запчасть для разборки и детального осмотра с целью выявления дефектов. Но прежде чем это делать, нужно изучить устройство и принцип действия автомобильного стартера.
Устройство стартера автомобиля: 1. передняя крышка; 2. бендикс; 3. редуктор; 4. якорь; 5. корпус статора в сборе; 6. вилка; 7. втягивающее реле; 8. щеточный узел; 9. щетки; 10. задняя крышка стартера автомобиля.
При повороте ключа и запуске двигателя, происходят такие процессы:
Принцип работы стартера
- Замыкаются контакты замка и через реле стартера, идет питание на обмотки (тяговую и удерживающую) втягивающего реле.
- Магнитное поле в обмотках с усилием втягивает якорь вовнутрь корпуса (сжимая возвратную пружину).
- Затем начинает толкать шток с контактной пластиной, которая и замыкает контакты втягивающего реле вследствие чего, мотор стартера начинает вращаться. А одновременно с этим вилкой от якоря выдвигается вперед бендикс, приводя свою шестерню в зацепление с маховиком двигателя. Что впоследствии и приводит к запуску.
- В тот момент, когда маховик начинает вращаться быстрее, нежели шестерня бендикса, обгонная муфта предотвращает передачу крутящего момента и бендикс, рычагом отводится назад, благодаря возвратной пружине возвращается в свое положение.
Ключ в замке зажигания возвращается в первоначальное положение и напряжение на управляющей клемме исчезает. Исходя из рассмотренной схемы, можно делать предположения о возможных неполадках на соответствующих этапах.
Первый этап
- Подключаем один конец силового провода к минусовой клемме аккумулятора, второй к корпусу стартера.
- Конец второго кабеля «кидаем» на плюс АКБ и управляющий контакт включения втягивающего реле
- Одновременно с этим отверткой упираемся в шестерню бендикса, чтобы почувствовать с какой силой он «вылетает».
Таким способом можем определить, с каким усилием «выскакивает» он. Другими словами, определить работоспособность всех обмоток втягивающего реле.
Неисправности
- В случае если смогли отверткой удержать шестерню от вылита или во время подачи напряжения можете отодвинуть эту шестеренку в ее начальное положение, значит, неисправна удерживающая обмотка реле.
- Дефект механизма управления бендиксом.