Конец света: почему водители стали ездить без ближнего света?

Езда без света ночью

Ночное время отличается повышенной опасностью ввиду недостаточности освещения. Если автовладелец не включит ближний или дальний свет, он рискует быть незамеченным другими участниками движения. Наказание за такое нарушение фиксируется в статье 12.20 административного кодекса.

Менее всего риску получить штраф за такое нарушение подвержены водители, которые привыкли включать свет вручную — они “на автомате” включают приборы освещения. Получается, что собственникам ТС старых моделей при наступлении темноты не нужно предпринимать каких-либо дополнительных действий, отличных от стандартных в дневное время.

При оборудовании машины дневными ходовыми фонарями, при недостаточном освещении необходимо самостоятельно водителям включать свет. Обычно инцидентов тут не возникает, потому что трудно не заметить неосвещенность пути. Автомобилисты сразу замечают неудобства и начинают пользоваться ближним светом.

Можно ли ездить на противотуманках без ближнего света?

Очень часто водители не знают, можно ли пользоваться дополнительными огнями в городе или при выезде на федеральную трассу.

Закон четко регулирует этот момент ПДД (п. 9.4).

ПТФ (противотуманки) можно включать ночью, а также в условиях плохой видимости на дороге. Наказание за не выключенные ПТФ в населенном пункте, законом не предусмотрено.

Ими можно пользоваться как днем, так и ночью, на трассе или в городе. Одним словом, если вам кажется, что видимости на дороге недостаточно или, наоборот, хватает с избытком, спокойно включайте противотуманки и продолжайте движение.

ВАЖНО! ПТФ можно использовать как дополнительное освещение, так и основное (с ближним светом и без него) – в зависимости от видимости, а также в качестве замены другому освещению. Штраф за такую езду не накладывается.

Наказание за нарушение светового режима

Закон предусматривает достаточно легкое наказание за неправильное пользование фарами. Инспектор в индивидуальном порядке решает, какие карательные меры применить. Руководствуется работник ГИБДД тем, насколько выявленное нарушение угрожает безопасности движения.

Водителя накажут за следующие нарушения:

  • За езду днем без ближнего света, противотуманных фар или дневных огней инспектор ГИБДД вправе вынести водителю предупреждение или выписать штрафную квитанцию на 500 рублей.
  • Аналогичное наказание грозит за некорректное пользование осветительными приборами.
  • На 500 рублей накажут водителя за пользование дальним светом в населенном пункте.
  • Работающие задние противотуманные фонари в нормальной видимости – весомое основание для наказания.

Если автолюбитель не включил нужный свет или включил не тот, что надо, то его оштрафуют, но позволят ехать дальше.

Если фары и сигнальные огни грязные, то шофера накажут рублем, заставят помыть приборы и позволят продолжать путь.

Если водитель не может включить необходимое освещение, то машину препроводят на штрафстоянку. Далее будет штраф, оплата стоянки, устранение неисправностей. Аналогичное наказание ждет хозяев машины, которые установили фары, не соответствующие требованиям (например, ксенон без рассеивателей).

Лишение прав грозит умельцам, которые оборудуют автомобиль фарами, не предусмотренными для данного транспорта. Отберут водительское удостоверение на 6 месяцев у автолюбителей, которые используют дополнительные световые сигналы, спецсигналы без законных оснований.

Об истории возникновения и назначении ходовых огней

Практика использования ближнего света передних фар в дневное время для обозначения движущегося автомобиля или для передачи условных сигналов встречным водителям имеет давнюю историю во многих странах мира. Научных подтверждений того, что их применение оказало положительное влияние на безопасность движения в какой-либо стране, нет, по этой причине в США езда днём с включёнными фарами не приветствуется.

Несмотря на это, со временем в скандинавских странах был принят внутренний стандарт, согласно которому все импортируемые автомобили должны были оснащаться дневными огнями, работающими вне зависимости от фар. Эти огни автоматически включаются при запуске двигателя и гаснут при постоянном включении фар в режиме ближнего света, но в случае кратковременного использования ближнего света в режиме мигания они продолжают гореть.

Под влиянием скандинавских стандартов постепенно все производители автомобилей в Европе стали устанавливать на своей продукции ДХО, и с 2011 года они стали обязательным атрибутом для европейских машин. Современные ходовые огни представляют собой отдельные светодиодные фонари или ленты. Использование светодиодных излучателей позволяет существенно экономить заряд и ресурс автомобильного аккумулятора, который является основным источником питания для всех световых приборов во время движения в городском режиме.

Основными преимуществами светодиодных ламп являются:

  1. По сравнению с лампами накаливания и газоразрядными приборами светодиодные излучатели потребляют электроэнергию на порядок ниже, например, потребляемая мощность лампочек ближнего света фар совместно с лампами габаритных огней составляет 130Вт, а светодиодной ленты ДХО – 14Вт. Такая разница в потреблении энергии положительно сказывается также на экономии расхода горючего и уменьшении вредных выбросов в составе выхлопного газа.
  2. Светодиоды обладают высокой надёжностью и длительным сроком службы, сопоставимым с техническим ресурсом автомобиля, составляющим около 10 000 часов.
  3. Светодиодные фонари и ленты имеют презентабельный внешний дизайн и придают автомашине эффектный вид.

Главный минус этих световых приборов заключается в их стоимости, цены светодиодной продукции довольно приличные по сравнению с классическими лампами. ДХО предназначены для использования в дневное время и применяются в целях обеспечения безопасности движения за счёт повышения дальности обнаружения встречных машин и увеличения времени для принятия решения водителю, движущемуся с большой скоростью.

Согласно требованиям российского стандарта ГОСТ Р 41.48-2004 ходовые огни должны автоматически загораться при запуске мотора и гаснуть при включении основных фар и ПТФ. Российские автомобили, не оснащённые при выпуске таким оборудованием, можно доработать самостоятельно. Установка дневных огней позволит водителю полностью исключить такие случаи, когда он по забывчивости не включает вовремя ближний свет или, наоборот, забывает его выключить после остановки, разряжая аккумулятор.

Пункты правил ПДД про ближний свет фар днем

Правила дорожного движения, пункт 19.5, сообщают нам, что любое движущееся транспортное средство должно обозначать себя БС или дневными ходовыми огнями. Пункт 19.4 разрешает использовать для обозначение ТС противотуманые фары.

За нарушение этих правил предусмотрено письменное предупреждение от сотрудника ГИБДД или штраф по одной из двух статей Кодекса административных правонарушений РФ:

статья 12.20 говорит, что если водитель просто забыл обозначить свое ТС световыми сигналами, то он может получить предупреждение или штраф в размере 500 рублей;

статья 12.5 говорит, что такой же штраф в размере 500 рублей водитель обязан уплатить, если одна или обе фары неисправны. В таком случае эксплуатация автомобиля запрещена до устранения неисправности. То же самое относится к слишком грязным стеклам и перегоревшим лампочкам.

Полный список документов, необходимых для оформления карты.

Также есть спорный момент, который многими автолюбителями забывается или не принимается во внимание. Днем водитель использует противотуманки и въезжает в тоннель, а на выезде получает штраф за не включенные согласно правилам ПДД фары

Его останавливает сотрудник ГИБДД по причине того, что водитель нарушил пункт правил дорожного движения 19.1, который устанавливает, что при въезде в тоннель необходимо переключиться с противотуманок на ближний свет. То же самое касается и ДХО

Днем водитель использует противотуманки и въезжает в тоннель, а на выезде получает штраф за не включенные согласно правилам ПДД фары. Его останавливает сотрудник ГИБДД по причине того, что водитель нарушил пункт правил дорожного движения 19.1, который устанавливает, что при въезде в тоннель необходимо переключиться с противотуманок на ближний свет. То же самое касается и ДХО.

Кроме этих правил, правилами дорожного движения разрешается использовать БС в качестве дополнения к габаритным огням (но не вместо них) в условиях недостаточной видимости

Это не так важно, так как опасность такой автомобиль представляет в первую очередь для попутных транспортных средств

Нововведения в ПДД

Изменения в ПДД, касающиеся особенностей использования световых приборов, были реализованы 20 ноября 2010 года.

Теперь вне зависимости от времени суток и условий видимости ближний свет должен быть включен. Необходимость принятия таких поправок в ПДД была обусловлена тем, что транспортное средство с включенными огнями является более заметным для окружающих, поэтому количество аварийных ситуаций по причине банальной невнимательности сводится к минимуму. Следует отметить, что ожидаемая тенденция была подтверждена на практике и количество аварий в дневное время уменьшилось.

Однако многие водители не выполняют общепринятые требования. Причиной такого положения дел может быть простая невнимательность, техническая неисправность или другой повод. Однако вне зависимости от этого, в случае правонарушения водитель может быть наказан. Мера наказания определяется статьей 12.20 КоАП.

Правила дорожного движения по использованию светотехники

Использование автомобильной светотехники регламентируется не только Правилами дорожного движения, но и «Основными положениями по допуску транспортных средств», а также ГОСТ 33997-2016, который пришел на смену отмененному ГОСТ Р 51709-2001. Новый стандарт, в отличие от старого, регламентирует лишь установку дополнительных световых устройств, отдавая наличие основных на усмотрение разработчиков. Также общие сведения безопасности ТС регламентированы в Техническом регламенте ТР ТС 018/2011.

Габариты

В соответствии с разделом 19 ПДД, водитель должен включать габаритные огни, если он остановился или встал на стоянку в условиях ограниченной видимости. При движении правила требуют включать габариты только на прицепах.

Конструктивно габаритные огни сзади и спереди колесного транспортного средства (КТС) должны включаться от одного органа управления, с ним же должен быть совмещена и подача напряжения на огни освещения заднего государственного номера машины. На практике этим же выключателем зажигают и фары ближнего света. Правилами этот момент не регламентируется, но в ГОСТе есть пункт, в котором прописана обязательность такого совмещения. Также стандарт прописывает включение габаритных огней при включении освещения приборной панели автомашины, но это требование прописано не жестко.

Активированный фонарь заднего габарита автомобиля.

Без зажигания габаритов фонари ближнего или дальнего режимов освещения могут включаться только для подачи кратковременных сигналов путем мигания или быстрого переключения ближний-дальний. Задние габариты не должны быть красного цвета, а передние – белого. Это относится ко всем светоизлучающим приборам автомобиля, как к основным, так и к опциональным. Последняя категория включает в себя:

  • фары-прожекторы;
  • фары-искатели;
  • аварийные стоп-сигналы.

Также ГОСТ включает в это понятие и другое светооборудование.

Ближний свет

Правила дорожного движения предусматривают активацию ближнего света при движении:

  • ночью (после захода солнца);
  • при сложных метеоусловиях (снег, туман и т.д.);
  • в тоннелях.

Днем фонари ближнего света разрешено использовать в качестве ДХО (дневных ходовых огней).

Схема регулировки фар согласно ГОСТ.

Фонари ближнего света регулируют согласно разделу 4.3 ГОСТ 33997-2016, потом производится замер силы света. Она не должна превышать 750 кандел под углом 34′ вверх от оптической оси (обозначенной на рисунке α) и 1500 кандел под углом 52′ вниз от оси.

Дальний свет

ПДД требуют включения дальнего освещения в тех же условиях, что и ближнего, за исключением ситуаций:

  • при движении в пределах населенного пункта по освещенной дороге;
  • при разъездах со встречными КТС или в других ситуациях, когда возможно ослепление других водителей (например, водителя КТС, движущегося впереди в попутном направлении, через зеркала заднего вида).

Во всех этих ситуациях надо переключить дальний свет в ближний режим.

Ближний свет должен обеспечивать видимость на расстоянии не менее 60 метров.

Также правилами не предусмотрено применение фонарей дальнего света в качестве ДХО (дневных ходовых огней).

Включать фонари дальнего света можно одновременно или по отдельности. Переключать на ближний режим обе фары необходимо только одновременно.

Сила света фонарей дальнего освещения замеряется после юстировки ближнего света и не должна выходить за пределы 30000 кандел по оси свечения фар, чтобы не ослепить водителей встречных КТС на большом расстоянии, превышающем рекомендованные ПДД 150 метров.

Какой штраф предусмотрен за невключенные фары?

Еще несколько лет назад езда без постоянно включенных ближних фар считалась нормой на дороге и не считалась правонарушением, соответственно, никакого наказания за нее не предусматривалось. С 2010 года положение изменилось: согласно ст.12.20 КоАП запрещено двигаться без включенных световых приборов 24 часа в сутки.

Вынужденная данная мера была заимствована у зарубежных коллег и привела к сокращению аварий на дорогах. Впрочем, поспособствовало снижению ДТП не только требование двигаться с включенными фарами, а и ряд других факторов: отремонтированные дороги, запрет к езде за рулем в нетрезвом виде и др.

Тем не менее, многие инспекторы ГИБДД отмечают немалую заслугу в уменьшении статистики ДТП именно благодаря требованию включать фары перед тем как двинуться в дорогу.

Езда без ближнего света днем

Начиная движение, включайте фары ближнего света независимо от того, в какое время суток вы совершаете передвижение.

Штраф за езду без ближнего света днем предусмотрен в размере 500 рублей. Вас не оштрафуют, если нарушение было совершено впервые (инспектор ГИБДД может ограничиться устным предупреждением).

Дальний свет в городе

Штраф за дальний свет в городе несет административное взыскание в размере 100 рублей, так как является нарушением, в данном случае – правил пользования световыми приборами.

Такие требования к дневным ходовым огням обусловлены тем, что дальний свет в городе ослепляет встречных водителей, что может привести к аварийной ситуации на дороге.

Не включайте дальний свет фар при движении в населенном пункте. Ослепив водителя в встречном транспорте, вы создаете тем самым угрозу для жизни и безопасности других людей!

Езда с одной фарой

Какой штраф полагается, если не горит одна лампа ближнего света и можно ли продолжать движение в этом случае? Инспектор ГИБДД, если заметит, то практически всегда остановит «одноглазого» водителя и выпишет штраф в размере 100 рублей.

Если не жаль времени, то можно попытаться оспорить данное административное наказание в течение 10 суток после вынесения решения. Только вот перед тем, как это сделать, стоит спросить себя – правильно ли это?

ВАЖНО: Ведь, не соблюдая правила на дороге, вы тем самым создаете аварийную ситуацию как для себя, так и для встречных водителей. Впрочем, если говорить в рамках закона, то он в данном случае весьма противоречив

Впрочем, если говорить в рамках закона, то он в данном случае весьма противоречив

С одной стороны, вроде как можно двигаться к месту назначения с повреждением световых приборов, соблюдая предосторожность, включив аварийные огни

По факту же, при остановке автомобиля сотрудником госавтоинспекции, водителю редко удается уехать без штрафа. Так что, если кажется, что инспектор был к вам несправедлив, можно попытаться оспорить в суде вынесение административного наказания в виде денежного взыскания.

Возможно, вам будет интересно узнать о следующих нарушениях ПДД и положенных за них штрафах, а именно: за проезд на красный свет на ж/д переезде и разговор по телефону за рулем, за превышение скорости и пересечение двойной сплошной линии, за непристегнутый ремень безопасности и нарушение дорожного знака «Въезд запрещен», за тонировку, за парковку на месте для инвалидов, на газоне зимой или на тротуаре.

Штрафы, связанные с использованием осветительных приборов

Штраф подобного рода накладывается на автомобилиста в соответствии со статьёй 12.5 КоАП Российской Федерации. В ней сказано, что использование транспортного средства (ТС) при наличии технических неисправностей или в условиях, когда применение ТС запрещено, влечёт за собой либо предупреждение, либо штраф 500 р.

При этом задерживать автомобиль и не допускать его до дальнейшего движения нельзя, согласно статье 27.13 КоАП РФ. Водитель ТС может получить заслуженное наказание, а затем отправиться далее для устранения неполадки, если это нельзя сделать на месте.

Часто возникает вопрос: «Можно ли вообще ездить с одной фарой ближнего света?».

В общем случае к автомобилисту применяются штрафные санкции, даже если не работает единственная фара. Если не горит одна фара ближнего света, какой штраф – 500 р.

Однако, согласно пункту 2.3.1 второго раздела правил движения, автомобилист имеет право ехать с единственной неактивной фарой, но только к месту ремонта авто и только если устранить неисправность нельзя на месте

При этом автомобилист обязан соблюдать меры предосторожности и не создавать опасную для движения других ТС и пешеходов ситуацию.. Закреплён перечень правил, которые необходимо применять к световым приборам для безопасного вождения

Если отклоняться от них, то с большой вероятностью можно получить штраф от сотрудника Госавтоинспекции.

Закреплён перечень правил, которые необходимо применять к световым приборам для безопасного вождения. Если отклоняться от них, то с большой вероятностью можно получить штраф от сотрудника Госавтоинспекции.

В частности, запрещена эксплуатация ТС, если световые приборы:

  • не соответствуют описанию, находящемуся в инструкции к авто;
  • не настроены согласно с положениями ГОСТа Р 51709-201;
  • загрязнены и не работают в установленном режиме (выписывается и штраф за разбитую фару);
  • либо вообще не имеют рассеивателей, либо они не удовлетворяют требованиям.

Водитель может получить ещё один штраф за содержание фар в грязном виде. Может возникнуть логичный вопрос: «Как инспектор проверит чистоту фар?» Довольно просто – с помощью специального измерительного инструмента, который проверяет пропускную способность осветительного элемента.

В любой ситуации, связанной с неправильной эксплуатацией световых приборов, стандартный размер штрафа равен 500 р.

Обоснованы ли такие наказания за подобные правонарушения? Вполне, ведь некорректно работающие форы могут спровоцировать аварию в любое время суток.

Двигаться с неактивными или выключенными фарами в любое тёмное время строго запрещено. Даже к месту ремонта.

В каких случаях можно получить штраф

Для того, чтобы обезопасить себя от штрафа за неправильное использование освещения, водитель должен постоянно держать ходовые огни включенными. Конечно, во время стоянки их необходимо выключить: вместо них стоит зажечь габаритные огни. Но на движущемся автомобиле всегда должен быть зажжен ближний свет.

Самые распространенные причины для взыскания:

Отсутствующий ближний свет при движении в светлое время суток. Это – наиболее частый случай штрафования. Выключенные фары ближнего света, замеченные инспектором ГИБДД, неизбежно влекут за собой наказание

Поэтому включать ближний свет перед началом движения очень важно. Включенные ходовые огни в темное время

Как известно, полагаться на огни можно только днем, а при наступлении темноты необходимо включить вместо них ближний свет. Включенный дальний свет на территории населенного пункта

Когда водитель въезжает в населенный пункт или попадает на хорошо освещенную дорогу, он должен переключиться с дальнего света на ближний. Неправильное использование противотуманного фонаря. Задний фонарь – это осветительный прибор, использование которого разрешено только при плохой видимости. Если дорога хорошо освещена, и при этом нет естественных помех видимости (вроде тумана), то включенный задний фонарь считается нарушением.

Важно! Помимо штрафа за невключенный ближний свет, есть риск пережить еще и несколько неприятных мгновений. Инспектор ГИБДД имеет полное право признать виновниками ДТП обоих участников, даже если правила нарушил только один. А отвечать перед пострадавшим ни за что водителем придется тому, у кого не горели ходовые огни

А отвечать перед пострадавшим ни за что водителем придется тому, у кого не горели ходовые огни.

Какой свет использовать в тёмное время суток?

Тёмное время суток в ПДД определено как «промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек» (1.2 ПДД). Таким образом, в тёмное время суток входит полностью ночь, вечер от конца сумерек и утро до начала рассвета.

  • ближний или дальний свет фар в движении (см. ниже в каких условиях нельзя использовать дальний свет);
  • габаритные огни при остановке или стоянке на дороге, а также на прицепах и буксируемых автомобилях;
  • противотуманные фары — только на неосвещённых участках дорог и только совместно с ближним или дальним светом фар.

Также в тёмное время суток можно включать при наличии специальную фару-прожектор при условии движения вне населённого пункта и при отсутствии встречных автомобилей.

  • в населённых пунктах, если дорога освещена,
  • если встречный транспорт ближе 150 метров до Вас или даже если дальше и при этом моргает Вам фарами,
  • в любых других случаях, когда есть возможность ослепить водителей (именно водителей, а не пешеходов) встречных и попутных машин;

Мнение эксперта
It-Technology, Cпециалист по электроэнергетике и электронике
Задавайте вопросы “Специалисту по модернизации систем энергогенерации”

С каким светом фар нужно ездить днем: пункт правил в ПДД, штраф В целом, включенные огни БС помогают не потеряться в автомобильном потоке и быть увиденным другими водителями при перестроениях. Спрашивайте, я на связи!

Есть решение: что делать и как наказать любителей ослеплять

В теоретическом плане и соблюдая правила дорожного движения, будет правильно нажать аварийную кнопку, уменьшить скорость и остановиться. Хорошо, как сделать это быстро, если ничего не видишь? Можно посоветовать выработать рефлекс с закрытыми глазами находить эту кнопку. На самом деле помогает, если заранее потренироваться. Такая тренировка пригодится, чтобы, не глядя снизить скорость и затормозить, не причиняя вреда своему здоровью. 

Главное не паниковать! Это можно конечно, только если у вас достаточный опыт вождения и крепкие нервы

Важно не дергать руль и самому вести себя спокойно. Особенно, не рекомендуется пытаться прижаться к обочине «на ощупь». Такие маневры не увенчаются ничем хорошим. 

Такие маневры не увенчаются ничем хорошим. 

Учитесь отводить быстро взгляд в сторону, завидев встречный автомобиль с дальним светом. Это поможет, чтобы не дезориентироваться. Можно еще можно один глаз закрыть, вторым наблюдать за дорогой. В случае с приближенным транспортом с дальним светом, выполнить наоборот, открыв глаз, который был закрыт. Таким образом получится восстановить ослепленное зрение. Хотя, все это трудно проделать в момент, когда происходит внезапное ослепление. 

Есть хороший способ защитить свои глаза – ночные очки. Они оснащены специальным фильтром, препятствующих бликам, ограждают от дневного света, скачков освещения.

Интересный метод придумали китайцы, помогающий бороться с любителями прижиматься на трассе, ослепляя фарами дальнего света.

Используется хитрое, можно сказать уникальное оружие! Это стикеры, наклеивающиеся на стекло автомобиля. Днем, в вечернее и ночное время эти предметы не привлекают внимания. Если водитель включит дальний свет, так сразу дрожь пойдет по всему его телу. 

Полиция конечно отреагировала на это, заявив, что не запрещено законодательно применение таких наклеек. Только, если создаться из-за этого аварийная ситуация, придется ответить перед судом за такие действия. Стоят эти страшилки от трех до двадцати долларов.  

Нужно ли платить той же монетой обидчику? Иногда, некоторым хочется ответить в ответ, ослепив дальним светом. Но стоит ли опускаться до уровня хама?

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий