Как определить, почему из выхлопной трубы бензинового двигателя идет белый дым
Для начала проведите простой осмотр: выньте щуп и проверьте не только объем масла, но и то, как оно выглядит, не появился ли белесый цвет, не образовалась ли эмульсия? Вода, попадающая в масло, часто повреждает двигатель.
Характерным проявлением такой проблемы является не белый, а даже сизый дым. За машиной остается целое облако тумана.
Загляните внутрь расширительного бачка. Если чувствуется запах выхлопных газов и на антифризе есть едва заметная масляная пленка – это нехорошие признаки.
Еще один способ понять, что в цилиндр попала вода, — осмотреть свечу зажигания на наличие нагара. В этом случае он будет совершенно чистым, как свежий из магазина, или даже мокрым.
Чтобы понять, почему из выхлопной трубы идет белый дым, можно воспользоваться простой белой салфеткой, которую нужно поднести к глушителю при работающем двигателе. Салфетка не испачкается, если причиной дыма является обычный конденсат. В противном случае на нем появятся заметные масляные следы. Утечки антифриза оставляют кислый запах и желтоватые или голубоватые следы. При появлении любого из этих признаков необходимо заняться двигателем и найти причину проблемы.
Возможно повреждена прокладка, треснула головка блока или сам блок. Кстати, при разрыве прокладки двигатель глохнет.
Для обнаружения видимых дефектов необходимо очень внимательно осмотреть все поверхности: сам блок, головку блока, поверхность изнутри, впускные и выпускные клапаны и прилегающие к ним участки. Визуально заметить трещину удается не всегда, часто приходится проводить опрессовку. При больших дефектах жидкость скапливается на поршне. При этом не откладывайте ремонт автомобиля на потом, иначе может произойти гидроудар.
Например, проверка показала, что давление в радиаторе в норме и запаха выхлопных газов нет, но белый дым все равно идет, начался процесс эмульгирования в масле, слишком быстро расходуется жидкость. Все это верные признаки того, что в системе впуска происходит утечка жидкости. Тогда можно не снимать головку, а просто внимательно осмотреть коллектор.
В общем, первопричиной густого светлого выхлопа является неисправность охлаждающего устройства, что в свою очередь приводит к перегреву двигателя. Поэтому решать нужно именно эту проблему, недостаточно будет устранить мелкие дефекты, из-за которых появляется белый дым.
Основная причина белого дыма из выхлопной трубы – конденсат
Белый дым – это скорее пар, ведь он не имеет особого запаха и похож на признак обильного кипения большого количества воды. На самом деле, вызвано это явление чаще всего скоплением конденсата в трубах выхлопной системы и в самом двигателе. Особенно часто происходит подобное выделение пара зимой, когда автомобиль остывает на морозе или в холодной гараже.
После пуска двигателя вы заметите густой белый пар из выхлопной трубы, но уже через несколько минут прогрева силового агрегата это явление пропадет. Механизм появления такого пара достаточно прост:
- во время поездки на автомобиле все механизмы достаточно сильно прогреваются;
- как только автомобиль заглушен и поставлен в гараж, авто начинает остывать;
- учитывая минусовую температуру вокруг, на теплых деталях начинает скапливаться конденсат;
- при запуске двигателя происходит быстрый нагрев выхлопной системы и самого силового агрегата;
- конденсат быстро выкипает и выходит через трубу в виде густого пара.
Также при таком раскладе возможно появление небольшого количества пара из-под автомобиля и даже под капотом. Двигатель после эксплуатации имеет высокую температуру не только внутри, но и снаружи, потому конденсат скапливается также на поверхности агрегата.
Не переживайте в данном случае – речь не идет о пробитой трубе выхлопной системы или о каких-либо неполадках с двигателем. Нужно просто дождаться испарения всего конденсата и спокойно эксплуатировать автомобиль далее. Если хотите избежать таких ситуаций, приобретайте гараж с отоплением.
Выход черного дыма
Наибольший урон окружающей среде наносят клубы черного дыма, выходящие из выхлопной трубы автомобиля или, напрямую валят из силового агрегата. Наиболее вероятные причины появления такого дыма кроются в следующих нарушениях:
- сбои вработе системы управления двигателем;
- разлад регулировок в топливной аппаратуре;
- уменьшение компрессии цилиндров двигателя.
Нарушение баланса между количеством компонентов топливовоздушной смеси в сторону увеличения топлива вызывает не только образование черного дыма, но и существенно увеличивает расход горючего. Сбой процесса нормального смесеобразования может быть вызвано загрязнением воздушного фильтра. Дефицит воздуха влечет за собой избыток топлива при подготовке топливовоздушной смеси.
Снижение уровня компрессии может быть вызвано механическими повреждениями цилиндров, что существенно уменьшает мощность силового агрегата и способствует увеличению концентрации топлива в смеси.
Для проведения ускоренной диагностики необходимо изучить состояние свечей зажигания. Черный налет сигнализирует о том, что возникла необходимость замены свечей на новые образцы с последующим ремонтом деформированных элементов и регулированием систем силового агрегата.
Что происходит в камере сгорания
В результате горения смеси бензина с воздухом образуется углекислый газ и вода. Азот проходит через цилиндры почти без химической реакции, а кислород полностью расходуется при правильно отрегулированной системе питания.
Высокая температура позволяет находиться воде в газовой фазе, то есть пар прозрачен. Так происходит до тех пор, пока количество воды в единице объёма не превышает максимально допустимого порога, за которым начинается частичная конденсация пара, а дополнительные вещества, кроме воздуха и бензина, в цилиндры не поступают. Граница конденсации зависит от температуры, чем она выше, тем больше воды газы могут удержать без появления мелких капелек видимого пара. Именно этот пар придаёт тот самый характерный молочный цвет.
Белый дым из выхлопной трубы бензинового двигателя — основные причины
Автомобиль — комплексный механизм, его неисправности проявляются в различных признаках. Иногда автовладельцы не придают большого значения выхлопу, хотя он может сигнализировать о серьезных проблемах. Регулярное ТО и профилактика помогают продлить эксплуатационный срок различных систем авто, но все-равно неприятности случаются. Консистенция и цвет выхлопа являются маркерами, которые могут указывать на существенные поломки.
Если вовремя избавиться от возникшей проблемы, высока вероятность избежать дорогостоящего ремонта.
Узнайте стоимость диагностики бензинового двигателя онлайн за 3 минуты Не тратьте время впустую – воспользуйтесь поиском Uremont и получите предложения ближайших сервисов с конкретными ценами! Получить цены
Почему дизель дымит
Изменение характеристик выхлопа часто связано с появлением проблем с системами и двигателем автомобиля. Поэтому чем раньше произведена диагностика, тем проще и дешевле восстановление штатной работы ДВС. Чаще дизель начинает дымить из-за плохого технического обслуживания.
Причины появления белого дыма
Вероятные причины белого выхлопа из глушителя:
- попадание ОЖ внутрь цилиндров;
- несгоревшая солярка;
- конденсат в устройстве удаления газов;
- высокая влажность внешнего воздуха.
Периодическая ревизия и профилактика ДВС предупреждает отказы и продлевает срок службы авто. Белый дым указывает на серьезную поломку, которую необходимо устранить в короткий срок.
Конденсат в выхлопном устройстве
В машине, оставленной на холоде, мотор и система газоудаления очень быстро остывают. Поэтому на внутренних полостях осаждаются капли влаги и изморозь. Когда заводится дизель, горячие газы быстро нагревают трубы и появляется плотный беловатый дым. И исчезает в машине с исправным двигателем после нагрева и испарения конденсата. Если продолжает идти белый выхлоп, то отклонение от нормальной работы вероятно имеет другую причину.
Солярка горит не полностью
Если завести холодный мотор, то труба глушителя выбрасывает дым, содержащий мелкие капли смеси. В автомобиле после прогрева ДВС выхлоп обычно быстро приходит в норму. Если дым с запахом продолжает идти, то возможна неисправность системы топливопровода.
Причины неполного сгорания:
- высокий напор в форсунках;
- сбитая настройка цикла впрыска;
- лишний объем солярки в цилиндре;
- плохая компрессия;
- изношенность уплотнений и деталей .
В сравнении с движком на бензине, у дизеля пойдут другие проблемы – троение, отложенный запуск, повышенный расход.
Жидкость хладагента в двигателе
Густой белый или других цветов выхлоп обычно возникает из-за инфильтрации ОЖ в движок. Причиной белого дыма из выхлопной трубы может быть прогар или сквозная щель в головке цилиндров. Основной компонент отходящих газов – пар, образующийся от соприкосновения с нагретой металлической поверхностью.
Почему появляется белый дым
Для дизеля такая поломка опасна из-за образования сернистых соединений, вызывающих ускоренную коррозию деталей. Диагностировать попадание ОЖ внутрь головки цилиндров можно по уровню в расширительном бачке.
Сбой регулирования момента впрыска
Нарушение в дизельном двигателе подачи солярки приводит к неполному сгоранию. Если смесь пошла с опозданием, то не успевает прогореть. Поэтому частицы топлива влетают в устройство удаления отходящих газов, с получением плотного белого дыма из выхлопной трубы дизельного двигателя. Солярка проникает также в картер и смешаться с маслом смазки ДВС. Чтобы избежать поломки и не заглохнуть, необходимо быстрее отрегулировать впрыск и зажигание.
Неправильная дозировка топлива
Сломанная форсунка может давать слишком большую порцию солярки или даже лить в постоянно. Избыточная смесь не горит вся в камере и дымит из глушителя, иногда с сильными хлопками. Причина, почему нарушается распределение смеси, чаще возникает из-за негерметичной форсунки. Если выброс белого дыма из выхлопной трубы на дизеле, то лишний объем солярки может попасть в картер двигателя и вызвать критические повреждения деталей ДВС. При появлении нарушения дозировки, необходимо отремонтировать или заменить форсунки.
Агрегат турбокомпрессора пропускает масло
Цилиндр работающего дизельного двигателя набирает высокую температуру. В камере сгорают любые органические жидкости. Белый или сизый дым, который идет при нагрузке, означает попавшее в топливо масло. Чаще примеси смазки в солярку поступают с подшипников турбокомпрессора или при поломке самого агрегата. При появлении в выхлопе следов масла необходимо сделать ревизию и устранить люфты деталей.
Химия дыма из выхлопной трубы
Реакция горения топлива
Чтобы понять природу образования дыма белого цвета, проще всего обратиться к элементарной химии. Конечно, те процессы, которые происходят в автомобиле при сгорании топлива, называть простыми некорректно. Однако для изучения нашего вопроса можно многое упростить. Зато в итоге мы получим почти полное понимание того, что такое белый дым, и почему он именно такого цвета.
Дым из выхлопной системы автомобиля — это продукт сгорания топливовоздушной смеси в двигателе. Топливо у нас состоит, упрощённо говоря, из двух химических элементов — H (водорода) и C (углерода). Также в его состав входят различные ингибиторы коррозии, красители, очистители и прочая «химия». Нас она мало интересует. Главное — есть водород и углерод.
Чтобы топливо горело в двигателе, его необходимо подавать туда в определённых пропорциях с воздухом. В воздухе есть O (кислород) и N (азот), а также другие компоненты, которые тоже нас не очень интересуют. Сами по себе составляющие воздуха не горят. Однако горение топлива — это ни что иное, как его окисление. Для этого нужен кислород, который содержится в нашем воздухе.
Ну а теперь — подаём искру.
Предварительно подготовленная и поданная в камеру сгорания топливовоздушная смесь воспламеняется. В процессе горения связи между атомами водорода и углерода в топливе разрушаются. Благодаря этому высвобождается большое количество энергии, которая, грубо говоря, «толкает» поршень вниз. Машина поехала, а мы продолжаем следить за тем, что происходит внутри двигателя.
Атомы водорода, оторвавшиеся от нашего топлива, соединяются с остатками кислорода, образуя всем известную H2O. То есть, воду. Однако не в таком виде, в каком мы её видим и употребляем каждый день. Не забываем, что в камере сгорания из-за горения топлива очень высокая температура, при которой вода может существовать только в газообразном состоянии. То есть, в виде пара. Он то нам и нужен.
Кому интересно, упрощённая формула горения бензина в двигателе автомобиля выглядит следующим образом:
HC4 + 2O2 = 2H2O + CO2
Визуализация химического процесса горения топлива
То есть, в результате горения топлива в камерах сгорания из выхлопной трубы вылетает смесь газов, в состав которой входит:
- вода в виде пара (H2O);
- углекислый газ (CO2);
- азот (N);
- прочие компоненты, которые входят в состав воздуха и топлива, но не горят.
Несмотря на такой «богатый» состав, в целом, продукты горения бензина или дизеля — бесцветные и прозрачные. По крайней мере, таковыми они должны быть в идеальных условиях. Однако довольно часто из выхлопной трубы идёт дым белого цвета, и прозрачностью он не отличается. Бывает также и чёрный выхлоп, но это уже совсем другая история.
Турбокомпрессор и причины появления сизого дыма
Если автомобиль оснащен турбокомпрессором, то выход густого сизого дыма может быть обусловлен его неудовлетворительным состоянием. В результате неисправности этого агрегата происходит утечка моторного масла, предназначенного для смазки подшипников турбины. Смазочное веществопроникает в пусковую систему мотора.
В процессе сгорания масла турбокомпрессора образуется густой сизый дым, наносящий непоправимый вред атмосфере.
Для диагностики турбины необходимо произвести следующие действия:
- Отсоединить турбину от двигателя.
- Проверить наличие накоплений масла внутри воздуховода.
Скопление большого количества масла в воздуховоде и турбине является серьезным дефектом. При обнаружении подобной ситуации необходимо незамедлительно обратиться за квалифицированной помощью в сервисный центр.
Причины появления густого белого дыма из выхлопной трубы
Если на улице тёплая погода, да и двигатель нагрелся до рабочей температуры, а белый дым всё равно идёт, то тут всё говорит о наличии неполадок в двигателе. Причём как для дизельного, так и для бензинового двигателя причины будут одинаковыми.
Белый дым проявляется в случае, когда охлаждающая жидкость (будь то антифриз или тосол) попадает в камеру сгорания, это сопровождается снижением уровня жидкости в расширительном бачке и чаще всего нестабильной работой двигателя (двигатель троит). В этом случае, потребуется срочная диагностика проблемы и её устранение. В противном случае это может привести к капитальному ремонту двигателя, или его замене.
Чтобы проверить дым или всё-таки пар выходит из выхлопной трубы необходимо запустить двигатель, прогреть его минут 10-15 и к выхлопной трубе приставить белый лист (но не вплотную, а на расстоянии). На листке образуется жидкое пятно, если после его высыхания на бумаге останётся маслянистое пятно, значит, присутствует утечка антифриза. Если остался след как после воды, значит это всего лишь пар.
Кроме масляного пятна на бумаге, понять, что в камеру сгорания попадает антифриз, можно заглянув в расширительный бачок. Если при его открытии из него доносится запах выхлопных газов, а на поверхности жидкости имеется масляное пятно, то тут без сомнений имеются проблемы в двигателе.
Ещё можно проверить верхний патрубок, идущий к радиатору. Если при запуске автомобиля в нём резко образуется избыточное давление, он надувается и тяжело нажимается, значит, выхлопные газы прорвались в систему охлаждения.
Причины, попадания охлаждающей жидкости в камеру сгоранияСнижение уровня антифриза или тосола в расширительном бачке, и его попадание в цилиндры говорит о поломках, которые могли произойти в следующих элементах двигателя:
Прокладка ГБЦ. Прокладка под ГБЦ служит для соединения «головки» с блоком. В блоке и ГБЦ имеются каналы для смазки и охлаждения двигателя, в прокладке также имеются вырезы для них. Когда в прокладке прогорает перегородка между камерой сгорания и каналом охлаждения, антифриз начинает просачиваться в камеру сгорания, а газы с камеры сгорания в систему охлаждения. Тут поможет простая замена прокладки.
Перегрев ГБЦ. Если до появления дыма двигатель подвергался перегреву, то есть вероятность того, что плоскость ГБЦ была нарушена или образовалась микротрещина. Эти две проблемы также могут нарушить герметичность соединения блока с ГБЦ и будет происходить утечка. В этом случае необходима помощь специалистов, которые специализируются на ремонте ГБЦ.
Трещина в блоке. В блоке цилиндров трещины встречаются намного реже, чем в ГБЦ, но все, же иногда бывают. На глаз обнаружить трещину нереально, для того необходимо снятие блока и его транспортировка к специалистам.
Кроме того, жидкость, не сгорая, может попасть в поддон двигателя, где у нас находится масло. Там антифриз смешивается с маслом, образуя эмульсию, и распространяется по всем масляным каналам. Прямым доказательством наличия антифриза в масле будет наличие эмульсии или пены под крышкой горловины для залива масла.
На двигателях, работающих на бензине, понять в какой именно цилиндр попадала охлаждающая жидкость, можно выкрутил свечи зажигания. Чистая свеча без нагара укажет вам на проблемный цилиндр. Дело в том, что антифриз имеет очищающие свойства, попадая в цилиндр, он смывает нагар со свечей, клапанов и поршней. В этом случае, можно наблюдать белый дым и «троение» двигателя. На дизельных двигателях свечей зажигания нет, поэтому выявить неработающих цилиндр не получится.
Узнать причину, по которой происходила утечка охлаждающей жидкости можно только вскрытия ГБЦ двигателя. Если виновником была прокладка, то это будет заметно по её состоянию и по состоянию перегородок на ней. Если прокладка визуально целая, то ГБЦ стоит отвезти на опрессовку для выявления дефектов и микротрещин. Даже если явным виновником проблемы была прокладка, всё равно стоит проверить ГБЦ, чтобы не проводить одну и ту же работу несколько раз.
Причины перегрева двигателя
Появление густого белого дыма из трубы глушителя почти всегда связано с перегревом двигателя, и перегреваться ДВС может по разным причинам:
- неисправен (заклинил) клапан термостата;
- основной радиатор охлаждения забит грязью снаружи или изнутри;
- не работает перепускной клапан в пробке расширительного бачка;
- неправильно установлено зажигание, оно слишком позднее;
- имеется прогар в прокладке головки блока;
- в головке БЦ (блока цилиндров) появились трещины.
В любом случае эксплуатация постоянно греющегося двигателя недопустима, если на таком авто продолжать движение, мотор достаточно быстро полностью выйдет из строя, и тогда уже потребуется дорогостоящий сложный ремонт. Трещины могут появиться не только в головке, но и в самом блоке, а такие дефекты могут потребовать полной замены двигателя.
Идет дым из выхлопной трубы — серый, синий, белый, черный дым из выхлопной трубы
У этого поста — .
Большое белое облако дыма
Запуская автомобиль холодным зимним утром, вы не раз замечали клубы белого дыма, выходящего из выхлопных труб, окутывающие автомобиль сзади. Облако поднимается вверх и полностью растворяется в воздухе. Образование такого «дыма» объясняется тем, что двигатель машины остывает за ночь и становится очень холодным. Облако по своему составу не является дымом, это водяной пар, который конденсируется под воздействием холодного воздуха. Водяной пар представляет собой побочный продукт горения бензина и образуется при холодной температуре. Чем она ниже, тем больше и заметнее облако. Большое количество водяного пара в выхлопе свидетельствует о хорошей работе двигателя. Для самой выхлопной системы его образование не является хорошим показателем. При длительных поездках, когда происходит прогрев двигателя до оптимальной рабочей температуры, вода испаряется полностью. Если автомобиль передвигается на короткие расстояния, двигатель до нужной температуры не прогревается, а вода остается в выхлопных трубах и глушителе, что становится причиной возникновения коррозии.
Дым синевато-белого цвета
Если запуск автомобиля сопровождается выходом синеватого дыма из выхлопных труб, это говорит о том, что в цилиндры попало небольшое количество моторного масла. При запуске двигателя за несколько секунд происходит сгорание масла, дым исчезает и больше не появляется. Появление синевато-белого дыма не говорит о серьезной проблеме, не превышает расход масла и не является признаком изнашивания поршней. Его можно сравнить с «одеревенелостью» тела по утрам, которая быстро исчезает после нескольких движений.
Образование густого белого дыма после прогрева
Появление белого дыма после прогрева двигателя, когда его облако достигает огромных размеров и плотности, говорит о существующей проблеме. Густой белый дым является признаком того, что охлаждающая жидкость, наполовину состоящая из воды, попала в двигатель. При нагревании двигателя происходит расширение металлических деталей, из которых он состоит. Между деталями, в том числе в головках цилиндров, располагаются прокладки, называемые сальниками. Их задача – не дать протечь охлаждающей жидкости внутрь цилиндра. При изнашивании сальников головок жидкость начинает просачиваться в цилиндр. Во избежание серьезных проблем с двигателем необходима замена прокладок блока цилиндров. Густой белый дым может появиться и в результате появления трещины в головке цилиндра. Это серьезная проблема, требующая обращения в автосервис.
Постоянный белый дым
Некоторые автомобили выпуска середины 90-х годов оборудованы клапаном с вакуумным шлангом для двигателя. Образование густого белого дыма происходит по причине попадания трансмиссионной жидкости в двигатель через этот клапан. Жидкость, попадающая в цилиндры, быстро загрязняет свечи зажигания, что влечет за собой отсутствие искры и неработоспособность цилиндра. В этом нет ничего хорошего, но говорить о большом риске для двигателя в этом случае не стоит.
Образование черного дыма из выхлопной трубы
Черный дым, идущий из выхлопной трубы, свидетельствует о попадании в нее не прогоревшего топлива. Дым может появиться в результате попадания в цилиндры большого количества топлива по причине залива свечей. На современных автомобилях с инжекторами залив свечей может происходить из-за давления топлива или системы впрыска. Могут быть и другие причины. Например, потеря мощности и потребление большого количества горючего. В определенный момент свечи окончательно загрязняются и перестают работать. Для исправления этой неполадки необходимо специальное оборудование, имеющееся в автосервисе.
Постоянный синевато-белый дым
Если моторное масло постоянно попадает в цилиндры, наблюдается постоянное присутствие синевато-белого дыма. Это связано с поршневым кольцом, уплотняющим зазор между поршнем и цилиндром. Внимательный к своей машине автомобилист заметит характерное при этой неполадке увеличение расхода масла и сможет вовремя решить проблему. Если оставить ее без внимания, масло может залить свечи и проблем станет больше. Для проверки каждого цилиндра потребуется специальное оборудование, то есть придется обращаться в автосервис.
Заключение
Повышенная задымленность двигателя связана с нарушениями в работе следующих узлов и систем:
- механическая часть (цилиндропоршневая группа, распредвал);
- топливоподача;
- система охлаждения;
- смазки.
Увеличение количества дыма изменение его цвета происходят, вследствие ухудшения качества сгорания топлива, протекания масла и антифриза в цилиндры.
Силовой агрегат, работающий исправно в заданном режиме, выделяет бесцветные невидимые газы, состоящие из пара, азота, углекислоты. С целью их дополнительного очищения используется специальный катализатор (другое название – «каталитический нейтрализатор») установленный в выпускном коллекторе транспортного средства.