Из-за чего снижается уровень антифриза?
На уровень охладителя влияет перечень факторов:
- целостность ГБЦ, прокладок, блока, радиатора и шлангов, печки и бачка расширения;
- фиксация всех шлангов системы хомутами;
- полноценная работа клапанов;
- общее состояние отвода жидкости от шланга и горловины;
- работа системы подачи топлива;
- правильная настройка системы зажигания;
- тип антифриза;
- стиль вождения.
Рекомендуем: Насос омывателя лобового стекла — как он работает
При появлении трещин в ГБЦ или прокладках наблюдается постепенная протечка антифриза в масло или цилиндры. В первом случае водитель получит пузыристый состав, не пригодный для дальнейшего использования в системе. Во втором – выхлоп приобретет вид белого пара даже в теплую погоду. Пробивка прокладки чревато появлением двух симптомов одновременно.
Дополнительно наблюдается ощутимое снижение мощности силовой, что влечет повышенный расход бензина. Слабо закрепленные шланги могут пропускать антифриз по достижению высокого давления в системе. Неисправность клапанов радиатора и бака расширения не дадут сформироваться нормальному давлению, из-за чего снизится температура кипения охладителя и возникнет риск появления паровых пробок, что сильно отразится на целостности ГБЦ.
На нагрев цилиндров также влияет несколько факторов. И это не только работа системы охлаждения, но и грамотная настройка самой топливной аппаратуры, а также системы зажигания. Если в систему попадает переобедненная смесь, то появится детонация, что чревато более быстрым сгоранием бензина с повышенным выделением тепла. Это влечет увеличение температуры антифриза, закипание и появление пробок. В итоге имеем резкое падение уровня охладителя и ускоренный перегрев мотора.
При поступлении излишне обогащенной топливной смеси придется сильнее жать на газ для обеспечения надлежащей мощности. При этом цилиндры чрезмерно переполняются бензином, что ведет к падению уровня антифриза и закипанию системы в целом.
Глицериновые охладители закипают при температуре около 90-100 градусов. Даже незначительный перегрев двигателя гарантированно ведет к образованию пара. Если водитель любит ездить на высоких передачах с низкими оборотами (менее 2 тысяч), то любой подъем или горка вызовут увеличение нагрузки на силовую и повысят температуру системы. На таких оборотах помпа не способна обеспечить надлежащий потом антифриза. ГБЦ начнет перегреваться, жидкость – парить, а уровень станет медленно, но верно снижаться.
Проверка состояния крышки
В некоторых ситуациях правильно с позиции автомобилиста будет заняться самостоятельной проверкой пробки из расширительного бачка
Но важно учитывать, что это довольно сложная процедура. Ведь работоспособность элемента напрямую связана с создаваемым внутри системы охлаждения давлением
Искусственно в гаражных или домашних условиях создать нужное давление, дабы проверить элемент, не очень просто. Потому пробку от расширительного бачка, которую подозревают в неисправностях, часто отправляют в автосервис, а не ломают голову над тем, как сделать это своими руками.
Суть диагностики на автосервисе заключается в том, что проверяемая крышка бачка подвергается давлению, создаваемому специальными насосами. Именно они обеспечивают необходимое количество атмосфер для той или иной модели крышки с клапанами. Это даёт возможность увидеть, срабатывает ли при заданных значениях открытие и закрытие, либо устройство вышло из строя и требует замены.
Самостоятельно провести диагностику можно, пусть даже точность полученных результатов будет ниже в сравнении с проверкой в автосервисе. Зато платить деньги никому не придётся. Для проверки нужно выполнить следующие манипуляции:
Для начала, пока двигатель не запускался, нужно снять крышку со своего расширительного бачка в подкапотном пространстве, и визуально осмотреть пробку со всех сторон при хорошем освещении. Наличие сколов, разных трещин, разрывов и затёртостей говорит о том, что элемент имеет ряд механических повреждений, которые вероятно и привели к появлению характерных симптомов.
При отсутствии механических повреждений верните заглушку на место, и запустите мотор. Нужно дождаться, когда ДВС прогреется до своих рабочих параметров. Снова вернитесь к подкапотному пространству, наденьте перчатку и начинайте постепенно раскручивать пробку
Важно создать вокруг себя тишину, поскольку тут придётся слушать.
Если вы ничего не слышите, никакие звуки при открытии не появляются, с крышкой всё хорошо. Но при наличии звука, напоминающего процесс открытия какой-нибудь газировки, это указывает на неисправность
Шипение говорит нам о том, что клапан не срабатывает, хотя давление уже достаточно высокое. Подобные звуки подтвердят ваше опасение. Заглушка сдерживает избыточное давление, поскольку клапан не функционирует и не открывается при необходимости.
Проверить низкое давление можно несколько иначе. Для этого закрутите плотно крышку, прогрейте двигатель до рабочих температур, после чего проинспектируйте состояние толстых шлангов в вашей системе охлаждения. Бывают ситуации, когда шланги оказываются словно вдавлены внутрь, их сжало. Характерный признак, подсказывающий автомобилисту, что крышка вышла из строя, и не нагнетает давление при его падении ниже требуемого уровня.
Существует альтернативный метод диагностики, но он подойдёт не всем, поскольку автомобильные системы охлаждения отличаются по своей конструкции и доступу к шлангам.
Если же добраться без лишних демонтажных работ к шлангу системы охлаждения вы можете, попробуйте использовать этот метод. Вам потребуется открутить пробку, сжать подручным приспособлением или просто рукой один шланг, а затем вернуть на место крышку. То место, которое вы зажали, следует отпустить. Если при этом трубка вернётся в своё изначальное состояние, с клапанами всё хорошо.
При выявлении признаков, указывающих на неисправность клапанной крышки расширительного бачка с жидкостью охлаждения, единственным способом устранить неисправность будет замена повреждённого элемента. Для этого купите такую же крышку, как установлена на вашу машину, и закрутите её. Если после таких манипуляций работоспособность системы вернётся к норме, причина крылась именно к заглушке бачка с антифризом.
Пробка достаточно маленькая и неприметная, но на практике выполняет крайне важные функции. Потому автовладельцам рекомендуется периодически проверять её работоспособность, проводить визуальный осмотр и не забывать подливать в бачок качественную охлаждающую жидкость.
Как проверить крышку расширительного бачка и предотвратить негативные последствия?
- На первом этапе проводится обычный осмотр детали на предмет отсутствия механических повреждений. Если вы купили новую крышку, её также надо осматривать, так как нередки случаи заводского брака.
- Если внешний вид крышки не вызывает никаких сомнений, проверяем её работоспособность на запущенном двигателе. Крышку надо закрутить и прогреть двигатель до рабочей температуры, после чего медленно начните откручивать её. Вы должны услышать шипящий звук выходящего воздуха. Это признак нормально работающей крышки.
- На работающем моторе надо осмотреть толстые патрубки системы охлаждения. В случае неработоспособности крышки они могут быть вдавленными, что является признаком слишком низкого давления в системе.
- Ещё один вариант – открутить пробку бачка и сжать один из толстых патрубков. Далее закручиваем крышку и отпускаем патрубок. Если крышка работает правильно – это место должно восстановиться до изначальной формы.
- Наиболее результативным методом является использование насоса со встроенным манометром. Также необходимо подготовить пустой расширительный бачок от любого другого автомобиля. Один из его штуцеров надо соединить шланг насоса (без наконечника для ниппеля) и надёжно зафиксировать его хомутом. Другие штуцера бачка необходимо заглушить. После этого бачок надо закрыть пробкой, исправность которой вы проверяете.
Вы можете проверить крышку расширительного бачка прямо на своём автомобиле. Сливать жидкость при этом не нужно. Необходимо отсоединить от бачка верхний патрубок, предназначенный для отвода пара из системы. К штуцеру бачка подсоединяем шланг насоса. Отверстие патрубка необходимо заглушить. Для этого подойдёт болт соответствующего диаметра. Давление будет расти, поэтому поверх болта необходимо надеть на шланг хомут и хорошенько его затянуть, чтобы болт не вылетел в дальнейшем.
Начинаем повышать давление в системе с помощью насоса. В определенный момент вы услышите характерные звуки – щелчок и шипение. Это звук воздуха, который стравливает клапан крышки бачка. Если клапан сработал при давлении около 1,1–1,5 кгс/см 2 , а добавление воздуха лишь усиливает шипение и не приводит к росту давления, впускной клапан полностью исправен. Да и предохранительный клапан отлично справляется со своей функцией.
Особенности крышки радиатора ВАЗ 2107
Крышка радиатора для автомобилей семейства Лада, в том числе и ВАЗ 2107, совмещает в себе две важные функции:
- Ограничение вытекания ОЖ из системы, а точнее из радиатора.
- Крышка также работает, как клапан.
Наличие пружины в конструкции пробки не является лишним, так как именно с ее помощью осуществляется стравливание избыточного давления из системы охлаждения. Пробка представляет собой металлическую конструкцию, состоящую из двух частей, соединенных между собой пружинным механизмом.
У многих автовладельцев ВАЗ-2107 часто возникает вопрос о том, как проверить крышку теплообменника(радиатора) на исправность? Сделать это достаточно просто, для чего существует два способа, о которых будет рассказано ниже.
Принцип функционирования крышки теплообменника на ВАЗ 2107
Принцип работы пробки радиатора достаточно прост. Данный элемент имеет впускной и выпускной клапаны, посредством которых теплообменник соединяется с расширительным бачком с помощью шланга. Впускной клапан не прижат к прокладке, поэтому циркуляция жидкости при нагревании или охлаждении мотора осуществляется в расширительный бачок.
Когда температура ОЖ увеличивается, впускной клапан не успевает осуществить ее выпускание в бачок расширителя, после чего закрывается. Когда давление увеличивается до 50 кПа, то происходит открытие выпускного клапана. В результате часть жидкости перетекает в бачок расширителя. В пробке расширительного бачка имеется резиновый клапан, который срабатывает при достижении давления в бачке, близкого к атмосферному.
Особенности проверки исправной работы пробки теплообменника на семерке
Как проверить исправность пробки радиатора охлаждения автомобиля ВАЗ 2107? Проверка осуществляется двумя способами:
- Оценивается внешний вид пробки, а также исправность пружинки.
- Проверяется исправность при работающей крышке. Для этого требуется сжать рукой патрубок, который подходит к теплообменнику.
Для проведения такой проверки необходимо, чтобы двигатель был еще теплый, что означает наличие остаточного давления в системе. Если при сдавливании патрубка рукой будет слышен звук «хрюканья», возникающей в крышке теплообменника, этот звук и является признаком функционирования клапана крышки. Если клапан будет неисправным, то избыточное давление в устройстве может привести к разрыву патрубков, радиатора и даже печки.
Когда возникают проблемы с функционированием охлаждающей системы, уделите внимание обязательно такому немаловажному элементу, как пробка радиатора. Убедитесь в ее исправности. Если она не исправна, то лучше не искушать судьбу, а сразу же ее заменить, чтобы не пришлось в ближайшем будущем проводить капремонт двигателя
Более подробно об особенностях проверки исправности рассматриваемого устройства можно посмотреть в видеоролике выше
Если она не исправна, то лучше не искушать судьбу, а сразу же ее заменить, чтобы не пришлось в ближайшем будущем проводить капремонт двигателя. Более подробно об особенностях проверки исправности рассматриваемого устройства можно посмотреть в видеоролике выше.
String(10) «error stat»
Автомобиль состоит из множества узлов и деталей, одни из которых требуют постоянного внимания, а другим достаточно и периодического осмотра. Даже небольшие, на первый взгляд, не очень важные детали могут доставить автолюбителю массу хлопот. Вот к таким незаметным устройствам и относится крышка радиатора, неисправность которой может стать причиной ряда проблем. Поэтому и постараемся разобраться: как проверить крышку радиатора и зачем она нужна в автомобиле.
Признаки и возможные последствия неисправности детали
Чаще всего последствием неисправности крышки является закипание ОЖ, иногда сопровождающееся выбрасыванием последней из расширительного бачка – нередкое явление для автомобилей ВАЗ. Если это происходит при рабочих температурах двигателя, то, скорее всего, пробка не держит необходимое давление.
Закипание ОЖ автомобиля
Другая причина этого же явления – из-за неисправности вакуумного клапана в СОД попал воздух и образовал пробку, которая нарушает нормальную циркуляцию, а значит, и охлаждение ОЖ. Зимой из-за воздушной пробки может плохо работать печка. Неприятные последствия: потеря ОЖ, которую приходится регулярно подливать. Такое случается, когда из-за повышенного давления в СОД жидкость «выгоняется» через стыки между штуцерами и патрубками, надетыми на них, через хомуты.
- разрыв некачественных патрубков или тех, что давно не менялись (картина, знакомая не только владельцам ВАЗ);
- появление течи в основном или отопительном радиаторе;
- разрывает корпус термостата (для Nexia обычное дело – на 2 части);
- лопнувший расширительный бачок.
Появление течи в основном радиаторе
Все эти признаки-последствия неисправности крышки являются результатом повышенного давления в СОД. Последнее – не редкость для автомобилей ВАЗ 2108, 2109 и особенно 2110 с бачками нового образца. Конечно, очевидно, что пластик этих расширительных емкостей оставляет желать лучшего, но, тем не менее, тут дело и в неисправности пробки. Так что крышка, регулируя давление в СОД, еще и оберегает ее элементы от механических повреждений.
Признаки неисправности
В случае перегрева ДВС водители стараются найти проблему под капотом, в частности проверяют крышку бачка охлаждающей системы, которая держит давление в охлаждающем контуре. Печальным результатом перегрева может стать антифриз (тосол), который может попасть в сам двигатель.
Главной и основной проблемой является нарушение работы внутреннего клапана. При нарушении его работоспособности в систему попадает воздух, вследствие чего образовывается воздушная пробка. Она не дает правильно циркулировать антифризу (тосолу) внутри герметичной охлаждающего контура.
Если крышка неисправна или сам впускной клапан, может произойти следующее:
- Нарушение целостности шлангов из-за превышения срока эксплуатации или некачественных материалов;
- Расплавление оболочки термостата;
- Образование течи в радиаторе;
- Нарушение целостности бачка, в котором находится охлаждающая жидкость.
Почему давит антифриз из-под пробки бачка ОЖ
Основной причиной выхода антифриза из расширительного бачка является неисправность пробки.
Помимо самого запирающего элемента есть ряд других причин, из-за которых может выйти охлаждающая жидкость:
- Трещина в корпусе бачка, в котором находится антифриз;
- Разгерметизация охлаждающего контура, в результате прогара прокладки головки блока двигателя;
- Плохая работоспособность помпы. Из-за нее циркуляция в охлаждающем контуре не позволяет внутренностям охладиться до приемлемой температуры;
- Поломка термостата;
- Трещины на радиаторе;
- Трещины на соединениях шлангов и патрубков.
Подготовка к монтажу
Схема подключения алюминиевых радиаторов.
Перед тем как приступить к установке биметаллических радиаторов, необходимо определиться с их расположением, другими словами, составить схему системы отопления, а также продумать, какие дополнительные действия вам, возможно, придется осуществить. Например, вам может потребоваться установка или замена кранов, замена труб. В таком случае вам следует заранее запастись всеми комплектующими и инструментами.
Из инструментов вам может потребоваться:
- радиаторный ключ;
- резак для труб;
- разводной ключ;
- газовый ключ;
- комплект для сварки.
Диагональная схема подключения радиатора.
потребует также дополнительных деталей, точный перечень которых вы можете узнать в точке продажи радиаторов.
Примерный список этих материалов выглядит так:
- соединительные муфты (ровные и изогнутые);
- крепежи для радиаторов;
- лен.
Для биметаллических радиаторов наиболее оптимальным считается диагональный монтаж.
Ремонт расширительного бачка
Если обнаружатся небольшие трещины и сколы, засохнет штатный уплотнитель или разболтается крышка, может потребоваться ремонт бачка.
Устранение трещин
Трещины на расширительном бачке появляются, как правило, в результате механических повреждений. При интенсивной эксплуатации машины это неудивительно, так как пластмассовый резервуар не отличается высокой прочностью.
Трещина на расширительном бачке может появиться в результате механических повреждений
Обычно трещины возникают из-за некачественного пластика
Поэтому при выборе нового бачка следует обращать внимание на качество материала, из которого изготовлен РБ и избегать дешёвой китайской продукции. К появлению трещин приводит недостаточная толщина корпуса бачка, усугубляемая кипением ОЖ
Из-за разницы температур пластмасса постоянно подвергается механическим деформациям, что, в свою очередь, приводит к снижению ресурса РБ.
Качественно заклеить трещину общепринятыми способами, как правило, невозможно. Инертность материала, из которого изготовлен бачок, не позволяет клеящему составу обеспечить прочное соединение. Поэтому для устранения трещин применяют:
- пайку с использованием металлической сетки;
- заливку эпоксидной смолой, холодной сваркой или специальным герметиком.
Использование эпоксидной смолы или холодной сварки для устранения трещин поможет лишь на непродолжительное время. Однако этого хватит для того, чтобы доехать до гаража или автосервиса.
Для пайки потребуется мощный (не менее 40 Вт) паяльник с плоским наконечником. Процесс выглядит следующим образом.
- С помощью обычной салфетки корпус бачка очищается от остатков ОЖ.
- Рабочая область обезжиривается с помощью ацетона или растворителя и высушивается.
- Из латунной сетки в зависимости от размера трещины вырезается заплата в форме полосы. В любом случае её ширина не должна быть менее 10 мм.
Для заделки трещины из латунной сетки вырезается полоса
Трещина должна быть полностью закрыта армированным слоем
В качестве герметика при заделке трещин обычно используется красный полиадгезив, предназначенный специально для пластмассы и устойчивый к воздействию масляных жидкостей. Перед нанесением герметика рабочая поверхность готовится аналогично — очищается, промывается, сушится и обезжиривается.
Видео: ремонт расширительного бачка
Ремонт пластмассового бачка радиатора
Верхняя часть (бачок) радиатора изготовлена из пластмассы. В результате механических воздействий на ней могут образовываться трещины и сколы, из которых будет вытекать ОЖ. Это может стать причиной попадания воздуха в систему охлаждения. Устранить такие повреждения можно, как и в случае с РБ, пайкой, но чаще используют холодную сварку. В этом случае она обеспечит более прочное соединение, чем на РБ, так как давление ОД в бачке радиатора намного ниже. Приобретать следует состав, предназначенный специально для ремонта бензобаков и радиаторов.
Пластмассовый бачок радиатора тоже может пропускать тосол
Заделка трещин осуществляется по следующему алгоритму.
- Радиатор снимается с автомобиля.
- Радиатор чистится и промывается снаружи и внутри. Можно использовать большую ёмкость типа ванны и стиральный порошок.
- Разогнув усики, с радиатора снимается верхняя часть. Резиновую прокладку, если она в нормальном состоянии, можно оставить.
- Трещина по всей длине зачищается отвёрткой с плоским лезвием. Если пробоина большая, но скрыта пластмассовыми наслоениями, это покажет повреждённое место целиком.
- Рабочая область зачищается и обезжиривается.
- Повреждённое место снаружи заливается холодной сваркой, а изнутри герметиком.
При устранении трещин бачка радиатора используют холодную сварку
Перед установкой бачок рекомендуется проверить в ёмкости с водой на герметичность. Он погружается в воду и накачивается воздухом. Появление пузырей покажет, что работа выполнена некачественно. Придётся переделать или использовать другие способы ремонта. В крайнем случае бачок можно заменить.
Видео: ремонт пластиковых частей радиатора
https://youtube.com/watch?v=3E-1Du3IrSY
Ремонт крышки расширительного бачка
Если бачок не держит повышенное давление, причиной этого является не клапан, а пружина крышки. Специалисты рекомендуют аккуратно разобрать крышку, укоротить пружину на один виток, заново собрать и проверить в рабочем режиме.
Некоторые модели крышек могут иметь две пружины — короткую и длинную. В этом случае сначала обрезается на один виток большая пружина, и крышка проверяется. Если не помогло, маленькая пружина укорачивается на два витка, и тест повторяется.
Конструкция некоторых крышек РБ предполагает наличие двух пружин
Проверка на годность
Поскольку такие процедуры должны быть регулярными, лучше один раз заморочиться и соорудить себе проверочный аппарат. Для него объединяются в единое целое самый простой насос с манометром и расширительный бачок (один раз можно потратиться, чтобы не изобретать велосипед из подручных материалов). Проверять надо оба клапана – и выпускной, и впускной. Для первого при накрученной крышке в бачок закачивается воздух до появления характерного шипения.
Если оно раздалось при давлении не выше 1,2 атмосферы – клапан уже наполовину живой. Чтобы убедиться в его второй половине, дожидаются конца шипения и замеряют оставшееся давление. Должен держать 0,8. При первом давлении больше указанного показателя понемногу подрезается – и каждый раз проверяется – пружина. При стравливании меньше 0,8 пружина растягивается или под нее подсовываются шайбы.
Как проверить крышку расширительного бачка
В ряде случае стоит самостоятельно проверить состояние крышки расширительного бачка системы охлаждения двигателя. Однако не стоит забывать о сложности данной операции, поскольку функционирование элемента зависит от давления внутри системы.
Создать необходимое для проверки давление в кустарных условиях собственного гаража не так просто. В связи с этим при возникновении подозрений в неисправности крышки бачка проще обратиться в автосервис, чем заниматься проверкой ее работоспособности самостоятельно.
В автосервисе проведут диагностику заглушки, подвергнув крышку расширительного бачка определенному давлению, нагнетаемому специальными насосами. Благодаря этому можно определить, происходит ли открывание и закрывание клапана крышки при достижении необходимых значений, или же вышедшую из строя заглушку необходимо менять.
Впрочем, можно и самостоятельно проверить работоспособность заглушки, хотя, конечно, полученные результаты будут не столь точными, как при диагностике в автосервисе. Если вы думаете о том, как проверить крышку расширительного бачка, то ниже для вас приведена инструкция.
В первую очередь, до запуска двигателя необходимо снять крышку с расширительного бачка, расположенного в подкапотном пространстве, и тщательно осмотреть ее при хорошем освещении. Исправная заглушка не должна иметь механических повреждений, таких как сколы, трещины, разрывы, потертостей и т. п. Их наличие будет свидетельствовать о неисправности крышки, ставшей причиной появления характерных симптомов.
Если же визуальный осмотр не выявил наличия на заглушке повреждений, ее необходимо установить на место, после чего запустить двигатель и прогреть его до рабочей температуры. Затем необходимо вновь открыть капот и, надев перчатку, чтобы не обжечься, начать аккуратно откручивать пробку. Делать это необходимо в полной тишине, чтобы услышать звуки, которые могут возникнуть в процессе откручивания заглушки.
Если никаких звуков не возникнет, значит, заглушка исправна. Свист или шипение в процессе ее откручивания будет свидетельством того, что клапан крышки не срабатывает, несмотря на достаточно высокое давление внутри системы. Избыточное давление сдерживается крышкой, поскольку нефункционирующий клапан не открывается.
Низкое давление проверяется другим способом. При плотно закрытой заглушке двигатель прогревается до рабочей температуры, а затем проверяется состояние толстых шлангов системы охлаждения. О выходе крышки расширительного бачка из строя будут свидетельствовать сжатые, вдавленные внутрь шланги. Такая ситуация возникает при падении давления внутри системы ниже необходимого уровня.
Можно воспользоваться альтернативным способом проверки работоспособности заглушки, однако он подходит не для всех автомобилей, т. к. системы охлаждения имеют конструктивные особенности и различный доступ к шлангам.
При отсутствии возможности осмотреть шланги без демонтажа отдельных элементов системы можно попробовать сделать это следующим способом. Необходимо при открытой крышке расширительного бачка сильно сжать шланг, после чего закрутить пробку. После этого пережатый шланг отпускается. Если трубка вернется к первоначальному объему, клапаны функционируют нормально.
Обнаружив неисправность клапана крышки расширительного бачка, вам придется заменить вышедший из строя элемент. Т. е. необходимо будет купить заглушку, идентичную той, что установлена в системе охлаждения вашего автомобиля, и поставить ее на бачок. Если после этого система начнет работать нормально, значит, дело было именно в пробке бачка охлаждающей жидкости.
Устройство и принцип работы крышки расширительного бачка
Чтобы при работающем двигателе в СОД создалось необходимое давление, устройство крышки обеспечивает плотное герметичное закрывание бачка. Для сброса избыточного давления предусмотрен предохранительный клапан. Он срабатывает (открывается), только когда давление внутри СОД станет 1,1–1,5 кгс/см 2 (зависит от конструкции крышки и ее производителя).
Пока оно ниже, клапан закрыт, а сразу после стравливания избыточного давления до величины, которая меньше указанной выше – частичного выпуска сжатого в бачке воздуха – он закрывается. В крышке стоит еще 1 клапан – впускной, его еще называют вакуумным. Его назначение прямо противоположное предохранительному. Впускной клапан служит для забора (всасывания) воздуха в СОД. Дело в том, что после остановки двигателя он, как известно, начинает остывать. Падает температура и у ОЖ.
Впускной клапан крышки
При этом она уменьшается в объеме, что сопровождается снижением давления внутри СОД. ОЖ, поступившая в бачок, при собственном нагреве начинает уходить обратно в систему, освобождая место для оставшегося в расширительной емкости воздуха и переставая на него давить. Затем наступает момент, когда давление в СОД сравнивается с внешним атмосферным. Если при этом у ОЖ температура окажется выше, чем во внешней среде, то она, продолжая остывать, будет дальше уменьшаться в объеме.
Это приведет к тому, что давление в СОД станет ниже атмосферного, то есть к разряжению, вакуумному эффекту. Наружный воздух станет оказывать давление на элементы системы и будет при этом стремиться занять ее внутренние объем. Если в какой-либо части СОД окажется «слабое» место, где при ее остывании и оказываемом извне давлении будет нарушена герметичность, то в систему попадет воздух, и в ней может образоваться так называемая воздушная пробка. Когда двигатель будет опять запущен, она, конечно, может быть вытолкнута ОЖ в расширительный бачок.
Охлаждающая жидкость авто
Но если этого не произойдет, воздушная пробка будет нарушать циркуляцию жидкости в СОД, препятствовать охлаждению мотора и может даже стать причиной выхода его из строя. Обычно воздух попадает в систему за счет подсасывания между патрубками и штуцерами, на которые они надеты. Чтобы этого не произошло, давление в СОД выравнивается с внешним атмосферным впускным клапаном. Он срабатывает при разряжении в системе 0,03–0,1 кгс/см 2 и впускает в расширительный бачок воздух, который фактически заменяет вытолкнутый через предохранительный клапан при нагреве ОЖ. Происходит выравнивание внутреннего давления в СОД с внешним.
Устройство и работа
Расширительный бак состоит из полипропиленового корпуса, крышки и двух патрубков для присоединения шлангов жидкостной системы. С помощью нижнего шланга устройство подключается к охлаждающей магистрали, верхний служит для отведения паров и воздушных пузырей из системы. На современных моделях часто устанавливаются поплавковые датчики уровня ОЖ.
Для этой опции расширительный бачок сверху оснащается еще одной горловиной, предназначенной для установки датчика. На боковой поверхности емкости нанесены несколько контрольных рисок, от нижней — min до верхней — max. В этом промежутке и должен располагаться уровень ОЖ.
Как работает устройство? Сначала немного теории. В таблице показаны температурные режимы работы современных моторов. Как видим, двигатели работают в критических температурных условиях.
Температура двигателя, °C | Рабочая | Кратковременно |
80 — 100 | 120 — 125 | |
Температура закипания жидкостей, °C (при атмосферном давлении) | воды | 100 |
тосола | 105 — 110 | |
антифриза | 120 |
Чтобы поднять планку допустимой температуры, конструкторы повышают давление в ОЖ (больше атмосферного), благодаря чему температура ее закипания повышается. Для этого система закрывается герметично, и в ней поддерживается избыточное давление. Для разных двигателей эта величина находится в пределах от 0,1 до 0,5 бар (кг/см²).
В то же время недопустимо и значительное разрежение (больше 0,03 — 0,1 кг/см²) в свободном пространстве расширителя, поскольку в систему будет подсасываться воздух, что приведет к появлению воздушных пробок, затрудняющих циркуляцию ОЖ и, следовательно, к перегреву двигателя. Поддержание давления в ОЖ на требуемом уровне возложено на специальный регулятор, расположенный в заливной крышке.
Как работает крышка радиатора
Регулярный осмотр и техническое обслуживание автомобиля – залог длительной безаварийной эксплуатации транспортного средства. Незначительная поломка, если ей не уделено должного внимания, может стать причиной выхода из строя дорогостоящих узлов и агрегатов. Яркий пример – крышка радиатора: даже небольшое подтекание охлаждающей жидкости – повод для внепланового ремонта.
Крышка радиатора: назначение и принцип работы
Автомобилисты, не имеющие достаточных знаний по устройству системы охлаждения, полагают, что эта деталь имеет лишь барьерную функцию, предотвращая вытекание антифриза из расширительного бачка, и не спешат купить крышку при первых признаках неисправности. На самом деле это не просто «пробка», а технически сложное устройство, состоящие из двух клапанов – парового и воздушного. Паровой клапан предохраняет систему охлаждения от повреждений в случае резкого повышения давления. Происходит это следующим образом: при закипании объем охлаждающей жидкости увеличивается, а поскольку это происходит в замкнутом объеме, то возрастает и давление. При достижении определенного значения сопротивление пружины клапана преодолевается, и пар выходит наружу. При охлаждении происходит обратный процесс: объем жидкости уменьшается, и при падении давления ниже атмосферного открывается обратный клапан, пропуская воздух в систему.
В случае неисправности крышки радиатора давление не сбрасывается, что систему охлаждения может просто разорвать (обычно герметичность нарушается в местах соединения патрубков). Кроме того перегрев двигателя может привести к повреждению головки блока цилиндров, и, как следствие, к выходу из строя всего двигателя.
Тревожные звоночки: когда менять крышку радиатора?
Для обнаружения неполадок не требуется специфических навыков и опыта – достаточно внешнего осмотра. Подтекание охлаждающей жидкости – явный признак неработающей крышки радиатора. Не стоит забывать, что любую поломку проще предотвратить, чем устранять ее последствия, поэтому периодически крышку нужно снимать для более детального осмотра. Показателями неисправности являются:
- трещины, через которые может выходить пар и поступать воздух, минуя клапаны;
- видимые деформации (например, разрушение резьбы);
- коррозионное разрушение;
- отсутствие сопротивления пружины клапана при сжатии.
Если состояние крышки радиатора не вызывает подозрений, то с профилактической целью рекомендуется производить замену каждые 50 тыс км пробега.