Воздух в системе охлаждения двигателя: как удалить воздушную пробку

Полезные советы автолюбителю

Не нужно применять вместо охлаждающей жидкости простую воду – это может ухудшить работу всей
системы. Кроме того, это уменьшит срок службы помпы и термостата.
Использовать дистиллированную воду также крайне не рекомендуется – ее можно
применять только в качестве разбавляющего средства.

Необходимо все время контролировать уровень жидкости в расширителе. Даже при
полной герметичности она все равно будет испаряться через клапан. Помните, что снижение уровня
может стать причиной сильного перегрева мотора.

Некоторые водители ограничиваются доливом дистиллированной воды. В конечном
итоге это приводит к значительному снижению плотности рабочей жидкости. Из-зя чего зимой она может замерзнуть. Для измерения плотности раствора
используют специальный прибор – ареометр. Корректировку плотности нужно производить у неразбавленной охлаждайки.

Незамерзайку необходимо периодически менять полностью. Делать это нужно не реже
1 раза в 2–3 года. Здесь многое зависит от производителя раствора и условий, в
которых он эксплуатируется. В негодность охлаждающую жидкость приводят следующие факторы:

  • попадание
    в канал газов из камеры сгорания;
  • значительный
    перегрев мотора;
  • сильное
    загрязнение каналов;
  • применение
    составов для обеспечения герметичности, типа “Стоп–течь”.

Радиатор тоже нуждается в постоянном обслуживании, и мыть его нужно не только
снаружи, но и изнутри. В нем происходит скапливание ржавчины, накипи и веществ,
которые образуются после распада тосола

Это приводит к снижению производительности
охлаждения и влияет на работу салонной печки, что немаловажно зимой

Система
охлаждения нуждается в постоянном обслуживании и использовании качественных
расходных материалов. Прежде всего, нужно купить качественную охлаждающую
жидкость, в противном случае на карту ставится работоспособность силового
агрегата. Качественная незамерзайка стоит недорого не только в регионах, но и в
Москве и других крупных городах.

Как образуется воздушная пробка в системе охлаждения

Если не разобраться в причинах появления воздуха в системе охлаждения автомобиля, то работа по удалению газа из двигателя, радиаторов и шлангов станет рутинным занятием. В полностью исправном моторе попавший внутрь воздух будет обязательно перемещаться в расширительный бачок. По этой причине этот резервуар находится всегда выше по уровню относительно всей системы охлаждения двигателя.

Воздух может попадать в систему охлаждения автомобиля как по причине образовавшейся поломки узлов и агрегатов, так и в результате неквалифицированного ремонта

Важно уметь правильно определить, что стало причиной нестандартной работы автомобиля, чтобы при минимальных временных издержках восстановить функционирование системы охлаждения

Воздушная пробка в системе охлаждения образуется при попадании достаточного количества воздуха, чтобы полностью заполнить просвет шланга или канала внутри двигателя. Небольшое количество растворенного газа в жидкости практически не способно оказать негативного воздействия на эффективность охлаждения силового агрегата.

Причины завоздушивания системы охлаждения двигателя

Существует большое количество причин завоздушивания системы охлаждения двигателя. Наиболее часто это явление вызывается следующими техническими проблемами:

  • Разгерметизация патрубков. Патрубки могут потерять герметичность по причине механического разрушения или ослабления хомутов.
  • Трещины радиатора. После остывания охлаждающей жидкости в радиаторы печки или двигателя может происходить подсос воздуха.
  • Нарушение работы клапана расширительного бачка. Может произойти по причине поломки или засорения. Попадание воздуха происходит, когда при остывании тосола, не выравнивается давление посредством поступления газа извне в расширительный бачок. В результате поломки этой детали возникает чрезмерное разрежение в системе охлаждения, и воздух подсасывается даже в небольшие щели или в местах соединения патрубков, которые зафиксированы недостаточно хорошо.
  • Уменьшение уровня охлаждающей жидкости. Может произойти в результате выкипания или утечки. Если уровень тосола снизился ниже минимально возможного значения, то внутрь системы охлаждения начинает подсасываться воздух из расширительного бачка.
  • Ошибки при замене ОЖ. Воздушная пробка может образоваться при заливке новой охлаждающей жидкости.
  • Засорение системы охлаждения. При длительной эксплуатации в системе охлаждения автомобиля образуются отложения, которые могут полностью перекрыть движение ОЖ, что вызовет невозможность удаления пузырьков воздуха, которые накапливаясь могут образовать пробку.
  • Пробой прокладки ГБЦ. Если повреждена прокладка между блоком цилиндров и головкой, то может происходить подсос атмосферного воздуха при понижении давления в системе охлаждения. Если происходит поступление отработанных газов в рубашку цилиндров, то также может образоваться пробка.
  • Поломка термостата. Заклинившая деталь приведет к нарушению циркуляции жидкости и невозможности поступления пузырьков воздуха в расширительный бачок (радиатор холодный).
  • Износ водяного насоса. В этом случае помпа не в состоянии протолкнуть образовавшиеся пузырьки газа в расширительный бачок, что и вызывает воздушный затор внутри системы охлаждения.

Конструктивные недостатки системы охлаждения также могут являться причиной образования воздушной пробки. Например, заторы из газа на переднеприводных ВАЗах могут наблюдаться, в основном, в секторе обогрева дросселя карбюратора.

Чем опасно завоздушивание

Завоздушивание системы охлаждения может быть очень опасным для технического состояния двигателя автомобиля. Воздушные пробки в системе охлаждения двигателя могут приводить к следующим последствиям:

  • Перегрев двигателя.
  • Повреждение деталей системы охлаждения.
  • Нарушение работы печки.

При перегреве двигателя тосол закипает, и повышающееся давление в системе охлаждения не всегда может быть компенсировано клапаном крышки расширительного бачка. В результате могут происходить разрывы патрубков, пробой прокладок и трубок радиаторов. Возможна также поломка термостата, что вызовет еще большие отклонения в работе системы охлаждения автомобиля.

Если в летнее время в работе печки нет необходимости, то суровыми зимами эксплуатация автомобиля в это время года окажется практически невозможной. По этой причине при малейших симптомах наличия воздушной пробки следует незамедлительно развоздушить систему охлаждения.

Как образуется воздушная пробка в системе охлаждения?

Каковы причины образования воздушной пробки и где конкретно она может возникнуть? Причин несколько, как и «потайных» мест ее образования. Например, воздушная пробка в радиаторе — очевидна, а ее диагностика и «лечение» элементарны. Сложнее, когда появляется воздух в системе охлаждения, и при этом — где-то «глубоко внутри». Тут всё гораздо сложнее..

1. Главная причина — плохая герметизация. В системах охлаждения современных автомобилей применяются антифризы не только с низкой точкой замерзания, но и с довольно высокими показателями точек кипения — до 115-120 градусов. Соответственно и давление в системе поднимается до 1,2-1,4 атм.

Утечка охлаждающей жидкости происходит по причинам износа и обветшалости самих патрубков, их соединений между собой и с металлическими патрубками радиатора, блока и головки блока цилиндров, обогревателей и тд.

Иногда эту утечку можно обнаружить визуально, но часто она происходит «где-то в недрах» кузовных деталей или декоративных панелей салона. Такую утечку обнаружить трудно. А когда система остывает (и давление падает) происходит обратный процесс — подсос воздуха в систему, И «слабое место» может находиться в самом неожиданном месте — даже для механиков-мастеров.

2. Попадание воздуха в систему происходит также, например, при доливе или замене антифриза. Неопытный автомобилист или ленивый механик выливает охлаждающую жидкость в заливную горловину прямо из канистры — широкой мощной струей. В то время как технологические карты производителей предписывают мастерам своих сервисов заполнять систему из небольшой емкости и, главное, неторопливой тонкой струей. Тогда воздух в систему точно не попадет.

3. Паровая пробка в системе также может возникнуть и по следующим причинам:

— из-за неисправной помпы (водяного насоса), она начинает шуметь, а позже – и подтекать;

— из-за вышедшего из строя воздушного клапана в пробке расширительного бачка;

— из-за неисправного термостата;

— из-за проблем в печке/отопителе (или отопителях, если их несколько);

— из-за пробоя прокладки головки блока цилиндров, а также на стыках систем охлаждения, смазки и газораспределения.

В последнем случае развитие событий происходит по следующим сценариям.

Если появляется пробой прокладки между блоком цилиндром и головкой, то выхлопные газы находят себе два выхода:

— либо в систему охлаждения, тогда охлаждающая жидкость начинает бурлить в расширительном бачке или верхнем резервуаре радиатора; или — из выхлопной трубы начинает вырываться белый пар;

— либо в систему смазки, тогда в моторном масле появляется эмульсия, и эта ситуация чревата капитальным ремонтом двигателя; или из выхлопного тракта выходит черный/сизый густой дым – это горит моторное масло или тосол.

Если происходит пробой между системами охлаждения и смазки, то либо в охлаждающей жидкости появляется так называемый «парафин», либо в системе смазки — та самая водяная эмульсия.

Как выгнать воздушную пробку на примере ВАЗ-2109

Чтобы развоздушить систему охлаждения используется три метода, каждый из которых справляется с поставленной задачей.

Самый простой способ, который применим как для ВАЗ-2109, так и других авто – удаление воздушной пробки двигателем. Для этого найдите крутой склон и загоните на него авто передком вверх.

Воздух скапливается в самой высшей точке системы — в радиаторе печки. После установки авто на склон, самой высокой точкой становится верхний бачок основного радиатора, связанный патрубком обратной подачи с расширительным бачком.

После установки машины на склон, обездвиживаем его ручником (не помешают и противооткатные башмаки или иные упоры).

Удалить воздух таким способом просто – после установки авто устанавливаем средние обороты двигателя и удерживаем их. Помпа активно качает жидкость и выталкивает пробку в верхнюю точку.

В процессе работ жидкость циркулирует и уровень ее в расширительном бачке может упасть, поэтому следите за количеством антифриза и подливайте его.

Поскольку радиатор связан с расширительным бачком, то при интенсивной работе насоса, воздух сначала поступит в радиатор, а затем жидкостью вытеснится в расширительный бачок.

Показателем того, что воздух вышел из системы охлаждения, будет стабильная струйка антифриза без пузырьков воздуха, выходящая из патрубка обратной подачи, идущего от радиатора.

Можно выгнать пробку другим вторым способом.

Для этого найдите патрубок подогрева карбюратора (дроссельной заслонки – на инжекторной версии ВАЗ-2109) и снимите его. После откручиваем крышку расширительного бачка, при надобности доливаем жидкость.

Чтобы выгнать пробку, создайте давление в системе. Для этого с усилием подуйте в бачок. Но проще найти подходящую крышку и врезать в нее золотник от бескамерной шины, после чего создайте давление в системе насосом или автокомпрессором.

Суть метода сводится к тому, что создав давление в бачке, мы выталкиваем жидкость из бачка. При этом жидкость, дойдя до пробки, начнет ее смещать к месту, где давление падает. Это снятый патрубок обогрева карбюратора (дросселя). Сигналом того, что пробка вышла, будет появление струи антифриза из патрубка.

Третий метод построен по тому же принципу, что и второй, но в нем для создания давления используется сам двигатель. Запускаем мотор и даем ему поработать 15-20 мин (за это время в системе создастся давление из-за расширения антифриза при нагреве).

После откручиваем патрубок прогрева карбюратора (дросселя) и ждём, пока за счет давления пробка не выйдет и из снятой трубки не пойдет антифриз. Но этот метод применим только, если клапаны крышки расширительного бачка исправны и не пропускают воздух.

Такими простыми методами можно развоздушить систему охлаждения охлаждения ВАЗ 2109. Основной показатель того, что процедура удалась, — восстановление работоспособности системы обогрева салона. Но если печка не греет, процедуру придется повторить.

Видео: УДАЛЕНИЕ ВОЗДУХА ИЗ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ: Ланос, ВАЗ, УАЗ, ГАЗ

Категория: Ремонт своими руками

Характеристики автомобиля: Габариты авто следующие, длина — 3418, ширина — 1100, высота — 1005 мм. Колесная база составляет 2044 мм. Дорожный просвет 113 мм. Автомобиль оснащается гибридным силовым агрегатом. 2—цилиндровый двигатель оборудован системой обеспечивающей выходную мощность мотора. На каждый цилиндр приходится по 4 клапана. Диаметр одного цилиндра составляет 73 мм, ход поршня – 78 мм. Коленвал двигателя и разгоняется до 5000 оборотов в минуту. Максимальный крутящий момент удерживается вплоть до 3000 оборотов в минуту.

Выложил админ: по просьбе Генриха

Cмотрите ВИДЕО про как выгнать воздух из системы охлаждения уаз патриот.

Отзыв автовладельца по имени Нестор :Превосходная шумка. Приемлемый средний расход. Шикарный звук Босе. Удобная эргономика.

Оригинальное название: Hoe om te verdryf die lug van die verkoeling stelsel UAZ patriot

Дата выхода: 17. 11. 2019 года

Смех в теме: Из книги отзывов кафе “…” :Спасибо, что отравили.За пять дней скинул 10 килограмм, бросил пить, курить и шляться по кабакам.

Важность системы охлаждения на всех автомобилях безгранична. Основным предназначением этой системы является отвод высокой температуры от двигателя в целях предотвращения поднятия ее выше критической отметки

Ведь повышение температуры выше нормы приведет к непоправимым последствиям, которые повлекут за собой необходимости проведения капитального ремонта. Но не будем о грустном и разберем, что же собой представляет система охлаждения на УАЗ Патриот, каковы ее особенности и из чего же она состоит.

Как выгнать воздушную пробку в системе охлаждения двигателя

Прежде чем перейти к процессу удаления воздушных пробок из системы охлаждения, начнем с основных причин, по которым они появляются.

  • Первым делом, стоит упомянуть разгерметизацию в результате нарушения соединений трубок, шлангов и патрубков. Все это приводит к тому, что система подсасывает воздух через неплотности в местах соединения. Также пробки воздуха образуются тогда, когда производится долив антифриза/тосола.
  • Еще стоит выделить нарушения в работе воздушного клапана. Как известно, при нагреве антифриз в системе расширяется, давление растет, однако при остывании клапан отвечает за выравнивание давления. Если давление оказывается низким, клапан пропускает воздух снаружи. В случае если с этим клапаном возникли проблемы, в системе накапливается лишний воздух.
  • Иногда уплотнители помпы перестают герметизировать систему, что приводит к подсосу воздуха. Также антифриз может течь, его объем закономерно уменьшается и накапливается избыток воздуха.

Итак, разобравшись с причинами, перейдем к последствиям и признакам того, что система охлаждения завоздушилась. Сразу отметим, последствия могут оказаться достаточно серьезными. Воздушная пробка способна нарушить циркуляцию антифриза, особенно если воздух не позволяет ОЖ пройти в радиатор. В результате мотор перегревается.

Также в салоне начинает плохо работать печка, что снижает комфорт во время использования ТС в зимний период и может нести угрозу здоровью водителя и пассажиров. Чтобы решить задачу, необходимо знать, как убрать воздух из системы охлаждения двигателя.  На начальном этапе следует убедиться в том, что уровень антифриза в норме, а также сама система охлаждения герметична, то есть течи отсутствуют.

Для этого нужно осмотреть все детали из резины, шланги, патрубки, штуцеры и т.д., причем на заведенном моторе. Обнаружение течи потребует немедленного устранения. Если же течей нет, но мотор перегревается или же, наоборот, остается холодным долгое время, нужно проверить термостат.

Часто бывает так, что устройство подклинивает в открытом или закрытом положении (охлаждающая жидкость циркулирует только по малому или большому кругу). Реже причиной является то, что в области термостата образовалась воздушная пробка.

Как удалить воздушную пробку: способы

Как уже говорилось выше, наиболее верным и частым признаком воздушной пробки является холодный воздух из печки, при этом двигатель прогрет полностью. Чтобы избавиться от воздуха в системе, существует несколько доступных способов (в зависимости от типа ДВС, особенностей реализации его системы охлаждения и т.п.).

Развоздушить систему охлаждения можно, сняв патрубки, по которым подается ОЖ для подогрева дросселя. Для этого с мотора снимается пластиковая крышка, после чего открывается свободный доступ. Обнаружив патрубки, нужно снять один из них.

Затем выкручивается крышка расширительного бачка, затем на горловину накладывается чистая тряпка, затем можно подуть в бачок. При этом не допускайте попадания ОЖ в глаза, на открытую кожу или вовнутрь! Антифризы и ТОСОЛы являются сильнейшим ядом!

Продувать бачок следует до того момента, пока из снятого патрубка не потечет антифриз. Далее снятую трубку нужно закрепить на положенном месте,  при необходимости долить ОЖ и закрутить крышку бачка.

Следующий способ несколько проще предыдущего и похож на него. Для начала следует прогреть двигатель и затем заглушить мотор. При этом крышку расширительного бачка откручивать не нужно.

Достаточно просто снять один из патрубков на дросселе и выждать, пока оттуда не потечет охлаждающая жидкость. Далее нужно плотно закрепить патрубок, затянув его хомутом

При этом важно учитывать, что вытекающий из патрубка тосол/антифриз может быть очень горячим, так что нужно соблюдать осторожность, чтобы не получить ожогов и травм

Далее потребуется открутить пробки радиатора/расширительного бачка. Затем двигатель запускают и дают ему прогреться. Во время прогрева нужно сильно погазовать в несколько подходов, при этом контролируется уровень ОЖ в бачке и производится долив. Данную процедуру нужно продолжать до того момента, пока пузыри воздуха не исчезнут. Затем все пробки можно закрутить.

Причины возникновения

Причин возникновения воздушных пробок много. Часто они обусловлены особенностями модели двигателя и систем автомобиля в целом. Наиболее частыми причинами являются:

1. Неправильная заправка антифриза.

Желание ускорить процесс заставляет водителей использовать широкие воронки. При заправке через радиатор место залива буквально захлебывается от потока жидкости. Вместе с антифризом в радиатор, а затем и в систему попадает воздух, который может остаться в не стоковых полостях.  Ошибкой является слишком быстрое закупоривание крышки, когда воздух еще не вышел в виде пузырьков.

Видео — как не завоздушить систему охлаждения при заполнении тосолом:

2. Неправильная дозаправка антифриза.

Причины те же, что и в предыдущем пункте. Даже, если доливка происходит через расширительный бачок, но с большой скоростью, велика вероятность попадания воздуха в систему охлаждения двигателя.

3. Плохая герметичность СО.

Через микрощели соединений патрубков, шлангов, штуцеров, трубок может уходить антифриз. Его место занимает воздух, который накопившись, объединяется в воздушную пробку. Особенно часто такое явление наблюдается во время стоянки в холодное время года, когда дневной перепад температур большой. При этом существенно меняются линейные размеры соединений. Перед запуском двигателя зимой опытные водители проверяют отсутствие капель антифриза под автомобилем.

4. Неисправность клапана крышки радиатора или крышки расширительного бачка.

При этом во время нагревания-остывания двигателя сначала часть увеличившегося в объеме при нагреве антифриза будет уходить в расширительный бачок. Назад во время охлаждения в систему будет поступать воздух.

Видео — завоздушивание системы охлаждения из-за неисправной крышки расширительного бачка:

5. Прогорание прокладки блока цилиндров.

Оно может быть настолько незначительным, что водитель не заметит изменения характеристик двигателя. Под давлением в систему охлаждения может поступать воздух, причем, в больших количествах.

6. Неисправность радиатора обогревателя салона, патрубков, ведущих к нему, прокладок.

В этом случае под машину антифриз может не отводиться: он понемногу будет скапливаться в салоне или на поддоне охладителя кондиционера.

7. Неисправность сальника помпы.

Воздух в систему может поступать непосредственно через водяной насос.

8. Использование некачественного антифриза.

Рабочая температура современных двигателей часто превышает 100 градусов Цельсия. Если залить некачественный тосол, он может подкипать даже при повышенном давлении в системе. Это приводит к газообразованию.

9. Неправильная работа термостата.

Если термостат заклинивает в нейтральном положении, это может привести к одновременной работе большого и малого круга системы рециркуляции. Эффективность системы охлаждения уменьшается, происходит закипание охлаждающей жидкости и газообразование.

Советы по улучшению производительности

Чтобы увеличить быстродействие ноутбука, в самую первую очередь стоит попробовать почистить его от пыли. Если внутри лэптоп чистый, тогда следует воспользоваться одним из предложенных ниже методов.

Чистка ноутбука от лишних программ

На лэптопах и ПК большинства пользователей установлен софт, который используется редко или вообще забыт. Сюда относятся и предустановленные утилиты, которые не открывались ни разу с момента покупки устройства. Подобное ПО — это мусор, который загружает систему и попусту тратит ее ресурс.

Стереть такие приложения несложно: надо войти в «Пуск» → Панель управления → Удаление программ. Откроется список, где можно убрать все лишнее.

Рекомендация: перед удалением утилиты следует прочитать ее описание, чтобы не стереть что-то важное для функционирования ОС

Дефрагментация жесткого диска

При использовании лэптопа на его винчестере копится много фрагментированных файлов. Они образуются вследствие удаления разных программ, перезаписи и т.д. и занимают маленькие кусочки места на накопителе, размещаясь в разброс. Впоследствии обращаясь к ним, жесткий диск тратит время впустую. Как итог — компьютер часто зависает.

Увеличить производительность устройства можно, оптимизировав систему путем дефрагментации файлов. Эта процедура наводит порядок на жестком диске, группируя программы и фрагментированные файлы таким образом, чтобы последние располагались как можно ближе друг к другу и как можно дальше от используемого ПО. Как результат — жесткий диск не тратит на них время. Выполнить эту процедуру можно с помощью классических инструментов WIndows.

Важно! Твердотельным накопителям дефрагментация не нужна: они и так быстрее винчестеров считывают данные. Более того, она может сократить срок службы SSD из-за лимитированного количества циклов чтения/перезаписи

Инструкция работает для версий ОС 7 и 10. Только названия пунктов незначительно отличаются.

Совет: найти необходимые разделы можно и через Пуск. Путь такой: «Программы» → «Стандартные» → «Служебные», где можно дефрагментировать диск.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий