Диагностика неисправностей стартера самостоятельно

Электрические причины неисправности

При неисправностях этого типа свидетельствует о том, что стартер или совсем не крутится или вращается неохотно.

Первым делом нужно проверить следующее:

  1. Наличие полной зарядки аккумулятора.
  2. Контакты от АКБ и на «массу» хорошо затянуты.
  3. Все провода, идущие от стартера не перебиты, на них нет замыкания.
  4. На стягивающее реле поступает напряжение и есть «масса».

Если при повороте ключа не слышно щелчка втягивающего реле, то на него не идет напряжение, пропала масса или реле вышло из строя.

Если щелчок есть, но стартер не крутится или делает это медленно, а АКБ хорошо заряжен, то деталь придется снимать для проверки и разборки.

Самые частые электрические неисправности:

  1. Изношенные, неплотно прилегающие к коллекторному кольцу щетки.
  2. Выгоревший коллектор.
  3. Неисправность втягивающего реле.
  4. Замыкание или обрыв обмоток статора или ротора.

Изношенные щетки, нуждающиеся в замене.

Электрические проблемы решаются путем замены поломанного узла. Отремонтировать обмотки, реле, ротор можно, но стоить это будет намного дороже, чем замена.

Поломка зубьев бендикса или венца маховика

Эта проблема проявляется обычно на автомобилях с солидным пробегом, особенно – после недавней замены маховика, или ремонта пускового механизма. При повороте ключа стартер – усиленно делает попытки запускать мотор: щелкает, жужжит (иногда с визгом), но ДВС не стартует. Здесь проблема в зацеплении.

Поломанные зубья бендикса

Зубья маховика (на большинстве машин) имеют скос, помогающий шестерне бендикса плавнее войти в контакт. При значительной выработке, заедании вилки тягового реле, подклинивании или износе самой шестерни — она не доходит до места надежного контакта, не прилегает по рельефу зубьев. Пробуксовка приводит к большему износу, а, поскольку деталь не ремонтируется — к внеплановой замене.

Если при пуске ДВС авто со стороны стартера возникают любые посторонние звуки – это повод проверить его как можно скорее. Иначе он «напомнит о себе» в дороге.

Диагностика бендикса

Для этого мультиметром (тестером) последовательно сначала замеряют напряжение на клеммах аккумулятора, отключенного от бортовой сети автомобиля. Оно составляет примерно 12,7 В. При показаниях прибора менее 12 В считается, что аккумулятор сильно разряжен и не пригоден к дальнейшим проверкам.

Далее восстанавливают штатное соединение проводов и замеряют напряжение на клеммах батареи и контактах реле. По сравнению с предыдущим случаем оно меняется не более чем на 0,1 В и будет равным в обеих контрольных точках. Переводят ключ в положение запуска. Напряжение на контактах реле не должно опускаться менее 12 В. В противном случае скорее всего неисправны соединительные провода, возможно, что подгорел один или несколько контактов в цепи протекания тока.

Чтобы проверить, целы ли щётки, возьмите 12-вольтовую лампочку. Её провода подсоедините к держателю и к массе щёток. Если лампочка загорится – это признак поломки, и щётки придётся заменить.

Работа под большой нагрузкой, может привести к короткому замыканию обмоток якоря. Как определить место замыкания, кроме визуального осмотра, можно проверить якорь стартера мультиметром. Проверка заключается в измерении сопротивления между корпусом и обмотками.

Еще одним способом определения работоспособности пускового устройства силового агрегата является проверка его элементов: бендикса, щеток и обмотки. Для тестирования двух последних потребуется 12-вольтовая лампочка, контакты которой необходимо подключить к массе и держателю щеток при этом на стартер должно подаваться напряжение от источника питания автомобиля.

Бывает ситуация, когда при исправной детали мотор по-прежнему не начинает крутиться. Это можно увидеть после его снятия с автомобиля, при этом отключать деталь от сети не нужно. После замыкания соответствующих клемм движение бендикса будет отсутствовать. Эту неисправность вызывают изношенные ролики, послабление хода пружины либо отсутствие смазки. Ремонтировать бендикс нет смысла, единственное, следует взять с собой в автомагазин выработанную деталь, чтобы не ошибиться.

Также, при демонтаже щеточного узла, обязательно проводим визуальный осмотр щеток, коллектора, втулок, обмотки и якоря. Ведь при выработке втулок может осуществляться просадка тока при запуске и нестабильное срабатывание моторчика, а поврежденный или подгоревший коллектор будет попросту «съедать» щетки.

Читать далее: Почему прикуриватель не работает в машине и не фиксируется: как его снять и подключить, ремонт

Если стартер включается, а мотор не крутит, пришло время узнать, как проверить бендикс стартера. Бендикс обычно не ремонтируется, а заменяется, но причины его поломки знать необходимо. Их не много:

  • засохла или загустела смазка;
  • износились пружины;
  • на роликах появились дефекты и стёртости или произошёл диаметральный износ.

Проверка бендикса производится без сложностей. Придумайте мягкую прокладку, чтобы обернуть механизм и тем самым избавить от повреждений.

Затем поместите его в тиски, при этом муфта прибора должна иметь односторонний поворот. Если есть вращение в две стороны, причина поломки – дефект муфты. Эту деталь придётся заменить. Соблюдая точный порядок действий и инструкций, проверку стартера и замену дефектных деталей вы проведёте без труда.

Причины возникновения неисправности

Прежде чем начать изучение причин неисправности, напоминаем, что здесь и далее мы говорим о треске стартера, который больше всего похож на громкий дребезг контактов электромагнитного реле. Если из-под капота слышится неприятный металлический скрежет, то он появляется из-за неполноценного зацепления обгонной муфты (бендикса стартера) с зубьями маховика – это совсем другая история.

Чаще всего стартер, при повороте ключа зажигания, трещит по трем причинам:

1. Разряженная аккумуляторная батарея

Чтобы разобраться с причиной возникновения треска из-за разряженной аккумуляторной батареи, давайте вспомним устройство стартера. При повороте ключа зажигания напряжение бортовой сети поступает на обмотку его втягивающего реле. Появляющиеся при этом электромагнитные силы заставляют двигаться якорь устройства. Он замыкает силовые контакты, которыми электродвигатель стартера подключается к аккумулятору, а кроме того, заставляет шестерню бендикса вступать в зацепление с маховиком.

При разряженной аккумуляторной батарее ее энергии может хватать, чтобы притянуть металлический сердечник – о том, чтобы провернуть коленчатый вал не может быть и речи. Как только замыкаются контакты стартера и подается питание на его электромотор, напряжение просаживается до такой степени, что электромагнит оказывается не в состоянии удерживать металлический сердечник. Под действием возвратной пружины он стремится занять исходное положение и размыкает силовые контакты. Восстановившееся напряжение способствует повторному втягиванию якоря, и ситуация воссоздается многократно.

Чтобы убедиться в том, что виновником проблемы является глубокий разряд аккумулятора, достаточно включить несколько потребителей (освещение, электродвигатель отопителя и др.) и нажать на звуковой сигнал. Последний либо не включится вообще, либо будет слышен с хрипами, пониженной амплитудой или затуханием.

2. Плохой контакт двигателя с «массой»

Картина происходящего практически неотличима от рассмотренного выше случая с той лишь разницей, что проверка на разряд аккумулятора завершается с отрицательным результатом – все потребители, включая звуковой сигнал, работают на полную силу.

А вместе с тем, определить, что причиной неисправности выступает плохой контакт между аккумуляторной батареей и двигателем, очень просто – достаточно обратить внимание на контрольную лампу давления масла, которая находится на панели приборов. Если напряжение в бортовой сети авто  ниже нормы, то поворот замка зажигания в  положение «Пуск» приведет к постепенному затуханию яркости свечения сигнальной лампы (как и всех других)

В случае, когда причиной треска втягивающего реле стартера выступает плохая «масса», попытка запуска двигателя приведет к полному ее угасанию в такт со щелчками втягивающего реле

В то же самое время другие индикаторы интенсивность свечения практически не меняют

В случае, когда причиной треска втягивающего реле стартера выступает плохая «масса», попытка запуска двигателя приведет к полному ее угасанию в такт со щелчками втягивающего реле. В то же самое время другие индикаторы интенсивность свечения практически не меняют.

Объясняется все очень просто – «массой» датчика давления масла, как, впрочем, и стартера, является корпус. Поэтому, как только будет утерян электрический контакт между двигателем и аккумулятором, оба этих устройства синхронно перестают работать.

3. Обрыв или замыкание обмотки реле стартера

Еще одной причиной, из-за которой происходит треск втягивающего реле, является межвитковое замыкание или обрыв его удерживающей обмотки. Другими словами, усилий электромагнита становится недостаточно для того, чтобы удерживать в замкнутом состоянии силовые контакты реле стартера и осуществлять зацепление шестерни обгонной муфты с зубчатым венцом маховика. Под действием возвратной пружины бендикс стремится занять исходную позицию, а расположенная на якоре контактная площадка размыкает электрическое соединение. После этого втягивающая обмотка включается вновь и ситуация многократно повторяется, что и становится причиной треска.

Определить, что в данном случае вышло из строя втягивающее реле стартера, можно  и по поведению расположенных на панели приборов контрольных ламп. В момент, когда слышны громкие щелчки включения стартера, их яркость не меняется – коммутация электродвигателя стартера происходит на столь короткое время, что напряжение аккумулятора практически не просаживается.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Стартер не крутит втягивающее, но щелкает
  • Как проверить втягивающее реле стартера?
  • Почему машина не заводится, но стартер крутит?

Диагностика бендикса

Для этого мультиметром (тестером) последовательно сначала замеряют напряжение на клеммах аккумулятора, отключенного от бортовой сети автомобиля. Оно составляет примерно 12,7 В. При показаниях прибора менее 12 В считается, что аккумулятор сильно разряжен и не пригоден к дальнейшим проверкам.

Далее восстанавливают штатное соединение проводов и замеряют напряжение на клеммах батареи и контактах реле. По сравнению с предыдущим случаем оно меняется не более чем на 0,1 В и будет равным в обеих контрольных точках. Переводят ключ в положение запуска. Напряжение на контактах реле не должно опускаться менее 12 В. В противном случае скорее всего неисправны соединительные провода, возможно, что подгорел один или несколько контактов в цепи протекания тока.

Чтобы проверить, целы ли щётки, возьмите 12-вольтовую лампочку. Её провода подсоедините к держателю и к массе щёток. Если лампочка загорится – это признак поломки, и щётки придётся заменить.

Работа под большой нагрузкой, может привести к короткому замыканию обмоток якоря. Как определить место замыкания, кроме визуального осмотра, можно проверить якорь стартера мультиметром. Проверка заключается в измерении сопротивления между корпусом и обмотками.

Еще одним способом определения работоспособности пускового устройства силового агрегата является проверка его элементов: бендикса, щеток и обмотки. Для тестирования двух последних потребуется 12-вольтовая лампочка, контакты которой необходимо подключить к массе и держателю щеток при этом на стартер должно подаваться напряжение от источника питания автомобиля.

Бывает ситуация, когда при исправной детали мотор по-прежнему не начинает крутиться. Это можно увидеть после его снятия с автомобиля, при этом отключать деталь от сети не нужно. После замыкания соответствующих клемм движение бендикса будет отсутствовать. Эту неисправность вызывают изношенные ролики, послабление хода пружины либо отсутствие смазки. Ремонтировать бендикс нет смысла, единственное, следует взять с собой в автомагазин выработанную деталь, чтобы не ошибиться.

Также, при демонтаже щеточного узла, обязательно проводим визуальный осмотр щеток, коллектора, втулок, обмотки и якоря. Ведь при выработке втулок может осуществляться просадка тока при запуске и нестабильное срабатывание моторчика, а поврежденный или подгоревший коллектор будет попросту «съедать» щетки.

Читать далее: Стартер не крутит на горячую: причины, диагностика стартера и устранение неисправности

Если стартер включается, а мотор не крутит, пришло время узнать, как проверить бендикс стартера. Бендикс обычно не ремонтируется, а заменяется, но причины его поломки знать необходимо. Их не много:

  • засохла или загустела смазка;
  • износились пружины;
  • на роликах появились дефекты и стёртости или произошёл диаметральный износ.

Проверка бендикса производится без сложностей. Придумайте мягкую прокладку, чтобы обернуть механизм и тем самым избавить от повреждений.

Затем поместите его в тиски, при этом муфта прибора должна иметь односторонний поворот. Если есть вращение в две стороны, причина поломки – дефект муфты. Эту деталь придётся заменить. Соблюдая точный порядок действий и инструкций, проверку стартера и замену дефектных деталей вы проведёте без труда.

Поломки стартера и их характерные признаки

Слышна работа электродвигателя стартера, а коленвал двигателя машины не проворачивается.

Причины:

  1. Неисправна вилка или весь механизм управления «вылитом» бендикса. Шестерня не входит в зацепление с маховиком ДВС
  2. Обрыв в цепях удерживающей обмотки втягивающего
  3. Неисправен бендикс, он вращается во все стороны, а этого не должно быть. Определение этого дефекта требует снятие стартера с автомобиля, по другому проверить его не получится.

Причины:

  1. Неисправности в электрической части электродвигателя стартера, указанные на втором этапе диагностики, рассмотренные выше.
  2. Подгорание, отсутствие контакта «пятаков» и токопроводящей пластины подвижного элемента втягивающего реле. Оно включается (щелкает), перемещает шестерню в зацепление, а ток не передается на электродвигатель, он не вращается (не жужжит).

После запуска мотора автомобиля слышен скрежет из-под капота

Причины:

  1. «Залипло» втягивающее реле, подвижный вал не вывел шестерню из зацепления
  2. Неисправности управляющего механизмом бендикса или его заклинивание (вилки, штока, шестерни)

Поворачиваем ключ – под капотом тишина

Причины:

Не срабатывает втягивающее реле. Потому что нет напряжения на клемме включения реле, обрыв в проводе или неисправность контактной группы замка зажигания. Может быть разряжение аккумуляторной батареи.

Как тестировать обмотки якоря

Для проверки якоря стартера применяется несколько этапов:

  1. Обрыв в обмотках.
  2. Замыкание на вал и сердечник якоря.

Это можно сделать как мультиметром, так и контрольной лампой. Так как действия одинаковые, расскажем про проверку прибором.

Включаем мультиметр в режим прозвонки. Одним щупом касаемся ламели коллектора, а вторым соседней ламели. Если прибор пищит, значит, в этой обмотке обрыва нет. Так проходимся по всем контактным площадкам коллектора. Все они должны «звониться», если нет – есть обрыв в одной из обмотки якоря стартера.

Так же проверяется целостность обмоток контрольной лампой. Если лампочка загорается на каждой из контактных площадок, значит, обмотка целая.

Проверяем замыкание на сердечник или вал

Можно воспользоваться «контролькой» или мультиметром в режиме «прозвонки». Одним щупом дотрагивается до вала, вторым до площадок коллектора. Причем нужно пройтись по всем площадкам. Если зуммер прибора не работает или лампа не загорается, значит, замыкания на вал нет.

Таким же образом проверяем замыкание на сердечник. Один щуп на сердечнике, второй на коллекторе. Так же проходимся по всем контактным площадкам. Если есть писк, значит, обмотки якоря замыкают на сердечник.

Существует еще один способ – проверка обмоток лампой на 220 В

Подключаем в разрыв цепи 220 В лампу на 100 Вт. Один конец провода этой цепи приматываем к валу якоря, второй, который идет к лампочке, касаемся к контактным площадкам коллектора. Если лампа загорается, есть пробой витков обмотки и якоря.

Данный метод применяется в том случае, если тест «контролькой» ничего не показал, а стартер не крутит и быстро разряжает аккумулятор. Такое происходит, если изоляция проволоки витков не полностью разрушилась. Напряжение в 12 вольт недостаточно, чтобы «пробить» её, и мультиметр не будет прозванивать это замыкание.

Я не советую этим методом проверять стартер. Для этого нужно поместить якорь в диэлектрик, а на руки надеть диэлектрические перчатки и иметь определенные навыки. Одним словом – этот способ не подходит для диагностики стартера в домашних условиях.

Можно переключить мультиметр в режим измерения сопротивления 200 КОм или 20 Ком. И провести тест повторно. Если на экране прибора будет какое-то сопротивление, отличное от бесконечности, значит якорь «пробит».

Видео, как проверить самостоятельно обмотки якоря стартера:

Проверка межвиткового замыкания

Для такой диагностики нужен специальный прибор. У простых автовладельцев его сроду нет. А кому это просто интересно, то расскажу. Для этого нужен советский прибор «Э 236». Он представляет собой трансформатор с обрезанной вторичной обмоткой.

На срез первичной обмотки ложится якорь тестируемого стартера и включается режим измерения «2». Берем в руки полотно от ножовки по металлу и ведём им по сердечнику, плавно вращая якорь. Если на одной из его секций полотно будет магнититься к нему и жужжать, то здесь межвитковое замыкание обмотки.

Последовательность контроля работоспособности стартера

Если при переводе ключа зажигания в положение «Старт» стартер не подает никаких признаков жизни, необходимо выполнить следующую последовательность действий:

1. Измерить мультиметром напряжение на клеммах аккумулятора. Должно быть не менее 12 Вольт для запуска двигателя. Если меньше, следует зарядить аккумуляторную батарею.

2. Далее необходимо произвести измерение качества шины «земля» автомобиля. Следует проверить контакты шины «минус АКБ» — кузов автомобиля и «минус АКБ»-корпус двигателя, собственно, стартера. Это лучше сделать, включив зажигание, и измеряя напряжения между минусом АКБ, металлическими элементами корпуса двигателя и зачищенными элементами кузова двигателя. Напряжения должны быть строго 0,0 Вольт. Если больше, возможно нарушены контакты соединений.

3. Перед проведением дальнейших действий лучше произвести компьютерную диагностику. Во многих автомобилях запуск двигателя может блокировать иммобилайзер, возможно, требуется привязка ключа. Неисправность узлов автоматической коробки переключения передач также может ввести режим запрета на запуск авто.

4. Для дальнейшей диагностики стартера требуется электрическая схема автомобиля и схема расположения реле и предохранителей. Система запуска автомобиля может быть организована одним из двух способов. В автомобилях более ранних годов выпуска напряжение на втягивающее реле стартера подавалось непосредственно с контактной группы замка зажигания. Неисправность контактной группы приводит к отсутствию напряжения, подающегося на втягивающее реле. В таком случае необходимо проверить наличие контактов по схеме подключения замка зажигания. В современных автомобилях для управления срабатыванием стартера используется реле стартера, обычно устанавливаемое в блоке реле и предохранителей в подкапотном пространстве. Необходимо проверить исправность реле, наличие на его входном контакте напряжения +12 Вольт. Можно принудительно включить стартер, замкнув контакты реле.

5. Далее переходят непосредственно к работам со стартером. Он обычно расположен в области маховика. Более удобное расположение – между двигателем и радиатором системы охлаждения. В этом случае доступ к нему упрощен. Хуже, если стартер расположен за двигателем под выпускным коллектором. В любом случае, необходимо отследить путь пролегания проводов, идущих от стартера. От него отходят два проводника: один толстый (сечение не менее 25 кв.мм.) для запуска электродвигателя и тонкий – для управления втягивающим реле.

6. В первую очередь необходимо в удобном месте зачистить тонкий проводник, подсоединить к нему провод сечением не менее 2 кв.мм. и заизолировать место соединения. Затем перевести коробку передач в нейтральное положение. После этого соединить подключенный проводник к положительной клемме заряженного АКБ. Если при этом не последует никаких действий со стороны стартера, возможны следующие варианты:

  • неисправность обмотки втягивающего реле (обрыв);
  • износ щеток электродвигателя стартера;
  • поломка ламелей коллектора;
  • обрыв обмотки якоря;
  • отсутствие контакта на разъеме тонкого провода (часто встречается, когда тонкий проводник приходит в разъем «под фишку», его иногда достаточно просто пошевелить);
  • отсутствие заземления на корпусе двигателя автомобиля (для большей уверенности можно мощным проводом соединить корпус двигателя с минусом АКБ).

7. Если втягивающее реле сработало уверенно, но электродвигатель стартера не вращается, следует проверить наличие напряжения + 12 Вольт на выходе толстого проводника. Он обычно имеет соединение «под гайку», иногда контакты подгорают и обугливаются. В таком случае следует снять и зачистить контактные зоны. Также следует проверить соединение толстого проводника в области положительной клеммы аккумуляторной батареи.

8. С помощью мультиметра можно проверить сопротивление обмотки втягивающего реле (между подсоединенным проводником и корпусом двигателя оно должно быть в пределах от 3 до 20 Ом для различных типов стартеров).

9. В случае, когда предыдущие действия не привели к положительному результату, необходимо приступить к диагностике неисправности на снятом с автомобиля стартере.

Видео — как замкнуть стартер на прямую, если он не крутит:

Проверка стартера с помощью аккумулятора

Прежде чем обращаться в автосервис, покупать новый агрегат или запчасти на него необходимо попробовать самостоятельно проверить его работоспособность. При должном подходе возможно самостоятельное выявление неполадок.

В первую очередь, при возникновении подозрений на сбои в работоспособности пускового устройства необходимо проверить контакты на клеммах АКБ и стартера, их прикрученность и наличие окисления, заряженность батареи, так как во многих случаях проблемой в запуске ДВС являются вышеперечисленные факторы.

Простым способом проверки на исправность электросети является замыкание отверткой клеммных болтов электродвигателя, перед этой процедурой необходимо поставить автомобиль на нейтральную скорость (или передвинуть рычаг селектора в режим паркинг или нейтраль).

Если стартер запустил двигатель, следует искать неисправность в электрической цепи. В противном случае следует снять агрегат, отсоединив все крепления от двигателя и сняв клеммы и другие провода.

Как проверить Бендикс

После снятия электродвигателя необходимо осмотреть бендикс (шестерня в самом конце), при наличии повышенного износа зубьев, трещин в нем – его следует заменить.

Бендикс должен проворачиваться только в одну сторону, в противном случае его придется заменить. Подключив агрегат к АКБ исправность бендикса вряд ли получиться диагностировать, так как он может крутиться, но с недостаточной для запуска ДВС силой.

Как проверить Втягивающее реле

При повороте ключа зажигания должен раздаваться щелчок, свидетельствующий о втягивании якоря и зацеплении бендикса.

Перед проверкой исправности стартера необходимо жестко закрепить (или в тисках, предварительно его обмотав толстым слоем ткани, или при помощи сильного помощника, который будет удерживать агрегат), так как при его пуске может возникнуть очень сильный рывок.

Необходимо подключить плюс от батареи к плюсу на стартера, а минус с АКБ – к корпусу агрегата. Если узел исправен, то должен быть быстрый и резкий щелчок и выдвинется бендикс и начнет крутиться.

При отсутствии щелчка и движения обгонной муфты необходимо заменить втягивающее реле. При отключении питания от АКБ бендикс должен втянуться.

Как проверить Якорь и Щётки

Для проверки щеток и якоря потребуется мультиметр или 12-ти вольтовая лампочка. Проверка лампочкой заключается в подключении ее контактов к массе и щеткодержателю при подключенном стартере к АКБ. Загорание лампочки сообщает о высоком износе щеток.

При проверке мультиметром проводится идентичное подключение контактов, только результаты замера сопротивления должны стремиться к бесконечности, в ином случае идет замыкание на массу.

Проверить якорь можно только разобрав электродвигатель. Помимо проведения визуального осмотра на наличие окисления, следов замыкания, повышенного износа, для проверки якоря потребуются специальный прибор ППЯ (прибор проверки якорей) – для проверки межвиткового замыкания.

Сложность диагностики неисправностей якоря, равно как и его ремонт, потребует обращения к профильным специалистам, но чтобы избежать лишних расходов необходимо проверить все остальные части агрегата.

Как проверить Обмотку стартера

Для проверки обмотки электродвигателя потребуется мультиметр или лампочка. Провода контрольной лампочки подключаются выводом обмотки и корпусом стартера. Если лампочка загорелась, то налицо пробой в обмотке.

Таким же подключением проверяется сопротивление обмотки, для чего мультиметр необходимо перевести в соответствующий режим. Среднее показание исправной обмотки будет составлять 10кОм.

Стартер является важнейшим элементом автомобиля, и его неисправности сразу дадут о себе знать или невозможностью запуска машины или трудностями с ним.

Данный узел является весьма надежным, но и с ним случаются неполадки. Некоторые из них легко определить самостоятельно, а для выявления других потребуется специальная аппаратура, которая имеется только у узкопрофильных специалистов.

УСТРОЙСТВО СТАРТЕРА

Рис. 1 Стартер старого образца

В настоящее время автомобили оснащаются стартерами 2 видов, назовём их условно:

  • стартер старого образца (рис. 1);
  • стартер нового образца (рис. 2).

Эти стартеры имеют два существенных отличия:

  • статор первого стартера имеет обмотки, на которые подаётся напряжение, на «новом» же вместо них установлены постоянные магниты. Чтобы скомпенсировать уменьшившееся электромагнитное взаимодействие между статором и якорем 2-го стартера, через обмотки якоря проходит ток, по силе превосходящий ток в обмотках якоря 1-го стартера, более чем в два раза. Такое решение позволило уменьшить корпус стартера и увеличить скорость вращения якоря;
  • в связи с тем, что момент силы, создаваемый якорем 2-го стартера, уменьшился, вращение на бендикс передаётся через понижающий редуктор, а не напрямую, как на первом стартере.

Рис. 2 Стартер нового образца в разрезе

Принцип действия обоих устройств абсолютно идентичен. Чтобы нагляднее представить работу механизма, воспользуемся схематичным изображением втягивающего реле стартера – принципиально они все одинаковы. Последовательность работы стартера можно представить пошагово так:

  • – пока цепь стартера разомкнута, подключен только силовой плюсовой провод от АКБ, но ток не течёт- болт, к которому прикручен провод (обозначен оранжевым цветом), установлен в крышке втягивающего реле, выполненной из диэлектрика;
  • Вы поворачиваете ключ зажигания на «старт», срабатывает реле стартера;
  • ток от реле стартера поступает на втягивающую обмотку;
  • сердечник втягивающего реле (синего цвета) под воздействием магнитного поля движется к крышке, преодолевая сопротивление возвратной пружины, и прижимает контактную пластину (оранжевый цвет) к шляпкам болтов, создавая между ними электрический контакт;

Рис. 3 Схематичное изображение втягивающего реле стартера

  • параллельно с этим подключается удерживающая обмотка, чтобы работа стартера была бесперебойной, и сердечник втягивающего реле действует на вилку (рычаг), соединённую с бендиксом, толкая его по направлению к маховику. Бендикс при движении вперёд «закручивается», чтобы контакт его зубьев с зубьями маховика произошёл «мягко», без удара;
  • ток от нижнего болта течёт на обмотки стартера. В случае со стартером №1 – через статор и якорь, в стартере №2 – только через якорь. Параллельно с этим ток через щётки поступает на обмотки якоря.

Всё происходит одновременно – выталкивание и закрутка бендикса и вращение якоря. При размыкании реле обмотки втягивающего реле «освобождают» сердечник, и тот, под воздействием возвратной пружины, возвращает бендикс на место, а якорь останавливается, некоторое время вращаясь по инерции. Если стартер Вашего авто не имеет защитного кожуха для бендикса на передней крышке с подшипником скольжения (втулкой) якоря, то это не принципиально – втулка в таких случаях запрессовывается в картер сцепления КПП. Приступим к описанию распространённых неисправностей стартера, разделив их на поломки в электрической и механической составляющих узла.

Дефектовка электрики

Проверка ротора

Симптомы неисправностей:

  • стартер щелкает втягивающим, но не вращает коленвал;
  • стартер вращается с явным натягом и остановками;
  • ощутимый запах горелой изоляции.

Как и у  двигателя постоянного тока, у ротора электростартера есть коллектор – узел, позволяющий обеспечить необходимое направление магнитного поля в обмотках при вращении. Это достигнуто путем применения ламелей – набора узких контактов, вращающихся вместе с ротором и подключающих к щеткам то одну обмотку, то другую.

Значительные повреждения ламелей  увеличат в разы износ щеток и снизят мощность стартера. Такой ротор ремонтируем в специализированной мастерской или заменяем новым.
Незначительные задиры, канавки на коллекторе устраняем самостоятельно. Зажав хвостовик ротора в патрон электродрели или шуруповерта, нужно сначала зашлифовать коллектор наждачной бумагой со средним зерном (200-300), а затем заполировать более тонкой (1500-2000).

После этого обязательно прочистить прорези между ламелями от пыли с помощью ножа или плоской отвертки. Движения должны быть осторожными, чтобы нож или отвертка не соскочили на поверхность ламелей, поцарапав их.

При длительной прокрутке, особенно с использованием мощной «тещи» (пускового устройства, какими обычно пытаются «оживить» автомобили в автосервисах), обмотки ротора  перегреваются. Если потемневшая изоляция с незначительным запахом гари терпима и указывает на ошибки при эксплуатации, то отслоение горелой изоляции – прямой повод к перемотке ротора или его замене, если это дешевле услуг специализированной мастерской.

Причиной перегрева частей обмотки становится ее короткое замыкание на корпус ротора. Проверяется это тестером в режиме прозвонки или лампочкой: один провод закрепляется на роторе, вторым поочередно касаемся каждой ламели коллектора. Замыкания между ними быть не должно.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Стартер крутит, но машина не заводится – в чем причина
  • Втягивающее реле стартера — назначение, проверка и ремонт
  • Бендикс стартера — функции, неисправности, проверка и замена бендикса на стартере

Проверка щеточного узла

Признаки неисправностей:

  • стартер не вращается;
  • снижена мощность стартера.

У современных электростартеров используется две пары щеток. В каждой паре одна подает на коллектор ротора «плюс» питания, вторая – «массу». Со временем износ щеток неизбежен, что приводит к ухудшению контакта и сначала потерей стартером мощности, затем – к его полной остановке.

Щетки стартера должны иметь достаточную длину, позволяющую сжать пружины и надежно прижать их к ротору. Если щетки изношены неравномерно или от них осталось по нескольку миллиметров, требуется замена либо щеток по отдельности, либо щеточного узла в сборе в зависимости от конструкции конкретного стартера.

Проверка статорной обмотки безредукторных стартеров

Симптомы неисправностей:

  • потеря стартером мощности или его полная остановка;
  • запах горелой изоляции.

Обмотки статоров безредукторных стартеров соединяются последовательно с ротором и имеют низкое сопротивление, поэтому в гаражных условиях проверить наличие межвитковых замыканий в них можно только визуально, по следам перегрева или механических повреждений. С помощью тестера или лампочки проверяем отсутствие замыкания на корпус, если таковое не предусмотрено конкретной схемой сборки стартера (модели, где статор подключен параллельно ротору). В первом случае тестер или лампочка подключается к «плюсовой» клемме статора, а второй вывод – к корпусу. Во втором случае предварительно отключаем от корпуса второй вывод обмотки.

При наличии на обмотках следов повреждения или перегрева, не говоря уже о признаках возгорания изоляции, статор подлежит замене или перемотке.

Печать

Выводы

Совершенно необязательно при возникновении проблем в работе стартера сразу же в панике мчаться на рынок за новым агрегатом. Исследовав симптомы и принимая в учёт возможные причины его поломки, вполне резонно не только диагностировать, но и попробовать отремонтировать стартер своими силами. Согласитесь, гораздо легче и выгоднее восстановить работу стартера посредством ремонта (или замены некоторых его узлов), нежели потратить довольно-таки немалую сумму кровно заработанных средств на его покупку.

Тем более, прослушивать, как работает агрегат после капитального ремонта — дело для автолюбителя особо приятное и трепетное! Однако, правоту этих слов может подтвердить только лишь тот, кто хотя бы раз в жизни осуществил его диагностику и соответствующую ей техническую реанимацию.

Удачи вам в диагностике и ремонте!

https://youtube.com/watch?v=pt8flIZWLUM%2520

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий