Что такое тахограф и зачем он нужен в автомобиле

Внеплановые процедуры и их причины

Кроме того, внеплановую тарировку или калибровку проводят в случаях:

  • Замены ведущих колес машины;
  • Сильный износ покрышек;
  • Ремонт, замена коробки передач;
  • Если изменилось количество импульсов;
  • Если проведен ремонт устройства или его модернизация;
  • Если произведена замена СКЗИ, НКМ;
  • Отсутствует калибровочная табличка;
  • Обнаружились повреждения пломб.

Еще одной причиной проведения калибровки является смена реквизитов транспортного средства – государственных номеров, смена владельца. Но, в этом случае проводится не просто тарировка, а заменяется блок СКЗИ.

Проведенная калибровка подтверждается соответствующими документами:

  • Калибровочной табличкой;
  • Калибровочным сертификатом.

Куда ставятся тахографы

На сегодняшний день обязательная установка предполагается лишь на транспорт, используемый исключительно в коммерческих целях. Если частное лицо занимается перевозками по стране в собственных целях, то тахографический контроль в подобной ситуации не нужен.

Под обязательное оснащение записывающими аппаратами подпадают следующие разновидности машин:

  • автобус, в котором оборудовано более 8 пассажирских мест;
  • грузовой автомобиль, используемый для перевозки опасных грузов;
  • грузовики, перевозящие массу в пределах 3,5–15 т.

Отсутствие соответствующего оборудования в машине по действующему законодательству наказывается штрафами. Админвзыскание регламентировано статьей 11.23 Кодекса об админнарушениях:

  • должностные лица компании, занимающиеся перевозками, наказываются суммой 5–10 тыс. руб.;
  • водитель должен будет уплатить 1–3 тыс. рублей;
  • с юридического лица взыскивают 15–30 тыс. рублей.

При этом существуют исключения для ТС, которые могут не иметь записывающего аппарата:

  • военная техника;
  • троллейбусы;
  • автобус, предназначенный для перевозки по заданному городскому маршруту;
  • машины, принадлежащие внутренним органам;
  • самоходные ТС;
  • погрузчик либо трактор;
  • автотранспорт, возраст которого более 30 л, и он не применяется в коммерческих целях;
  • транспортные средства, отнесенные к спецтехнике;
  • учебные авто.

В остальных случаях придется монтировать записывающую аппаратуру.

Устройство и принцип работы тахографа

По размерам и форме тахограф похож на автомагнитолу. И точно так же в салоне видна только лицевая панель, а остальное «тело» устройства спрятано под обшивкой.

На лицевой панели расположены:

  1. Экран и кнопки управления устройством.
  2. Слоты для карт водителей.
  3. Вывод принтера для распечатки отчета.

Кроме этого, тахограф имеет устройство шифрования данных, модуль памяти, встроенный аккумулятор, модем для обмена данными по GPRS, датчик перемещения. Для получения дополнительных данных о состоянии транспортного средства тахограф подключается к бортовой сети автомобиля.


Принцип работы тахографа

Принцип работы тахографа не слишком сложный.

  1. Перед началом работы водитель регистрирует свою персональную карту (если водителей в рейсе двое, то это делают оба). С момента регистрации идет отсчет его рабочего времени. Карта водителя остается в слоте всё то время, пока он работает. Для защиты от мошеннических действий карты для тахографов СКЗИ защищены ПИН-кодом (европейский стандарт не предусматривает кодовую защиту персональных данных).
  2. Во время движения тахограф считывает и фиксирует следующие данные: скорость движения (и выводит звуковое и текстовое предупреждение, если она превышена), маршрут (определяется по системе ГЛОНАСС), время, которое водитель провел за рулем, соблюдение им интервалов отдыха, остановки для выполнения любых необходимых работ (водитель сам указывает, что именно он делает в данный момент: отдыхает или занимается рабочими вопросами).
  3. Вся информация обрабатывается и шифруется в блоке криптозащиты и фиксируется в модуле памяти. Доступа к изменению информации нет ни у кого. Такой подход к сохранению информации делает данные тахографа серьезным аргументом при решении правовых вопросов, в том числе в судебном порядке.
  4. Для защиты от перебоев электропитания в тахограф встроен собственный аккумулятор, рассчитанный на длительную работу. Он избавит от сбоев даже в случаях поломки в электросети транспортного средства (а также является определенной страховкой от попытки “обнулить” данные, отключив аккумулятор).

Доступ к получению данных имеет владелец транспортного средства, который может видеть всё необходимое в режиме реального времени (передача данных ведется через систему сотовой связи). Также провести контроль могут представители ГИБДД и Ространснадзора, для этого им понадобится специальная карта доступа (карта проверяющего), после чего они могут запросить информацию в виде распечатки на термопринтере.

Блок СКЗИ в тахографе, его назначение, нормативное регулирование

Несмотря на и без того почти стопроцентную невозможность незаметно вмешаться в работу прибора, российские законодатели решили пойти еще дальше и издали новую норму (Приказ Минтранса №36 от 13 февраля 2013 года), согласно которой транспортные средства, выполняющие рейсы на территории Российской Федерации, должны быть дополнительно оборудованы блоком СКЗИ (средство криптографической защиты информации). Другое название — НКМ (навигационный криптографический модуль).

Блок СКЗИ (НКМ) тахографа — это небольшой корпусный элемент (прямоугольная коробочка) с интерфейсным выходом и разъёмом для подключения антенны, для работы с сигналами глобального позиционирования ГЛОНАСС, который монтируется в верхнюю часть тахографа. Блок СКЗИ оснащен энергонезависимой памятью, и специальным процессором, который криптографически шифрует и дешифрует информацию.

Встает закономерный вопрос, для чего нужен блок СКЗИ в тахографе? Основное назначение этого модуля — шифрование данных и идентификация цифровой подписи.

Защита данных в этом случае максимальная, что позволяет использовать их в качестве доказательств в различных спорных ситуациях: при разборе ДТП, в суде и пр.

Отдельно его приобрести и установить невозможно, придется покупать новый тахограф с уже предустановленным модулем СКЗИ.

С 1 января 2018 г. вопрос, какой тахограф ставить — с СКЗИ или без, уже не стоит: все автомобили, участвующие в коммерческих перевозках на территории России, должны иметь на борту прибор с СКЗИ. Исключение составляют только автобусы и грузовые автомобили, занятые в международных перевозках: они должны быть оснащены тахографами европейского типа.

Разновидности тахографов

Первоначальное автомобили комплектовались аналоговыми (дисковыми, механическими либо электронно-механическими) приборами. Сегодня же использование аналоговых самописцев не допускается законом. Кроме того, такие тахографы уже не выпускаются, так что найти исправную модель будет сложно.

Альтернативой являются цифровые самописцы, которые сразу собирают и обрабатывают информацию в цифровом виде. В РФ чаще всего устанавливают тахографы таких марок:

  • КАСБИ
  • ШТРИХ-ТахоRUS
  • VDO DTCO
  • Меркурий
  • АТОЛ и др.

Также возможна установка на машины некоторых устройств зарубежного производства, прошедших сертификацию и допущенных к эксплуатации в России.

Как правильно пользоваться тахографом?

Использование тахографа не требует каких-либо сверхусилий, разобраться с правилами его эксплуатации может любой человек. Главное, чтобы водители, работающие на транспортном средстве, понимали свою ответственность за соблюдение правил работы. На видео, ниже, подробно описано, как пользоваться устройством.

  1. Перед началом рейса водитель (один или оба) регистрирует свою персональную карту: вставляет ее в слот и вводит ПИН-код. После этого он указывает, каким видом деятельности занимался до активации карты – отдыхал или выполнял какие-либо рабочие задачи. С этого момента начинается отсчет его рабочего времени.
  2. В устройстве есть четыре режима деятельности водителя: «вождение«, «другие работы«, «отдых» и «готовность«. И если с вождением всё понятно – это время, проведенное непосредственно за рулем, то с остальными надо разобраться.
  3. После того, как активирована карта, начинается отсчет времени, проведенного водителем за рулем. Согласно закона, каждые 4 часа водитель должен делать остановку минимум на 15 минут для отдыха. Устройство предупреждает о наступлении времени для остановки, подавая звуковой сигнал и соответствующий текст на дисплее (после прочтения звук и текст можно отключить).
  4. Остановившись, водитель глушит двигатель и переводит рабочий режим в пункт «отдых». Тахограф отсчитывает время остановки, и если оно меньше обязательных 15 минут, не засчитает его как время отдыха. После того, как 15-минутная остановка окончена, показатель времени за рулем обнулится и начнется новый 4-часовой отсчет. В общем, хочешь-не хочешь, а отдыхать придется, даже если вроде бы еще бодр и весел.
  5. Устройство предупреждает и о превышении максимально допустимой скорости, если это превышение длится минуту или более. Звуковой и текстовый сигнал можно отключить после того, как скорость будет снижена до нормы.
  6. Водитель вручную вводит данные об изменении режима деятельности: когда меняется с напарником, когда останавливается на отдых, когда занимается рабочими вопросами. Эта информация учитывается в том числе и как соблюдение трудового законодательства.
  7. После окончания рейса водитель извлекает свою карту, нажав соответствующую кнопку. Данные записываются, и только после этого карту можно забрать.
Таблица с нормами работы и отдыха водителей
1 водитель2 и более водителей
НормаДопускается
Максимальное время управления без перерыва4,5 часа4,5 часа
Минимальное время перерыва45 минутразделение на интервалы не короче 15 минут45 минут
Максимальное время управления в сутки9 часовпо 10 часов х 2 дня в неделю>9 часов
Максима время управления в течении недели56 часов90 часов в течение любых 2-х недель56 часов
Минимальное время каждодневного отдыха11 часовпо 9 часов 3 дня в неделю, по 12 час в 2 интервала, один из которых не короче 9 часовв течение 30 час работы каждый водитель должен иметь отдых не менее 9 часов непрерывно
Минимальное время отдыха в неделю45 часовне менее 24 часа45 часов

Зная упрямый характер водителей дальних рейсов, в Европе давно ввели тахографы для контроля в том числе и режима работы и отдыха, что дало отличные результаты по снижению количества ДТП. Да, их тоже заставляют отдыхать.

Этапы калибровки

Правильная работа устройства (т.е. фиксация максимально объективных показателей времени, скорости и пробега) обеспечивается его периодической калибровкой. В ходе этой операции устройство настраивается таким образом, чтобы фиксируемые данные соответствовали объективным с минимальной погрешностью.

Первый раз систему калибруют при установке, затем настройка может понадобиться при ремонте, изменении технических характеристик транспортного средства, замене колес с изменением диаметра либо установке нового датчика скорости. Калибровать нужно также при нарушении пломбирования корпуса и при истечении двухлетнего срока с последней настройки.

Тахограф калибруют сначала на стенде, а затем — на дороге. На первом, стендовом этапе:

  • Контролируется целостность корпуса, отдельных элементов, сохранность пломб.
  • Проверяется корректность работы датчиков.
  • Тестируются электрические цепи.

Второй этап — дорожные испытания – включает:

  • Осмотр ТС.
  • Программирование системы.
  • Контроль и корректировку фиксации времени, скорости, пройденной дистанции.
  • Замер погрешности.

После завершения калибровки вся необходимая информация вносится в память, а корпус пломбируется. Отметка о калибровке с зафиксированной датой заносится в документацию к прибору.

Зачем нужен тахограф и как он появился

История тахографа в Европе

«Казус белли» для объявления войны небезопасным авто В конце XVIII – начале XIX века на рынке стали появляться первые машины. В плане перевозки грузов и пассажиров автомобильный транспорт значительно выигрывал по сравнению с гужевым. С целью расширения рынка продаж и, соответственно, увеличения прибыли предприятия начали использовать наемный труд водителей. Все это имело не только положительные, но и отрицательные последствия – уровень аварийности вырос, шоферы мошенничали и небрежно выполняли свою работу.

Решением возникших проблем стал бы уникальный прибор, отслеживающий параметры вождения и рабочий график водителя. Над созданием подобного инструмента начали трудиться заводы по производству часов. Они изготовляли инструменты, в основе которых лежали часовые механизмы. К сожалению, совсем скоро подобные разработки утратили свою актуальность из-за возможности несанкционированного к ним доступа.

Родоначальник современных тахографов

Тахограф как таковой был продемонстрирован лондонской компанией Markt & Co. London Ltd. За 3 года до начала Первой мировой войны она выпустила устройство Jones Recorder, которое регистрировало пройденное в течение суток расстояние.

Через 10 лет немецкие изобретатели показали миру усовершенствованный аппарат, переносящий траекторию движения транспорта в виде линейного графика на диаграмму. Таким образом, у владельцев автотранспорта появилась возможность контролировать расход топлива при движении.

Само название «тахограф» (от греч. «тахо» – скорость и «граф» – запись) появилось в 30-х годах XX столетия.

Переломный момент в истории безопасности автомобилей

Статистические данные 1960-х годов утверждали, что 30 % всех ДТП вызваны невнимательностью шофера из-за усталости или в результате превышения скорости. Поэтому в 1968 г. ЕС потребовал у водителей ведение специальной записи с фиксированием всех манипуляций за рулем на протяжении рабочего дня.

Но такой метод не гарантировал правдивости предоставленных данных, поэтому через 2 года страны Европейского союза подписали ЕСТР, выдвигающее жесткие требования к аналоговым тахографам.

История тахографа в России

Значение регламента ЕСТР

В 1985 г. первые тахографы появились и на территории СССР. В 1988 г. ЕС была выдана Директива, требующая установки тахографов не только в автомобилях. Поправки 1995 г. не разрешали въезд в страны Европы тех машин, у которых не вмонтированы контрольные устройства.

Поэтому Россия была вынуждена выдать два правительственные распоряжения от 1996 и 1998 гг., утвердившие необходимость использования тахографов в грузовиках массой от 15 т и автобусах, в которых число мест превышает 20.

Массовое внедрение контрольных устройств в России

В XXI веке аналоговые тахографы сменились цифровыми, исключающими похищение информации.

В 2006 г. Россия подписала пятую поправку к ЕСТР, а в 2010 г. – выпустила постановление о внедрении тахографов в кабины автотранспорта массой от 3,5 т и пассажировместимостью от 8 персон.

В 2013 г. приказ Министерства транспорта обязал водителей всех пассажирских и грузовых автомобилей установить тахограф.

В 2020 и в 2020 гг. в СМИ появилась информация об отмене тахографов для сокращения бюджета. Но законопроект принят не был – на сегодня установка тахографов является обязательной.

Характеристики тахографов в зависимости от характера перевозок:

Характер перевозокРоссийский тахограф с блоком СКЗИЕвропейский тахограф ЕСТР
Российские перевозкиПодходитПодходит при наличии карты МАП
Международные перевозкиНе подходитПодходит

Дополнительно к цифровым устройствам были изобретены считыватели для выгрузки информации с карт водителей. Считывающие приборы являются проводниками между карт тахографов и компьютером. Выбрать подходящий считыватель можно здесь:

Считыватели карт водителей для цифровых тахографов

И помните:

«Все дело в мыслях. Мысль — начало всего. И мыслями можно управлять. И поэтому главное дело совершенствования: работать над мыслями»

Лев Толстой

Какой тахограф установить

Существует три типа тахографов

Типы тахографов очень важно разделять, хотя бы потому, что карты к ним подходят разного типа. Тахограф не примет карту водителя изготовленную для тахографа другого типа

  1. Российские, с блоком криптографической защиты (СКЗИ). Водители их называют тахографами «с пин кодом», так как они единственные кто требует ввода пин-кода после вставки карты водителя. Актуальные на настоящий момент отечественные тахографы, используемые для внутрироссийских перевозок. Регламентируются приказом Минтранса 440 (ссылка на него в начале статьи) и ГОСТ 34005-2016
  2. Российские без блока СКЗИ. До появления законодательного требования по наличию блока с 2013 года, было выпущено большое количество тахографов без этих блоков. Большая часть из них была дооснащена блоками, если это позволяла техническая возможность и конструкция устройства.
  3. Европейские (ЕСТР). Используются в Европе. Могут быть уже установлены на Европейских грузовиках или автобусах. Выезд в Европу возможет только с тахографом ЕСТР. Первоначальная установка ЕСТР тахографа на автомобиль дороже и сложнее установки отечественного, из-за более серьезных требований к источникам скорости. В ЕСТР необходимы два датчика скорости, причем основной должен быть с криптографической защитой.

Блок СКЗИ (НКМ) для тахографа

В России, некорректируемое хранение данных обеспечивается использованием специального защищенного криптографией (и поэтому попадающего под действие законодательного регулирования) блока. СКЗИ расшифровывается как — «Средство криптографической защиты информации». Существует еще одна аббревиатура которая может встретиться в распечатке — НКМ («Навигационно криптографический модуль»), так как блок имеет встроенный модуль ГЛОНАСС и запоминает своё местоположение.

Блок активируется тахографической мастерской и работает три года. Срок службы ограничен программным способом, это означает что через три года тахограф выдаст предупреждение, а потом перестанет принимать карту водителя.

Споры по поводу легальности различных тахографов

В интернете периодически раздуваются истории по поводу «нелегальности требований» тахографов СКЗИ. Если изучить вопрос серьезнее, то как правило в глубине истории всегда находится какая-либо коммерческая фирма продвигающая свои коммерческие интересы. Например доступ к дешевым товарным запасам бывших в эксплуатации Европейских тахографов, или оказываемые юридические услуги. Если поискать чуть больше информации, то выясняется, например что «отмененный штраф за тахограф» оказался отменен не потому что СКЗИ законодательно не может требоваться, а потому что инспектор допустил ошибки при составлении протокола. Перевозчик сам решает что для него важнее, работать, или тратить время и деньги на суды с ГИБДД.

«В Интернете всегда кто-то не прав». А еще много тех, кто просто хочет вам что-то продать. Читайте законы самостоятельно.

Мы оставляем перевозчику самому принимать решение какой тахограф устанавливать. Как мастерской допущенной к работам во всеми типами тахографов, нам не имеет принципиального значения какой тахограф установить клиенту. Но стоит помнить, что ЕСТР тахографы устанавливаемые именно по требованиям ЕСТР, дороже в установке, а ремонту при поломке не подлежат, открывать их мастерская не имеет права.

Отечественная тахография довольно молода, но тем не менее каких-то предпосылок к отмене СКЗИ нет и не предвидится. Для этого недостаточно изменить только 440 приказ, суть этих требований содержится в самой природе тахографа. Он должен хранить информацию в зашифрованной и защищенной от изменений форме, а это автоматически означает регулирование связанное с криптографией.

Официальный список допущенных к установке моделей тахографов на сайте ФБУ «Росавтотранс».

Как правильно использовать тахограф, чтобы избежать штрафов?

К устройству предъявляются требования, которые регламентируют правила его эксплуатации. Кроме того, в законе прописано, для каких именно категорий ТС установление тахометра обязательно. Грамотно установленный тахометр должен соответствовать следующим условиям:

  • иметь карту;
  • должен быть оснащен датчиком движения;
  • у него должна быть антенна для передачи сигнала;
  • на корпусе должна стоять пломба и защита от взлома.

Алгоритм правильного использования прибора должен включать в себя следующие моменты:

  • Перед поездкой водитель должен подключить тахометр и вставить в него карту водителя. Если водителей два, то такие же действия должен провести и второй.
  • Затем прибор потребует введения ПИН-кода. В зависимости от вида прибора, он может зарегистрировать данные автоматически или потребует ввести их вручную.

Карта должна находиться в слоте на протяжении всего рабочего времени и может быть извлечена только после завершения работы.

Зная, что такое тахограф и каковы принципы его работы, можно быть уверенным в отсутствии претензий со стороны ДПС и других контролирующих органов.

Установить тахограф в Пскове вы сможете в авто центре Норд-Вест Авто. По всем вопросам по установке тахографа обратитесь в службу поддержки телефону:

Позвоните для бесплатной консультации:

Автор статьи
Гусев Кирилл Сергеевич Специалист 1 категории отдела организации перевозок Управления Ленинградской области

Как откалибровать тахограф.

Хочется напомнить, что наличие контрольного технического аппарата на борту транспортного средства продиктовано как российским законодательством (согласно приказу Министерства транспорта России № 36 от 12 февраля 2013 года), так и Европейским соглашением о соблюдении режима труда и отдыха водителя. За нарушение данных соглашений на предприятие налагается штраф. Первое время сам водитель не штрафуется, а только ведётся отправка данных в специальное ведомство, контролирующее соблюдение предпринимателями правил техники безопасности. Помимо наличия прибора в автомобиле, он должен быть исправен и откалиброван.

Для начала выясним, что такое калибровка?

Это проверка точности замера технических параметров автомобиля, и внесение полученных данных в память контрольного устройства. Данный процесс помогает определить точность работы таких величин как:

  • скорость передвижения транспортного средства;
  • его пробег;
  • данные счётчика о количествах оборотов колес;
  • расход бензина.

Периодичность калибровки тахографа.

Каждый владелец бортового аппарата знает, что калибровка тахографа должна проводиться с периодичностью раз в 2 года (24 месяца) для типа ЕСТР, и раз в 3 года (36 месяцев) для типа СКЗИ. Если это мероприятие не будет выполнено вовремя, то аппарат будет считаться неисправным. И его владельца можно смело оштрафовать за несоблюдение правил, выдвинутых Министерством транспорта Российской Федерации. Откалибровать цифровой тахограф необходимо в течение 7 календарных дней с момента присвоения устройству государственного номера.

Как происходит проверка точности приборов?

Автотранспортное средство движется по ровной поверхности определённое количество времени. Пройдённое расстояние и скорость транспортного средства фиксируются и соотносятся со сведениями тахографа. Выясняется есть ли погрешность в расчётах и т.д.

На записывающее бортовое устройство вносятся следующие данные:

  • Общая информация (номер автомобиля и аппарата, идентификационные данные, которые касаются откалибровавшей тахограф мастерской);;
  • Специфические характеристики транспортного средства (размер и диаметр шин, давление внутри них и т.д.);
  • Время, дата установки и следующей калибровки;;
  • Звуковой и световой сигнал, предупреждающий об опасности;;
  • Показания ограничителя скорости и одометра. ;

После проведения регулировки тахографа, бортовое устройство опечатывается пломбой, с нанесённым на её поверхность идентификационным номером выполнившей работу мастерской. Рядом наклеивается информационная таблица, дублирующая данные внесённые в устройства. Затем, происходит пломбирование разъёмов аппарата и владельцу выдается сертификат калибровки тахографа. Случаи, требующие обязательного проведения регулировки:

  • установка нового контрольного аппарата;
  • замена шин;;
  • перенос прибора на другое средство передвижения;
  • изменение регистрационного номера автомобиля;
  • при выявлении неисправностей и последующем их устранении;
  • отсутствие или поломка пломб и т.д. ;

Кто должен заниматься калибровкой

Хочется напомнить, что самостоятельно ремонтировать и настраивать бортовое контрольное устройство запрещено. Данной процедурой должны заниматься сервисные центры, получившие разрешение от ФБУ «Росавтотранс», а также прошедшие аккредитацию непосредственно у изготовителей оборудования. Очень часто в сети можно наткнуться на вопрос подобного рода: «можно ли обмануть тахограф?». Хочется ответить сразу всем хитрецам-водителям, стремящимся сломать систему. У вас ничего не получится.

Не нужно пытаться отключать аккумулятор, провод зажигания или прибор измеряющий скорость. Магниты тоже не помогут. Ведь тахографы цифрового образца были введены в эксплуатацию, именно из-за участившихся манипуляций с аналоговыми аппаратами. Вся информация прямиком поступает на внутреннюю память устройства. Любая проведённая вами манипуляция с аппаратом, будет с огромной долей вероятности выявлена специалистом при первой же проверке. Это повлечёт за собой наложение штрафных санкций и, возможно, лишение предприятия лицензии. Также ответственность за выявление сторонних манипуляций с прибором, лежит и на мастерской. При их обнаружении составляется акт о нарушении, который отправляется в транспортную инспекцию. Стоит помнить, что отрегулированное контрольное устройство на борту транспортного средства: Во-первых, является залогом безопасности водителя на дороге. Соблюдая все предписанные правила, вы сохраните жизнь не только себе, но и окружающим людям. Во-вторых, тахограф может быть неоспоримым доказательством в судебных разбирательствах.

Тахограф: виды и устройство

Для того чтобы объяснить, как выполняется тот или иной обман, необходимо знать конструкцию тахографа и его работу. Понимая, как взаимодействуют различные механизмы внутри устройства, можно сообразить, как организовать отключение прибора незаметно для проверки. Итак – основные узлы тахографа и их работа.

Тахографы механические и цифровые

Существует два вида тахографов аналоговые (механические) и цифровые. Они отличаются устройством и особенностями работы, а также качеством защиты собираемых данных. Поэтому оговоримся сразу, что все известные популярные способы обмана можно провернуть только на более простых аналоговых тахографах. Они считаются устаревшими устройствами, но, тем не менее, ещё используются для контроля водителей.

Более сложные цифровые устройства имеют несколько степеней защиты. Они берут информацию с нескольких датчиков и передают полученные сведения на спутник. Поэтому обмануть их практически невозможно.

Тахограф электромеханический (аналоговый)

Электромеханический тахограф записывает информацию на бумажный носитель. В этом тахографе информация пишется на диск из бумаги, поэтому само устройство получило название «шайба».

Тахограф-шайба считывает информацию со спидометра и встроенного внутрь прибора таймера. Полученные данные он записывает на бумаге. Простота конструкции и доступ к внутренним механизмам делает возможным всяческие вторжения в её конструкцию, манипуляции, отключки.

 Аналоговые тахографы планировали запретить к 2018 году.

Однако на сегодняшний день отказ от их использования – рекомендован, но не обязателен. Кроме того, есть различные обходные манёвры, которые могут узаконить пользование тахографом при его официальном запрете.

Тахограф цифровой

Цифровой тахограф записывает информацию на электронный носитель. При этом данные, которые получает тахограф, снимаются с нескольких датчиков. Показания скорости, времени движения, километров пробега, поступают в устройство от спидометра, коробки передач, бортовому компьютеру, АВS. Они сравниваются между собой и записываются в память. Это исключает возможность «отматывания», «стирания», «замедления» и других манипуляций. «Списанная» или «стёртая» информация оказывается в диссонансе с другими полученными показателями.

Полученные данные шифруются. Шифрованием и дальнейшей передачей данных заведует так называемая криптозащита или модуль СКЗИ (система криптографической защиты информации). Данный модуль не только защищает информацию от исправлений, но также записывает все попытки взлома устройства или корректировки хранящихся данных.

В блок СКЗИ встроена память с собственным независимым источником питания, который работает отдельно от системы зажигания авто.

Производство модулей СКЗИ контролирует ФСБ России.

Зашифрованные данные тахограф записывает на двух носителях. Фиксирует их на встроенную цифровую память и на личную карту водителя. Кроме того, прибор передаёт информацию на спутник, и переданные показания не могут быть изменены. Если записи на карте теоретически можно стереть или взломать, то показания, переданные на спутник, водителю неподконтрольны.

Для связи со спутником в тахограф встроен блок навигации. Он определяет местоположение автомобиля, позиционирует его на карте и подаёт сигнал на спутник. Официальное название данного блока – система глобального позиционирования или ГЛОНАСС.

Такая сложная конструкция обеспечивает надёжную защиту данных, в десятки раз более надёжную, чем в аналоговом устройстве. Да и сам факт попытки изменить данные записывается в память тахографа и всплывает при проверке.

Тахограф на личное грузовое авто

С 1 ноября 2020 года тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С (массой более 3,5 тонн) и автобусы категории D, принадлежащие юридическим лицам и .

С другой стороны, в ПТС не указано, что владельцем авто является ИП.

А что же, если авто зарегистрировано на физлицо, которое не является ИП?

Согласно закону «О безопасности дорожного движения» с 1 ноября 2019 года установка тахографов обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Если Вы являетесь владельцем грузового автомобиля и не зарегистрированы как ИП, то должны установить тахограф в следующие сроки (приказ Министерства транспорта РФ от 15 октября 2020 г. № 339 «О внесении изменений в отдельные приказы Министерства транспорта Российской Федерации по вопросам оснащения тахографами транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, и транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении»):

ТС категории № 3 (предназначенные для перевозки грузов, с максимальной массой более 12 т)
экологический класс которых не определен до 1 марта 2020 г.
экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже до 1 июня 2020 г.
экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше до 1 сентября 2020 г.
ТС категории № 2 (предназначенные для перевозки грузов, с максимальной массой от 3,5 до 12 т)
экологический класс которых не определен до 1 декабря 2020 г.
экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже до 1 марта 2021 г.
экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше до 1 июня 2021 г.
ТС категории М3 (используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более 8 мест для сидения, с максимальной массой свыше 5 т)
экологический класс которых не определен до 1 ноября 2020 г.
экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже до 1 февраля 2020 г.
экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше до 1 мая 2020 г.
ТС категории М2 (используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более 8 мест для сидения, с максимальной массой не более 5 т)
экологический класс которых не определен до 1 августа 2020 г.
экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже до 1 ноября 2020 г.
экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше до 1 февраля 2021 г.
принадлежащие многодетным родителям, которые используются ими для перевозки членов своей многодетной семьидо 1 января 2022 г.

Статья написана и размещена в пятницу 13 декабря 2020 года. Дополнена —

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Тахограф – что это такое в машине?

Это бортовой самописец, который устанавливается в транспортном средстве и подключается к сети электропитания автомобиля. Главная его задача — автоматическая регистрация параметров движения машины. Данные, считываемые самописцем, хранятся в памяти прибора, их можно просматривать при проверке.

Устройства:

  • записывают скорость передвижения и пробег авто;
  • регистрируют время работы, отдыха и прочих операций, совершаемых водителем;
  • фиксируют всю полученную информацию и хранят её в зашифрованном виде для исключения возможности несанкционированного изменения.

*данные, которые записал тахограф, являются объективными и не могут быть отредактированными. Они имеют доказательственную силу и могут быть использованы при урегулировании спорных вопросов, в т. ч. в ходе судопроизводства.

Тахограф: разновидности приборов

Раньше на автомобили устанавливалось аналоговое оборудование – электронно-механические, механические или дисковые самописцы. Сейчас аналоговые тахографы уже не производятся, а их использование запрещено российским законодательством. По закону допускается установка только цифровых бортовых самописцев, записывающих и обрабатывающих информацию сразу в цифровом виде. В России популярны устройства таких брендов:

  • АТОЛ;
  • Меркурий;
  • EFAS V2 RUS;
  • VDO DTCO;
  • ТЦА-02НК;
  • ШТРИХ-ТахоRUS;
  • КАСБИ.

Законодательство также разрешает устанавливать зарубежные приборы, прошедшие сертификацию и разрешенные к эксплуатации в РФ.

СКЗИ и ЕСТР – что выбрать?

Требования к типу и марке тахографа различны. Это зависит от того, передвигается автомобиль по России или совершает международные рейсы. Таким образом, для транспорта, выполняющего поездки заграницу, обязательно оснащение тахографами европейского образца с блоком ЕСТР, а для авто, эксплуатируемых в России, применяются контрольные аппараты с модулем СКЗИ.

Расшифровка аббревиатур следующая:

  • ЕСТР – тахографы, выпущенные на территории Европы и прошедшие сертификацию согласно европейскому соглашению о работе экипажей транспортных средств;
  • СКЗИ – это система криптографической защиты информации, которая поступает с автомобиля на цифровое контрольное устройство. Самописцы такого типа используются только в России, выезжать заграницу с такими тахографами запрещено.

Оформление личной карты водителя напрямую зависит от того, какой контрольный аппарат установлен на машину.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий