Холодный пуск двигателя: вред для ДВС
Как известно, даже исправный двигатель может с трудом заводиться при сильном похолодании. Дело в том, что моторное и трансмиссионное масло густеет, АКБ сильнее расходует заряд, бензин хуже испаряется, а солярка в дизеле становится вязкой и с трудом прокачивается по системе питания. В результате стартеру труднее проворачивать коленчатый вал, горючее также хуже воспламеняется в цилиндрах.
Так как моторное масло становится менее текучим и хуже прокачивается, в момент запуска «на холодную» получается так, что двигатель первые секунды испытывает масляное голодание. Так или иначе, но увеличенного износа двигателя не избежать. Как правило, речь идет об износе ЦПГ (поршни и стенки цилиндров), шеек коленвала, коренных и шатунных вкладышей и т.д.
Если просто, масло становится вязким и до определенного прогрева не подается к нагруженным парам в должном количестве и под нужным давлением. Результат — детали испытывают высокие нагрузки и страдают от сухого трения.
Но и это еще не все. Как уже было сказано выше, компрессия холодного мотора понижена, что требует больше топлива для его запуска. При этом через увеличенные зазоры между поршневыми кольцами и стенкой цилиндра горючее в холодном ДВС попадает в поддон картера, ухудшая в дальнейшем свойства смазочного материала. Особенно эта проблема актуальна в том случае, если мотор приходится долго крутить, чтобы он завелся.
На практике это значит, что если в моторное масло попадает бензин или солярка, причем в больших количествах, такой разбавленный топливом смазочный материал не способен обеспечить надежную защиту мотора от износа после выхода двигателя на рабочие температуры. Результатом может стать не только сокращение ресурса, но и поломка двигателя, его заклинивание и т.д.
Также любые уплотнители и прокладки страдают от перепада температур, так как холодный ДВС после запуска начинает быстро нагреваться, при этом нагрев происходит неравномерно. Не удивительно, что в резиновых изделиях появляются трещины, которые затем приводят к утечке масла и других технических жидкостей.
Достаточно вспомнить простой наглядный пример, когда после длительной стоянки с вывернутыми колесами зимой на автомобилях с ГУР можно наблюдать течь рулевой рейки. Причина-потеря эластичности манжетов и сальников механизма рулевого управления, которые после запуска мотора и начала работы насоса гидроусилителя попросту не держат рабочее давление. Похожая ситуация происходит и с сальниками в двигателе.
Как подготовить автомобиль к зимней эксплуатации
Прежде всего, стоит упомянуть тот факт, что каждый холодный запуск двигателя по величине износа можно приравнять к пробегу в 150–200км, причем эта величина растет пропорционально понижению температуры, то есть чем ниже температура, тем выше степень износа двигателя. Поэтому о том, чтобы свести износ к минимуму, следует позаботиться заблаговременно.
Для этого еще до наступления холодов следует проверить уровень плотности электролита в АКБ и при необходимости подзарядить батарею. Хотя это, конечно, не спасет аккумулятор от потери заряда при минусовых температурах. Поэтому наилучший вариант — поступать так же, как делают водители регионов, где среднесуточная зимняя температура составляет -30 градусов: на ночь снимать АКБ и убирать в теплое помещение. Потерянные на ее снятие несколько минут с утра будут с лихвой компенсированы беспроблемным пуском двигателя.
Масло на зимний период лучше выбирать такое, чтобы оно не меняло своей вязкости на морозе, ну или хотя бы густело не сильно
Поэтому следует очень внимательно читать описание к выбранному маслу, обращая особое внимание на температурный диапазон его применения
Перед зимой также следует поставить новые свечи и фильтры (воздушный, топливный тонкой очистки, масляный). Причем нелишним будет еще один комплект свечей постоянно возить с собой, на всякий случай.
Чрезмерно загустевшее моторное масло
Причина: из-за низкой температуры масло «не пускает» движущиеся части силовых агрегатов. Чаще всего это происходит, если масло старое и сильно загрязнено, не соответствует температурным условиям эксплуатации либо просто несоответствующего качества.
Статья по теме
Как менять манеру езды при наступлении холодов. 5 советов водителям
Признаки: свежий аккумулятор и исправный стартер с большим трудом крутят двигатель, а на щупе для масла видна плотная консистенция.
Способы решения: оперативно поменять замёрзшее масло практически невозможно. Нужно или ждать потепления, или отогревать машину в тёплом помещении. При механической коробке передач можно некоторое время «потаскать» автомобиль на буксире, чтобы провернулся вал.
Профилактика:
- Следить за качеством масла, покупая фирменные бренды в проверенных местах с цифрами в индексе 0W или 5W, синтетику для новых автомобилей и полусинтетику для машин с пробегом более 100 000 км. Перед тем как залить новое масло, канистру с ним можно оставить на морозе. Если оно сохранило свою консистенцию — всё в порядке, если же сильно загустело и не плещется (это можно понять, не открывая упаковку) — возвращайте его продавцу.
- В крайнем случае, перед длительной стоянкой, когда автомобиль может остыть полностью, сразу после того, как двигатель будет заглушен, можно залить в картер 100–200 мл бензина. Топливо разжижит масло, и мотор будет крутиться. Эта процедура достаточно безобидна, но злоупотреблять ею не стоит. Особенно нежелательно «разбавление» для современных двигателей, которым необходимы различные смазывающие, очищающие и антиокислительные присадки.
Причины, по которым дизель не заводится
Собственно, причины всё те же:
- проблемы с топливом
- отсутствие компрессии
Остальные причины не имеют отношения к зимней эксплуатации, так как в тёплое время он тоже не завёлся бы. Но тут тоже есть свои нюансы.
Какие проблемы могут возникнуть с топливом в мороз?
Начнём издалека. ДТ бывает зимним и летним. Зависит от содержания парафинов в своём составе. Летнее дизельное топливо гарантированно будет работать только при температуре выше -10 °C. Если температура на улице ниже- парафин загустевает и соляра теряет свою текучесть, забивает топливный фильтр. Видели когда-нибудь, как фура едет, едет, всё медленнее, а потом и вовсе останавливается? Это соляра загустевает, парафин забивает топливный фильтр и топливо не поступает в двигатель. Частично эта проблема решается подогревом топливного фильтра, но при сильном морозе соляра застынет ещё в баке.
В зимнем дизельном топливе парафина значительно меньше, чем в летнем (парафин- это основа ДТ, от него выделяется больше всего энергии при сгорании), к тому же применяются специальные присадки- антигель, которые препятствуют замерзанию ДТ.
Также можно заливать присадку антигель прямо в бак при заправке.
Компрессия
При отсутствии компрессии дизель в жизни не заведётся. Но тут речь не о механических повреждениях, которые привели к . К этому может привести
- разряженный аккумулятор,
- густое масло
- износ двигателя
- неисправная проводка
Собственно, топливо сгорает при достижении определённой температуре, эта температура создаётся при определённом давлении, когда появляется одна из вышеописанных неисправностей, то воздух из камеры утекает раньше, чем создаётся необходимое давление.
Компрессионные кольца в любом случае всегда пропускают воздух, хоть самые исправные, хоть подубитые. И тут задача двигателя, чтобы создать как можно большее давление в ВМТ, чтобы солярка легко воспламенилась. Значит, чем быстрее двигатель будет вращаться, тем меньше воздуха успеет убежать через щели.
Вот тут и вылазят все неисправности- разряженный аккумулятор, который не может толком раскрутить стартер (на слух не определишь, нормально он маслает или слабовато), компрессия маловата или масло густовато- опять же сложнее прокрутить двигатель. А может и стартер неисправен.
Если слабая компрессия- это можно легко проверить, исключив эту неисправность. Откручиваем свечи накала и наливаем по ложке моторного масла в каждый цилиндр, закручиваем свечи обратно. Масло разойдётся по камере сгорания и заполнит все щели. Компрессия будет выше, чем у нового двигателя. Если после этого машина не заведётся- значит, что-то ещё неисправно.
Если масло в двигателе густое (неправильно подобрана вязкость для зимней эксплуатации), то стартеру будет сложнее прокрутить двигатель и раскрутить его до необходимых оборотов, чтобы он завёлся.
Разряжен аккумулятор, либо неисправный стартер тоже не раскрутят двигатель до нормальных оборотов, а все эти факторы вместе взятые- делают пуск дизельного двигателя в мороз весьма проблематичным.
Можно попробовать завести двигатель с толкача, но тут тоже свои проблемы- на машине с автоматом такое не прокатит, да ещё если снег и лёд на дороге, то не будет нормального сцепления с дорогой и машина просто пойдёт юзом. Ещё одна проблема — может порваться ремень ГРМ при заводке с толкача, так как будет резкий рывок, когда машина заведётся и может срезать зубья.
Сгорание топлива
Перед сгоранием соляра должна испариться и превратиться в мелкий дым. При прогретом двигателе это довольно просто. Но что делать при старте, когда двигатель холодный? Для этого существуют свечи накала, которые испаряют холодное топливо перед воспламенением, тем самым помогая завестись двигателю. Если топливо плохо распыляется, то двигатель будет пыхтеть, пердеть, но не заведётся
Поэтому стоит уделить внимание работоспособности свечей накала
Вот, пожалуй, и все причины, почему дизель не заводится, связанные с морозом.
Для решения данных проблем могут применяться предпусковые подогреватели типа Webasto, которые нагревают двигатель через систему охлаждения, что отбрасывает срезу несколько проблем с запуском- масло сразу становится менее густым, двигатель становится прогретым и соответственно зазоры поршень-цилиндр уменьшаются, что уменьшает утечки воздуха из камеры сгорания, а также система охлаждения на многих автомобилях связана с топливным фильтром и подогревает его, тем самым препятствуя оседанию парафина в нём. Плюс небольшой бонус- заодно и салон нагреется.
Спрей быстрый старт
Спрей быстрый старт свободно продаётся во всех магазинах автозапчастей. Он содержит легко воспламеняющееся вещество. Способное самопроизвольно воспламеняться при низких температурах от сжатия в камере сгорания. Таким веществом является эфир.
Необходимо распылить эфир во впускном коллекторе для этого снимается воздушный фильтр. Спрей распыляется в полости воздушного фильтра.
При прокручивании коленчатого. Эфир попадает в камеру сгорания сжимается поршнем и воспламеняется. Затем тоже самое происходит в следующем цилиндре согласно порядка работы цилиндров двигателя. В результате двигатель начинает работать на эфире. Развиваются необходимые обороты. Температура сжатия воздуха в цилиндрах достигает требуемой величины для поджога топлива. И двигатель начинает работать уже на дизельном топливе.
Но здесь главное не перестараться, потому что большое количество эфира может вызвать детонацию в цилиндрах это когда происходит воспламенение топлива в разных местах камеры сгорания. И происходит расширение горящего топлива с большой силой. Слышны сильные металлические удары. Поэтому спрей необходимо подавать небольшими порциями. В зависимости от того как двигатель начинает схватывать на эфире. После того как двигатель уже заведется и будет работать только на эфире можно поддерживать его работу также подавая эфир во впускной коллектор. При этом не нужно давать двигателю развивать большие обороты. Ограничивая подачу спрея во впускной коллектор. Можно подавать эфир небольшими порциями поддерживая работу двигателя пока двигатель не начнет работать на дизельном топливе самостоятельно.
Этот способ достаточно хорош, но как средством чтобы завести дизель в сильный мороз пользоваться необходимо только в крайнем случае. Когда деваться уже некогда а ехать необходимо. Все таки есть большая опасность, что вы дадите эфира больше чем это требуется и произойдет сильное расширение горящего эфира
Что может привести к поломке двигателя пользовать эфиром необходимо очень осторожно. На некоторых тракторах даже предусмотрена такая функция как быстрый старт
Эфир подаётся не в ручную, а через специальное устройство. Которое не выдаст его больше чем положено. Но как правило значительно помогает завести дизель в сильный мороз.
На севере водители заводят двигателя при помощи пропана. Аналогичным образом как и со спреем направляется газ от газовой горелки во впускной коллектор. Проворачивается двигатель. Газ от сжатия начинает загораться в камере сгорания. В результате двигатель работает на газу. И работает он более плавно без детонации до тех пора пока не начнет воспламеняться дизельное топливо.
Самое простое и понятное средство для того чтобы завести дизельный двигатель это его буксировка.
Буксировка как способ что бы завести дизель в мороз
Этот способ не всегда применим
Во первых не получится завести дизельный двигатель на автомобиле с автоматической коробкой передач
Во вторых если есть мороз значит должен быть и снег и лед. Поэтому чтобы завести двигатель необходимо найти место с чистой от снега и льда поверхностью. Чтобы колеса смогли зацепиться с дорогой и провернуть двигатель. Потому что необходимо не только провернуть двигатель но и коробку передач, и редуктор ведущего моста. В редукторе и мосте густое масло создаст сопротивление, которое не позволит колесам при гололеде провернуться.
Но все эти усилия окажутся напрасными. Даже если двигатель заведется. Он снова заглохнет. Особенно если в баке в мороз оказалась летняя солярка.
Пуск «горячего» двигателя
Поскольку двигатель сейчас «горячий», то достаточно лишь повернуть ключ «на старт», как он сразу же заведется. Замок зажигания, имеет три основных положения: I. Зажигание выключено. II. Зажигание включено. III. Стартер включен.
Из позиции I поворачиваем ключ на 180°, в позицию II. Как только попали во вторую позицию, на щитке приборов обязательно включатся какие-нибудь лампочки. Это могут быть: контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, лампочка аварийного давления масла, мигающая лампочка стояночного тормоза и другие (после пуска двигателя большинство из них погаснет).
Далее нужно повернуть ключ в позицию III, приблизительно на 45° от предыдущего положения, и стартер начнет проворачивать коленчатый вал двигателя.
Если двигатель автомобиля исправен и отрегулирован, то, удерживая ключ в третьей позиции, через 2 — 3 секунды можно почувствовать, что мотор завелся. Отпускаем ключ. Под воздействием возвратной пружины он вернется во вторую позицию и останется там до окончания поездки.
Бывает, что двигатель не удается сразу завести. Обычно такое случается со старыми машинами. Если через 10-15 сек. двигатель не завелся, нужно дать стартеру передохнуть.
Если двигатель так и не завелся, то возвращаем ключ в позицию I, после небольшой передышки (1 — 2 минуты) пробуем еще раз, далее опять передышка, потом еще 5 — 6 попыток, после чего нужно успокоиться и показать машину специалисту, который выяснит причину неисправности.
2003 — 2019 Дикая Правда — все права защищены, перепечатка статей запрещена
Почему в мороз сложно завести авто
Причин, по которым не удается зимой оживить мотор, существует несколько. Часто одна накладывается на другую, усугубляя и без того сложную ситуацию.
Аккумулятор (АБ)
Батарея плохо крутит стартер, когда в ней маленький заряд. Этим страдают, как правило, старые АБ. Пластины у них со временем осыпаются, зарядиться на полную мощь, как раньше, они уже не могут. И если в теплое время года аккумуляторы еще заводят машину, то с понижением температуры способны провернуть коленчатый вал только пару-тройку раз, а иногда и этого не могут.
Причиной слабого заряда бывает и генератор, у которого нарушены технические параметры, поэтому он делает свою работу по зарядке вполсилы или меньше. Часто в этом повинен реле-регулятор генератора.
В мороз хуже крутит даже новая батарея, а если ее возраст перевалил за 3 года, лучше купить другую. В некоторых случаях причина плохой работы аккумулятора кроется в окислившихся клеммах. Если их почистить мелкой наждачной бумагой, токопроводящая способность восстанавливается.
Свечи
От состояния этого расходного материала тоже во многом зависит заводка автомобиля в мороз. На свечах может образоваться нагар, нарушиться зазор вследствие длительной работы. Через растрескавшийся колпачок высоковольтного провода проникает влажный воздух. Все это влияет на пробой искры, которой в мороз может и не быть. То, что летом является помехой, зимой превращается в непреодолимый барьер.
Топливо
Доброкачественный бензин, к сожалению, можно встретить на на каждой заправке. Если водитель залил бак где-то на трассе, пользуясь услугами случайной АЗС, при минусовых температурах можно ждать сюрпризов. Принцип такой: чем дольше машина стоит на холоде, тем труднее ее завести, и чем ниже октановое число бензина, тем проблематичнее запустить силовой агрегат.
Любители ездить с красной лампочкой уровня топлива рискуют пойти на работу морозным утром пешком. В пустом баке часто скапливается конденсат. Одной маленькой капельки, попавшей в бензопровод и замерзшей там, достаточно, чтобы заблокировать работу всей топливной системы. Поэтому зимой бензина в баке должно быть как можно больше, и никогда — меньше половины емкости.
У дизельных двигателей своя проблема, связанная с топливом. Если залита «летняя» соляра, в мороз она превратится в желе. Парафиновые хлопья, появившиеся на холоде, проникают в топливную систему, забивая ее. В результате дизтопливо не прокачивается, стартер вроде и крутит, но испарения из выхлопной трубы глушителя отсутствуют.
Масло
Чем выше вязкость масла, тем труднее осуществить запуск мотора, ведь для этого стартер должен провернуть коленвал, а это сопряжено с определенным усилием. Раньше были только минеральные масла, которые используют и сейчас. Для холодного времени года существуют зимние марки, для теплого — летние.
Оставив на период холодов в моторе густую смазку, водитель увеличивает риск того, что агрегат не сможет завестись в мороз. Грязная смазывающая жидкость только усугубляет эту проблему.
В современных условиях у автолюбителей есть возможность заливать качественные синтетические и полусинтетические масла, вязкость которых при отрицательных температурах повышается незначительно. Но надо иметь в виду, что первую разновидность нельзя использовать после минеральной смазки, пока не промыт силовой агрегат. Полусинтетику в таких случаях применять допустимо.
Что может свистеть под капотом после холодного пуска
Если из-под капота автомобиля слышится свист при запуске двигателя на холодную, то причин этого может быть несколько:
Приводные ремни.Особое внимание следует обратить на ремень генератора. От слабого натяжения он попросту проскальзывает на валу, отсюда и свист, после прогрева свист может исчезать
Нужно помнить, что любой посторонний звук под капотом – это своеобразное предупреждение о какой-то неисправности, и если самостоятельно определить причину возникновения звука не получается, то нужно обратиться к специалистам СТО, и тянуть с этим не стоит. Ведь «поломаться» где-нибудь посредине дороги в крепкий мороз – удовольствие сомнительное.
Начнем с прописных истин, а именно: какие условия нужны двигателю, чтобы заветный процесс в его цилиндрах благополучно пошел. Здесь одинаково важны системы питания, зажигания и стартер, способный расшевелить застывший мотор.
Питание двигателя состоит из: горючего (самое распространенное — бензин) и окислителя (кислород воздуха). Если того или другого слишком мало (или много), то сгорание будет вялым или вообще не состоится. В идеале для полного сгорания бензина его весовое соотношение с воздухом должно быть около 1:15. За этим строго следят соответствующие устройства в любой исправной паяльной лампе, бензиновой горелке, примусе, обеспечивая прозрачное, голубоватое, горячее пламя.
Проблемы с аккумулятором и «прикуривание»
Если аккумулятор полностью разряжен, то вернуть его к жизни можно только с помощью привлечения дополнительной помощи. Запустить двигатель автомобиля с «умершим» аккумулятором вполне можно с помощью так называемого «прикуривания», когда другой, уже заведенный и прогретый автомобиль «делится» энергией.
Располагаем автомобили капотами друг к другу, тут важно учесть не только близость самих автомобилей, но и расположение аккумуляторов в подкапотном пространстве. Обычно провода для «прикуривания» делаются не очень длинными, чтобы они были дешевле и было меньше потерь электричества.
Соединяем «плюс» (+) пускового кабеля с «плюсом» (+) аккумулятора донора, затем соединяем «плюс» (+) кабеля с «плюсом» (+) разряженного аккумулятора.
Соединяем отрицательный (-) пусковой кабель с «минусом» (-) аккумулятора донора, а затем цепляем кабель к блоку цилиндров двигателя, который нам необходимо «оживить»
Если нет возможности подсоединить «минус» кабеля к голому металлу двигателя, то его можно соединить с «минусом» (-) разряженного аккумулятора, но стоит помнить, что в этом случае много тока пойдет на зарядку разряженного аккумулятора. Если же цеплять «минус» кабеля непосредственно на «массу», то основной ток пойдет на стартер и он будет крутиться лучше.
Убедитесь, что кабель не попадает на лопасти вентилятора, под ремни и цепи силового агрегата или другие подвижные детали.
Запустите двигатель. Если двигатель работает устойчиво, то можно отсоединять «минус» кабеля (сначала от капризного автомобиля, а уже потом от аккумулятора донора). В той же последовательности отсоединяем положительный кабель.
Не глушите сразу только что запущенный двигатель. Дайте ему прогреться и «оживить» аккумулятор.
Стоит помнить, что после подобного пуска, необходимо разобраться в причинах разряда аккумулятора и зарядить его с помощью специального устройства. Полностью зарядить аккумулятор непосредственно на автомобиле могут далеко не все автомобильные генераторы.
При необходимости замените аккумулятор. Они имеют ограниченный срок службы, после чего вернуть его технические характеритиски к первоначальным просто невозможно. Недорогие аккумуляторные батареи служат примерно 3 года, более дорогие могут прослужить до 6 лет, но многое зависит от условий эксплуатации.
При работе с автомобильным аккумуляторами необходимо использовать защитные очки и перчатки, так как внутри находятся опасные кислоты и газы.
Из-за опасных веществ аккумуляторы нельзя выкидывать вместе с бытовым мусором. К счастью, их материалы можно перерабатывать, поэтому старые аккумуляторы принимаются для переработки. Сдать старый аккумулятор можно в магазинах, которые предлагают взамен существенные скидки на покупку нового аккумулятора.
Что может свистеть под капотом после холодного пуска
Если из-под капота автомобиля слышится свист при запуске двигателя на холодную, то причин этого может быть несколько:
Приводные ремни
Особое внимание следует обратить на ремень генератора. От слабого натяжения он попросту проскальзывает на валу, отсюда и свист, после прогрева свист может исчезать.
ролик натяжителя, механизма ГРМ (со временем свист усиливается и становится постоянным);
изношенные валы (помпы, генератора).
Нужно помнить, что любой посторонний звук под капотом — это своеобразное предупреждение о какой-то неисправности, и если самостоятельно определить причину возникновения звука не получается, то нужно обратиться к специалистам СТО, и тянуть с этим не стоит. Ведь «поломаться» где-нибудь посредине дороги в крепкий мороз — удовольствие сомнительное.
Нужно ли прогревать двигатель
Этот вопрос вызывает много споров среди автомобилистов. И если летом еще можно воздержаться от прогрева, то зимой данная операция обязательна. Прогрев двигателя в мороз позволит подготовить все системы и механизмы (взять хотя бы то же масло, что густеет с падением температуры) к работе. Но делать это нужно правильно. Не стоит включать сразу салонный отопитель. Так вы потратите много времени на прогрев. А вот включение осветительных приборов и прочей «электрики» будет нелишним. Это увеличит нагрузку на генератор, а соответственно, и на коленвал. Так мотор быстрее прогреется до рабочей температуры, а батарея зарядится в полной мере.
Нужно ли прогревать двигатель долго? Опытные автомобилисты не советуют «маслать» мотор по 15-20 и более минут. Это вредно для двигателя. Достаточно пяти минут работы на холостом ходу, чтобы мотор прогрелся до минимальных +60 градусов. После этого можно уверенно осуществлять движение. Если машина оборудована АКПП, в этот период (пока мотор работает на холостых) следует поочередно попереключать все режимы. Так мы разогреем АТФ-жидкость в коробке и сохраним ее ресурс.
Запускаем дизельный двигатель на автомобиле с МКПП
Как и с бензиновиками, для запуска дизельного двигателя нужен исправный и заряженный аккумулятор, однако в связи с особенностями конструкций моторов, функционирующих на «тяжелом» топливе, не менее важными факторами являются: наличие исправных свечей зажигания, исправного топливного фильтра и качество дизтоплива.
Идеальный вариант — использовать специальное зимнее горючее, при этом нелишним будет добавление в него специальных депрессорных присадок, предотвращающих загустение дизтоплива.
Для предотвращения замерзания дизтоплива продвинутые автолюбители доукомплектовуют машину специальными системами подогрева, при этом стоит помнить, что если дизтопливо все-таки замерзло и загустело, его категорически нельзя подогревать при помощи открытого огня. В остальном алгоритм запуска дизельного мотора аналогичен бензиновому.