Классификация дизельного топлива

Коротко об истории распространения стандарта Евро-5 в России

То, что наше отечественное дизтопливо и солярка, произведённая в Европе – как говорят в Одессе, «две большие разницы», стало очевидным в 90-х годах ХХ века. Это было десятилетие небывалого бума покупок в Европе б/у-шных автомобилей и другой техники. Тогда выяснилось, что купленная в европейских странах техника с дизельными моторами очень неохотно «кушает» российскую солярку, а вскоре и вовсе начинает требовать ремонта.

То, что солярка «бывает разная», заметно ещё до её отправки в лабораторию.

Расхожая «страшилка»: отечественное дизтопливо – это горючее для тракторов, и заправлять им автомобиль нельзя, хоть и не соответствует действительности, но всё-таки появилась не на ровном месте.

На самом деле, в Советском Союзе производство дизельного топлива регламентировалось нормами ГОСТ 305-82, а вся солярка делилась на три марки:

  • Летняя: для использования при температурах выше 0 градусов. В цифровом обозначении имела содержание серы и температуру вспышки: Л-0,2-40.
  • Зимняя: применялась при температурах до 20 градусов мороза. В цифровом обозначении имела количество серы и температуру застывания, а именно: З-0,05 (-25).
  • Арктическая: для использования в районах Крайнего Севера. Её цифровое обозначение также несёт следующую смысловую нагрузку: содержание серы и температура застывания: А-0,05 (-50).

Бренд Евро-5: топливо чистое, как слеза

В настоящее время данный ГОСТ, естественно, уже не используется, хотя названные цифровые обозначения нередко ещё можно встретить в употреблении. Прочно вошедший и в наш обиход европейский стандарт дизтоплива существует с 1993-го года. Тогда, в существующем ещё всего один год, Евросоюзе был введён EN 590, или Евро-1. Который, спустя четыре его модификации, трансформировался в тот самый Евро-5 (иначе: ЕN 590/2009).

Свойства ДТ при низких температурах

Чтобы уменьшить температуру, при которой топливо становится вязким, в его состав включают тяжелые фракции углеводорода. Больше всего таких примесей в арктической марке топлива.

Летнее горючее начинает мутнеть при -3°С. Если допустить его кристаллизацию, могут выйти из строя поршни. Исправить данную проблему не представляется возможным. Поэтому следует использовать ту марку топлива, свойства которой отвечают температурным условиям.

Средневязкое топливо сохраняет текучесть при низких температурах. Это означает, что рабочий процесс в двигателе будет экономичным и эффективным.

Разница стоимости марок дизтоплива

Арктическое дизтопливо, в сравнении с летним, стоит на 20% больше, и на 30% выше в сравнении с зимним ДТ. Использовать летнее горючее при температуре ниже допустимой нельзя. Состав дизельного топлива моментально парафинизируется и загустевает, топливный насос ДВС просто не будет работать, а иногда и просто может выйти из строя, после чего потребуется недешевый ремонт. Однако ДТЗ, ДТА летом допускается кратковременно использовать, при условии, если на данный момент нет летнего варианта горючего. При плюсовых температурах зимние марки ДТ негативно влияют на мотор: появляется детонация, снижается мощность, увеличивается токсичность выхлопных газов.

Отличия в стоимости различных типов ДТ объясняется также затратами на их выработку, наличием пакетов добавок и моторных присадок, которые необходимы для улучшения характеристик ДТ по сезонам. Каждая определенная присадка может повысить цетановое число, понизить температурный порог застывания, умерить токсичность, увеличить смазывающие свойства и ресурс элементов топливного насоса и ДВС в целом.

Виды дизельного топлива: параметры

Чтобы избежать проблем с двигателем, в котором замерз дизель, важно заранее покупать правильные марки дизельного топлива в зависимости от погоды. Особенно это важно в условиях резкого похолодания в разных регионах России

Летние марки

Вид топлива, которое сохраняет рабочее жидкое состояние требуемой плотности при t°= 0 и больше градусов. Основные характеристики марки:

  • цетановое число — больше 51 ед. при температуре использования до 45°С окружающего воздуха;
  • плотность — 845-865 кг/м3 при t использования 20-25°С;
  • вязкость — 4-6,1 кв. мм/ с при t°=19-25°С;
  • порог замерзания — -10°С.

Главное, что стоит помнить автовладельцу, летний дизель замерзает даже при незначительных температурах ниже «нуля».

К недостаткам летнего дизеля, как вида, относят повышенную способность образования водяного конденсата. В результате вода в топливном баке отслаивается и скапливается на дне. Из-за чего могут происходит сбои в работе двигателя. Российские специалисты рекомендуется задолго до наступления холодов полностью сливать летний дизель.

Зимнее марки

Один из самых популярных видов дизельного горючего в России. Нижний предел замерзания зимнего дизеля — минус 30. Но для полярных регионов в зимнее время этот вид топлива лучше не использовать. Основные характеристики марки:

  • цетановое число — 48 единиц при t использования от минус 30°С окружающего воздуха;
  • плотность — 825-845 кг/м3 при t использования от -30 до +15°С;
  • вязкость — от 1,8 до 5.1 кв. мм/с максимум при t от -20 до +15°С.

Арктические марки

Этот вид горючего выдерживает антарктические условия российской зимы, а со специальными присадками сохранять работает при температуре минус 55°С. Характеристики этой марки горючего следующие:

  • цетановое число — 40 единиц при t использования от -30°С;
  • плотность — 760-820 кг/м3 при t использования от -30 до 0°С;
  • вязкость — от 1,45 до 4,6 кв.мм/с максимум при t -30 — 0°С.

О том, зимой, читайте в нашем блоге.

Биодизель

Вид топлива относится к инновационным разработкам европейских инженеров. Получают путем переработки растительных масел (рапс, соя), маслосодержащих растений, жира крупного рогатого скота. Основное отличие от обычного дизеля — экологичность. Полный распад продуктов сгорания биодизеля происходит уже через 30 суток после попадании в окружающую среду.

Биодизель используется преимущественно для легкового транспорта. В основном это летние марки. Цетановое число составляет 58 единиц. Биодизель обладает отличными смазывающими свойствами.

Также его часто используют как добавку к традиционным видам горючего.

Биодизель имеет собственное обозначение. в США для его маркировки используют литеру «B» и цифровое значение — процент содержания биодобавки в общей массе топлива. В России биодизель не производят.

Также марки дизтопливо классифицируется на экологические классы, по содержанию серы:

  • К2 – не более 500 мг/кг;
  • К3 – не более 350 мг/кг (вид I);
  • К4 – не более 50 мг/кг (вид II);
  • К5 – менее 10 мг/кг (вид III).

Как посчитать расход топлива на 100 км, можно в нашем

Физико-химические свойства дизельных топлив

Дизельное топливо — это сложная смесь парафиновых (10—40%), нафтеновых (20—60%) и ароматических (14—30%) углеводородов и их производных. Находящиеся в топливе углеводороды имеют среднюю молекулярную массу 110—230 г/моль и выкипают в пределах 170—380 °С в составе газойлевой и соляровой фракций нефти.

Температура вспышки составляет 35—80 °С, что существенно снижает огнеопасность продукта по сравнению с бензином. Температура застывания в зависимости от марки дизельного топлива колеблется от -5 °С до -55 °С.

Растворимость воды в топливе составляет около 9 • IO-5 кг/кг, растворимость кислорода O7 ~ 3,4 • IO-6 м3/кг. Кинематическая вязкость для разных марок дизельного топлива имеет пределы при 20 °С от 1,5 до 6,0 мм2/с, а с понижением температуры она повышается примерно в 10 раз быстрее, чем плотность. Плотность топлива при 20 °С составляет 830—860 кг/м3, и с понижением температуры на каждые 10 °С она возрастает примерно на 1%.

Удельная теплоемкость дизельного топлива имеет значение 1,9— 2,6 кДж/(кг • °С), теплота испарения — 234—270 кДж/кг. Температурный коэффициент объемного расширения равен 0,0012 °С-1. Поверхностное натяжение марок дизельных топлив практически одинаково и при 20 °С составляет (30—31) • 10-3 Н/м.

Химический состав дизельного топлива определяет начало самовоспламенения топлива, скорость его сгорания и, следовательно, ритм работы двигателя. Чем легче и быстрее окисляются углеводороды, входящие в состав тяжелого дизельного топлива, тем больше образуется неустойчивых кислородсодержащих веществ, ниже температура самовоспламенения топлива. Наиболее склонны к окислению углеводороды парафинового ряда нормального строения (и-алканы). Труднее окисляются нафтеновые (циклоалканы) и изо-алканы. Наиболее стойки к окислению ароматические углеводороды (арены). Таким образом, те углеводороды, которые не нужны в бензинах (так как вызывают детонационное сгорание), наиболее желательны в топливе для быстроходных дизелей. C повышением молекулярной массы (с ростом числа углеродных атомов) устойчивость к окислению уменьшается. Так, углеводороды алканового ряда с числом атомов углерода 14—18 неразветвленного строения являются предпочтительными компонентами дизельного топлива, поскольку имеют быструю способность самовоспламеняться. В свою очередь арены любого состава и некоторые «зо-алканы — нежелательные углеводороды в дизельном горючем из-за их химической инертности.

Основные виды топлива для дизельных двигателей

Часто новички забывают о главном недостатке солярки – его способности замерзать уже при небольшом морозе. В такой ситуации авто не заведется, а для решения проблемы приходится применять целый комплекс мер по прогреву основных элементов и повышению температуры солярки в системе

Чтобы этого не допустить, важно правильно выбирать дизельное топливо, знать его виды и особенности.
Из основных классов солярки можно выделить:

1. Летнее дизтопливо

Его особенность – жидкое состояние при температуре от «нуля» градусов Цельсия и более. К основным параметрам можно отнести:

  • цетановое число, как правило, от 45 градусов Цельсия и более;
  • вязкость. При температуре 20-22 С составляет 4-6 кв. мм/с;
  • плотность. При температуре 20-22 С составляет до 850-860 кг/куб метр;
  • температура полного замерзания – от -10 градусов Цельсия и ниже. На практике такое топливо может застывать и раньше (от -3-5 градусов Цельсия).

Главный недостаток летнего топлива – появление конденсата влаги внутри бака, отслаивание влаги и ее скопление в нижней части емкости. Подобная особенность доставляет массу проблем автолюбителям:

  1. летом водная «пробка» может блокировать топливную систему и привести к сбоям в работе;
  2. зимой влага замерзает и обездвиживает авто даже при минимальном морозе.Вот почему еще до наступления холодов летнюю солярку нужно полностью сливать из бака и заменять его на более качественный зимний состав.

2. Зимняя солярка

Данный вид солярки пользуется наибольшей популярностью в России. При этом нельзя забывать о главной его особенности – замерзании при достижении 30 градусов мороза. Для регионов с суровой зимой такое топливо для дизельных двигателей – не лучший вариант.
К основным характеристикам зимнего дизтоплива можно отнести:

  • цетановое число – от 44-45;
  • плотность – до 830-840 кг/кубический метр;
  • вязкость – от 1,9 до 4,9-5,0 кв.мм/с.

Параметры вязкости и плотности приведены для температуры 20-22 градусов Цельсия.ъ

3. Арктическая

Это лучший вариант для районов, где температура на улице может опускаться намного ниже тридцати градусов. Такая солярка способна достойно выдержать морозы до -50 градусов Цельсия, что существенно ниже, чем у конкурентов. Из основных характеристик арктического топлива можно выделить:

  • цетановое число – от 40;
  • плотность – до 820-830 кг/куб. метр;
  • вязкость – от 1,5 до 4,0 кв. мм/с.

Параметры вязкости и плотности, как и в предыдущих случаях, приведены для температуры в 20-22 градуса Цельсия.

Объемный вес дизельного топлива кг л. Удельный вес солярки

Для начала хотелось бы уточнить, что понимается под удельным весом (далее УВ) в физике и химии, а уже потом перейти к удельному весу дизельного топлива или как его еще называют – удельный вес солярки.

Пробежимся по теории.

Удельный вес топлива

Удельный вес это отношение веса какого-либо рассматриваемого вещества к его объему , именно веса, а не массы как многие думают. Впрочем, разницы тут особой для нас нет, это только с научной точки зрения понятия различимые и путать их никак нельзя. В быту уж так прижилось, что вес это масса.

Удельный вес вещества можно также выразить через его плотность : y=p*g

где g — ускорение свободного падения в конкретной точке пространства, обычно считают его равным 9,81 м/с*с.

Единицей измерения УВ является величина 1 Н/м3 (Ньютон, деленный на метр кубический).

Плотность топлива

Плотность топлива – это количество его массы в килограммах, которое помещается в одном кубическом метре. Данная величина не постоянная и зависит от температуры дизельного топлива, что плохо сказывается на работе двигателя автомобиля, если солярка по плотности плохого качества. Чем выше температура жидкости, тем меньше ее плотность и наоборот. Так же известен тот факт, что чем выше плотность автомобильного топлива, тем тяжелее его фракционный состав. Это приводит к тому, что у бензина или солярки существенно ухудшаются процессы распыления и испарения, поэтому в камерах сгорания двигателя и в топливной системе более интенсивно происходят различного рода отложения, что со временем все сильнее затрудняет передвижение топлива по системе. Так же это способствует образованию нагара на клапанах двигателя.

Удельный вес солярки

Плотность топлива и, следовательно, его удельный вес измеряют специальным прибором, который называется ареометр.

По действующему ГОСТу для удельного веса солярки приняты следующие значения (для температуры ДТ +20С):

удельный вес летнего дизельного топлива должен быть в пределах 8440 Н/м3удельный вес зимнего дизельного топлива — 8240 Н/м3

Или в плотности:

плотность летнего дизельного топлива – 860 кг/м3плотность зимнего дизельного топлива – 840 кг/м3плотность арктического дизельного топлива – 830 кг/м3

На практике, если брать в расчет только качественное ДТ, получается, что при изменении температуры солярки на один градус по Цельсию, ее плотность изменяется на 0,00075. Данный коэффициент можно использовать для перерасчета величины плотности ДТ в различных температурных условиях. Но стоит помнить, что на большинстве автозаправочных станций качество продукта оставляет желать лучшего, и какие примеси в нем присутствуют никому не известно. Если плотность чистого топлива и поддается перерасчету по такому коэффициенту, то плотность примесей в нем далеко не всегда.

Вес 1 литра дизельного топлива (солярки)

Исходя из приведенных выше значений плотности солярки, легко вычислить вес 1 литра дизельного топлива. Варьироваться он будет в пределах от 830 грамм до 860 грамм, то есть чем выше температура солярки, тем легче будет весить 1 ее литр.

Любой материал, будь это жидкость, газ или твердое тело, имеет такую характеристику, как плотность. Дизельное топливо не исключение. Более того от этого его показателя в некоторой степени зависят и другие физико-химические свойства данного нефтяного продукта.

Согласно современному ГОСТ РФ 52368-2005 плотность дизельного топлива при положительной температуре в 15° должна составлять 820-845 кг/м.куб. По ГОСТу от 82 года плотность измеряется при 20°, при этом она не должна была превышать 860 кг/м.куб. Данная разбежка имеет место быть в силу того, что дизельное топливо само по себе не имеет постоянного химического состава и производится для разных погодных и технологических условий.

Обычного же автолюбителя плотность дизельного топлива должна волновать потому, что дизельное топливо с меньшей плотностью при более низких температурах начинает замерзать. Соответственно, летнее топливо имеет большую плотность и замерзает быстрее зимнего в силу того, что содержащиеся в нем парафины рано начинают загустевать, превращая топливо из жидкой субстанции в твердую, а твердые субстанции, как известно, по топливопроводу перемещаться не могут. Автомобиль перестает работать.

Как измерить плотность дизельного топлива?

Произвести замер плотности топлива в домашних условиях, не представляет чрезмерных сложностей. Единственной проблемой будет найти подходящий ареометр, а также придумать способ, охладить либо нагреть топливо до 20°. При нагревании учитывайте, что вы имеете дело с горючей жидкостью, поэтому, хоть это и не бензин, не стоит держать

Как выбрать качественное дизельное топливо?

Перед заправкой автомобиля вспомните следующие несколько правил:

Первый взгляд: Обращайте внимание на внешний вид автозаправок, ассортимент продукции, состояние оборудования заправки и персонал. Если есть возможность, отдавайте предпочтение проверенным сетевым АЗС

Только в 2019 году Росстандартом выявлено более 150 заправок, предлагающих некачественное топливо.Мы составили подробную памятку для водителей как выбрать безопасную АЗС, которой можно доверять.

“Предъявите документики”: Перед тем, как оплатить топливо и заправиться, особенно на незнакомой АЗС, обязательно обратите внимание на указание марки топлива. Также ознакомьтесь с информацией, размещенной на топливно-раздаточном оборудовании. Она как минимум должна быть. Если возникли вопросы, попросите документацию — персонал АЗС обязан предъявить паспорт качества на топливо.

Как в топливо попадают вредные примеси? Чем опасно некачественное топливо? И как правильно выбрать безопасную АЗС? На эти и другие вопросы отвечаем в статье.

Чем опасны примеси в бензине? Почему, когда загорается лампочка резервного остатка топлива, нужно сразу же пополнить бак? К каким последствиям приведет “сухой” бензобак, особенно зимой, рассказываем в статье.

Нужно ли прогревать двигатель в морозы? Или лучше ехать сразу после запуска мотора? Как правильно пользоваться автомобилем с бензиновым, дизельным и электрическим двигателем зимой? Отвечаем здесь.

Просмотров: 768

Оставьте заявку нашим специалистам!Мы подберем для Вас лучшее решение!

Основные сорта дизтоплива

Если говорить о видах ДТ, то они имеют также классификацию по сортам, где главным показателем является процентное содержание сернистых веществ. К данной категории веществ относятся такие соединения, как сульфиды, тиофены, дисульфиды, тиофаны и меркаптаны. Обычно содержание серы в нефти находится в пределах от 0,15 % до до 6—7 %, причем в последнем случае речь идет о тяжелых нефтяных соединений с большой концентрацией битума. Если говорить о ДТ, то здесь предусматривается следующая классификация:

  • до 350 мг/кг – вид I;
  • до 50 мг/кг – вид II;
  • до 10 мг/кг – вид III.

Каждый, кто планирует приобретать автомобиль с дизельным двигателем внутреннего сгорания, должен также обязательно учитывать фактор сезонности

Это имеет важное значение, поскольку если залить ДТ, которое не соответствует сезону, автовладелец получит проблемы с пуском двигателя, потерей мощности, перерасходом топлива, а также преждевременным износом внутренних компонентов мотора

Классификация по температурным свойствам

Для умеренного климата

По температурным свойствам дизтопливо, по ГОСТу 52368, разделяется на 6 сортов для умеренного климата и на 5 сортов (классов) для арктического климата. Для сортов умеренного климата основным показателем является – температура предельной фильтруемости. Она составляет не ниже: +5/0/-5/-10/-15/-20С для сортов A / B / C /D /E / F соответственно.

Для арктического климата

Для дизтоплива арктического климата основным параметром является – температура помутнения и температура предельной фильтруемости, которая соответствует:

  • -10 / – 20 для ДТ 0 класса;
  • -16 / -26 для 1 класса;
  • -22 / -35 для 2 класса;
  • -28 / -38 для 3 класса;
  • -34 / -44 для ДТ 4 класса;

Также, в этих сортах различное число присадок и примесей. Наиболее часто добавляют цетаноповышающую присадку и противоизносную присадку.

Для двигателей, работающих в арктических условиях, дополнительно применяют депрессорно – диспергирующие присадки. Они позволяют более эффективно работать двигателю, в суровых условиях зимы.

Более простая классификация:

летнее дизтопливо;
зимнее дизтопливо;
арктическое дизтопливо;

Исходя из вышеперечисленных свойств, вы может сориентироваться, какой сорт топлива подойдет вашему двигателю. Более точную информацию всегда можно найти в тех. паспорте к агрегатам, которой стоит придерживаться. Нарушение рекомендация ведет к поломкам. Часто это бывает с двигателями класса Euro 3, которым приходится работать на ДТ ГОСТ 305-82.

Характеристики автомобильного топлива

Теплотворная способность топлива

Обычно чистая теплотворная способность Hобуславливает энергетическое содержание топлива; она соответствует используемому количеству теплоты, выделяемому во время полного сгорания. Полная теплотворная спо­собность Hg, с другой стороны, определяет полную теплоту, включая как механически создаваемое тепло, так и тепло, выделяемое при конденсации водяных паров. Однако, этот компонент не учитывается примени­тельно к автомобилям.

Чистая теплотворная способность дизель­ного топлива, равная 42,9-43,1 МДж/кг, не­много выше, чем у бензина (40,1-41,9 МДж/кг).

Окислители, то есть, топлива или компо­ненты топлива, содержащие кислород, такие как спиртовые топлива, эфир или метиловые эфиры жирной кислоты, имеют меньшую теплотворную способность, чем чистые угле­водороды, поскольку кислород, присутству­ющий в этих соединениях, не способствует процессу сгорания. Поэтому двигатель, име­ющий сопоставимую мощность с мотором, питаемым обычным топливом, имеет повы­шенный расход топлива.

Теплота сгорания топливовоздушной смеси

Теплота сгорания топливовоздушной смеси определяет выходную мощность двигателя. При стехиометрическом соотношении воздух/топливо теплота сгорания для сжижен­ных газообразных и жидких автомобильных топлив составляет примерно 3,5-3,7 МДж/м3.

Содержание серы в автомобильном топливе

В интересах сокращения эмиссии диоксида серы SO2 и защиты каталитических нейтра­лизаторов отработавших газов, содержание серы в бензине и дизельном топливе было ограничено с 2009 года до 10 мг/кг на всей территории Европы. Топливо, соответствую­щее этому предельному значению, известно как «топливо, свободное от серы». Таким об­разом, достигается обессеривание топлива. До 2009 года для использования в Европе было разрешено, введенное в начале 2005 года, использование топлива с содержанием серы

В США, предельное значение содержания серы в бензинах, выпускаемых в промыш­ленном масштабе, с 2006 года ограничивается величиной 80 мг/кг, при этом среднее значение для общего количества проданного и импортированного топлива составляет 30 мг/кг. Отдельные штаты, например, Кали­форния, установили более низкие ограниче­ния.

Кроме того, с 2006 года в США выпуска­ется свободное от серы дизельное топливо (содержание серы составляет максимум 15 мг/кг, ULSD — дизель с ультранизким со­держанием серы). К концу 2009 года, однако, только 20% топлива имело содержание серы не более 500 мг/кг.

Содержание серы в сертифицированном топливе служит основанием для изменения регулирующих документов.

Основные характеристики

Цетановое число (главный параметр дизельного топлива) характеризует воспламеняемость топлива. Оно определяет период задержки горения рабочей смеси, то есть время, которое проходит между впрыском топлива в цилиндр и началом его горения. Чем меньше этот промежуток времени, тем цетановое число выше, и длительность прогрева двигателя меньше. Правда, при этом увеличивается дымность выхлопа, которая становится критичной при цетановом числе выше 55.

Для процессов нагнетания и впрыска топлива важна его вязкость, от которой зависят и смазывающие характеристики

От плотности дизельного топлива зависит его эффективность и экономичность, потому что чем выше плотность, тем больше при сгорании вырабатывается энергии.

Важной характеристикой является количество серы, которую содержит дизельное топливо. Это сернистые соединения, которые снижают коррозионную стойкость топливной системы

О качестве дизельного топлива говорит и предельная температура фильтруемости, то есть такая температура, при которой дизтопливо густеет настолько, что уже не проходит совсем или очень медленно проходит через фильтр с определенными размерами.

Она ниже температуры помутнения, то есть температуры, при которой парафин, который содержится в топливе, начинает кристаллизоваться.

Был ли в СССР дизель?

Тогда дизельное топливо считалось чем-то промышленным, не предназначенным для автовладельцев. АЗС не продавали дизтопливо частникам, но большой беды в этом не было, поскольку такие легковушки отсутствовали как класс. Но исключения-таки были. За рубежом появились отдельные Волги и Москвичи с дизелями Perkins, Rover и Indenor-Peugeot, которые импортеры устанавливали самостоятельно. С 1968 года на ГАЗ-21, а затем и на ГАЗ-24 устанавливали Indenor мощностью 68 л.с. Небольшое количество дизельных автомобилей ГАЗ-24 разными путями попадало в СССР, где они вызывали ажиотаж. Вопросов, где раздобыть дизтопливо, почему-то не возникало…

Состав и плотность

Летнее дизтопливо (ДТЛ), согласно ГОСТу, предназначается для применения при температуре внешней среды выше 0° Цельсия, так как ниже этой отметки летний дизель начинает густеть, а при t° -10 — застывать. Зимний дизель (ДТЗ) рассчитан на применение в холодный период или в северных регионах до нижнего температурного предела – 20-30°С в зависимости от добавок. Арктическое горючее (ДТА) сохраняет свои свойства даже при температуре -55°С.

Основные составляющие сырья для производства дизтоплива включают сероводороды, щелочь, кислоты, воду и прочие примеси в меньшем процентном соотношении. Этих включений не должно быть в готовом продукте, так как они не позволяют использовать его в ДВС безопасно. Каждый из этих компонентов по-своему влияет на узлы и различные части, из которых состоит мотор, вызывает коррозию и изменение физико-химических свойств стали, чугуна, меди, алюминия, резины, пластика.

Свойства дизельного топлива отличаются также и по содержанию в их составе серы (количество единиц на определенный объем). В ДТЛ этот показатель составляет 0,2% на 1 л, в ДТЗ — 0,5%, в ДТА — 0,4%. Благодаря включениям серы в составе дизельного горючего, улучшается его смазывающее свойство, однако слишком большая сернистость является причиной повышенной токсичности отработанных выхлопов. На нефтеперегонных заводах процент включения серы снижают до указанных выше значений, получая, таким образом, основу для дальнейшего производства определенных марок ДТ.

Все марки топлива имеют отличия по плотности в килограммах на кубический метр (или в граммах на куб. см) с коэффициентом от 0,76 до 0,9. Чем выше температура окружающей среды, тем больший объем приобретает любая жидкость, но если говорить о нефтепродуктах в сравнении с водой, то этот показатель расширения объема выше на 15-25%. Но увеличенный объем не означает повышение массы, она остается неизменной при любых температурах.

В процессе перегонки нефти, фракции дизеля нагревают до высоких температур: ДТЛ — до 345°С; ДТА — не выше 335°С. Чем больше нагрев, тем выше будет плотность дизеля на выходе, а следовательно и предел температуры замерзания готового продукта.

Состав и плотность

Летнее дизтопливо (ДТЛ), согласно ГОСТу, предназначается для применения при температуре внешней среды выше 0° Цельсия, так как ниже этой отметки летний дизель начинает густеть, а при t° -10 — застывать. Зимний дизель (ДТЗ) рассчитан на применение в холодный период или в северных регионах до нижнего температурного предела – 20-30°С в зависимости от добавок. Арктическое горючее (ДТА) сохраняет свои свойства даже при температуре -55°С.

Основные составляющие сырья для производства дизтоплива включают сероводороды, щелочь, кислоты, воду и прочие примеси в меньшем процентном соотношении. Этих включений не должно быть в готовом продукте, так как они не позволяют использовать его в ДВС безопасно. Каждый из этих компонентов по-своему влияет на узлы и различные части, из которых состоит мотор, вызывает коррозию и изменение физико-химических свойств стали, чугуна, меди, алюминия, резины, пластика.


Свойства дизельного топлива отличаются также и по содержанию в их составе серы (количество единиц на определенный объем). В ДТЛ этот показатель составляет 0,2% на 1 л, в ДТЗ — 0,5%, в ДТА — 0,4%. Благодаря включениям серы в составе дизельного горючего, улучшается его смазывающее свойство, однако слишком большая сернистость является причиной повышенной токсичности отработанных выхлопов. На нефтеперегонных заводах процент включения серы снижают до указанных выше значений, получая, таким образом, основу для дальнейшего производства определенных марок ДТ.

Все марки топлива имеют отличия по плотности в килограммах на кубический метр (или в граммах на куб. см) с коэффициентом от 0,76 до 0,9. Чем выше температура окружающей среды, тем больший объем приобретает любая жидкость, но если говорить о нефтепродуктах в сравнении с водой, то этот показатель расширения объема выше на 15-25%. Но увеличенный объем не означает повышение массы, она остается неизменной при любых температурах.

В процессе перегонки нефти, фракции дизеля нагревают до высоких температур: ДТЛ — до 345°С; ДТА — не выше 335°С. Чем больше нагрев, тем выше будет плотность дизеля на выходе, а следовательно и предел температуры замерзания готового продукта.

Краткая характеристика марок дизтоплива

Марки дизельного топлива различают по следующим показателям:

По содержанию серы, что определяет экологичность горючего:

  • класс І (до 350 мг/кг серы);
  • класс ІІ (до 50 мг/кг серы);
  • класс ІІІ (до 10 мг/кг серы).

По нижней границе фильтруемости. Установлено 6 сортов топлива:

  • А — нижняя граница фильтруемости 5ºС;
  • В — нижняя граница фильтруемости 0ºС;
  • С — нижняя граница фильтруемости -5ºС;
  • D — нижняя граница фильтруемости -10ºС;
  • E — нижняя граница фильтруемости -15ºС;
  • F — нижняя граница фильтруемости -20ºС.

Дополнительно для районов с холодным климатом:

  • класс 0 (-20ºС);
  • класс 1 (-26ºС);
  • класс 2 (-32ºС);
  • класс 3 (-38ºС);
  • класс 4 (-44ºС).

Для дизельных установок, используемых в районах с холодным климатом, в маркировку дополнительно вводят букву К, которая определяет технологию получения топлива – каталитическая депарафинизация. Установлены следующие марки:

  • ДТ-З-К3 (К4, К5) для применения при температурах не ниже -32ºС;
  • ДТ-З-К3 (К4, К5) для применения при температурах не ниже -38ºС;
  • ДТ-А-К3 (К4, К5) для применения при температурах не ниже -44ºС;
  • ДТ-А-К3 (К4, К5) для применения при температурах не ниже -48ºС;
  • ДТ-А-К3 (К4, К5) для применения при температурах не ниже -52ºС.

Полный перечень показателей приводится в паспортах качества на партию дизельного топлива.

Смотрите это видео на YouTube

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий