Как он работает
Многие из вас знают, что парктроник — это такое устройство, которое можно купить и установить в передний или задний бампер, либо же в передние и задние части авто одновременно. Когда вы приближаетесь к какому-то объекту во время парковки, он пищит, сигнализируя о том, что если вы сейчас не затормозите, то будет беда.
Но это общие слова. На деле парктроник — это акустическая парковочная система. То есть устройство, предназначенное для облегчения процесса парковки машины. Функция — предупредить водителя о препятствиях и расстоянии до объекта. Штатный парктроник установлен с завода, а встраиваемый монтируется отдельно, то есть уже самим автовладельцем.
Схема устройства основана на электромагните. Данная электромагнитная акустическая система создает электромагнитное поле перед бампером. Потому все объекты, которые попадают в радиус действия поля, меняют параметры сопротивления, что активизирует работу сигнальных устройств.
Это не просто датчик с камерой заднего вида. Это целый блок, система, включающая в себя набор оборудования:
- блок управления;
- набор датчиков;
- устройства для звукового вида оповещения;
- монитор.
Главный компонент — это ЭБУ, то есть электронный блок управления. Он для автомобиля крайне необходим, поскольку просто с монитором и камерами в бампере вы не получите полноценный парктроник. Блок контролирует работу датчиков, которые выявляют препятствия. Это достигается за счет эффекта, когда отражаются ультразвуковые волны. Так система понимает, что впереди препятствие и определяет расстояние до него. То есть устройство поумнее многих водителей, если честно. А то, бывает, смотрят в зеркало заднего вида, но упорно ничего не видят. Это я про того умника, который решил припарковаться в мой передний бампер.
Датчик испускает волны, которые отражают от объектов, расположенных рядом, и возвращаются обратно в виде сигнала. Система высчитывает, за какое время волна вышла, дошла до объекта и вернулась. Так она узнает, какое до него расстояние.
Сколько стоит датчиков на парктронике? Многие думают, что один. Но нет. Самый простой вариант оснащен парой датчиков, а современные продвинутые модели имеют сразу 8 датчиков.
Виды
Покупка и установка парктроников в Москве, СПб и даже мелких городах не проблема. Другой вопрос в том, какой лучше. Цена не всегда является объективным показателем. Хотя скажу сразу, покупать дешевые китайские устройства не стоит.
Есть фирмы Паркмастер, Aviline, Sho Me и многие другие, которые отлично себя показатели и заслуживают доверия. Приобрести их можно через Интернет магазин, Алиэкспресс или просто в обычном магазине автомобильной электроники. Обязательно спрашивайте сертификаты и все документы, дабы не купить подделку, которая не работает толком.
Но хорошо подумайте, какой именно парктроник выбрать. Их различают в зависимости от количества датчиков.
- Два датчика. Бюджетные, простые и доступные устройства. Но у них есть мертвые зоны, потому такие парктроники не всегда могут обнаружить некоторые объекты. К примеру, вертикальные столбы.
- Четыре датчика. Если брать соотношение цены и эффективности, то это оптимальный вариант практически для любой машины, от дешевой до дорогой. Слепых зон нет, датчики прекрасно контролируют все происходящее сзади.
- Шесть датчиков. Это для тех, кому нужен контроль спереди и сзади. 4 устройства стоят позади, а два — впереди.
- Восемь датчиков. Принцип тот же, только с каждой стороны одинаковое количество — по четыре устройства.
- Любой вариант, работающий совместно с камерой заднего вида.
Нужен ли вам передний парктроник, вопрос сугубо индивидуальный. Тратить на него огромные деньги лично я не вижу смысла. Но если вы считаете, что он вам пригодится, тогда смело покупайте.
Установка переднего парктроника
Установка передних датчиков ничем не отличается от процедуры, проделываемой для задней оси. Разница будет заключаться в подключении питания. Поскольку инсталляция дополнительных приборов является во многом творческим процессом, вариантов того, как подключить передний парктроник к бортовой сети, существует несколько. Самый простой из них – питание от замка зажигания. Передний парктроник будет включаться после перевода ключа зажигания в 3 положение (On). Это метод запитывания один из самых простых.
Вам всего лишь нужно найти у монтажного блока провод, на который будет подаваться питание при включении зажигания. Определить это можно с помощью специальной контрольки. Поскольку система будет всегда включена, в зимнее время при налипании снега и плотного слоя грязи может подаваться ложный сигнал о сближении с препятствием. Это будет доставлять значительные неудобства. Предлагаем ознакомиться с видео процесса монтажа.
Непостоянное питание
- Запитывание от педали тормоза. Питание к концевику включения тормозов также подается только при включенном зажигании. Но система будет срабатывать лишь в том случае, когда будет нажата педаль тормоза. Поскольку концевики реагируют даже на малейшее прикосновение к педали, активировать передний парктроник можно легким касанием тормозов. Способ подключения будет прежним. Вам лишь необходимо найти плюсовой провод, который будет идти от концевика;
- от включения первой скорости. Достаточно неординарный метод, суть которого заключается в установке кнопки в месте, где находится крайнее положение ручки МКПП при включении первой скорости. Вам придется соорудить кронштейн, рассчитав положение рычага. Для того чтобы не пришлось постоянно удерживать рычаг прижатым к кнопке, систему необходимо оснастить реле времени. После однократного нажатия на кнопку питание датчиков будет осуществляться на протяжении запрограммированного периода. Соорудить такое реле можно своими руками;
- вывод на отдельную кнопку, нажатие которой будет провоцировать подачу питания к датчикам. Плюс в таком случае можно взять из любого удобного источника, на котором есть напряжение после включения зажигания. Кнопку также можно установить в любом удобном для вас месте.
Определение причины поломки парковочного радара и его ремонт
Неисправности парктроника зачастую связаны с выходом из строя одного из его элементов. Акустическая парковочная система состоит из нескольких важных составляющих.
- Блок управления — это основная её часть, которая отвечает за работу всей системы.
Достаточно нечасто из строя выходит именно этот элемент. Как проверить работоспособность электронного блока управления? Необходимо сначала его отсоединить. Потом к выводам следует приложить клеммы омметра. Если омметр ничего не показывает, то причина неисправности кроется как раз в электронном блоке управления. Если вы не электрик и не имеете достаточного опыта работы с такими механизмами ремонт парктроника своими руками лучше не делать. Здесь стоит обратиться к специалистам.
Неправильная настройка блока управления также может быть одной из причин почему не работает парковочный радар. Если блок управления настроен на большую чувствительность, парковочный радар будет реагировать даже на несуществующие препятствия. Или же обратная ситуация, он не замечает существующие препятствия. Это может свидетельствовать о слишком низкой чувствительности. И в том, и в другом случае необходимо перенастроить парковочный радар.
- Устройства индикации: монитор (на него передаются данные относительно наличия препятствий и расстояния к ним) и система звукового оповещения (она издаёт предупреждающие сигналы). Эти элементы выходят из строя реже всего, так как работают они в наиболее щадящих условиях, внутри автомобиля.
- Датчики или металлизированные пластины — передаточные устройства, которые определяют наличие препятствий рядом. В автомобиле их может быть от 2, 4, 6 или даже 8. Наиболее часто ставятся 4 или 6. Если 4, то все они устанавливаются на задний бампер. В случае если установлено 6, то 4 из них на заднем, а 2 на переднем бампере. Последний вариант позволяет контролировать не только пространство позади автомобиля, но и спереди. Принцип работы передаточного устройства очень простой. Он подаёт ультразвуковые сигналы, которые при попадании на препятствие возвращаться обратно. Система считывает время движения туда-обратно сигнала, таким образом рассчитывая расстояние до помехи.
Монитор парктроника реже выходит из строя, чем остальные элементы, так как находится внутри машины
Датчики наиболее часто выходят из строя, ведь именно они больше всего подвержены воздействию внешней среды. Устанавливаются они на бампер машины, и соответственно на них может попадать грязь, снег или вода.
Как определить, что не работает датчик парктроника? Достаточно просто. Следует завести машину и прикоснуться пальцем к датчику. Исправный всегда слегка вибрирует, а если к нему прикоснутся, то должен издавать треск. Если же такого не было обнаружено, то причина именно в нём.
Но прежде чем ехать в автомастерскую, можно попытаться осуществить ремонт датчика парктроника своими руками. Первое что надо сделать — это очистить, просушить его. Если после этих манипуляций система не заработала, то возможно причина поломки кроется в мембране. Для того чтобы выявить неисправность мембраны, следует вскрыть датчик. Если она неисправна — её необходимо заменить. Однако собственноручно менять мембрану не рекомендуется, лучше доверить это автомеханику.
Но иногда случается другая ситуация, в датчик попал камешек, который вывел его из строя. В таких случаях ремонт датчика парктроника уже невозможен, его нужно только менять.
Если на машине стоят металлизированные пластины, то о полном выходе из строя и необходимости их замены будет свидетельствовать наличие любых внешних повреждений.
Как заменить датчик или пластину? Достаточно просто. Следует купить в магазине запчастей подходящее по размеру, техническим параметрам устройство и вмонтировать на место сломанных. Если датчик отличается по цвету от того что был, то исправить это достаточно просто, его следует перекрасить.
Иногда датчики начинают срабатывать без причины, сигнализируя о наличии несуществующих препятствий — причина неисправности может быть связана с загрязнением, залипанием датчиков или металлизированных пластин. Если у вас стоят датчики, то следует их очистить от грязи и снега, если есть влага, то убрать её. В том случае, если установлены пластины, то их лучше снять, ведь вода и грязь может скапливаться не только на поверхности, а и под ними. После этого бампер необходимо помыть и высушить. Только потом можно ставить сухие и чистые пластины обратно.
Если не работает парктроник после мойки или в сильный мороз, то проблема может заключаться и в проводке, точнее, в соединениях, на которые попадает влага. Здесь тоже поможет обычная просушка датчиков и соединений проводки.
Выбираем отличный задний парктроник для автомобиля
На передний бампер подобные датчики зачастую не устанавливают. Они несколько портят внешний вид передней части автомобиля, да и смысла особого в них нет. Именно задняя часть авто чаще всего становится жертвой неверной оценки расстояния или ударов о невысокие предметы, которых не видно в зеркало заднего вида.
Чтобы избежать таких ситуаций, достаточно выбрать хороший парктроник. Рекомендуем отказаться от продукции китайских брендов, которые никому не известны. Лучше выбирать более дорогое оборудование, ведь вы заплатите только один раз — при покупке устройства. Зато в будущем дорогой парктроник принесет неплохие преимщуества:
- надежная работа датчиков в любых условиях;
- четкое определение расстояния до препятствия;
- высокая чувствительность и реакция даже на незначительные объекты;
- понятные и нераздражительные звуковые сигналы;
- удобная установка и наличие в комплекте всех нужных устройств.
Покупая такое оборудование, вы сможете достаточно просто установить парктроник, не прибегая к сложным настройкам и прочим специфическим действиям. Также в комплекте с устройством будут поставляться нормальные провода, которые не оборвутся после первых дней эксплуатации.
Установка данных датчиков и системы оповещения водителя — достаточно сложный процесс, потому лучше сразу купить нормальное оборудование, чтобы не приходилось разбирать все снова и искать неполадки. Зачастую хорошее оборудование предоставляет все необходимые условия качественной работы в течение долгих лет.
Самостоятельная покраска датчиков парковки
покраске заднего бампера
- Сначала надо просверлить дырки в картонной коробке (можно использовать специальную коронку из комплекта), зачистить датчики шкуркой до матового состояния, вставить их в дырки и обезжирить.
Чтобы зафиксировать датчики, провода с обратной стороны можно приклеить малярным скотчем.
Затем нанести краску из баллончика, подождать 10 минут и нанести второй слой. Для подбора автоэмали можно использовать информацию из мануала на автомобиль.
База высыхает минут через 30, тогда датчики можно покрыть лаком.
После этого устанавливаем парктроник сами и смотрим на результат.
Принцип работы парктроника
Главной задачей парктроника является своевременное оповещение водителя о приближении препятствий при движении автомобиля вперед или назад. Эта функция помогает парковаться в стесненных городских условиях, а также придает уверенности новичкам и женщинам, которые еще не чувствуют габариты своего авто.
Принцип действия парктроника достаточно прост. В заднем бампере (а иногда и в переднем) размещаются чувствительные датчики. Они посылают сигнал определенной частоты, который отражается от препятствий и улавливается этим же прибором. Далее этот отраженный сигнал передается в электронный блок управления, где и происходит его дальнейшая обработка. После этого, из блока управления информация отправляется на дисплей, где отображается в виде разноцветной шкалы и сопровождается звуковым сигналом. Зона действия обнаружения препятствий в разных моделях парктроников колеблется в пределах 0-2,5 м.
Стандартный набор парковочного радара выглядит следующим образом:
- датчики (2-8 шт.),
- электронный блок управления,
- информационный дисплей,
- набор электрических проводов,
- инструкция по подключению и монтажу.
Иногда производители парктроников заботливо прилагают в комплект изделия фрезу под электродрель или шуруповерт. Она понадобится для аккуратного сверления отверстий в бампере при установке датчиков.
Установка парктроника по другой методике
Установку парктроника своими руками можно провести и иначе. Рассмотрим на примере не слишком дорогого парктроника BEA 300, цена которого не превышает 6000 российских рублей. Кстати, этот парктроник как будто специально создан, для того чтобы его самостоятельно устанавливать. В дополнение к нему идут накладки под датчики, которые, если честно, не нужны.
Установка датчиков парктроника такого типа подразумевала их монтаж в бампер. Это было указано в инструкции. И установка должна проводиться без всяких дополнительных элементов.
Монтаж датчиков парктроника осуществляется в бампер
Вооружаемся необходимыми инструментами, в комплект которых обязательно должны включаться фрезы на 20 мм для резки отверстий в пластике бампера. Кстати, оригинальная фреза очень дорогая и цена на неё может достигать аж целых 1000 рублей. Поэтому можно воспользоваться и аналогом. Хорошая фреза не должна в процессе работы водиться в сторону, и срез обязан получаться ровным.
Бампер следует обязательно снять. Рекомендуется снять пластиковые накладки внутри багажника, а затем отогнуть мягкую обивку. Делается это для того, чтобы получить доступ к болтам крепления бампера.
Извлекается накладка бампера. После этого из багажника откручивается два болта на «10».
Приступаем к откручиванию саморезов брызговиков. Используем для этой цели ключ-звёздочку на «6». Не стоит забывать и о том, что несколько саморезов фиксируют бампер снизу.
Снятие переднего бампера
После того как все саморезы будут найдены и откручены, можно приступить к снятию бампера. Если возникнут проблемы и бампер станет упорствовать, можно капнуть немного WD-40 в места посадки фиксаторов. После этого бампер точно отделится, а грубая сила здесь не помощник, ведь можно бамперу навредить.
Теперь следует поставить бампер краской вверх и начать делать разметку. На места вероятной установки датчиков можно наклеить малярный скотч и отмерить необходимые расстояния. Сверху обычно оставляют около 50 мм. Расстояние между первым и последним датчиком составляет 60 см, а между каждым из датчиков — 25 см.
Осевая линия бампера должна проходить как раз через центральный датчик.
Понятно, что снятый бампер представляет собой довольно неустойчивую конструкцию. И это вынуждает прислонять его к двери гаража или другого строения, предварительно подложив под углы кусочки резины.
Бампер с отверстиями под парктроник
Теперь тщательно проверяем всю разметку и центры будущих отверстий колем шилом и начинаем сверлить, желательно со стороны краски. Дабы пластик не плавился под действием фрезы, можно наливать на него воду. И сверлить придётся с напарником. Один будет сверлить, а другой лить воду. Отверстия должны получиться на 18 мм, хотя можно и больше, но тогда датчик будет входить с зазором.
Просверлённый бампер кладём на тряпку и прокладываем проводку. Тщательно очищаем и просушиваем поверхность, после чего места под приклейку обрабатываем жидкостью из пузырька. После этого клеим датчики и площадки под стяжки.
Устанавливаем бампер на место, протянув предварительно жгут проводов в специально заготовленное для этого отверстие. Начинаем монтаж блока управления. И подключаем к нему электрическую цепь автомобиля.
Пищалку желательно установить поближе к ушам водителя, а питание подключить к лампе заднего хода. Что касается проводов от пищалки, то их можно протягивать под накладками порогов и вывести излучатель в левую стойку. Там же можно приклеить стандартным способом под скобой ремней безопасности.
Видео о том, как самостоятельно установить парктроник:
Проверяем работу системы, и если всё действует, значит, пора автомобиль заводить. Едем к препятствиям и проверяем пищалку. Всё работает.
Вот так. И ничего сложного. Немного терпения и всё получится!
Настройка парктроников
Самый утомительный процесс завершен. Если датчики уже установлены на автомобиле и блок с питанием подключен, остается самое элементарное. Перейдем к настройке основного блока для работы с датчиками парковки Teyes R1.
Прежде всего, давайте зайдем в скрытые настройки радио. Для этого перейдите на вкладку Factory и введите пароль 168:
Пароль заводских настроек магнитолы Teyes
Перейдите в меню дополнительных параметров:
И активируйте слайдер Дисплей датчиков парковки:
Затем измените их настройки по своему вкусу. Для этого прокрутите список дополнительных опций до настроек датчика парка:
Здесь мы видим возможность активации функции датчика парковки, переключения звуковых сигналов датчика парковки, настройки порогов расстояния и скорости, а также громкости сигнала:
Мы выбираем скорость автомобиля, ниже которой датчики парковки будут отображать уведомления о препятствиях. Это необходимо для того, чтобы не было ложных срабатываний при движении:
Уровень громкости представлен тремя настройками: низкий, средний, высокий:
Настройка дальности (указывает на первый уровень предупреждений, на наибольшем расстоянии от препятствия):
Обратите внимание, что глобальная настройка громкости при движении задним ходом также влияет на звук уведомлений датчиков парковки. Соответственно, если вы уменьшите громкость при движении задним ходом, датчики парковки также начнут звучать тише, а если вы их выключите, они перестанут звучать совсем:
Выбор парктроника
При выборе и покупке ультразвукового датчика парковки необходимо обратить внимание на инструкцию. Наличие перевода на язык страны, в которой продается устройство, является своеобразным залогом его качества. Необходимо также удостовериться в правильном оформлении гарантии
При этом, нужно иметь в виду, что гарантия действует только при профессиональном монтаже устройства
Необходимо также удостовериться в правильном оформлении гарантии. При этом, нужно иметь в виду, что гарантия действует только при профессиональном монтаже устройства.
Самостоятельная установка требует детального изучения технических особенностей парктроника: высоты установки, чувствительности и дальности действия датчиков. Кроме того, для адекватной работы ультразвуковых датчиков, парктроник необходимо подключить к бортовому компьютеру строго по схеме. Блок управления устройства располагают в удобном месте, например, в багажнике. При этом, главное обеспечить нормальный доступ к нему и невозможность механического повреждения.
Для самостоятельного монтажа системы необходимы следующие инструменты и материалы:
- дрель со сверлом или фрезой необходимого диаметра;
- шуруповерт;
- ключ;
- рулетка;
- маркер или карандаш;
- изолента;
- двусторонняя липкая лента (скотч);
- растворитель.
Процесс монтажа рассмотрим на примере установки классического устройства состоящего из 6-ти датчиков (2 – спереди и 4 – на заднем бампере). С учетом необходимой высоты установки проводят разметку мест для размещения датчиков в бампере. Сам бампер желательно снимать, чтобы видеть его конструкцию с обратной стороны. С помощью рулетки измеряется длина бампера и на равном расстоянии от углов ставятся разметки под будущие датчики.
Места под установку датчиков просверливают фрезой. Сами датчики должны быть установлены без каких-либо отклонений в стороны, иначе парктроник будет подавать недостоверные сигналы.
С внутренней стороны бампера датчики фиксируются при помощи специально предусмотренных колец. Провода скрепляются изолентой с другими электрическими проводами, находящимися в бампере. После этого, бампер устанавливается на место и закрепляется соответствующим образом. Процедура установки датчиков на переднем бампере аналогична вышеописанной.
Соблюдая полярность, управляющий блок необходимо подключить к проводам ламп заднего хода. Размещение в салоне дисплея устройства зависит от предпочтений самого водителя. Для его установки можно использовать двусторонний скотч. Таким же образом можно закреплять управляющий блок. Перед монтажом желательно обезжирить выбранное место растворителем. Все провода в салоне должны проходить под ковриками во избежание их повреждения.
В первую очередь, нужно проверить радиус действия датчиков, а также их реагирование на различные препятствия.
Возможные причины неисправностей
Учитывая все рассмотренное ранее, можно сказать, что парктроник по своей сути довольно простое устройство. В его состав входит минимальный набор компонентов. Отсюда и соответствующее число неисправностей.
Их появление не зависит от самого автомобиля. Кому-то повезло получить радар еще в комплектации. Другие же сами дополняют свое авто. Парктроники часто встречаются на самых разнообразных машинах. Особенно на таких, как:
- Лада Приора, Ларгус;
- Лада Веста;
- Фольксваген Пассат;
- Kia Sportage 3;
- Шкода Октавия;
- Хендай Солярис и многие другме
Перечислять можно бесконечно долго. Но здесь куда важнее другое.
Существует несколько основных причин, почему парктроник вдруг перестал работать, либо начал отображать некорректную информацию, преждевременно или с опозданиями присылать оповещения.
Если вы и у себя на машине заметили неполадки, тогда наверняка причина кроется в одном из следующих факторов.
Повреждение проводки. Системы бывают проводными и беспроводными. При использовании проводки ее не так сложно повредить и пережать;
Неправильная установка датчиков
Здесь важно разобраться в том, как узнать какой датчик не работает. Проверьте их крепление и степень неподвижности
Если элемент шатается и плохо держится, причина именно в нем;
Заводской брак. Это нельзя исключать. Особенно при покупке дешевых комплектов от сомнительных производителей. Потому лучше не экономить, а также заказать установку в сертифицированном автосервисе;
Загрязнения и влага. Если система функционировала нормально, а затем появились проблемы, возможно причина банальная. Датчики загрязнились или на них попала влага. Это актуальная проблема большинства парктроников, за которым требуется периодический уход;
Короткое замыкание в блоке управления. Даже при использовании беспроводной системы закоротить может электронный мозг радара. Опять же из-за грязи, влаги, пыли или высокой температуры.
Все перечисленные причины объективно можно считать банальными, очевидными и вероятными. Но никто не говорит, что парктроник невероятно сложная система, для поисков причин неисправностей которой обязательно нужно быть мастером компьютерной диагностики.
Проверка датчиков
Если у вас система работала нормально, но вдруг возникли проблемы, обязательно начните проверку с очистки датчиков от загрязнений.
Причем очистку важно выполнять не только на поверхности сенсора, но и в зоне крепления. При каждой проверке не забывайте убеждаться в том, что фиксация осталась нормальной, датчики не шатаются и не смещаются со своего посадочного места
Если же чистка не дала никаких результатов, придется проверить устройства на предмет их функционирования. Для этого двигатель запускается на холостых оборотах, а затем вы к каждому сенсору прикладывайте палец. Если датчик исправен, он будет трещать или вибрировать.
При отсутствии ответной реакции можно говорить о том, что сенсор вышел из строя. Далее действуйте по ситуации, ремонтируя или меняя приспособление.
Металлизированная лента
Заезд в бокс задним ходом: пошаговая инструкция
Если у вас используется электромагнитный парктроник, тогда вместо датчиков будет применяться специальная лента.
Ее диагностика выполняется еще проще, чем в ситуации с датчиками. Устройство ленты элементарное. Она может не работать в случае, когда были нанесены какие-то механические повреждения. Потому проверка сводится к тому, чтобы убедиться в отсутствии или наличии глубоких царапин, образовавшихся трещин или иных дефектов.
Если с лентой все хорошо, видимых повреждений нет, тогда проверяется электронный блок управления.