Признаки неисправности датчика детонации: на что обратить внимание и как устранить проблему

Как починить датчик детонации

Если датчик вышел из строя, его необходимо заменить. Стоимость услуги в автосервисах составит 1500-3000 с учетом работ по замене. Сам датчик стоит в пределах 700 рублей (цена зависит от марки транспортного средства и страны-производителя). Можно произвести замену самостоятельно.

Пошаговый порядок технологических операций по замене ДД

  1. Дать остыть двигателю транспортного средства.
  2. Скинуть минусовую клемму аккумулятора и демонтировать защиту двигателя.
  3. Найти датчик и отключить контакты.
  4. Выкрутить болт 12-м ключом и извлечь неисправный датчик.
  5. Установить на его место новое устройство и надежно закрепить на резьбовое соединение.
  6. Подключить контакты и собрать на место крышку двигателя.
  7. Накинуть клемму и произвести пробный запуск.

При правильном и надежном соединении всех узлов двигатель заведется с первого раза, а посторонние звуки, которые возникали до этого, исчезнут.

Однако следует учитывать частотность и сопротивление:

  1. Расчет резонансной частоты двигателя (если она не известна) производят по формуле Fрез = 900/(? * r) (кГц), где ? — 3,14…, r — радиус поршня в миллиметрах. Результат – резонансная частота двигателя. Показатель резонансной частоты нового датчика должен совпадать или быть приближенным по значению.
  2. Сопротивление. Если у нового ДД оно отличается в большую сторону – параллельно датчику подпаивают резистор с сопротивлением, равным по значению старому датчику. При отклонении в меньшую сторону подпаивают последовательно резистор, равный разнице сопротивлений старого и нового датчиков.

Диагностика и замена ДД не представляет особого труда даже для новичков, поэтому при желании с этими нехитрыми действиями справится любой желающий. Что касается замены родного датчика на не родной, то брать ответственность за исправную работу агрегата придется на себя владельцу транспортного средства.

Зажиганием управляет процессор

В предыдущей главе нам удалось выяснить, что:

  1. «Скрутив» угол опережения зажигания «к минимуму», можно полностью исключить возникновение детонации;
  2. Постепенно повышая этот угол, можно повысить мощность. Но после превышения определённого значения бензин начинает детонировать;
  3. Чем октановое число будет выше, тем выше и пороговое значение, и наоборот.

Настройкой угла опережения в инжекторном моторе занимается контроллер. Причём, сам «порог», то есть предельное значение, он будет выявлять эмпирически. Появилась детонация – значит, порог пройден. А для того, чтобы идентифицировать саму детонацию, нужен «микрофон», то есть исправный пьезоэлектрический датчик.

Модуль датчика крепится к блоку цилиндров

Крепить корпус датчика к двигателю тоже нужно правильно. Иначе смысла в его использовании не будет.

Сломался датчик – ну, и что же?

Если двигатель завёлся только что, угол опережения будет выставлен на минимум. Затем значение постепенно повышается, но только до появления детонации. А если датчик был неисправен, контроллер поведёт себя так:

  1. Значение повысится к максимуму, затем будет выдержано определённое число тактов;
  2. Устойчивый сигнал с датчика не приходит – делается вывод о его неисправности;
  3. Угол опережения сразу переводится к минимальным значениям. Загорается лампа Check.

На первый взгляд, всё выглядит правильно – контроллер «вычислил» факт поломки. Но дело в том, что на шаге 1 мотор эксплуатировался в критическом режиме.

С неисправным датчиком детонации можно ездить сколько угодно. Критичным, как уже говорилось, будет именно число запусков.

Типичные неисправности

Читатель уже смог понять, как влияет датчик детонации на работу двигателя. Поломка этого датчика ни к чему хорошему не ведёт – мощность снижается, а каждый старт воспринимается мотором болезненно. Интересно то, что датчик детонации реагирует и на удары подвески, не отличая их от детонации топлива. И чтобы исключить «ложные срабатывания», устанавливают датчик неровной дороги (ДНД).

ДНД жёстко крепится к кузову

О поломке датчика детонации говорит включение лампы Check. Если есть бортовой компьютер, пытайтесь расшифровать код:

  • P0324 – ошибки в системе регулирования по детонации;
  • P0325 – обрыв или замыкание контактов датчика;
  • P0326 – датчик выдаёт недостоверный сигнал;
  • P0327 – уровень сигнала слишком низкий;
  • P0328 – уровень сигнала слишком высокий.

Как видим, к неисправностям относится не только отсутствие сигнала, но и слишком высокая его амплитуда. Контроллеру нужно, чтобы сигналы с датчиков находились в определённых пределах. А иначе, по-видимому, система не будет анализировать форму этих сигналов, что равносильно полному отсутствию датчика.

Симптомы выхода из строя датчика детонации.

Привет. Сегодня хотел рассказать о датчике детонации и симптомах выхода его из строя. На примере автомобилей семейства ВАЗ.

Датчик детонации является важным элементом современных систем управления двигателем. В карбюраторных системах угол зажигания менялся подстройкой(поворотом) трамблера. В инжекторных системах подстройка управляется электроникой.

На двигатеях семейства ВАЗ датчик детонации (ДД) устанавливается на блоке цилиндров между 2 и 3-им цилинрами.

Работа датчика основана на пьезоэффекте. От механического воздействия датчик начинает вырабатывать напряжение. Датчик расположен в месте наибольшего разогрева, откуда и начинается распространение детонационного сгорания. Датчик настроен на восприятие шумов с частотой 25-75 Гц.

Как написано выше, от воздействия механических импульсов, датчик детонации начинает вырабатывать напряжение, которое поступает в электронный блок управления двигателем(ЭБУ).

Если возникает превышение значения напряжения выше критического, электронный блок, обработав сигнал, корректирует угол зажигания, делая его поздним. После чего система оптимизирует впрыск топлива. Это позволяет добиться экономичности и сохранить заложенную мощность двигателя.

В случае выхода из строя датчика детонации загорается лампа неисправности двигателя. Могут быть следующие ошибки: » Обрыв датчика детонации», «Низкий уровень шума». В случае повышенного шума во время работы двигателя может загореться ошибка: » Высокий уровень шума». Если датчик вышел из строя можно продолжать движение, автомобиль не встанет. Но следует отметить следующие сисмптомы и последствия:

  • Потеря мощности двигателя;
  • Ухудшение приёмистости;
  • Увеличение расхода топлива.

Проверяем состояние разъёма и проводов, подходящих к датчику. Если с ними всё в порядке, меняем датчик.

Следует отметить, что качественный датчик детонации не так просто найти. Встречались даже муляжи: внутри датчика не было пьезоэлемента. Просто торчали контакты в пластмассе. Покупаю датчики детонации производителя Автоком.

Не реклама. Просто время съэкономите. Но и здесь уже встречаются подделки.

Источник

Выявляем неисправность: первичная диагностика

Так как причиной поломки могут быть различные варианты, следует проверить ряд элементов системы. В первую очередь следует осмотреть провода датчика и понять в каком они состоянии, а также провести тщательную проверку вилки датчика и розетки жгута

Если с ними всё хорошо, обращаем внимание на контакты розетки. При обнаружении повреждённых компонентов их следует заменить. Далее мы рекомендуем изучить состояние самого жгута

Выключите зажигание, после чего отключите жгут от датчика и проверьте его, используя омметр. Для этого на омметре выставляется предел измерения 200 Ом, а его щупы ставятся с двух концов провода. В случае если провод цел, показатель (в идеале) будет равен нулю или (что более реально) 0,3–0,6. Это поможет установить сведения о целостности цепи

Далее мы рекомендуем изучить состояние самого жгута. Выключите зажигание, после чего отключите жгут от датчика и проверьте его, используя омметр. Для этого на омметре выставляется предел измерения 200 Ом, а его щупы ставятся с двух концов провода. В случае если провод цел, показатель (в идеале) будет равен нулю или (что более реально) 0,3–0,6. Это поможет установить сведения о целостности цепи.

Иногда проблема может быть скрыта в состоянии экранирующей оплётки. Если это так, то следует осмотреть, насколько надёжно присоединены розетки жгута и вилки, далее изучить каждый из компонентов системы, после чего проверить целостность оплётки.

Если же неисправность была вызвана замыканием на массу, то тут следует сперва отключить весь блок, вместе с датчиком от жгута, после чего проверить целостность цепи, также используя омметр. Далее находим наиболее изношенные места. После этого берём омметр, выключаем зажигание и начинаем исследовать место, где масса двигателя соединяется с цепью. Если всё в порядке, показатели омметра соответственно будут равны 0,3–0,6.

После того как датчик снят, следует тщательно проверить все его элементы на целостность, используя омметр

Для проверки датчика детонации можно использовать также мультиметр или вольтметр.

Симптомы неисправности датчика детонации

Как и при любой другой поломке, при выходе из строя обсуждаемого элемента автомобиль, естественно, начнёт «капризничать».

Главными симптомами неисправности являются:

Ощутимая потеря мощности двигателя. Автомобиль откровенно начинает работать «внатяжку», могут возникать проблемы при транспортировке грузов и пассажиров, а также при езде «в горку». Особенно заметно это явление становиться, если «погазовать» на холостом ходу, двигатель будет очень вяло откликаться на педаль.

Автомобиль очень вяло набирает разгон. Такие последствия вытекают из предыдущего пункта и также являются достаточно заметными. Следует помнить, что потеря разгона вполне может подвести автолюбителя в ответственный момент и привести к непредсказуемым последствиям.

Увеличение расхода топлива. Это обусловлено тем, что блок электронного управления не регулирует уровень угла зажигания.

Много дыма при выхлопе. Естественно, что появление большого количества выхлопа может быть обусловлено большим количеством неисправностей, однако, не стоит оставлять данный фактор без внимания.

Проявление эффекта детонации в двигателе

Самый яркий признак того, что стоит обратить внимание на то, насколько работоспособен данный элемент двигателя.

Горение индикатора Check. Также показатель, говорящий о многих возможных неисправностях, однако если вместе с горением индикатора сочетается хоть один из вышеперечисленных факторов, можно будет обойтись даже без дорогостоящей диагностики.

Принцип действия датчика детонации

По сути, это неразборный круглый корпус, имеющий отверстие для фиксации на блоке цилиндров, а также клеммы, служащие для подсоединения к бортовой сети автомобиля. Главная часть датчика – пьезоэлемент, находящийся внутри и вырабатывающий небольшие электрические импульсы при механическом воздействии. При возникновении детонации формируются звуковые волны частотой 25-75 Гц. Они распространяются по блоку цилиндров и достигают пьезокристалла, заставляя его вибрировать в унисон с «пришедшим» звуком. Причем, чем больше амплитуда, тем сильнее вырабатываемое напряжение. Сформированные импульсы поступают в бортовой компьютер.

Устройство и принцип работы датчика детонации

Датчик, отвечающий за контроль детонации (электрический импульс), включает в себя следующие компоненты:

  • Стальную оплетку;
  • Соединительный провод;
  • Электрический элемент;
  • Жёсткую пластину.

Расположение датчика зависит от марки авто. На разных моделях он устанавливается в разных местах, но особенности его работы обязывают крепить этот датчик именно на самом корпусе двигателя.

Принцип работы датчика детонации

В момент старта двигателя на пластине возникает напряжение. На его уровень влияет рабочая частота и амплитуда. Контроль системы зажигания напрямую зависит от данного параметра, сигнал идет на электронный блок управления.

Плюсы рабочего датчика

Когда датчик находится в исправном состоянии, он способен чётко фиксировать момент вибрации. Соответствующий сигнал передается на блок управление. Корректность данных залог того, что вибрация будет вовремя погашена, двигателю ничего не угрожает, он сможет долго прослужить.

Виды датчиков детонации

На сегодняшний день году выпускается два вида датчиков детонации:

  • Резонансные (устаревшие модели).
  • Широкополосные датчики (устанавливаются на современных авто).

Резонансный датчик детонации Резонансные модели появились первыми и считаются устаревшими. На современных автомобилях они не устанавливаются по причине очень малого спектра улавливаемых колебаний. Резонансный элемент в момент изготовления настраивается на определённую звуковую частоту. Проблема заключается в том, что в разных машинах детонирование происходит на различных частотах. Конструктивно учитывается размер поршня, мощность двигателя и прочее.

Широкополосный датчик хорош тем, что работает в широком диапазоне, отслеживаются все звуки от 6 герц до 15 килогерц. Основным элементом в первом и втором случае выступает пьезоэлемент. На него положена ответственность преобразования механического воздействия в электрический ток. На деле механическое воздействие настолько мало, что порой его проблематично распознать. Для решения проблемы применяются утяжелители. Если детальнее рассматривать выводные контакты, они находятся вблизи пьезоэлемента и соединены для передачи напряжения.

Широкополосный датчик детонации

Диагностика и замена детонационного датчика

Признаки неисправности

Если вы начали замечать что двигатель вашего автомобиля работает неравномерно (троит), или ухудшилась его динамика и на щитке приборов во время начала движения на подъем или при разгоне автомобиля загорается сигнализатор «СHECK ENGINE», то следует проверить детонационный датчик на наличие его возможной неисправности. Следующая инструкция поможет вам своими руками провести диагностику и замену детонационного датчика.

Проверка

Итак, на ваз 2110, 2112, 214, 2115 замена датчика детонации начинается со считывания кодов неисправностей двигателя:

Ошибка с кодом 0325 говорит о том, что в электрической цепи контура датчика произошел обрыв.

Необходимо внимательно осмотреть и при необходимости «прозвонить» весь контур и зачистить контакты в разъемах датчика, так как основной причиной данной ошибки являются окислившиеся контакты. Помимо этого необходимо проверить ремень ГРМ, а именно правильность его установки по меткам, возможно, он ослаб и перескочил на несколько зубьев.

Ошибка под номером 0328 говорит о высоком уровне сигнала детонационного датчика.

В данном случае необходимо обратить внимание на высоковольтные провода. Данная ошибка выдается при «пробое» питания и пьезоэлемента, а так же при повышенном зазоре клапанов. Опять же перепроверьте ремень ГРМ

Опять же перепроверьте ремень ГРМ.

Ошибки с кодом 0326 и 0327 говорят о том, что уровень сигнала от датчика слишком низок.

Как и в предыдущих случаях – проверяем контур электрической цепи, при снятом датчике обрабатываем специальными антикоррозийными средствами датчик и его контакты.Особое внимание уделите моменту затяжки датчика, который должен равняться 10-24 Н*м. Если же щиток приборов вам не сигнализирует контрольной лампочкой «CHECK ENGINE», то замена датчика детонации ваз 2114, 2110, 2115 сопровождается его проверкой с помощью вольтметра, для чего:

  • В мультиметре устанавливаем режим вольтметра и вводим предел считываемых измерений 200 Мв;
  • На двух контактном датчике (широкополосного типа) подсоединяем щупы мультиметра к контактам, а на одно контактном (резонансного типа) – один к контакту, второй на корпус датчика;
  • Слегка с последующим возрастанием силы удара постукиваем металлическим предметом (отверткой или болтом) по корпусу датчика и наблюдаем за показаниями вольтметра;
  • При ударе должен наблюдаться скачок напряжения: сильнее удар – выше скачок, в противном случае — датчик определенно на замену.

Так же замена датчика детонации ваз 2115 может сопровождаться его проверкой омметром, при которой показания сопротивления должна находиться в шкале 1-10 МОм.

Проверка мультиметром

Замена

Замена датчика детонации ваз 2112, 2110, 2114, 2115 не представляет собой ни чего сложного, так что данная инструкция каких либо дополнительных видео материалов содержать не будет.Как говорилось выше, датчики обоих типов исполнения устанавливаются на блоке цилиндров двигателя. Весь процесс замены состоит в следующем:

  • При выключенном зажигании отсоединяем от датчика разъем проводов или одного провода при резонансном типе датчика;
  • В первом случае ключом на «13» откручиваем крепящий к двигателю болт…

Замена датчик детонации ваз 2115

Ваз 2110 замена датчика детонации

…а во втором с помощью ключа на «22» выкручиваем из корпуса блока и демонтируем само устройство;

Устанавливаем в обратной последовательности.

Как проверить датчик детонации

Проверка датчика детонации направлена на поиск вероятных поломок. Для этого используются разные методы. Наиболее распространенные из них:

  • Проверка памяти неисправностей. Доступна только на современных высокотехнологичных транспортных средствах, а также при помощи специального сканера для проверки;
  • Проверка крепления. Иногда ДД перестают отвечать на сигналы, если они закреплены неправильно;
  • Проверка электросоединений. Нужно проверить кабели и штекеры, нет ли на них обрывов, образования коррозии или других дефектов, которые могут помешать стабильной работе устройства;
  • Отсчитывают время зажигания. Такой метод можно назвать рабочим только при условии, что проверяются старые модели транспортных средств.

Есть также и некоторые другие способы, которые обладают своими сильными и слабыми сторонами. Поэтому рассматривать их следует подробнее, чтобы выбрать подходящий вариант.

Измерение напряжения

Чтобы проверить напряжение, используется специальный прибор, который называется мультиметр. Инструкция следующая:

  1. Снимают датчик. Можно проверять его и без предварительного демонтажа, то тогда будет крайне неудобно, поэтому измерения могут быть не точными.
  2. Подключают устройство к мультиметру.
  3. Выставляют мультиметр в режим измерения прямого напряжения.
  4. Берут отвертку, которую просовывают в отверстие датчика.
  5. Воздействуют металлической поверхностью отвертки на кольцо.
  6. Проверяют уровень напряжения.

Измерение сопротивления

Сопротивление тоже можно замерить на мультиметре. Поскольку принцип работы датчика всегда один и тот же, независимо от вида, то таким способом можно проверять и резонансные, и широкополосные устройства. Порядок проверки такой же, как и в предыдущей инструкции, разница заключается только в том, что мультиметр нужно перевести в режим проверки сопротивления, а не напряжения.

Как проверить датчик детонации на разъеме ЭБУ

Штекер ЭБУ – отличный и действенный способ проверки датчика. Проблема в том, что на каждом автомобиле используется отдельная конструкция ДД. Поэтому нужно точно знать, какие гнезда подходят устройству.

Перед началом проверки необходимо отсоединить минусовую клемму аккумулятора, чтобы обезопасить себя в процессе работы. Далее проверяют цепь на целостность. Если имеется обрыв цепи, велика вероятность, что сам датчик работает стабильно.

После проверки цепи измеряют значения сигналов. После подключения устройства к ДД нужно прозвонить рядом с датчиком. Можно использовать для этого отвертку или любое другое подручное средство. Далее на дисплее просматривают значения.

Также в ходе выполнения процедуры рекомендуется проверять и состояние оплетки. Дело в том, что в ходе эксплуатации она постепенно повреждается и стирается. Возможно, требуется ее замена, чтобы вернуть стабильное функционирование датчика детонации.

Как проверить датчик детонации осциллографом

Для проверки датчика осциллографом, необходимо руководствоваться следующей инструкцией:

  1. Подключают щупы измерительного устройства. Они должны располагаться между землей и блоком управления.
  2. Открывают дроссельную заслонку. После непродолжительного промежутка времени ее необходимо закрыть, поскольку созданной амплитуды будет достаточно для выявления неисправностей, если таковые присутствуют.
  3. Стучат по мотору машины в непосредственной близости от датчика.
  4. Если стук распознается, тогда проблема отсутствует. Если же никакой реакции измерительного прибора не наблюдается, то датчик неисправный.

Как проверить датчик детонации на рабочем двигателе

Самый простой способ проверки ДД – измерения на рабочем двигателе. Для этого не придется использовать внешние измерительные приборы. Инструкция простая: нужно завести двигатель, поднять до 2000 оборотов в минуту. Далее гаечным ключом стучат рядом с датчиком, но не по блоку цилиндров, т.к. есть риск повредить его. ДД воспринимает информацию, передает ее на блок управления. Тот в свою очередь снижает обороты двигателя.

Проблема в том, что точность такой проверки сомнительная. Если обороты снизились, то датчик работает. Если же они остались на прежнем уровне, то лучше использовать другие способы проверки. Существует множество причин, почему неработающий ДД может не отреагировать на стук рядом с датчиком, поэтому нельзя останавливать проверку.

Как проверить датчик детонации

Зная устройство и принцип работы ДД, проверить его можно достаточно простыми способами, как снимая с двигателя, так и по месту, в том числе и непосредственно на заведённом моторе.

Измерение напряжения

К снятому с блока цилиндров датчику подключается мультиметр в режиме измерения напряжения. Аккуратно изгибая корпус ДД через вставленную в отверстие втулки отвёртку можно проследить за реакцией встроенного пьезоэлектрического кристалла на деформирующие усилие.

Появление напряжения на разъёме и его величина порядка двух-трёх десятков милливольт приблизительно указывает на исправность пьезогенератора прибора и его способность вырабатывать сигнал в ответ на механическое воздействие.

Измерение сопротивления

Некоторые датчики содержат встроенный резистор, подключённый по типу шунта. Его величина составляет порядок десятков или сотен кОм. Обрыв или короткое замыкание цепи внутри корпуса можно зафиксировать подключением того же мультиметра в режиме измерения сопротивления.

Прибор должен показать номинал шунтирующего резистора, поскольку сам пьезокристалл имеет практически бесконечно большое сопротивление, обычным мультиметром не измеряемое. При этом показания прибора также будут зависеть от механического воздействия на кристалл из-за генерации напряжения, искажающего показания омметра.

Проверка датчика на разъеме ЭБУ

Определив по электрической схеме автомобиля нужный контакт разъёма контроллера ЭБУ, состояние датчика можно проверить более полно, с включением подводящих цепей проводки.

На снятом разъёме проводятся те же измерения, что описаны выше, отличием будет только одновременная проверка исправности кабеля. Изгибая и подёргивая провода убеждаются в отсутствии блуждающей неисправности, когда контакт появляется и пропадает от механических вибраций. Этим особенно страдают корродирующие места заделки проводов в наконечники разъёмов.

При подсоединённом ЭБУ и включённом зажигании можно проверить наличие опорного напряжения на датчике и правильность его деления внешним и встроенным резисторами, если это предусмотрено схемой конкретного автомобиля.

Обычно опора +5 Вольт делится примерно пополам и на фоне этой постоянной составляющей генерируется переменный сигнал.

Проверка осциллографом

Наиболее точный и полный приборный способ потребует использования запоминающего автомобильного цифрового осциллографа или осциллографической приставки к диагностическому компьютеру.

При ударах по корпусу ДД на экране будет видно, насколько пьезоэлемент способен генерировать крутые фронты сигнала детонации, правильно ли работает сейсмо масса датчика, не допуская посторонних затухающих колебаний, достаточна ли амплитуда выходного сигнала.

Методика требует достаточного опыта в диагностике и знания типовых картинок сигнала исправного прибора.

Проверка на рабочем двигателе

Простейший способ проверки даже не потребует использования электроизмерительных приборов. Двигатель запускается и выводится на обороты ниже средних. При нанесении умеренных ударов по датчику детонации можно наблюдать реакцию ЭБУ на появление его сигналов.

Должен произойти штатный отскок угла опережения зажигания и связанное с этим падение установившихся оборотов двигателя. Способ требует определённого навыка, поскольку не все моторы одинаково реагируют на подобное тестирование.

Особенности V-образных ДВС

В случае ошибки на один из датчиков детонации необходимо поменять их разъемы местами. Если доступ к датчикам затруднен, изучите электрическую схему. Вероятно, что провода от датчиков приходят на общий коннектор. Разъединив разъем, вы сможете обмануть ЭБУ двигателя, установив соответствующие перемычки между «папой» и «мамой».

Удалите ошибки с памяти ECM, запустите и прогрейте двигатель. Проведите тестовую поездку для возобновления кода неисправности (на приборной панели загорится Check Engine).

Если ошибка с Bank 1 изменилась на Bank 2 и наоборот, значит, проблем с проводкой от измерителя к блоку управления нет, а неисправность в самом датчике. В случае сохранения ошибки по одной и той же ГБЦ следует прозвонить проводку на предмет обрыва. Для этого воспользуйтесь мультиметром в режиме омметра. Один из щупов подключите к проводу разъема со стороны датчика, а второй к его ответной части, приходящей на ЭБУ. Проверьте, не замкнул ли сигнальный провод на массу. Для теста один из щупов подключите к сигнальному выводу разъема датчика, а вторым коснитесь массовой клеммы АКБ. Сопротивление незамкнутого провода должно быть больше 20 мОм.

Как работает датчик детонации

В двигателях автомобилей может использоваться один из двух типов датчиков фиксирующих детонацию — резонансные и широкополосные. Но поскольку первый вид уже устарел и встречается редко, то опишем работу именно широкополосных датчиков (ДД).

В основе конструкции широкополосного ДД лежит пьезоэлемент, который при механическом воздействии на него (то есть, при взрыве, которым, по сути, и является детонация) подает в электронный блок управления ток с определенным напряжением. Датчик настроен на восприятие звуковых волн в диапазоне от 6 Гц до 15 кГц. В конструкцию датчика входит также утяжелитель, который усиливает механическое воздействие на него посредством увеличения силы, то есть, увеличивает звуковую амплитуду.

Поданное датчиком на ЭБУ напряжение через выводы коннектора обрабатывается электроникой и потом делается вывод имеется ли в двигателе детонация, и соответственно, нужно ли корректировать угол опережения зажигания, что поможет ее устранить. То есть, датчик в данном случае является лишь “микрофоном”.

Основные неисправности датчиков детонации

Перво-наперво водителю стоит обращать внимание на лампочку «Check» на панели. Если она загорелась, нужно проверить двигатель в любом случае

Лампочка указывает на самые разные неисправности деталей двигателя, так что с проблемами уже будет разбираться специалист на СТО. Однако некоторые вещи могут указать водителю на неисправность датчика детонации еще до поездки к мастеру. Вот те самые указатели:

  • Двигатель сильно шумит при работе;
  • Начала теряться мощность двигателя;
  • Двигатель периодически или постоянно троит при работе на низких оборотах;
  • Ухудшилась динамика разгона транспортного средства;
  • Ощутимо увеличился расход топлива.

Первичную картинку ситуации дополнит диагностическое оборудование. К примеру, ошибка P0327 указывает на слишком низкий уровень сигнала, а вот P0328 – на слишком высокий. При этом ошибки проявляются и после их сбрасывание в среднем каждые 10 километров пробега. Возможно, некоторые водители с таким сталкивались. Если проблему игнорировать, сиюминутных последствий не будет. Автомобильный ЭБУ будет стараться решить проблему: если в одном из цилиндров обнаружилась детонация, то будет выставлено наибольшое опережения зажигания. Режим работы двигателя заведомо не оптимален. Как результат, снизится мощность и увеличится расход.

Узнать о последствиях частых детонаций можно за осмотром мотора. Во-первых, прогорают днища поршней, равно как и клапаны в целом. Во-вторых, все детали кривошипно-шатунного механизма изнашиваются в ускоренном темпе, как если бы автомобиль эксплуатировался дольше, чем это происходило в действительности. Категорически не рекомендовано закрывать глаза на те вещи, что указывают на детонацию топливной смеси.

Признаки неисправности датчика детонации

При полном или частичном выходе ДД из строя проявляется неисправность датчика детонации по одном из симптомов:

  • Тряска двигателя. При исправных датчике и системе управления в двигателе этого явления быть не должно. На слух появление детонации можно косвенно определить по металлическому звуку, исходящему из работающего двигателя (стук пальцев). А излишняя во время работы двигателя тряска и рывки это первое по чем можно определить неисправность датчика детонации.
  • Снижение мощности либо “тупость” двигателя которые проявляются ухудшением разгона либо излишним повышением оборотов на низких скоростях. Такое происходит когда при неверном сигнале ДД осуществляется самопроизвольная корректировка угла зажигания.
  • Затрудненный запуск двигателя, особенно «на холодную», то есть, при низких температурах после длительного простоя (например, утром). Хотя вполне возможно такое поведение машины и при теплой температуре окружающего воздуха.
  • Повышенный расход топлива. Так как угол зажигания нарушен, то и топливно воздушная смесь не отвечает оптимальным параметрам. Соответственно, возникает ситуация, когда двигатель потребляет большее количество бензина, чем ему нужно.
  • Фиксирование ошибок датчика детонации. Обычно причинами их появления является выход сигнала от ДД за границы допустимых пределов, обрыв его проводки или полный выход датчика из строя. О появлении ошибок будет свидетельствовать лампочка Check Engine на приборной панели.

Однако стоит учитывать, что такие симптомы могут указывать и на другие поломки двигателя, в том числе, других датчиков. Рекомендуется дополнительно считать память ЭБУ на наличие ошибок, которые могли возникнуть при некорректной работе отдельных датчиков.

Неисправности цепи датчика детонации

Для того, чтобы выявить неисправности ДД более точно, желательно воспользоваться электронными сканерами ошибок электронного блока управления. Тем более если на приборной панели засветилась контрольная лампа “чека”.

Лучшим устройством для этой задачи будет Scan Tool Pro Black Edition – недорогое устройство корейского производства с большим функционалом работающее с протоколом передачи данных OBD2 и совместимое с большинством современных авто, а также программами для смартфона и компьютера (с модулем Bluetooth или Wi-Fi).

Необходимо считать есть ли одна с 4-х ошибок датчика детонации и ошибки по датчикам ДМРВ, лямбде или температуры ОЖ, а затем просмотреть показатели в реальном времени по углу опережения и составу топливной смеси (ошибка по датчику ДД выскакивает при значительном обеднении).

Сканер Scan Tool Pro, благодаря 32-х разрядному чипу, а не 8-ми, как у аналогов, позволит не просто считать и сбросить ошибки, а смотреть за показателями датчиков и корректировать параметры работы двигателя. Также это устройство пригодится при проверке работы коробки передач, трансмиссии или вспомогательных систем ABS, ESP и т.д. на отечественных, азиатских, европейских и даже американских авто.

Зачастую ошибка р0325 “Обрыв в цепи датчика детонации” указывает на проблемы в проводке. Это может быть обрыв проводов либо, что чаще, окислившиеся контакты. Нужно выполнить профилактику разъемов на датчике. Иногда ошибка p0325 возникает по причине того, что ремень ГРМ проскакивает на 1-2 зуба.

Ошибка P0328 “Высокий уровень сигнала датчика детонации” зачастую свидетельствует о проблеме с высоковольтными проводами. В частности, если на них либо пьезоэлементе пробивает изоляция. Аналогично указанная ошибка может возникнуть и по причине того, что ремень ГРМ перескочил на пару зубьев. Для диагностики нужно проверить метки на нем и состояние шайб.

Ошибки р0327 или р0326, как правило, формируются в памяти ЭБУ по причине низкого сигнала от датчика детонации. Причина может заключаться в плохом контакте от него, либо слабом механическом соприкосновении датчика с блоком цилиндров. Для устранения ошибки можно попробовать обработать средством WD-40 как упомянутые контакты, так и сам датчик

Также важно проверить момент затяжки крепления датчика, поскольку этот параметр критически важен для его работы

В целом, можно отметить, что признаки неисправности датчика детонации очень схожи с симптомами, характерными для позднего зажигания ведь ЭБУ, в целях безопасности для мотора старается автоматически делать максимально поздним, так как это исключает разрушение мотора (если угол слишком ранний, то кроме того что возникает детонация, не только падает мощность, а и появляется риск прогорания клапанов). Так что в целом можно сделать вывод что главные признаки точно такие же как и при неверной установки угла опережения зажигания.

Диагностика и решение проблем

Начните диагностику с визуального осмотра всех связанных с системой жгутов проводов и разъемов. Осмотрите электрические цепи, датчики и разъемы, загрязненные моторным маслом, охлаждающей жидкостью или жидкостью для гидроусилителя руля.

Известно, что жидкости на нефтяной основе разъедают защитную изоляцию проводов и приводят к короткому замыканию или разрыву цепей. Это может стать причиной появления ошибки P0325.

Тест датчика

Чтобы проверить датчик детонации старого образца, подключите мультиметр, настроенный на переменное напряжение, между проводом выходного сигнала датчика и заземлением. Постучите по двигателю рядом с датчиком. Вы должны увидеть значение переменного напряжения на цифровом мультиметре. В противном случае датчик неисправен и его необходимо заменить.

Для проверки датчика резонансного типа, точно так же подключаем цифровой мультиметр. Но вместо того, чтобы постучать по блоку двигателя. Необходимо снять реле топливного насоса, чтобы предотвратить запуск двигателя.

Проверните двигатель, включите передачу и держите ногу на тормозе. Как только автомобилю начинает не хватать топлива, он начнет постукивать и глохнуть. После чего вы должны увидеть выходное напряжение переменного тока. В противном случае датчик детонации неисправен и его необходимо заменить.

Проверка электрических цепей

Если датчик детонации работает нормально, но код P0325 все еще горит, вам необходимо проверить цепь датчика. Используя цифровой мультиметр, настроенный на сопротивление, подключите одну сторону измерителя к стороне жгута проводов разъема датчика. А другую к входному контакту датчика детонации на PCM. Так мы проверим целостность цепи между датчиком и PCM.

Теперь необходимо проверить заземление. Датчики детонации старого образца заземляются через сам датчик, а датчики нового типа обычно имеют отдельную цепь заземления. Подключите красный провод мультиметра к положительной клемме аккумулятора, а черный провод к массе. Вы должны увидеть значение около 12 вольт, указывающее на хорошее заземление. В противном случае необходимо искать неисправность цепи.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий