На что стоит обратить внимание при выборе
Есть ряд моментов, которые обязательно стоит учитывать при рассмотрении как новой, так и уже бывшей в употреблении техники:
- Топливный бак. Этот критерий имеет серьезное значение при перевозках на дальние расстояния — международных или внутри страны. Лучшее решение — аренда тягача с полуприцепом с двумя большими баками.
- Колесная формула. Наибольшим спросом пользуются модели с колесной формулой 4 x 2, которые подходят и для перевозки грузов в пределах страны, и для работы на международном уровне. Эти автомобили отличаются устойчивостью, маневренностью и легким управлением, но за один раз они могут перевозить до 11 тонн груза.
- Аккумуляторы. Для повышения эффективности работы рекомендуется выбирать тягачи с несколькими мощными аккумуляторами. Если они будут размещены в заднем свесе, освободится площадь для топливных баков.
- Резина. Оптимальный вариант — 315х70. Такой показатель гарантирует безопасность водителя и успешную доставку груза.
- Высота сцепления. Средний показатель — 110–114 см — подходит для полуприцепов стандартного типа. К примеру, при самосвальном типе понадобится высота 135 см.
- Мощность. Если грузоперевозки выполняются внутри страны, стоит сэкономить и не выбирать седельный тягач большой мощности — достаточно до 400 лошадиных сил.
- Коробка передач. Многие автомобили оснащены механической коробкой передач, демонстрирующей большую надежность.
- Расход топлива. От него зависят траты на обслуживание техники. Оптимальный показатель — 29 л на 100 км.
- Комфортабельность кабины, от которой будет зависеть уровень работоспособности водителя.
Рулевое управление и приборная панель
Высокие характеристики Iveco Stralis обусловлены улучшенными и эргономичными элементами управления. Система IVECONNECT позволяет управлять всеми системами, в том числе магнитолой, навигатором, повышает комфортность парковки. Для настройки параметров предусмотрен семидюймовый монитор на панели приборов.
Панель управления и сенсорный дисплей
Приборная панель и центральная консоль расположены рядом, на ней находятся все необходимые элементы управления. Ручка переключения КПП эргономична, а управление «ручником» осуществляется с передней консоли.
Большое количество отсеков для вещей позволяет комфортно себя чувствовать в салоне, где каждая вещь имеет свое место.
Моторный тоннель тягача Iveco Stralis располагается достаточно низко, что не затрудняет движение по салону. Электронная система управления проверяет правильность установки передачи при запуске мотора.
Volvo FH16 750
Второй в числе лидеров по мощности автогигантов — Volvo FH16 750. Тягач выдает 750 л.с. Автогигант был презентован миру несколько лет назад. До сих пор не создано более мощного тягача.
Транспортные компании выяснили, что для горных местностей наиболее подходящими выступают мощные автогиганта. Этому есть объяснение. Средняя скорость подобных тягачей выше, чем у обычных грузовых машин. К примеру, на автомобиле мощностью 600 л.с. путь из Нима в Париж занимает всего одну рабочую смену. Для менее мощных грузовиков эта дорога занимает больше времени. Издержки перевозчиков увеличиваются, хотя бы потому, что требуется отправлять двоих водителей, чтобы те сменяли друг друга в пути.
Характеристики двигателя тягача
Наименование | Данные |
Число цилиндров | 6 |
Ход | 165 мм |
Рабочий объем | 12,8 куб. дм |
Стандарт ЕВРО | EEV/Euro-5 |
Степень сжатия | 16,8:1 |
Диаметр цилиндра | 144 мм |
Тормозное усиление с дросселированием выхлопа | 2 200об/мин (230 кВт) |
Экономичный диапазон оборотов силового агрегата | 1 000-1 500 об/мин |
Тормозное усиление VEB | 2 200 об/мин (125 кВт) |
VEB | по отдельному заказу |
Объем необходимого для замены масла, включая фильтр | 42 л |
Масляные фильтры | 1 неполнопоточный, 2 полнопоточных |
Общий объем системы охлаждения | 48 л |
В движение этот тягач приводится дизельным двигателем D16G объемом 16 литров. В нем 6 цилиндров, на каждый из которых приходится по 4 клапана. Оснащение моторным тормозом VEB+ с большей мощностью выгодно отличает тягач на фоне остальных грузовых автомобилей.
Производитель предлагает установить на выбор двигатели EURO-5 или EEV. Они менее шумные, чем предыдущие версии и требует замены масла не более одного раза течении года. Крутящий момент достигает 2800 Нм при 900 оборотах в минуту. После чего происходит резкое возрастание (3550 Нм при 1 050 оборотах в минуту). Затем обороты выравниваются. Эта особенность делает тягач самым быстрым среди грузовых автомобилей. Топливные расходы при этом не меняются.
Для тягачей этой серии перевозка обычных прицепов не свойственна. Их основная задача – транспортировка особо тяжелых грузов. К примеру, он может выступать в роли лесовоза. Или перевозить автопоезд длиной более 20 метров. Привлекают их и для перевозки крупногабаритных грузов – мостового оборудования, крупноразмерной техники для строительства, оборудования для заводов. По заявлению Volvo FH16 750 справится с буксировкой автопоезда массой до 250 тонн. В РФ есть несколько подобных тягачей. Массового распространения эти гиганты не получили. Это объясняется их узкой специализацией и высокой ценой. Стоимость двухосного тягача более 160 тысяч евро. Четырехосный от 200 тысяч. После обновления ожидается рост их стоимости.
Тягачи и грузовики M.A.N.
TGL 8.180×2 BB самосвал (2005) | 3280 кг |
TGL 8.180 4×2 BB жёсткая подвеска (2005) | 3365 кг |
TGL 7.150 4×2 BB жёсткая подвеска (2005) | 3180 кг |
TGL 12.210 4×2 BB жёсткая подвеска (2004) | 3730 кг |
TGL 10.180 4×2 BB жёсткая подвеска (2005) | 3650 кг |
TGA 33.480 6×4/2 BBS тягач (2005) | 9025 кг |
TGA 32.350 8×4 BB самосвал (2005) | 9115 кг |
TGA 26.480 6×2/2 BLS тягач (2005) | 7980 кг |
TGA 26.430 6×2/2 BLS тягач (2005) | 7770 кг |
TGA 26.430 6×2-2 BL со сцепным устройством (2005) | 8130 кг |
TGA 26.390 6×4/2 BBS тягач (2005) | 8570 кг |
TGA 26.390 6×4 BB жёсткая подвеска (2005) | 8600 кг |
TGA 26.390 6×2/2 BLS тягач (2005) | 7750 кг |
TGA 18.480 4×2 BLS тягач (2005) | 6575 кг |
TGA 18.390 4×2 BLS тягач (2005) | 6555 кг |
TGA 18.350 4×2 BLS тягач (2005) | 6245 кг |
ME 25.280 (2004) | 6610 кг |
LE18.280 самосвал (2004) | 4840 кг |
LE18.220 самосвал (2004) | 4810 кг |
LE 8.180 самосвал (2004) | 3130 кг |
LE 8.180 (2004) | 3200 кг |
LE 8.150 самосвал (2004) | 3085 кг |
LE 8.150 (2004) | 3155 кг |
LE 26.280 самосвал (2004) | 6895 кг |
LE 26.280 миксер (2004) | 6960 кг |
LE 18.280 дорога и бездорожье (2004) | 5815 кг |
LE 18.280 для бездорожья (2004) | 5740 кг |
LE 18.280 (2004) | 5330 кг |
LE 18.220 дорога и бездорожье (2004) | 5775 кг |
LE 18.220 для бездорожья (2004) | 5695 кг |
LE 18.220 (2004) | 5230 кг |
LE 14.280 (2004) | 4460 кг |
LE 14.220 тягач (2004) | 4180 кг |
LE 14.220 (2004) | 4350 кг |
LE 12.220 (2004) | 3955 кг |
LE 12.180 (2004) | 3750 кг |
LE 10.220 (2004) | 3720 кг |
LE 10.180 (2004) | 3465 кг |
18.430 4×2 BLS тягач (2005) | 6575 кг |
18.390 4×2 BL со сцепным устройством (2005) | 6985 кг |
Седельный тягач: особенности конструкции
Автомобильные тягачи делят на несколько категорий, одна из которых – седельный тягач. Он отличается наличием на автомобиле особого сцепно-расцепного узла – седла, которое и дало название автомобилю.
Этот соединительный седельный узел транспортного средства представляет собой грузонесущую плиту с прорезью под шкворень. Седельное сцепное устройство имеет несколько степеней свободы в продольном и поперечном направлении.
Такое соединение тягача и прицепа, а точнее полуприцепа, позволяет перераспределить часть нагрузки на автомобиль, увеличив, тем самым, допустимый вес перевозимого товара.
В Европе в качестве седельника используют в основном бескаптный грузовик, а в США – капотный. Поэтому в странах постсоветского пространства их так и разделили – американский тип и европейский.
Американский тип седельных тягачей
Американские тягачи имеют большую пассивную безопасность за счёт раз выноса вперёд моторного отсека. Доступ к двигателю в машинах капотной компоновке удобней. Да и кабина американцев гораздо комфортней.
Однако к минусам стоит отнести большую длину тягача и, как следствие, больший радиус поворота. Это делает затруднительным маневрирование грузовика с полуприцепом в ограниченном городском пространстве, но даёт комфорт водителю при длительных междугородних рейсах.
Сам тягач обычно трёхосный с двумя задними ведущими осями. За счёт выноса двигателя за переднюю ось развесовка машины становится более правильной и в таких тягачах нет необходимости применять ленивец – подъёмную ось. К тому же, в машинах есть возможность перемещать седельное сцепное устройство для крепления полуприцепа вдоль продольной оси, меняя тем самым распределение веса груза.
Европейский седельный тягач
В Старом свете наиболее востребованы грузовики безкапотной компоновки. Двигатель у них располагается под кабиной, что не столь удобно при обслуживании. К тому же, при поднятии кабины незакреплённые вещи со спальника полетят вперёд. Да и забраться в опрокинутую кабину тоже не получится.
Однако плюсами бескапотной компоновки грузовика являются его маневренность, лучший обзор, короткая база, позволяющая цеплять более длинный полуприцеп.
В основном тягачи европейского типа производятся с двумя или тремя мостами. Нередко одна из задних осей является подъёмной для снижения общей стоимости владения и увеличения полезной нагрузки.
Реже встречаются седельники с четырьмя мостами. Они в основном используются для специальных перевозок и в армии.
Производители седельных тягачей
На сегодня производством автомобилей данного класса занимается 14 государств, включая Россию. Естественно, что фактически стран, где ведется сборка тягачей больше, но для них характерна только работа с готовыми машинокомплектами с минимальным уровнем локализации или работа дочерних компаний, принадлежащих ведущим автомобильным брендам.
Страна | Производимые марки |
Германия | Mercedes Benz, MAN |
Швеция | Scania, Volvo |
Франция | Renault Trucks |
США | International, Freightliner, Kenworth, Peterbilt, Mack, Western Star, Sterling, Oshkosh, Tesla Motors, Caterpillar |
Италия | IVECO, Astra |
Финляндия | Sisu |
Белоруссия | МАЗ, МЗКТ |
Россия | КамАЗ, Урал, ГАЗ, БАЗ, КЗКТ |
Украина | КрАЗ |
Китай | DongFeng, Shaanxi, FAW |
Япония | Hino, Nissan, Fuso, Mitsubishi, Isuzu |
Ю. Корея | Hyundai, Samsung, Daewoo Motors |
Индия | Tata Motors |
Нидерланды | DAF, GINAF |
Источник данных в таблице Wikipedia
Среди новичков рынка можно отметить компанию Tesla. Это всемирно известный производитель электромобилей ведет разработку полностью электрических грузовиков с капотной и безкапотной архитектурой, но пока подобные авто носят в большей степени экспериментальный характер, и по совокупности своих технических и эксплуатационных характеристик не способны конкурировать с тягачами, обладающими традиционной дизельной силовой установкой.
Тормозная система
Техника имеет большое количество достоинств. Это быстрое и безопасное торможение, превосходная управляемость, установка электроники. В качестве элементов системы торможения используются дисковые тормоза, если речь идет не об автомобиле Ивеко Стралис с приводом 6х4, а также декомпрессионный тормоз. Это повышает износостойкость дисков, снижает нагрузку на рабочие тормоза. В стандартную комплектацию входит EBS, которая отвечает за настройку давления в тормозных цилиндрах. Также предусмотрены системы ABS и ASR, которые положительно сказываются на снижении расстояния, необходимого для торможения, стоимости ТО и повышении устойчивости. При приводе 4х2 на автомобиль Ивеко Стралис устанавливается система ESP, выступающая в качестве автопилота.
Грузовой автомобиль Iveco Stralis Hi-Way
Тягачи и грузовики Mercedes-Benz
923 (2005) | 3630 кг |
922 (2005) | 3630 кг |
918 (2005) | 3630 кг |
823 (2005) | 3430 кг |
822 (2005) | 3430 кг |
818 (2005) | 3430 кг |
815 (2005) | 3430 кг |
3354S (2004) | 8940 кг |
3350S (2004) | 8940 кг |
3346S (2004) | 8680 кг |
3336AK (2003) | 9400 кг |
3332AK (2003) | 9400 кг |
3244(K) (2004) | 9660 кг |
3241(K) (2004) | 9660 кг |
3236K (2004) | 9660 кг |
2654S (2004) | 8830 кг |
2654LS (2004) | 8650 кг |
2650S (2004) | 8830 кг |
2650LS (2004) | 8650 кг |
2646S (2004) | 8540 кг |
2646LS (2004) | 8360 кг |
2644S (2004) | 8540 кг |
2644LS (2004) | 8360 кг |
2641K (2003) | 8200 кг |
2636K (2003) | 8200 кг |
2633K самосвал (2004) | 7380 кг |
2633K миксер (2004) | 7380 кг |
2633B миксер (2004) | 7380 кг |
2633 (2004) | 7330 кг |
2632K (2003) | 8200 кг |
2628LL средний привод (2005) | 7170 кг |
2628LL задний привод (2005) | 7160 кг |
2628LL двухприводной 6×4 (2005) | 7670 кг |
2628LL двухприводной (2005) | 7650 кг |
2628K самосвал (2004) | 7380 кг |
2628K миксер(2004) | 7380 кг |
2628B миксер(2004) | 7380 кг |
2628 (2004) | 7330 кг |
2554LS (2004) | 7765 кг |
2550LS (2004) | 7765 кг |
2546LS (2004) | 7765 кг |
2546L (2003) | 7910 кг |
2544LS (2004) | 7765 кг |
2544L (2003) | 7910 кг |
2543LS (2004) | 7465 кг |
2541L (2003) | 7910 кг |
2540LS (2004) | 7465 кг |
2536L (2003) | 7910 кг |
2535LS (2004) | 7465 кг |
2533LLnR (2004) | 6360 кг |
2533L (2004) | 6530 кг |
2528LLnR (2004) | 6360 кг |
2528L (2004) | 6530 кг |
1858LS (2004) | 7035 кг |
1854LS (2004) | 7035 кг |
1850LS (2004) | 7035 кг |
1846LS (2004) | 6785 кг |
1846LL (2004) | 6816 кг |
1846L (2003) | 6710 кг |
1844LS (2004) | 6785 кг |
1844LL (2004) | 6816 кг |
1844L (2003) | 6710 кг |
1843LS (2004) | 6495 кг |
1841LL (2004) | 6816 кг |
1841L (2003) | 6710 кг |
1840LS (2004) | 6495 кг |
1836LL (2004) | 6816 кг |
1836L (2003) | 6710 кг |
1835LS (2004) | 6495 кг |
1833LS (2004) | 5430 кг |
1833LLnR (2004) | 5330 кг |
1833K (2005) | 5280 кг |
1833AK (2004) | 5830 кг |
1833 (2005) | 5530 кг |
1828LS (2004) | 5430 кг |
1828LLnR (2004) | 5330 кг |
1828K (2005) | 5280 кг |
1828AK (2004) | 5830 кг |
1828 (2005) | 5530 кг |
1823LLnR (2004) | 5330 кг |
1823LL (2005) | 5800 кг |
1823K (2005) | 5280 кг |
1823AK (2004) | 5830 кг |
1823 (2005) | 5530 кг |
1628 (2005) | 4540 кг |
1623K (2005) | 4400 кг |
1623 (2005) | 4540 кг |
1622K (2005) | 4400 кг |
1622 (2005) | 4540 кг |
1618K (2005) | 4400 кг |
1618 (2005) | 4540 кг |
1528 (2005) | 4460 кг |
1523K (2005) | 4290 кг |
1523 (2008) | 4460 кг |
1522K (2005) | 4290 кг |
1522 (2005) | 4460 кг |
1518K (2005) | 4290 кг |
1518 (2005) | 4460 кг |
1328F (2005) | 4620 кг |
1328 (2005) | 4370 кг |
1323K (2005) | 4190 кг |
1323 (2005) | 4370 кг |
1322K (2005) | 4190 кг |
1322 (2005) | 4370 кг |
1318LKO (2005) | 4300 кг |
1318K (2005) | 4190 кг |
1318A (2005) | 4850 кг |
1318 (2005) | 4470 кг |
1228 (2005) | 4360 кг |
1223nR (2005) | 3850 кг |
1223 (2005) | 4360 кг |
1222nR (2005) | 3850 кг |
1222 (2005) | 4360 кг |
1218nR (2005) | 3850 кг |
1218 (2005) | 4360 кг |
1023 (2005) | 6800 кг |
1022 (2005) | 3700 кг |
1018A (2005) | 4450 кг |
1018 (2005) | 3700 кг |
Виды тягачей
Виды тягачей Для автомобилей данного типа характерна высокая надежность, позволяющая справляться даже с интенсивной эксплуатацией и серьезными нагрузками. При этом такие параметры сохраняются в любых погодных условиях.
Устойчивость агрегатов к износу и экономичные двигатели обеспечивают сокращение эксплуатационных расходов и повышение уровня прибыльности бизнеса с их использованием. Соответственно именно экономические показатели становятся основным критерием выбора моделей для коммерческих организаций.
Седельные тягачи в современном понимании массово появились относительно недавно, и стали новым словом в грузовых автоперевозках. Фактически первые машины с паровыми двигателями были именно тягачами по своей сути, буксируя различные прицепные устройства. При этом тягач способен выполнять транспортировку машин строительного и сельскохозяйственного назначения, не обладающего возможностями для самостоятельного перемещения.
При необходимости тягачи способны выступать в качестве эвакуаторов для транспортировки неисправной автотехники, их допускается оснащать в зимний период санями, транспортировать с их помощью авиационную технику и различные негабаритные грузы.
Дизель или метан
Двигатели для своих автомобилей Scania проектирует и выпускает сама. Их особенности – раздельные головки цилиндров и унифицированные для агрегатов разного объема детали поршневой группы. Основной мотор для магистральных тягачей – 12,7-литровый DC13. Это рядная «шестерка» с «мокрыми» гильзами цилиндров, четырехклапанными головками и расположенным в блоке распредвалом, приводимым шестернями со стороны маховика. На выбор покупателя «европятый» мотор DC13 предлагают в четырех вариантах мощности: 380, 440, 450 и 500 л. с. Необычное сочетание двух близких значений: 440 и 450 л. с. объясняется еще одним важным критерием выбора двигателя – по типу топливной аппаратуры. Scania предлагает двигатели как с насос-форсунками системы PDE (модификации DC13 152 мощностью 380 л. с. и DC13 153 мощностью 440 л. с.), так и с системой XPI, аналогичной Common Rail (DC13 143 мощностью 450 л. с. и DC13 146 мощностью 500 л. с.).
На двигатели Scania обычно ставят турбокомпрессоры марки Holset
Есть и 410-сильная газовая модификация OC13 101 класса Евро‑6 с питанием сжатым до 200 бар метаном. Это мотор с искровым зажиганием, работающий по циклу Отто, и унифицированный по большинству деталей с дизелем. Но если последний, как и дизели класса Евро‑6, выбирают лишь единичные покупатели, то основная масса перевозчиков пока держится за проверенные временем и плохим российским топливом насос-форсунки. Хотя все больше и больше выбирают «европятые» моторы DC13 с системой XPI, экономящей топливо. Еще одно их достоинство – отсутствие системы рециркуляции отработавших газов, что устраняет риск кислотной коррозии цилиндров при работе на высокосернистом российском дизтопливе.
Если экономия топлива приоритетна, выбирают мотор с XPI (Common Rail)
Тягачи Scania трех старших серий конструктивно приспособлены для установки V-образных 8-цилиндровых моторов семейства DC16 рабочим объемом 16,4 л и мощностью 520, 580, или 730 л. с., доступных в России также и в версии Евро‑5. Как правило, «восьмерку» заказывают для перевозок особо тяжелых грузов, на полностью загруженных спецтехникой шасси (автокраны, бетононасосы и пр.).
Плюсы и минусы
Плюсы машины
- Отсутствует капот, что повышает обзорность из кабины;
- Хорошая проходимость;
- Грузоподъемность;
- Высокий дорожный просвет;
- Автомобиль не тяжело эксплуатировать и ремонтировать;
- Нет проблем с покупкой деталей и запчастей;
- Небольшой радиус поворота;
- Способен работать при низкой и высокой температуре;
- Сравнительно небольшая цена машины;
- Наличие многих разных модификаций;
- Хороший силовой агрегат и коробка передач;
- Удобное водительское сидение;
- Некоторые модели обладают спальным местом.
Минусы машины
- Большое потребление топлива;
- Устаревшая кабина;
- Низкий уровень комфортабельности в салоне;
- Отсутствие полного привода;
- Свободное пространство распределено нерационально;
- Есть склонность к поломкам.
Применение седельных тягачей
Современные машины-тягачи – это максимально востребованная техника грузового направления. Если приобрести устройства от известных мировых производителей, можно получить максимально качественное транспортное средство, олицетворяющее оптимальную экономичность, прочность и высокие показатели мощности.
Благодаря использованию в процессе производства самых современных прогрессивных технологий, авто отличаются комфортом в процессе эксплуатации. Они просто незаменимы при осуществлении транспортировки грузов разных объемов на дальние и средние расстояния. Среди преимущественных особенностей применения данных средств передвижения можно отметить то, что без особых проблем может быть осуществлена транспортировка грузов разного типа. Тяжелый тягач можно использовать с полуприцепами следующих категорий:
- Самосвальные.
- Рефрижераторные.
- Изотермические.
- Тентовые.
Огромное разнообразие комплектаций тягача полуприцепа дает возможность без проблем подобрать идеальный вариант для любой производимой работы. Разным может быть не только прицеп, но также коробками передач и системой управления подвески. На высоте находится и электронная система.
Виды седельных тягачей
Данные авто надежны, они идеально справляются с любыми возложенными на них задачами по перевозке грузов. Преимуществом является то, что на высокие технические характеристики не в состоянии оказать влияние такие неблагоприятные факторы, как летняя жара, бездорожье, а также низкий температурный режим. На высоте находится высокий уровень экологичности двигателя, который в состоянии обеспечить минимальный расход топлива за рейс. Все без исключения детали и узлы современных агрегатов отличаются износостойкостью. Все это серьезно снижает ежедневные расходы по эксплуатации авто, на чем и основан выбор тягача.
8. FOTON AUMAN H5
Неожиданно большим спросом пользуется на рынке России китайский седельный тягач Foton Auman H5. Секрет такой популярности скрыт в стоимости данного агрегата, его относительно высокой надежности и современной начинке, как у лидирующих в этой области брендов. Если приглядеться внимательней, то можно уловить схожесть с лидером нашего обзора – Mercedes Actros. От внешних признаков «породы» не далеко ушла и внутренняя начинка – комплектующие от известных производителей выглядят многообещающе. Коробка на 16 скоростей ZF Ecosplit (по заказу можно установить АКПП на 12 переключений) и мощный турбодизель Cummins ISG12 (470 л. с.) – основа приличного запаса прочности.
Общий вес фуры может достигать 45 тонн, и при этом Foton Auman H5 обладает необходимыми параметрами для заграничного дальнобоя – соответствие классу Евро-5, два топливных бака общим объемом в 840 литров (которые дают приличный запас хода в 3000 км на проверенном топливе). Тягач выделяется достаточно комфортабельной кабиной, которая для дальнобойщика на время рейса становится вторым домом. Несмотря на наличие кондиционера, имеется люк в крыше, а под нижним спальным местом можно установить холодильник. Сам интерьер кабины дальнобойного тягача все также напоминает лучшую марку рейтинга – ниши над лобовым стеклом и шторки полностью повторяют формы более дорогой модели.
Ограничения
К автопоездам, цистернам и прочей грузовой технике есть ряд других требований, не относящихся к массе. Правила касаются размеров большегрузов, а именно их длины и ширины.
В России
В нашей стране длина автопоезда не должна превышать 20 метров. Предельная высота – 4 метра от поверхности дороги. Если техника соответствует параметрам, передвижение по всем дорогам РФ происходит без ограничений и спецразрешений.
В Европе
В США и Европе требования строже. Длина тягача с полуприцепом не должна превышать 16,5 метров. Кроме того, для всей большегрузной техники предусмотрена плата за пользование дорогами. Каждому водителю или транспортной компании присваивают регистровый номер, вбив который в базу, инспекторы проверяют уплату налога.
Обзор рынка: основные производители и конкурентные преимущества
В России представлены седельные тягачи различных производителей, как отечественных, так и зарубежных.
Отечественные производители
Самым распространённым седельным тягачом отечественного (читай СНГ) производства является КамАЗ. Популярность этих автомобилей обусловлена более низкой первоначальной ценой, ремонтопригодностью и широкой дилерской сетью.
В линейке Камского автозавода представлены седельный тягачи допустимой полной массой от 19,5 до 75 тонн. Завод комплектует машины двигателями собственного производства, а также силовыми агрегатами Cummins, Daimler, Mercedes. На двухосный тягач КамАЗ 5490 NEO может устанавливаться китайский двигатель Weichai.
Ещё одним распространённым тягачом для полуприцепов является белорусский МАЗ. Минские седельники агрегатируются в основном моторами ЯМЗ и Weichai. На некоторые модификации может быть установлен двигатель Mercedes.
Специфичными игроками на рынке седельных тягачей являются Автомобильный завод Урал, Группы ГАЗ, а также Брянский автомобильный завод колёсных тягачей. Оба предприятия выпускают в основном полноприводные седельные тягачи повышенной проходимости. И если первый постепенно выходит на рынок шоссейных машин, то БАЗ остаётся производителем в основном военной продукции.
Ещё один завод коммерческого транспорта на постсоветском пространстве находится в Кременчуге, Украина. В линейке КрАЗа четыре модели седельных тягачей, три из которых капотной конфигурации. Однако завод по состоянию на начало 2021 года находится в плачевном состоянии и балансирует на грани банкротства.
Европейские производители
Большую долю рынка седельных тягачей в России и СНГ занимают компании большой европейской семёрки. Это машины немецкого производства MAN, Mercedes-Benz, шведские Volvo и Scania, принадлежащий Volvo Group французский Renault, голландский DAF и итальянский Iveco.
Все они имеют официальные представительства в России, развитую сеть дилеров и сервисных центров.
Американские седельные тягачи
Официально тягачи Нового света поставляет на рынок СНГ только компания Ford Trucks. Для российского рынка компания выпускает машины на заводе в Турции в бескапотной конфигурации. В 2021 году компания представила две новые модификации – тягач с удлинённой базой F-Max L и лимитированный F-Max Blackline.
Несмотря на отсутствие в России официальных представителей Freightliner, Kenworth, Peterbilt, Mack эти грузовики частенько можно встретить на дорогах СНГ. Их, в первую очередь, выбирают за комфорт. Кабина американских грузовиков имеет комфортный спальный отсек c большим количеством мест для хранения и холодильником.
Конечно, такие тягачи приходят в Россию в основном б/у и не имеют гарантийной и сервисной поддержки. Тем не менее они ремонтопригодны, а в условиях глобальной экономики больших проблем с поставкой запчастей из-за океана не возникает.
Азиатские производители
Японские производители практически не представлены на отечественном рынке седельных тягачей. Тем не менее, стоит отметить Isuzu Giga 26.0 колёсной формулой 6х4. Машина оснащена дизельным двигателем мощностью 400 л.с. и 16-тиступенчатой МКПП с делителем и мультипликатором.
Также, тяжёлый седельный тягач Hino 700 представляет на российском рынке грузовое направление Toyota. Машина также имеет три оси, две задние из которых – ведущие. Агрегатируется тягач Hino 700 дизельным турбированным двигателем E13C-UR мощностью 450 л.с. в паре с 16-тиступенчатой механической коробкой передач.
Ну и конечно же, в Россию и СНГ поставляются седельные тягачи китайских производителей. Практически все крупные производители Поднебесной имеют в линейке данный вид коммерческого транспорта. На дорогах можно встретить автопоезд с тягачом Howo, DongFeng, FAW, Shacman, Foton. По большей части – это переработанные европейские модели. Все они в бескапотной конфигурации, имеют сервисные центры и представительства.
Удобство обслуживания и эксплуатации
Подъем кабины осуществляется с помощью электроники, управление происходит через салон. При этом производится первоначальное откидывание, после чего – подъем. Проверка уровня масла осуществляется предельно просто. Фильтры для его очистки расположены в предельной доступности, что позволяет значительно сократить временные затраты на замену деталей. Фильтр для очистки воздуха заменяется с уровня земли, а контроль засоренности проверяется электроникой.
https://youtube.com/watch?v=sig2RaOMfzI
Мотор проходит регулярное обслуживание через 150 тысяч километров в Европе и 75 тысяч километров в России.