Нужно ли прогревать автомат перед поездкой
В условиях холодов прогрев коробки-автомат перед началом движения крайне рекомендуется. Оптимально, чтобы температура масла достигла рабочего уровня.
Для этого необходимо сделать следующее:
- Заведите машину по рассмотренной выше схеме.
- С нажатой педалью тормоза постепенно перемещайте ручку во все позиции. Останавливайтесь на каждом положении в течении 5-10 сек.
- Активируйте требуемый режим и оставайтесь на нем с нажатым тормозом 2-5 минут.
- Начните движение, и первые 100-200 метров двигайтесь без ускорений.
Следование рассмотренной выше инструкции продлит срок трансмиссии и позволит избежать преждевременных поломок.
Обзор основных технических возможностей КПП
Прежде чем начать пользоваться непривычной коробкой передач, необходимо изучить ее функции. Пользователю предлагается несколько режимов:
«Р» или «Паркинг». Используется во время стоянки. Это положение равноценно использованию ручного тормоза, так как ведущие колеса полностью блокируются. Именно на этом режиме нужно глушить и заводить двигатель.
- «R» или «Реверс». Включать его можно только после остановки машины. Используется этот режим, чтобы сдать назад.
«N» или «Нейтраль». В этом режиме движение колес не зависит от двигателя, они вращаются свободно. Переводить АКПП в этот режим нужно, если вам необходимо переместить автомобиль своими силами (отбуксировать или вытолкать).
Перед тем как начать толкать или буксировать авто, прочитайте инструкцию к нему, некоторые машины нельзя перемещать таким образом.
- Наиболее популярен «D» или «Драйв». Он используется для движения вперед. Именно благодаря ему, водить автомобиль очень удобно. Если вы надумаете нажать педаль «газа» сильнее, то коробка начнет самостоятельно выбирать более подходящую передачу. При торможении или изменении условий автоматически будет применяться торможение двигателем. Интересно, что в этом режиме при небольшом уклоне стоящий автомобиль не будет откатываться назад. Однако, приучите себя всегда ставить на ручник, ведь на крутой горке сила тяги все-таки может заставить машину двигаться.
Практически каждая автоматическая трансмиссия имеет две-три дополнительных программы работы. О самой популярной из них мы поговорим отдельно, чуть ниже.
Дополнительные режимы
Существует ряд положений, использующихся не во всех АКПП:
- Положение «2» – включаться будут исключительно 1 и 2 ступени, остальные заблокированы. Применяется при буксировке или вождении авто на горных извилистых дорогах. Ездить можно и в городе, если скорость машины допускается не выше 80 км/ч. В других случаях, такой режим препятствует разгону до высокой скорости, повышает нагрузку на АКПП;
- Положение «L» – включается самая низкая ступень. Предназначается для езды по бездорожью. На внедорожниках такой режим запускает понижающую ступень, что позволяет ездить по грязи и топким местам. В режиме «L» скорость транспорта не выше 15 км/ч. Рекомендуется включать режим бездорожья заблаговременно;
- Положение «OverDrive» (O/D) используется на АКПП, имеющих больше трех передач и служит для выполнения маневра обгон, или резкого разгона автомобиля. Обычно это кнопка на селекторе. Не позволяет ездить со скоростями выше возможностей третьей передачи, за счет этого получается повышение динамики вождения машины. Удобен при затяжных подъемах в горку, когда без этого режима коробка может вызывать колебания 3-4 передача, положение «овердрайв» решает проблему;
- Положение «PWR/SPORT». Этот спортивный стиль, чтобы ездить быстро. Активация вызывает включение передач с высокой скоростью, благодаря этому повышается скорость авто (и расход горючего). Чтобы полноценно ощутить всю мощь этого стиля, нужно приспособиться к езде на автомате, потому что машина резче откликается на акселератор, ею сложнее управлять;
- Положение «SNOW» – снег. Предназначена для зимнего использования, ездить по заснеженным дорогам. Движение автомобиль будет начинать со второй передачи, а переключение скоростей происходит на более низких оборотах. На асфальте динамика машины в этом режиме снижается, потому что он для снега;
Дополнительные режимы работы АКПП
На современных версиях авто АКПП имеет большое число дополнительных режимов работы (кнопки-переключатели). Рассмотрим их особенности:
- Спортивный режим «S» — позволяет максимально использовать мощность двигателя. Обеспечивается ускоренная смена скоростных режимов.
- Режим «Kickdown» — позволяет системе управления достигать во время передвижения высоких значений ускорения. Как правило, его используют, если на трассе требуется совершить обгон. Не рекомендуется включать «Kickdown», если поездка осуществляется на скользком покрытии, так как имеется риск заноса транспортного средства.
- Режим«E» — позволяет экономить на трате топлива.
- Зимний режим«W», «Snow» — его включение облегчает управление машиной на заснеженной трассе. Старт с места начинается со 2-ой передачи.
На автоматической КПП может присутствовать кнопка «OD» (Овердрайв). Она необходима для включения повышенной передачи. У дизельных версий авто активизировать данную передачу можно в любое время.
Таким образом, дополнительные режимы коробки автомат позволяют более широко использовать ее возможности. На машине, где установлен АКПП, не рекомендуется совершать поездки по бездорожью. Автомат не любит пробуксовки колес.
Что нужно знать перед тем, как начать водить машину начинающему водителю?
Автомобили чаще всего встречаются с двумя видами коробок передач: с механической трансмиссией и автоматической. Классикой считается механическая коробка передач. Новичку можно обучаться сначала на механике, а потом по желанию или необходимости пересесть на автомат. В обратном случае переучиться будет сложно.
Инструкторы в автошколах советуют начинать обучаться вождению на механике в зимнее время. Это позволит понять, как вести себя в разных ситуациях на дороге
Неопытный водитель должен обязательно запомнить, что при плохой погоде он должен двигаться по дороге очень осторожно и с малой скоростью. А при движении в гололед необходимо останавливать автомобиль исключительно двигателем
Главное правило: если хочешь научиться водить, будь готов отрабатывать водительские навыки до автоматизма. Если начинаешь обучаться вождению на автомобиле с МКПП, то придется отрабатывать определенные действия, такие как:
- Быстро выжимать сцепление, синхронно отпуская педаль газа.
- Плавно отпускать педаль сцепления, одновременно с этим мягко нажимая на газ.
- Включать нужную передачу в зависимости от скорости движения автомобиля и показаний на тахометре.
- Плавно нажимать на педаль тормоза, не допуская блокировки колес автомобиля и так далее.
Получать необходимые навыки вождения лучше всего в автошколе. Если вам этого будет недостаточно, то дополнительно о переключении скоростей на механической коробке передач можете узнать, перейдя по данной ссылке, где также подробно описаны важные моменты, связанные с вождением автомобиля на механике.
Также важно запомнить, где какая педаль находится. Первая с права — это педаль газа, тормоз находится в центре, сцепление – последняя педаль слева
Нужно понимать, что отвечает за разгон автомобиля педаль газа. Перед включением любой из передач необходимо выжимать педаль сцепления. Для переключения скоростей служит селектор. Передачи необходимо постоянно переключать по мере увеличения скорости автомобиля в случае машины с МКПП. Для поворотов в необходимом для движения направлении служит рулевое колесо.
Если же авто с АКПП, то в этом случае педаль сцепление отсутствует, а передачи переключаются автоматически, при этом селектор необходимо переводить в нужное положение только один раз, перед началом движения. В таком автомобиле от водителя только и требуется, что нажимать на нужную педаль и по сторонам смотреть, отвлекаться на переключение скоростей вы не будете. Подробнее о вождении на автомате можете узнать, перейдя по этой ссылке.
За торможение автомобиля отвечает педаль тормоза. Однако в некоторых ситуациях лучше применять торможение двигателем. Для того чтобы выполнить этот маневр, необходимо плавно отпустить педаль газа при включенной передаче. И по мере снижения скорости авто необходимо переходить на пониженную передачу. Тормоз можно выжимать только на малых скоростях движения автомобиля.
Во время движения не стоит забывать включать повороты — это правило для всех автомобилистов одинаково, вне зависимости от коробки передач. Рычаг находится с левой стороны от руля. Для поворота направо — рычаг тянем вверх, поворачивая налево – опускаем его вниз.
Важно умение включать ближний или дальний свет фар. Если рычаг повернуть по оси и потянуть его на себя, то включится ближний свет
Для включения дальнего света, рычаг следует отжать от себя. Хотя в этом случае расположение переключателей в каждой машине индивидуально, может изменяться в зависимости от марки и модели автомобиля.
Для безопасного управления автомобилем важно уметь пользоваться зеркалами заднего вида. Новичок по началу может видеть в них все что угодно, но не то что происходит на дороге
Постепенно приучайтесь к мысли, что в них обязательно нужно смотреть перед совершением любого маневра.
Перед первым выездом на дорогу обязательно следует выучить ПДД, где подробно описаны знаки и правила, которые встречаются на дорогах. Основные моменты, которые при обучении вождению вам придется усвоить мы рассмотрели. Более подробно о том, как водить машину, для начинающих пошагово расскажет инструктор в автошколе. Также подробнее о вождении автомобиля с механической коробкой передач можете узнать, нажав на эту ссылку.
Автоматизированная коробка передач
Не каждый автомобиль, который сам переключает передачи и не имеет педали сцепления, оснащен автоматической коробкой передач. В некоторых из них установлена механическая коробка передач с «прикрепленным» роботом, который и переключает передачи.
Это не коробка автомат! В роботе имеется сухое сцепление, которым управляет машина, а не человек. Сцепление легко испортить во время медленного движения в гору, например, при выезде из подземного гаража. Робот, чтобы сохранить плавность хода, заставляет двигаться на «полувыжатом» сцеплении, что приводит к его более быстрому износу.
Основные режимы работы АКПП
В машинах с автоматической КПП не нужно переключать передачи. Такая трансмиссия оснащена переключателем режимов работы, которые определяют то, в какой момент будет происходить переход с одной ступени на другую. Управление АКПП выполняется кнопками и рычагом. В этом плане трансмиссия, наоборот, как бы усложнена, потому что в машине с механикой есть только рычаг и педаль. Невзирая на увеличившееся количество органов управления, процесс управления намного проще
Важно знать о том, что в такой трансмиссии есть основные и дополнительные режимы работы. К первым относятся:
- «P» — эта латинская буква указывает на активацию режима парковки. Ведущие колеса блокируются, а двигатель разъединен с трансмиссией. Именно в таком положении рычага следует запускать мотор, так как на его валу нет нагрузки.
- «R» — положение рычага трансмиссии в этом режиме указывает на включение задней передачи. Активизируется электронным путем и только в состоянии полной остановки машины.
- «N» — если вы планируете буксировать автомобиль, то делать это нужно именно в этом режиме. Мотор отсоединен от трансмиссии, ведущие колеса не заблокированы.
- «D» — такое положение рычага указывает на движение вперед. Его следует включать при любых поездках.
- «M» — этот знак на АКПП указывает на то, что передачи на автомате переключаются вручную, но он имеется не на всех моделях авто с подобными коробками.
Дополнительные режимы работы АКПП
Чтобы правильно пользоваться автоматической коробкой передач, нужно изучить и дополнительные режимы работы. Их также называют подрежимам. Возможно, не во всех модификациях коробок они будут обозначены именно так, как будет описано далее в статье:
- Режим овердрайв, имеет обозначение «D» или «O/D». Он предназначен для длительного движения на повышенной скорости. Применяется за городом.
- Буквами «D3» или «O/D OFF» обозначаются выключение режима овердрайв. Он принудительно отключает 4-ю ступень, чтобы она не срабатывала при кратковременном увеличении скорости. Позволяет экономить ее ресурс муфты гидротрансформатора при езде по городу.
- Положение рычага на метках «S» или «2» свидетельствует об активации режима пониженных скоростей. Его следует включать, если вы планируете долго ехать медленно. Его применяют для уверенного передвижения по дороге с ледяным покрытием. В некоторых модификациях автомобилей положение маркируется буквой «W».
- Положение рычага на метке «L» или 1 означает о включении только первой ступени. Он используется в режиме диагностики трансмиссии или проведения ремонта. Также можно включать, чтобы тронутся на неровном покрытии и дальше двигаться на ползущей скорости.
На что обратить внимание при эксплуатации автомобиля с АКПП
Машины с коробкой-автоматом предназначены для умеренной и комфортной езды без перегрузок.
При эксплуатации нужно учитывать следующие факторы:
Конструкция АКПП.
Частота технического обслуживания. АКПП требует регулярного техосмотра и замены расходных материалов. Трансмиссионное масло рекомендуется менять каждые 35-60 тыс. км пробега. При несвоевременном техобслуживании может потребоваться частичная замена блоков фрикционных дисков. Условия эксплуатации. АКПП упрощает управление на шоссейных и городских дорогах. В грязи или снегу ведущие колеса машины будут буксовать, что быстро приведет к перегрузке коробки-автомата и выходу фрикционов из строя. Техника вождения
АКПП требует более тщательного прогрева двигателя и осторожности в первые минуты поездки. Резкий разгон и торможение сразу после начала движения приводят к масляному голоданию трансмиссии и износу фрикционных дисков. Преимуществом является наличие дублирующих систем: например, ручной (стояночный) тормоз служит дополнительной страховкой при включении режима «Паркинг»
Езда с дополнительной нагрузкой. Владельцам транспорта с коробкой-автоматом не рекомендуется ездить с прицепом или буксировать другие машины
Преимуществом является наличие дублирующих систем: например, ручной (стояночный) тормоз служит дополнительной страховкой при включении режима «Паркинг». Езда с дополнительной нагрузкой. Владельцам транспорта с коробкой-автоматом не рекомендуется ездить с прицепом или буксировать другие машины.
Второе – стартуем утром после длительной стоянки
Каких-либо особых секретов здесь нет, но некоторые тонкости и хитрости нужно упомянуть:
- – во-первых, при утреннем пуске желательно держать ключ в положении старт не больше пяти секунд. В противном случае можно «спалить» стартер. Двигатель заглох? Тогда ждите не менее 30 секунд, прежде чем делать новую попытку завода двигателя;
- – во-вторых, перед началом движения нужно дать мотору прогреться хотя бы полминуты. Если заводка осуществляется при морозной погоде, то время прогрева можно увеличить до трех минут. Как только температура на датчике начнет расти – стартуйте;
- – в-третьих, если ночью по морозу замерз стояночный тормоз, то отчаиваться не стоит. Конечно, ситуация довольно сложная. Добавление газа или периодическое потягивания ручника здесь не спасет. Чаще всего приходится отогревать тормозные колодки горячей водой. В идеале такой ситуации лучше не допускать. Если есть вероятность замерзания колодок, то необходимо использовать положение «Р». На уклонах же такой режим вреден, поэтому стоит сделать ряд хитрых манипуляций: нажать педаль тормоза, рычаг установить в положение «N», включить ручник, опустить тормоз, перевести рычаг в положение «Р»;
- – в-четвертых, перед началом движения прогрева требует не только мотор, но и сама коробка. Чтобы все сделать правильно, необходимо нажать на тормоз и одновременно поджимать педаль газа (рычаг предварительно нужно установить в положение «D»). Первые несколько минут нужно двигаться на минимальной скорости (не более 50 км/час).Всего пять минут такого аккуратного движения, и коробка будет прогрета.
Какие существуют режимы АКПП
У автоматической коробки передач имеется четыре основные режима:
- P- «паркинг» – для того, чтобы оставить машину стоять на определенное время без движения. Он фиксирует положение автомобиля на стоянке. Включать его можно только при полной остановке автомобиля. В этом состоянии следует заводить двигатель. При положении «Р» автомобиль не двинется с места, а двигатель будет работать на холостых оборотах.
- R – «задний ход» — используется, когда нужно проехать назад.
- N – «нейтраль» – когда нужно перекатить автомобиль с одного места на другое. На задние колеса не передаются вращения двигателя, но при отпущенных тормозах автомобиль может свободно катиться. В инструкции написано: «Никогда не включать при движении автомобиля — продолжительная езда на «нейтрале» может привести к выходу из строя коробки передач». Возражу на это словами Джеймса Бонда: «Никогда не говори никогда» — иногда включать режим «N» необходимо.
- D – «драйв» – для того, чтобы начать движение вперед. Этот режим предусмотрен для всех стандартных дорожных ситуаций. Цифры 4, 3 и 2 на автоматических 5-стуненчатых коробках передач означают, что переключение возможно только до соответственно 4-й, 3-й и 2-й ступеней. Он предусмотрен для езды по крутым перевалам, в горах с прицепом, в сложных условиях, для торможения на экстремальных спусках. На некоторых модификациях «мерседесов» есть режим «В» — торможение на экстремальных и длинных спусках, в частности, с прицепом, при скорости ниже 40 км/ч, тогда коробка передач переключается на нижнюю ступень. Переключать селектор из положения «D» в положение «4», «3», «2» и «В» можно при движении автомобиля, но не превышая допустимой максимальной скорости при различных положениях рычага. Для этого необходимо контролировать положение стрелки спидометра: первая скорость — одна метка, вторая скорость — две метки, четвертая скорость — четыре метки, или по тахометру, не превышая максимально допустимого числа оборотов двигателя.
О том, что представляет собой коробка типтроник читайте в нашем обзоре
Дополнительные режимы
- Режим «2» – доступные первые две передачи. В нем КПП блокирует выбор передач, ограничиваясь первой и второй передачами. Данный режим есть смысл применять при буксировке, а также на горных дорогах с извилистым профилем. Включение режима доступно и при движении, однако делать это следует лишь если скорость автомобиля ниже 80 километров в час. В противном случае высокие обороты могут негативно отразиться на двигателе автомобиля.
- Режим «L» – доступна только первая передача. Данный режим предназначен для езды в особо сложных условиях и на бездорожье. На кроссоверах и внедорожниках с данным режимом задействуется и понижающая передача. При этом включение данного режима возможно лишь при скорости машины ниже 15 километров в час. Перед тем, как ездить на коробке автомат по бездорожью, лучше включить режим заблаговременно.
- OverDrive (O/D) Данный режим применяется на коробках передач, которые имеют более трех ступеней и предназначен для совершения обгона либо в других ситуациях, когда требуется быстрый разгон автомобиля. Активируется он, как правило, нажатием кнопки на рычаге трансмиссии. Перед тем, как ездить на коробке автомат с использованием данного режима, следует помнить, что он принудительно не позволяет АКПП переключаться выше, чем до третьей передачи. Благодаря этому и достигается большая, в сравнение с обычной работой, динамика автомобиля. Использовать этот режим можно и при езде на затяжном подъеме. Дело в том, что обычный режим может в таком случае «колебаться», переключаясь то на третью, то на четвертую передачи. При использовании же «овердрайва» проблема исчезает.
- PWR/SPORT. Данный режим является программным и предназначен для активного вождения. При его активации ступени в коробке переключаются на более высоких оборотах, благодаря чему достигается максимальная динамика (расход топлива тоже становиться максимальным). Для того, чтобы понять, как ездить на коробке автомат в спортивном режиме, требуется, для начала, овладеть базовыми навыками езды на автомате ввиду того, что автомобиль субъективно становиться заметно резче в откликах на педаль «газа».
- SNOW – снег. Название этого режима говорит само за себя. Он предназначен для того, чтобы безопасно ездить в зимнее время года. Как ездить на автомате зимой, понять не сложно – достаточно включить данный режим. АКПП в таком случае будет «трогаться» со второй передачи, а переключения будут происходить на более низких оборотах. На асфальте автомобиль становиться менее динамичным, однако это сделано для безопасности на снегу
Переключение передач АКПП: как включить заднюю скорость на автомате или двигаться вперед
Сегодня по ряду причин АКПП является намного более предпочтительным вариантом, чем «механика». Особенно это справедливо в том случае, если автомобиль постоянно эксплуатируется в условиях мегаполиса, где движение в плотном потоке характеризуется низкими скоростями, частыми разгонами и остановками, а также перемещением и простоями в пробках.
С учетом такой популярности, многие начинающие водители, а также те, кто ранее эксплуатировал авто с МКПП, активно пересаживаются на автомобили с коробкой автомат. Далее мы рассмотрим, как на автомате переключать скорость, что нужно знать о режимах АКПП, а также как включить заднюю скорость на автомате.
Что означают буквы на коробке автомат
Расшифровка обозначений положения ручки селектора на АКПП
Прежде чем приступать к самому вождению, необходимо ознакомиться с селектором переключения передач АКПП, обозначениями на нем и понять как управлять АКПП. Традиционно на автомате встречаются основные режимы:
- P – режим парковки. При переключении сектора в режим парковки блокируются ведущие колеса. Его используют, в случае если необходимо припарковаться на неровной или с небольшим уклоном поверхности;
- R – задний ход на автомате;
- N – «нейтралка» или нейтральная передача. Во время езды, ее лучше не использовать и применять лишь в случае необходимости перемещения с работающим двигателем на короткие дистанции, на автосервисе, например;
- D – основной режим. Включив вышеупомянутый режим, можно ехать на любой удобной скорости;
- 2 – режим езды на первых двух передачах. Наиболее удобно его использовать при движении на небольших скоростях, до 80 км/ч, например, на сложных участках трассы или при буксировке;
- L – режим езды на первой скорости. Его используют, если скорость движения не превышает отметку в 15 км/ч, например, на участке грунтовой размытой дороги.
В некоторых моделях, стандартный пакет режимов коробки может быть дополнен еще несколькими. Дополнительные режимы, встречающиеся на авто с АКПП:
- O/D или OverDrive – режим быстрого разгона, который используется при обгоне другого транспорта или при затяжных подъемах;
- Кик-Даун – режим переключения на 1-2 передачи вниз, обеспечивая ускорение. Кик-Даун на автомате не стоит использовать, если авто еще не набрало скорость в 20 км/ч;
- RWR Sport – режим быстрого разгона, сопровождающийся большим расходом топлива. Обычно его используют для езды на автобанах;
- Snow – особый режим, предназначенный для езды зимой. При движении в вышеупомянутом режиме, движение начинается со 2-й скорости, что значительно снижает возможность скольжения и прокручивания на месте ведущих колес.
Насос, охлаждение
Чтобы рабочая жидкость циркулировала в системе под давлением, в устройстве АКПП есть насос шестеренного типа с внутренним зацеплением. На некоторых коробках используется лопастной элемент. Но вне зависимости от типа, насос приводится в действие от ступицы ГТФ.
Во время работы АКПП жидкость существенно нагревается. Ввиду этого в конструкции коробки предусмотрена охлаждающая система. Она предполагает наличие специального теплообменника, который включен в систему охлаждения ДВС. В некоторых случаях используется отдельный радиатор для АТФ-жидкости, вынесенный в переднюю часть автомобиля.
Советы и рекомендации
Важно понимать, что в процессе эксплуатации, даже при условии наличия различных блокировок и защиты от случайных включений, все равно полностью исключить ошибки нельзя. Как правило, часто водители включают режим «R», не полностью остановив автомобиль
В данном случае можно почувствовать характерный рывок (удар) в АКПП. Не трудно догадаться, что в этом случае детали внутри коробки испытывают сильные нагрузки, также после нескольких таких включений высока вероятность поломки АКПП.
Еще распространенной ситуацией является такая, когда водитель на высокой скорости случайно включает режимы L2 или L1. Такое включение приводит к резко растущим (иногда предельным) нагрузкам на трансмиссию, а также и на двигатель.
Параллельно нужно отметить, что любые типы автоматов достаточно чувствительны к высоким нагрузкам и пробуксовкам. Если на «механике» при активных пробуксовках можно «спалить» сцепление, то в случае с автоматом независимо от типа достаточно высоки риски поломки всей коробки.
Другими словами, буксовать в грязи или снегу на АКПП настоятельно не рекомендуется. Если машина застряла, лучше попытаться вытолкать автомобиль или вытащить его при помощи другого ТС, чем пытаться выехать своими силами.
Основные режимы селектора автоматической коробки передач
АКПП по типу механики имеет 4 основных режима работы коробки передач:
- “D”;
- “R”;
- “P”;
- “N”.
Режим “D” можно перевести как “движение”. В механической коробке он не выделен специально. Водитель просто переключает скорости, зажимая и отпуска сцепление. Машина, оснащенная автоматикой, вообще не предполагает педали сцепления, а смена скорости движения регулируется автоматически в зависимости от скорости автомобиля и нажатия на педаль газа. Если вы нажмете на акселератор с большей силой, АКПП переключит вас на нужную скорость. Когда будет нужно снизить скорость, сбросьте обороты, отпустив педаль газа, и автоматика осуществит торможение.
Безусловным преимуществом режима “D” является устойчивость машины на склонах. То есть, когда вы будете “трогаться” под углом, можно не опасаться за откат вашего авто назад. Однако это не повод полностью расслабиться. На слишком крутом склоне автоматика не застрахует транспортное средство от “сползания”.
“R” или реверс – еще один режим, предназначенный для движения, включает задний ход. Переключаться на этот режим можно только после полной остановки машины.
Что же касается самой остановки, продолжительной стоянки, то для этого существует режим парковки – “P”. При включении паркинга ведущие колеса будут автоматически заблокированы. Если сравнивать с механической коробкой, то “Р” в автоматике исполняет роль стояночного ручника.
Заводить и выключать двигатель автомобиля, укомплектованного АКПП, нужно именно в этом режиме. Главное не ошибиться с переключением режимов во время движения. К примеру, включенный режим парковки у двигающейся машины можно соизмерить с совершением крупной аварии, что, соответственно, приведет к серьезной поломке коробки передач автомат.
Ну и конечно режим “N” – равнозначен нейтральному положению в ручной коробке передач. Устанавливая нейтральный режим, помните, что колеса не будут заблокированы. Парковать машину в нейтральном положении нельзя. Зато он отлично подойдет, если авто нужно отбуксировать не заводя двигатель на небольшое расстояние.
Дополнительные функции автомобиля с коробкой автомат
Кроме основных функций, существуют и дополнительные опции коробки передач автомат, как пользоваться ими, для чего нужны, подробно об этом расскажем ниже.
Так, например, режимы “Norm” и “Econ” помогут максимально сэкономить на расходе топлива. Когда включается одна из опций, сокращается количество оборотов двигателя, то есть коробка автомат переключается раньше на повышенную передачу, тем самым снижается потребление топлива. Ускорение на машине в таком режиме наиболее плавное и продолжительное. При активации опции может казаться, что автомобиль начинает “скользить” по дороге.
Функции “PWR”, “Power”, “S” (спорт) подойдут любителям быстрой езды. В случае включения автомат производит переключения скоростей при достижении двигателем более высоких оборотов. Эти режимы позволяют использовать мощность двигателя по максимуму и быстро разгонять авто. Естественно расход горючего в таких условиях также возрастет. Тем не менее, опция незаменима при езде по скоростным трассам или в случаях, когда водитель больше предпочитает стремительный разгон, чем минимальное потребление бензина.
Функции коробки передач с названием “Snow”, “Winter” или “Hold” упрощают передвижение на авто в зимнее время. При включении режима машина начинает движение со второй скорости, что позволяет легче преодолевать сугробы и увереннее чувствовать себя на скользкой дороге (при условии использования зимней резины). Поскольку автомобиль будет реже пробуксовывать, терять сцепление с дорожным покрытием.
Достоинства и недостатки коробки-автомат
Безусловно, пользоваться коробкой-автомат намного проще, чем механической КПП. Но стоит помнить, что у автоматических коробок есть не только достоинства, но и некоторые недостатки.
- При управлении автомобилем с коробкой-автомат в городских условиях, пользоваться машиной гораздо удобнее, чем авто с “механикой”. Однако при этом и расход топлива будет заметно выше (смотрите наши рекомендации, как уменьшить расход топлива).
- А вот на трассе гидротрансформатор в АКПП обычно блокируется, и поведение машины с коробкой-автомат практически не отличается от поведения автомобиля с МКПП.
- На бездорожье с коробкой-автомат труднее забуксовать, чем с механикой, но вытащить такую застрявшую машину “в раскачку” не получится.
- На скользкой дороге тронуться без пробуксовки на автомобиле с автоматом легче, к тому же уменьшается вероятность срыва в занос передней оси. Но вытаскивать авто из заноса при этом труднее.
- Буксировать автомобиль, оснащенный коробкой-автомат, с неработающим двигателем можно со скоростью не более 50 км/ч и на расстояние не более 50 км (поскольку масляный насос при этом не работает и смазка не поступает к некоторым подшипникам).
- Даже не пытайтесь завести авто с коробкой-автомат “с толкача”, поскольку АКПП будет на нейтрали независимо от положения селектора (неподвижный масляный насос не может создавать давление для сжатия фрикционов и включения какой-либо передачи).
Планетарный ряд
Это и есть та самая механическая коробка, находящаяся в составе АКПП. Для чего служит этот узел? Он позволяет изменить передаточное число, тем самым корректируя величину крутящего момента и скорость движения автомобиля. Механическая КПП состоит их двух планетарных редукторов. Они соединены между собой последовательно. Это необходимо для их совместной работы и обеспечения нужно числа ступеней. Ранее на автомобилях практиковались только четырехскоростные АКПП. Сейчас же число ступеней увеличилось до шести (а некоторые производители практикуют и девятискоростные коробки).
Каждая планетарная передача состоит из:
- Коронной шестерни.
- Водила.
- Солнечной шестерни.
- Сателлитов.
Передача момента вращения возможна только при условии блокировки одного или двух вышеперечисленных элементов планетарного ряда. Так, благодаря неподвижной солнечной шестерни уменьшается передаточное отношение. А при блокировке коронной оно, наоборот, увеличивается. Саму блокировку осуществляют фрикционы и тормоза. Последние позволяют удержать определенные части редуктора АКПП благодаря соединению с корпусом трансмиссии. Тормоза могут быть ленточного типа либо многодисковыми. Они вместе с муфтой замыкаются посредством гидравлических цилиндров. Также в устройстве АКПП имеется муфта, что удерживает водило и не позволяет ему вращаться в иную сторону.
Таким образом, принцип работы автоматической коробки передач основывается на определенном алгоритме выключения и включения разных муфт и тормозов.